Почему человек переводит все в шутку
Обновлено: 04.11.2024
Как строить отношения с мужчиной, который любую серьёзную тему переводит в шутку?
22.07.2011 14:08 МОЁ! OnlineЧитать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
11404«Не секрет, что самая сексуальная часть мужчины для многих женщин – это его интеллект. Согласна на сто процентов. Именно это очень привлекает меня в моём молодом человеке Максиме – он очень эрудированный, начитанный, прекрасный собеседник с тонким чувством юмора. Как ни странно, из-за последнего качества со временем и возникла наша самая главная проблема.
Максим, как многие мужчины, очень не любит обнажать свои слабые места. И спасение от «разоблачения» он находит в собственном юморе. Как только он чувствует себя некомфортно, он сразу напускает на себя весёлый вид и начинает отпускать шуточки.
Сначала мне этот слегка язвительный пофигизм очень даже нравился. Пока он не стал распространяться на наши отношения. У любых пар со временем возникают проблемы, недопонимания. Я считаю, в этом нет ничего страшного, главное - сесть и откровенно, искренне поговорить о том, что вас волнует. С Максимом, как оказалось, сделать это почти невозможно. В ответ он сразу включает своё остроумие, которое, на мой взгляд, совершенно неуместно, когда речь идёт о серьёзных для меня вещах. Приведу пример. Недавно я рассказывала ему о наших общих знакомых: молодой человек, узнав о том, что его девушка забеременела, пришёл к ней и заявил, что это не его ребёнок и он от него отказывается. Меня эта история тронула, очень жалко стало девчонку, и я абсолютно серьёзно спросила: «Надеюсь, ты так не поступишь?» И в ответ получила: «Нет, в отличие от него я сначала побреюсь!» (тот парень носит усы). И смешок. Меня это взбесило, в итоге у нас был скандал.
Максим, извиняясь, объяснял, что это у него защитная реакция такая и, конечно, он бы так никогда не поступил, но, с другой стороны, я же не требовала от него в ответ на свой рассказ предложения руки и сердца с шампанским и оркестром. По-моему, нет ничего сложного в том, чтобы обнять свою девушку и сказать несколько простых слов: «Я тебя очень люблю и, конечно, не оставлю с ребёнком!»
И так каждый раз: когда я пытаюсь серьёзно с ним поговорить (не так часто, кстати), в ответ слышу шуточки и прибауточки, которые меня доводят до белого каления! И вот думай теперь, что за этим стоит: то ли это и вправду «защитная броня», то ли он таким способом изящно уходит от неудобных для него тем, чтобы не связывать себя никакими обещаниями. А как вы думаете, что мне делать?»
Смех как утрата самоконтроля
У смеха есть и другое любопытное свойство, на которое обратил внимание российский антрополог А. Козинцев. Смех несовместим с речью, он полностью её подавляет. Смех связан с доречевыми, более древними структурами мозга, им управляет система так называемой лимбической вокализации (та же, которая отдает нам «приказ» кричать от боли, страха или возбуждения). Во время таких непроизвольных криков и смеха полностью «перекрывается» речь, мышление, останавливаются культурно обусловленные действия. В некотором смысле смеющийся человек на время теряет человеческий облик (в социальном смысле) и становится намного ближе к зверю.
” Если вспомнить физиологию смеха, то получается, что мы оказываемся дважды беспомощными: отключается сразу и способность контролировать тело и контроль над сознанием. Для чего нам нужна настолько странная и, на первый взгляд, не повышающая выживаемости штука? Именно для того, чтобы хоть на время избавиться от утомительного контроля!
Речь и контролирующее мышление – черты, которые отличают человека от других животных. Согласно гипотезе русского ученого Б. Поршнева, речь когда-то развилось у человека во время меж- и внутривидовых конфликтов по точно такому же принципу смещенной активности. А потом социальные потребности – в общении, во взаимопомощи - встали в один ряд с биологическими. Так речь стала блокирующим фактором для многих действий, прежде всего агрессивных.
Более того, у человека развилась способность к внутреннему диалогу и в качестве венца эволюционных изменений мы получили постоянный самоконтроль, который стал одним из гарантов устойчивых социальных отношений.
Этот почти постоянно работающий режим автоконтроля и внутреннего диалога является источником постоянных внутренних конфликтов. И обеспечивает то самое противоречие мотивов, которое в мире животных приводит к смещённой активности.
Вчера был казус: сам с собою я как обычно говорил.
Но вдруг с собой не согласился, вспылил и даже накричал
Интернет-мем
Например, уволили человека с работы – внезапно, несправедливо. Лишили доступа к ресурсу и статуса. Естественная потребность: вступить в конкуренцию, отстоять свою «кормушку», вернуть статус. Наказать обидчика, обругать, вступить в бой или сдаться и впредь избегать таких вот неблагонадежных «работ» и «начальников».
Однако это не поможет решить проблему, а нападение на начальника и вовсе уголовно наказуемо. «Будет только хуже!» - нашептывает внутренний контролер. Что делать? Сесть на пол и поплакать, навсегда прекратить поиски новой работы, или начать шутить над этим, обсмеять своего шефа, на худой конец - представить его с ослиными ушами или яблоком в каком-нибудь неподходящем месте, вспомнить самые неприличные и нелепые истории про него. В игровом состоянии можно все – это ведь игра, «понарошку».
Все-таки, не зря природа позаботилась о том, чтобы в моменты игрового «отключения контроля» и «отмены табу» заодно нарушалась и направленная двигательная активность. А то знаете ли!
” Самое важное: смех позволяет нарушать общественные табу, на время убирая контроль над сознанием. В итоге человек «отыгрывает» болезненную ситуацию, «в шутку» выпускает негативные эмоции и разрешает блокирующий конфликт.
Почему шутить стало сложнее?
Усложнение социальных норм – естественное и закономерное следствие развития общества. Например, во времена рабства не считалось дурным тоном уничижительно шутить об африканцах. Рабы были такой же собственностью, как домашний скот, и отношение к ним было соответствующее.
В период, когда женщины не имели доступа к образованию, шутки над женской глупостью казались естественными. Но сегодня мы живем в мире, где утверждены права и свободы любого человека, а женщины с каждым годом все активнее вовлечены в общественную жизнь.
Кроме того, интернет выносит любую шутку на суд самой широкой публики. Например, раньше вы могли поделиться удачной, но спорной шуткой в компании близких – они знали вас лично и понимали, что вы не расист, сексист или абьюзер, а также то, что вы не пытаетесь заигрывать с опасной темой. Но интернет запоминает все и доносит ваши слова до аудитории, среди которой могут быть люди, пострадавшие от домашнего насилия или подвергающиеся дискриминации.
Даже невинная острота может быть не смешной и оскорбительной, если ее услышала не та публика. А еще она может быть вырвана из контекста, и любые попытки оправдаться сделают только хуже.
Следующий анекдот
Жить в 2021 году непросто: мир стремительно меняется, и часто это происходит быстрее, чем мы успеваем приспособиться к новым правилам этикета, нормам общения и т. д. Мы живем в эпоху соцсетей и мгновенного распространения информации, поэтому каждая ошибка тут же превращается в достояние общественности. И чаще всего объектом критики становится юмор, ведь он традиционно расширяет нормы допустимого и подсвечивает то, что волнует общество.
Автор: Елизавета Фандорина, лектор по кино
Но почему шутки вдруг стали чем-то опасным? Разве у людей пропало чувство юмора? Давайте разбираться.
А как тогда шутить?
В 2019 году автор «Мальчишников в Вегасе» Тодд Филлипс заявил, что из-за новых ограничений шутить стало невозможно. Но в том же году вышел фильм Тайки Вайтити под названием «Кролик Джоджо». Это комедия о холокосте – одной из самых сложных и табуированных для юмора тем в истории. Картина получила «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и была тепло принята критиками всего мира, потому что Вайтити высмеивал не жертв, а злодеев и предрассудки.
И тут мы подходим к самому важному правилу: неэтичной и оскорбительной является любая форма юмора, в которой сильные смеются над слабыми. Например, когда мужчины смеются над женщинами, а европейцы – над эмигрантами, потому что им легко смеяться с позиции силы. Но это попытка самоутверждения за счет «избиения» групп, которые менее защищены обществом, чем они.
О спорных темах можно шутить, если они касаются лично вас. О геях лучше всего шутят геи, о феминизме – женщины, о расовых стереотипах — представители этнических групп. Это не значит, что условному гетеросексуальному мужчине нельзя шутить о геях. Например, хорошо звучат шутки гетерсексуала о том, как его стереотипное мышление столкнулось с тем, что геи такие же люди, как и он.
Подобные правила касаются и шуток над внешностью: высмеивать черты лица, дефекты речи и прочее не просто неуместно, а неспортивно. Неужели мы настолько примитивны и способны лишь на оскорбления?
Юмор формирует наше мышление и язык. Когда мы шутим, то не замечаем, как утверждаем стереотипы о национальностях, женщинах, людях с неконвенциональной фигурой. Кроме того, каждый человек имеет свою болевую точку – если вас не обижает обсуждение внешности, то вполне может вывести из равновесия шутка о чем-то другом. В этом заключается еще одно правило хорошей шутки – эмпатия.
Шутки не должны быть средством самоутверждения и попыткой оскорбить. Они должны вызывать смех, а не разочарование – для этого достаточно включить эмпатию.
Изменилось ли ваше отношение к шуткам? Находите ли вы какие-то из них оскорбительными?
Сейчас, чтобы посмеяться, слушают выступления стендап-комиков. Раньше эту роль выполнял театр. С каждым столетием юмор в театре усложняется, он становится более изысканным и трудным.
Как театральные зрелища превратились в один из самых влиятельных видов искусства? Узнайте на нашем курсе «Театральное искусство»: от Древней Греции до наших дней
Теория несоответствия
Теория несоответствия Фрэнсиса Хатчесона гласит, что мы смеемся, когда становимся свидетелями абсурдных явлений, то есть несоответствия ожиданий и действий. Нам смешно следить за бедами непутевого героя, потому что конкретная ситуация не соответствует представлению этого героя о себе.
Уместные и неуместные шутки
Юмор цензурировался всегда, и в каждой эпохе был список запретных тем: например, политика, религия, смерть и секс. Конечно, шутки на эти темы были, но они редко попадали в пространство общественного обсуждения. Такой юмор был больше распространен в простонародной среде.
Термин «черный юмор» появился в XX веке: так Андре Бретон высказался о произведениях Джонатана Свифта, описывая свойственный автору циничный смех над табуированными для литературы темами. Например, смертью.
Сегодня любые шутки над темами, которые вызывают дискомфорт, относят к черному юмору.
Он всегда находился в пограничной зоне общественного обсуждения и предназначался для узкого круга «своих». Люди, которые шутили подобным образом публично, в лучшем случае считались экстравагантными персонами, в худшем — несли наказание.
Сейчас черный юмор – это чаще всего неуместные шутки, которые нужно произносить, четко оценивая аудиторию. Но кажется, что сегодня любая шутка может стать неуместной. И запрещенных тем, задевающих чьи-то чувства, стало еще больше.
Следующий анекдот
Иногда своими шуточками люди ранят настолько, что причиняют другим страдания. Разбираемся, почему так происходит, и что с этим делать.
Наверное, без юмора и шуток жизнь была бы менее интересной. Такая форма общения поднимает настроение, вносит в беседу разнообразие и помогает разрядить обстановку. Но как быть с теми шутками, которые не веселят и развлекают, а доставляют человеку большой дискомфорт, порой даже причиняя боль?
Стоит хоть раз обидеться в ответ на подобный юмор, шутник начинает недоумевать, выставляя обиженного чересчур чувствительным занудой, не способным повеселиться от души. Рассказываем, как правильно реагировать на подколы, и что стоит за неуместным юмором, который со временем становится только жестче.
Смех как смещенная активность
Юмор - это специфическое эволюционное благоприобретение нашей, человеческой культуры. Животные не смеются и уж точно не начинают юморить в ситуациях, когда дело принимает критический поворот. Хватай, бей или беги, прячься или догоняй – вот и весь их сказ.
Однако и в звериной жизни время от времени случаются сложные ситуации, когда схватить, догнать, или убежать (то есть удовлетворить свою текущую потребность) они не могут. Птица на пути к фонтанчику с водой встречает стеклянную стену, дерущиеся петухи смертельно устали от драки, кошка, грациозно оттолкнувшись, запрыгивает на стол, но цепляется когтем за скатерть и кубарем катится обратно на пол. Впору сесть и поплакать (или, наоборот, посмеяться над нелепостью ситуации). Но животные этого не умеют. А что умеют?
Птица, не получив воды (но получив по голове), принимается сосредоточенно чистить перья, петухи как по команде останавливаются, опускают головы и увлеченно ищут на «поле боя» несуществующие зернышки, а кошка плюхается на пушистую попу и начинает вылизывать шерстку с таким видом, будто она это планировала с прошлой пятницы.
Как в спектакле «День радио»: «У нас две проблемы: Минобороны и пуговица! Мы пуговицу найти можем? Чисто теоретически? Можем! А с Минобороны мы ничего не можем. Вывод: ищем пуговицу».
Этологи называют такие неадекватные поведенческие реакции животных «смещенной активностью», которая возникает при конфликте наиболее важных потребностей или невозможности их удовлетворить.
” Человеку смещенная активность свойственна в той же мере, что и другим животным. Например, в безвыходной ситуации, когда нет возможности пустить свою энергию в действие, мы начинаем бессмысленно ходить из угла в угол, грызть шоколад или семечки, стучать пальцами по столу или… шутить и смеяться.
Первое время этологи полагали, что смещенная активность просто заменяет адекватную реакцию и сама по себе не имеет значения. Но позже выяснилось, что смещенные действия – просто имеют относительно слабую мотивацию и поэтому тормозятся более важными. При торможении сильных мотивов слабые выходят на передний план. Получается, у нас есть подспудная потребность в юморе и смехе.
В чем она состоит и почему отсутствует у других животных?
Теории юмора
Для начала давайте выясним, почему мы смеемся над шутками. Какой механизм заставляет нас так реагировать?
Теория превосходства
Существует несколько теорий юмора. Одну из них описал Платон. В диалоге «Филеб» он утверждает, что главный герой любой комедии — это человек, который не способен преодолеть трудности. Наблюдая за ним, зритель испытывает жалость и удовольствие.
Аристотель считал, что шутка – это оскорбление, поэтому использовать ее можно только по отношению к недостойным вещам. Эту теорию позже назвали теорией превосходства, ее придерживался философ Томас Гоббс.
Почему люди обидно шутят: 3 главные причины
Необходимо начать с того, что даже на явно неудачные шутки все люди реагируют по-разному. Кто-то забывает о таком инциденте уже через пару минут, а кто-то вспоминает о своем «обидчике» несколько бессонных ночей подряд. Мы будем говорить о тех шутках, которые по вполне объективным причинам можно отнести к разряду обидных, а порой даже недопустимых.
Не пропустите Не пропуститеЧто может быть причиной такого поведения, когда человек в своих высказываниях явно перегибает палку, а потом пытается нейтрализовать ситуацию, оправдывая себя хорошим чувством юмора и сваливая всю вину на собеседника?
1. Пассивная агрессия
Как правило, одной из причин подобного поведения является пассивная агрессия. Этот термин впервые был предложен психиатром Уильямом Меннингером, который во время Второй мировой войны наблюдал за поведением солдат и пришел к выводу, что некоторые из них завуалированным способом уклоняются от приказов.
Сейчас под пассивной агрессией понимается поведение, при котором люди не проявляют негативные эмоции открыто, а маскируют их под социально одобряемыми действиями. Одной из причин проявления пассивной агрессии является неправильное воспитание, когда ребенку запрещают выражать любые негативные чувства, а также стыдят за них и наказывают.
Обидные шутки и подколы пассивно-агрессивные люди обычно оправдывают фразами вроде:
- «Не обижайся, я сказал это, любя»;
- «Ты что, шуток не понимаешь?»;
- «Как можно так остро реагировать на шутки?».
Даже понимая, что их юмор серьезно задел собеседника, они не станут приносить извинения и признавать ошибку, оправдываясь фразой, что это было сказано не всерьез.
Не пропустите Не пропуститеИз-за переноса в травмирующие ситуации из детства пассивно-агрессивные индивиды вместо того, чтобы открыто высказать человеку то, что их в нем не устраивает, начинают доставать его подколами. Реальные чувства не показаны, а это означает, что все под контролем и себя в любой момент можно оправдать и наказания не последует.
Стоит отметить, что о пассивной агрессии можно говорить только тогда, когда такое поведение проявляется регулярно. Одна неудачная шутка еще не говорит о том, что человек испытывает к тебе негативные чувства и завуалированно выражает их.
2. Низкий эмоциональный интеллект
Не зря говорят, что эмоциональный интеллект гораздо важнее IQ. Человек может быть умным, логичным, рациональным, начитанным, но при этом совершенно глухим в отношении других людей. Такие люди могут хорошо усвоить нормы морали, социально приемлемые модели поведения, но при этом не уметь сочувствовать и «быть в шкуре другого человека».
Они вовсе не понимают, что их слова причиняют боль, и обидно шутят лишь потому, что сами забыли бы о подобных словах в свой адрес уже через пару минут. Кроме того, шутки — нормальное поведение в обществе, а уж отличать нормальный юмор от унижающего для них слишком сложно.
3. Стремление возвыситься
К причинам обидных подколов также можно отнести стремление показаться остроумным, возвысить себя перед окружающими, получить внимание. Как правило, в данном случае человек намеренно использует юмор и употребляет уничижительные обороты, не скрывая своего негативного отношения к собеседнику.
Следующий анекдот
Юмор – отличная штука, но, согласитесь, у каждого в жизни бывают ситуации, когда вовсе не до смеха: кризисы, увольнение с работы, проблемы со здоровьем, конфликты. Почему же, в такие моменты многие люди начинают с увлечением шутить и смеяться? Что это – отрицание проблемы, скрытая агрессия или, может, притворство?
Есть мнение, что смех во многих случаях уже сам по себе помогает решить проблему. И это – вовсе не шутка!
Как это остановить: 2 работающих способа
Обидные шутки и подколы нельзя игнорировать, и это первое, что нужно усвоить. На примере борьбы с пассивной агрессией рассмотрим 2 варианта.
1. Сохраняем отношения
Первым вариант подходит в том случае, если ты хочешь наладить отношения со своим юмористом-обидчиком. Это ведь может быть твои сестра, отец, любимый муж или свекровь… Надо же как-то с этим жить.
- Для начала попробуй рассказать человеку о своих наблюдениях. Сообщи ему, что тебе видны его негативные чувства, что тебя это волнует, и что тебе хотелось бы вместе разобраться в том, что происходит. И конечно, без какого бы то ни было юмора с его стороны.
- Есть большая вероятность, что человек начнет все отрицать и снова заведет свою пластинку про то, что он просто шутит. В этом случае ты можешь выдвинуть свои версии того, почему он так негативно настроен по отношению к тебе. Постарайся подвести человека к откровенному разговору, но проявляй максимум осторожности. Если ты с ходу начнешь доказывать, что тебе все известно про его подавленные чувства, собеседник может насторожиться и закрыться еще больше. В итоге бал-маскарад увеличится в масштабах.
- Если человек продолжает все отрицать и настаивает на своем, предложи ему конкретные способы решения проблемы. Что ты можешь сделать для того, чтобы всем было комфортно и спокойно? Также можно напрямую сказать о том, что неуместные шутки тебе неприятны, и если они будут продолжаться, скорее всего, ваше общение будет вызывать в тебе слишком много негативных чувств.
Также важно помнить о том, что пассивный агрессор — это человек, который зачастую страдает еще сильнее, чем те, кого напрягают его «безобидные» шутки. Люди, которые не могут открыто выражать свои чувства (иногда очень болезненные) и держат их в себе, постоянно находятся в сильном напряжении, ощущая себя беспомощными и уязвленными.
Не пропустите Не пропуститеПассивная агрессия для них — единственный способ рассказать миру о том, что заставляет их тревожиться и переживать. Они довольно редко признают у себя наличие психологических проблем, из-за чего делают виноватыми всех вокруг и бесконечно выгораживают себя.
2. Без церемоний
Второй вариант окажется полезным для тех, кому о чувствах пассивного агрессора беспокоиться бессмысленно — вы ничего не значащие друг для друга люди.
«Церемониться» здесь не стоит — говоря собеседнику о том, что тебе неприятно, ты вполне можешь прибегнуть к жесткости и категоричности. Иными словами, человека необходимо поставить на место. При этом важно сохранить лицо и сделать все так, чтобы тебя восприняли всерьез.
Не стоит психовать и строить из себя обиженного ребенка — так ты только порадуешь агрессора тем, что считаешь его слова и действия чем-то значимым.
Чего делать нельзя:
- разъяренно доказывать, что все, что сказал в твой адрес пассивный агрессор, — неправда;
- разговаривать тоном человека, разочарованного в людях и обиженного на весь мир;
- выдавать слишком сильные эмоции в целом;
- необдуманно шутить и язвить в ответ (над такими репликами лучше подумать заранее, иначе можно поднять себя на смех и прослыть недалеким человеком).
Иногда лучшим вариантом является использование того же оружия. В ответ на неприятный подкол ты также можешь «безобидно» пошутить в ответ. В этом случае тебя не смогут упрекнуть в негативном отношении, и шутки останутся шутками — однако пассивный агрессор прочувствует всю неприязнь неуместного юмора на себе.
Теория утешения
Теория утешения является логическим продолжением теории несоответствия. Первым ее сформулировал английский философ Герберт Спенсер. Он рассматривал смех как физиологическую реакцию организма на нервное напряжение и перевозбуждение. Согласно этой концепции, радость и страх – это родственные эмоции. Только следствием первой является смех, а второй – дрожь. Другими словами, чувство юмора – это очищающий механизм психики. Эту теорию также поддерживал психолог Зигмунд Фрейд.
У всех трех теорий есть общая черта: шутки отражают социальные нормы и правила, существующие на каждом этапе развития человечества.
Смех как «антиповедение»
Как видно, в отличие от бесхитростных обезьян, люди используют юмор не просто, чтобы предупредить об игре, но чтобы выразить вполне реально существующую агрессию и остаться безнаказанными.
Фрейд определял юмор как - «отношение, при котором личность отказывается страдать», и «я» отказывается испытывать огорчения от посягательств действительности». То есть, по Фрейду, шутка рождается, когда сознание пытается выразить те мысли, которые общество обычно подавляет или запрещает.
- Если ты не прекратишь притворяться кассиром в супермаркете, я соберу свои вещи и уйду!
- Пакет нужен?
Интернет-мем
Социальные нормы требуют от человека быть максимально приятным для окружающих, чтобы быть ими принятым. Мы – стайные животные и выживаем в коллективе. Поэтому каждая проблема, вызывающая яркие эмоции, ставит человека в ситуацию некоторого конфликта между удовлетворением своей потребности и общественным запретом – мнимым или настоящим.
- Всё, ребятки! Мне пора на работу. Если я вовремя не введу данные в компьютер. никто и не заметит.
Чендлер, комедийный сериал «Друзья»
Оказавшись в ситуации конфликта мотивов, птица чистит клювом перья, кошка нервно вылизывается, а у нас есть еще и такой вариант: пошутить, снять напряжение и перевести как саму проблему, так и пути ее решения в игровую плоскость. Снять общественный запрет, но «в шутку», не всерьёз, в «игре».
«Наоборотное» поведение, игровое нарушение общественных норм – часть человеческой культуры с древнейших времен. Архаические праздничные смеховые обряды (европейские карнавалы, русские масленичные и святочные обряды), описанные в исследованиях Ю. М. Лотмана, М. М. Бахтина, В. Я. Проппа, - имеют ключевую общую черту: во время таких народных гуляний строжайшие общественные табу символически нарушались под всеобщий веселый смех и ликование.
Не бей, не бей меня, Валера, -
В углу Василий причитал,
Но вдруг из темноты раздалось:
Эй, ты на ринге или где?
Стишок-пирожок
С одной стороны это, по-видимому, позволяло «выпустить пар», накопившийся за время соблюдения запретов. А с другой – закрепляло общественные нормы, показывая наглядно и буквально как «не надо». Это создавало конфликт мотивов и все дружно заходились в ритуальном смехе. Точно также работает, между прочим, и культура клоунов, трикстеров, шутов, дожившая в практически неизмененном виде и до наших времен – эстрадные юмористы, стенд-ап-камедианты, комедийные телесериалы и популярные интернет-мемы сегодня выполняют эту же социальную функцию, высмеивая социальные нормы.
- Сынок, мы давно хотели сказать тебе. Ты… радиоприёмный!
- Неее….. пшшшшшш….пшшттт…ееетттт!
Интернет-мем
” Самое важное: юмор помогает транслировать и закреплять общественные правила, одновременно снимая напряжение от запрета. Переводя социальные табу в игровую плоскость, человеку проще принять и запомнить их.
” Самое важное: cмех помогает безопасно выразить агрессивные эмоции и предотвратить ответную агрессию.
Смех как двигатель прогресса
Есть и другая любопытная точка зрения на смех. Некоторые нейрофизиологи сравнивают процессы, которые происходят в теле во время приступа смеха с процессом подготовки к умиранию. Мышцы спазмируются, логическое мышление отключается, запускается усиленная выработка эндорфинов и болеутоляющих веществ.
У такой «подготовки» может быть вполне логичное объяснение: ведь смех создает субъекивное ощущение безопасности при полной физической беспомощности. Отчего бы «на всякий случай» не подготовиться?
Кроме того смех связан с «игровым» сломом запретов. Нарушение табу чревато общественным отвержением, «социальной смертью», поэтому смех всегда возникает на субъективной границе между опасным и безопасным. А именно на этой границе и расположены возможности для дальнейшего развития.
- Давай посмотрим что-нибудь смешное?
- На жизнь свою посмотри!
Интернет-мем
В чем же эволюционный смысл «высмеивания» проблем?
Бывают ситуации, когда жизнь поворачивается неприятной стороной и все прогнозы и предположения человека о результатах его поведения оказываются неверными. Это очень неприятно.
Какой наиболее просто вывод нам подсказывает биологическая логика? Больше никогда так не делать, чтобы не было так же неприятно. Но в социальном мире такие приёмчики работают, только если есть непосредственная угроза выживанию. В остальных случаях это нецелесообразно. Ну, поссорился ты с другом, что – больше никогда ни с кем не дружить? Уволили с работы – никогда не работать? Обжегся, когда жарил яичницу – всё, больше никакой яичницы в этом доме!
Подобная блокировка перекрывает возможность к дальнейшему экспериментированию и поиску других, более подходящих вариантов поведения.
Юмор же, переводя ситуацию в игровое поле и временно «отключая» сурового «внутреннего критика», дает возможность не только «разрядить» обстановку, но и посмотреть на проблему со стороны, увидеть новые варианты реагирования, а, значит, найти решение проблемы!
” Самое важное: высмеивание проблемы – эволюционный ключ к поиску новых вариантов реагирования!
Словом, шутите на здоровье, это весело и на пользу!
21.10.2017 Автор: Евгения Пельтек, психологЧто делать, если пассивный агрессор — это ты
Если ты замечаешь, что твои собственные шутки обижают людей, но то и дело оправдываешь свое поведение тем, что «не хочешь ничего плохого», возможно, та самая пассивная агрессия стала и твоим спутником.
Очень важно понимать, что шутки, которые кажутся тебе вполне безобидными, могут быть настоящей трагедией для других людей. Мы не знаем, что происходит в душе нашего собеседника — возможно, он всеми силами пытается держаться и не упасть духом из-за проблемы, известной только ему одному. Твоя шутка, даже если она действительно кажется тебе безобидной, может пустить все эти усилия под откос, и очень сильно ранить человека.
Не пропустите Не пропуститеВсегда следи за своими словами и знай, что каждый человек ежедневно сталкивается со множеством трудностей. Пытаясь решить свои психологические проблемы и найти безопасный для себя способ выражения чувств, не усложняй жизнь другим.
Смех как часть физиологии
Если посмотреть на смех серьезными глазами физиолога, то окажется, что это непроизвольные сокращения диафрагмы и лицевых мышц, сопровождающиеся слабо контролируемой вокализацией и общим эмоциональным подъемом.
” Во время смеха работа левого полушария тормозится, а правого – активируется. Смех самым натуральным образом «отключает» критическое мышление, способность к анализу и речи. Фактически мы входим в приятное трансовое состояние, теряя связь с реальностью. Даже анекдот нормально дорассказать не получится, если рассказчика «разбирает» смех.
Американский ученый Як Панксепп считает, что смех возникает тогда, когда есть элемент неожиданности, который распознается как неопасный.
В анекдоте формируется модель реальности, которая переворачивается в самый неожиданный момент, вся прелесть щекотки в том, что вы никогда не знаете, в каком месте вас пощекочет партнер по игре. И в этом кроется еще один необходимый элемент смеха: это - социальное явление. Люди гораздо реже смеются в одиночку, чем в компании. Пощекотать себя самостоятельно невозможно, во всяком случае, вряд ли это вас развеселит. Любопытный факт: единственные кто может развеселить самого себя щекоткой – люди с расщеплением личности. Только у них есть возможность сделать это неожиданно для самого себя.
” Самое важное: смех - отличная разрядка, которая приводит организм в тонус и дарит приятные эмоции .
Смех как тормоз для агрессии
Строго говоря, у многих высших «коллективных» животных (например, у обезьян и собак) есть комплекс поведенческих реакций, который похож на наш смех. Некоторые современные ученые-эволюционисты полагают, что мы унаследовали смех и юмор напрямую от обезьян. Их «смех» - явление иного порядка, чем наш. Даже его физиология отличается от человеческой: обезьяны смеются на вдохе, а люди - на выдохе.
Тем не менее, у высших обезьян (и некоторых других животных) есть очень похожая мимика, сопровождающаяся особыми звуковыми сигналами. Эта так называемая «игровая мина» чаще свойственна молодым животным, которые приобретают и оттачивают необходимые навыки внутри стаи.
” «Протосмех» обезьян – это социальный сигнал (так называемый «релизер»), который сообщает об игровом поведении. Этим особь подает партнеру по борьбе сигнал, что нападает «не всерьез», тренируется, играет, а значит, убивать ее в ответ не надо. Люди пользуются юмором с точно такой же целью: для того, чтобы сделать ситуацию более безопасной.
Например, если человек раздражен на товарища, но не хочет «портить отношения», то вместо злого замечания или совсем уж социально неприемлемого удара кулаком, он «посылает» ему шутку.
Тогда даже если собеседник шутки не поймет и рассердится в ответ, все равно останутся пути к отступлению: «это же просто шутка! Ты что, обиделся?», которые, как и обезьяний «смех», ясно просигнализируют: «это игра, не бей меня».
Леонард: Ради Бога, мне что, надо показывать табличку "Сарказм" каждый раз, когда я открываю рот?
Шелдон: У тебя есть табличка "Сарказм"?
Комедийный сериал «Теория большого взрыва»
Выходит, эволюционно смех – не столько выражение радости, сколько способ затормозить агрессию, сделать ситуацию более безопасной. Не поэтому ли уязвимые человеческие дети смеются намного чаще, чем взрослые?
Читайте также: