Почему мне не смешно от шуток
Обновлено: 22.11.2024
А почему вам обязательно должно быть смешно? Вдруг вы этого не хотите?
Давайте представим себе двух зрителей на шоу иллюзиониста. Первый - удивляется и испытывает восторг от фокусов. Второй - скептик. Он либо понимает суть фокуса, либо представляет себе, в чем может быть обман. Первый отключил внутреннего критика, второй - нет.
Если вы знаете фокус, вы не удивитесь в любом случае. Так же и с бородатыми анекдотами - в них нет неожиданности. Вы знаете, чем все закончится.
но при этом понимаю все шутки.
Могу только предполагать:
- Если вы пробиваете концовки всех шуток всех стендап-комиков, то вы уникальный человек.
- Если слышите шутку и вам несмешно, потому что вы понимаете, как построена шутка, то, наверное, анализируете ее, вместо того, чтобы расслабиться и позволить комику поймать вас на неожиданности.
Так в чем же заключаются сложность и фишка этого вида искусства?
Наверное, в том, что рассмешить человека сложнее, чем заставить заплакать. Да, избито, но не перестает быть правдой. Особенно в отношении тех, кто не настроен смеяться.
Думаю, обычный комик может рассмешить своими шутками зал, который пришел на комедию. Настоящий талант — заставить смеяться тех, кто этого не хочет.
Надеюсь, вы найдете стендап-комедию, которая будет вас веселить. Возможно, стоит искать среди альтернативной комедии. А возможно, стоит сходить на живой стендап в какое-то уютное место в кругу своих друзей. Смеяться в компании гораздо проще.
Следующий анекдот
Мои первые критики и соавторы по блогу раскритиковали меня, что по этой системе свои шутки всё равно получаются не очень смешные.
Ну, я предупреждал.
Научиться ездить на велосипеде и ездить быстро - это разные вещи.
Если действительно хотите разобраться, потерпите немного теории, если сил нет - идите в конец статьи, там примеры.
ТЕОРИЯ
Итак, что вообще заставляет нас смеяться?
Точный ответ лежит даже не в психологии, а глубже, в области нашей нейро-физиологии, но может быть оформлен всего несколькими простыми словами - шутка даёт мозгу быструю качественную разрядку .
Действуют рефлексы, связанные с мышцами лица и дыханием, мы расслабляем первые и активно насыщаемся кислородом, сбрасывая накопленное напряжение.
В принципе, нечто подобное происходит на завершающей стадии секса, только немного с другими органами тела и иными зонами мозга, а так, механизм удовольствий у всех живых существ - один: напряжение - разрядка.
Понятно? Вернёмся к юмору. Что отличает хорошую шутку от слабой?
Больше нагрузка и быстрее разрядка.
Чтобы понять, как это происходит, сначала вспомним упомянутую выше систему юмора - противоречие с ожиданием . Когда вы слышите фразу, вы мысленно выстраиваете её продолжение и окончание (это мозг делает совершенно автоматически, вы на самом деле уже додумали эту фразу, но только сейчас её дочитываете).
И когда фраза заканчивается - вы понимаете, что её смысл совершенно тот же, что и в вашем ожидании. Потому что сейчас это не шутка.
А при шутке - да, смысл бы был иной, неожиданный, противоречивый.
Физиологически это означает, что вашей голове сконцентрированный в одной зоне нервный импульс либо растекается по свободным, не занятым "извилинам", снимая возникшее напряжение (шутка),
либо продолжает удерживаться вашим сознанием (обдумывание).
Кстати, вы замечали, что понимание, не связанное с юмором, тоже иногда сопровождается небольшим смехом? Человек облегченно вздыхает, хлопает себя по колену, "вот теперь понял, фуууу, ха-ха, да, сложная штука. "
Ещё бывает нервный смешок, когда человек хочет снизить напряжение, но не может.
Для удовольствия от шутки (и чего угодно) необходимо, чтобы напряжение было существенным, но не утомительным, а разрядка - очень быстрой. Если в процессе разрядки возникнут какие то помехи, то напряжение будет спадать постепенно, медленно, или даже просто перетекать в другие зоны - и никакого эффекта не будет.
Что это могут быть за помехи? Много разных.
Например, шутка слишком сложная, вам требуется сначала что-то вспомнить, потом увязать ассоциации, и вы думаете-думаете..
Или она затронула слишком важные зоны вашего сознания, у которых высокий приоритет активности, и напряжение с них так просто не уходит.
Бывает, что просто вы смогли предугадать ответ, и для вас шутка будет очевидной. А для другого - смешной.
Наконец, просто напряжение было недостаточным, перепада "высот" не возникло, такие шутки называют "плоскими", и разрядки от них мало.
Наконец-то, ПРИМЕРЫ!
Возьмем известную фразу Ленина
" Из всех искусств важнейшим из нас является - кино " и попробуем менять последнее слово, традиционно используя систему Урганта.
1) Просто даём совершенно неподходящий по смыслу ответ - " картошка ".
Не смешно, потому что мозг не получает разрядки. Внутренний диалог:
"Почему картошка? Она так важна? Она - искусство? Это точно шутка? Лукашенко, белорусы? Но всё ровно картошка не искусство. Не понял, думаю дальше. "
2) Другой плохой вариант - " театр ". Внутренний диалог:
"Театр, да, искусство, почти кино. Но театр смотрят меньше зрителей, почему - театр? Разве он важнее? Где юмор?"
3) Работающий вариант - " вино ".
Вроде бы, разница с " картошкой " - не принципиальная, тоже еда и тоже нелогична.
Но мозг автоматически понимает, что этот ответ не надо оценивать логически, что это каламбур на созвучии " кино-вино ", испытание окончилось, можно расслабиться и выдохнуть.
4) Другой работающий вариант - " кино Мимино ".
Тоже созвучие, которое определяет каламбур, а значит, что к нему не надо подходить логически строго, а в определённых ситуациях, связанных либо с Грузией, либо с фильмом Данелии, шутка работает успешнее, потому что разрядка происходит сразу по нескольким направлениям -
каламбурное созвучие, воспоминание о смешном фильме и, если есть, ассоциация.
5) " Сумо " ( а также " бокс, каратэ, вовремя смыться ". ). Это уже неплохие шутки, которые можно использовать вне контекста.
Сумо - ещё и каламбур. Правда, есть риск встретить человека, не знающего это слово, тогда он переспросит, и шутка сорвётся.
Если человек помнит "Йоргена" , то для него будет предпочтительнее вариант про "смыться", хотя в оригинале там не искусство, а профессия.
Но разница не большая.
6) " Дзюдо " - вроде бы из той же серии, но имеет ещё и ситуативный и политический смыслы, т.е. разрядка будет проходить по нескольким направлениям, а значит быстрее. Поэтому в определённой ситуации будет и вовсе отличной, хотя и сатирической, а не юмористической шуткой.
Ещё пример.
Недавно мне пришлось общаться с двумя девушками-библиотекарями (не одновременно) и так получилось, что обеим я задал вопрос "что делаете (в библиотеке)?". Не знаю, может у них недавно экзамен по профессии был, или просто проф-деформация, но обе очень серьезно начали мне говорить одними словами: "ведём формуляры, пополняем фонды, следим за залом. "
Тут у обеих возникала пауза, они уходили в себя, и, как на экзамене, начинали вспоминать. Очевидно, в голове у них возникало напряжение, и я почти на автомате давал подсказку.
В первом случае я не придумал ничего лучше, чем просто сказать:
-. следим за залом.
- Чтоб не выпивали?
Шутка умеренно, но сработала, так как девушка явно не представляла читателей в библиотеке с бутылками, и вообще в её представлении книги и выпивка были максимально далеки друг от друга, поэтому она рассмеялась:
- Да нет, конечно, у нас приличные люди ходят.
Вторая девушка, которая начала отвечать слово в слово, и задумалась на том же месте, что и первая, чем меня сильно озадачила, но тем не менее, я выдал другое продолжение:
-. следим за залом.
- Чтоб своё не приносили и не читали?
Тут было успешное, хотя и незапланированное попадание.
Девушка летом работала в летнем кафе, где администрация заставляла пристально следить, чтобы никто не распивал за их столиками напитки, купленные на стороне. Фраза " у нас своё нельзя " сидела у начинающей библиотекарши в подкорке, но вот её ассоциацию с читальным залом она никогда не проводила. Поэтому у неё произошла очень быстрая и яркая разрядка, в смысле громкого смеха.
Научиться шутить можно, это прекрасно развивает и логику, и память, и ассоциативное мышление. И стимулирует расширять кругозор.
Просто шутить - достаточно легко, достаточно понять базовые принципы и просто выдавать неожиданные, нелогичные версии. Если подавать их правильно, оформляя как шутки, репризы, чтобы собеседник успевал это понять по вашему поведению, интонации, мимике, подмигиванию. да хоть по вашему предупреждению, то это уже достаточно, чтобы выглядеть весёлым человеком и шутником.
Остроумные шутки - это мастерство, то есть нарабатываются повторением, тренировками, желательно с обратной связью. Их можно и нужно оттачивать на простых примерах.
Чтобы "порвать зал" или чтоб хотя бы "вся маршрутка плакала" - кроме мастерства нужен еще тонкий вкус и понимание ситуации. Самые смешные шутки не всегда самые остроумные, но всегда уместные. То есть вам нужно точно оценить ситуацию и состояние "клиента", чтобы понять, что он ожидает услышать, и чего никак не ждёт, когда он напряжён и зациклен, и как его "сбросить" и "перезагрузить".
- Доктор, а раздеваться обязательно?
- Простите, сейчас оденусь.
Ставьте лайки, пишите комментарии, задавайте вопросы.
И в следующий раз мы поговорим на более глобальную тему - "Что такое красота". И как спасти мир.
Объяснение своих шуток
Если над твоей шуткой никто не посмеялся, это еще не самое страшное. Гораздо хуже, если потом ты начинаешь объяснять ее смысл. Лучше этого не делать. Даже если над шуткой не посмеялись по причине того, что ее никто не понял, объяснение смысла вряд ли вызовет желаемую реакцию. Разве что даст понять другим, почему тебе она показалась смешной. В этом случае лучше как-нибудь отшутиться по типу: «В моей голове это звучало смешно» или «Просто я состою в ордене Плохих шуток». А можно просто уйти с этой вечеринки и больше среди этих людей не появляться.
Использование жанровых штампов и мемов
Есть множество тем, которые высмеивались всеми так часто, что любое их упоминание предсказуемо сопровождается шуткой. При этом оригинальности в этих шутках так же мало, как и самого юмора. Если ты до сих пор называешь спортивный бренд Puma Ритой, считаешь актуальным смеяться над участниками «ДОМа-2» или, услышав слово «Голландия», не упускаешь возможности пошутить про геев и марихуану, то тебе не понять, о чем сейчас пойдет речь. Использование заезженных тем в шутках может сделать их смешными, но только в очень редких случаях. Обычно же это больше похоже на симуляцию юмора, попытку обыграть злободневную тему, которая перестала таковой быть лет так 20 назад.Похожая ситуация касается и мемов. Узнаваемость некоторых из них стала настолько высокой, что некоторые высказывания стали крылатыми. Но, к сожалению, эти же высказывания нередко обыгрываются в форме шутки. В целом в этом нет ничего плохого, когда этим не злоупотребляют. Но когда фразы по типу «Но это не точно», «Совпадение? Не думаю!» или «Узбагойзя» резюмируют каждую произнесенную тобой речь, то особого восторга от собеседника не жди.
Следующий анекдот
По сути чувство юмора — качество абсолютно естественное, но им наделён далеко не каждый. Это своего рода отличительная особенность, талант, истоки которого, как и любого другого, определить нельзя. Просто у кого-то чувство юмора есть, а кто-то до сих пор смеется над шутками из сериала «Воронины». Именно естественность юмора и определяет его качество. Смешной человек не пытается таковым казаться, поэтому над его шутками хочется смеяться. И наоборот: чем более напускной и неестественный юмор, тем меньше у него шансов вызвать искренний смех. Ниже мы привели несколько признаков неудачного юмора, с которыми твои шутки будут иметь очень маленький шанс на успех.
Желание вписаться в чужую компанию
Как мы уже писали выше, хороший юмор является относительной категорией. У него есть свой культурный контекст, который и определяет степень его качества. Например, среди программистов могут быть популярны шутки, которые вряд ли покажутся смешными для людей, которые «не в теме». Поэтому, если ты находишься в новой для себя компании и тебе не хочется смеяться над их шутками, в этом нет ничего удивительного. Но учти, что и твой юмор этим людям может не зайти. И если так произошло, это верный знак, что ваше отношение к нему разнится. От этого еще более нелепыми кажутся попытки взрослых людей шутить в компании молодых или женщин — на мужские темы.
Повторение шутки
Нет ничего более несмешного в этом мире, чем шутка, повторенная дважды. А нет, есть: шутка, повторенная трижды, четырежды и так до бесконечности, пока не надоест. Даже если эта шутка очень удачная, не стоит повторять ее в рамках одной посиделки или в одной компании. Никто не сомневается, что эта шутка смешная, ведь именно ее успех у слушателей и рождает желание повторить ее еще раз. Так вот и не надо ее портить! Даже вероятность снаряда попасть в одну и ту же воронку более велика, чем то, что над твоей шуткой посмеются еще раз.
Следующий анекдот
Нет ничего лучше, чем хорошее чувство юмора, верно? Оно может помочь тебе наладить контакт с незнакомыми людьми, подружиться с боссом, склонить на свою сторону девушку. Хорошим чувством юмора выделяются наиболее яркие люди, с которыми можно легко договориться, работать, жить. Это аксиома, которая не работает в твоем случае, ведь когда ты начинаешь шутить, то люди в ужасе округляют глаза, встречают твой юмор мертвым взглядом и тихонько отмалчиваются. Возможно, что в свой компании ты бог юмора, но среди чужих ты сосредоточие отсутствия всего смешного. Это не говорит о том, что ты плохо шутишь. Просто твои шутки не для всех — у тебя слишком сухое чувство юмора, и этим надо гордиться.
Сухое чувство юмора
Англичанам дико повезло, ведь они поголовно признают только такой юмор — тонкий, эгоистичный, черноватый, циничный, но умный. А вот в России другая ситуация: люди с сухим чувством юмора возведены в ранг маргиналов, которые просто не умеют шутить. Их шутки слишком тонки, аморальны, жестки для людей, воспитанных на КВН и Comedy Club. Их шутки таковы, что их сложно воспринимать не всерьез, сложно воспринимать как шутки. Поэтому жить с таким чувством юмора тоже сложно — приходится шифроваться, отмалчиваться, шутить только в кругу преданных друзей, иначе сойдешь за дегенерата.
Знаешь, мы всё равно убеждены, что в этом нескончаемом потоке радости и веселья, которым одаривают нас «традиционные шутники», изредка должна прорезаться черная молния, которая покажет абсурдность этого мира. Пусть люди думают, что ты параноик, пессимист, сумасшедший, но знай, что твой юмор не бесполезен. Он, честно говоря, выполняет важную социальную и психологическую функцию — как для тебя, так и для других.
Но действительно ли ты обладаешь сухим чувством юмора? Давай посмотрим.
Сарказм — твое оружиеЛюди часто говорят тебе, что ты самый саркастический человек, которого они знают. Да и ты сам понимаешь, что оставляешь при первом знакомстве очень странные впечатления, — люди не понимают твоих причуд. Но как только они узнают тебя получше, то сразу вникают в твой стиль — они принимают твой сарказм и не считают его оскорбительным.
Только ты понимаешь смысл шуткиОбычно это зовется «плохим юмором», но не в твоем случае. Иногда ты смеешься над тем, что только ты считаешь смешным. Нет, ты не аутист — ты просто мир видишь иначе.
Твой юмор очень жесткий и черныйТы часто находишь болезненные, извращенные, отвратительные вещи смешными. Это не значит, что ты смеешься над изнасилованиями и убийствами. Это значит, что ты можешь уникально интерпретировать любой ужас, чтобы выделить из него юмор. Тебе сложно провести четкую линию между веселым юмором и неуважительной дичью.
Ничто тебя не оскорбляетТы подходишь к жизни очень непринужденно, поэтому тебя уже давно ничего не оскорбляет и не злит. Ты спокойно шутишь на религиозные темы, используешь в шутках сексизм, расизм, детей, насилие. Тебе сложно представить, что можно оскорбиться на шутку.
Безумные ситуации — золотая руда для тебяВ качестве основного материала ты используешь стремные ситуации из жизни, которые обычно у людей рождают чувство неловкости. Ты можешь легко посмеяться над раком своего друга либо увольнением подруги. А если уж ситуации еще и абсурдные, то тебе будет сложно отказаться от соблазна превратить их в шутку.
Ты легко подкалываешь людей и отбиваешься от шуток в свой адресЗа долгие годы практики «сухого юмора» ты научился главному навыку всех троллей — навыку умных и тонких подколов. Если над тобой смеются, то ты легко можешь развернуть смех людей против своего «обидчика».
У тебя отлично получается poker faceКогда ты рассказываешь анекдот, то напоминаешь робота. Доходит до того, что люди думают, что ты не шутишь. Ты считаешь, что это твоя фишка, в которую многие не врубаются.
Традиционный юмор не для тебяТы не смеешься над шутками Задорнова и Петросяна, хотя последнего сложно назвать традиционным юмористом — Петросян, как нам кажется, угорает по трэшу и авангардной комедии. Шутки большинства людей тебя не смешат, поэтому тебе приходится выходить за рамки обыденной комедии.
Ты часто испытываешь людей на прочностьТебе не нравится оскорблять кого-то либо наносить моральный вред тем, над кем ты смеешься. Но ты часто выбираешься за рамки дозволенного, чтобы испытать свою «жертву». Многие люди, конечно же, этого не ценят из-за неумения смеяться над собой.
Ты легко можешь обмануть человекаНе в том смысле, что ты патологический лгун, а в том, что твои шутки часто сливаются с реальностью. При этом люди часто воспринимают тебя неправильно, думая, что ты совсем поехавший, когда шутишь над мрачными и неудобными темами. Но дело в том, что своим юмором ты помогаешь защититься от ужаса, ведь гораздо лучше смеяться над плохими вещами, чем рыдать над ними.
Ты умен, чертовски уменНекоторые могут думать, что у тебя тупейший юмор в мире, который не требует долгого осмысления. Но все эти выводы — чушь полнейшая, ведь ты долго и скрупулезно продумываешь каждую свою шутку. Просто некоторые не видят в шутке двойного, а то и тройного дна — предпочитают считывать только ту информацию, которая находится на поверхности.
Обилие цинизмаТы настоящая циничная скотина, но ты счастлив быть ею. Свой цинизм ты используешь не только в юморе, но и в жизни. Он здорово помогает тебе не вляпываться в неприятности, в которые вляпывается добросердечное и совсем не циничное большинство.
Многим людям с тобой неудобноТвой смелый и малость отшибленный юмор заставляет многих окружающих людей чувствовать себя неловко. Они не понимают, смеешься ли ты над ними или вместе с ними. Разница, согласись, существенная. Ты заставляешь людей выходить из зоны комфорта.
Ты не теряешься в сложной ситуацииТебя сложно сбить с ног. Просто твой ум работает иначе, чем у большинства. Это не значит, что ты умнее, но у тебя получается схватывать на лету, приспособляться к стрессовым ситуациям и смеяться в лицо опасностям и страхам. Если происходит что-то плохое, то ты смеешься над этим. Если тебе тяжело, то ты и над этим смеешься.
Не всегда очевидно, что твоя шутка смешнаНад смешной шуткой могут и не смеяться — это и есть немалая доля английского юмора. Ты шутишь медленно, тебе нравится наслаивать один слой за другим, чтобы шутка не завладела слушателем сразу, а была понята чуть позже — тогда, когда придет время. Со стороны тебе может казаться, что ты просто не умеешь шутить.
Твои друзья прекрасно понимают тебяСкажем так, если ты постоянно шутишь, как упоротый, то среди твоих друзей не окажется людей, которые эти шутки будут воспринимать враждебно. Подобное притягивается к подобному, поэтому в своей компании ты всегда лучший комик, шутник, весельчак. А вот в посторонних компаниях всё может быть совсем по-другому.
Тебя трудно «прочитать»Людям сложно понять серьезность твоих слов. На этой почве могут возникать многочисленные скандалы. И всё из-за манеры преподносить шутки слишком сухо и бессовестно правдоподобно.
Ты видишь все мелочиТы очень бодро подмечаешь всякие мелочи. Разумеется, все эти детали, которые ты видишь своим явно вооруженным глазом, ты впоследствии используешь в своих многочисленных шутках. Сходу ты никогда не шутишь, ведь тебе нужно привязать юмор к чему-то личному, к чему-то, что ты выяснил о человеке с помощью метода дедукции.
Ты психолог-любительЛюдям трудно понимать твои мысли, но тебе это делать легко — они для тебя как открытая книга. Твой цинизм помогает отбрасывать маски окружающих, чтобы обнажить их истинные цели, амбиции, страхи, мотивы, желания.
Тебе плевать на всёКогда дело доходит до того, что о тебе подумают, то тебе становится плевать. Ты знаешь себе цену — и это единственное, что для тебя имеет значение. Пусть цивилы будут думать, что ты маргинал, псих, быдло, придурок. Их мнение тебя не волнует. Оно тебя даже забавляет.
Каламбуры
Пожалуй, на сегодняшний день единственным удачным использованием каламбуров является реклама, хотя и там это не всегда получается. В юморе все наоборот: большая часть каламбуров — несмешной пережиток эпохи «Аншлага». Хотя, надо признать, удачные примеры существуют. Но к ним точно не относятся всякого рода «Джентльмены у дачи», «Смех в большом городе» или «Властелин Конец».
Слишком большое количество
Даже в таком хорошем деле, как юмор, необходимо знать меру. Чтобы твоя речь не стала слишком приторной от шуток, нужно хотя бы наполовину разбавлять ее чем-то другим. Мы уже говорили, что юмор должен быть естественным. Но его избыточное количество вызывает противоположное ощущение и может быстро утомить собеседника. Ценность в исключительности, а большое количество шуток в разговоре приведет к тому, что человека вообще перестанут воспринимать всерьёз.
Несмешная подача
Это, пожалуй, один из самых главных (если не самый главный) признаков плохого юмора. Ни остроумный подтекст, ни смешной сюжет не способны спасти шутку, если ее несмешно рассказывают. Наверное, нельзя научиться произносить шутки так, чтобы над ними смеялись, даже если они не очень смешные. По крайней мере, мы таких курсов не видели. Здесь скорее имеют значение природное обаяние, артистизм и красноречие. Именно поэтому иногда то, что в твоей голове звучало очень смешно, не вызвало такой же реакции у слушателей. Просто стоило тщательней отрепетировать подачу шутки или пригласить какого-нибудь народного артиста, чтобы он ее рассказал. На самом деле нет ничего страшного, если ты не умеешь рассказывать шутки. Это вовсе не говорит об отсутствии хорошего чувства юмора. В конце концов, оно определяется не только тем, как ты шутишь, но и тем, над чем ты смеешься.
Читайте также: