Шутка пророка про верблюжонка

Обновлено: 04.11.2024

– Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отличался наилучшим нравом из всех людей. У меня был брат, которого называли Абу ‘Умайр, и когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приходил к нему, он всегда говорил: «О Абу ‘Умайр, что делает птичка?» [1]

[1] Э тот хадис приводят аль-Бухари 6203 и Муслим 2150. См. примечания к хадису под № 800.

عن أنس أيضاً؛أن النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم قال له‏:‏ ‏ »‏يا ذَا الأُذُنَيْنِ‏»‏

913 — Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нему так: «О двуухий». [1]

[1] Этот хадис приводят Абу Дауд 5002 и ат-Тирмизи 1992 и 3828, который сказал: «Достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7909,

«Тахридж мишкат аль-масабих» 4813, «Мухтасар Шамаиль» 200.

وروينا في كتابيهما أيضاً؛أن رجلاً أتى النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم فقال‏: ‏ يا رسولَ اللّه‏!‏ احملني، فقال‏:‏ ‏» ‏إني حامِلُكَ على وَلَدِ النَّاقَةِ ‏»‏ فقال‏:‏ يا رسولَ اللّه‏!‏ وما أصنعُ بولد الناقة‏؟‏ فقال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم‏:‏ ‏»‏ وَهَلْ تَلدُ الإِبلَ إِلاَّ النُّوقُ‏؟‏‏» ‏ قال الترمذي‏:‏ حديث حسن صحيح‏ .‏

914 — Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что (как-то раз) один человек пришёл к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и попросил: «О посланник Аллаха, посади меня (верхом)». (В ответ ему пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Я посажу тебя на сына верблюдицы». (Человек) воскликнул: «О посланник Аллаха, что же я буду делать с сыном верблюдицы?!» [1] Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А разве рожает верблюдов кто-нибудь, кроме верблюдиц?» [2]

[1] Этот человек решил, что речь идёт о маленьком верблюжонке.

[2] Э тот хадис приводят Абу Дауд 4998 и ат-Тирмизи 1991, который сказал: «Хороший достоверный хадис». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан Абу Дауд» 4998, «ан-Насыха» 239.

عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال‏:‏قالوا‏:‏ يا رسولَ اللّه‏!‏ إنك تداعبنا‏.‏ قال‏:‏ ‏»‏إني لا أقُولُ إِلاَّ حَقَّاً‏»‏

915 — Передают со слов Абу Хурайры , да будет доволен им Аллах, что (однажды люди) сказали: «О посланник Аллаха, ты ведь подшучиваешь над нами!» – на что он ответил: «Поистине, я не говорю ничего, кроме правды». [1]

[1] Хоро ший хадис, который приводят Ахмад 2/360 и ат-Тирмизи 1990. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 1990, «Сильсиля ас-сахиха» 4/304.

عن ابن عباس رضي اللّه عنهما،عن النبي صلى اللّه عليه وسلم قال‏:‏ ‏«‏لا تُمَارِ أخاكَ وَلا تُمازِحْهُ وَلا تَعِدْهُ مَوْعِداً فَتُخْلِفَهُ‏»‏‏.‏‏


916 — Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не спорь со своим братом (по вере), не вышучивай его [1] и не давай ему обещаний, которых ты не выполнишь». [2]

[1] То есть не преступай известных границ.

[2] Этот хадис приводит ат-Тирмизи 1995, который сказал: «Хороший неизвестный хадис».

Имам ас -Суюты и шейх аль-Албани назвали хадис слабым. См. «аль-Джами’ ас-сагъир» 9865, «Да’иф аль-джами’ ас-сагъир» 6274.

Салим аль-Хиляли назвал иснад хадиса слабым. В нем присутствует аль-Лейс ибн Абу Сулейм, который путался в хадисах. См. «Нейль аль-аутар би тахридж ахадиси китаб аль-Азкар» 2/701.

Улемы говорили, что запретными являются такие шутки, когда человек, подшучивающий над другими, утрачивает чувство меры и начинает шутить постоянно. Запретность таких шуток объясняется тем, что они вызывают непрерывный смех, делают грубыми сердца, а также отвлекают от поминания Аллаха Всевышнего и размышлений о религии. Кроме того, во многих случаях подобные шутки бывают обидными, что порождает ненависть и приводит к утрате достоинства. Если же человек способен избежать всего этого, тогда шутки относятся к категории дозволенного /мубах/, иначе говоря, к таким действиям, которые совершал и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако он делал это нечасто и преследовал определённую полезную цель, которая состояла в том, чтобы привести в собеседник в хорошее расположение духа и выразить свои добрые чувства по отношению к нему. Шутить подобным образом совершенно не запрещается, напротив, это соответствует сунне и является желательным, так полагайся же на приводимые нами слова улемов и наши разъяснения, касающиеся установлений, которые заключают в себе эти хадисы, поскольку это относится к числу крайне необходимых вещей, а содействие оказывает Аллах.

Следующий анекдот

Посланник Аллаха (мир ему и благословение), несмотря на то, что был влиятельным, высокочтимым, серьёзным, спокойным человеком, в то же время был мягким, склонным к согласию и дружеским отношениям. Шутил с людьми и младше, и старше себя, со своими сподвижниками. Шутить – это сунна Пророка (мир ему и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучил нас тому, чтобы в наших шутках не было лжи, гибата, издевательства, насмешек и тем более ёрничанья над религией. В шутках следует учитывать подходящее время, подходящее место. Если соблюсти эти правила, то шутки наши будут сунной Пророка (мир ему и благословение), за которую мы получим награду.

Самое важное в этих правилах – вопрос устрашения мусульманина, которое недопустимо в шутках. Однажды Пророк (мир ему и благословение) увидел, как один человек спрятал обувь своего товарища, а тот искал её, и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Кто устрашит мусульманина, того Аллах устрашит в Судный день».

Сторонитесь любой мысли, которая содержит устрашение мусульманина. Сегодня некоторые люди шутят так: подходят незаметно сзади, издают крик и пугают, это может создать человеку проблему физическую или духовную. Нужно обращать на это внимание и опасаться совершать подобное.

Пророк (мир ему и благословение) не был из числа чёрствых, наоборот, он был из числа нравственных, чистых людей. Его шутки со сподвижниками были мягкими. Был один человек с суровым взглядом по имени Захир, он приходил из пустыни на рынок продавать некоторые вещи. Пророк (мир ему и благословение), однажды выйдя на рынок, увидел его, подошёл сзади, прикрыл ему глаза и сказал: «Кто купит этого раба? Кто купит этого раба?» Захир понял, что это Мухаммад (мир ему и благословение), потому что почувствовал характерный для него аромат, и сказал: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), как видишь, я не пользуюсь спросом». Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Возле Аллаха на тебя есть спрос, о Захир».

Так же мягко пошутил Пророк (мир ему и благословение), когда к нему пришёл человек и попросил: «Покатай меня на верблюде». «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – удивился человек. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не является ли каждый верблюд верблюжонком другого верблюда?»

Это благожелательное, красивое обращение Пророка (мир ему и благословение) с людьми убирает преграды между ними, ведь некоторые сподвижники выказывали перед Посланником Аллаха (мир ему и благословение) сильный почтительный страх, а Пророк (мир ему и благословение) снимал этот барьер обучением, воспитанием и подобными добрыми шутками.

Пророк (мир ему и благословение) шутками обучал и воспитывал окружающих. Однажды был случай с Хавватом ибн Джубайром (да будет доволен им Аллах), молодым сподвижником. Как-то он, выйдя, в палатке увидел женщин, надел костюм, пошёл к ним и стал разговаривать с ними. Пророк (мир ему и благословение) увидел его и, улыбнувшись, спросил: «Что ты делаешь, о Хавват?» Тот ответил: «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение), мой верблюд убежал, и я расспрашиваю о нём». Пророк (мир ему и благословение) засмеялся и ушёл. Затем Пророк (мир ему и благословение) снова встретил этого сподвижника и спросил: «Как убежал твой верблюд, о Хавват?» Затем встретил его во второй раз и, смеясь, вновь спросил: «Как убежал твой верблюд, о Хавват?» Потом Хавват (да будет доволен им Аллах) говорит: «Я вошёл в мечеть, а там Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Я знал, что он опять задаст мне тот же вопрос, и вступил в намаз; Пророк (мир ему и благословение) тоже вступил в намаз. Я удлинял молитву, а Пророк (мир ему и благословение) быстро помолился. Я про себя подумал: всё-таки признаюсь Пророку (мир ему и благословение)». Пророк (мир ему и благословение), смеясь, опять спросил: «Как убежал твой верблюд, о Хавват?» «О Посланник Аллаха (мир ему и благословение)» верблюд мой не убегал» дело было так и так», – ответил Хавват (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение) засмеялся, а у сподвижника ушла из сердца эта болезнь – желание посещать собрание женщин.

Пророк (мир ему и благословение) шутил с маленькими детьми. Махмуд ибн Рабиг говорил: «Мне было пять лет, и я помню, что Пророк (мир ему и благословение) обрызгивал моё лицо водой». Пророк (мир ему и благословение) набирал в рот воду и обрызгивал ею лицо этого ребёнка. Потом даже сподвижники говорили, что мальчик из-за этого стал талантливым.

Однажды старая женщина посетила Пророка (мир ему и благословение) и попросила его прочитать за неё мольбу, чтобы Аллах направил её в Рай. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Старушка стала грустить, и Пророк (мир ему и благословение), позвав её, добавил: «Когда будешь входить в Рай, ты не будешь старой, а будешь молодой».

Ещё пример шуток Пророка (мир ему и благословение) – случай, когда он пришёл в дом своей дочери Фатимы, а у неё была ссора с имамом Али (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение) спросил: «Где твой муж?», и она ответила: «Вышел». Тогда Пророк (мир ему и благословение) отправился его искать и нашёл уснувшим на земле в мечети, на его теле была пыль. Пророк (мир ему и благословение) подошел к нему и, улыбаясь, стал будить, приговаривая: «Вставай, о Абу Тураб (отец земли), вставай, о Абу Тураб». Имам Али (да будет доволен им Аллах) потом говорил: «Самое любимое прозвище было это, Абу Тураб, которое дал Пророк (мир ему и благословение)».

Таким милосердием Пророк (мир ему и благословение) смягчал сердца тех, кто был вокруг него. Эти прекрасные шутки мы можем рассматривать как причины благого, они являются сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Нам следует обратить на это внимание: если шутить с хорошей целью и хорошим методом, такая шутка будет сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение), и наши шутки будут соответствовать словам Творца: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Алу Имран», аят 31).

Следующий анекдот


Чувство юмора, хорошее настроение, добрая шутка – являются теми вещами, которые отличают мусульманина. Вызывать в окружающих веселье весьма похвально с точки зрения Шариата. Ислам приветствует, когда верующий доставляет людям радость в большей степени, чем хмурый аскетизм. Но при этом предписывается ряд норм, которые следует соблюдать, даже 1 апреля, в т. н. День смеха, чтобы, шутя, не выходить за границы, определенные Всевышним.

1. Даже при самой острой и веселой шутке не следует смеяться гомерическим смехом, хохотать, кричать громким голосом. Прилично улыбаться, спокойно выражать свой восторг, - это демонстрирует уважение к окружающим. Ислам не одобряет истерический, чрезмерный смех. В хадисе, переданном Тирмизи, Ахмадом и Маликом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) не смеялся, а только улыбался».

2. Шутка должна быть правдивой. Когда сподвижники сказали: «Оказывается, и ты тоже шутишь, о, Посланник Аллаха!», Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Я шучу, но говорю только то, что истинно». Можно веселить окружающих двусмысленно, если хотя бы одна сторона шутки правдива. Но Ислам запрещает шутить, используя обман, даже первого апреля. Даже в этот день неправда остаётся неправдой.

3. Нельзя ради шутки выдумывать небылицы, странные, нереальные ситуации. В хадисе, переданном Тирмизи, говорится: «Несчастьем, бедствием человека можно считать выдумывание ради забавы таких событий, которых вовсе не было».

4. Юмор и шутки уместны только в подходящей момент и с соответствующими людьми. Не следует шутить со старшим по возрасту, с учителями, с учеными, с руководством, с человеком, который не понимает шуток, обижается на них, и с посторонней женщиной. Также и женщине не следует шутить с посторонним мужчиной. Словом, везде, где юмор не уместен.

5. Шутка должна быть умной, адекватной ситуации, понятной окружающим, не обидной, не унижающей достоинство человека или его семьи.

В хадисе, переданном Муслимом, сказано: «Мусульманин - брат мусульманина, так пусть же они не унижают и не притесняют друг друга. Унижение же единоверца - большой грех. Поэтому мусульманину запрещено унижать братьев по вере, ему запретны их кровь, их богатство и честь».

6. Не одобряется забавлять окружающих так, чтобы шутка превалировала над серьезностью, и так много, чтобы мусульманина прозвали хохмачом и т. д. Это унижает достоинство человека, люди не будут воспринимать его всерьез и станут также подшучивать над ним. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.

Бесконечные шутки и хохот не являются признаком мусульман. Коран одобряет тех, кто уходит от тех, кто постоянно смеется. (Исключением в данном случаи являются те, кто занимаются юмором профессионально).

7. Нарушением этики Ислама считается направлять оружие в шутку на брата, пугая его, или наезжать на него на машине и т .д. В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, говорится: «Вы не направляйте оружие на брата своего. Ведь шайтан может овладеть твоими действиями - и оружие выстрелит. Тогда же ты попадёшь в огненную яму».

8. Нельзя шутить на запрещенные темы, например, рассказывать пошлые истории, разглашать интимные подробности, использовать хулу и клевету.

О шутках и чувстве юмора Пророка (мир ему и благословение)

- Однажды Умму Айман пришла к Пророку (мир ему и благословение) и сказала, что ее супруг зовет его в гости. На это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не тот ли твой супруг, у которого в глазу белизна?» «У моего мужа, - удивилась женщина, - в глазу нет никакой белизны». «Да есть же», - настаивал на своем Пророк (мир ему и благословение). «Именем Аллаха клянусь, что нет», - ответила Умму Айман и ушла. Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Не бывает человека, у которого нет в глазу белизны. Я имею в виду белок вокруг зрачка».

- Как-то некий мужчина попросил Пророка (мир ему и благословение) покатать его на верблюде. «Я покатаю тебя, но только на верблюжонке», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение). «Как я могу покататься на верблюжонке, он же не сможет нести меня на себе», – вопрошал человек. На что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Каждый верблюд – верблюжонок другого верблюда».

- Передают, что однажды старая женщина посетила Пророка (мир ему и благословение). В разговоре с ней он сказал: «Старые женщины в Рай не попадут». Старушка начала плакать. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) объяснил ей, что когда она будет входить в Рай, то вновь обреете молодость и красоту.

- Нуайм аль-Ансари шутил очень много. Если в Медину привозили на продажу какие-нибудь сладкие фрукты, которые не продавали там раньше, он покупал их в долг и преподносил Пророку (мир ему и благословение) со словами: «О, Посланник Аллаха, я дарю это Вам». А когда продавец приходил к Нуайму за долгом, он приходил с ним к Пророку (мир ему и благословение) и говорил: «О, Посланник Аллаха, оплати мой долг». На это Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Ты ведь их мне подарил!» А Нуайм отвечал: «О, Посланник Аллаха, у меня ничего не было, чтобы заплатить за фрукты, и я взял их в долг, желая, чтобы ты их попробовал». Тогда Пророк (мир ему и благословение) улыбался и давал продавцу деньги за продукты.

- Захак бин Суфьян имел непривлекательную внешность и малый рост. Когда он договорился с Пророком (мир ему и благословение) о принятии Ислама, то сказал: «О, Посланник Аллаха, у меня две жены, с одной из них, румяной и более красивой, чем вот эта (в этот момент он указал на жену Пророка (мир ему и благословение) Айшу, которая до ниспослания аята о прикрытии ходила с открытым лицом), я разведусь и выдам ее замуж за тебя». В это время Айша (да будет доволен ею Аллах) сидела рядом и слышала их разговор. Она спросила: «Кто же из вас красивее, ты или твои жены?» На что он ответил: «Конечно же, я, я красивее их и достойнее их!» Услышав это, Пророк (мир ему и благословение) посмеялся над умным вопросом своей жены и над ответом Захака бин Суфьяна, который в действительности был совсем не хорош собой.

Курамухаммад Рамазанов, алим, заместитель муфтия Дагестана по каноническим вопросам

На фото: артисты первого исламского комеди-шоу "Аллах сделал меня смешным" (США)

Следующий анекдот

Шутил ли когда-либо Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям)? Конечно, ведь шутка является частью человеческой натуры, а неумение шутить характеризуется как отвердение сердца. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) время от времени позволял себе и сподвижникам это удовольствие. Некоторые исследователи собрали подобные истории в отдельный сборник.

Известны около 30 шуток Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), которые, в то же время, были истиной, поведанной остроумным способом. Он предостерегал от бессмысленных и унижающих шуток, что лишает человека части его достоинства. Как-то раз один сахаб возразил: «О, Посланник Всевышнего, ты запрещаешь это, но сам изредка подшучиваешь над нами!» На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Даже если я шучу, то не говорю ничего, кроме правды».

Впоследствии Ибн Хаджер аль-Хайсами подчёркивал: «Шутка, прозвучавшая к месту и остроумно, является своего рода Сунной».

Шутки Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям)

Некоторые из них отражены в хадисах. Например, благочестивая Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Однажды во времена моей юности я находилась рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям). Он попросил своих товарищей уйти вперёд, а затем предложил мне посостязаться. Мы побежали наперегонки, и я победила. Прошли годы. Я несколько прибавила в весе. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в одном путешествии снова попросил своих товарищей уйти вперёд, а мне опять предложил посостязаться. Я уже забыла о прежнем соревновании и сказала: «Как я смогу бежать?» Но он всё равно настаивал и в этот раз обогнал меня. «О, это реванш за прежнее!» — воскликнул он».

Абдуллах бин Харис (радыяллаху анху) рассказывал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хвалил детей и предлагал им посостязаться. Они бежали наперегонки и взбирались к нему на руки. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) целовал детей и вручал награды. Ибн Баттал объяснял это тем, что человеку до совершеннолетия нужно привить любовь к соблюдению религиозных предписаний и запретов (Ибн Баттал, «Шехруль-Бухари»).

Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел внукам Хасану и Хусеину сесть на него верхом. Увидевший это сахаб воскликнул: «Какая замечательная у вас лошадь!» На что тот ответил: «Но ведь и они прекрасные всадники!».

Бывало, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) шутил, используя слова в прямом и переносном значении. Айша (радыяллаху анха) рассказывала: «Однажды пришла пожилая женщина-ансар попросила помолиться, чтобы она попала в Рай. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Старушки не могут войти в Рай». Просительница ушла в слезах. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) велел догнать её и передать аят Корана о том, что женщина не сможет войти в Рай в виде старухи: «Воистину, Мы сотворили их (т. е. супруг) (заново) и сохранили девственницами, любящими [жёнами], равными по возрасту» (Сура «аль-Вакыа», 56 / 35—37).

Если говорить правду опасно

Известно высказывание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «Есть возможность путем иносказания избежать вранья». Ведь иногда опасно говорить правду, а ложь запретна. Например, когда у человека шестидесяти лет спрашивают о возрасте, он может ответить, что ему больше тридцати. Это не будет ложью. Но истину он всё же утаил.

Анас (радыяллаху анху) вспоминал: «Один бедуин попросил у Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) верблюда в качестве вьючного животного. Тот ответил: «Хорошо, я посажу тебя на детёныша верблюда». Бедуин решил, что над ним насмехаются и воскликнул. «О, Расулюллах! Зачем мне детёныш верблюда?» На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) улыбнулся: «Разве одно животное не является детёнышем другого?» (Абу Давуд, «Сунан», 4346).

Бывало, что он шутил игрой слов. Как-то раз у Сухайба (радыяллаху анху) болел глаз. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) захотел порадовать сахаба шуткой и сказал: «Сухайб, у тебя болит глаз, а ты ешь хурму?» Он намекал на то, что друг ест глазами. Сахаб ответил: «Я ем другой стороной». Все рассмеялись.

Сподвижник Авф аль-Ашджаи (радыяллаху анху) рассказывал: «Во время похода на Табук у Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была небольшая палатка из кожи. Я пришёл к шатру, поприветствовал его и получил приглашение войти. «О, Посланник Всевышнего, мне войти полностью?» — пошутил я, имея в виду размеры палатки. «Конечно, заходи весь», — ответил мне Пророк (салляллаху алейхи ва саллям)».

Сахаб превратился в розу

Освобождённый раб Сефине (его имя переводилось как «корабль») рассказывал, как в одном из путешествий получил непосильную ношу и пожаловался Расулюллаху (салляллаху алейхи ва саллям). Тот в шутку сказал: «Ну-ка расстели свой узелок». Каждый начал складывать в него свои вещи. «Теперь неси, ты ведь корабль!» — велел Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Честное слово, после такой шутки я бы не почувствовал даже ноши нескольких верблюдов!»

Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в шутку сказал румяному человеку: «Ты превратился в розу!» После чего его имя, подобно Абу Хурайре (радыяллаху анху), стало Абуль-верд.

Зейд бин Альсам (радыяллаху анху) вспоминал: «К Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) пришла женщина по имени Умму Еймен. Он спросил: «Кто твой супруг? Тот человек с белым пятнышком в глазу?» Мусульманка возразила: «Клянусь Аллахом, в глазу моего мужа нет никакого белого пятнышка!» На что он ответил «Но ведь нет ни одного человека, который не имел бы белого пятнышка в своём глазу».

Всем известно, что Анас (радыяллаху анху) всегда находился рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям) и прислуживал ему. Наставник иногда подшучивал над мальчиком: «Ах ты, двуухий!» Так он подчёркивал, что Анас (радыяллаху анху) был очень внимательным слушателем (Абу Давуд, 4349; Авнуль-Мабуд).

Анас (радыяллаху анху) вспоминал: «У меня был младший брат, прозванный Абу Умейр. Умейр — уменьшительно-ласкательная форма от Умар. Он любил птиц и держал в доме воробья. Подходя к нему, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спрашивал: «Умарчик, как поживает воробышек»? Однажды Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) поинтересовался: «Я вижу, что Умарчик опечален». Мы объяснили, что у того умер воробушек. Впоследствии исламские богословы пришли к выводу, что содержать в доме птиц допустимо.

Насколько ты ценен для Аллаха?

Нуман бин Башир рассказывал: «Абу Бакр (радыяллаху анху) пришёл в дом Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и ещё с порога услышал, что Айша (радыяллаху анха) разговаривает с супругом на повышенных тонах. Едва войдя, он занёс руку для пощёчины своей дочери, однако Расулюллах помешал ему. Разгневанный Абу Бакр (радыяллаху анху) вышел из их дома. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) сказал жене: «Видишь, я спас тебя от этого человека!» Через несколько дней сахаб пришёл снова и увидел, что между супругами царит согласие. «Прошу прибавить меня к своему миру так же, как вы прибавили меня к своей войне», — сказал он и услышал в ответ: «Уже прибавили!» (Абу Давуд, 4347; Насаи).

Айша (радыяллаху анха) вспоминала: «Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) вернулся из похода и заметил мой сундук с игрушками. Он поинтересовался, это что такое. «Это мои дочки», — ответила я. В сундуке также был крылатый конь. «А это что?» — спросил он. «Это лошадь», — ответила я. «Но ведь у неё есть крылья, что это значит?» — удивился Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). «Разве ты не слышал, что у коней благочестивого Сулеймана (алейхиссалям) были крылья». На это он рассмеялся, обнажив зубы».

Сахаб Захир бин Харам (радыяллаху анху) жил в Бадие. Приезжая в Мекку из оазисов бедуинов, он привозил подарки Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) подарки. Тот очень любил сподвижника и в шутку говорил: «Захир — наша долина, а мы — его город». Однажды сахаб продавал на рынке Медины привезённые из оазисов товары. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) незаметно подкрался к нему сзади и произнёс: «Ну-ка отгадай, кто я!». Захир сначала попросил отпустить его, а затем узнал наставника и прижался к его груди. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) пошутил: «Я продаю раба, нет ли желающих купить его?» Щуплый сахаб сказал: «О, никто не захотел бы купить меня, я остался бы у тебя!» На что услышал ответ: «Ты ведь не знаешь свою ценность для Аллаха!» (Файзуль Кадир).

Однажды один сахаб обратился к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) с просьбой научить его, как наверняка попасть в Рай. На что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Взывай к Аллаху! И стань совершенным!»

Шутки сахабов

Самым большим шутником прослыл сахаб по имени Нумайман (радыяллаху анху). Как только в Медину привозили свежие продукты, он приносил их Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Следом приходил продавец с просьбой оплатить покупку, на что сподвижник говорил: «О, Посланник Всевышнего! Не могли бы вы оплатить свой долг?» «Разве это не твой подарок?» — спрашивал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Тогда сахаб говорил, что у него нет денег, и он хотел накормить наставника. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) смеялся и возмещал стоимость пищи.

Любимая шутка Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов

Примерно за год до кончины Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Бакр, Нуайман и Селит бин Хармала (радыяллаху анхума) отправились в Басру по торговым делам. Селит (радыяллаху анху) отвечал за питание. Вскоре Нуайман (радыяллаху анху) попросил у него еду, но сахаб отклонил его просьбу до того времени, пока не придёт Абу Бакр (радыяллаху анху). Нуйман (радыяллаху анху) решил поквитаться с ним и предложил первому встреченному племени: «У меня есть раб, не хотите купить его? Однако он наверняка скажет вам, что он мой двоюродный брат. Не отказывайтесь от него и не разрывайте сделку». Покупатели согласились на такое условие и дали десяток молодых верблюдов. Селит (радыяллаху анху) не знал об этом и воспротивился, когда за ним пришли. Тогда ему на шею накинули кусок ткани и велели: «Мы знали, что ты можешь так сказать, и не верим тебе!» Однако пришедший Абу Бакр (радыяллаху анху) понял, в чем дело, побежал следом за покупателями и убедил их в том, что Нуйаман (радыяллаху анху) пошутил. Верблюжат вернули хозяевам, а Селита (радыяллаху анху) освободили. Вернувшись домой, путешественники рассказали об этой истории Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Он и его остальные ученики долго смеялись.

Однажды к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) пришёл бедуин и привязал верблюда к двери. Один сахаб попросил Нуаймана (радыяллаху анху) зарезать животное, так как все соскучились по мясу. Тот немедленно выполнил просьбу. Выйдя из дома, бедуин увидел случившееся и начал причитать: «Какое несчастье! Моего верблюда зарезали!» Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) нашёл виновника в доме Дубаа бинт Зюбейра спрятавшимся за веткой хурмы и поинтересовался, зачем он это сделал. «О, Расулюллах! Меня попросили сделать это те, кто сейчас указал моё местонахождение!» — ответил Нуайман (радыяллаху анху). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) стирал землю с его лба и одновременно смеялся. Затем возместил бедуину стоимость его верблюда.

Умар (радыяллаху анху) однажды в шутку сказал наложнице в ответ на её грубое обращение: «Меня создал Творец знати, а тебя — Творец черни». Увидев, что наложница обиделась на эти слова, он пояснил: «Разве знать и чернь создал не Один Аллах?»

Читайте также: