Шутки про свою смерть психология

Обновлено: 03.05.2024

Последнее время я все чаще шучу на тему смерти и мне кажется это нормальным, хотя другим от этого становится не по себе. Я могу сфотаться как труп, могу придумывать как будут происходить мои похороны, могу специально идти на движущуюся машину или ночью пойти в какое то опасное место, получается как шутка со смертью. Выходит я к ней отношусь не с особой серьезностью. Раеньше были мысли суицида, но это я пререросла, теперь об этом даже не думаю, но вот шутки.. я ее в принципе не боюсь и уже готова к своей смерти какой бы ужасной она не была .
Может ли она отомстить за такое отношение к ней?)

Голосование за лучший ответ

просто шутить не умеешь вот и всё

Darya ErnestУченик (68) 3 года назад

Как раз таки с юмором у меня все отлично, просто сейчас он у меня приобрел иной характер

Владимир Шмайло Оракул (50060) ясно

А ты не шути так и все

Darya ErnestУченик (68) 3 года назад

Знаете, это уже как привычка выработалась. Что-то да вылетит на эту тему

Adelaida Гуру (3994) Попробуй тщательно следить за своими мыслями и словами. И тогда избавишься от этой привычки

ну шутить - то можно, просто наду уметь шутить про смерть .
А вот идти ночью на машину - это уже нездоровая канитель. Покажись врачу

Черный юмор помогает изжить страх смерти

Потребность человека отвечать на трагедию шуткой обусловлена глубинными страхами, живущими внутри каждого из нас.

Мы боимся смерти и не хотим обреченно замолкать и сжиматься, когда она рядом. Если в нашей психике будет постоянно присутствовать ворох разнообразных страхов, то это приведет лишь к травмам. Мы не в состоянии постоянно бояться, и в определенный момент в нас включаются механизмы вытеснения негативных эмоций.

Эти механизмы вытеснения принимают форму шуток на тему того, чего мы боимся. Черный юмор на поверку оборачивается спасительным средством от неврозов. Перед лицом трагедии человек оказывается перед выбором: смеяться и помочь себе психологически или не выходить за этические рамки общественного табу, налагающего запрет на смех перед лицом смерти и беды.

Смех в объектив перед расстрелом

В 2006 году министерством обороны Финляндии опубликовало архивное фото.

Карельский перешеек, Советско-Финская война, заснеженный лес. Пистолет финского офицера направлен прямо в лицо пойманного советского разведчика. Некто рядом снимает происходящее на фотоаппарат. Кадр ухватил последнее мгновение жизни пленного. Но в нем ни капли страха! Вместо того чтобы молить о пощаде или мрачно-стоически ждать развязки, обреченный смеется прямо в камеру.

За мгновение до гибели этот человек решает не быть жертвой и стать хозяином своей жизни – и смеется.

Одно из «научных» объяснений этого явления таково: столкнувшись с трагедией или неизбежностью смерти, разум обреченного, будучи не в силах ее объять, переводит ее в категорию анекдотичного. Эшафот, стража, толпа, палач, плаха. «Я сейчас умру. что за чепуха, этого не может быть!».

Следующий анекдот

Когда я устроилась на работу в колледж, директор предупредила меня о том, что суицид - самая жёсткая тема в образовательном учреждении. Прокуратура и ведомства будут досконально проверять все документы, людей и прочее. Конечно, это не особо приятная процедура. Но речь не об этом.

Фото с pixabay Фото с pixabay

Человек, который даже просто шутит о суициде, хотя бы на секунду о нём думает. В принципе, я считаю, что каждый в определённом периоде жизни может задуматься о прекращении жизни, даже на секунду. Кого-то пугает эта мысль, кого-то она позабавит, другой откинет её, но найдётся и тот, кто задумается об этом всерьёз.

Однако истинного суицида практически не встречают.
В основном это пара-суицид - в отличие от истинного суицида, парасуицидальная попытка имеет другой смысл, она направлена на определенный социальный эффект. Это не желание реального самоуничтожения, а чаще всего призыв к изменению человеческих взаимоотношений. В частности, выделяют такие мотивы, как призыв на помощь, протест против сложившейся ситуации, необходимость дать себе паузу в ситуации конфликта, избежание страдания, самонаказание, отказ от жизни (определение из психологического словаря).

По этой причине если вдруг кто-то рядом с вами шутит о смерти, поговорите с ним, постарайтесь вывести на искренний разговор или подвести к беседе со специалистом. Вполне возможно, что человек не пойдёт что-то сделать с собой, но у него могут быть иные проблемы.

Если же сами чувствуете прилив мыслей о смерти, обратитесь за поддержкой к друзьям, близким и любимым. Также есть психологи, психотерапевты и психиатры - вам обязательно окажут помощь.

Но хочу вам ещё рассказать о ряде людей. Есть те, кто осознаёт серьёзность отношения к смерти других, и прекрасно пользуются опасением за жизнь близкого или просто знакомого человека, манипулируя угрозой причинения вреда самому себе. Например, "если ты меня бросишь, я умру!", "если ты это не сделаешь, я выйду в окно" и т.п. Да, есть риск, что такой человек довольно импульсивен и попытается что-то с собой сделать, поэтому здесь лучше посоветоваться со специалистом и выработать стратегию выхода из отношений с таким человеком или принудительной коррекции поведения, если есть потребность. Если же человек себя слишком сильно любит и бережёт, то стоит сразу пресекать подобные манипуляции, т.к. это явный перекос ваших взаимодействий в нездоровое русло.

Напоследок расскажу небольшую историю, которая произошла в самом начале моей деятельности психологом. Я тогда училась на третьем курсе и подрабатывала в психологическом центре. Мы работали очно, но периодически звонили и по телефону. И вот поступил звонок от мальчика лет тринадцати. Он жаловался на проблемы с родителями и желание спрыгнуть с крыши. Никакой информацией о себе он не делился. Но я пыталась его переубедить. Параллельно знаками пояснила ситуацию коллегам, которые пытались мне подсказать, как лучше говорить. Однако у меня не получилось, мы не так долго разговаривали, и он сказал, что прыгает и бросил трубку. Не скажу, что мой мир перевернулся, но я впервые почувствовала, что могу нести ответственность за чью-то жизнь, и я не смогла её перевернуть в конструктивное русло. И в этот же день я смогла прочувствовать прелесть жизни как таковой. Но то, что ребёнок допереживался до состояния, когда он не видит ни одного светлого и конструктивного пути, меня сильно потрясло.

На следующий день я узнала, что никакой паренёк не погиб. Это был телефонный розыгрыш ребятишек из соседней с центром школой. Об этом нам рассказала девочка, которая дружила с коллегами.

И вроде бы всё хорошо, все живы. Но до сих пор не люблю и не принимаю угрозы и шутки по поводу суицида. Или такие минуты слабости, когда человек говорит о смерти, при этом про себя осознавая, что никогда этого не сделает. Таким образом, от меня отвалилась и моя подруга, с которой многое прошли. Есть такие моменты, после которых ты перегораешь к человеку. Поэтому будьте внимательны к людям вокруг, поверьте, ваши слова могут быть всерьёз восприняты окружающими людьми. И как минимум один человек искренне о вас переживает, поэтому присмотритесь к тем, кто вокруг - существует небольшая часть не чёрствых людей.

Примеры «юмора висельников»

«Ромео и Джульетта»

Хрестоматийный пример «висельного юмора» есть в трагедии «Ромео и Джульетта». Меркуцио, ближайший друг Ромео, смертельно ранен Тибальтом.

В ответ на подбадривания друга – «Courage, man; the hurt cannot be much» – он отвечает: что рана его «. не так глубока, как колодец, и не так широка, как церковные ворота», но что ее «будет вполне достаточно» («’tis enough, ‘twill serve»), чтобы, когда его друг спросит о нем завтра, то обнаружит лишь его мертвое тело («. ask for me tomorrow, and you shall find me a grave man»).

Может возникнуть сомнение, что приведенный пример относится к висельному юмору, но это именно он, причем в самой рафинированной, чистой форме: Меркуцио сохраняет достоинство перед кончиной, смеясь в лицо не другу, но самой смерти.

Однако, в наибольшей степени «богата» на яркие примеры черных шуток сама виселица, эшафот.

«А вы уверены, что это безопасно?»

Так, на казни английского серийного убийцы-отравителя Уильяма Палмера тот перед самой развязкой отпустил шутку, которую молва донесла до наших дней. Взглянув на прорезь люка под петлей, тот спросил палача «А вы уверены, что это безопасно?».

«Фрэнч Фри. Как вам такой заголовок?»

Другой пример тоже связан с кончиной известного убийцы – Джеймса Френча, который перед казнью на электрическом стуле произнес, обращаясь в сторону журналистов: «Фрэнч Фри. Как вам такой заголовок?» (How’s this for a headline? French fries» (отсылка к картошке фри)).

«Нет, спасибо, я пытаюсь бросить курить»

Хорошим примером висельного юмора является также шутка, рассказанная одним из героев романа Кинга «Томминокеры»: один человек, в ответ на предложение выкурить последнюю сигарету перед расстрелом, ответил: «Нет, спасибо, я пытаюсь бросить курить».

Смерть как трагедия и смерть как комедия

Обыденному взору смерть представляется в трагическом ключе – как мрачный форс-мажор, неожиданный и неотвратимый удар. Смерть в этом смысле трагична и банальна, таких много, за ней не стоит сюжета.

Смерть как комедия имеет сюжет. В каком-то смысле шутящий висельник обращает неодолимую неизбежность в нечто прямым образом противоположное, управляемое и забавное действо. В последний раз перед смертью интеллект и воля человека возвращают ему контроль над его судьбой. Будь то эшафот, пылающий танк, тонущий корабль или падающий самолет – смех обреченного висельника есть звук победы величия человека над слепой неодолимостью смерти.

Следующий анекдот

ВЕБИНАР: «Я вижу тебя! Я чувствую тебя!» Технология зеркальных нейронов в психологическом консультировании

6800 руб Подробнее 20–22 ноября 2021
Елена Викторовна Иоффе

Сексуальная проблематика в работе практического психолога: что важно знать и как об этом говорить в различных профессиональных контекстах

7200 руб Подробнее

Скоро

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Шутки на тему смерти

Автор

/module/item/name

Кто резко шутит на тему чужой смерти, придумывает анекдоты о только что погибших, рисует на них карикатуры?

У многих на этот вопрос один ответ: нелюди.

Многие думают, что стремление некоторых людей неистово шутить на страшные темы происходит от того, что эти люди вообще не способны к состраданию (нелюди), либо относятся к погибшим как к врагам и всерьез надеются, что их и их близких подобное никогда не коснется.

Из-за такой трактовки любой черный юмор вызывает целую цепь агрессии и желание донести до шутника, что с ним может быть то же самое.

Когда люди трактуют реакции другого человека, они нередко "судят по себе". Они задают себе вопрос: в каком случае мне бы захотелось посмеяться на тему чьей-то смерти? И отвечают: только если бы этот человек был моим лютым врагом, не просто врагом, а лютым. Да и то, человечность не позволила бы мне сделать это. Вывод: шутник = враг + нелюдь.

Я хочу рассказать, что такое подобные шутки с точки зрения психофизиологии, чтобы и сами шутники могли бы проанализировать свои реакции, оскорбляющие других и вызывающие у большинства агрессию, но также чтобы ненавидящие таких шутников могли бы относиться к ним чуть-чуть лояльней.

Если коротко, это специфическая вторичная реакция на стресс, деструктивная реакция гебоидного типа.

Наш прекрасный ученый Леонид Китаев-Смык, который написал большую работу о стрессе (и после Ганса Селье это наиболее значительная работа), описал разные стрессовые реакции. Китаев-Смык занимался подготовкой космонавтов и изучал психофизиологию стресса весьма тщательно. Также он длительно занимался исследованием солдат во время чеченской войны 1995 года и после.

Интересующиеся могут прочитать работу Китаева-Смыка "Организм и стресс". Для более полной картины можно почитать о стрессе у Селье, Кречмера и у Лоренца. Я же приведу только выводы, касающиеся темы шутников и их "пляски на костях".

1. Существует два главных типа первичной реакции на стресс: активная и пассивная.

Китаев-Смык приводит интересные сведения, полученные им лично при опросе священников сельских церквей в 60-ых годах прошлого века. Младенцы по время крещения (40 дней от роду) при макании в купель (стресс) ведут себя очень по-разному. Типов реакций два: младенцы либо вытягиваются и приводят в сильный тонус все мышцы тела (таких младенцев священники называли "столбики"), либо сворачиваются и расслабляются словно в материнской утробе (таких называли "калачиками").

Интересно, что про первый тип младенцев, которые "столбики" священники обычно говорили "не жилец", и такие дети чаще других умирают в младенчестве или детстве, чаще заболевают, чаще травмируются, они более уязвимы. Но если таким детям удается выжить, вырасти и хорошо адаптироваться к жизни (научиться расходовать и распределять свои силы), они нередко становятся лидерами. Все дело в том, что "столбики" реагируют на стресс активностью и агрессией, борются со стрессом и сопротивляются ему. Это делает их жизнь намного более опасной, заставляет быстро расходовать все резервы организма и они куда раньше, чем "калачики" приходят к черте слома.

Китаев-Смык упоминает нашего полководца Суворова, который в детстве был настолько "столбиком", что протестовал против пеленания громкими криками, не успокаиваясь ни на минуту, и отец приказал не пеленать его, вопреки обычаям. В кого удалось вырасти этому младенцу все знают.

2. Вторичная реакция на стресс (это когда стресс затягивается) бывает деструктивной и конструктивной.

Конструктивная реакция на длительный стресс - это адаптация к нему. Адаптация - это значит, что организм перестраивается настолько, чтобы существовать в условиях стресса наиболее продуктивно.

Гармонично адаптироваться к длительному стрессу могут и "столбики" и "калачики", хотя последним легче это сделать. (Отсюда польза смирения, но только правильно понятого, и не для тех, кто совсем калачик-калачик, тем бы, наоборот, сопротивления побольше).

Китаев-Смык описывает солдат, которые хорошо адаптировались к условиям войны, так. Они были настроены на победу и жизнь, о смерти не размышляли, их мысли были устремлены в будущее (мирное, после победы), они грезили лишь о том, как вернутся домой и будут помогать родителям, женятся, обзаведутся детьми. Они были собраны, позитивны, дисциплинированы, обязательно аккуратны. Одним словом, хорошо адаптированные солдаты выбирали тот наилучший режим (не столько они выбирали, сколько их организм, но и личность принимала участие в распределении энергии, при помощи хорошего локуса) который бы позволял проявлять разумную активность: не тратить все нервные силы на то, что они лично не могли изменить (не изводить себя страхом и чувством вины), употребив энергию туда, где они действительно были способны действовать и влиять (во время боя). Исследования Китаева-Смыка показали, что такие солдаты намного (!) чаще выживали, эффективнее воевали и возвращались после войны к мирной жизни без особых проблем.

Если вы для сравнения почитаете Франкла и Бетельгейма, психологов, которые описывали свой опыт узников фашистских концлагерей и книги которых я всегда рекомендую, вы увидите, что они рисуют ту же самую модель выживания и преодоления непреодолимых трудностей, вплоть до того, что наиболее аккуратные узники, заботящиеся до последнего о личной гигиене и внешнем виде, выживали и сохраняли себя куда лучше. (Понимаете, почему? Уход за собой - это то малое, что может делать узник концлагеря, до чего сужен его локус контроля, но если отказаться и от этого - проактивности и сознанию конец, ты превратишься в предмет, который только шпыняют).

3. Гебоидная реакция на стресс (те самые шуточки о смерти и танцы на костях) - это вид деструктивной вторичной реакции на стресс.

Китаев-Смык перечисляет несколько видов деструктивных реакций: депрессия и сломленность (когда солдат считает себя виноватым в смерти других солдат и убежден, что его тоже убьют), остервенение (когда солдат от стресса рвется убивать и крушить, не обращая внимания на тактическую целесообразность) и гебоидность (те самые шуточки, постоянное ерничание на темы смерти и сарказм по отношению к своему и чужому страху).

Деструктивный тип поведения при вторичном стрессе чаще всего приводит к смерти. Это важно понять! Деструктивный на то и деструктивный, что заставлять человека погибать раньше других и часто даже без оснований.

Депрессивные бессознательно сами ищут погибели (от вины, от страха, от тяжести) и вскоре находят ее. Офицеры описывали Китаеву-Смыку, что если таких солдат не адаптируешь быстро или не демобилизуешь, они вскоре гибнут при самых глупых обстоятельствах. Остервенелые тоже гибнут раньше других, причем нередко подставляют однополчан, поскольку их цель не победа (!), а истерика от паники. Но и гебоидные (те самые шутники) тоже считаются обреченными и очень плохо приспособленными к выживанию.

4. Посмотрим, почему гебоидные выживают хуже других и в условиях реальной опасности часто обречены.

Гебоидный тип реагирования - это отрицание страха смерти, полностью, как самого факта.

А страх и боль - это защитные реакции организма, они показывают на что обратить внимание, и избавляться от этих реакций - это оставлять себя беззащитным.

Гебоидный шутник словно прячет голову в песок и пытается в своей картине мира представить все так, будто все страшные события - это хохма и понарошку, это повод для веселья, и никого всерьез не касается.

Не нужно путать гебоидный деструктивный тип с позитивным, хорошо адаптированным, которые тоже способны шутить, чувство юмора - хорошая опора в стрессе, но шутки их более мягкие, умеренные и никогда не касаются самых болезненных и серьезных тем. Нормальные шутки и хорошее чувство юмора призваны обратить внимание людей на то, что в жизни даже в условиях стресса есть что-то светлое и смешное. Таков, например, Василий Теркин Твардовского, кумир военных лет.

Адекватные шутки никогда не касаются смерти товарищей, они никогда не переходят берегов, поскольку это шутит человек, хорошо осознающий возможность смерти, а не отрицающий ее, и это(!) принципиальное отличие. Сама цель шуток - отвлечь внимание от смерти, напомнить о жизни, а не привлечь к смерти внимание и посмеяться над ней, думая, что смехом ты ее победишь. Это как Моська, смеющаяся над слоном, пока ее не раздавило.

Гебоидный тип в экстремальных условиях (на войне, в больнице, в тюрьме) выживает очень плохо, поскольку, во-первых, своими шутками без берегов постоянно вызывает агрессию окружающих и провоцирует раздражение или ненависть (это мы можем наблюдать, да?).

Во-вторых, так как цель таких шуток - закрыть свои собственные глаза на опасность, убедить себя в нереальности данной опасности, такое поведение мешает действовать эффективно и себя защищать.

И, в-третьих, занимаясь вытеснением страха, такой тип почти всегда в какой-то момент встречается с этим страхом лицом, слабые защитки рушатся (а деструктивные защиты всегда слабы, поскольку плохо интегрированы в личность), и будучи совершенно неподготовленным, неадаптированным к стрессу (он же отрицал вместо адаптации), человек быстро погибает.

То есть засовывать голову в песок и убеждать себя, что смерть - это совсем нестрашно, это небольно, это прикольно и весело - это один из самых плохих и ненадежных способов восприятия смерти.

Депрессивный тип может обрести опору, остервенелый тип немного успокоиться, а вот гебоидному типу при отбрасывании своих защит нередко нужно начинать адаптацию с нуля.

Повторю, умеренная доля юмора не вредит, а очень помогает, и чаще всего говорит о хорошей адаптации. Чрезмерное, будто безумное (оно и есть безумное) шуткование - это часто нечто противоположное - почти полное отсутствие адаптации.

5. Как преодолеть гебоидный тип реакций?

Чаще хорошая, гармоничная адаптация к стрессу, которая делает человека сильным, получается из первичной реакции типа "калачик" (при развитии внутренних опор), а деструктивная адаптация чаще - из "столбика". (Хотя и "столбики" иногда прекрасно адаптируются, становясь даже лидерами, и пример тому упомянутый Суворов).

Все дело в том, что быстро исчерпав силы на активное сопротивление, "столбики" чувствуют себя сломанными (депрессивная вторичная реакция) или впадают в аффект (остервенелая вторичная реакция) или начинают полностью отрицать всякую опасность (гебоидная вторичная реакция). Они не умеют распределять силы, поэтому не могут сопротивляться стрессу гармонично и прибегают к деструктивному типу поведения. То есть "столбики" для хорошей адаптации должны развить некоторые реакции "калачиков" (уметь расслабляться, когда от тебя ничего не зависит, и копить силы на тот момент, когда можно будет выступить), а "калачики" - качества "столбиков" (иногда активизироваться и сопротивляться, не только ждать команду спасателей).

Но вот что очень важно понять всем гебоидным (юмористам смерти, то есть).

Пока вам будет казаться, что в такой реакции проявляется ваша сила и смелость, вы не сможете развить хорошую адаптацию, и останетесь, по сути, беззащитны и не способны защищать своих близких. То есть установка "я смеюсь над смертью, потому что смел" мешает увидеть свою проблему и избавиться от неё. Не прячьте свою слабость (паническое избегание страха смерти) под иллюзиями своей якобы силы. Постарайтесь понять, что вы более трусливы, чем те, кто демонстрирует иногда страх (умеренный, без паники) и скорбь (без чувства вины за то, что жив!), узнав о чьей-то смерти. Нормальный, правильный тип адаптации - это испытывать иногда страх, видеть его, уважать, но справляться с ним конструктивно, а не закрывать его как мешком истерической гебоидной веселостью, пытаясь все время играть в пир во время чумы, чтобы не так страшно было думать о своем финале.

Ну а тем, у кого гебоидные вызывают приступы ярости, стоит понять, что это такой тип деструктивных защит, очень ненадежных и слабых защит. Взглянуть в лицо реальности эти люди просто не имеют психических резервов, вот и веселятся безо всякой меры, танцуя на костях.

Следующий анекдот

Черный юмор, или его разновидность висельный юмор – это смех и шутки на тему трагедии и смерти. Отношение к черному юмору делит человечество на два лагеря: кто-то считает такие шутки неуместными, кто-то нет. Черный юмор был присущ людям всегда. Психологи объяснили почему смех и горе всегда тесно связаны.

Черный и висельный юмор – большая разница. В чем отличие?

Юмор висельника или висельный юмор (англ. gallows humor) многие считают разновидностью черного юмора, чуть ли не синонимом. Но это отнюдь не так.

Если черный юмор – это шутка по поводу чужой трагедии, то юмор висельника – шутка человека, стоящего на пороге собственной смерти. Как буквально передает смысл само словосочетание, это юмор обреченного, выраженный его последним действием или словом.

В отличие от черного юмора смех человека, стоящего на пороге смерти, не вызван страхом. Напротив, он означает преодоление страха, смирение и спокойствие перед лицом неизбежного. Но поскольку человек не в состоянии осознать саму смерть, то возникает абсурдное состояние психологического диссонанса. Сознание словно разрывается, и за минуты или секунды перед ударом наступлением неизбежного и звучит смех обреченного.

Есть немало красноречивых примеров, иллюстрирующих такое абсурдное состояние.

Смех – защита от невроза

Черный юмор ищет смешное в горе и страданиях, которые случились с другими, не с близкими, а с незнакомыми людьми. Он как бы напоминает нам о том, что выход есть и что, хотим мы того или нет, на смену трагедии неизбежно придёт свет, и жизнь пойдет своим чередом.

Хотя общественная мораль зачастую осуждает смех над чужими бедами, черный юмор полезен для психического здоровья. Это механизм, выдворяющий пугающие мысли о страданиях за порог нашего сознания. Импульсивной разрядкой через смех мы заставляем себя забыть об опасностях и горестях.

Читайте также: