Почему веру коробят шутки ее мужа и брата над желтковым

Обновлено: 20.09.2024

В основе повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» лежат взаимоотношения между Верой Шеиной и Желтковым, которые наполнены настоящим трагизмом.

Развитие любовной истории начинается тогда, когда Желтков видит Веру Николаевну в цирке. Герой признается в том, что в первую же секунду он полюбил ее, потому что на свете не было никого и ничего похожего на Веру.

Любовь Желткова возникает еще тогда, когда Вера не была замужней женщиной. Когда героиня выходит замуж за князя Шеина, Желтков продолжает со всей искренностью любить Веру, потому что не в силах отказаться от своих чувств.

На протяжении целых восьми лет (шесть из которых Вера находилась в браке с Василием Львовичем) Желтков испытывает искреннее чувство любви, которое является единственной ценностью в жизни Желткова. Он признается в том, что ничего, кроме нее, не заботит его в жизни. Для героя вся жизнь заключается в его возлюбленной. Желтков уверен в том, что его чувства – настоящая любовь, а не маниакальная идея или болезнь, как могут подумать другие люди.

Сначала герой чуть ли не каждый день посылает своей возлюбленной письма, в которых признается в своих чувствах. Желтков тайно наблюдает за Верой Шеиной, с подробностью описывает то, где она находилась в тот или иной день, в каком она была наряде.

Однако письма перестают приходить так часто в результате того, что сама Вера Шеина написала Желткову записку, в которой просила оставить ее в покое. Теперь Желтков присылает письма только по праздникам.

В день именин Веры Шеиной Желтков присылает ей подарок с запиской, в которой рассказывает о том, что перед ней семейная ценность – гранатовый браслет. Отдавая свою семейную реликвию, Желтков демонстрирует то, насколько сильна и бескорыстна его любовь. Герой готов отдать последнее, чтобы порадовать возлюбленную.

Получив подарок, Вера Шеина чувствует беспокойство. Она сразу же рассказывает о произошедшем мужу, который вместе с братом Веры Николаем Николаевичем принимают решение узнать, кем является незнакомец, и посетить его.

При разговоре мужа и брата Веры с Желтковым Василий Львович верит в истинность чувств Желткова. Он жалеет его, в то время как Николай Николаевич довольно грубо и жестоко обращается с Желтковым.

Желтков дает обещание родственникам Веры и самой Вере, что он больше не станет докучать ей. Он слушается свою возлюбленную, которая просит его как можно скорее прекратить эту историю. Герой пишет прощальное письмо к Вере и совершает самоубийство.

Узнавшая об этом Вера понимает, что мимо нее прошла искренняя и самоотверженная любовь, любовь совершенно исключительного характера. Она решается увидеть человека, который любил ее на протяжении восьми лет. Вера отправляется проститься с совершившим самоубийство Желтковым и целует его в губы. После героиня слушает сонату, о которой в письме упоминал Желтков, и понимает то, что он ее действительно любил. И после прослушивания сонаты Бетховена Вера поняла, что Желтков не держит на нее зла, что он ее простил.

Следующий анекдот

Александр Иванович Куприн родился в 1870 году в г. Наровчате Пензенской губернии. Отец – мелкий чиновник, мать – обрусевшая татарская княжна А.А.Кулунчакова.

В 1871 г . отец умер от холеры, и мать перевезла Сашу в Москву, где поселилась во Вдовьем доме, так как средств на существование у семьи не было. Мальчик мечтал стать офицером, и мать будущего писателя пристроила его в сиротский пансион, а затем во 2-ую военную гимназию. По окончании Александровского военного училища Куприн стал служить в чине подпоручика в г. Проскурове на Западной Украине.

В 1894 г . Куприн оставил военную службу и поселился в Киеве. Здесь писатель стал репортёром киевских газет «Киевское слово», «Киевлянин», «Волынь». Жизнь Куприна походила на «роман приключений». Нуждаясь в средствах, он работал грузчиком в Одесском порту, изучал зубоврачебное дело, выступал на сцене, пел в церковном хоре, работал землемером, служил на заводе, рыбачил в Балаклаве, много странствовал по России.

Первые произведения писателя вышли в 1896 г . : цикл рассказов «Киевские типы», повесть «Молох», «Миниатюры» ( 1897 ), в 1998 г. выходит повесть «Олеся», 1905 г. – «Поединок», 1910 – «Гранатовый браслет», 1909-1915 – цикл очерков «Яма».

Куприн был экспериментатором, ему многое хотелось испытать на себе: первым из русских писателей он спустился в глубины моря с водолазами, поднялся в небо с авиатором Уточкиным.

В 1919 г. Куприн эмигрировал в Париж. Эта эмиграция была роковой ошибкой, во многом связанной с неприязнью к фигуре Л. Троцкого, проповедника и практика террора. В эмиграции Куприна написал только одно значимое произведение – роман «Юнкера».

В 1937 г. писатель вернулся на родину очень больным человеком. В эти же годы вернулись в Россию композитор Сергей Прокофьев (1932) и художник, декоратор Иван Билибин (1937). В 1938 г. он умер в Ленинграде, похоронен на Волковом кладбище.

Жена писателя – Елизавета Морицевна, дочь – Ксения (голливудская актриса, одна из самых красивых актрис своего времени).

« Гранатовый браслет » ( 1910 ).

Куприн мучительно переживал процесс измельчания человеческих чувств. Он видел, как в обществе исчезает поклонение красоте, её обожествление.

Вера Николаевна Шеина – героиня рассказа «Гранатовый браслет» - живёт в своём прекрасном доме, наедине с осенним садом, перед безмолвным морем, в кругу почтенных и богатых людей. Её оберегает муж, окружение; это жизнь в теплице, в оранжерее.

Мелкий почтовый служащий Желтков ( П.П. Желтиков – реальный телеграфный чиновник ) живёт в состоянии «громадного счастья» – влюблённости в Веру, в божество. Герой не замечает ни своей бедности, ни прозаичности служебных занятий. Каждый шаг Веры священен для него. Он не беспокоит любимую женщину. Единственное послание ей – передача подарка, гранатового браслета – резко изменило и его судьбу, и душевное состояние Веры.

Писатель признавался, что плакал над рукописью «Гранатового браслета».

У Желткова было великое ожидание, мечта о великой любви . Но он стеснялся своей бедности, невысокого социального положения, способного оскорбить объект его поклонения. Поэтому Желтков уходит – и из жизни Веры, и из жизни вообще.

И всё же чувство Желткова глубоко потрясло героиню, заставило её осознать пустоту своего безлюбовного счастья.

Домашнее задание : читать рассказ «Гранатовый браслет»,

подготовиться к уроку-семинару и самостоятельной работе по рассказу.

11 класс. План-конспект № 2 урока литературы.

Тема: Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

как « один из самых благоуханных рассказов о любви ».

Цель: - определить проблематику рассказа;

- дать анализ идейному содержанию произведения;

- научить умению аргументированно выражать свою точку зрения, доказывать её;

- подготовить учащихся к самостоятельной работе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: 1) рассказ А.И. Куприна "Гранатовый браслет".

2) иллюстрации к произведению;

3) аудиозапись "Лунной сонаты" Людвига Ван Бетховена.

Учитель: Кудряшова Е.М.

1. Краткий пересказ сюжета рассказа.

Пересказ делает один из учащихся.

2. Анализ композиции рассказа. Составление схемы.

Завязка Кульминация Развязка

Незнакомый поклонник присылает Вере Шеиной

на именины подарок —

и Тугановским квартиры Желткова.

Прощальное письмо героя, музыка Бетховена - апофеоз любви.

- Где происходит основное действие рассказа? ( В доме Шеиных .)

- Встретятся ли в жизни безнадёжно влюблённый Желтков и аристократка Вера

- В чём заключается особый трагизм любви Желткова?

( Оттого что судьба ни разу не сведёт героев, любовь Желткова к Вере становится призрачной, усугубляется неосуществимость его мечты, неразделённость и трагизм любви. Между Верой и бедным телеграфистом лежит ещё и социальная пропасть. )

3. Анализ содержания рассказа.

- Какой теме посвящён рассказ?

( Трагедия высокой неразделённой любви, тема "неравной" любви .)

- Что мы узнаём о Вере Шеиной в начале рассказа?

- Какие отношения существуют между Верой и её мужем?

- Почему писатель наряду с характеристикой Веры даёт подробнейшую характеристику её сестры Анюты?

( Чтобы путём противопоставления подчеркнуть холодность, замкнутость Веры на фоне радостной и энергичной сестры. Вера красива, но её красота холодна, мраморна - Анна, наоборот, некрасива, зато обаятельна, полна жизни. Однако обе сестры не очень счастливы в браке. )

- Как выглядел браслет, присланный Желтковым Вере в качестве подарка?

( Этот старинный браслет не отличался изяществом и искусством ювелира, но один из гранатов был очень редкого зелёного цвета, это фамильная ценность рода Желтковых. )

- Что символизирует зелёный гранат редкой красоты и цвета, вправленный в браслет?

( Любовь Желткова к Вере столь же редкостная, случающаяся лишь раз в тысячу лет. Его любовь — такая же высокая ценность, только духовная. )

- Как сама Вера относится к своему таинственному поклоннику?

- Почему Тугановский (брат Веры) и Шеин считают любовь Желткова к Вере неслыханной дерзостью? (" Плебей посмел полюбить аристократку ".)

- Действительно ли любовь может быть "неравной"?

( Таких мезальянсов в истории немало: Суламифь — Соломон, Наталья Пушкина (дочь) - принц Ольденбургский, Александр Второй - Екатерина Долгорукая, великий князь Михаил — Наталья Бергер (дважды разведённая), Наталья Водянова — принц лорд Спенсер и т.д. Любовь не знает разделения на сословия, она может посетить сердце любого человека, кто бы он ни был по своему положению . )

- Надеется ли на взаимность бедный служащий Желтков, любя княгиню Веру?

( Желтков осознает всю несбыточность своих мечтаний, но именно мечты, это прекрасное чувство спасают его от пошлости мира. Он любит чисто, бескорыстно, жертвенно, отказываясь от реальных радостей жизни. )

- Почему Веру всё же коробят "шутки" её мужа и брата над Желтковым? Ведь он и в самом деле выглядит нелепо.

( Эти насмешки переходят в издевательство. Вера понимает, что любовь Желткова стоит выше заурядной страстишки, в которую пытаются превратить чувство Желткова её близкие. )

- Тугановский и Шеин приходят на квартиру к Желткову, затем чтобы отчитать "зарвавшегося" телеграфиста. Почему Тугановского приводят в бешенство проявления

любви Желткова к Вере?

- В чём уродливость сцены объяснения аристократов с Желтковым?

- Почему именно после визита Тугановского и Шеина Желтков решил покончить с собой?

( Его любви коснулось дыхание пошлости — и он умирает. Тайна благоговейной, бескорыстной любви раскрыта, грубо выставлена напоказ, осквернена. Желтков убивает себя, потому что разрушили самое чистое и светлое, что было в его душе. Жизнь теряет смысл — в ней не остаётся места самому прекрасному — любви. У маленького, бедного чиновника отнимают самое святое. )

- Вера приходит в дом Желткова, чтобы попрощаться с ним. Зачем она это делает?

- Слушая музыку Бетховена, которую ей завещал несчастный Желтков, Вера плачет.

( Вера понимает, что такое сильное и красивое чувство ей никогда не испытать самой. Её жизнь с мужем спокойна и обеспечена, но в ней нет радости. Вера чувствует, какая великая любовь прошла через её жизнь, судьбу, а она не разглядела, не оценила, не отблагодарила человека, так ей поклоняющегося. )

- Как в дальнейшем будет развиваться супружеская жизнь Веры и Шеина? Смогут ли они

4. Самостоятельная работа.

Составить письменный ответ на один из данных вопросов:

1. В чём главный смысл рассказа «Гранатовый браслет»?

2. Как бы я поступил (а) на месте Веры (Желткова)?

5. Домашнее задание .

– рассказ М. Горького « Старуха Изергиль »;

Следующий анекдот

Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна.

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А. И. Куприна;
  • познакомить учащихся с историей создания рассказа “Гранатовый браслет”;
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренней красоты, благородства);
  • формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство, кино;
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Подготовительный этап: учащихся разделить на 4 группы.

I. Организационный момент. Объяснение целей и задач урока.

II. Вступительное слово преподавателя.

"Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней нельзя прикасаться. Это тема любви…”

“Великая сила любви!” – именно так звучит тема нашего урока. Тема любви – всегда была, есть и будет одной из актуальнейших тем для всего человечества.

Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – это купринский "Гранатовый браслет"

“У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.
(К.Г.Паустовский)

Один из таких “сюжетов” и станет предметом нашего внимания сегодня.

Мы остановимся на анализе рассказа А. И. Куприна “Гранатовый браслет”.

III. Анализ рассказа Куприна “Гранатовый браслет”.

В. Львова-Рогачевского: “В творчестве Куприна отразилась жизнь во всем ее бесконечном разнообразии, не столько жизнь в целом, сколько в осколках, в вихре случайностей… У него жадность коллекционера, только собирает он не редкие монеты, а редкие случаи жизни”. Убедиться в достоверности слов В. Львова– Рогачевского нам позволит знакомство с историей создания этого произведения.

2. “Гранатовый браслет” имеет необычную творческую историю. Работа над рассказом шла осенью 1910 года в Одессе. В это время Куприн часто бывал в семье одесского врача Л. Я. Майзельса и слушал Вторую сонату Бетховена в исполнении его жены. Музыкальное произведение настолько захватило Александра Ивановича, что работа над рассказом началась с того, что он записал эпиграф. “L. van Beethoven. 2 Son. (op. 2, № 2). Largo Appassionato”. Соната Бетховена “Аппассионата", одно из самых напряженных, томительных, страстных созданий человеческого гения в музыке пробудила Куприна к литературному творчеству. Звуки сонаты соединились в его воображении с историей светлой любви, которой он был свидетелем.

(Прослушивание фрагмента “Аппассионаты”)

3. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им? (Куприн воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, что “маленький человек” способен на большое, всеобъемлющее чувство. Закончил рассказ Куприн гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви , о чувстве, заставила ее переживать , сочувствовать, что она не делала ранее.)

Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю?

Почему автор закончил рассказ трагической развязкой? Куприн хотел оттенить силу великой любви, “которая повторяется только один раз в тысячу лет”.

Как вы думаете, достиг ли своего замысла писатель?

4. Викторина по произведению.

Прежде чем непосредственно перейти к обсуждению рассказа, к раскрытию главных тем, к обсуждению характеров героев проведем специальную викторину. Ее вопросы помогут вам вспомнить детали произведения, а ваши ответы покажут, насколько внимательно вы читали рассказ “Гранатовый браслет” и как хорошо вы помните его содержание:

1. В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)
2. Где происходят события повести? (Причерноморский город.)
3. Как зовут главную героиню? (Княгиня вера Шеина.)
4. Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)
5. Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)
6. Как зовут сестру Веры? (Анна Фриессе.)
7. Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)
8. Его должность ? (Предводитель дворянства.)
9. Какого числа были именины княгини Веры Шеиной? (17 сентября.)
10. Что подарил ей муж? (Серьги из жемчужин грушевидной формы.)
11. Что подарила Вере сестра? (Записную книжку в “удивительном переплете”.)
12. Как звали знаменитую пианистку, подруу Веры? (Жени Рейтер.)
13. Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)
14. С чем сравнивает вера густо-красные гранаты? (Точно кровь.)
15. Кто такой Желтков? (Влюбленный в веру телеграфист.)
16. Как зовет Желткова его хозяйка? (“Пан Ежий.)
17. Настоящее имя Желткова? (Георгий.)
18. О ком Куприн писал: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…” (о княгине вере).
19. Как звали мужа Анны, сестры Веры? (Густав Иванович.)
20. Чей это портрет? “ Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо ее сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами… пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью…” (Анна)
21. О ком пишет Куприн: “…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти”? (о Желткове.)
22. Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)
23. Чей это портрет? “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки… У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах… какое свойственно мужественным и простым людям…” (генерал Аносов).
24. О ком автор пишет: “..обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала…”? (о Вере Шеиной.)
25. Кому принадлежат следующие слова: “ А где же любовь– то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”?

5. Работа в группах.

Что такое группа? Это песня, песня, что поется только в хоре.

Где глаза и руки всегда вместе, истина рождается в творческом споре!

Поговорим о том, что в вашем понимании любовь, какой она может быть.

Первая группа: Какие положительные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(Любовь – возвышенное чувство, прекрасное, необыкновенное, любовь способна победить все, способна поднять человека на вершину блаженства, заставить человека работать над собой. Без любви жить нельз.я)

Вторая группа: Какие отрицательные чувства может вызывать ЛЮБОВЬ?

(любовь – это чувство, приносящее боль, разочарование, неуверенность в себе, любовь может уничтожить человека, заставить совершать безумства, любовь бросает человека в пучину горя. Лучше жить без любви.)

Третья группа: Подберите эпитеты к слову ЛЮБОВЬ.

(Любовь – добрая, мягкая, обоюдная, созидательная, радостная, счастливая, трагическая, роковая, мучительная, безответная, разрушающая.)

Четвертая группа: Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение дают “ЛЮБВИ” лингвисты.

Любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. (Большой энциклопедический словарь.)

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлеченность чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И. Ожегова.)

Любовь – 1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.)

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.

Сам же Куприн так говорил о любви: это “чувство, которое до сих пор еще не нашло себе истолкования”.

Но ни в одном определении нет точного указания на то, счастье любовь или беда.

Как же это определить? Обратимся к повести А.И. Куприна “Гранатовый браслет” и попытаемся это выяснить

Первая группа: Какой предстает княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства.)

Вторая группа: Способна ли она на пылкую, страстную любовь? (В юности и ранней молодости княгиня была способна на сильное, всепоглощающее чувство, но теперь она изменилась, и “прежняя страстная любовь к мужу давно перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы”.)

Третья группа: Какую роль играет в произведении музыка Бетховена? (Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: “Да святится имя Твое”. В этих нежных звуках – жизнь, которая “покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть”. Последние воспоминания Желткова овеяны сладкой грустью, мгновения счастья становятся для него вечностью) Соната № 2 Бетховена – "исключительное, единственное по глубине произведение".)

Четвертая группа: “Любовь” и “влюбленность”: чем отличаются эти понятия?

Человеком, так полюбившим Веру Николаевну, был простой человек, чиновник контрольной палаты, Г.С. Желтков.

Первая группа: Как мы узнаем о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? (О любви Желткова мы узнаем впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история. Образ Желткова в рассказах князя претерпевает изменения: телеграфист – переодевается в трубочиста – становится судомойкой – превращается в монаха – трагически гибнет, оставляя после смерти завещание.)

Вторая группа: Чем отличался подарок Желткова от всех остальных? Почему Вера Николаевна почувствовала тревогу? (Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадежной, и трагедии в судьбе героя.)

Третья группа: Любовь без взаимности: счастье или трагедия? (Желтков признает, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры и бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Его любовь – не болезнь, не маниакальная идея, а награда, посланная Богом. Его трагедия безысходна, он мертвый человек.)

Четвертая группа: Каким предстает Желтков в предсмертном письме?

Первая группа: Когда впервые заходит разговор о настоящей любви? (В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)

Вторая группа: Любить и быть любимым? Что лучше?

Третья группа: Какова история генерала Аносова? Почему она дается так подробно?

Аносов знает, что такое любовь с первого взгляда. Но жена бросила его. "Люди в наше время разучились любить, – говорит генерал. – Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Аносов рассуждает о том, почему люди женятся. У женщин – "желание быть хозяйкой, главною в доме, самостоятельной. К тому же потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо". У мужчин другие мотивы – "усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах. от долгов, от бесцеремонных товарищей. Чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. думаешь: вот пойдут детишки, – я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете. бывают иногда и мысли о приданом". Как мы видим, мотивы вступления в брак людей, живших в начале XX века, мало отличаются от устремлений наших современников. Устами своего героя Куприн восклицает: "А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть. Каждая женщина мечтает о любви "единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной". Таков идеал любви по Куприну. Но достичь идеала трудно, практически невозможно. Если любви нет, женщины мстят. Мстят себе и другим.

Четвертая группа: Существует ли идеальная любовь?

Старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она ". должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

Куприн: истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделенной, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Какова судьба гранатового браслета? (Несчастный влюбленный просил повесить браслет – символ святой любви – на икону.)

6. Работа с высказываниями героев повести.

Герои повести высказывают свое мнение о любви. Перед вами высказывания героев повести. Чья точка зрения вам ближе и почему?

Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.

Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?”

Желтков: “… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… “Да святится имя твое…”

Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования”

IV. Подведение итога занятия.

Сверток маленький хранил в себе футляр.
Для княгини Веры Николаевны,
В нем браслет гранатовый лежал,
К дню рождения подарок каменный.

В окаеме золотых оправ,
Пусть дешевых, невысокой пробы,
Камешек зеленый, словно граф,
Изумлял свечением особым.

Он скрывал в себе живой огонь -
Оберег от смерти и обмана,
Звал владельца: "Только пальцем тронь,
Будущее выйдет из тумана. "

Зазвучит бетховенский мотив
Третьей части "Аппасионаты",
И слова: "Люблю, доколи жив!" -
Будут долго повторять гранаты.

Следующий анекдот

Оборудование: запись второй сонаты Бетховена, портрет А. И. Куприна.

. Любовь - это талант сродни музыкальному.
А. И. Куприн.

Музыка - единственное искусство,
проникающее в сердце человеческое так глубоко.
Стендаль.

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

В 1910 году А. И. Куприн написал "Гранатовый браслет", удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев: "Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена", - писал И. А. Бунин. "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей", - писал В. Шекспир. "Любовь - талант сродни музыкальному", - устами героя повести "Поединок" сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - ":единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко".

3. Беседа по содержанию рассказа

- Как входит в рассказ музыка?

(Эпиграф к рассказу - музыкальная фраза из второй сонаты Л. Бетховена, в финале звучит фрагмент из этого музыкального произведения. Благодаря такой композиции возникает ощущение, словно рассказ пронизан музыкой, которая звучит в финале как гимн прекрасной душе и благородной любви).

(Прослушивание фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato").

- Какие чувства вызвала у вас музыка?

- Какими качествами обладал Л. Бетховен, создавший божественную музыку, волнующую сердца людей?

(Глубокими и масштабными чувствами и помыслами, талантом: только талантливое произведение может взволновать слушателей).

- Что такое талант? Любовь?

- Обратимся к словарю С. И. Ожегова:

ТАЛАНТ - выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

- Объясните значение фразы "талант любви".

(Врождённая выдающаяся способность к самоотверженной и глубокой любви).

- Кто из героев рассказа обладал таким талантом?

- Сегодня мы поговорим о силе и таланте любви в рассказе "Гранатовый браслет".

- О чём произведение А. И. Куприна? Почему оно так названо?

(В рассказе "Гранатовый браслет" воспевается чувство "маленького человека", телеграфиста Желткова, к княгине Вере Николаевне Шеиной. Рассказ назван так потому, что с этим украшением связаны главные события).

- Прочтите начало рассказа. Почему он открывается пейзажной зарисовкой?

(Первая глава является вступлением, готовит читателя к восприятию дальнейших событий. Пейзаж вызывает ощущение увядающего мира, напоминает о быстротечности человеческого бытия. Жизнь Веры Николаевны сродни природе: холодная и спокойная.

Внешняя недоступность заявлена её титулом - она жена предводителя дворянства).

- Как автор выявляет душевное состояние Веры?

(Автор проводит параллель между внутренним состоянием Веры и описанием осеннего сада).

- Прочитайте описание осеннего сада. Почему оно следует за описанием чувств Веры к мужу? Счастлива ли она?

(Автор показывает, что её манеры отличаются холодной любезностью, царственным спокойствием. "Прежняя страстная любовь давно ушла", может быть, Вера не любит мужа, потому что не знает любви, поэтому относится к мужу с "чувством прочной, верной, истинной дружбы". Она тонко чувствующий, самоотверженный и деликатный человек: старается незаметно помогать мужу "сводить концы с концами").

- Выделите важные ключевые эпизоды рассказа и соотнесите с ними элементы сюжета.

(1. Именины Веры и подарок Желткова- завязка 2. Разговор Николая Николаевича и Василия Львовича с Желтковым - кульминация. 3.СмертьЖелткова и прощание с ним - развязка).

- Почему эпизод, повествующий об именинах Веры, вы соотнесли с завязкой?

(Подарок Желткова всколыхнул тихую и спокойную жизнь семьи Шеиных, повлёк за собой необратимые изменения в душах и взаимоотношениях героев).

4. Практическая работа с текстом в группах по карточкам

Учащиеся работают с текстом, затем следуют их выступления.

1. Какими изобразил гостей Веры автор? К кому из героев он относится с симпатией и почему?

2. Какие подарки получает Вера?

3. Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность и символичность? Как к этому относится Вера?

(Учащиеся находят характеристики гостей: "толстого, безобразно огромного" профессора Свешникова; с "гнилыми зубами на лице черепа" мужа Анны, который "ровно ничего не делал, но числился при каком-то благотворительном учреждении"; штабного полковника Пономарёва, "преждевременно состарившегося, худого, желчного человека, измождённого непосильной канцелярской работой"; все они изображены с долей иронии и сарказма. Их занятия - пустое времяпрепровождение высокомерных людей из высшего общества. С симпатией изображён генерал Аносов. Он производит впечатление человека простого, но благородного и мудрого.

Вера, ожидающая чего-то "счастливо-чудесного", получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: "прекрасные серьги из грушевидных жемчужин" от мужа, "маленькую записную книжку в удивительном переплёте" от сестры. Подарок Желткова -"золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами" браслет выглядит безвкусной безделушкой. Он дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность. Это символ его безнадёжной, бескорыстной, благоговейной любви. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, "Точно кровь!" - думает Вера. Это тревожное предзнаменование.)

1. Прочитайте выразительно письмо Желткова Вере. Охарактеризуйте его автора.

2. Как отнеслись к любви Желткова Вера, Василий Львович, Николай Николаевич, генерал Аносов? Как соотносятся образы Желткова и Аносова?

3. В чём смысл историй, рассказанных генералом? В чём причина несчастий во всех трёх историях?

(Автор письма - человек, любящий самозабвенно и кротко, самоотверженно и безнадёжно. Любовь и подарок не радуют, а беспокоят Веру, вызывают негодование Николая Николаевича, находящего "эту переписку дерзкой и пошлой", волнующегося о "добром имени" Василия Львовича, насмешки мужа Веры. Лишь мудрый генерал Аносов делает пророческое предположение: ":Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Генерал разделяет подлинность чувств телеграфиста: любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и на поле брани.

Отвечая на расспросы "девочек" о любви, генерал рассказывает две притчи - о том, что есть "не любовь, а какая-то кислятина" (подделка, заблуждение), а одна - история из собственной жизни - об антилюбви. Смысл всех трёх вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать её.)

1. Прочтите 10 главу. Охарактеризуйте интерьер квартиры Желткова.

2. Проанализируйте описание портрета героя. Выпишите детали внешности и объясните их роль.

3. Сопоставьте поведение героев: Желткова, Николая Николаевича, Василия Львовича(речь, жесты). Какой приём использует автор для их изображения.

("Заплёванная лестница пахла мышами, кошками", "на лестничной площадке темно", низкая комната; окна, похожие на иллюминаторы, "еле-еле освещали комнату" - всё это в сравнении с интерьером Шеиных выглядит жалко. Таким образом автор показывает читателю мир "маленького человека". Куприн не описывает внешность гостей, но портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту :пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя:умоляющими глазами". Таким образом, Куприн развивает тему "маленького человека", традиционную для русской литературы. Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: ":Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования:Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". Изображая героев, автор использует приём антитезы).

1. Прочтите эпизод со слов: "В комнате пахло ладаном:". Что испытывает Вера, всматриваясь в лицо Желткова? Как соотносятся образы Желткова, Пушкина, Наполеона?

2. Прочтите последнее письмо Желткова. Почему он уходит из жизни? Почему она чувствует себя виноватой?

3. Почему он "заставляет" Веру послушать вторую сонату Бетховена?

(Глядя на его лицо, Вера вспоминает то же умиротворённое выражение на масках великих страдальцев - Пушкина и Наполеона. Желтков велик своим страданием, своей любовью. Символична деталь розы, означающей любовь, смерть ( стихотворение И. Мятлева "Розы", И. С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы"), совершенство мироздания. В рассказе розы удостаиваются двое: генерал Аносов и Желтков. Последнее письмо прекрасно, как стихи, убеждает читателя в искренности и силе его чувств. Для Желткова любить Веру даже без взаимности - "громадное счастье". Прощаясь с ней, он пишет: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Желтков любит по-настоящему, любовью страстной, бескорыстной. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце прекрасное чувство. Смерть не страшит его. Гранатовый браслет, не принятый Верой, герой просит повесить на икону. Это обожествляет его любовь и ставит Веру в один ряд со святыми. Желтков талантлив в своей любви, как Пушкин и Наполеон. Талант немыслим без реализации, но герой остался непонятым.

Вера, не сумевшая принять дар любви, чувствует себя виноватой. Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, Верой, всем миром. Шеину он обещает, что больше не потревожит его, Вере - она отказывается его слушать - он говорит о том же.

Посмертно Желтков завещает Вере послушать сонату Бетховена, величественное размышление о даре жизни и любви. Величие пережитого простым человеком постигается под звуки музыки, как бы донёсшей его потрясения, боль, счастье, и неожиданно вытесняет из души всё суетное, мелкое, вселяет ответное облагораживающее страдание.)

5. Обобщающая беседа

Прослушивание музыкального фрагмента сонаты Л. Бетховена "Largo Appassionato".

На фоне музыки звучат слова в исполнении подготовленного ученика, которые слагались в уме Веры: "Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрёка, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою - одна молитва: "Да святится имя твое".

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. Я думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя твое".

Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грусть, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. "Да святится имя твое".

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я презираю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя твое".

Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна: И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё-таки пою - слава тебе.

Вот она идёт всё усмиряющая смерть, а я говорю - слава тебе!

:Ты ведь единственная и последняя любовь: Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому, что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки":

- О чем рассказала Вере музыка?

(Что есть жизнь и что есть любовь. Музыка проясняет Веру самой себе. Это главный дар Желткова, который объяснил Вере её совершенство. Так быстро всё объяснить человеку могут музыка, любовь, смерть. Вера переживает духовное единение с человеком, отдавшим ей свою жизнь. Ответное чувство состоялось, навеки пробудив в ней жажду мыслить и чувствовать по-настоящему.)

- В чём проявился талант любви Желткова?

(В силе любви, способной вызвать преображение души, совершенствовании личности и духовного мира любящего человека).

- Как соотносятся стихи А. С. Пушкина и рассказ Куприна? ( Чтение подготовленными учащимися стихотворений "Я вас любил: любовь, ещё быть может:", "На холмах Грузии лежит ночная мгла:" ).

(В обоих произведениях: рассказе и "Я вас любил:" выражено преклонение перед любимой, самопожертвование и боль страдающего сердца. В стихотворении "На холмах Грузии" и в рассказе объясняется природа любви: ":И сердце вновь горит и любит - оттого, что не любить оно не может".)

- Почему талантом любви Куприн наделил "маленького человека"?

(Автор показывает благородство души простого человека, его способность к возвышенным чувствам путём противопоставления героя высшему обществу. Не может сильное, бескорыстное чувство возникнуть в том мире, где ценятся благополучие, спокойствие, положение в обществе. "Маленький человек" возвышается, становится велик своей любовью).

- Какие чувства и мысли вызвал у вас этот рассказ?

(Чувство просветления: он помогает понять, что мы можем лишиться, если вовремя не заметить большое, настоящее в жизни).

Купринская тема романтической любви глубока и притягательна. Несмотря на трагедию, любовь остаётся в нашей памяти величественной и светлой.

Читайте также: