Ты можешь рассказать шутку

Обновлено: 01.05.2024

По сути чувство юмора — качество абсолютно естественное, но им наделён далеко не каждый. Это своего рода отличительная особенность, талант, истоки которого, как и любого другого, определить нельзя. Просто у кого-то чувство юмора есть, а кто-то до сих пор смеется над шутками из сериала «Воронины». Именно естественность юмора и определяет его качество. Смешной человек не пытается таковым казаться, поэтому над его шутками хочется смеяться. И наоборот: чем более напускной и неестественный юмор, тем меньше у него шансов вызвать искренний смех. Ниже мы привели несколько признаков неудачного юмора, с которыми твои шутки будут иметь очень маленький шанс на успех.

Несмешная подача

Это, пожалуй, один из самых главных (если не самый главный) признаков плохого юмора. Ни остроумный подтекст, ни смешной сюжет не способны спасти шутку, если ее несмешно рассказывают. Наверное, нельзя научиться произносить шутки так, чтобы над ними смеялись, даже если они не очень смешные. По крайней мере, мы таких курсов не видели. Здесь скорее имеют значение природное обаяние, артистизм и красноречие. Именно поэтому иногда то, что в твоей голове звучало очень смешно, не вызвало такой же реакции у слушателей. Просто стоило тщательней отрепетировать подачу шутки или пригласить какого-нибудь народного артиста, чтобы он ее рассказал. На самом деле нет ничего страшного, если ты не умеешь рассказывать шутки. Это вовсе не говорит об отсутствии хорошего чувства юмора. В конце концов, оно определяется не только тем, как ты шутишь, но и тем, над чем ты смеешься.

4. Действия на автомате

Такое бывало с каждым из нас: к примеру, ты собирался выбросить в мусорное ведро фантик от конфеты, а выбрасываешь саму конфету, оставляя себя в полном непонимании на несколько секунд. Такие действия могут дать много полезной информации о том, что же человек скрывает от глаз окружающих. Вот лишь несколько примеров ошибочных действий и их возможных интерпретаций, которые помогут тебе лучше понять себя и окружающих тебя людей.

Если ты случайно сломал какую-либо вещь и не сильно расстроился, то скорее всего, твое подсознание помогло тебе избавиться от предмета, который вызывал у тебя чувство раздражения.

Если приходя в чужую квартиру, ты по инерции достаешь свои ключи, вместо того чтобы постучать в дверь, — скорее всего, к жильцу этого дома у тебя сильные чувства.

Если вместо мелкой купюры ты достаешь крупную — вполне вероятно, что ты подсознательно хочешь искупить свою вину. Но это не точно.

6. Самоирония

Высший ранг в юмористической иерархии занимает самоирония. Редкая способность человека с юмором посмотреть на самого себя, на собственные недостатки или глупые поступки. Произнести самоироничную шутку вслух вообще способны единицы — поговаривают, что этот дар был утерян человечеством вовсе. Самоирония отличается от самоунижения тем, что после неё смеются не над тобой, а вместе с тобой.

Желание вписаться в чужую компанию

Как мы уже писали выше, хороший юмор является относительной категорией. У него есть свой культурный контекст, который и определяет степень его качества. Например, среди программистов могут быть популярны шутки, которые вряд ли покажутся смешными для людей, которые «не в теме». Поэтому, если ты находишься в новой для себя компании и тебе не хочется смеяться над их шутками, в этом нет ничего удивительного. Но учти, что и твой юмор этим людям может не зайти. И если так произошло, это верный знак, что ваше отношение к нему разнится. От этого еще более нелепыми кажутся попытки взрослых людей шутить в компании молодых или женщин — на мужские темы.

3. Забывание слов

Если твой собеседник никак не может вспомнить слово или выражение — скорее всего, либо его беспокоят ассоциации, связанные с ним, либо подсознательно он выражает свое несогласие с ним. Пример, который произошел с самим психологом, — это разговор с мужчиной, который долгое время не мог вспомнить латинское слово «aliquis», что переводится как «кто-то». Для него оно ассоциировалось с другими словами — «водой» (aqua), «кровью» (sanguis) и «календарем» (fastis). Разгадка была проста: в момент, когда мужчина испытывал сложности с вспоминанием этого слова, его беспокоила задержка месячных у любовницы. Его мозг старался блокировать тревожные мысли, заодно лишая мужчину возможности восстановить в памяти слово, которое ассоциировалось с беспокоящей ситуацией. Еще одним ярким примером оговорок по Фрейду считается забывание имен или памятных дат. Если ты забыл о дне рождения своего знакомого или не можешь вспомнить, как зовут твоего коллегу, это всего-навсего значит, что информация не важна для тебя.

Каламбуры

Пожалуй, на сегодняшний день единственным удачным использованием каламбуров является реклама, хотя и там это не всегда получается. В юморе все наоборот: большая часть каламбуров — несмешной пережиток эпохи «Аншлага». Хотя, надо признать, удачные примеры существуют. Но к ним точно не относятся всякого рода «Джентльмены у дачи», «Смех в большом городе» или «Властелин Конец».

2. Сортирный юмор

Всевозможные шутки на тему испражнений, быдловста, связанного с алкоголем, и пошлятина — всё это хотя и не является юмором жестов, но находится на таком же низком уровне. Поэтому они и нашли золотую комбинацию на ТВ. Ведь телевизор в большинстве своём смотрит именно такой контингент. Часто на это дно загоняется и чёрный юмор, но вообще-то он может быть очень разным. Поэтому не стоит включать его в список примитива по умолчанию. Люди могут отпускать чёрные и при этом очень тонкие шуточки, хотя это и редкость.

Использование жанровых штампов и мемов

Есть множество тем, которые высмеивались всеми так часто, что любое их упоминание предсказуемо сопровождается шуткой. При этом оригинальности в этих шутках так же мало, как и самого юмора. Если ты до сих пор называешь спортивный бренд Puma Ритой, считаешь актуальным смеяться над участниками «ДОМа-2» или, услышав слово «Голландия», не упускаешь возможности пошутить про геев и марихуану, то тебе не понять, о чем сейчас пойдет речь. Использование заезженных тем в шутках может сделать их смешными, но только в очень редких случаях. Обычно же это больше похоже на симуляцию юмора, попытку обыграть злободневную тему, которая перестала таковой быть лет так 20 назад.

Похожая ситуация касается и мемов. Узнаваемость некоторых из них стала настолько высокой, что некоторые высказывания стали крылатыми. Но, к сожалению, эти же высказывания нередко обыгрываются в форме шутки. В целом в этом нет ничего плохого, когда этим не злоупотребляют. Но когда фразы по типу «Но это не точно», «Совпадение? Не думаю!» или «Узбагойзя» резюмируют каждую произнесенную тобой речь, то особого восторга от собеседника не жди.


Следующий анекдот

Соавтор(ы): Kendall Payne. Кендалл Пэйн — автор, режиссер и стендап-комик из Бруклина, Нью-Йорк. Специализируется на постановке, написании сценариев и продюсировании комедийных короткометражных фильмов. Ее фильмы показывали на Indie Short Fest, Brooklyn Comedy Collective, Channel 101 NY и 8 Ball TV. Также писала контент для социальных каналов Netflix is a Joke и создавала маркетинговые сценарии для Between Two Ferns: The Movie, Astronomy Club, Wine Country, Bash Brothers, Stand Up Specials и других фильмов и шоу. Ведет комедийное интернет-шоу «из жизни» на Caveat под названием Extremely Online и комедийное шоу для @ssholes под названием Sugarp!ss на Easy Lover. Училась в театре импровизации Upright Citizens Brigade и в Школе искусств Тиш Нью-Йоркского университета (NYU) по программе для телесценаристов.

Количество источников, использованных в этой статье: 14. Вы найдете их список внизу страницы.

Повторение шутки

Нет ничего более несмешного в этом мире, чем шутка, повторенная дважды. А нет, есть: шутка, повторенная трижды, четырежды и так до бесконечности, пока не надоест. Даже если эта шутка очень удачная, не стоит повторять ее в рамках одной посиделки или в одной компании. Никто не сомневается, что эта шутка смешная, ведь именно ее успех у слушателей и рождает желание повторить ее еще раз. Так вот и не надо ее портить! Даже вероятность снаряда попасть в одну и ту же воронку более велика, чем то, что над твоей шуткой посмеются еще раз.

5. Ошибки при чтении или слушании

Бывает так, что твой собеседник слышит вовсе не то, что ты ему говоришь. Виной всему наши проблемы, которые слышатся нам из чужих уст. Когда ты зациклен на поиске решения, тебе может казаться, что окружающие люди дают тебе некую подсказку, как поступить. Вместо призыва «Пойдем!» тебе вполне может послышаться «Порвем!» И если ты воспринял эту фразу воодушевленно, то тебе стоит проанализировать свои взаимоотношения с людьми.

4. Локальный юмор

Один из самых классных видов юмора — это локальный юмор, сформировавшийся в пределах какой-то небольшой группы людей. Это может быть профессиональный юмор в рамках рабочего коллектива или даже целой профессии; может быть просто юмор старой компании друзей детства. В общем, это такой юмор, от которого одни ржут как кони, до боли в затылке, а другие, кто не в теме, вообще не понимают, о чём речь. Такой юмор и такие компании нужно беречь. Но не тащи его в чужой монастырь: там его не поймут, и там он никому не нужен. Оставь эту отдушину себе — будь эгоистом.

1. Юмор жестов и мимики

Самый примитивный вид юмора — это юмор жестов. Он применим для людей, совершенно неспособных воспринимать речь. Человек сначала учится читать по слогам, потом — бегло; примерно то же самое со способностью слушать и усваивать информацию. Немалое количество людей слушает по слогам, и если шутка длиннее 3–4 слов, то нет никаких шансов вызвать какую-то реакцию у такого человека. Поэтому есть популярный Петросян и был популярный Задорнов, хотя второй намного выше по уровню юмора.

Маленьких детей можно легко рассмешить, просто скорчив гримасу на лице или быстро сгибая палец. В возрасте 2–3 лет это кажется смешным; на этом уровне человек может и застрять до самой старости. Чуть ли не половина всех номеров, например, в «Камеди» строится на этом юморе жестов и мимики. Выводы делай сам.

2. Шутки

В каждой шутке есть доля шутки. А если быть точнее, то в основе наших шуток лежит скрытое сходство между совершенно далекими друг от друга вещами. Но юмор часто строится на тайных смыслах, и поэтому стоит обращать внимание на то, как и о чём шутит твой собеседник.

По типу шуток человека можно выявить некоторые малоприятные черты его характера. К примеру, юмор, лишенный иронии и сарказма, чаще всего является маркером психически стабильного и здорового человека; бессмысленные шутки отпускают люди, которые получают удовлетворение от замешательства своих собеседников, а различные пошлые высказывания выдают в человеке желание заполучить внимание и интерес противоположного пола.

Следующий анекдот

Юмор — это отличный показатель интеллекта, поэтому и существуют шутники разного уровня. Есть Джордж Карлин, например, а есть «Камеди Клаб» или, прости господи, «Аншлаг».

3. Плоский юмор

Пример плоского юмора — это всевозможные блогеры-обзорщики и проходные молодёжные комедии. Такой юмор не вызывает острого отвращения как первые два примера, но и вызвать даже простую улыбку он едва ли способен. О здоровом смехе и речи быть не может — сложно вообще вспомнить фильм, который заставил бы зрителя искренне смеяться. Смех в кино не считается — это просто эффект толпы. Для достижения такого эффекта и внедряют закадровый смех. Вдумайся, насколько нелепо это ноу-хау: фильм или сериал демонстрирует зрителю несмешную шутку, а закадровым смехом сообщает, что это смешно. Смейся, давай!

Кстати, запомни раз и навсегда: несмешная шутка, произнесённая трижды, не становится от этого в три раза смешнее. Если после твоей попытки окружающие не хватаются за животы и не лопаются от смеха, не нужно повторять, думая, что тебя не поняли или не услышали. Не смеются именно потому, что услышали и прекрасно поняли. Ситуация справедлива и в обратном направлении: ты совсем не обязан смеяться над тупой шуткой кого бы то ни было. Не насилуй себя.

Слишком большое количество

Даже в таком хорошем деле, как юмор, необходимо знать меру. Чтобы твоя речь не стала слишком приторной от шуток, нужно хотя бы наполовину разбавлять ее чем-то другим. Мы уже говорили, что юмор должен быть естественным. Но его избыточное количество вызывает противоположное ощущение и может быстро утомить собеседника. Ценность в исключительности, а большое количество шуток в разговоре приведет к тому, что человека вообще перестанут воспринимать всерьёз.

1. Оговорки и описки

Научным языком оговорки и описки называются «парапраксис», но в быту тебе чаще всего приходилось слышать «оговорка по Фрейду». Как говорил великий психолог, любая обмолвка может выдать внутреннее желание или страх человека, которыми он не хочет или по каким-либо причинам не может поделиться с другими людьми.

Для того чтобы правильно определить истинный смысл оговорки, нужно иметь большие познания в психоанализе, но Фрейд оставил несколько подсказок, которыми может воспользоваться любой. К примеру, если твой собеседник заменяет слово или выражение на противоположное по значению, то, скорее всего, сказанное им выдает его скрытое желание или же сокрытую злость и обиду.

Наглядными являются случаи с гостями, когда вместо вежливой фразы «Ну, приходите еще!» ты внезапно выпаливаешь: «Не приходите еще». Люди, которых ты «выпроваживаешь» подобным способом, сознательно или бессознательно неприятны тебе.

Следующий анекдот

В своей книге «Психопатология обыденной жизни» известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд описывал оговорки, обмолвки, действия на автомате и другие «странности» в речи и действиях человека. По мнению ученого, любая подобная «ошибка» не является случайной, а возникает как следствие подавления мыслей. Мы собрали самые частые примеры оговорок, которые позволят тебе лучше понимать себя и окружающих.

5. Ирония и сарказм

Ирония и сарказм — ребята серьёзные. Это юмор высокого порядка. Высшая лига, так сказать. Проблема в том, что большинство людей в принципе и значения этих слов не понимает. Но сила, например, сарказма в том, что он достигнет цели независимо от уровня понимая жертвы, ведь сарказм не ставит своей целью рассмешить всех, у него нет цели всем нравиться. Сарказм — это злой брат-близнец иронии, которая обязательно так же изящна и тонка, но носит скорее нейтральный характер.

Ирония и сарказм никогда не оскорбляют напрямую, крайне редко опускаются до обсуждения внешности и шуток над ней. Эти двое изучают предмет, выискивают скрытые уязвимости и колют туда. Ирония — мягко и по-доброму (хотя многие на неё обижаются), сарказм — скорее высокомерно, хотя это высокомерие обычно носит наигранный характер. В любом случае и то, и другое является скрытой шуткой, насмешкой. В идеале объект вообще не должен понять, что был атакован иронией или сарказмом, но это должны понять окружающие. Если ты способен на такое, знай: это большая редкость. Можно сказать, талант. Впрочем, есть у иронии и сарказма проблема: у них дурное воспитание. Иногда они совсем не замечают, как переходят черту, и уж, конечно, никакого чёрного юмора для них не существует в принципе. Они воспринимают его как самый обычный юмор, ничем таким не выделяющийся.

Объяснение своих шуток

Если над твоей шуткой никто не посмеялся, это еще не самое страшное. Гораздо хуже, если потом ты начинаешь объяснять ее смысл. Лучше этого не делать. Даже если над шуткой не посмеялись по причине того, что ее никто не понял, объяснение смысла вряд ли вызовет желаемую реакцию. Разве что даст понять другим, почему тебе она показалась смешной. В этом случае лучше как-нибудь отшутиться по типу: «В моей голове это звучало смешно» или «Просто я состою в ордене Плохих шуток». А можно просто уйти с этой вечеринки и больше среди этих людей не появляться.

Читайте также: