Шутка старой графини пиковая дама
Обновлено: 26.12.2024
Переписка.
Вы пишете мне, мой ангел, письма по четыре страницы, быстрее, чем я успеваю их прочитать (франц.).
Следующий анекдот
Германн встречается с графиней.
Он уговаривал старуху, просил поведать ему тайну, взывал ее
к нежным чувствам любви супруги, любовницы, матери..
Германн умолял ее на коленях!
Но словами "Старая ведьма! так я ж заставлю тебя отвечать"-
все его старания становятся бесполезными.
Услышав угрозы от Германна, вооруженного пистолетом
графиня умирает от сердечного приступа.
Она возрождается уже в качестве мстительного фантома -
Пиковой Дамы.
На похоронах Германну мерещится, что покойная графиня
открывает глаза и бросает на него взгляд.
Вечером её призрак является Германну и говорит, что три карты
(тройка, семёрка, туз ) принесут ему выигрыш, но он не
должен ставить больше одной карты в сутки.
В Москву приезжает знаменитый картёжник миллионер
Чекалинский.
Германн ставит весь свой капитал на тройку, выигрывает и
удваивает его. На следующий день он ставит все свои деньги
на семёрку, выигрывает и опять удваивает капитал.
На третий день Германн ставит деньги (уже около двухсот тысяч)
на туза. Выпадает туз.
Германн думает, что победил, но Чекалинский говорит,
что дама Германна проиграла.
Каким-то невероятным образом Германн обдёрнулся:
поставил деньги вместо туза на даму.
Германн видит на карте усмехающуюся и подмигивающую
пиковую даму, которая напоминает ему графиню.
Разорившийся Германн попадает в лечебницу для
душевнобольных, где ни на что не реагирует и поминутно
бормочет"Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама. "
Остальные ответы
Как Герман рассчитывает добиться счастья? Представиться графине, подбиться в ее милость, - пожалуй, сделаться ее любовником» . Правила расчета откровенно аморальны - чего стоит эта готовность сделаться из корыстных целей любовником восьмидесятисемилетней старухи. В этих размышлениях страшна не только сама искренность, но спокойный, деловой тон, каким высказываются эти планы и эти намерения. После истории с Лизаветой Ивановной - встреча с графиней является кульминацией игры-аферы Германна. Представ перед старой женщиной в ее спальне после полуночи, Германн осуществляет свой ранее намеченный план - «представиться ей, подбиться в ее милость. " Пушкин подчеркивает один мотив - молчание старухи. Продолжая «подбиваться в ее милость» , Германн начинает умолять выдать ему тайну трех карт. На эту речь, в первый и последний раз, графиня Томская живо реагирует и отвергает сказку о трех верных картах: «Это была шутка, - сказала она наконец, - клянусь вам! это была шутка! » Признание графини разрушает* легенду. Невозможно полагать, что графиня хитрит, обманывает, изворачивается, не желая выдать тайну. Ей нечего выдавать - тайны не было. Тайна существовала для Германа, для Томского и его друзей. Ум графини формировался в скептическом XVIII веке, в 1770-е годы в России было распространено вольтерьянство, и появившаяся в Париже молодая графиня, конечно, была настроена в духе времени. Проигравшая графиня уплатила карточный долг, а так как имя Сен-Жермена было окутано тайной, то, видимо, тогда же и возникла эта легендарная версия о трех картах как шутка: известный авантюрист и мистик открыл московской Венере тайну трех карт! Для Пушкина принципиально важно, чтобы читатель понял - не было тайны! Графиня сама поклялась, что весь разговор о трех картах - шутка. Тайна эта - мираж, «сказка» , старинный «анекдот» . Существенно и то, что в эту тайну поверил расчетливый Германн. Ему чужда вера в потусторонние силы, но страсть игрока и авантюризм натуры взяли верх - он поддался соблазну мгновенно разбогатеть. И в этом - исторически и социально обусловленные черты характера и убеждений Германна. Погоня за призрачной тайной, которая должна открыть и путь к счастью - капиталу, - выражает существенную сторону образа Германна. Германн еще раз меняет тактику: ему кажется, что над вновь и вновь умолять графиню, взывать к ее прошлому, напоминать ей о давно прошедшем, о годах увлечений и счастья.
В монологической форме Пушкин передал поединок представителей двух эпох, двух сознаний, двух воль. Форма монологического построения сцены поединка Германна и графини глубоко содержательна. Ее смысл - демонстрация убийственности эгоизма, азарта авантюриста. Напомню, что характер монолога все время меняется - он обостряется, ожесточается и наконец превращается в грубую угрозу, в готовность убить сопротивляющегося его воле человека. Германн кричит «Старая ведьма!. . Так я ж заставлю тебя отвечать.. . С этим, словом он вынул из кармана пистолет» .
Графиня оставалась безмолвной - она скончалась от перенапряжения, от испуга. За ее молчанием угадывается душевная сила, надменность, и презрение аристократки к подлым действиям плебея. На первый же приступ ночного незнакомца, ворвавшегося к ней в спальню, она ответила признанием - сказала правду, клятвой рассеяла чад легенды. Ей не поверили, и она замолчала.
Германн пришел к графине, чтобы узнать тайну, - следовательно, предполагалась диалогическая форма встречи. Диалог связывает двух людей, даже противников. Графиня, сказав правду, замолчала. Диалог превратился в монолог. Монологизм этой сцены отчетливо выявляет эгоистическую замкнутость Германна. При всем лаконизме повествования Пушкин находит экономные, но выразительные средства психологического раскрытия духовного мира Германна. Уже в рассмотренных сценах мы обнаруживаем нравственную глухоту инженерного офицера, его убийственную сосредоточенность на себе, которая не допускает возможности прислушаться к мнению другого человека.
Следующий анекдот
Классика всегда – вещь неожиданная. Она не следует канонам, а, можно сказать, создаёт их. И каждый раз – это потрясение. Классика – это адекватная Универсуму глубина постижения реальности. Она не имеет ничего общего с подражанием реальности, с реалистическим направлением в искусстве, не ограничена никакой формой.
Графиня не продавала души дьяволу, не была ведьмой и не прибегала к усилиям демонов. Искусству «шутки» , светлого начала, волшебным образом преображающего реальность, научил графиню во времена её молодости старый друг. (Она, кстати, никого не обирала, как хотел это сделать Германн, а всего лишь вернула проигрыш, который не могла оплатить. )
. И вот он стоит перед старой графиней, в её спальне, ночью. Невообразимое свидание, к которому он стремился, которого добился и достиг не слишком приглядной ценой: обманув доверие, а, может, и любовь молоденькой старухиной воспитанницы.
Старая графиня – почти уж и не человеческое существо – или это только Германну так кажется? Он вопрошает её о тайне трёх карт. Парсифаль, сумевший задать вопрос.
И – снова чудо! – старуха удостаивает его ответом. И удостаивает охотно – пистолета ещё нет и в помине – хотя явно затрудняется формулировкой, но старается дать понять, о чём идёт речь.
– Это была шутка, – говорит старая графиня: - клянусь вам! это была шутка!
И оказалось, что вопрошавший не готов принять ответ. Что пространства светлой и, вероятно, хрупкой магии, тождественной тайне жизни и откликающейся на произнесённое графиней слово, – не для него, что у него есть своя версия происшедшего, куда более весомая, где фигурируют продажа души дьяволу, ведьма и демонские усилия и где шутки не при чём, а при чём пистолет, наведенный на человеческое существо.
е понял он шутки и во второй раз: когда графиня взяла на себя труд самолично явиться ему в виде привидения – после его нехарактерной, но изрядной выпивки в трактире – и назвала ему эти не имеющие большого отношения к делу три карты, о которых он так горевал. Германн и тут принял всё абсолютно всерьёз: записывать стал. В третий раз графиня подменяет ему в последний момент последнюю карту и сама с этой карты подмигивает. Упорно отказывающийся понимать шутки Германн предпочитает сумасшествие.
Следующий анекдот
Сен-Жермен говорил по поводу своего возраста: эти глупые парижане воображают, что мне две тысячи лет, но если говорить серьезно, то я на самом деле намного старше, чем выгляжу. А еще, говорят, он открыл княгине Голицыной тайну трех карт.
Двадцать седьмого февраля 1784 года умер знаменитый авантюрист граф Сен-Жермен.
Сколько он прожил на самом деле лет, не знал никто. А сам граф иногда в каком-нибудь парижском салоне мог вскользь, между делом, упомянуть о своих беседах с какими-нибудь известными людьми, которые умерли сотни лет тому назад…
Слухи о своем бессмертии граф Сен-Жермен не опровергал и даже косвенно подтверждал. Например, как-то совершенно случайно старая графиня де Сержи узнала в нем человека, которого встречала в Венеции пятьдесят лет назад. И она уверяла всех, что с той поры граф совершенно не изменился!
Сен-Жермен как-то заметил по поводу своего возраста: эти глупые парижане воображают, что мне две тысячи лет, но, если говорить серьезно, то я на самом деле намного старше, чем выгляжу.
Многие пытались выведать тайну о его истинном возрасте, пытались подкупать слуг Сен-Жермена. Старик-слуга взял деньги, однако заявил, что ничего не знает ни о возрасте графа, ни о его прошлом, так как служит у него всего-то 300 лет.
И где родился граф, тоже никто не знал. Он прекрасно владел немецким, французским, английским, испанским, португальским языками, знал и восточные языки. А еще он обладал обширными познаниями в области истории, оккультизма и химии. Говорили, что он получает из неблагородных металлов золото и может убрать трещины и затемнения на бриллианте. Выполнял деликатные дипломатические миссии французского двора и даже пользовался одно время доверием короля Людовика XV. А ввели его в ближний круг монарха, конечно же, женщины! По воспоминаниям другого знаменитого авантюриста Казановы, граф предоставлял придворным дамам косметику, которая делала их красивее. По крайней мере, так уверяли сами дамы. Впрочем, Сен-Жермен не обещал им полного омоложения, но заверял, что они хорошо сохранятся благодаря его настою.
Граф исколесил всю Европу, то спасаясь от монаршей немилости, то в поисках приключений. Он побывал и в России. В Германии встречался с драматургом Фонвизиным, который в письме к родным назвал Сен-Жермена "первым в свете шарлатаном". А княгине Наталье Петровне Голицыной граф якобы открыл тайну трех карт.
Наталью Петровну знали отлично и в Петербурге, и в Париже. Фрейлина "при дворе четырех императоров", статс-дама. Прототип главной героини повести Пушкина "Пиковая дама".
В обществе она была известна как Princesse Moustache — "Усатая княгиня". В старости у нее явственно стали выделяться под носом усы… А в молодости она слыла красавицей! В Париже, где Голицына бывала много раз и подолгу, при дворе французского короля Людовика XVI и его супруги Марии-Антуанетты ее величали "Московской Венерой".
С возрастом красота поблекла, но Голицыну весьма уважали в петербургском высшем свете. Писатель граф Владимир Соллогуб писал: "Почти вся знать была ей родственная по крови или по бракам. Императоры высказывали ей любовь почти сыновнюю. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон; гвардейский офицер, только надевший эполеты, являлся к ней, как к главнокомандующему". А ее уже взрослый сын Дмитрий Владимирович, герой Отечественной войны 1812 года и знаменитый московский генерал-губернатор, не мог позволить себе сидеть в присутствии матери без ее разрешения. А на другого сына — Бориса Владимировича — она за что-то рассердилась и долго не допускала его к себе и на письма не отвечала. Князь Борис никогда не был женат, но умер, оставив сиротами двух внебрачных дочерей от цыганки, носивших фамилию Зеленских. Они воспитывались в семье брата, и об их существовании Наталья Петровна никогда не узнала…
Современники отмечали острый ум Голицыной и ее аристократическую надменность. В разговорах княгиня часто подчеркивала знатность и древность своего рода. Современник вспоминал: "Она все фамилии бранит и выше Голицыных никого не ставит. И когда она перед своей 6-летней внучкой хвалила Иисуса Христа, то девочка спросила: "Не из фамилии ли Голицыных Иисус Христос?"".
Но вошла Princesse Moustaсhe в историю под именем "пиковой дамы". Граф Сен-Жермен открыл княгине — как говорили — знаменитую тайну трех якобы счастливых карт: тройка, семерка, туз. Еще говорили, что племянник Голицыной, проигравшийся в карты, благодаря этой тайне будто бы не только отыгрался, но и получил немалый прикуп.
"Пиковую даму" — повесть Пушкина и оперу Чайковского, знают все. Но, вероятно, немногие скажут: в какую игру играл Германн? В одну из самых распространенных игр конца XVIII — начала XIX веков: штосс, или фараон. Игра, по своей сути, не очень интересна, но… азартна!
После выхода в свет в 1834 году "Пиковой дамы" Пушкин писал: "При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся… Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза". Голицына умерла в один год с Пушкиным. Но ей-то было почти сто лет.
Вернемся, однако, к графу Сен-Жермену. Многие сомневались, что он действительно умер в 1784 году. Были те, кто уверял, что видели его и позднее. Например, королева Мария-Антуанетта говорила, будто граф предупреждал ее за несколько месяцев о неминуемой революции. Сен-Жермена еще долго встречали то там, то сям в Европе даже в начале XIX века. Прямо Агасфер какой-то! Но это уже совсем другая история.
Читайте также: