В чем шутка песни небылицы

Обновлено: 25.12.2024

Цель: знакомство детей с русским фольклором (народными мелодиями, потешками, прибаутками, небылицами, играми и пр.) через привлечение к активному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

1. Научить детей танцевать и петь хороводные песни, играть в народные игры.

2.Играть на русских инструментах: трещетках, ложках, бубенцах и др.

3. Воспитывать уважение к русским традициям.

Действующие лица: Хозяйка, дети.

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званые да желанные!

Рады видеть вас у себя в гостях!

Не стесняйтесь, не смущайтесь, удобно располагайтесь.

Много праздников было на Руси! Собирались все вместе в избе на посиделках, чтобы вечера долгие скоротать, на людей поглядеть, да себя показать.

Вот и я сегодня жду много гостей.

Будет праздник большой, праздник веселый.

Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ!

Вас много интересного ждет.

Хозяйка :Что за славный денек!Поднимайся, куманек!

Будем шутки шутить, прибаутки слушать, небылицы говорить.

А кто знает, что такое прибаутки?

(Прибаутка, по определению В. И. Даля, — «короткий смешной рассказец, анекдот», это небольшая стихотворная сказочка с ярким динамичным сюжетом. Как правило, в центре внимания находится одно событие, либо события быстро сменяются, что позволяет удерживать внимание маленького слушателя. Этой же цели служит и ритмическая организация прибаутки: парные рифмы, смысловые и звуковые повторы, отчетливый ритм, звукоподражания. Эти небольшие рифмованные истории еще больше расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.)

Включаем аудиозапись для прослушивания. Девочка на проигрыш играет на металлофоне)

Хозяйка: НЕБЫЛИЦЫ

1. Как у наших у ворот

Муха песенки поет,

Комар подпевает, муха догоняет,

За ним курица кряхтит и петух пыхтит.

2. Жил да был Ермил - в решете квас цедил,

В кафтан квас сливал, лаптем пашню пахал,

Шилом сено косил, на свинье сено возил.

3. У нас лошади в оборках, а коровы-то в лаптях,

У нас пашут на телегах, а боронят на санях.

4. У речки на поляне гулял козел в кафтане

Подсел козел к костру, прожег козел дыру

На новом кафтане, на вышитом кармане!

Бежит коза кафтан чинить, кафтан чинить,

5. Лошадь ехала с рогами,

Плыл козел по мостовой,

Червячок шел с бородой!

6. Африканский крокодил

В море Белое уплыл,

Стал он жить на дне морском,

Там себе построил дом!

7. Что за гуси пробежали,

Уши и хвосты поджали?

Кто же гонится за ними?

Может, кони на машине?

Нет! Бегут они от страха,

Что догонит черепаха!

8. Тимошка на ложке

Ехал по дорожке,

Подвез до забора!

Хорош мотор у ложки!

9. Рассказать вам интерес?

Слон на дерево залез,

Свил гнездо из веточек,

10. Посмотрите, посмотрите!

Едет Ваня на корыте!

А за ним ребятки

На дырявой кадке!

А за ними ёж с котом

Погоняют всех кнутом!

11. Ёжик крыльями махал

И как бабочка порхал.

Заяц, сидя на заборе,

Хозяйка: Ну и дела!

Игра «Никанориха гусей пасла»

(Дети идут по кругу, поют, в центре ходит «козлик», «жует» урожай.)

Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла. Никанориха ругается, а козел-то улыбается (после все идут шаркающим шагом врассыпную и козлик тоже).

С окончанием музыки встают парами живот к животу, обнявшись. У кого нет пары, тот козлик, Ему громко говорят,грозя пальчиком: «Раз, два, три, козлик ты!»

Хозяйка: Поплясали, поиграли, свои кости поразмяли,

Хозяйка: любили наши предки шутить, песни. Одну из этих песен мы сейчас послушаем.

Песня «Лапти»(шумовой оркестр)

Хозяйка:Ой какие ребята вы молодцы, а теперь поиграем в наши детсадовские небылицы на каждый ответ говорим да или нет

Дидактическая игра «Небылицы» (согласны-хлопают. Не согласны- топают)

Чтоб спастись от зимних вьюг,

Ласточки летят на юг.

На работе балерины

Набивают пух в перины.

Чтоб от насморка лечиться,

Муравьи едят горчицу.

Подарила Мише Света

У летающих ежей

Восемь ног и шесть ушей.

Носороги и слоны

Прилетели к нам с Луны.

В зоопарке обезьяны

По утрам едят бананы.

Утром волк зубастый

Чистит зубы пастой.

В небе самолет кружится,

Машет крыльями, как птица.

На учениях солдаты

Учатся бросать гранаты.

Ходит голубь по дорожке,

У него четыре ножки.

У упавшего спортсмена

На зеленом апельсине

Шкурка стала темно-синей.

Летом во дворе Егорка

С ледяной катался горки.

За обедом съела Даша

Сто тарелок манной каши.

Сорвала Анюта розу,

И теперь в руке заноза.

Прописал врач Мише

Хозйка : А теперь мы конкурс устроим.

Игра «Догони яблоко»

Дети стают 2 колонны по 1, у первых игроков яблочко в руке, нужно катить яблоко рукой и бежать до фишки, а затем обратно.

Игра "Ты дрозд, я дрозд"

Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары.

Далее вместе с ведущим произносят слова и выполняют движения:

«Ты дрозд, (открытой ладонью показываем на соседа)

и я дрозд, (открытой ладонью показываем на себя)

У тебя нос (прикасаемся кончиками пальцев к своему носу)

и у меня нос, (прикасаемся кончиками пальцев к своему носу)

У тебя щёчки красненькие, (прикасаемся кончиками пальцев к щеке соседа)

И у меня щёчки красненькие. (прикасаемся кончиками пальцев к своим щекам)

У тебя губки аленькие, (прикасаемся кончиками пальцев к губам соседа/либо показываем на них)

И у меня губки аленькие (прикасаемся кончиками пальцев к своим губам).

Мы с тобой два друга (пожимаем друг другу руки)

Любим мы друг друга (обнимаем друг друга).

Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.

Хозяйка - Какие у нас детки сегодня веселые! Все улыбаются.

- Да, и мы сейчас посмотрим, у кого самая широкая улыбка (меряем улыбки линейкой)

Только улыбка должна быть до ушей!

Хозяйка: Ну вот ребята и позабавились мы с вами, а теперь настало время угощения и прощания. Вот вам сладкие конфетки, не забывайте улыбаться и шутить.

Публикации по теме:

Физкультурное развлечение по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Ведущий: Сегодня прекрасный осенний день, взрослые спешат на работу, ученики спешат в школу, а мы с вами тоже спешим в наш любимый детский.

Развлечение для старшего дошкольного возраста «Святочные гуляния» Святочные гуляния (развлечение для старшего дошкольного возраста)[/b] Ведущая: (в народном костюме) В этот зимний вечерок Вьётся над трубой.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Красный, желтый, зеленый!» Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Красный, желтый, зеленый!» Участники: дети старших групп №10 Воспитатель: Яснова Н. А.

«Мы любим спорт». Развлечение для детей старшего дошкольного возраста СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ «МЫ ЛЮБИМ СПОРТ» для детей старшего дошкольного возраста составитель: воспитатель А. Н. Стабровская 2019.

Познавательный праздник по ОБЖ для старшего дошкольного возраста «Шутки в сторону — рядом огонь!» Познавательный праздник по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Шутки в сторону — рядом огонь!».

Прибаутки для детей старшего дошкольного возраста Сорока-белобока Жила одиноко, Скакала, скакала, Гостей поджидала, Кашку сварила, Гостей угостила! * * * Доры, доры, у Федоры Птички.

Развлечение «Потерянная звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Развлечение «Потерянная звёздочка» для детей старшего дошкольного возраста Надеева Екатерина Николаевна – музыкальный руководитель Цель:.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Посиделки в «Русской избе» Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Посиделки в «Русской избе» Цель: музыкальное воспитание детей на основе русской народной.

Развлечение «Зов джунглей» для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование культуры здорового образа жизни воспитанников. Задачи: Развивающие: - развивать стремление к победе и уверенность в своих.

Спортивное развлечение «Приключения пиратов» для старшего дошкольного возраста Спортивное развлечение «Приключения пиратов» для старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни, способствовать.

Следующий анекдот

Русские народные шутки-прибаутки это сборник увлекательных веселых и поучительных коротких стихотворений с поучительным смыслом. Фольклор или народное творчество копилось десятилетиями и некоторые актуальные проблемы и пороки людей высмеянные в старинных прибаутках актуальны по наши дни.

Собирательные образы в шутках-прибаутках пронеслись через года и были собраны в общую копилку народными мастерами слова. Здесь вы найдёте более 50 известных русских народных прибауток для детей.

Про барашков и сову

Барашеньки-крутороженьки
По лесам ходили,
По дворам бродили,
В скрипочку играли,
Настю потешали.
А совища из лесища
Глазищами хлоп-хлоп!
А козлище из хлевища
Ножищами топ-топ!

Про сову

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела —
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Про рябину

Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

Про блины

— Пеки блины.
— Рада бы пекла,
Да нет муки.
— Так и так пеки.

Шутка-прибаутка

Сегодня праздник,
Жена мужа дразнит,
На печь лезет,
Кукиш кажет:
На тебе, муженек,
Сладенький пирожок,
С лучком,
С мачком,
С перичком!

Про косца

Накосил мужик сенца,
Поставил середи польца,
Не сказать ли опять с конца?

Про домашных животных

Гуси в гусли,
Утки в дудки,
Вороны в коробы,
Тараканы в барабаны,
Коза в сером сарафане,
Корова в рогоже, всех дороже.

Наскладушина

Не для чего,
Чего иного,
Как прочего другого.

Про лень

За дело не мы,
За работу не мы,
А поесть, поплясать
— Против нас не сыскать.

Про три палки

Я срубил три палки:
Одну еловую,
Другую березовую,
Третью рябиновую;
Бросил еловую — не добросил,
Бросил березовую — перебросил;
Бросил рябиновую — угодил;
Озеро вспорхнуло, полетело,
А утки остались.

Про дудочку и пастушка

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду…
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
— Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Бурёнка лежит,
На теляток глядит,
А домой не идёт,
Молочка не несёт.
Надо кашу варить,
Сашу кашкой кормить.

Про лебёдушку

Вдоль по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.

Про комарика

Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенёчек,
Свесил ноги на песочек,
Спрятал носик под листочек, —
Спратялся!

Про лисичкины лапотки

Лиса по лесу ходила,
Зво́нки песни выводила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Себе — двое,
Мужу — трое
И детишкам
По лаптишкам.

Про Фому и Тимошку

Стучит, бренчит на улице:
Фома едет на курице,
Тимошка — на кошке
По кривой дорожке.
— Куда, Фома, едешь?
Куда погоняешь?
— Еду сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— А зачем молоко?
— Ребяток кормить.

Про Бурёнку

Коровушка-бурёнушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам —
Всем нальет в стаканчики:
«Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»

Как ворон на трубе играл

Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

Лягушкины пирожки

Ква-ква-ква-квакушка,
Пирожки пекла лягушка
Со сладкою начинкой,
Угощала свинку,
А заиньке в пирожок
Положила творожок!

По грибы

— Ножки, ножки, где вы были?
— За грибами в лес ходили.
— А вы, ручки, помогали?
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели,
Все пенечки оглядели.
Вот и Ванечка с грибком,
С подосиновичком.

Про кафтан

— Федул, что губы надул?
— Да кафтан прожег.
— Зачинить можно?
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Да один ворот остался.

Зайкина морковка

Зайчишка-трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Морковку нашёл,
Сидит грызёт.
Иди, зайка, прочь-
Хозяин идёт.

Про калачи

А качи-качи-качи…
Продавали калачи.
А мы с Ванечкой пошли
И купили калачи.
Калачи-то горячи,
Потому что из печи,
Сладкие, хрустящие,
Калачи вкуснящие.

Белкины орешки

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Про котика

Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.

О потерянном телёнке

— Ты видел моего теленка?
— Рыжего?
— Да, рыжего.
— С белым пятном на лбу?
— Да.
— И с колокольчиком на шее?
— Да, верно.
— Нет, такого не видел.

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята – так я вас встречаю каждое утро. А как еще можно поздороваться? (привет, доброе утро). На Руси люди, встречаясь друг с другом,говорили: «Здрав будь! Здравствуй! Здравствуешь! Доброго здоровья! Здравия тебе и долгих лет жизни!»

-Таким образом, люди желали при встрече друг другу здоровья. Вот и мы каждый день желаем здоровья друг другу.

- Ребята, я хочу вам почитать новую книгу. Согласны? Ой, а книга-то не простая (показываю детям книгу-шкатулку)

-Давайте посмотрим, что в ней! (достаю игру в конверте)

- Тут какие-то карточки, прочтём их (Читая, играем в дидактическую игру «Слово заблудилось»)

1. Лежит лентяй на раскладушки, грызет, похрустывая, ПУШКИ (сушки).

Вы услышали, что грызёт лентяй? (Пушки). Разве так бывает (нет) А как вы думаете, что он мог грызть (сушки)

2. Жучка БУДКУ (булку)не доела: неохота, надоело. Что ела Жучка (Будку) Почему будку нельзя есть (она несъедобная)Что тогда не доела Жучка (булку)

3. Белка с ветки в свой домишко перетаскивала МИШКУ (шишку).Что перетаскивала белка (Мишку)Может такое быть (нет)Что тогда белка могла перетаскивать (шишку)

4. Шоколадный ПОРТ и крем, целый день сегодня ем! Ребята можно есть Порт (нет)А что тогда герой мог есть (торт)

5. Принес, Андрею, дед

Большой КУЛАК (кулек) конфет. Как можно кулак принести (никак)А что тогда принес дед (кулек)

-О чем же эти стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

(Случайно из книжки выпадает листок.)

-Ребята, смотрите здесь еще что- то есть.

(Читаю стихотворение, включаю 1слайд).

Ехал Ваня на коне,

Вел собачку на ремне,

А старушка в это время

Мыла фикус на окне.

Какие действующие лица в стихотворении? (Ваня,собачка,старушка,фикус)

Кто ехал на коне? (Ваня)

Кого вел Ваня? Как вел? (собачку на ремне)

Что делала старушка? (мыла фикус)

Где стоял фикус (на окне)

Что такое фикус (растение, цветок)

Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

- А давайте мы с вами превратим это стихотворение в «Небылицу»! Как это сделать я вам подскажу - нам нужно, запутать слова так, чтобы получилось смешно и весело. А для этого давайте вспомним еще раз и перечислим героев, стихотворения (Ваня, собачка, старушка, фикус)

-А что если вместо Вани посадить на коня кого-нибудь или что-нибудь, чтобы было весело (например, фикус). Какого героя можно вести на ремне чтобы было смешно (старушку) и т. д.

Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором выкладываю героев небылицы. Ребята с помощью картинок составляют свои небылицы, рассказывают что у них получилось. Например,

Ехал фикус на коне,

Вел старушку на ремне,

А собачка в это время

Мыла Ваню на окне.

-А вот еще как можно переделать это четверостишие в небылицу (снова используя карточки, дети меняют героев местами)

- Ехал Ваня на окне,

Вел старушку на ремне

Ну, а фикус в это время

Мыл собачку на коне.

(Получившиеся небылицы рассматриваем на слайдах)

-Ну а сейчас самое время размяться, под нашу любимую песенку. Однако будьте внимательны, я буду путать движения, а вы должны будете показывать движение правильно! Готовы? Начинаем!

(Звучит аудиозапись песни Е. Железновой «У жирафа»)

-Здорово, справились. молодцы!

-Интересно было придумывать запутанные истории?

-А хотите сами сочинить небылицу? Давайте попробуем! А помогут вам наборы картинок.

-Но сначала давайте подумаем, что как составить небылицу? (можно поменять местами героев или предметы; перепутать слова)

- Сейчас вы в парах составите по одной небылице. (Дети делятся на пары с помощью обозначений на стульчиках. Затем рассматривают предложенные карточки и составляют «небылицы». Составленные детьми предложения записываю на доске, параллельно рифмуя их).

Небылицы получатся такие:

«Морковка ест зайчика

Рыба ловит мальчика

Сок наливает девочку

Очки носят дедушку»

«Клубком играет бабушка

Стол стоит на оладушках

Ветка сидит на птице

Вяжут девочку спицы»

«Коса плетёт девочку

Рыба ловит дедушку

Забор красит мышку

Банан ест мартышку»

-Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем сочиняют небылицы? (Повеселиться).

-А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно? Раньше не было ни телевизоров, ни интернета, а людям хотелось повеселиться. Вот они и сочиняли разные смешные истории. И на каких-нибудь праздниках рассказывали друг другу.

-Ребята, а ведь и вы знаете небылицы, повспоминайте.

-Я вам подскажу, вспомните потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки.

(Рассказывают считалки, потешки.)

Например, Сидели два медведя

На тоненьком суку,

Один читал газету,

Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлёпнулись в муку.

-Сегодня, когда придёте домой, сможете посочинять небылицы с родителями или рассказать ту, которую сочинили сами.

-Давайте с вами выберем и выучим ту небылицу, которая вам больше всего понравилась (заучиваем небылицу по выбору детей)

-Ребята, а в нашей «Необычной книжке», пока мы с вами были заняты, что-то ещё появилось (раздаю наклейки).

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Малые формы фольклора — пословицы» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством - малыми формами фольклора - пословицами. Учить осмысливать.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Сказочный театр» Образовательная область: Речевое развитие Возрастная группа: старшая группа Тема занятия: «Сказочный театр» Интеграция образовательных.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе «Вот поезд наш едет» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 «Светлячок» Конспект организованной.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в первой младшей группе «Русские народные потешки» Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству через знакомство с потешками. Задачи: Побуждать запоминать.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Осень» Программное содержание: Обучающие задачи: продолжать закреплять знания детей о признаках осени; Продолжать учить детей составлять рассказ.

Конспект организованной образовательной деятельности «Подарки для лесных зверей» по сенсорному развитию «Подарки для лесных зверей» Цель: продолжать формировать умение детей подбирать предметы по образцу определенной величины; развивать глазомер,.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с ОВЗ «Живые яблочки на ветках» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми Подготовительной группы с ОВЗ «Живые яблочки на ветках» Задачи: 1. Расширить.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по аппликации «Снеговик» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по аппликации на тему: «Снеговик» Подготовила.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста по «Сенсорному развитию» Тема: «Прогулка с солнышком» Образовательные задачи: • Формировать у детей умение различать предметы по величине (большой – маленький);.

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Развитие речи» для второй младшей группы МАОУ СОШ №3 г. Канаш Что нам осень принесла… Конспект организованной образовательной деятельности в области «Развитие речи».

Следующий анекдот

Сборник детских прибауток для второго класса это подборка стихотворных шуток с поучительным смыслом, весёлым содержанием и увлекательным языком. В начальной школе дети не всегда знакомы с русским фольклором, народным творчеством, а в частности с прибаутками.

Для детей во 2 классе мы приготовили самые простые, короткие и понятные стишки о разнообразных явлениях и предметах жизни.

На улице
Две курицы
С петухом дерутся.
Две девушки-красавицы
Смотрят и смеются:
— Ха-ха-ха. Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!

Как у нашего соседа
Весела была беседа!
Гуси — в гусли,
Утки — в дудки,
Овцы — в донцы,
Тараканы — в барабаны.

Наш козел — стрекозел
Что-то умный был:
Он и по воду ходил,
Он и кашу варил,
Он и кашу варил,
И козляток кормил.

Ай, лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытце,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!

Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!

Коровушка-буренушка,
Встает она до солнышка,
Травку в полюшке жует,
Молочко домой несет!
Девочкам и мальчикам —
Всем нальет в стаканчики:
«Пейте, пейте, пейте,
И еще налейте!»

Сорока-белобока
Жила одиноко,
Скакала, скакала,
Гостей поджидала,
Кашку сварила,
Гостей угостила!

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот — задом наперед,
А за ним комарики на воздушном шарике,
А за ними раки на хромой собаке,
Волки на кобыле, львы — в автомобиле,
Зайчики в трамвайчике, жаба — на метле.
Едут и смеются, и пряники жуют!

Собака на кухне
Пироги печет.
Кот в углу
Сухаpи толчет.
Кошка в окошке
Платье шьет.
Курочка в сапожках
Избушку метет.

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в платок,
Кому в зобок,
Кому в лапочку.

Тень, тень, потетень,
Выше города плетень.
Под плетнем мальчик
Обжег пальчик,
Побежал на базар,
Всему миру рассказал.
Оглянулся назад —
Три копеечки лежат.
Три копеечки поднял,
Молодичке отдал.
Молодичка-молода
Калачей напекла.
Калачи горячи
Под окошко мечи.
Приехали торгачи,
Подобрали калачи.
Ударили в доску,
Поехали в Москву,
Искали гребенку,
Чесали Матренку.
Чеши, чеши гладко,
Приехал Захарка:
Сам на лошадке,
В красной шапке,
В скрипочку играет,
Матренку забавляет.

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет
Шишка вдруг упала — прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился, и ногою — топ!

Бабка, бабка,
Рваные тапки,
Дай нам кашки,
Кашки-малашки.
Кому кашки дашь,
Тот и князь наш!

Бабка, бабка,
Красная шапка,
Дай нам блинчики,
Дай гостинчики,
Сладкой кашки
В золотые чашки.
Если кашки нету,
То давай конфету!

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой —
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Прилетели птички,
Принесли водички.
Надо просыпаться,
Надо умываться,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Ты вода-водица,
Всех морей царица,
Пузыри пускай,
Мой и полоскай!
Моем глазки, моем щечки,
Моем сына, моем дочку,
Моем кошку, моем мышку,
Моем серого зайчишку!
Моем, моем наугад,
Перемоем всех подряд!
С гуся-лебедя вода —
С нашей детки худоба!

Раз, два, три, четыре, пять!
Негде зайчикам гулять!
Всюду ходит волк-волк!
Он зубами щелк-щелк!

Ходит козочка по лугу
Вокруг колышка по кругу.
Глазками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!
Хвостиком-то машет,
И поет, и пляшет.
Малых деток веселит,
Маму слушаться велит!

Я коза-дереза,
Всему свету гроза!
Кто Ваню будет бить,
Тому худо будет жить!
Дождь из тучи выжимать,
Огород наш поливать!
Вырастай большой,
Да не будь лапшой!
Кашу кушай,
Маму слушай!

Шла коза-козища,
Вылупив глазища,
С бородой небритою
С рожею немытою
Кувырнулась через пень —
Встали роги набекрень.

Рева-корова
Разревелась снова.
Вот как слезки льются —
Можно захлебнуться.
Тихо, ревушка, не плачь,
Подарю тебе калач!
Хватит плакать, ревушка,
Ревушка-коровушка!

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»

У дитяти царского,
Княжьего, боярского,
Люлька новоточена,
Густо позолочена,
Как лебедушка летит,
Да высоконько висит
На серебряных крюках,
Да на шелковых ремнях.
Положки-то из парчи,
Вместо цацек калачи,
Одеяло из бобра,
Из павлиньего пера.
Повернись-ка на бочок,
Высыпайся, дурачок!

Следующий анекдот

Сборник детских небылиц-перевёртышей для любого возраста в шутливой стихотворной форме в народном жанре. Любого малыша можно рассмешить и запутать, рассказывая прибаутки из данного раздела. Проведите время с пользой в необычном формате игры слов с нашими небольшими весёлыми небылицами наоборот.

Особенность жанра заключается в принципиально неправильном присвоении явлений не соответствующих действительности, что даже малыши 3−4 лет легко изобличают неправду. Такая игра очень нравится детям, потому что ещё сильнее убеждает в правоте их знаний.

Про кошку-собаку

Злая кошка громко лает,
Дом хозяйский охраняет:
Стой, тебя она не пустит!
Не послушаешь — укусит!

Про зиму-лето

Снег идет! Жара такая!
Птицы с юга прилетают!
Все вокруг белым-бело —
Лето красное пришло!

Про небывалых животных

Лошадь ехала с рогами,
Плыл козел по мостовой,
Семимильными шагами
Червячок шел с бородой!

Про заботливых лам

Две заботливые ламы —
Лама-папа, лама-мама, —
Бросив деток поутру,
К мышке спрятались в нору!

Про морского крокодила

Африканский крокодил
В море Белое уплыл,
Стал он жить на дне морском,
Там себе построил дом!

Про ушастых гусей

Что за гуси пробежали,
Уши и хвосты поджали?
Кто же гонится за ними?
Может, кони на машине?
Нет! Бегут они от страха,
Что догонит черепаха!

Про Тимошку на ложке

Тимошка на ложке
Ехал по дорожке,
Встретил Егора,
Подвез до забора!
Спасибо Тимошке,
Хорош мотор у ложки!

Про Новый год весной

К нам опять весна пришла
С санками, коньками!
Ель из леса принесла,
Свечи с огоньками!

Про слона в гнезде

Рассказать вам интерес?
Слон на дерево залез,
Свил гнездо из веточек,
Баюкает деточек!

Про деревянный транспорт

Посмотрите, посмотрите!
Едет Ваня на корыте!
А за ним ребятки
На дырявой кадке!
А за ними ёж с котом
Погоняют всех кнутом!

Про крылатого ежа

Ёжик крыльями махал
И как бабочка порхал.
Заяц, сидя на заборе,
Громко-громко хохотал!

Про повара

Повар готовил обед,
А тут отключили свет.
Повар леща берет
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья,
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочережкой,
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон,
И очень доволен он.
То-то был винегрет,
Когда починили свет.

Ошибки в словах

Есть сладкое слово — ракета,
Есть быстрое слово — конфета.
Есть кислое слово — вагон,
Есть слово с окошком — лимон.
Есть слово колючее — дождик,
Есть слово промокшее — ежик.
Есть слово упрямое — ель,
Есть слово зеленое — цель.
Есть книжное слово — синица,
Есть слово лесное — страница.
Есть слово веселое — снег,
Есть слово пушистое — смех.
Стоп! Стоп! Извините, ребята.
Машинка моя виновата.
Ошибка в стихах не пустяк,
Надо печатать вот так:
*ребёнок должен рассказать, как правильно*

Про невиданных зверей

Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ —
Это правда или нет?

Про Ивана и пуделя

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.
Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

Расставляем по местам

Светофор на солнце тает,
Пастушок на кошку лает,
Снеговик в углу мяучит,
Самосвал уроки учит,
Шахматист горит без дыма,
Паучок поймал налима,
Рыболов залез на сноп,
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок,
Фокстерьер дудит в рожок…
Поскорее нужно нам
Всё расставить по местам!

Небылица

Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш?
Заточите карандаш!
Я приказываю вам
Все расставить по местам!

Перепутанные клички

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
Курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё — два козла:
Сивка да Бурка!

Всё наоборот

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Перепутаница

Лает кошка из лукошка,
На сосне растёт картошка,
Море по небу летит,
Волки съели аппетит.
Звонко квакают утята,
Тонко квакают котята.
Проползла змеёю луковица
Получилась перепутаница.

«Дело было в январе…»

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Небылица про дедушку Егора

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на кобылке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костёр,
Кушают кашку,
Слушают сказку.

Нескладиша

Послушайте, ребята,
Нескладишу буду петь:
Летит бык на ераплане,
Мужик пашет на свинье,
Сидит ворона на згороде,
Сини ягоды клюет,
Лежит корова на канаве,
Опоясавши конем.

«Ехала деревня…»

Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят.

«Ехала деревня…» вариант второй

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выхватил телегу
Он из-под кнута
И давай дубасить
Ею ворота.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

«Ехала деревня…» вариант третий

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
Кнут схватил собаку
Парить мужика,
А мужик со страху
Бац под ворота.
Деревня закричала:
Мужики горят!
Сарафаны с бабами
На пожар спешат.

Лошади в галошах

У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

Про Тимошку на лукошке

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.
Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Нескладушечка

Вы послушайте, ребята,
Нескладушечку спою:
Сидит корова на заборе,
Клюкву-ягоду берет,
Сидит заяц на березе,
Листья мерит на аршин,
На иголочку сбирает,
Чтобы не было морщин.

Косцы

Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На печи сено сушили,
На полатях ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы мыши не ходили;
Тараканы проточили —
Всю скотину пропустили.

Куры съели петуха

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, —
Говорят собаки.

Чепуха

Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки.

Спозаранку ввечеру

Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

Чепуха

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

Брюки чёрта

Черт намазал себе нос,
Напомадил руки
И из погреба принес
Жареные брюки.

Про порося

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

Нескладушка

Счас как режиком заножу
Будешь дрыгами ногать!

Чеса заголовалась.
Да заплетык языкается.

Про сапоже

Боже, боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже —
Може ноже обмороже.

«Дождик греет…»

Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.

Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.

«По железному мосту…»

По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка.

Курочка родила бычка

А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!

Следующий анекдот

Цель: учить составлять небылицы.

Задачи: актуализировать представления детей о жанре небылиц, познакомить с приемами создания словосочетаний – небылиц, учить применять данный прием при составлении небылиц по картинкам; развивать связную речь, чувство юмора, воображение, умение устанавливать простые закономерности; воспитывать умение работать в парах.

Оборудование: «Книжка сюрприз», ноутбук, презентация небылицы «Ехал Ваня…», карточки для составления небылиц, аудиозапись песни Е. Железновой «У жирафа».

Предварительная работа: чтение стихотворения Зинаиды Александровой «Шутка», чтение небылиц, просмотр мультфильма «Небылицы в лицах».

Читайте также: