Самый известный гусар из анекдотов
Обновлено: 04.11.2024
XXI век. Наташа Ростова второй день работает в компании, сотрудниками
которой также являются Ржевский и Пьер Безухов.
НАТАША (обращаясь к Ржевскому и Безухову): Господа! Не подскажет ли
кто-нибудь из вас, куда вставляется эта блестящая круглая дискета?
БЕЗУХОВ (зажимая рот Ржевскому): В подставку для кофе, Наташенька!
Ржевский проездом остановился в провинциальной гостинице. Поздно вечеромпришел к себе в номер, разделся, лег на постель и уже собирался заснуть,
когда вдруг за стеной справа раздался надрывный женский вопль:
- Подожди. подожди. не так быстро!
Ржевский вновь попытался заснуть, когда из-за стены слева раздался
другой женский вопль:
- Быстрее. быстрее. умоляю тебя!
Ржевский вскакивает с постели, бьет ногами по стенам и что есть мочи
орет:
- Слушай мою команду, черт побери! РАЗ-ДВА! РАЗ-ДВА!
На балу Наташа Ростова подошла к поручику Ржевскому:
- Поручик, ответьте мне: почему вы меня не любите?
- Странный вопрос, сударыня! Где?
Счастье не в деньгах. А в легкости их получения
Поручик Ржевский:- Господа! Вчера попробовал изумительное пирожное! Называется
петухосран.
- Может быть круассан?
- А, точно! Куроссан!
foxHunt
Пришел, увидел, победил. Исторический анекдот.
В светской компании, за кофе, Наташа Ростова восторженно рассказывает:
- … там, на балу, мне и встретился впервые Балконский …
Поручик Ржевский:
- Ха! Это – по-нашему! Ну, и кто он, этот бравый гусар?
- Какой гусар?
- Ну, который Вам на балу и встретился, и впер, и вые6ал конски.
Следующий анекдот
Поручик Ржевский широко известен как персонаж многочисленных, в большинстве своем пошлых анекдотов, в характере которого причудливо переплелись черты "героя" и "антигероя". Но откуда он появился и почему стал всеобщим любимцем, несмотря на всю экстравагантность своего поведения, зачастую переходящую границы не только приличия и благопристойности, но и норм общепринятой морали?
Начав разбираться в этом вопросе, я достаточно быстро обнаружил, что у поручика Ржевского было как минимум три образа, как это ни удивительно, де-факто весьма слабо коррелирующих между собою: исторический, кинематографический и фольклорный.
Герб рода Ржевских. Герб рода Ржевских.Первый из них – исторический. Рже́вские - старинный русский дворянский род, происходящий от смоленских князей, потомков Рюрика. Чаще всего в числе реально существовавших лиц, прототипов героя фольклора называют поручика Преображенского полка Юрия Алексеевича Ржевского, который, между прочим, был предком (как будто, прапрадедушкой) самого Александра Сергеевича Пушкина, уроженца Рязанской губернии Павла Алексеевича Ржевского, героя войны с Наполеоном; участника русско-турецкой войны 1828 года Михаила Григорьевича Ржевского, картежника и буяна (женатого, между прочим, на родной сестре Николая Мартынова, убийцы Лермонтова - мир, тем более дворянский, тесен) и, в особенности, тульского дворянина Сергея Семеновича Ржевского.
Памятник поручику Ржевскому Памятник поручику РжевскомуВпрочем, Сергей Семенович, в отличие от фольклорного героя, не питал любви к воинской службе, да и в каком-то особом волокитстве за дамами тоже замечен не был. «Тогдашние дворяне пили, играли в карты, содержали любовниц, и это было хорошо – так делали приличные люди. А Ржевский кутил по-своему. Это было не по-барски. Об его похождениях печатали в газетах, и вся Москва хохотала», – писала в своих мемуарах его племянница. Самой известной из его проказ была следующая:
«Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в неё посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семёнович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом (. ) вывели»
(Похоже, что перед нами еще одна копия гоголевского Ноздрева, только более артистичная и не лишенная своего обаяния, пусть и специфического; сама же проделка выглядит вполне в духе героя анекдотов).
Справедливости ради стоит вспомнить и еще одного Ржевского, которому обязан своим названием спальный район Петербурга (Ржевка), - некоего капитана Ржевского, владевшего землями, на которых построили пороховые склады.
Шурочка: Поручик, меня интересует ваша родословная. Ваши предки родом из Ржева? Ржевский: Нет, не так-с. Мои предки, Шурочка, любовью часто занимались во ржи-с.
- Ржевский, ваше самое безумное желание? - У меня никогда не было родового поместья. - И что-с? - Так хочется его пропить!
Но в какой степени реальные исторические лица, носящие фамилию Ржевский, пусть даже такие колоритные, как Сергей Ржевский, могли повлиять на появление героя советских анекдотов?
Чтобы разобраться в этом, перейдем ко второму лику Ржевского - литературно-кинематографическому. Считается, что прототипом образа фольклорного поручика был герой музыкальной комедии режиссера Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятого на «Мосфильме» в 1962 году (заметим, что «золотая эпоха» советского кинематографа, наряду со Ржевским, породила еще нескольких персонажей анекдотов, прототипами которых стали герои фильмов).
Кадр из фильма "Гусарская баллада" Кадр из фильма "Гусарская баллада"Фильм Рязанова был снята на основе пьесы «Давным-давно» драматурга из Мурома Aлександра Гладкова, написанной в 1940 году и впервые поставленной в 1941 году на сцене Театра комедии в уже осажденном Ленинграде (пьеса тогда носила название – «Питомцы славы»). Стоит заметить, что взаимоотношения Эльдара Рязанова и создателя пьесы Гладкова были сильно непростыми. Режиссер в своих мемуарах написал, что ему никак не удавалось найти драматурга, чтобы переработать текст пьесы в сценарий, и поэтому пришлось выполнять эту работу самому. Рязанов даже высказал сомнения - впрочем, бывшие совершенно необоснованными, в том, что малоизвестный в творческой среде человек мог сам написать такую искрометную пьесу.
Ржевский в исполнении актера Юрия Яковлева действительно выглядел очень импозантно – статный красавец в гусарском мундире, шарм которого, кажется, делает его неотразимым для женщин. Именно таким он и предстает в фольклоре.
В фильме же, если разобраться, все обстоит совершенно иначе. На балу он ведет себя достаточно скромно, и не проявляет интереса к местным дамам - что, впрочем, можно объяснить тем, что его мысли заняты предстоящей женитьбой.
Наташа Ростова на балу подходит к поручику Ржевскому.
– Поручик!
– Почему вы не танцуете?
– А мы себя в постели покажем-с!
На балу поручик Ржевский танцует с Наташей Ростовой. Неожиданно он просит извинения у партнерши и удаляется. Через несколько минут Ржевский возвращается, весь мокрый с головы до ног. Наташа спрашивает:
– Поручик, неужели на улице пошел дождь?
Поручик: – Никак нет, ветер-с!
Его ухаживания за французской актрисой Луизой Жермон остаются безответными. Сердце Шурочки ему удается покорить, но в их отношениях активной стороной выступает не сам «неотразимый поручик», а влюбленная в него кавалерист-девица Шурочка, поэтому слова героя: "Вы зелены, корнет. Гусары не разини, В любви им неизвестно слово «нет». И коль решусь войти в ворота ада, Подругой стать любая будет рада" больше напоминают не повторение общеизвестных истин, а пустое бахвальство, равно как и другие слова Ржевского, обращенные к мнимому корнету: « Корнет, я старше вас и знаю женщин лучше », которые меркнут перед ответом Шуры: « Должно быть, вам не слишком в них везло».
Следует признать, что персонаж Яковлева выглядит, во всяком случае, в начале фильма, комичным и глуповатым, при этом никакими особыми экстравагантностями поведения не отличается. Он, как и фольклорный персонаж, явно не дурак выпить, но к каким-либо скандальным последствиям для него самого и окружающих это не приводит.
Наташа Ростова Наташа РостоваГлавная положительная черта Ржевского в фильме – это его героизм («из первых будет в драке!»). В фольклорном цикле доблесть Ржевского отступила на второй план перед его амурными подвигами, и превратилась в хвастовство и браваду. Чему, возможно, положил начало диалог Ржевского и Шурочки в фильме: «Да если б я хотел — сто раз являлся случай жениться. Но берег свободу я свою!- Вы так же осторожны и в бою?
Ржевский: - Однажды, разгоряченный боем, я по ошибке схватил свой член вместо сабли. - А дальше, поручик? - Двоих зарубил, пока заметил.
Поручик Ржевский пафосно и с красочными подробностями рассказывает дамам про то, как он участвовал в войнес Наполеоном. Одна вдруг восклицает: – Вы настоящий герой, поручик! Скажите только, а зачем тогда понадобились другие солдаты?
На суде слушают Ржевского, выступающего в качестве свидетеля: - Итак, поручик Ржевский, вы утверждаете, что слышали выстрелы? - Да, господин судья. - И как далеко они прозвучали от вас? - Какой именно выстрел вас интересует-с? Первый или, может быть, третий? – А что, существует разница? – Еще какая, с полкилометра-с будет…
Стоит обратить внимание на то, что между образами Ржевского в фильме и пьесе Гладкова тоже есть различия, хоть и не столь значительные, как между кино и фольклором. В пьесе, в отличие от ленты Рязанова, показаны успехи поручика у особ женского пола. Кузины Шурочки (в сцене пьесы, которая не попала в фильм) явно впечатлены статью бравого офицера, равно как и сама героиня: " Такими представляла я всегда гусаров настоящих. Смел и ловок, доверчив, весел, прямодушней всех. Да, мудрено ль ему иметь успех! Он женщинами, верно, избалован. ». В фильме же Ржевский, несмотря на внешний лоск, предстает не «ловким весельчаком, а скорее неуклюжим шутом и объектом насмешек.
Гусар ГусарПрозвучавшие в пьесе Гладкова слова героя, обращенные к Шурочке, переодевшейся в костюм павлоградского корнета: « Отныне я беру, корнет, вас на поруки. И ввечеру урок наглядный дам как пить, плясать и быть любимцем дам» в фильме купированы, и неудивительно – если киногерой и способен дать какой-либо урок молодежи, то разве что в искусстве пить – впрочем, и в этой сцене и во всех последующих, он и близко не напивается до такого состояния, в котором столь часто находится герой фольклора.
Напивавшись на балу, поручик Ржевский приставал ко всем, уже не обращая внимания ни на внешность женщины, ни на возраст, ни на пол .
Впрочем, относительная «стерильность» образа Ржевского в советском кино понятна – однако, цензура! Именно как реакция на эту цензуру и родился фольклорный поручик – таким, каким мы его знаем по анекдотам. Что же с историческим прототипом? Наверно, фамилия «Ржевский» была присвоена герою не случайно, и Гладков знал о существовании этого дворянского рода. Но едва ли Ржевский из пьесы был копией кого-то из реально существовавших носителей этой фамилии, того же Сергея Ржевского (если предположить, что автор знал о его похождениях), во всяком случае свидетельств этому нет. Напомним, что пьеса была написана еще до войны, и обращение к истории дворянских родов, если выразиться помягче, в ту эпоху не поощрялось ( что разумеется, не отрицает того соображения, что отдельные анекдоты цикла могли быть в созданы на основе реальных похождений каких-либо колоритных персонажей прошлого, в том числе бывших гусарами и носящих фамилию Ржевский).
Сам Гладков говорил, что « когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о "Детях капитана Гранта" и "Войне и мире" », а характер Ржевского был во многом навеян личностью героя войны 12-го года партизана Дениса Давыдова ( выведенного в пьесе и фильме под именем командира Ржевского Давыда Васильева)
Денис Давыдов-партизан Денис Давыдов-партизан« Денис Давыдов был, пожалуй, самым активным из всех добрых гениев моей работы. Я знал его почти назубок и попутно даже выдумал пьесу о нем самом… Весь Ржевский вышел из стихотворения "Решительный вечер" – признается драматург. Где, между прочим, есть такие строки: На тройке ухарской стрелою полечу; Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся, И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Как и в случае с Холмсом, в фольклорной интерпретации характер Ржевского (кстати, мало кто знает, что имя поручика – Дмитрий) претерпел разительные изменения. Его слабости и пороки — склонность к пьянству, сквернословие, хвастовство и слабость к женскому полу (в фильме, впрочем достаточно умеренная и не всегда успешная) были гиперболизированы до вселенских масштабов, а достоинства, даже его храбрость, одна из отличительных черт киногероя, подвергается сомнению («Вы выбираете саблю? Отлично, тогда я выбираю пистолет!»).
Главной причиной, по которой публика, в первую очередь мужская ее часть, полюбила Ржевского, была его слабость к прекрасному полу. Анекдоты о поручике были чрезвычайно популярны в советское время, и главной причиной этого были цензурные запреты. Вы наверняка слышали фразу о том, что «в СССР секса нет», прозвучавшую в одной из советский телепередач (эти слова - не шутка или анекдот, а реальный факт).
Несмотря на весь свой комизм, фраза эта была сказано вполне серьезно, и в каком-то, пусть и не буквальном смысле она была полностью справедлива. В СССР эпохи застоя практически не было секса – но не в жизни, а в кино, на сцене, в литературе и СМИ, и фильмы (зарубежные, и в редких случаях, отечественные), содержавшие кадры, которые с определенной степенью условности можно было отнести к «эротике» мгновенно становились бестселлерами. Действие рождает противодействие (ну, или наоборот), и реакцией общества на бесконечные ограничения и запреты стало появление бесчисленного количества эротических анекдотов, одним из героев которых и стал поручик Ржевский - главный секс-символ эпохи.
Поручик Ржевский: - Мадам, я не пошляк - я эpотический шyтник!
Встает и еще один вопрос. Но почему героиней анекдотов, "девушкой Ржевского" стала именно Наташа Ростова, а не влюбленная в поручика Шурочка Азарова из «Гусарской баллады», или ее прототип – «кавалерист-девица» Надежда Дурова? С Надеждой Дуровой, впрочем, все более-менее понятно. Вот как описывала ту писательница Авдотья Панаева в своих мемуарах: « Она была среднего роста, худая, лицо земляного цвета, кожа рябоватая и в морщинах; форма лица длинная, черты некрасивые. Манеры у нее были мужские: она села на диван. уперла одну руку в колено, а в другой держала длинный чубук и покуривала ».
Портрет гусара Денисова работы Ореста Кипренского Портрет гусара Денисова работы Ореста КипренскогоСам Гладков писал, что «Дурова в дальнейшем разочаровала всех - она оказалась неумна, примитивна, назойлива, неправдива», и поэтому писатель выдумал свою, непохожую на прототип героиню. Отметим, что невеста Ржевского Шурочка в исполнении красавицы Ларисы Голубкиной внешне гораздо больше напоминает именно выдуманную Наташу Ростову, а не реальную Дурову. Но и Шурочка, несмотря на всю ее красоту и обаяние, кажется слишком активной и энергичной особой, не говоря уже о том, что "прекрасная амазонка" по облику, по сюжету фильма она все-таки была все той же "кавалерист-девицей", или по современному "бой-бабой"!
Именно толстовская героиня, трепетная, нежная и романтическая девушка, стала яркой антитезой пошляку и грубияну Ржевскому, и тем самым как нельзя лучше вписалсь в ткань анекдота (классическая пара «барышня и хулиган»). Появляются в анекдотах и два других персонажа Толстого - князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов (вспомним слова драматурга Гладкова о том, что одним из источников его вдохновения послужил роман "Война и мир"). Почему именно они, а не кто-то из товарищей Ржевского из фильма? Тут все очевидно - публика их, в отличие от персонажей Толстого, просто не запомнила.
Танцует Наташа Ростова с Андреем Болконским и говорит ему: - Князь, у вас пятнышко на манжете! Тот, не вынеся позора, ушел в другую комнату и застрелился. Танцует со вторым кавалером, Пьером Безуховым: - Граф, у вас соринка на воротничке. Тот не выдержал позора, ушел в комнату и повесился. Танцует с поручиком Ржевским: - Поручик, у вас сапоги грязные. — Не волнуйтесь, Наташа. Это не грязь, а г. о. Подсохнет и само отвалится.Граф Пьер Безухов в фильме "Война и мир". Граф Пьер Безухов в фильме "Война и мир".
Поручик Ржевский ведет задушевную беседу с Пьером Безуховым. - Когда мне очень хочется любви, а вокруг только страшные бабы, я выпиваю бутылку водки, и они все начинают казаться мне красавицами. А вы, Пьер, что делаете в таких случаях? - Я-с? Просто снимаю очки..
Ну и, разумеется анекдоты о поручике Ржевском – обойтись без них в статье, посвященной такому персонажу, попросту невозможно. В большинстве своем это классика жанра, и вы практически наверняка знаете если не все, то многие из них. Но надеемся, что даже те, что вам уже знакомы, дадут вам возможность еще раз улыбнуться.
Следующий анекдот
Поручик Ржевский широко известен как персонаж многочисленных, в большинстве своем пошлых анекдотов, в характере которого причудливо переплелись черты "героя" и "антигероя". Но откуда он появился и почему стал всеобщим любимцем, несмотря на всю экстравагантность своего поведения, зачастую переходящую границы не только приличия и благопристойности, но и норм общепринятой морали?
Начав разбираться в этом вопросе, я достаточно быстро обнаружил, что у поручика Ржевского было как минимум три образа, как это ни удивительно, де-факто весьма слабо коррелирующих между собою: исторический, кинематографический и фольклорный.
Герб рода Ржевских. Герб рода Ржевских.Первый из них – исторический. Рже́вские - старинный русский дворянский род, происходящий от смоленских князей, потомков Рюрика. Чаще всего в числе реально существовавших лиц, прототипов героя фольклора называют поручика Преображенского полка Юрия Алексеевича Ржевского, который, между прочим, был предком (как будто, прапрадедушкой) самого Александра Сергеевича Пушкина, уроженца Рязанской губернии Павла Алексеевича Ржевского, героя войны с Наполеоном; участника русско-турецкой войны 1828 года Михаила Григорьевича Ржевского, картежника и буяна (женатого, между прочим, на родной сестре Николая Мартынова, убийцы Лермонтова - мир, тем более дворянский, тесен) и, в особенности, тульского дворянина Сергея Семеновича Ржевского.
Памятник поручику Ржевскому Памятник поручику РжевскомуВпрочем, Сергей Семенович, в отличие от фольклорного героя, не питал любви к воинской службе, да и в каком-то особом волокитстве за дамами тоже замечен не был. «Тогдашние дворяне пили, играли в карты, содержали любовниц, и это было хорошо – так делали приличные люди. А Ржевский кутил по-своему. Это было не по-барски. Об его похождениях печатали в газетах, и вся Москва хохотала», – писала в своих мемуарах его племянница. Самой известной из его проказ была следующая:
«Однажды на маскарад Ржевский оделся печкой. В трубу просунул голову, внизу печи сделал отверстия для ног. Разделся донага и голым влез в печку, которая была картонная. Спереди был затоп, сзади отдушник. Кругом обоих закрытых пока отверстий были крупные надписи: «Не открывайте печку, в ней угар». В маскараде держали все себя очень вольно, а такая надпись поощряла всех открыть печку и в неё посмотреть. Всякий видел голые члены мужчины, спереди и сзади. Одни плевали, другие хохотали, но весь зал зашумел и стали собираться толпы. Сергей Семёнович только этого и хотел. Явилась полиция, и его с триумфом (. ) вывели»
(Похоже, что перед нами еще одна копия гоголевского Ноздрева, только более артистичная и не лишенная своего обаяния, пусть и специфического; сама же проделка выглядит вполне в духе героя анекдотов).
Справедливости ради стоит вспомнить и еще одного Ржевского, которому обязан своим названием спальный район Петербурга (Ржевка), - некоего капитана Ржевского, владевшего землями, на которых построили пороховые склады.
Шурочка: Поручик, меня интересует ваша родословная. Ваши предки родом из Ржева? Ржевский: Нет, не так-с. Мои предки, Шурочка, любовью часто занимались во ржи-с.
- Ржевский, ваше самое безумное желание? - У меня никогда не было родового поместья. - И что-с? - Так хочется его пропить!
Но в какой степени реальные исторические лица, носящие фамилию Ржевский, пусть даже такие колоритные, как Сергей Ржевский, могли повлиять на появление героя советских анекдотов?
Чтобы разобраться в этом, перейдем ко второму лику Ржевского - литературно-кинематографическому. Считается, что прототипом образа фольклорного поручика был герой музыкальной комедии режиссера Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», снятого на «Мосфильме» в 1962 году (заметим, что «золотая эпоха» советского кинематографа, наряду со Ржевским, породила еще нескольких персонажей анекдотов, прототипами которых стали герои фильмов).
Кадр из фильма "Гусарская баллада" Кадр из фильма "Гусарская баллада"Фильм Рязанова был снята на основе пьесы «Давным-давно» драматурга из Мурома Aлександра Гладкова, написанной в 1940 году и впервые поставленной в 1941 году на сцене Театра комедии в уже осажденном Ленинграде (пьеса тогда носила название – «Питомцы славы»). Стоит заметить, что взаимоотношения Эльдара Рязанова и создателя пьесы Гладкова были сильно непростыми. Режиссер в своих мемуарах написал, что ему никак не удавалось найти драматурга, чтобы переработать текст пьесы в сценарий, и поэтому пришлось выполнять эту работу самому. Рязанов даже высказал сомнения - впрочем, бывшие совершенно необоснованными, в том, что малоизвестный в творческой среде человек мог сам написать такую искрометную пьесу.
Ржевский в исполнении актера Юрия Яковлева действительно выглядел очень импозантно – статный красавец в гусарском мундире, шарм которого, кажется, делает его неотразимым для женщин. Именно таким он и предстает в фольклоре.
В фильме же, если разобраться, все обстоит совершенно иначе. На балу он ведет себя достаточно скромно, и не проявляет интереса к местным дамам - что, впрочем, можно объяснить тем, что его мысли заняты предстоящей женитьбой.
Наташа Ростова на балу подходит к поручику Ржевскому.
– Поручик!
– Почему вы не танцуете?
– А мы себя в постели покажем-с!
На балу поручик Ржевский танцует с Наташей Ростовой. Неожиданно он просит извинения у партнерши и удаляется. Через несколько минут Ржевский возвращается, весь мокрый с головы до ног. Наташа спрашивает:
– Поручик, неужели на улице пошел дождь?
Поручик: – Никак нет, ветер-с!
Его ухаживания за французской актрисой Луизой Жермон остаются безответными. Сердце Шурочки ему удается покорить, но в их отношениях активной стороной выступает не сам «неотразимый поручик», а влюбленная в него кавалерист-девица Шурочка, поэтому слова героя: "Вы зелены, корнет. Гусары не разини, В любви им неизвестно слово «нет». И коль решусь войти в ворота ада, Подругой стать любая будет рада" больше напоминают не повторение общеизвестных истин, а пустое бахвальство, равно как и другие слова Ржевского, обращенные к мнимому корнету: « Корнет, я старше вас и знаю женщин лучше », которые меркнут перед ответом Шуры: « Должно быть, вам не слишком в них везло».
Следует признать, что персонаж Яковлева выглядит, во всяком случае, в начале фильма, комичным и глуповатым, при этом никакими особыми экстравагантностями поведения не отличается. Он, как и фольклорный персонаж, явно не дурак выпить, но к каким-либо скандальным последствиям для него самого и окружающих это не приводит.
Наташа Ростова Наташа РостоваГлавная положительная черта Ржевского в фильме – это его героизм («из первых будет в драке!»). В фольклорном цикле доблесть Ржевского отступила на второй план перед его амурными подвигами, и превратилась в хвастовство и браваду. Чему, возможно, положил начало диалог Ржевского и Шурочки в фильме: «Да если б я хотел — сто раз являлся случай жениться. Но берег свободу я свою!- Вы так же осторожны и в бою?
Ржевский: - Однажды, разгоряченный боем, я по ошибке схватил свой член вместо сабли. - А дальше, поручик? - Двоих зарубил, пока заметил.
Поручик Ржевский пафосно и с красочными подробностями рассказывает дамам про то, как он участвовал в войнес Наполеоном. Одна вдруг восклицает: – Вы настоящий герой, поручик! Скажите только, а зачем тогда понадобились другие солдаты?
На суде слушают Ржевского, выступающего в качестве свидетеля: - Итак, поручик Ржевский, вы утверждаете, что слышали выстрелы? - Да, господин судья. - И как далеко они прозвучали от вас? - Какой именно выстрел вас интересует-с? Первый или, может быть, третий? – А что, существует разница? – Еще какая, с полкилометра-с будет…
Стоит обратить внимание на то, что между образами Ржевского в фильме и пьесе Гладкова тоже есть различия, хоть и не столь значительные, как между кино и фольклором. В пьесе, в отличие от ленты Рязанова, показаны успехи поручика у особ женского пола. Кузины Шурочки (в сцене пьесы, которая не попала в фильм) явно впечатлены статью бравого офицера, равно как и сама героиня: " Такими представляла я всегда гусаров настоящих. Смел и ловок, доверчив, весел, прямодушней всех. Да, мудрено ль ему иметь успех! Он женщинами, верно, избалован. ». В фильме же Ржевский, несмотря на внешний лоск, предстает не «ловким весельчаком, а скорее неуклюжим шутом и объектом насмешек.
Гусар ГусарПрозвучавшие в пьесе Гладкова слова героя, обращенные к Шурочке, переодевшейся в костюм павлоградского корнета: « Отныне я беру, корнет, вас на поруки. И ввечеру урок наглядный дам как пить, плясать и быть любимцем дам» в фильме купированы, и неудивительно – если киногерой и способен дать какой-либо урок молодежи, то разве что в искусстве пить – впрочем, и в этой сцене и во всех последующих, он и близко не напивается до такого состояния, в котором столь часто находится герой фольклора.
Напивавшись на балу, поручик Ржевский приставал ко всем, уже не обращая внимания ни на внешность женщины, ни на возраст, ни на пол .
Впрочем, относительная «стерильность» образа Ржевского в советском кино понятна – однако, цензура! Именно как реакция на эту цензуру и родился фольклорный поручик – таким, каким мы его знаем по анекдотам. Что же с историческим прототипом? Наверно, фамилия «Ржевский» была присвоена герою не случайно, и Гладков знал о существовании этого дворянского рода. Но едва ли Ржевский из пьесы был копией кого-то из реально существовавших носителей этой фамилии, того же Сергея Ржевского (если предположить, что автор знал о его похождениях), во всяком случае свидетельств этому нет. Напомним, что пьеса была написана еще до войны, и обращение к истории дворянских родов, если выразиться помягче, в ту эпоху не поощрялось ( что разумеется, не отрицает того соображения, что отдельные анекдоты цикла могли быть в созданы на основе реальных похождений каких-либо колоритных персонажей прошлого, в том числе бывших гусарами и носящих фамилию Ржевский).
Сам Гладков говорил, что « когда осенью 1940-го я задумал написать пьесу о 1812 годе, то каким-то образом в моем воображении соединились в одно давние впечатления о "Детях капитана Гранта" и "Войне и мире" », а характер Ржевского был во многом навеян личностью героя войны 12-го года партизана Дениса Давыдова ( выведенного в пьесе и фильме под именем командира Ржевского Давыда Васильева)
Денис Давыдов-партизан Денис Давыдов-партизан« Денис Давыдов был, пожалуй, самым активным из всех добрых гениев моей работы. Я знал его почти назубок и попутно даже выдумал пьесу о нем самом… Весь Ржевский вышел из стихотворения "Решительный вечер" – признается драматург. Где, между прочим, есть такие строки: На тройке ухарской стрелою полечу; Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся, И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Как и в случае с Холмсом, в фольклорной интерпретации характер Ржевского (кстати, мало кто знает, что имя поручика – Дмитрий) претерпел разительные изменения. Его слабости и пороки — склонность к пьянству, сквернословие, хвастовство и слабость к женскому полу (в фильме, впрочем достаточно умеренная и не всегда успешная) были гиперболизированы до вселенских масштабов, а достоинства, даже его храбрость, одна из отличительных черт киногероя, подвергается сомнению («Вы выбираете саблю? Отлично, тогда я выбираю пистолет!»).
Главной причиной, по которой публика, в первую очередь мужская ее часть, полюбила Ржевского, была его слабость к прекрасному полу. Анекдоты о поручике были чрезвычайно популярны в советское время, и главной причиной этого были цензурные запреты. Вы наверняка слышали фразу о том, что «в СССР секса нет», прозвучавшую в одной из советский телепередач (эти слова - не шутка или анекдот, а реальный факт).
Несмотря на весь свой комизм, фраза эта была сказано вполне серьезно, и в каком-то, пусть и не буквальном смысле она была полностью справедлива. В СССР эпохи застоя практически не было секса – но не в жизни, а в кино, на сцене, в литературе и СМИ, и фильмы (зарубежные, и в редких случаях, отечественные), содержавшие кадры, которые с определенной степенью условности можно было отнести к «эротике» мгновенно становились бестселлерами. Действие рождает противодействие (ну, или наоборот), и реакцией общества на бесконечные ограничения и запреты стало появление бесчисленного количества эротических анекдотов, одним из героев которых и стал поручик Ржевский - главный секс-символ эпохи.
Поручик Ржевский: - Мадам, я не пошляк - я эpотический шyтник!
Встает и еще один вопрос. Но почему героиней анекдотов, "девушкой Ржевского" стала именно Наташа Ростова, а не влюбленная в поручика Шурочка Азарова из «Гусарской баллады», или ее прототип – «кавалерист-девица» Надежда Дурова? С Надеждой Дуровой, впрочем, все более-менее понятно. Вот как описывала ту писательница Авдотья Панаева в своих мемуарах: « Она была среднего роста, худая, лицо земляного цвета, кожа рябоватая и в морщинах; форма лица длинная, черты некрасивые. Манеры у нее были мужские: она села на диван. уперла одну руку в колено, а в другой держала длинный чубук и покуривала ».
Портрет гусара Денисова работы Ореста Кипренского Портрет гусара Денисова работы Ореста КипренскогоСам Гладков писал, что «Дурова в дальнейшем разочаровала всех - она оказалась неумна, примитивна, назойлива, неправдива», и поэтому писатель выдумал свою, непохожую на прототип героиню. Отметим, что невеста Ржевского Шурочка в исполнении красавицы Ларисы Голубкиной внешне гораздо больше напоминает именно выдуманную Наташу Ростову, а не реальную Дурову. Но и Шурочка, несмотря на всю ее красоту и обаяние, кажется слишком активной и энергичной особой, не говоря уже о том, что "прекрасная амазонка" по облику, по сюжету фильма она все-таки была все той же "кавалерист-девицей", или по современному "бой-бабой"!
Именно толстовская героиня, трепетная, нежная и романтическая девушка, стала яркой антитезой пошляку и грубияну Ржевскому, и тем самым как нельзя лучше вписалсь в ткань анекдота (классическая пара «барышня и хулиган»). Появляются в анекдотах и два других персонажа Толстого - князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов (вспомним слова драматурга Гладкова о том, что одним из источников его вдохновения послужил роман "Война и мир"). Почему именно они, а не кто-то из товарищей Ржевского из фильма? Тут все очевидно - публика их, в отличие от персонажей Толстого, просто не запомнила.
Танцует Наташа Ростова с Андреем Болконским и говорит ему: - Князь, у вас пятнышко на манжете! Тот, не вынеся позора, ушел в другую комнату и застрелился. Танцует со вторым кавалером, Пьером Безуховым: - Граф, у вас соринка на воротничке. Тот не выдержал позора, ушел в комнату и повесился. Танцует с поручиком Ржевским: - Поручик, у вас сапоги грязные. — Не волнуйтесь, Наташа. Это не грязь, а г. о. Подсохнет и само отвалится.Граф Пьер Безухов в фильме "Война и мир". Граф Пьер Безухов в фильме "Война и мир".
Поручик Ржевский ведет задушевную беседу с Пьером Безуховым. - Когда мне очень хочется любви, а вокруг только страшные бабы, я выпиваю бутылку водки, и они все начинают казаться мне красавицами. А вы, Пьер, что делаете в таких случаях? - Я-с? Просто снимаю очки..
Ну и, разумеется анекдоты о поручике Ржевском – обойтись без них в статье, посвященной такому персонажу, попросту невозможно. В большинстве своем это классика жанра, и вы практически наверняка знаете если не все, то многие из них. Но надеемся, что даже те, что вам уже знакомы, дадут вам возможность еще раз улыбнуться.
Следующий анекдот
Раньше же пьедестал анекдотического почета занимали Чапаев (с Петькой), Штирлиц (с Мюллером) и поручик Ржевский (с разными девицами и лошадьми).
Вскользь заметим, что поручика Ржевского звали Дмитрием. Это если кто-то не знает. Но сейчас не об этом.
Легкомысленная музыкальная лента с песнями, скачками и кокетливой романтикой барских усадеб, не лишенная, впрочем, вкраплений вполне героических, была приурочена к 150-летию Бородинской битвы. Премьера фильма в московском кинотеатре «Россия» состоялась непосредственно в день сражения — 7 сентября.
Сюжет киноленты всем отлично известен. Наполеон прет на Москву, в России невероятный патриотический подъем, среди прочих в армию отправляется девица Шурочка Азарова (экранный дебют Ларисы Голубкиной). Делает она это карнавальным образом, переодевшись в мундир корнета. Потом, понятно, Александра продемонстрировала чудеса отваги и даже получила Георгиевский крест из рук самого Михаила Кутузова.
Кстати, в фильме поручик не такой уж и беспробудный бабник, как в анекдотах о себе. Прихвастнуть о якобы фееричных успехах у прекрасного пола может, но, в общем и целом, это достаточно целомудренный персонаж. Пардон, но скорее уж Шурочка его домогается… В анекдотах образ гусара был доработан коллективной фантазией, утрирован, развернут в сторону эротических похождений, в общем-то, чего греха таить, и несколько опошлен. Впрочем, все это случилось в веселом и беззлобном ключе.
В каком-то смысле фундамент для подобной трактовки был заложен создателями киноленты. Автор написанной в 1940 году пьесы «Давным-давно», по которой и был поставлен фильм, Александр Гладков говорил, что характер Ржевского возник из одного только стихотворения Дениса Давыдова «Решительный вечер». Это такая себе квинтэссенция лихого гусарского разгуляя вне армейских будней.
Сегодня вечером увижусь я с тобою,
Сегодня вечером решится жребий мой,
Сегодня получу желаемое мною —
Иль абшид* на покой!
А завтра — чёрт возьми! — как зюзя натянуся,
На тройке ухарской стрелою полечу;
Проспавшись до Твери, в Твери опять напьюся,
И пьяный в Петербург на пьянство прискачу!
Но если счастие назначено судьбою
Тому, кто целый век со счастьем незнаком,
Тогда… о, и тогда напьюсь свинья свиньёю
И с радости пропью прогоны с кошельком!
*Абшид — это, если что, отставка.
Образ, воплощенный на экране несравненным Юрием Яковлевым, выдался таким сочным, что публика с удовольствием поверила в реальность поручика. А ведь прямого прототипа у него не было. Точнее, черты героя и безобразника, дамского угодника и слуги Отечества можно было обнаружить у многих офицеров XIX столетия. Есть исследователи, которые на полном серьезе годами бьются над этой тематикой. Уморы, верно?
Ржевских в России хватало. Это старинный дворянский род, ведущий свое генеалогическое древо напрямую от Рюрика. Среди них было достаточно офицеров, видных людей, есть даже один из предков Александра Пушкина. Правда, и шалуны тоже попадались. Скажем, история любезно сохранила для нас некоторые выходки подпоручика Сергея Ржевского из Тульской губернии.
Как-то он весьма креативно подошел к созданию костюма на бал-маскарад. Нарядился печкой. Из трубы виднелась голова, внизу ножки… В карнавальную конструкцию Ржевский влез голяком. Причем, помните же, он — печка. Были предусмотрены дверцы поддувала спереди и сзади. На них честно было указано, не открывать-де, там угар. Досужая публика, естественно, охотно велась на провокацию и непременно заглядывала внутрь.
В фильме «Гусарская баллада» ничего подобного нет. Зато есть другое. Если помните, в эпизоде, когда с партизанами общается Кутузов, он из всей толпы выделяет именно поручика Ржевского. Мол, сразу видно молодца и рубаку. Но мы-то можем предположить, что внимание главнокомандующего привлекла не только лихая внешность закаленного бойца.
В киноленте Ржевский воюет в мундире Мариупольского гусарского полка. Некоторые знатоки, правда, настаивают, что это форма Лубенского полка, но, извините, к мариупольским реалиям одежда поручика все же ближе. Так, во всяком случае, кажется, когда сравниваешь кинокартинку с образцами обмундирования.
Так вот, первым командиром мариупольских гусар в 80-е годы XVIII века был именно Михаил Кутузов. Мог ли он не заметить в партизанской пестроте мундир однополчанина? Нет, конечно! Для этого хватит и одного глаза.
Интересная деталь: в том же самом Мариупольском гусарском полку с 1808 по 1811 год под именем Александра Александрова служила знаменитая «кавалерист-девица» Надежда Дурова. С которой в той или иной степени был списан образ Шурочки Азаровой.
Вздорная и неукротимая племянница майора Азарова в кино вырядилась в мундир… Вот только какой? Поручик Ржевский, впервые увидев самопровозглашенного корнета, говорит: «Мундир на Вас, я вижу, Павлоградский». В журнале «Наука и жизнь», № 9 за 1988 год, этому моменту, хотя и не только ему, была посвящена статья. Авторы окунали создателей фильма физиономиями в их же киноляпы. В частности, указывали, что Шурочка одета в мундир Сумского гусарского полка. И вот здесь, следует признать, они, пожалуй, правы.
Правда, ее место в анекдотах рядом с поручиком Ржевским почему-то заняла Наташа Ростова. Как ее из «Войны и мира» туда занесло? Неисповедимы пути народной фантазии, особенно подогретой качественной кинематографической продукцией.
Читайте также: