Шутки пророка мухаммада с а в

Обновлено: 26.12.2024

Шутил ли когда-либо Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям)? Конечно, ведь шутка является частью человеческой натуры, а неумение шутить характеризуется как отвердение сердца. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) время от времени позволял себе и сподвижникам это удовольствие. Некоторые исследователи собрали подобные истории в отдельный сборник.

Известны около 30 шуток Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которые, в то же время, были истиной, поведанной остроумным способом. Он предостерегал от бессмысленных и унижающих шуток, что лишает человека части его достоинства. Как-то раз один сахаб возразил: «О, Посланник Всевышнего, ты запрещаешь это, но сам изредка подшучиваешь над нами!» На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Даже если я шучу, то не говорю ничего, кроме правды».

Впоследствии Ибн Хаджер аль-Хайсами подчёркивал: «Шутка, прозвучавшая к месту и остроумно, является своего рода Сунной».

Шутки Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям)

Некоторые из них отражены в хадисах. Например, благочестивая Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Однажды во времена моей юности я находилась рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Он попросил своих товарищей уйти вперёд, а затем предложил мне посостязаться. Мы побежали наперегонки, и я победила. Прошли годы. Я несколько прибавила в весе. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в одном путешествии снова попросил своих товарищей уйти вперёд, а мне опять предложил посостязаться. Я уже забыла о прежнем соревновании и сказала: «Как я смогу бежать?» Но он всё равно настаивал и в этот раз обогнал меня. «О, это реванш за прежнее!» — воскликнул он».

Абдуллах бин Харис (радыяллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хвалил детей и предлагал им посостязаться. Они бежали наперегонки и взбирались к нему на руки. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) целовал детей и вручал награды. Ибн Баттал объяснял это тем, что человеку до совершеннолетия нужно привить любовь к соблюдению религиозных предписаний и запретов (Ибн Баттал, «Шехруль-Бухари»).

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел внукам Хасану и Хусеину сесть на него верхом. Увидевший это сахаб воскликнул: «Какая замечательная у вас лошадь!» На что тот ответил: «Но ведь и они прекрасные всадники!».

Бывало, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) шутил, используя слова в прямом и переносном значении. Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «Однажды пришла пожилая женщина-ансар попросила помолиться, чтобы она попала в Рай. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Старушки не могут войти в Рай». Просительница ушла в слезах. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) велел догнать её и передать аят Корана о том, что женщина не сможет войти в Рай в виде старухи: «Воистину, Мы сотворили их (т. е. супруг) (заново) и сохранили девственницами, любящими [жёнами], равными по возрасту» (Сура «аль-Вакыа», 56 / 35—37).

Если говорить правду опасно

Известно высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Есть возможность путем иносказания избежать вранья». Ведь иногда опасно говорить правду, а ложь запретна. Например, когда у человека шестидесяти лет спрашивают о возрасте, он может ответить, что ему больше тридцати. Это не будет ложью. Но истину он всё же утаил.

Анас (радыяллаху анху) вспоминал: «Один бедуин попросил у Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) верблюда в качестве вьючного животного. Тот ответил: «Хорошо, я посажу тебя на детёныша верблюда». Бедуин решил, что над ним насмехаются и воскликнул. «О, Расулюллах! Зачем мне детёныш верблюда?» На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) улыбнулся: «Разве одно животное не является детёнышем другого?» (Абу Давуд, «Сунан», 4346).

Бывало, что он шутил игрой слов. Как-то раз у Сухайба (радыяллаху анху) болел глаз. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) захотел порадовать сахаба шуткой и сказал: «Сухайб, у тебя болит глаз, а ты ешь хурму?» Он намекал на то, что друг ест глазами. Сахаб ответил: «Я ем другой стороной». Все рассмеялись.

Сподвижник Авф аль-Ашджаи (радыяллаху анху) рассказывал: «Во время похода на Табук у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была небольшая палатка из кожи. Я пришёл к шатру, поприветствовал его и получил приглашение войти. «О, Посланник Всевышнего, мне войти полностью?» — пошутил я, имея в виду размеры палатки. «Конечно, заходи весь», — ответил мне Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)».

Сахаб превратился в розу

Освобождённый раб Сефине (его имя переводилось как «корабль») рассказывал, как в одном из путешествий получил непосильную ношу и пожаловался Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям). Тот в шутку сказал: «Ну-ка расстели свой узелок». Каждый начал складывать в него свои вещи. «Теперь неси, ты ведь корабль!» — велел Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Честное слово, после такой шутки я бы не почувствовал даже ноши нескольких верблюдов!»

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в шутку сказал румяному человеку: «Ты превратился в розу!» После чего его имя, подобно Абу Хурайре (радыяллаху анху), стало Абуль-верд.

Зейд бин Альсам (радыяллаху анху) вспоминал: «К Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришла женщина по имени Умму Еймен. Он спросил: «Кто твой супруг? Тот человек с белым пятнышком в глазу?» Мусульманка возразила: «Клянусь Аллахом, в глазу моего мужа нет никакого белого пятнышка!» На что он ответил «Но ведь нет ни одного человека, который не имел бы белого пятнышка в своём глазу».

Всем известно, что Анас (радыяллаху анху) всегда находился рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и прислуживал ему. Наставник иногда подшучивал над мальчиком: «Ах ты, двуухий!» Так он подчёркивал, что Анас (радыяллаху анху) был очень внимательным слушателем (Абу Давуд, 4349; Авнуль-Мабуд).

Анас (радыяллаху анху) вспоминал: «У меня был младший брат, прозванный Абу Умейр. Умейр — уменьшительно-ласкательная форма от Умар. Он любил птиц и держал в доме воробья. Подходя к нему, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спрашивал: «Умарчик, как поживает воробышек»? Однажды Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) поинтересовался: «Я вижу, что Умарчик опечален». Мы объяснили, что у того умер воробушек. Впоследствии исламские богословы пришли к выводу, что содержать в доме птиц допустимо.

Насколько ты ценен для Аллаха?

Нуман бин Башир рассказывал: «Абу Бакр (радыяллаху анху) пришёл в дом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и ещё с порога услышал, что Айша (радыяллаху анха) разговаривает с супругом на повышенных тонах. Едва войдя, он занёс руку для пощёчины своей дочери, однако Расулюллах помешал ему. Разгневанный Абу Бакр (радыяллаху анху) вышел из их дома. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал жене: «Видишь, я спас тебя от этого человека!» Через несколько дней сахаб пришёл снова и увидел, что между супругами царит согласие. «Прошу прибавить меня к своему миру так же, как вы прибавили меня к своей войне», — сказал он и услышал в ответ: «Уже прибавили!» (Абу Давуд, 4347; Насаи).

Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) вернулся из похода и заметил мой сундук с игрушками. Он поинтересовался, это что такое. «Это мои дочки», — ответила я. В сундуке также был крылатый конь. «А это что?» — спросил он. «Это лошадь», — ответила я. «Но ведь у неё есть крылья, что это значит?» — удивился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). «Разве ты не слышал, что у коней благочестивого Сулеймана (алейхиссалям) были крылья». На это он рассмеялся, обнажив зубы».

Сахаб Захир бин Харам (радыяллаху анху) жил в Бадие. Приезжая в Мекку из оазисов бедуинов, он привозил подарки Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) подарки. Тот очень любил сподвижника и в шутку говорил: «Захир — наша долина, а мы — его город». Однажды сахаб продавал на рынке Медины привезённые из оазисов товары. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) незаметно подкрался к нему сзади и произнёс: «Ну-ка отгадай, кто я!». Захир сначала попросил отпустить его, а затем узнал наставника и прижался к его груди. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пошутил: «Я продаю раба, нет ли желающих купить его?» Щуплый сахаб сказал: «О, никто не захотел бы купить меня, я остался бы у тебя!» На что услышал ответ: «Ты ведь не знаешь свою ценность для Аллаха!» (Файзуль Кадир).

Однажды один сахаб обратился к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) с просьбой научить его, как наверняка попасть в Рай. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Взывай к Аллаху! И стань совершенным!»

Шутки сахабов

Самым большим шутником прослыл сахаб по имени Нумайман (радыяллаху анху). Как только в Медину привозили свежие продукты, он приносил их Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Следом приходил продавец с просьбой оплатить покупку, на что сподвижник говорил: «О, Посланник Всевышнего! Не могли бы вы оплатить свой долг?» «Разве это не твой подарок?» — спрашивал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Тогда сахаб говорил, что у него нет денег, и он хотел накормить наставника. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) смеялся и возмещал стоимость пищи.

Любимая шутка Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов

Примерно за год до кончины Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр, Нуайман и Селит бин Хармала (радыяллаху анхума) отправились в Басру по торговым делам. Селит (радыяллаху анху) отвечал за питание. Вскоре Нуайман (радыяллаху анху) попросил у него еду, но сахаб отклонил его просьбу до того времени, пока не придёт Абу Бакр (радыяллаху анху). Нуйман (радыяллаху анху) решил поквитаться с ним и предложил первому встреченному племени: «У меня есть раб, не хотите купить его? Однако он наверняка скажет вам, что он мой двоюродный брат. Не отказывайтесь от него и не разрывайте сделку». Покупатели согласились на такое условие и дали десяток молодых верблюдов. Селит (радыяллаху анху) не знал об этом и воспротивился, когда за ним пришли. Тогда ему на шею накинули кусок ткани и велели: «Мы знали, что ты можешь так сказать, и не верим тебе!» Однако пришедший Абу Бакр (радыяллаху анху) понял, в чем дело, побежал следом за покупателями и убедил их в том, что Нуйаман (радыяллаху анху) пошутил. Верблюжат вернули хозяевам, а Селита (радыяллаху анху) освободили. Вернувшись домой, путешественники рассказали об этой истории Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Он и его остальные ученики долго смеялись.

Однажды к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл бедуин и привязал верблюда к двери. Один сахаб попросил Нуаймана (радыяллаху анху) зарезать животное, так как все соскучились по мясу. Тот немедленно выполнил просьбу. Выйдя из дома, бедуин увидел случившееся и начал причитать: «Какое несчастье! Моего верблюда зарезали!» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) нашёл виновника в доме Дубаа бинт Зюбейра спрятавшимся за веткой хурмы и поинтересовался, зачем он это сделал. «О, Расулюллах! Меня попросили сделать это те, кто сейчас указал моё местонахождение!» — ответил Нуайман (радыяллаху анху). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) стирал землю с его лба и одновременно смеялся. Затем возместил бедуину стоимость его верблюда.

Умар (радыяллаху анху) однажды в шутку сказал наложнице в ответ на её грубое обращение: «Меня создал Творец знати, а тебя — Творец черни». Увидев, что наложница обиделась на эти слова, он пояснил: «Разве знать и чернь создал не Один Аллах?»

Следующий анекдот

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”». Да одарит нас Всевышний Аллах раем и заступничеством Своего Посланника (мир ему и благословение)! Амин.

Поэтому мы собрали эти хадисы с позволения Аллаха и с Его помощью.

Надеемся, что вы выучите их.

Надеемся также на ваши мольбы за нас, за наших учителей, за шейхов, за наших отцов и матерей. Ваши мольбы за нас на самом деле получаются за вас же самих, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда мусульманин молится за своего брата, ангелы говорят ему в ответ: “И тебе то же, что ты просишь для него”». Да одарит нас Всевышний Аллах Своим довольством в обоих мирах! Амин.

1. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Бойтесь Аллаха, совершайте пятикратную молитву, соблюдайте пост в месяце Рамазан, выплачивайте закят с имущества и подчиняйтесь правителям; вы войдёте в рай». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что хадис достоверный.

2. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждое благое деяние – милостыня». Хадис передал имам Бухари.

3. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: «Кто из вас увидит злодеяние, пусть остановит его рукой; если не в состоянии сделать это, то языком; а если и на это не способен, пусть хотя бы не соглашается сердцем, – это самая слабая степень веры». Передал имам Муслим.

4. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «У лицемера три признака: когда говорит, врёт; когда обещает, не выполняет; когда доверяют ему, не оправдывает доверие». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

5. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не будет совершенной вера одного из вас, пока не пожелает он брату своему того же, что и себе». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

6. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не является лжецом тот, кто примиряет людей, желая добра или говоря добро». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

7. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самой полноценной верой обладает тот из вас, чей нрав самый лучший, и лучший из вас тот, кто хорошо относится к своей жене». Хадис передал имам ат-Тирмизи и сказал, что он достоверный.

9. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый день спускаются два ангела, и один из них говорит: “О Аллах, обогати тех, кто даёт милостыню”. А другой говорит: “О Аллах, уничтожь имущество тех, кто воздерживается от милостыни”».

10. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть не вредит соседу; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть почитает гостя; тот, кто верит в Аллаха и в Судный день, пусть говорит благое или молчит».

11. Абдуллах ибн Масуд рассказал: «Однажды я спросил Посланника Аллаха: “Какое деяние самое лучшее?” Он ответил: “Вовремя совершённый намаз”. Я спросил: “А потом какое?” Он ответил: “Хорошее отношение к родителям”. Я снова задал вопрос: “А потом?” Он ответил: “Джихад на пути Аллаха”».

12. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В число больших грехов входят придавание сотоварища Всевышнему Аллаху, ослушание родителей, убийство человека и ложная клятва». Передал имам Бухари.

13. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее из благих деяний – иметь связь с друзьями отца».

14. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек в религии своего друга; пусть посмотрит каждый из вас, с кем он дружит». Хадис передал имам Абу Давуд.

15. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Человек будет с тем, кого он любит». Хадис достоверный.

16. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Семеро будут в тени Арша в тот День, когда не будет другой тени: 1) справедливый правитель; 2) молодой человек, выросший в поклонении Всевышнему Аллаху; 3) человек, чьё сердце связано с мечетью; 4) два человека, которые полюбили друг друга ради Аллаха, ради него встречаются и ради него расходятся; 5) человек, которого позвала к себе богатая и красивая женщина, а он ответил, что боится Аллаха; 6) человек, дающий милостыню так, что его левая рука не знает, что даёт правая рука; 7) человек, который упомянул Аллаха в уединении и пролил слёзы». Хадис достоверный.

17. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение), делая хутбу, сказал: «Если бы вы знали то, что я знаю, вы меньше смеялись бы и больше плакали». И сподвижники, закрыв свои лица, начали рыдать.

18. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример пятикратного намаза подобен примеру речки воды, которая течёт около вашего дома, и вы купаетесь там пять раз каждый день».

19. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Аллах доволен рабом, когда он восхваляет Его после еды и питья». Передал имам Муслим.

20. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы уверовавшие знали наказание Аллаха, никто не стремился бы к раю; а если бы неверные знали милость Аллаха, ни один из них не потерял бы надежду на рай». Передал имам Муслим.

21. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Неимущие зайдут в рай на пятьсот лет раньше, чем богатые». Хадис передал имам ат-Тирмизи.

22. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Богатство не значит иметь много имущества, богатство – это когда сердце богатое». Хадис достоверный.

23. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Учащайте повторение того, что портит наслаждения». То есть смерти. Хадис передал имам ат-Тирмизи.

24. От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) был самым лучшим из людей нравом». Хадис достоверный.

25. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Воистину Аллах Наимилостивейший и любит милосердие во всех делах». Хадис достоверный.

26. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто подчиняется мне, тот подчиняется Аллаху, кто ослушается меня, тот ослушается Аллаха, кто подчиняется правителю, тот подчиняется мне, а тот, кто ослушивается правителя, ослушивается меня». Хадис достоверный.

27. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «. доброе слово, милостыня». Хадис достоверный.

28. Передаётся от Айши (да будет доволен ею Аллах): «Речь Посланника Аллаха (мир ему и благословение) была разборчивой, его понимал всякий, кто слушал его».

29. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда вы одеваетесь и омываетесь, начинайте справа». Хадис достоверный, передал имам Абу Давуд.

30. Айша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас начнёт кушать, пусть упомянет Аллаха, а если забудет упомянуть в начале, пусть скажет: с именем Аллаха в начале и в конце».

31. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) никогда не порицал еду – если нравилась, ел, а если нет, не ел.,

32. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Благодать ниспосылается на середину еды, поэтому вы ешьте, начиная с края». Это делают, чтобы благодати было больше.

33. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ел тремя пальцами, а когда закончил – облизал их».

34. Анас (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пил воду тремя глотками».

35. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передал: «Я напоил Посланника Аллаха (мир ему и благословение) водой Зам-зам, и он выпил стоя».

36. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Самый правдивый из вас сном тот, кто правдивый речью».

37. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто едет верхом – приветствует пешего, пеший приветствует сидящего, малая группа людей приветствует большую, и младший приветствует старшего».

38. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает человек, прекращаются его деяния кроме трёх: бесконечная милостыня (например, если построить дорогу, мост, провести воду), знания, от которых люди берут пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей».

39. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Вы отправляйтесь в путь ночью, поистине ночь сокращает путь».

40. Кааб (да будет доволен им Аллах) передал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда возвращался с пути, в первую очередь шёл в мечеть и совершал два ракаата».

41. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует, клянусь Аллахом, не уверует!» Его спросили: «Кто, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Тот, чей сосед не сохранён от его зла». Хадис передали имамы Бухари и Муслим.

Муслим передал этот хадис следующими словами: «…не войдёт в рай тот, чей сосед не сохранён от его зла».

Сайпула Мухамадов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Следующий анекдот

сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) любил шутить и с детьми.

Мы являемся общиной пророка, который обладал остроумием, был улыбчив и любил шутить, не преступая при этом границ дозволенного. Если мы посмотрим на жизнь посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), то мы увидим, что в ней всегда было место добрым шуткам и остротам. Даже были те, кого удивляла способность посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) шутить. В одном из хадисов сообщается, что один человек сказал ему: «О, посланник Аллаха! Неужели и вы шутите?». На что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Да, иногда и я шучу, но я никогда не говорю ничего, кроме истины» (Тирмизи, Бирр, 57).

Передается от Анаса ибн Малика, что однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришла пожилая женщина и попросила его сделать дуа, чтобы она попала в Рай. На это посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ей: «Пожилые женщины не войдут в Рай». Увидев, что женщина очень расстроилась от услышанного, он пояснил: «Пожилые женщины войдут в Рай молодыми».

Так же посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) советовал супругам иногда шутить друг с другом. Анас (радыйаллаху анху) передает: «Когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) находился со своими женами, то он был самым приветливым и самым шутливым человеком».

Так же сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) любил шутить и с детьми. Передается от Анаса (радыйаллаху анху), который говорил: «Обращаясь ко мне, посланник Аллаха в шутку говорил: «Йа зуль-узунейн» (О, обладающий двумя ушами)».

Что же касается шуток, совершаемых руками или травма опасными предметами, то они являются запрещенными. В одном из хадисов говорится: «Тот, кто укажет на своего брата куском железа (чтобы испугать его), того будут проклинать ангелы, до тех пор, пока он не прекратит это» (Рийадус-Салихин, III, 293).

Необходимо избегать чрезмерности в шутках, так как чрезмерный смех может стать причиной пустого времяпрепровождения, небрежности в выполнении важных обязанностей, а так же очерствения и почернения сердца. Поэтому посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) категорически запрещал шутки, которые могли бы привести к вражде, посягающие на честь и достоинство человека; а так же которые содержат злословие, клевету, издевательства и необоснованные предположения. В сущности, подобное уже выходит за рамки шутки.

Поэтому в своих шутках посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил только правду, никогда никого не пугал, и никогда никого не высмеивал и ни над кем не издевался.

Следующий анекдот

Чувство юмора, хорошее настроение, добрая шутка – являются теми вещами, которые отличают мусульманина. Вызывать в окружающих веселье весьма похвально с точки зрения Шариата. Ислам приветствует, когда верующий доставляет людям радость в большей степени, чем хмурый аскетизм. Но при этом предписывается ряд норм, которые следует соблюдать, даже 1 апреля, в т. н. День смеха, чтобы, шутя, не выходить за границы, определенные Всевышним.

1. Даже при самой острой и веселой шутке не следует смеяться гомерическим смехом, хохотать, кричать громким голосом. Прилично улыбаться, спокойно выражать свой восторг, - это демонстрирует уважение к окружающим. Ислам не одобряет истерический, чрезмерный смех. В хадисе, переданном Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о, Посланник Аллаха!», Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я шучу, но говорю только то, что истинно». Можно веселить окружающих двусмысленно, если хотя бы одна сторона шутки правдива. Но Ислам запрещает шутить, используя обман, даже первого апреля. Даже в этот день неправда остаётся неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные, нереальные ситуации. В хадисе, переданном Тирмизи, говорится: «Несчастьем, бедствием человека можно считать выдумывание ради забавы таких событий, которых вовсе не было».

4. Юмор и шутки уместны только в подходящей момент и с соответствующими людьми. Не следует шутить со старшим по возрасту, с учителями, с учеными, с руководством, с человеком, который не понимает шуток, обижается на них, и с посторонней женщиной. Также и женщине не следует шутить с посторонним мужчиной. Словом, везде, где юмор не уместен.

5. Шутка должна быть умной, адекватной ситуации, понятной окружающим, не обидной, не унижающей достоинство человека или его семьи.

В хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Мусульманин - брат мусульманина, так пусть же они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение же единоверца - большой грех. Поэтому мусульманину запрещено унижать братьев по вере, ему запретны их кровь, их богатство и честь».

6. Не одобряется забавлять окружающих так, чтобы шутка превалировала над серьезностью, и так много, чтобы мусульманина прозвали хохмачом и т. д. Это унижает достоинство человека, люди не будут воспринимать его всерьез и станут также подшучивать над ним. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.

Бесконечные шутки и хохот не являются признаком мусульман. Коран одобряет тех, кто уходит от тех, кто постоянно смеется. (Исключением в данном случаи являются те, кто занимаются юмором профессионально).

7. Нарушением этики Ислама считается направлять оружие в шутку на брата, пугая его, или наезжать на него на машине и т .д. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится: «Вы не направляйте оружие на брата своего. Ведь шайтан может овладеть твоими действиями - и оружие выстрелит. Тогда же ты попадёшь в огненную яму».

8. Нельзя шутить на запрещенные темы, например, рассказывать пошлые истории, разглашать интимные подробности, использовать хулу и клевету.

О шутках и чувстве юмора Пророка (мир ему и благословение)

- Однажды Умму Айман пришла к Пророку (мир ему и благословение) и сказала, что ее супруг зовет его в гости. На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» «У моего мужа, - удивилась женщина, - в глазу нет никакой белизны». «Да есть же», - настаивал на своем Пророк (мир ему и благословение). «Именем Аллаха клянусь, что нет», - ответила Умму Айман и ушла. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны. Я имею в виду белок вокруг зрачка».

- Как-то некий мужчина попросил Пророка (мир ему и благословение) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – вопрошал человек. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый верблюд – верблюжонок другого верблюда».

- Передают, что однажды старая женщина посетила Пророка (мир ему и благословение). В разговоре с ней он сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Старушка начала плакать. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объяснил ей, что когда она будет входить в Рай, то вновь обреете молодость и красоту.

- Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили на продажу какие-нибудь сладкие фрукты, которые не продавали там раньше, он покупал их в долг и преподносил Пророку (мир ему и благословение) со словами: «О, Посланник Аллаха, я дарю это Вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку (мир ему и благословение) и говорил: «О, Посланник Аллаха, оплати мой долг». На это Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Ты ведь их мне подарил!» А Нуайм отвечал: «О, Посланник Аллаха, у меня ничего не было, чтобы заплатить за фрукты, и я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал». Тогда Пророк (мир ему и благословение) улыбался и давал продавцу деньги за продукты.

- Захак бин Суфьян имел непривлекательную внешность и малый рост. Когда он договорился с Пророком (мир ему и благословение) о принятии Ислама, то сказал: «О, Посланник Аллаха, у меня две жены, с одной из них, румяной и более красивой, чем вот эта (в этот момент он указал на жену Пророка (мир ему и благословение) Айшу, которая до ниспослания аята о прикрытии ходила с открытым лицом), я разведусь и выдам ее замуж за тебя». В это время Айша (да будет доволен ею Аллах) сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: «Кто же из вас красивее, ты или твои жены?» На что он ответил: «Конечно же, я, я красивее их и достойнее их!» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) посмеялся над умным вопросом своей жены и над ответом Захака бин Суфьяна, который в действительности был совсем не хорош собой.

Курамухаммад Рамазанов, алим, заместитель муфтия Дагестана по каноническим вопросам

На фото: артисты первого исламского комеди-шоу "Аллах сделал меня смешным" (США)

Читайте также: