Скверный анекдот е евстигнеев
Обновлено: 04.11.2024
Всем доброго дня. Меня зовут Павел , и это журнал "Советское кино ". Новые выпуски выходят почти каждый день в 8.00 и 17.00, не забывайте заглядывать на канал.
Сегодня у нас на повестке дня гротескная трагикомедия 1966 года выпуска, поставленная режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым по одноимённому рассказу Фёдора Достоевского под названием " Скверный анекдот ".
Эта кинокартина долгое время пролежала "на полке" и вышла на экраны только в декабре 1987 года. Лично мне непонятны причины, по которой этот фильм не прошел цензуру, вполне достойная и качественная экранизация творчества Достоевского.
Все началось с того, что я посмотрел фильм и не до конца понял сюжетную составляющую. Тогда я обратился к первоисточнику, прочитал рассказ Федора Михайловича, после чего все встало на свои места . Надо признать, что в фильме немного добавили "отсебятины", которая, скорее, запутывает сюжет, нежели объясняет, что к чему. Кстати, статью о рассказе, вы можете прочитать здесь .
Сюжет . Действительный статский советник Иван Ильич Пралинский (Евгений Евстигнеев) пожелал показать окружающим, каким должен быть гуманный человек. Полный благих намерений, он без приглашения приходит на свадьбу к своему подчиненному Пселдонимовому (Виктор Сергачев). Пользуясь своим высоким положением, статский советник "снисходительно" присутствует на празднике, но в итоге напивается и засыпает в постели новобрачных.
Виктор Сергачев был просто неподражаем : он корчил рожи, "скрючивался" перед начальством, попискивал, метался в отчаянии и страдал. Хотелось плакать и смеяться над его игрой, настолько он был хорош.
Евгений Евстигнеев - как всегда великолепен. Начальник с высокой нравственной позицией, который в итоге пьяным валялся под столом.
Запомнился персонаж Глеба Стриженова , он блистательно передал ту классовую ненависть, которая пожирает изнутри людей с низким социальным положением.
Отличная операторская работа! Гротеск незабываемо передан авторами фильма через перекошенные формы комнат, "неправильные" углы съемки, искаженные лица актеров. В итоге подсознательно ощущается, какая-то "порочность" происходящего.
Фильм "Скверный анекдот" - великолепен! Актерская игра, музыка, отражение быта петербургского "дна", оригинальный финал, который расставляет все по своим местам. Единственный совет: сначала обязательно прочитайте одноименный рассказ Федора Достоевского (если не читали) и только потом смотрите фильм.
С вами был Павел. Журнал "Советское кино", спасибо за внимание!
Следующий анекдот
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Режиссеры Александр Алов , Владимир Наумов Сценаристы Александр Алов , Леонид Зорин , Владимир Наумов Оператор Анатолий Кузнецов (IV) Композитор Николай Каретников Художник Алексей Пархоменко (II) Актеры Евгений Евстигнеев , Виктор Сергачёв , Георгий Георгиу , Александр Грузинский , Елизавета Никищихина , Павел Павленко , Елена Понсова , Глеб Стриженов , Зоя Фёдорова , Анатолий Яббаров , Лидия ДрановскаяСледующий анекдот
Скверный анекдот. СССР, 1966. Режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов. Сценаристы: Александр Алов, Леонид Зорин, Владимир Наумов (по мотивам одноименного рассказа Ф.М. Достоевского). Актеры: Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачёв, Георгий Георгиу, Александр Грузинский, Елизавета Никищихина, Павел Павленко, Глеб Стриженов, Зоя Фёдорова и др. Фильм был запрещен и вышел во всесоюзный прокат только в 1987, за первый год демонстрации его посмотрел 1,1 млн. зрителей.
На совместном творческом счету режиссеров Александра Алова (1923–1983) и Владимира Наумова 10 фильмов, 7 из которых («Тревожная молодость», «Павел Корчагин» «Ветер», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран–43», «Берег») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В своей книге «Полка» киновед Валерий Фомин подробно рассказывает историю запрета фильма «Скверный анекдот», обвиненного в гротескности, мрачности, мерзости, грязи, уродливости, подражании западному кино и прочих грехах (Фомин, 1992).
В итоге все дискуссии завершились тем, что «Скверный анекдот» лег на «полку» на целых двадцать лет…
Любопытно, что когда в 1987 году «Скверный анекдот» все-таки вышел в советский прокат, рецензии кинокритиков во многом перекликались с фразами противников фильма , но то, что у тех было со знаком минус, стало плюсом.
В более академическом стиле, но тоже в целом позитивно оценила фильм на страницах «Советского экрана» знаток творчества Ф.М. Достоевского, литературовед Лия Розенблюм (1939-2011), отмечая, что в «Скверном анекдоте» авторы «очень точно почувствовали «киногеничность» выбранного ими произведения Достоевского. Они нашли великолепную возможность для кинорассказа не только в эксцентрическом сюжете, не только в колоритных картинах петербургского быта и целой веренице почти бессловесных персонажей, каждый из которых несет свое страдание и свою судьбу. Главное, что составляет художественное своеобразие и рассказа, и фильма – острый, порой фантастический гротеск, сатирический и трагический одновременно» (Розенблюм, 1988: 16).
Высокую оценку "Скверному анекдоту" уже в XXI веке дала кинокритик Ирина Шилова (1937 - 2011): «Это фильм беспощадный и сатирически прицельный, поставил в центр внимания проблему рабства и рассматривал ее во всех возможных аспектах и поворотах. Хоровод странных персонажей населил экран — жалких и агрессивных, одержимых мелкими страстями и ханжеским лицемерием. Сама классическая традиция жанра сатиры, во все времена вызывавшая негодование и возмущение, запретная в советском кино (сатирическому осмеянию подлежали только враги государства), была воскрешена постановщиками фильма с присущим им артистизмом и позиционной точностью. … Уродство, извращенность самоощущения и поведения персонажей, искаженная пластика, жутковатый колорит экранного изображения, каждый из элементов кинематографической выразительности — все это в совокупности создавало концентрированный образ нелюдей, монстров, сладострастных уродов, упивающихся свои раболепием» (Шилова, 2010: 21).
Мнения зрителей XXI века о фильме «Скверный анекдот» существенно расходятся:
«Гениальнейший фильм. И на полке он пролежал потому что показывает, насколько сильно отличается мнение о народе у власть имущих, с самим народом. Это было тогда, и это есть сейчас» (Игорь).
«Это просто преступление не показывать такой фильм, или показывать его редко, перед зрителем, перед актерами, ведь это настоящее произведение искусства. … Мне показалось в фильме смешались мотивы и Достоевского, и Гоголя, и Салтыкова-Щедрина, и Чехова… После фильма было только одно желание - пересмотреть второй раз. » (Новикова).
«Фильм не понравился. Играет все чрезмерно вычурно гротесково, такое кино никогда не сможет стать любимым для публики» (В. Прокопчук).
Читайте также: