Психологический тренинг для педагогов доу и в шутку и всерьез

Обновлено: 25.12.2024

Педагог-психолог: Дорогие педагоги! Я рада вас всех видеть. И сегодня мы с вами, немного отдохнём и расслабимся.

Итак, в современном мире профессия педагога и воспитателя становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем никого вокруг. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

Ведь только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием, поведением и здоровьем.

Цель: настроить каждого участника на работу в группе, вызвать ощущение доверия и психологического комфорта в данной группе людей.

Педагог-психолог: итак, перед началом дальнейшей работы, я хочу напомнить правило в тренинговых группах, что принято называть друг друга по имени, поэтому на некотороевремя забудьте о том, что у вас есть отчество. Давайте устроимся поудобнее, представимся, передавая мяч и называя свое имя, а так же камень, который вас символизирует. Сложность в том, что первый называет свое имя и камень, задача следующего повторить, что сказала я и назвать свое. Тем самым мы настроимся на работу.

Начну с себя: я, Юлия – фианит.

Упражнение «Комплимент по кругу»

Цель: настрой на занятие, развитие воображения, групповой сплоченности, сотрудничества.

Инструкция: Каждому из Вас я раздам листочек, на котором Вы напишите свое имя, то которое вы проговапривали. Как только я включу музыку, передавайте эти листочки по кругу. На них необходимо написать (подарить) комплимент обладателю листочка. В завершении упражнения каждый зачитывает все комплименты подаренные ему.

Трудно ли было написать (подарить) комплимент?

Что лучше дарить или получать?

Ваше состояние после выполнения упражнения?

Упражнение «Пальма. Крокодил. Слон»

Цель. Введение в атмосферу тренинга.
А теперь, чтобы ввести Вас в атмосферу тренинга, сыграем в одно упражнение. Разделитесь на 3 группы, каждый из вас должен изобразить «Пальму», «Крокодила», «Слона». Вы должны расположить руки так, чтобы действительно было похоже

слон” – (человек в центре изображает хобот, люди справа и слева – уши)

пальма” – (человек в центре поднимает руки вверх, растопырив пальцы, человек справа поднимает руки вверх и наклоняется вправо, человек слева делает то же влево)

«крокодил» - (человек в центре вытянутыми вперед руками изображает пасть, человек справа и слева выстраиваются за центровым и берутся за пояс)

Упражнение выполняется тройками. Ведущий указывает на участника и называет кого он должны изобразить. Два участника стоящие от него слева и справа помогают ему выполнить заданную «скульптуру». Ведущий постепенно увеличивает темп выполнения задания.

Как вы себя чувствовали, когда выполняли это упражнение в группе?

II. Основная часть.

Упражнение «Звери»

Все встают в круг. Инструкция для участников: Сейчас я каждому из Вас скажу на ушко, каким зверем он будет (например, кошка, белка). После этого все «звери» должны крепко взяться за руки (согнутые в локтях). Я буду громко называть какого-то зверя. Задача названного зверя – присесть, а всех остальных – не дать ему это сделать. Шутка в том. что ведущий всего нескольким участникам присваивает разные названия, а остальных называет одинаково (например, бурундук). Все играющие стараются изо всех сил удержать названного «зверя». Это упражнение дает сильную эмоциональную разрядку, вызывает положительный заряд эмоций, смех.

5. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель : сплочение коллектива.

Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.


6. Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вместо калош использовать шляпу. А ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «шляпу счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

7. Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы : ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Сейчас мы с вами попробуем осознать моменты психологической деятельности.

Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к доске. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

8. Игра «Поменяйтесь местами…»

Вед: Для того чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поиграть.

Меняются местами, например, те кто:

-работает всю жизнь в одном учреждении;

-любит свою работу;

-работает педагогом более 5 лет;

-мечтал быть педагогом с детства;

-кто пришёл в юбке

- кто любить танцевать перед зеркалом

-кто умеет вкусно готовить

-кто умеет кататься на коньках

-кто любит детей.

Таким образом, участники «перетасовываются».

9. Тест-упражнение «Выбор»

Педагог-психолог: Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1 . Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2 . Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3 . Съедаете что-то другое.

4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего.

если вы выбрали первый вариант , то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

если вы выбрали второй вариант , то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда

оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

если вы выбрали третий вариант , то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

если вы выбрали четвертый вариант , то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

10. Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Всем спасибо за участие. В конце вам предлагается заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления (Приложение 4). Ваше мнение очень важно.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

11. Упражнение «Корзина Советов».

(Каждый педагог по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы).

1. Регулярно высыпайтесь.

2. Больше гуляйте на свежем воздухе.

3. Составляйте список дел на сегодня.

4. Ставьте перед собой только реальные цели.

5. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

6. Чаще улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

7. Не держите всё в себе, расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

8. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

9. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.

10. Не старайтесь угодить всем – это нереально.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

Следующий анекдот

ИГРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ

Следующий анекдот

Тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

- формирование благоприятного психологического климата

- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними

- развитие умения работать в команде

- повысить групповую сплоченность

- осознание каждым участником своей роли, функции в группе

- повысить коммуникативные навыки педагогов

- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

- способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

- снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов

- улучшить эмоциональное состояние педагогов.

  • спокойная музыка для релаксации
  • мяч;
  • листы чистой бумаги;
  • ручки, карандаши, фломастеры;
  • заготовленные бланки с лепестками;
  • макет "сердца группы"

Приглашаются все желающие педагоги, группа - не более 20 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, - выразить друг другу радость встречи.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате: в одних условиях люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.

Строительство психологического климата, сплоченности коллектива – это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение.

Упражнение 1. «Приветствие « Друг к дружке »

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга немного необычно - разными частями тела. Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке » , во время которой всем участникам нужно выполнять очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу : «Друг к дружке !» , вы должны поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Затылок к затылку!

Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.

Упражнение 2. «Мое настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Задание: нарисовать свое настроение на данный момент

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение 3. «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: вспомним слова Б. Окуджавы

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

- Наташа, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая!

-А у тебя Оля, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение 4 «Болото»

Цель: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений.

Психологический смысл упражнения

Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы, доверия.

Это упражнение дает прекрасную возможность, испытать, что такое доверие.

Задание: Команде перевязывают ноги скотчем. Команда должна вся дойти до линии и перейти её. Как только кто-н. переходит линию, то тому участнику сразу же перерезают скотч. И так должны перейти все участники держась друг за друга при этом не разговаривая. И не произносить ни одного звука. В том случае, если кто-н. из команды произнесет звук, то вся команда возвращается в исходное положение и снова всем им перевязывают ноги скотчем и заново начинают упражнение. Заканчивается упражнение только тогда, когда вся команда пройдет до конца и не нарушит правила.

1. С какими трудностями Вы столкнулись в этом упражнении?

2. Что Вам понравилось в этом упражнении, а что не понравилось?

Упражнение 5 - Тест-упражнение «Выбор»
Педагог: Внимательно прослушайте. Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
3. Съедаете что-то другое.
4. Намазываете надкусанный пончик маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего.
• если вы выбрали первый вариант, то вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
• если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешения и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
• если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
• если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Упражнение 6. «Я в лучах солнца»
Педагог: вы знаете, что каждый человек обладает качествами, как плохими, так и хорошими. Давайте вспомним свои качества. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети: с кружком посредине и множеством лучиков. В кружке напишите своё имя или нарисуйте свой портрет. Около каждого лучика напишите что-нибудь хорошее о себе. (Педагоги выполняют поручение).
Видео «Мы вместе»!
Педагог : Носите этот листочек всюду с собой. А если вам станет особенно плохо на душе и вам покажется, что вы ни на что не годитесь, достаньте это солнце, посмотрите на него и вспомните, почему вы написали о том или другом качестве.

Упражнение 7. «Стул» - на сплочение команды, уверенность в себе.

Задание: Команда должна взять себя в круг. При этом участники должны сделать – повернуться направо и положить руки на плечи стоящему через одного . После того, как они это сделают. Необходимо смотреть друг другу в затылок. (ЕСЛИ ВЫ УВЕРЕНЫ В СЕБЕ И НИЧЕГО НЕ БУДЕТЕ ПРИДУМЫВАТЬ, ТО УПРАЖНЕНИЕН ПОЛУЧИТСЯ). На счет 2-3 все дружно садимся на колени друг к другу. Если у кого то не получилось и он упал это значит, что он не уверен в себе, я не доверяю, либо не доверяет рядом соседу. У вас все получится! Все сели и руки подняли к верху и аплодисменты. (настоящей команде никаких опор не нужны, мы сейчас сидели с вами и абсолютно были устойчивы хоть даже бери и наливай Вам что-н. и вы будете седеть и пить. Это абсолютно нормально. Каждая команда она абсолютно самодостаточна, ей подставки не нужны, каждый настолько поддерживает другого и в то же время уверен в поддержке сзади стоящего. Мы доверяем друг другу. Мы уверены в друг друге. )

Анализ упражнения: Участники рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания. Что чувствовали те, которые падали, а что чувствовали те, кто замыкали круг.


Упражнение 8. «Корзина Советов».
(Каждый педагог по очереди предлагает советы для сплочения коллектива). Например:.
1. Регулярно высыпайтесь.
2. Больше гуляйте на свежем воздухе.
3. Составляйте список дел на сегодня.
4. Ставьте перед собой только реальные цели.
5. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
6. Чаще улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
7. Не держите всё в себе, расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
8. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
9. Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя.
10. Не старайтесь угодить всем – это нереально.

9. Упражнение о преодолении эмоциональных состояний

Как бороться с грустью, с обидой, с агрессией, со стрессом…

Описание : рекомендации в стихах о преодолении различных эмоциональных состояний были написаны для использования на стендах классных уголков, а также в кабинетах психологов. Данные рекомендации может использовать любой человек, ведь заучив стишок с советом, человек автоматически получает стратегию выхода из сложной ситуации. Данные рекомендации были также использованы автором на уроках психологии по изучению эмоций человека. Попробуйте выучить, и эмоции, неприятные вам сами собой улетучатся!

Следующий анекдот

Цель тренинга: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов, сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата.

Сформировать доверительные отношения в группе;

Объединение, сплочение коллектива;

Развитие умения работать в команде

Формы и методы работы:

Комплекс упражнений разработан для воспитателей и применим в работе с детьми. Продолжительность встречи 2 часа.

Тренинг проводятся во второй половине дня. Тренинг предполагает работу с группой из 10-15 воспитателей.

Ожидаемые результаты:

Воспитатели лучше узнают друг друга.

Улучшится качество взаимодействия между воспитателями.

Увеличится работоспособность группы.

У педагогов сформируется умение работать в команде.

Улучшится психологический климат в коллективе.

Повысится сплоченность педагогического коллектива.

Материал: бейдж на каждого участника (для незнакомой аудитории), белая доска, маркер, листы- заготовки «Мой герб» на каждого участника, флипчарт, малярный скотч; маркеры; листы бумаги, карточки или список с названиями животных.

«Сложно изменить мир,

но если ты хочешь этого - начни меняться сам.»

Древняя мудрость

Притча о коллективности (и в шутку и всерьез )

Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и со шланга поливаете ВСЕХ обезьян очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомится бананом. Опять те же действия с вашей стороны.

Третья обезьяна, одурев от голода пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа. А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

Практическая часть:

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.

Содержание упражнения : участники встают вкруг друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1 . В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка ( рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают ( короткие, редкие сильные хлопки по спине).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).

7 . Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами ( медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями . Змеи медленно ползают по песку ( делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду ( коротко и сильно щипать ноги и руки ).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подёргать их).

12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус ( кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки).

2. Психолог: Ну вот мы с вами немного отдохнули! А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним упражнение «Мой герб»

На работу отводится 7 минут.

Материалы: ватман, маркер для димонстрации; чистые листы бумаги, карандаши, колокольчик.

Ход работы: делим лист вертикальной линией пополам, затем делим его же двумя горизонтальными линиями чтобы получилось шесть равных секторов. Далее в каждом секторе рисуем фигуры заготовки. (см. изображение).

Задание: дорисовать фигуры до полного рисунка и написать к каждому прилагательному по 2-3 прилагательных.

После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ и дать разъяснения участникам.

Интерпритация:

Левый вержний рисунок- отношение к себе

Правый верхний рисунок- отношение окружающих ко мне.

Средний левый рисунок – жизненный путь.

Средний правый рисунок – внутренний мир.

Нижний левый рисунок – отношение к семье.

Правый нижний рисунок- отношение к любви.

Психолог: Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.

3. Психолог: А хорошо ли вы знаете друг друга? Давайте узнаем и выполним упражнение «Узнай рисунок»

помочь участникам глубже узнать друг друга;

создать мотивацию к совместной работе.

Материалы: флипчарт; малярный скотч; маркеры; листы бумаги;

Задание: Тренер задает участникам вопрос: «Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга?»

После завершения работы тренер собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске или к флипчарту (можно перед этим пустить рисунок по кругу, чтобы все рассмотрели его поближе) и проводит его обсуждение с группой по следующим вопросам:

Каков этот человек?

Кто это может быть?

Участники угадывают автора рисунка.

После того как группа узнала, кто был автором рисунка, психолог просит его рассказать о себе что-либо дополнительно (по желанию участника).

Психолог: и в заключении и добавим себе и своим коллегам настроения, выполним упражнение «Пожелания».

Цель: Создание положительного эмоционального настроения.

Инструкция: Участники группы высказывают пожелание друг другу на день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание, и одновременно произносите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Читайте также: