Шутки про какашки у детей

Обновлено: 04.11.2024

На днях утром мой сын взял свою игрушечную ящерицу, посмотрел ей прямо в глаза и бросил ей в «лицо» самое страшное оскорбление, какое только мог придумать его 5-летний мозг. «Ты - какашка, - сказал он ящерице, а потом, как будто это было не совсем ясно, добавил: - Вонючая огромная какашка!». И это был только один из многочисленных эпизодов за последнее время, связанных с произнесением фекалий и шуток про них!

Daniel Shuffer Daniel Shuffer

Для детей определенного возраста туалетный юмор является источником огромного удовольствия. Он звучит в классе и на детской площадке и, к сожалению, регулярно появляется за обеденным столом. И это может свести нас, родителей, с ума! Так почему же какашечная тема так привлекательна для детей? Как мы, взрослые, должны реагировать на туалетный юмор и как ограничивать детей в его использовании?

Основная причина, по которой дети находят такой юмор смешным, проста: реакция самих взрослых на него. «Сначала дети узнают, что слова имеют значение, а затем они узнают, что некоторые слова имеют особую силу, - говорит Лоренс Коэн, доктор философии, автор книги «Игры, которые воспитывают» . - Телесные функции обладают особой силой, которая распространяется на слова, их описывающие. Кроме того, дети с первых дней закрепляют опыт использования уборной в сочетании с «секретностью», уединенностью. И дети видят, как взрослые реагируют на слова, связанные с отправлениями. Дети всегда экспериментируют с силой слов, чтобы вызвать у взрослого яркие реакции - смех или смущение. Им это нравится!».

«Мы, взрослые, принимаем это как должное - что все свои физиологические отправления мы можем сделать в уборной, вот зачем она нужна. Но маленькие дети не относятся к уборным именно так, у многих запирающиеся секретные места вызывают чувство беспокойства», - говорит Лора Маркхэм , доктор философии и автор книг по воспитанию детей.

«Даже если дети приучены к горшку, страх, что с ними что-то может случиться в туалете - очень реален для них и очень пугает». Юмор же позволяет обрести контроль над этим страхом.

«Если вы можете войти в положение испуганного человека и пошутить о чем-то, то заметите, что юмор снимает напряжение , - говорит Дорис Берген, профессор педагогической психологии Университета Майами. - И это социально приемлемый поступок» . Это универсальный механизм преодоления: ведь комики шутят про вещи, которые вызывают у нас чувство неловкости или тревоги. Они словно контролируют смущение и дискомфорт, который мы испытываем в «серьезных» ситуациях. Дети делают то же самое, даже если они этого не осознают.

В 1905 году Фрейд описал три стадии развития юмора, и они привязаны к возрастным периодам. Первый этап - игровой, происходит в 2-3 года, второй этап - шутливый, происходит в 4-6 лет, и последний, третий - начинается в 6-7 лет и продолжается до зрелого возраста. В третьем периоде развития юмора формируется уже его специфичность - склонность к остротам, анекдотам, подшучиванию, подразниванию, сарказму и т.д.

«Шутливость» предполагает игривое преувеличение и абсурдность. Туалетный юмор как раз вписывается в эту категорию. Но 4 года это так же и возраст, в котором дети начинают использовать юмор для передачи многих значений, в том числе говорить шокирующие или несочетаемые вещи, которые вызывают смех.

Умение разбираться в тонкостях шуток становится более утонченным по мере развития ребенка. Тем не менее, по словам доктора Бергена, «хорошее чувство юмора может передавать целый ряд эмоций, в том числе очень негативных, которые никогда не могут быть выражены непосредственно».

Родители должны знать, что разговоры о какашках это нормально и такое поведение соответствует возрасту. Но малыш должен быть научен, в каких случаях, где и с кем такие шуточки неуместны. «Вы же учите малыша не пить из собачьей миски, точно так же учите его не отпускать шуточки про пердеж за столом», - говорит Лора Маркхэм. «Так же будьте строгими в отношении туалетного юмора, применяемого, чтобы оскорбить или высмеять кого-то». Она предлагает подходить к этому воспитательному моменту с несколько расслабленным видом: «Я знаю, что тебе нравятся шуточки про пуки и каки, но мы не произносим их за столом».

Майя Коулман, клинический психолог по работе с детьми дошкольного возраста, предлагает свой способ ограничивать туалетный юмор в доме. Она успешно использовала его со своей собственной дочерью и маленькими пациентами. Она называет это «прикольным разговором»:

«Это работает следующим образом: каждый день есть пять минут, в течение которых все является шуткой. Дети могут говорить все, что угодно, независимо от того, насколько это грязно или грубо звучит, и родители должны поддерживать этот разговор смехом и игрой. Если шутка смешная, смейтесь. Если ваш ребенок скажет, что у вас испачканное лицо, вы можете изобразить шок и сказать: «Что? Я думала, что я нежный цветочек». Эффект заключается в снижении эмоционального заряда слов. А смех позволяет напряжению, накапливаемому в течение дня, рассеяться.

Мы попробовали применить совет доктора Коулман в нашей семье, поставили таймер на пять минут и позволили сыну говорить все самые грубые слова, какие только он знал, а мы смеялись и поддразнивали друг друга. Мы говорили о различных животных, которые какали и по очереди издавали пукающие звуки. И когда пять минут прошли, сын попросил нас угадать, о чем он думает.

- Нет… - и выдержав эффектную паузу, сказал: - Зомби…

Подводя итог, нам, взрослым, следует успокоиться и не переживать из-за того, что дети хохочут как ненормальные над глупыми фекальными темами. Это естественная часть их развивающегося чувства юмора. Хорошая новость - это не будет длиться вечно.

Важно понять, что удовольствие, которое ваш ребенок получает от самой грубой пошлой шутки, является окном в большую, более важную истину: если вы хотите знать, что беспокоит ваших детей или что у них на уме, обратите внимание на то, что заставляет их смеяться.

- Дженни Мардер, NY Times , перевод Насти Морозовой.

Следующий анекдот

Основная причина, по которой дети считают неуместные шутки особенно смешными, очень проста: они бесят их родителей.

«Сперва дети узнают, что слова имеют значение, а потом они узнают, что некоторые слова обладают особой силой», – говорит Лоренс Коэн, кандидат наук и автор книги «Игры, которые воспитывают». Функции тела, говорит Коэн, вызывают у детей особый интерес, который распространяется и на слова, относящиеся к ним. Поход в туалет сопровождается необычным сенсорным эффектом вкупе с приватностью и секретностью, которую дети осознают через родительскую реакцию на разговоры об этом.

«Дети всегда экспериментируют со своей властью, и умение заставить взрослого смеяться или чувствовать себя неловко очень много значит для ребенка», – комментирует Коэн.

Но это еще не все: туалетный юмор также может быть мощным инструментом.

Люди часто используют юмор как средство борьбы с тревогой. Младенцы, которых страшит сепарация с родителями, смеются над игрой в «ку-ку». Дети постарше могут шутить о более сложных вещах, которые вызывают у них дискомфорт, например, о сексе или смерти. Но для детей от трех и до, скажем, шести лет туалетные происшествия всегда находятся в списке самых волнующих их событий.

«Мне кажется, что взрослые принимают как должное свое умение вовремя оказаться в туалете, тогда как дети этого лишены», – говорит Лора Маркхэм, автор книги «Воспитание без нытья, наказаний и криков, или Как сделать ваших детей послушными». Даже если они уже приучены к горшку, они все равно еще могут описаться и боятся этого.

Юмор позволяет детям взять свой страх под контроль.

«Если вы можете пошутить в волнительной для вас ситуации, это значительно помогает разрядить обстановку, – говорит Дорис Берген, кандидат наук и профессор образовательной психологии в Университете Майами, посвятившая большую часть своей карьеры изучению детских игр и развитию чувства юмора. – А также это социально приемлемо».

Это универсальный метод компенсации: комики шутят о том, что их беспокоит. Они опережают дискомфорт и стеснение, захватывая контроль над ними до того, как они смогут сделать то же самое.

Дети поступают так же, хотя и не осознают этого.

Следующий анекдот

Почему важно говорить с детьми о какашках?

Многим взрослым, к сожалению, знакома эта ситуация: им тяжело провести дефекацию вне дома и они предпочитают терпеть несколько часов, чтобы только не наложить кучу в офисном туалете или в гостях. Кто-то не может сходить по-большому в поезде, у кого-то психологический запор случается в других геолокациях.

Многие из этих проблем действительно родом из детства. Специалисты склоняются к тому, что как раз-таки табуированность какашечной темы в нашем обществе заставляет нас бояться быть уличенными в том, что мы сходили в туалет.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Секс-педагог Юлия Ярмоленко вместе с проктологом Романом Соркиным недавно написали довольно резонансный пост о том, к каким последствиям приводит замалчивание дефекации: у многих совершенно отсутствуют знания о том, что сигнализирует определенный цвет и консистенция кала, а сотни людей боятся обратиться к врачу с проблемами прямой кишки и заднего прохода. Но мы можем изменить эту ситуацию, если будем больше говорить с детьми о какашках, а не стыдить их за оставленный коричневый след в чаше унитаза.

Как обстоят дела с детской литературой о какашках в мире и в России?

Природное любопытство детей заставляет их с интересом рассматривать продукты своей жизнедеятельности. Примерно в возрасте трех-пяти лет дети и вовсе проходят через фазу туалетного юмора, когда для них нет ничего смешнее, чем назвать какой-то предмет или какого-то человека «какашкой». Именно в соответствии с этими этапами естественного развития детей, многие издательства во всем мире выпускают книги о дефекации для самых маленьких. Вот, пожалуй, одни из самых интересных изданий этого жанра: легендарная японская книжка «Все какают» (тут название, в принципе, говорит само за себя), «Какашки динозавров: что они нам оставили» (книга о том, как окаменелые какашки становятся научными артефактами), немецкая книга «Фабрика какашек» (здесь полностью показан процесс пищеварения человека в лабораторных условиях).

Обложка книги «Все какают» Обложка книги «Фабрика какашек» Обложка книги «Какашки динозавров: что они нам оставили»

К сожалению, выпуск детских книг о какашках на отечественном рынке часто был связан с сильным отторжением этой темы в родительской среде: многие мамы и папы на идеологическом уровне отказываются от чтения подобных книжек и считают авторов подобных историй по меньшей мере «исписавшимися извращенцами». Родительскую цензуру проходят, как правило, в основном только энциклопедии о теле, в которых какашки локализованы на страницах со строением пищеварительной системы (например, довольно красочно они изображены в «Большой книге о теле человека»).

Небольшой всплеск какашечная литература для детей в России пережила в начале 2010-х и, к сожалению, некоторые из изданных в ту пору книжек сейчас найти совсем трудно (например, философскую притчу Анны Сучковой «Приключения какашки» о том, как одинокая какашка обрела свой дом в телевизоре, а также книгу «Весна и какашка» Андруса Кивиряхка и «Маленькую книжку о какашках» Перниллы Стальфельт).

Обложка книги «Приключения какашки» Иллюстрация книги «Приключения какашки» Обложка книги «Весна и какашка» Иллюстрация «Маленькой книжки о какашках» Обложка «Маленькой книжки о какашках»

Поэтому наш список получился совсем минимальным и состоит из тех книг, которые пока еще можно найти или в интернет-магазинах, или на авито. Но мы очень надеемся, что некоторые из этих книг все же будут переизданы, а другие шедевры этого жанра еще будут переведены на русский язык — в общем, меньше табуированных тем в детской литературе и больше какашек, хороших и разных.

Что в твоем подгузнике?

Автор: Гвидо ван Генетхен

Переводчик: Ольга Яковлева

Что тут успела наделать собачка? А корова? А поросенок? Бельгийский художник Гвидо ван Генетхен придумал эту книгу-игру для малышей, в которой можно открывать створки, чтобы увидеть содержимое подгузников разных животных.

В общем-то история вписывается в традиционную «обучающую» горшочную литературу: самый большой молодец мышонок, у которого в подгузнике ничего нет, потому что он носит его для подстраховки и уже давно овладел навыком использования горшка.

Некоторые родители из России поняли книжку слишком буквально и высказали на книжных форумах опасения, что это издание научит детей заглядывать другим в трусы и приведет к полной деморализации подрастающего поколения. Но мы придерживаемся другого мнения!

Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову

Автор: Вернер Хольцварт

Издательство «Мелик Пашаев»

Настоящая детективная история: как-то рано поутру крот вылез из своей норы и почувствовал, что на его голову приземлилось что-то странное. Кто же это сделал?

Для ответа на этот вопрос приходится провести целое независимое расследование — отважный герой с коричневой колбаской на голове идет расспрашивать других зверей о том, какой формы у них какашки, и звери с радостью предъявляют ему вещественные доказательства своей невиновности, так что для разрешения дилеммы придется обратиться к главному специалисту в этом вопросе, мухе.

Книжка впервые была опубликована в Германии в 1989 году, была переведена на многие языки мира и издана суммарно тиражом более 3 миллионов экземпляров.

Путешествие в деревню

Автор: Агостино Траини

Издательство «Карьера Пресс»

Серию книг итальянского художника и писателя Агостино Траини о синьоре Капельке можно назвать занимательным природоведением: сюжет одной истории построен вокруг изменений состояния воды, а вот здесь все действие построено на исследовании жизни в деревне.

На пленэре синьор Капелька встречается с синьором Навозом — главным экспертом по какашкам животных и их использованию в качестве удобрения. В общем, еще один аргумент в копилку дестигматизации фекалий: какашки хоть и распространяют зловония, но могут очень даже пригодиться в сельском хозяйстве.

Видео о какашках

Корейская песня с какающими героями мультика Минифорс, на русском языке.

Японская песенка о какашках с русским подстрочным переводом. Но все понятно без слов!

Если вам не удалось заполучить бумажную версию «Крота», то послушайте, как эту книжку читает Мария Аромштам в проекте «Папмамбук» (сама книжка тоже довольно объемно представлена в этом видео).

Ещё почитать по теме

Запретить какать, когда мама села поесть и еще два десятка поправок в родительство от читателей НЭН

Следующий анекдот

Меня зовут Лида, моему сыну пять месяцев, и я из тех, кто любит поговорить о детских какашках. Сама в шоке. Это та же я, которая в шестнадцать лет, прочитав «Войну и мир», в эпилоге дико плевалась на Наташу Ростову. Наташа, к тому моменту графиня Безухова, выходит из детской и показывает родным пеленку, испачканную желтым. Ужас, с отвращением думала я! Какая личностная деградация! Какой домострой! Какое сужение интересов! Как Наташа, которая была такой возвышенной, романтичной, тонко чувствующей натурой, могла до этого опуститься? Я была так расстроена, что, даром, что круглая отличница, пошла почти на преступление – в школьном сочинении о «Войне и мире» раскритиковала Наташу и Толстого с Пьером заодно в пух и прах. За что получила от учительницы полнейшее непонимание и пять с минусом.

Прошло время, я родила ребенка, мне стукнуло тридцать, и я решила перечитать то место, которое так меня разозлило в шестнадцать.

«Она дорожила обществом тех людей, к которым она, растрепанная, в халате, могла выйти большими шагами из детской с радостным лицом и показать пеленку с желтым вместо зеленого пятна, и выслушать утешения о том, что теперь ребенку гораздо лучше».

Прочитала еще раз. И не поняла, что здесь такого? Сейчас, вместо того чтобы плеваться, я бы подошла к Наташе, похлопала ее по плечу, зевнула и сказала: «Натали, дарлинг, ты че паришься? Желтое и зеленое – это нормально. Вот если б черное или красное было, тогда можно было бы переживать. Так у всех доказательных педиатров написано. Так что расслабься, детка».

Так почему же тема детских какашек так популярна среди молодых родителей и обсуждается ими с такими пылом и увлеченностью? Попытаюсь объяснить вам, дорогие мои бездетные (пока!) друзья. Обращаюсь к вам, так как уверена, что родители различных сроков давности уже перестали читать эту статью и радостно предались воспоминаниям о том, как это было у их детей.

Дело в том, что функционал новорожденного очень небольшой. Помимо специфических рефлексов, о существовании которых знают только врачи-неонатологи, младенец умеет совсем немного. Дышать, есть, моргать, чихать, спать, и, как вы уже догадались, писать и какать.

С «писать» все понятно, хотя способность младенцев прицельно писать струйкой на ближайших родственников, патронажных медсестер и даже крестных родителей во время таинства крещения, поверьте, тоже служит темой множества разговоров и шуток в среде молодых родителей. Но потом как-то к этому привыкаешь. Просто учишься за долю секунды закрывать рукой или полотенцем образовавшийся фонтанчик, а еще держать швабру недалеко. О чем тут еще говорить?

Ну а какашки – другое дело. Во-первых, это на какое-то время (пока не начал говорить) единственная обратная связь от младенца о том, что с ним все хорошо. Вопросы, связанные с какашками, — самые главные вопросы, которые задают вам патронажная медсестра, приходя к вам в дом после родов, и педиатр в детской поликлинике.

Во-вторых, какашки как результат – облегчение для ребенка. А также для его родителей. Какашки символизируют собой мир в доме, тишину и спокойный сон младенца на ближайшее после их извержения время. А что еще надо молодым родителям, как не спокойно поспать еще немного?

Представьте, что у вас теперь есть маленький человечек. Самый любимый и дорогой маленький человечек в мире. И его прекрасное личико искажено от истошного вопля, от которого звенит в ушах и который слышен всем соседям по стояку. Детский плач — это вообще один из самых раздражающих звуков в мире, но он действует намного сильнее, когда плачет твой ребенок, еще не умеющий говорить, и ты не знаешь, как ему помочь. Но в статьях умных дядь и теть в интернете написано, что если малыш плачет, кряхтит и подтягивает ножки к животику, это оно. Хочет покакать, но не может. Причина плача найдена! Теперь надо помочь! И в этот конкретный момент нет ничего более важного, чем оказать помощь малышу в этом процессе. В ход идет все: советы родственников, массаж животика, специальные позиции, вплоть до покакашечных песен и стишков. И ничто не сравнится с облегчением, которое испытывает молодой родитель, когда слышит долгожданные звуки где-то в районе памперса и видит мгновенно расслабляющееся личико своего младенца.

В-третьих, какашки – не так уж и страшно. Они больше похожи на тесто для блинов и имеют запах кефира. Ужас-ужас, да? Вот и я о том же.

В-четвертых, запачканные и не очень подгузники – важная тема для обсуждения, так как это непременный атрибут будней молодых родителей и их ежедневная рутина на протяжении долгого времени. И не надо воротить нос. Когда вас растили, памперсов-то не было. Как думаете, сколько пеленок вручную в холодной воде с помощью сурового советского хозяйственного мыла отстирали ваши мамы от ваших же какашек? То-то же. Радуйтесь, что сейчас есть памперсы и машинки-автомат.

Ну и последнее, дорогие пока-еще-не-родители. Не бойтесь, что ваши друзья, молодые родители, захотят с вами обсудить тему какашек их детей. Что ж ее с вами обсуждать-то, вы же еще ничего об этом не знаете!

Разные стадии юмора

Чтобы понять, почему ваш ребенок так одержим туалетным юмором, возможно, стоит сперва разобраться в его отношениях с юмором как таковым.

В своей книге 1905 года «Остроумие и его отношение к бессознательному» Зигмунд Фрейд описал три стадии юмора, которые подтвердило и привязало к конкретным возрастным категориям исследование доктора Берген. Первая стадия, «игра», приходится на возраст от двух до трех лет, затем идет стадия «кривляния» с четырех до шести, а потом уже начинается стадия «шуток», которая длится с шести–семи лет и до самой старости.

«Кривляние» включает в себя шуточные преувеличения и абсурд, к чему, в принципе, и можно отнести туалетный юмор. Также доктор Берген обращает внимание на то, что четыре года – это возраст, когда дети начинают использовать юмор, чтобы «например, иметь возможность говорить шокирующие или “неподобающие” вещи, которые вызывают смех».

Умение распознавать и понимать остроты в шутках совершенствуется в процессе развития ребенка. Однако, отмечает доктор Берген, «”хорошее” чувство юмора может использоваться для выражения самых разных переживаний, включая сильные негативные эмоции, которые ребенок не может выразить напрямую».

Поэтому доктор Коэн рекомендует читать между строк и разбираться, какие нужды и заботы пытается транслировать ваш ребенок под прикрытием шуток. Ему необходимо почувствовать свою власть? Или ему просто хочется посмеяться? Ниже приводится игра, которая призвана решить обе эти проблемы.

Вот ее суть: вы разрешаете ребенку говорить слово «какашка» столько, сколько он хочет, но запрещаете ему говорить слово «трясина». Конечно же, рано или поздно ребенок не удержится от искушения сказать это слово, и тогда вы можете шутливо ответить:«О нет! Как ты мог сказать это ужасное слово?». Когда ребенку надоест говорить запретное слово, вы можете открыть ему секрет: «Вообще–то “трясина” это не плохое слово. По-настоящему плохое слово – это (вставьте сюда любое безобидное слово, которое звучит странно)».

Таким образом ребенок получит ощущение власти, благодаря возможности делать что-то запретное и получать от вас бурную реакцию, а также посмеется над тем, как вы притворно ругаетесь на него, утверждает доктор Коэн.

Как реагировать на туалетные разговоры

Чтобы уменьшить количество туалетных разговоров, вам потребуется терпение и настойчивость, говорит доктор Маркхэм. Родителям следует понимать, что такое поведение соответствует возрасту ребенка, и не нервничать, но при этом научить его правилам поведения в обществе.

«Вы должны научить тоддлера не пить из собачьей миски, и вы должны научить шестилетку не издавать неприличные звуки за обеденным столом», – говорит она, добавляя, что в особенности нужно обратить внимание на то, что туалетный юмор нельзя использовать для того, чтобы шутить над другими людьми.

Доктор предлагает расслабленный подход к делу. Например, вы можете сказать: «Я знаю, что это кажется тебе смешным, но мы не говорим о туалете за столом».

Майя Коулман, клинический психолог, работающий с детьми детсадовского возраста, предлагает другой метод, который эффективно работает с ее собственной дочерью и ее маленькими пациентами. Она называет его «Время Какашечных Разговоров».

Вот как это работает: на пять минут в день можно делать все, что угодно. Дети могут говорить все, что им хочется, неважно, насколько это мерзко или пошло, а родители должны поддерживать их смехом и включаться в игру. Если шутка была смешная – смейтесь. Если ребенок обозвал вас «какашечным лицом», вы можете изобразить шок и сказать: «Что? А я думала, я нежный цветок». Эффект от такой игры заключается в том, чтобы уменьшить эмоциональную нагрузку на «плохие» слова.

«Ваш ребенок может скрывать некомфортные для него переживания, – говорит доктор Коулман. – И когда вы даете им возможность посмеяться, вы помогаете им снять напряжение, и детям будет меньше хотеться использовать эти слова в другое время».

В заключение хочется сказать, что всех нас должен успокаивать тот факт, что туалетный юмор является здоровой частью развития наших детей – и естественной частью развития их чувства юмора. И хорошая новость: этот этап не будет длиться вечно.

«Если ваш ребенок делает что-то, что вас раздражает, – говорит доктор Маркхэм. – Не переживайте. Подождите годик, и он будет делать что-то совершенно другое, что будет вас раздражать».

Также вас может успокоить мысль о том, что даже самые отвратительные туалетные шутки вашего ребенка являются путем к большому и важному знанию: если вы хотите знать, что беспокоит вашего ребенка, или что у него на уме, обратите внимание на то, что его смешит.

Читайте также: