Скверный анекдот достоевский анализ

Обновлено: 22.11.2024

Просматривала старые билеты по русской литературе, так странно и (стыдно признаться) плохо преподаваемой в универе в отличие от зарубежной, и взгляд зацепился за вопрос «Сатирические рассказы Ф. Достоевского». А я навскидку кроме «Крокодила» и вспомнить ничего не могу. А тут как раз кто-то завёл разговор про запрещённые фильмы, упомянув «Скверный анекдот» по рассказу Фёдора Михайловича. Значит, судьба.

Рассказ относительно небольшой, но напрочь выносит мозг. Если в «Крокодиле» фантастический элемент заявлен сразу, то в «Скверном анекдоте» всё начинается чинно, благородно, про бюрократов. А потом потихоньку замечаешь, что это какое-то безумие под маской обыденности, совершенно гротескные и гиперболизированные ситуации, хотя фантастики напрямую нет — если помните ощущение от чтения, например, Кафки, когда в «Процессе» главный герой вынужден перелезать через кровати, чтобы развернуться в неудобной комнате художника, то впечатление точно такое же: внешне всё довольно логично и вытекает одно из другого, но внутри кроется какой-то странный хаос, словно ты на секунду заснул, и воспринимаешь ситуацию по-другому.

Живёт в Петербурге один молодой, но уже высокого ранга чиновник, который очень уж хочет показать всем, какой он либеральный, просвещённый и передовой в своём отношении к простым людям. Но есть одна проблема: его стремления, если послушать его от первого лица, довольно благородны, но сам он при этом человек, мягко говоря, не очень умный. Не то чтобы глупый, но наивный, как Иванушка-дурачок. Поэтому в его воображаемом мире среди радуг и пони танцуют счастливые плебеи, которых он удостоил своим вниманием, а сам он с упоением прокручивает сценарии своего будущего триумфа в среде простолюдинов. Но страшно, страшно далёк от народа, и когда наступает момент, при котором ему действительно приходится столкнуться с простыми бедными людьми, ничего, кроме неловкости, он не чувствует. Впрочем, его подчинённый, попавший под барскую милость, тоже отнюдь не рад пришедшему на свадьбу начальнику, но, как водится, старается не ударить в грязь лицом. И тут начинается жуткая, томительная ситуация, в которой все, включая читателя, чувствуют себя просто отвратительно. Эта полуфантасмагория доходит до полного абсурда, когда главный герой напивается до состояния полного нестояния.

Рассказ очень глубоко показывает психологические тонкости неприглядной изнанки обычной жизни. В нём только негативные стороны, которые автор описывает с горькой сатирой, а атмосфера такая гнетущая, что я бы посоветовала читать его только в подходящем для этого настроении.

Следующий анекдот

Скверный анекдот. СССР, 1966. Режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов. Сценаристы: Александр Алов, Леонид Зорин, Владимир Наумов (по мотивам одноименного рассказа Ф.М. Достоевского). Актеры: Евгений Евстигнеев, Виктор Сергачёв, Георгий Георгиу, Александр Грузинский, Елизавета Никищихина, Павел Павленко, Глеб Стриженов, Зоя Фёдорова и др. Фильм был запрещен и вышел во всесоюзный прокат только в 1987, за первый год демонстрации его посмотрел 1,1 млн. зрителей.

На совместном творческом счету режиссеров Александра Алова (1923–1983) и Владимира Наумова 10 фильмов, 7 из которых («Тревожная молодость», «Павел Корчагин» «Ветер», «Бег», «Легенда о Тиле», «Тегеран–43», «Берег») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.

В своей книге «Полка» киновед Валерий Фомин подробно рассказывает историю запрета фильма «Скверный анекдот», обвиненного в гротескности, мрачности, мерзости, грязи, уродливости, подражании западному кино и прочих грехах (Фомин, 1992).

В итоге все дискуссии завершились тем, что «Скверный анекдот» лег на «полку» на целых двадцать лет…

Любопытно, что когда в 1987 году «Скверный анекдот» все-таки вышел в советский прокат, рецензии кинокритиков во многом перекликались с фразами противников фильма , но то, что у тех было со знаком минус, стало плюсом.

В более академическом стиле, но тоже в целом позитивно оценила фильм на страницах «Советского экрана» знаток творчества Ф.М. Достоевского, литературовед Лия Розенблюм (1939-2011), отмечая, что в «Скверном анекдоте» авторы «очень точно почувствовали «киногеничность» выбранного ими произведения Достоевского. Они нашли великолепную возможность для кинорассказа не только в эксцентрическом сюжете, не только в колоритных картинах петербургского быта и целой веренице почти бессловесных персонажей, каждый из которых несет свое страдание и свою судьбу. Главное, что составляет художественное своеобразие и рассказа, и фильма – острый, порой фантастический гротеск, сатирический и трагический одновременно» (Розенблюм, 1988: 16).

Высокую оценку "Скверному анекдоту" уже в XXI веке дала кинокритик Ирина Шилова (1937 - 2011): «Это фильм беспощадный и сатирически прицельный, поставил в центр внимания проблему рабства и рассматривал ее во всех возможных аспектах и поворотах. Хоровод странных персонажей населил экран — жалких и агрессивных, одержимых мелкими страстями и ханжеским лицемерием. Сама классическая традиция жанра сатиры, во все времена вызывавшая негодование и возмущение, запретная в советском кино (сатирическому осмеянию подлежали только враги государства), была воскрешена постановщиками фильма с присущим им артистизмом и позиционной точностью. … Уродство, извращенность самоощущения и поведения персонажей, искаженная пластика, жутковатый колорит экранного изображения, каждый из элементов кинематографической выразительности — все это в совокупности создавало концентрированный образ нелюдей, монстров, сладострастных уродов, упивающихся свои раболепием» (Шилова, 2010: 21).

Мнения зрителей XXI века о фильме «Скверный анекдот» существенно расходятся:

«Гениальнейший фильм. И на полке он пролежал потому что показывает, насколько сильно отличается мнение о народе у власть имущих, с самим народом. Это было тогда, и это есть сейчас» (Игорь).

«Это просто преступление не показывать такой фильм, или показывать его редко, перед зрителем, перед актерами, ведь это настоящее произведение искусства. … Мне показалось в фильме смешались мотивы и Достоевского, и Гоголя, и Салтыкова-Щедрина, и Чехова… После фильма было только одно желание - пересмотреть второй раз. » (Новикова).

«Фильм не понравился. Играет все чрезмерно вычурно гротесково, такое кино никогда не сможет стать любимым для публики» (В. Прокопчук).

Следующий анекдот

Всем доброго дня. Меня зовут Павел , и это журнал "Советское кино ". Новые выпуски выходят почти каждый день в 8.00 и 17.00, не забывайте заглядывать на канал.

Сегодня у нас на повестке дня гротескная трагикомедия 1966 года выпуска, поставленная режиссёрами Александром Аловым и Владимиром Наумовым по одноимённому рассказу Фёдора Достоевского под названием " Скверный анекдот ".

Эта кинокартина долгое время пролежала "на полке" и вышла на экраны только в декабре 1987 года. Лично мне непонятны причины, по которой этот фильм не прошел цензуру, вполне достойная и качественная экранизация творчества Достоевского.

Все началось с того, что я посмотрел фильм и не до конца понял сюжетную составляющую. Тогда я обратился к первоисточнику, прочитал рассказ Федора Михайловича, после чего все встало на свои места . Надо признать, что в фильме немного добавили "отсебятины", которая, скорее, запутывает сюжет, нежели объясняет, что к чему. Кстати, статью о рассказе, вы можете прочитать здесь .

Сюжет . Действительный статский советник Иван Ильич Пралинский (Евгений Евстигнеев) пожелал показать окружающим, каким должен быть гуманный человек. Полный благих намерений, он без приглашения приходит на свадьбу к своему подчиненному Пселдонимовому (Виктор Сергачев). Пользуясь своим высоким положением, статский советник "снисходительно" присутствует на празднике, но в итоге напивается и засыпает в постели новобрачных.

Виктор Сергачев был просто неподражаем : он корчил рожи, "скрючивался" перед начальством, попискивал, метался в отчаянии и страдал. Хотелось плакать и смеяться над его игрой, настолько он был хорош.

Евгений Евстигнеев - как всегда великолепен. Начальник с высокой нравственной позицией, который в итоге пьяным валялся под столом.

Запомнился персонаж Глеба Стриженова , он блистательно передал ту классовую ненависть, которая пожирает изнутри людей с низким социальным положением.

Отличная операторская работа! Гротеск незабываемо передан авторами фильма через перекошенные формы комнат, "неправильные" углы съемки, искаженные лица актеров. В итоге подсознательно ощущается, какая-то "порочность" происходящего.

Фильм "Скверный анекдот" - великолепен! Актерская игра, музыка, отражение быта петербургского "дна", оригинальный финал, который расставляет все по своим местам. Единственный совет: сначала обязательно прочитайте одноименный рассказ Федора Достоевского (если не читали) и только потом смотрите фильм.

С вами был Павел. Журнал "Советское кино", спасибо за внимание!

Следующий анекдот

"Скверный анекдот" - одно из самых замечательных произведений Достоевского. В небольшом рассказе нет персонажей крайне хороших или крайне плохих, как это присуще всем большим произведениям автора. Здесь главное - комичность и безобразность ситуации, и лишь вскользь автор касается внутреннего мира героя. Касается только в той мере, которая необходима для объяснения его поступков. Никакой "замороченности", никаких крайностей: кратко и веско. Применительно к таланту Достоевского "размазывать", - редкое по лаконичности произведение. Я даже думаю, что оно единственное в своём роде, применительно к такой оценке. Поэтому и начал именно с него, как с самого нейтрального.

Иван Ильич - свежеиспечённый генерал, его превосходительство. Честолюбив до беспамятства. Окрылён идеей благодетельствования простому народу, чем и мечтает снискать себе популярность и славу среди соверменников, и прослыть в будущих поколениях гением, человеколюбцем, "великим мужем" и проч.

Собратья-генералы с осторожностью воспринимают его решимость, т.к. умудрены опытом, более прозорливы и практичны.

Желая доказать свою правоту и веру в убеждения, Иван Ильич совершает экстравагантный "номер". Будучи в состоянии лёгкого опьянения, он решается зайти на свадьбу своего подчинённого, мелкого чиновника Пселдонимова. Там он намерен произнести пафосную речь, "благословить брак", показаться "на равной с ними ноге". Этим шагом он хочет показать всей присутствующей мелкоте свою расположенность к народу, произвести неизгладимое впечатление на очерствелые умы, войти в души, "воскресить в них всё благородство" и - достичь огромной популярности через это.

На деле же ничего не получилось. После наглого вторжения на свадьбу бедняка Пселдонимова, всё пошло не так, как мечталось. Народ совсем не понял и не оценил выходки генерала. Люди сконфузились и смялись нравственно. Свадебное веселье, само собой, прекратилось. Но после того, как было замечено, что генерал "того", т.е. пьян, дело немного утряслось и свадьба понемногу пошла своим чередом. Специально для его превосходительства было куплено три бутылки шампанского (при такой-то нищете!), которые он и употребил(!). За ужином некоторые гости не только непочтительно относились к генералу, но и даже вступили с ним в открытую конфронтацию, подшучивали над ним исподтишка. Тут надо иметь в виду популярную в то время любовь к свободомыслию, либерализму; да и вообще, народ-то подвыпил, разошёлся. Такого оборота Иван Ильич никак не ожидал, растерялся и впал в уныние. Что было делать генералу, которого не оценили, не поняли его "благородный" порыв? После выпитого шампанского и стакана водки он опьянел окончательно и уснул самым скверным способом, что называется "мордой в салат". Гости немедленно разошлись и свадьба закончилась.

Так как денег на карету у бедняков не было, да и генерал был в самом скверном виде и состоянии, пришлось оставить его у Пселдонимова и уложить спать на брачное ложе (другого подходящего места не было). Новобрачные спали на стульях. Ночь не удалась. Генерала всю ночь рвало и за ним ухаживала мать Пселдонимова.

Наутро Иван Ильич очнулся, осознал всю катастрофу своего положения, весь конфуз и. немедленно скрылся. Неделю он прятался от всех дома, стыдился своего поступка, размышлял над происшедшим, мечтал уйти в монастырь… Несмотря ни на что, он всё-таки вышел на службу, и оказалось, что его отсутствия никто и не заметил. Всё шло своим чередом, по-старому. Генерал окрылился, воспрянул духом, бросился с головой в работу. Жизнь продолжалась!

И тут к нему с рабочими документами заходит один из подчинённых, который тоже был на свадьбе и был одним из главных свидетелей всего произошедшего. Иван Ильич сконфузился и принял неумолимый рабочий вид. Перед уходом клерк, как бы ненароком, сообщает генералу о том, что Пселдонимов по своей просьбе переводится в другое управление. Генерал сразу переключился на эту тему, и начал рассуждать, что готов простить Пселдонимова(!), забыть со своей стороны всё (!), и т.д. Подчинённый, несмотря на рассуждения генерала, чувствуя и хорошо понимая их несуразность, с учётом произошедшего конфуза на свадьбе, поскорее выходит из кабинета. Генерал, оставшись один на один со своей воскреснувшей снова совестью, осознаёт, наконец, всю глубину своего позора, всю несостоятельность и наивность прежних рассуждений.

Читайте также: