Шутки из сериала чума

Обновлено: 22.11.2024

Не так давно я уже разорялся на тему того, как же достали "карантинные" сериалы, снятые в формате "скринлайф": беспомощность, пресность и уныние. Но Шнуров - мужик умный и креативный, решил не эксплуатировать надоевшую тему со "скайпом", и перенёс действие в далёкое прошлое, но с узнаваемыми атрибутами - как и полагается сатире.

История вертится вокруг эпидемии чумы в средневековой Европе. Главгерой - молодой посыльный, посреди карантина решивший воссоединиться со своей возлюбленной. Любой ценой, прорываясь сквозь ограничения и трудности он пытается добраться до нее, потому что

"Наш двухнедельный карантин длится уже второй год" - пишет он девушке.

В этот простой сюжет интегрированы все злободневные шутки на те события, которые мы переживаем сейчас в России: это и тема самоизоляции, и пропусков (местный аналог - клеймо на одно место), и неверующих в происходящее, успокаивающих себя подобной риторикой:

"Ну вот чума - забирает 90% людей. А вот татаро-монголы - все сто! Так что они по-опаснее будут"

Это сатира на действия власть имущих: здесь собраны узнаваемые образы и отсылки ко многим деятелям современной политики. Например, в подвале королевской тюрьмы сидит некто Подвальный. А знахарь-травник, обещающий здоровье, здесь невыносимо напоминает Елену Малышеву с её горе-советами:

Юмор здесь в порядке: хлесткая и жёсткая сатира сочетается с примитивными гэгами и каламбурами. Правда добрая часть шуток - это творческая обработка злободневных остроумных комментариев из интернета; сценаристы просто хорошо осведомлены о текущей ситуации в России и умеют адекватно эти шутки вставлять в контекст сюжета.

Второе "но": слишком уж мощная привязка к текущей повестке. Это всё напоминает поздние сезоны мультсериала "Саус Парк", где по сути, идёт пересказ последних событий в стране и мире. Минус такого подхода - через год многие диалоги будут совершенно непонятными.

Например, сцена где известная средневековая блогерша (не спрашивайте, откуда там блогеры) пытается поехать в карете-такси, и кричит кучеру "вези меня. Ты почему не везёшь меня? Это потому, что я - русая?". Сегодня шутка актуальна - завтра её не поймут.

Пухляш в кадре! Пухляш в кадре!

Серии короткие, по 15 минут - это безусловно, плюс. Кроме того, явно есть признаки общего сюжета с маленькой толикой драмы: главному герою предстоит выбрать между смертью и необходимостью отказаться от возлюбленной.

Ну, и минусы: актёрская игра.

"Чуме!" жилось бы лучше в формате мультсериала: вот честное слово, стиль шуток до жути напоминает "Симпсонов" и тот же "Саус Парк": здесь можно было бы и разнообразить декорации (в сериале всё бюджетненько), да и актёрских ужимок никто бы не заметил.
Интересный проект, смешной, но только здесь и сейчас.

Следующий анекдот

И мы отправились в XIV век, когда Европу атаковали чума и пресловутые половцы, а она все так же оборонялась договорами, приговорами, недоговорками и заговоренными каменьями. Все в сериале сделано, надо сказать, роскошно, а для времен самозаточения даже на грани невозможного: сверкающие краски, богатые интерьеры, пряничные экстерьеры, парики, костюмы и головные уборы типа "носи - не хочу". Нас сразу предупреждают, что намеков на сегодняшний день не будет. И яростный Шнур со знанием дела поет средневековую балладу про то, что можно сойти с ума, сидючи взаперти.

На наших глазах сооружается онлайн-театр миниатюр, или давно забытый жанр кинофельетона. Он, ухмыляясь, соскочил с газетных страниц, вывернул наизнанку последнюю новость, рожденную, чтоб Кафку сделать былью, - ведь именно это и сотворила со всеми нами и с целым миром пресловутая пандемия: всё и вся проверила на изгиб, на стойкость, и зашатались столпы, и пали карточные домики, и тайное стало явным, а короли - голыми. Свалившаяся на нас новая реальность дала юмористам столь обильную пищу для пародий и самопародий, что сериал смотришь с каким-то мстительным удовольствием: что ни кадр - увеличивающее зеркало, и в нем мы видим себя во всей неприкрашенной красе, которой уже и грим не нужен, а если с гримом - так вообще кайф! От узнаваемости сегодняшних рутинных коллизий, наших виртуальных зум-общений, наших глупо проигранных ставок, развенчанных героев времени и его наивных жертв становится горько и весело: как известно, человечество смеясь прощается в прошлым, но когда оно хохочет над настоящим и неясным будущим - то хоть святых выноси.

Снятый ультрасовременным айфоном и пронизанный средневековым мелосом (музыка Сергея Шнурова), сериал "Чума!" - один из первых продуктов стрим-платформы ivi, судя по всему, претендующей стать российским Netflix. Его придумала бригада авторов под водительством креативного продюсера Александра Вялых и очень изобретательно поставил режиссер Байбулат Батуллин (сериалы "Большая игра" и "Любовный треугольник"). Пока в интернете только первые две серии первого сезона - теперь крайне интересно, куда все это вырулит, и удержат ли авторы взятые с места в карьер кураж и драйв.

Следующий анекдот

Вот, не думал я, что однажды, сев к просмотру русского сериала, буду думать о нем ОЧЕНЬ хорошо. Просто хороших, отличных сериалов, как по мне, в России слишком мало. «Метод», «Мажор», «Идиот» и еще некоторые проекты «Телеканала ОРТ» или «Yellow, Black and White», «Key Stone», вот собственно и всё.

Кадр из сериал «Чума!». Кадр из сериал «Чума!».

Но этот сериал вышел, словно гром среди ясного неба, когда он появился в доступе на сервисе IVI, я подумал, что это очередная ересь, к тому же, слизанная у запада. Но… Мне понравилось, почему-то вспомнилась передача «Куклы» по НТВ, на злобу дня, «мнение масс» в художественно-сатирической форме.

Кадр из сериал «Чума!». Кадр из сериал «Чума!».

Есть нюансы, на которые закрываешь глаза. Шутки ниже пояса, но отдать, должное их не так много, как могло бы быть… Некоторая пустоватость основной линии, но для такого типа шоу большего и не требуется.

Кадр из сериал «Чума!». Кадр из сериал «Чума!».

Есть достаточно смелый юмор, есть банальный, но удивляет тот факт, что это сделали шустро, буквально на коленке, в условиях тотальной изоляции. Спасибо создателям, скрасили несколько часов жизни, жаль, что серии короткие, всего по 16-20 минут. Их всего 6 штук, но я надеюсь, они продолжат снимать. Советую Вам посмотреть, кто не видел.

Кадр из сериал «Чума!». Кадр из сериал «Чума!».

Сериал снял молодой режиссёр Байбулат Батуллин, за плечами которого не так много проектов и не лучших. Но и особой режиссёрской работы в этом сериале нет, так как все же это больше напоминает скетч-шоу, потому короткая дистанция сюжета не доставляет трудность.

Кадр из сериал «Чума!». Кадр из сериал «Чума!».

И не могу не отметить, великолепный саундтрек от Сергея Шнурова, заглавная песня сериала, настолько въедлива, что потом уже не знаешь, как её забыть.

Следующий анекдот

В России среди сериалов "коронавирусной волны" одним из самых резонансных стала "Чума!", амбициозный эксперимент онлайн-кинотеатра ivi на ниве собственного оригинального производства. Причём авторам удалось обеспечить проекту свободу от некоторых ограничительных рамок и организовать почти полноценные съёмки. Но, несмотря на такую выигрышную, на первый взгляд, исходную позицию, что-либо путное соорудить они не осилили. Потому что дело, как мы уже отметили выше, совершенно не в формате.

Нет, в известном смысле "Чума!", бесспорно, стала успешным проектом - достаточно взглянуть на рейтинги. Только успехом этим она обязана исключительно и полностью тому, что ныне принято называть навязшим на зубах словечком "хайп".

Неслучайно зрителя на первых секундах приветствует главный специалист по хайпу в стране Сергей Шнуров, ещё несколько лет назад зарекомендовавший себя как человек с невероятным чутьём на то, что интересно широким массам, и мастерски на этом играющий. За вступительными титрами (надо признать, выполненными довольно стильно с опорой на небезызвестный паблик с мемами) нас начинают атаковать беспрерывной очередью шуток "на злобу дня".

Центральная тема, понятно, коронавирус - то есть чума. Самоизоляция, социальная дистанция и прочие ограничительные меры. Место действия - условный средневековый город, эдакая смесь усреднённых европейского и русского (за стеной, например, толпятся те самые половцы, уже готовые податься в курьеры и развозить еду). Персонажи исступлённо кривляются, практически в каждую реплику вворачивая что-нибудь донельзя "актуальное", при этом - максимально прозрачно намекающее на сегодняшний день, чтобы понятно было всем. Таким образом угловатая комедия метит в статус "народной" - и такая стратегия, конечно, результатов не может не принести.

В целом сериал из шести серий выглядит как нынешняя кавээновская самодеятельность (в "золотую эпоху" КВН нередко шутили куда смешнее и тоньше), а порой скатывается до уровня травли анекдотов на лавочке, обменом плосковатыми остротами, единственная ценность коих заключается в пресловутой насущности. Характерное свойство такого юмора в том, что шутки забываются уже на следующий день, а злободневность свою в быстро меняющемся мире он утрачивает ещё стремительнее.

Усиливает эффект однодневности идея создателей на осевую "пандемическую" тему нанизать как можно больше отсылок к текущим новостям из жёлтой прессы. Героиня Агаты Муцениеце в импровизированном балконном "ток-шоу" жалуется на отсутствие домашнего насилия, Лолита Милявская подкалывает саму себя в связи с очередным разводом, Ольга Бузова иронизирует по поводу сомнительной художественной ценности собственного творчества, а "Пухляш" из клипа Little Big устраивает танцевальный баттл в борьбе за руку принцессы.

Занятно, что в ряду бурно аплодирующих такой откровенной конъюнктурной халтуре обнаружились многие оппозиционно настроенные граждане, значительная часть которых вполне отдаёт себе отчёт в заведомо низком уровне юмора "Чумы!", но готова, несмотря ни на что, ценить её за возможность - изо всех сил поощряемую авторами - разглядеть в ней безжалостную "политическую сатиру". Хотя происходящее в наш безумный век в мире - и отнюдь не только в России, как хотелось бы кому-то думать - само по себе куда более абсурдно, сюрреалистично, одновременно смешно и страшно, чем могут навыдумывать любые желающие по-быстрому на планетарной катастрофе "хайпануть". Тот случай, когда, вот уж правда, нарочно не придумаешь. А если и придумаешь, то гораздо хуже.

Читайте также: