Шутки на грани дозволенного

Обновлено: 19.04.2024

Хорошо, если твой юмор четкий, хлесткий и его все понимают. Но как быть, если с юмором не очень, а пошутить хочется? Вот эти люди показали, какие шутки, по их мнению, можно считать плохими. Согласны с этим?

Следующий анекдот

Недавно на автовокзале в числе других пассажиров я ждала свой рейс на междугороднем автобусе. В зале ожидания висела плазма, на экране скакал, орал своим «неподражаемым» голосом и выкобенивался известный персонаж, женатый на чемпионке мира по фигурному катанию. Один пассажир даже отвернулся: «Тфу, шут гороховый!» На это ему кто-то ответил: «Шуты были – да все вышли. Остались одни фрики!». Эта фраза заставила меня задуматься: а на самом деле, отличаются ли эти два понятия?

Шуты и фрики – две разные ипостаси

Да, возможно, современный фрик – это «мутировавший» подвид шутовства, человек, который своими выходками, внешним видом, мировоззрением добровольно, а порой в силу некоторый психических отклонений, шокирует общество, идет вразрез с принятыми нормами поведения и морали. Но почти всегда это - амбициозный неудачник, несколько озлобленный на мир и желающий выделиться среди «серой массы» во что бы то ни стало.

Уходящая же в средневековье история шутовства, которую имеют все культуры и народы, отличалась своей традиционностью, а ее представители – зачастую, трагичностью судеб.

Делом шутов, которых во множестве содержали при дворах русских самодержцев и в поместьях вельмож, было развлекать и смешить. Но не только. И не всегда по доброй воле. На эту роль любили набирать во дворцы всевозможных уродцев, карликов, горбунов. Да, оно и понятно – физические недостатки людей, во-первых, притягивали взоры, во-вторых, как бы ставили их на определенную социальную ступень в обществе. Но случалось, и не редко, когда роль шута отводилась человеку высокого сословия.

У шутов имелся свой «десс-код»: яркая одежда, а главное – колпак с бубенцами на трех свисающих концах, символизирующих ослиные уши и хвост. Но со временем эти шутовские причиндалы стали надеваться, когда их обладатель «входил в роль» на всевозможных праздниках и публичных мероприятиях. В остальное время шут мог выполнять другие обязанности и поручения при дворце.

Когда цена шутки – голова с плеч

Иногда, чтобы, наказать провинившийся персонаж, а то и просто поразвлечься, монархи надевали шутовской колпак на голову своих родовитых подданных. Особенно грешил таким делом Иван Грозный. В подпитии царь становился совершенно непредсказуемым.

Мог, к примеру, назначить «скоморохом» любого из бояр и заставить его развлекать подвыпившую публику в унизительном «прикиде».

Есть исторические свидетельства, что однажды такой выбор пал на князя Репнина-Оболенского, но тот отказался унижаться и танцевать в
шутовском колпаке со скоморохами, и за это тут же поплатился головой.

Другой родовитый вельможа, сын князя Приимкова-Ростовского, отличившийся умением в военном деле и прославившийся своим жизнелюбием и остроумием, не смог пойти против воли царствующего деспота и вынужден был надеть на себя «дурацкий» колпак. Получив прозвище Осип Гвоздь, новоиспеченный шут честно тянул эту унизительную для него лямку. Однако и он не сумел уберечься от смерти.

За какую-то неосторожную шутку Иван Грозный плеснул на него из чашки кипящим борщом, а когда обожженный Гвоздь бросился прочь, нанес в спину удар клинком. Поняв, что перегнул палку, царь затем вызвал лекаря. Но было поздно: его шут скончался.

Когда шут – слуга двух господ

Любил окружать себя шутами и Петр Великий, держа при дворце одних только карликов до 40 человек. Будучи реформатором и просветителем, он многое позволял своим шутам.

С их помощью боролся с чванливостью, казнокрадством, нежеланием расставаться со старыми обычаями, непросвещенностью своих бояр да дворян, разрешая «сатирам» потешаться над всеми этими пороками и их носителями. А те старались во всю, доводя царское окружение до белого каления. Особенно преуспел в этом деле придворный шут Петра Великого Иван Балакирев. Выходец из дворянского рода, легкий на подъем, остроумный весельчак, Ванечка пришелся по душе государю. И тот приблизил его к себе. Четыре года Балакирев жил во дворце, блестяще справляясь с ролью шута, а также с другими поручениями государя. Хотя и нажил себе при этом кучу завистников и врагов в ближайшем окружении.

Да вот черт попутал: угораздило его стать наперсником и доверенным лицом в любовных делах государыни Екатерины I. А когда измена императрицы вскрылась, всем, кто был причастен к этой истории, мало не показалось. Петр, правда, все-таки сохранил жизнь своему шуту, но на дыбе с вывернутыми суставами Ванечке побывать пришлось, после чего он был отправлен в ссылку. Вскоре Петр скончался, и Екатерина I вернула Балакирева во дворец на прежнее место шута. Однако тот как-то притих, поседел, растеряв всю искрометность своих шуток.

Был князем – стал посмешищем

Тяжелую и унизительную шутовскую долю пришлось испытать на себе князю Михаилу Голицыну. Женившись за границей на итальянке и приняв католичество, он горько поплатился за свое отступничество. Правившая тогда императрица Анна Иоанновна, разгневавшись, зачислила князя дворцовым штатным шутом.

Уж как придворные над ним потешались, как его унижали – не передать. В довершение всего императрица повелела ему жениться на своей шутихе – карлице, немолодой, некрасивой и кривоногой Авдотье Бужениновой. И князь Голицын повиновался. Свадьбу шутов превратили в грандиозный, невиданный по размаху трэш, где каждый шаг молодых, вплоть до венчания, был ничем не прикрытым шутовским издевательством над молодыми с вовлечением в это действо большого количества подданных.

Эту свадьбу осудили в российском обществе, посчитав поступок императрицы недостойным, а такого рода развлечения неоправданно затратными.

Через полгода после этой неприглядной выходки Анна Иоанновна скончалась. Жена Голицына Авдотья в течение двух последующих лет родила ему двоих детей, но затем умерла от болезни, полученной при переохлаждении на свадьбе. С князя сняли «клеймо» шута, вернули ему часть имущества, а позже он даже еще раз вступил в брак.

Вот такие печальные события, трагически сопряженные с человеческими судьбами, доносит до нас история шутовства на Руси. И наши нынешние доморощенные фрики в боевой раскраске – это совсем другое явление, вызывающее лишь недоумение.

Следующий анекдот

Несомненно чувство юмора у каждого свое и кто-то может счесть одну и ту же шутку смешной, кто-то, слишком плоской, а кто-то и чрезвычайно жестокой, если речь идёт о “чёрном” юморе.

Почему в человеческом обществе, вообще существует такое явление как черный юмор? Есть его ценители, есть и комики специализирующиеся на нем, почему общество не в полном своем составе конечно, но в некоей его части вообще может смеяться над этим видом развлечения? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к прародителю черного юмора, к юмору обычному. Что из себя представляет это явление? Скорее всего это история или сцена которая неожиданностью финала переворачивает картину происходящего так, чтобы человек почувствовал что его или героев рассказа одурачили, поставив в неловкое положение. Самый банальный пример - человек поскользнувшийся на банановой кожуре выглядит нелепо, так же как и Василий Иванович с Петькой ставящие друг друга в различные ситуации при обозрении общей картины - выглядят нелепо. Чем более кардинальный поворот переворачивающий картину с ног на голову будет внедрен в рассказ, чем большее неудобство почувствует слушатель в конце, тем более смешная шутка получится, те кто не смеются над шуткой, просто не могут испытать чувство неловкости описанной ситуации. Чем можно совершить кардинальный поворот рассказа?

Своевременным добавлением деталей, как один из множества вариантов.

Ситуация безвыходная, ампутируем больному левую ногу.

Это смешно? Те кто посочувствовал больному и почувствовал себя неловко, скорее всего, но конечно не со стопроцентной вероятностью, засмеются.

Почему человек реагирует на подобные ситуации смехом? Когда пыль или прочие инородные частицы раздражают слизистую носа - человек чихает, когда мозгу не хватает кислорода - зевает, есть раздражитель и есть реакция, так отчего же на самом деле и почему срабатывает реакция - смех? Смех срабатывает как защита, когда привычные вещи, порядок мира, персонажи, или все что угодно присутствующее в картине мира человека - вдруг встают под неожиданным углом. Рассказчик, бросает камень в хрусталь нерушимости упорядоченного уголка картины мира слушателя заставляя увидеть, что за ним есть ещё кое что, ещё одна точка зрения делающая эту картину иной. Если так, то каким в этом случае, будет камень? И почему в некоторых случаях шутка не считается смешной? Все дело в том, что “камень” должен представлять из себя что-то, что является частью картины мира слушателя. Чтобы мозг, допустил и камень и хрустальные башни картины в одной комнате. Он должен быть хорошо знаком с обоими ингредиентами, иначе, если он не знаком либо с “камнем” либо с “хрустальной картиной” смеха не произойдет, человек не поймет шутку, сработает защитный барьер в мозгу, спрашивающий собственно, а что это за штука летит сейчас вон в ту штуку? Это законно? Обработка этой информации будет проходить так же как происходит обработка реальных входных данных, будет подгружен арсенал морального суда, будет оценена допустимость сцены, ее реальность, ее принятие или непринятие слушателем. И вот тут и происходит разочарование в шутке, вот на этом анализе и умирает чувство юмора рассказчика в глазах слушателя. Конечно, стоит отметить, что барьер будет срабатывать и в том случае, когда один или несколько компонентов шутки связаны с полученной человеком ранее психологической травмой.

О чем это говорит? Особенно в контексте чёрного юмора? О том что в головах и рассказчика и слушателя должна быть примерно одинаковая картина мира, что бы смех состоялся. Углубляясь в вопрос картин мира людей можно понять, что по большому счёту каждый человек несёт в себе абсолютно уникальный окружающий мир, у кого-то в голове только песни и ему близки по душе шутки на музыкальные темы у кого-то автомобили и ему близок юмор про автомобили, это так называемый профессиональный юмор, но помимо этого есть же и весь остальной мир! В нем есть политики, танцы, религия, любовь, рыбаки, собаки, звезды эстрады и космические, есть и старые люди и молодые и глупые и умные, практически все эти вещи есть в картинах мира большинства людей и поэтому шутить на эти темы легче - этот юмор поймут многие, но если смотреть на мир целиком, углубляясь во все его грани, можно заметить что есть в нем и войны и болезни и инвалиды и маньяки и горе и нищета и обман и подлость и много чего ещё негативного и жуткого, почему юмор на эту тему так остро воспринимается окружающими? Потому что в картинах мира осуждающих - этих вещей, вышеперечисленных, нет в полной мере, точнее они там есть, если хорошо покопаться, но легче о них не думать, легче делать вид что их нет, что в мире живёт только что-то хорошее, небольшая ложь самому себе, обеспечивает покой по ночам, разве можно сказать что это плохо? Совершенно нет. Это право каждого из нас и нельзя осуждать людей ни в коем случае за такой подход тем более, что он практикуется не у всех, есть ряд людей которые видят мир через более критический взгляд, естественно не целиком, но хотя бы обе его ипостаси. И вот эти люди как раз и шутят “черным” юмором и смеются над ним такие же люди. Но для большинства - срабатывает барьер, останавливающий камень шутки на пути к эпизоду на картине мира, оценивает его, оценивает эпизод и признаёт его недопустимым, ведь если человек посмеется, придётся признать, что в его мире тоже есть не только пони и радуга, но ещё и тигры мечтающие только о свежей "понятине".

Было бы преступлением, объявить весь юмор, имеющий темный оттенок - нормальным. Я могу с уверенностью сказать - нет. И проблема вот в чем - иногда, в картине мира людей, есть только негатив, только черные грани мира бликуют в их душе. Как правило это люди с изменениями в психике, иногда обратимыми, а иногда нет, юмор от таких людей отличается особенной жестокостью, особенной атмосферой буквально жути. И тут несомненно - только врачи способны разобраться в демонах рассказчика. Значит ли это, что все люди, отпускающие темные шуточки на грани дозволенного имеют определенные сдвиги? Имеют тягу к чему то преступному? И тут я вновь вынужден не согласиться. Отнюдь не всегда комики практикующие черный юмор, любят избивать инвалидов. Так где же та грань? Где же разница между обычным человеком, любящим порой пошутить на острые темы и человеком, которому требуется помощь, которого нужно опасаться? Если честно, не могу дать стопроцентный гарантированный ответ на этот вопрос, но у меня есть одно предположение, нездоровую динамику стоит видеть, если человек смеется только над таким, жутким юмором, если шутит он в подавляющем большинстве на только мрачные темы. Если такой юмор, для него является ни много ни мало - профессиональным. Но если шутки и смех от него распределены по темам свободно: от светлых к темным, от пошлых к острым, от плоских, до невероятно тонких, контекстных, тогда есть все шансы, что перед вами просто человек любящий относиться с юмором к куда большему количеству ситуаций чем общепринято.

Почему я не претендую на истинность этого способа определения “здравости” черного юмора? Потому что человек - существо крайне многогранное и постоянно изменчивое. Далеко не факт, что смеющийся только над обычным юмором не является серийным убийцей, равно как и смеющийся только над черным - не является просто жертвой какой-либо психологической травмы и активно пытающийся защититься от нее - высмеивая каждый раз при случае, слишком много факторов определяют здоровье, чтобы ориентироваться на один какой-то конкретный метод, поэтому лично я для себя решил, если человек не проявляет никаких негативных решений либо действий за пределами юмора, то нужно просто расслабиться и посмеяться вместе с ним, либо просто попросить не шутить на болезненные для вас конкретные темы. Юмор - как один из способов защиты - дарит эмоциональную разрядку человечеству, и этот дар не всегда стоит отталкивать по первому порыву. Смейтесь, шутите, цените юмор.

Следующий анекдот

Бывают такие шутки, которые условно можно назвать "на грани". То есть это вроде бы и шутка, но в то же время довольно специфическая и не всем понятная. Хотя, есть люди, которым такой юмор очень по душе.

Читайте также: