Просьба извинение поздравление шутка как жанры разговорной речи
Обновлено: 22.11.2024
Извинение, наряду с другими проявлениями вежливости, играет важную роль в повседневном межличностном взаимодействии партнеров по коммуникации. Использование формул извинения является одним из способов сохранения и поддержания гармоничных отношений между комуникантами, что, в свою очередь, способствует бесконфликтному общению.
Вложение | Размер |
---|---|
Речевая ситуация "Извинение" | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Следующий анекдот
Ребята, я предлагаю вам небольшой эксперимент. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает?
У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутыли, куба, древнегреческой амфоры. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным.
Также у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила употребления, характерные черты, как и у воды.
Работаем над понятием «Разговорный стиль».
Запишите слова, которые необходимы сегодня нам на уроке:
Речевая ситуация
Стили речи
Стилистика
Разговорный стиль
Неофициальная обстановка
Цель общения
Извинение
Просьба
- Затем запишите к ним определения.
Выполните упражнение 198 устно, ответьте на вопросы.
Выполните упражнение 199, письменно доказать согласны ли Вы с мнением автора или нет, и почему? (5-7 пр.)
Извинение.
Извинение словесное искупление проступка. Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины, так как она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперед), вполне достаточно выражается формулой Извините! или Простите, а также коротким Виноват (чаще в устах немолодых людей). К Простите, Извините добавляем еще Пожалуйста. Если я вижу, например, что, наступив пассажиру на ногу, причинила ему боль, то постараюсь загладить свою неловкость загладить свою неловкость усиленной просьбой меня простить хотя бы так: Извините меня, пожалуйста! А иногда и так: Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!
А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это Извините, а скорее употребим Простите. Так, например, в книге Юлиана Семенова "Возвращение в фиесту" последняя глава называется: "Папа, прости меня, пожалуйста". Этой же фразой и заканчивается повествование. Писатель размышляет о вольной или невольной вине взрослых детей перед старыми родителями, о том, что порой некогда проявить к ним достаточного внимания и заботы, а понимание этого приходит слишком поздно. В этом контексте Извини прозвучало бы легковесно.
Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: "Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!
Прошу прощения, а также Прошу меня простить, не говоря уже о таких фразах, как Примите мои извинения, Приношу свои извинения, Должен извиниться перед вами„ Не могу не извиниться перед вами, Я хотел бы извиниться перед вами - все это стилистически повышенные способы извинения. И опять-таки все дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорит.
Просьба
так или иначе обременяет собеседника, и это, как правило, учитывает говорящий, поэтому просить о чем-либо без "пожалуйста" не принято. И в детских рассказах и сказках это слово-волшебное. А в отношениях взрослых разве не так? К особенностям употребления "пожалуйста" мы еще вернемся. А сейчас - формулы просьбы. Просьба побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста. Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу еще любезнее: Будьте добры, передайте, пожалуйста, или: Будьте любезны. Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он выбирает иные формы: Если вам не трудно, Если вас не затруднит.. . Ну а представители старшего поколения применяют и такое: Не откажите в любезности, Сделайте одолжение. Не сочтите за труд. Словом, есть немало способов попросить так, что собеседнику и отказать-то будет неловко! Лексическое выражение просьбы содержится во фразах: Прошу вас. нередко с усилением: Очень прошу. а в официальном стиле: Убедительно прошу. Ну и, конечно, несколько смягченная просьба прозвучит во фразе: Я хочу (могу?) попросить вас. и т.п.
Вот как это звучит в разговорной речи:
"- Извините, пожалуйста! - Он то опускал глаза, то бросал на нее любопытствующие взгляды. - Нельзя ли у вас?. водички. Вернее, ведерко. Машина у нас там" (Б. Метальников. Алешкина любовь).
Вопрос к собеседнику тоже может обернуться просьбой: Вы можете (подвинуться) ?, Не можете ли вы. - как в этом примере:
"- Вы не могли бы пока просмотреть материалы полета?
Да, да, я сейчас же иду в дешифровочную" (Б. Чирсков, Д. Радовский, М. Арлазоров. Барьер неизвестности).
То же самое и в просьбе-вопросе: Вам не трудно. Вас не затруднит. Впрочем, об этом мы упоминали.
Достаточно вежливой просьба оказывается и в такой форме: Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы?, А категоричная просьба, с оттенком требования - в таких формах: Вы бы (подвинулись) ! И грубая форма: Помолчали бы!
Скорее всего, к просьбе в широком смысле можно отнести вопрос о разрешении что-либо сделать: Можно. Нельзя ли. Например: Можно мне посмотреть ваш журнал? Официальными вариантами такой просьбы оказываются: Позвольте (разрешите) посмотреть ваш журнал.
Выполните упражнение 202 (2 часть письменно, привести примеры)
Предварительный просмотр:
Предмет Родной язык
Учитель Макарова О.В.
Тема: Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение
– Ребята, я предлагаю вам небольшой эксперимент. Перед вами три сосуда разной формы. Я наливаю в них воду. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Форму того сосуда, в который налита.
– Вы правы. У воды, ребята, есть удивительное свойство: она принимает форму того сосуда, в который её налили. Одна и та же вода принимает форму бутыли, куба, древнегреческой амфоры. То же самое и с языком. Если угодно, язык – это океан. Можно черпать и наливать в сосуды разной формы, и язык будет видоизменяться. Высказывание может быть образным, живым выразительным, а может быть логичным, доказательным, точным.
Вы догадались, о чём я говорю? В разной речевой ситуации (вспоминайте! РС: где? С кем? С какой целью?) мы пользуемся разыми стилями речи.
- На какое слово вы обратили особое внимание? Какое слово вас заинтересовало? Слово стиль.
- Что такое стиль? А как вы думаете, почему нужно уметь определять стиль речи?
- Для того, чтобы правильно действовать в той или иной речевой ситуации.
- Верно, у каждой речевой ситуации свои особенности, закономерности, правила
употребления, характерные черты.
Работаем над понятием «Разговорный стиль».
Прием "Ключевые слова".
Запишите слова, которые необходимы сегодня нам на уроке::
Работа с текстами.
- О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?
- Как говорится – одинаково или по-разному?
- С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
- В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17.
- Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.
-- Где может быть использовано каждое высказывание?
-- Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать 1 или 2 текст, а вместо сводки погоды передать по радио или телевидению 1 или 3 тексты?
-Какова задача каждого высказывания?
- Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня?
-Сообщить точные сведения о погоде?
ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.
В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука с т и л и с т и к а.
Речь бывает книжная и разговорная.
Разговорная речь используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке (1-1, н/о).
Извинение словесное искупление проступка. Вина может быть большей или меньшей. Извинение за небольшой проступок, без объяснения самой вины, так как она самоочевидна (кого-то нечаянно толкнул, наступил на ногу, не успел пропустить вперед), вполне достаточно выражается формулой Извините! или Простите, а также коротким Виноват (чаще в устах немолодых людей). К Простите, Извините добавляем еще Пожалуйста. Если я вижу, например, что, наступив пассажиру на ногу, причинила ему боль, то постараюсь загладить свою неловкость загладить свою неловкость усиленной просьбой меня простить хотя бы так: Извините меня, пожалуйста! А иногда и так: Не сердитесь, пожалуйста, я нечаянно!
А вот если вина большая, то, пожалуй, мы не применим это Извините, а скорее употребим Простите. Так, например, в книге Юлиана Семенова "Возвращение в фиесту" последняя глава называется: "Папа, прости меня, пожалуйста". Этой же фразой и заканчивается повествование. Писатель размышляет о вольной или невольной вине взрослых детей перед старыми родителями, о том, что порой некогда проявить к ним достаточного внимания и заботы, а понимание этого приходит слишком поздно. В этом контексте Извини прозвучало бы легковесно.
Нередко есть необходимость объяснить, за что именно мы просим нас простить: "Извините, пожалуйста, за поздний звонок! Простите за то, что доставила вам столько хлопот!
Прошу прощения, а также Прошу меня простить, не говоря уже о таких фразах, как Примите мои извинения, Приношу свои извинения, Должен извиниться перед вами„ Не могу не извиниться перед вами, Я хотел бы извиниться перед вами - все это стилистически повышенные способы извинения. И опять-таки все дело в искусстве выбора: кто, кому, при каких взаимоотношениях, официально или неофициально говорит.
так или иначе обременяет собеседника, и это, как правило, учитывает говорящий, поэтому просить о чем-либо без "пожалуйста" не принято. И в детских рассказах и сказках это слово-волшебное. А в отношениях взрослых разве не так? К особенностям употребления "пожалуйста" мы еще вернемся. А сейчас - формулы просьбы. Просьба побудительное речевое действие, поэтому и выражается наиболее типично повелительным наклонением глаголов: Дайте мне, пожалуйста. Передайте, пожалуйста, деньги на билет! А люди интеллигентные, особенно немолодые, выражают просьбу еще любезнее: Будьте добры, передайте, пожалуйста, или: Будьте любезны. Человек может остро чувствовать, что затрудняет того, к кому обращается с просьбой, тогда он выбирает иные формы: Если вам не трудно, Если вас не затруднит.. . Ну а представители старшего поколения применяют и такое: Не откажите в любезности, Сделайте одолжение. Не сочтите за труд. Словом, есть немало способов попросить так, что собеседнику и отказать-то будет неловко! Лексическое выражение просьбы содержится во фразах: Прошу вас. нередко с усилением: Очень прошу. а в официальном стиле: Убедительно прошу. Ну и, конечно, несколько смягченная просьба прозвучит во фразе: Я хочу (могу?) попросить вас. и т.п.
Вот как это звучит в разговорной речи:
"- Извините, пожалуйста! - Он то опускал глаза, то бросал на нее любопытствующие взгляды. - Нельзя ли у вас?. водички. Вернее, ведерко. Машина у нас там" (Б. Метальников. Алешкина любовь).
Вопрос к собеседнику тоже может обернуться просьбой: Вы можете (подвинуться) ?, Не можете ли вы. - как в этом примере:
"- Вы не могли бы пока просмотреть материалы полета?
Да, да, я сейчас же иду в дешифровочную" (Б. Чирсков, Д. Радовский, М. Арлазоров. Барьер неизвестности).
То же самое и в просьбе-вопросе: Вам не трудно. Вас не затруднит. Впрочем, об этом мы упоминали.
Достаточно вежливой просьба оказывается и в такой форме: Вы не (подвинетесь)? Вы не (подвинулись) бы?, А категоричная просьба, с оттенком требования - в таких формах: Вы бы (подвинулись) ! И грубая форма: Помолчали бы!
Скорее всего, к просьбе в широком смысле можно отнести вопрос о разрешении что-либо сделать: Можно. Нельзя ли. Например: Можно мне посмотреть ваш журнал? Официальными вариантами такой просьбы оказываются: Позвольте (разрешите) посмотреть ваш журнал.
Не все способы, разумеется, перечислены, но и этих довольно для иллюстрации.
Следующий анекдот
Рабочий лист по родному языку в 5 классе по теме "Разговорный стиль речи. Просьба. Извинение.
Вложение | Размер |
---|---|
rl_rodnoy_yazyk_8_aprel.docx | 20.2 КБ |
Подписи к слайдам:
Речевая ситуация ИЗВИНЕНИЕ Выполнила: Михайлова Р.Р. .
Извинение - это сожаление о происшедшем, принятие нравственного решения о не повторении своих ошибок, изменении своего поведения.
Извинение, наряду с другими проявлениями вежливости, играет важную роль в повседневном межличностном взаимодействии партнеров по коммуникации. Использование формул извинения является одним из способов сохранения и поддержания гармоничных отношений между комуникантами , что, в свою очередь, способствует бесконфликтному общению.
Инициативные и ответные реплики Простите меня. Простите (извините),пожалуйста. Не обижайся ( тесь ). Не сердись ( тесь ). Я виноват (а) Пожалуйста. Ладно. Ничего. Не стоит извинений. Я не сержусь. Ну что Вы (ты)! Да что Вы (ты)!
Развернутые формулы речевого этикета Я хочу попросить у тебя прощения за то, что… Приношу свои извинения. Извини, я был не прав… Извинения приняты Я принимаю твои извинения Я тебя прощаю
Прошу простить… Прошу извинить… Я очень огорчён… Мне неприятно… Мне неловко… Пожалуйста, извините…Простите, я не хотел… Боюсь, что я Вас задел… Приношу извинения… Позвольте попросить прощения… Я не могу не извиниться…Я причинил Вам столько хлопот…
Задачи по речевой ситуации ИЗВИНЕНИЕ по программе «От рождения до школы» Средняя группа Социально-коммуникативное развитие (нравственное воспитание) Учить извинятся перед сверстником за причиненную обиду. Речевое развитие (развивающая речевая среда) Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками… Как спокойно высказать свое недовольство, как извиниться.
Задачи по речевой ситуации ИЗВИНЕНИЕ по программе «От рождения до школы» Старшая группа Социально-коммуникативное развитие(усвоение общепринятых норм поведения) Обогащать словарь детей вежливыми словами(здравствуйте, до свидания, извините и т.д ) Речевое развитие (развивающая речевая среда) В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросит прощения, извиниться..)
Задачи по речевой ситуации ИЗВИНЕНИЕ по программе «От рождения до школы» Подготовительная группа группа Социально-коммуникативное развитие(усвоение общепринятых норм поведения) Воспитывать привычку без напоминаний использовать в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости(приветствия, прощание, просьбы, извинения). Речевое развитие (связная речь) Воспитывать культуру речевого общения
Игры и упражнения для речевой ситуации «извинение» Игра по методике Монтессори " Извините". Дети стоят по парам - одна за другой, как в игре "Ручеёк". Ведущий проходит между парами, каждый раз останавливаясь и произнося : "Извините", дети отпускают руки, пропуская: "Пожалуйста". Ведущий берёт ребёнка из последней пары за руку, а оставшийся без пары начинает игру сначала.
Игра «Эхо» Правила игры: “Эхом“ становится тот, кому брошен мяч; мяч возвращается быстро, без задержки; если ребенок не ответил или повторил неправильно(с пропусками, перестановками), он тут же платит фант; если ведущий бросает мяч в пол, “эхом“ становятся играющие.
ДЕРЕВО «ИЗВИНЕНИЙ» В сказочной стране росло дерево ИЗВИНЕНИЙ. Люди в этой стране перессорились друг с другом и никто не хотел извиняться. Поэтому это дерево засохло. Чтобы помочь жителя этой страны нужно наклеить листочки на дерево. Приклеивая листочек нужно называть ФРЭ по ситуации извинение( можно ответные и инициативные, простые и развернутые)
Игровое упражнение «Как Федора просила прощения у посуды» Представь себя на месте Федоры. Как бы ты извинился перед посудой, какими словами. Как ты думаешь, что ответили ей «Самовар», «Чашки», и т.д.
Стихи по речевой ситуации «извинение» Н. Юсупова "Кто кого любит" Пошёл я гулять и в саду по привычке Я дёрнул девчонку за обе косички. На крик прибежала девчонкина мать, Меня изловчилась за ухо поймать Попробовать, что-ли ? В сторонку куда-то "Простите меня",- Я шепнул виновато. -Ступай,- Улыбнулась ,-прощаю пока. И ухо моё отпустила рука. "простите". Ура! Убедился я снова, Какое оно интересное слово. А. Кузнецова «Поссорились». Мы поссорились с подругой И уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Помириться нужно нам. Я её не обижала, Только мишку подержала, Только с мишкой убежала И сказала: «Не отдам!» Дам ей мишку, извинюсь, Дам её мячик, дам трамвай И скажу: «Играть давай!»
Чудесное слово. Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся; Взглянул им в глаза, И робко и тихо «Простите» — сказал. И мама молчит, улыбается даже. — Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!» Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово! (В. Юсупов) Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик. Поругались бы они, Но сказал он «…» (Извини!) *** Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите» Или лучше – «…» (Извините!)
Сюжетные картины по речевой ситуации «извинение»
Художественная литература для дошкольников по речевой ситуации«извинение »
Следующий анекдот
Данная работа посвящена «поздравлению» как разновидности естественной письменной русской речи.
выявить особенности «Поздравления» как жанра письменной речи.
- изучить историю вопроса,
- обобщить содержание поздравительных текстов.
Мы можем рассматривать «поздравление» как проявление народного, часто художественного творчества. Практически каждый человек участвует в эпистолярной деятельности (письма, поздравления, записки и т.д.), которая является важнейшей стороной духовной культуры человека.
Жанр поздравления входит в группу этикетных речевых жанров вместе с благодарностью, извинением, соболезнованием, но имеет ряд определяющих признаков.
1.Коммуникативная цель поздравления состоит в усилении положительного эмоционального состояния, в котором находится адресат
2.Жанр поздравления является специфическим знаком, показателем отношений между автором и адресатом:
3.Ему присуще событийное содержание.
Историю разных жанров «поздравления» можно проследить с XVII века. Правилам составления поздравлений обучали уже в Киево-Могилянской академии. Ее воспитанники должны были уметь, как писал Ф.Прокопович, “прилично поздравлять приятелей, говорить за бокалами благожелательные речи друзьям и торжественным образом встречать известные годовые праздники”.
В просвещенном XVIII веке внимание к эпистолярным жанрам значительно возрастает. Условия светской жизни требовали не только особых манер, но и соблюдения правил хорошей, а порой даже и изысканной речи.
Эпистолярное наследие XIX века, в том числе и письма-поздравления, что создавалось в соответствии с рекомендациями многочисленных письмовников, кабинетных и купеческих секретарей, также отличает изысканная светская речь, строгая нормативность языковых средств и устойчивость жанров.
В советскую эпоху поздравления – это юбилейные речи, произносившиеся публично, поздравительные адреса, которые составлялись от имени коллектива, фиксировались письменно и оглашались публично, и частные поздравления, писавшиеся на открытках.
В настоящее время в частных поздравлениях возрастает доля публичности. Поздравители нередко прибегают к радиопередачам «Стол заказов» на Русском радио или «Презент» на Европе плюс. Обращаются с приветствиями даже к тем, кто находится рядом в момент телефонного звонка на радио.
Особую популярность приобрели поздравления в местных газетах. Эти прозаические и стихотворные тексты имеют четкую адресатную направленность и составляются самими поздравителями.
Смысловая близость поводов для поздравления и нормативность социально-коммуникативных жанров речи привели к тому, что структура поздравлений и языковые формы выражения каждого из компонентов текста приблизились к клишированным. На поздравительных открытках, следуя европейским традициям, стали печатать стандартные тексты, оставляя место для имени адресата.
Проанализировав содержание поздравлений, делаем выводы:
1.с точки зрения связи между поводом и личностью (адресатом) все поздравления целесообразно распределить на три группы:
- поздравления с персональными поводами, которые имеют отношение к жизни адресата (бракосочетание, юбилей, рождение ребёнка),
-поздравления с групповыми поводами, которые имеют место в жизни общностей или социальных групп (юбилей школы, День учителя, Международный женский день, День защитника Отечества),
-поздравления с общими поводами, которые охватывают всех представителей данной лингвокультуры (Новый год, Рождество, День Победы);
2. для русской лингвокультуры присуща такая особенность, как «размывание повода» в поздравительном тексте. Проявляется это в том, что в поздравительном тексте вообще может отсутствовать наименование повода, а по самому поздравительному тексту нельзя установить, к какому поводу он приурочен. Например:
Искренне желаем Вам добра,
Радости, любви и теплоты.
Пусть удача улыбается всегда
И сбываются надежды и мечты!
3.Жанр поздравления ориентирован на момент речи, что выражается в преобладании глаголов в форме настоящего времени (Поздравляю… Желаю…), встречаются формы будущего времени (Пусть все будет хорошо), повелительного наклонения (Оставайтесь такой же …), а также условного наклонения при выражении добрых пожеланий. В информативной части пожеланий встречается прошедшее время с оттенком постоянного значения (Вы всегда радовали нас …). Характерно использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, особенно в роли обращения (Мамочка, доченька, Юленька и т. п.).
Поздравление с праздниками имеет определенные национальные, культурные традиции. Его оригинальная форма обычно высоко оценивается и самим говорящим, и адресатом. Однако придумать такое поздравление не так-то просто.
1.Федосюк М.Ю. Комплексные жанры разговорной речи: “утешение”, “убеждение” и “уговоры” // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург, 1996.
2.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.
3. Л. К. Граудина, Г. И. Миськевич Теория и практика русского красноречия. М., 1989.
Читайте также: