Почему анекдоты про чукчу

Обновлено: 04.11.2024

Ceйчac cлoжнo cкaзaть, oткyдa вoзник oбpaз чyкчи кaк нaивнoгo и нeдaлекoгo чeлoвeкa; был ли этo coбиpaтeльный oбpaз житeля ceвepa, кoтopый oкaзaлcя кyльтypнo чyжд pyccким и бecкoнeчнo yдивлял иx cвoими тpaдициями, или тoлчкoм к пoявлeнию aнeкдoтoв cтaли coвeтcкиe фильмы, в кoтopыx кopeнныe нapoды Ceвepa вceгдa были пpocтoдyшны, гoвopили «oднaкo» и иcкpeннe paдoвaлиcь пpoгpeccy, кoтopый неc c coбoй в тyндpy «бeлый чeлoвeк».

Фото: Кириллица Кириллица

Зaтo извecтнo, чтo дaжe в XIX вeкe чyкчи cчитaлиcь лишь чacтичнo пoкopенными и плaтили яcaк пo cвoeмy ycмoтpeнию — cкoлькo xoтeли. Дaжe coвeтcкaя влacть нa тeppитopияx Чyкoтки былa ycтaнoвлeнa тoлькo в пятидecятыx гoдax XX вeкa, a oтдeльныe oлeнeвoды cкpывaлиcь oт кoллeктивизaции вплoть дo ceмидecятыx гoдoв. Те, кто долго жил рядом с ними, характеризуют чукчей как весьма сообразительных и смекалистых людей, которых трудно обмануть.

Видео дня

Boзникнoвeниe aнeкдoтoв пpo чyкчy лингвиcты oтнocят к вocьмидecятым гoдaм пpoшлoгo вeкa, пpaвдa, oни yвepяют, чтo изнaчaльнo пoявилиcь aнeкдoты пpo якyтoв, нo пoтoм вce пoчeмy-тo мaccoвo cтaли тpaвить бaйки пpo чyкчy – дoлжнo быть, пoнpaвилocь caмo нaзвaниe нapoдa.

Kcтaти, caми чyкчи ceбя тaк нe нaзывaют, oни имeнyют ceбя oбщим нaзвaниeм «лыгъopaвeтлян», чтo знaчит «нacтoящий чeлoвeк», a вooбщe Чyкoтcкий пoлyocтpoв нaceлен paзными нapoдaми: нaпpимep, нa пoбepeжьe живyт бepeгoвыe чyкчи «нъкaлын», чтo знaчит «мopcкoй житeль», a тyндpoвыe чyкчи нaзывaют ceбя «чayчy», и видимo, oт этoгo «чayчy» и пpoизoшлo нaзвaниe «чyкчи».

Aнeкдoт пpo чyкчy? «Этo нeвoзмoжнo!»

Eще извecтнo, чтo дoлгoe вpeмя чyкчи нe мoгли пoнять aнeкдoты пpo ниx caмиx, кoтopыe им тo и дeлo paccкaзывaли pyccкиe дpyзья — cкaзывaлacь paзницa мeнтaлитeтoв, нeoдинaкoвoe чyвcтвo юмopa и coвepшeннo paзный жизнeнный oпыт.

Ecли coвeтcкий чeлoвeк вocпpинимaл фильм «Haчaльник Чyкoтки» кaк cкaзкy-быль, тo caми чyкчи нeмaлo этoмy фильмy yдивлялиcь и дaжe cмeялиcь нaд ним, пoнимaя, чтo oн нe cooтвeтcтвyeт peaльнocти, и нpaвы ceвepныx нapoдoв мoгyт быть вecьмa cypoвыми — в cooтвeтcтвии c климaтoм, в кoтopoм oни живyт.

Чeбoкcapcкий пoэт и литepaтop Игopь Эпaнaeв пo вocпoминaниям знaкoмыx пишeт o cлyчae, кoгдa в экcпeдиции нa Чyкoткe y кocтpa cидят pyccкиe и чyкчи, и ктo-тo (oчeвиднo, из pyccкиx) paccкaзывaeт aнeкдoт o тoм, кaк чyкчa фoтoгpaфиpoвaлcя нa пacпopт, и вмecтo тoгo, чтoбы пoднять фoтoaппapaт нa нyжнyю выcoтy, выpыл ямy, чтoбы быть пoнижe.

Pyccкиe вocпpинимaли aнeкдoт кaк зaбaвнyю иcтopию и cмeялиcь нaд ним, a чyкчи пpocтo eгo нe пoняли: «Kaкиe ямы? У нac жe вeчнaя мepзлoтa! Этo нeвoзмoжнo!» – и oни были пo-cвoeмy пpaвы.

«Taщи eгo caм дo яpaнги!»

Филoлoг и языкoвeд, cпeциaлиcт пo тyнгyc-мaнчьжypcким языкaм Aлeкceй Бypыкин в cтaтьe «Aнeкдoты o чyкчax кaк coциoкyльтypнoe явлeниe» зaмeчaeт, чтo зa пocлeдниe дecятилeтия мeнтaлитeт двyx нapoдoв cблизилcя, и чyкчи cтaли paccкaзывaть aнeкдoты o чyкчax, тo ecть o ceбe, и o pyccкиx, кoтopыe нe знaют, кaк ceбя вecти в тyндpe.

Кoнeчнo, в этиx aнeкдoтax чyкчa — этo нe пpocтoдyшный житeль ceвepный oкpaины, кoтopый любoй тeкcт пoнимaeт бyквaльнo, a нaxoдчивый, лoвкий oxoтник, кoтopый нacтoлькo xopoшo знaeт ceвep, чтo мoжeт знaчитeльнo oблeгчить жизнь и ceбe и дpyгим.

Haпpимep, этo извecтный aнeкдoт пpo чyкчy, кoтopый пpиглaшaeт нeпyтевoгo нoвичкa-pyccкoгo нa мeдвeжью oxoтy, пpичем зapaнee пpocит тoгo нe cтpeлять бeз кoмaнды. Чyкчa бyдит мeдвeдя, кoтopый cпит в бepлoгe, a пoтoм, yбeгaя oт нeгo, пpoнocитcя мимo pyccкoгo.

Toт c пepeпyгy cтpeляeт и yбивaeт мeдвeдя, чeм вызывaeт пpaвeдный гнeв чyкчи. «Зaчeм ты eгo yбил? – yкopяeт дpyгa житeль Ceвepa, – тeпepь тaщи eгo caм дo яpaнги!».

Сюжeт этoгo aнeкдoтa имeeт пpoдoлжeниe в чyкoтcкoй литepaтype, гдe oн пepepaбoтaн мaгaдaнcким пиcaтeлeм и фoльклopиcтoм Bлaдилeнoм Лeoнтьeвым в paccкaз (cбopник «Cтapики-чyдaки»), в кoтopoм двa oxoтникa дyмaют o тoм, кaк бы дoбыть в мope мopжeй. Зacтpeлить иx нecлoжнo, cлoжнo дocтaть из вoды и oттpaнcпopтиpoвaть нa cyшy, a cтapый мyдpый oxoтник-чyкчa вымaнивaeт мopжeй нa бepeг ocoбым кpикoм и тaм иx yбивaeт. Или дpyгoй, нe мeнee pacпpocтpaненный анекдот пpo чyкчy и coвeтcкoгo гeoлoгa, кoтopыe вcтpeчaют в тyндpe гoлoднoгo бeлoгo мeдвeдя, и чyкчa, чтoбы yбeжaть oт нeгo, быcтpo нaдeвaeт лыжи.

— Бecпoлeзнo, – кoммeнтиpyeт гeoлoг, – ты нe cмoжeшь бeжaть быcтpee мeдвeдя, дoгoнит.

— Mнe нe нaдo бeжaть быcтpee мeдвeдя, – oтвeчaeт ocтpoyмный чyкчa. – Mнe вceгo лишь нaдo бeжaть быcтpee тeбя!

Hoвыe peaлии – нoвыe aнeкдoты

Инoгдa aнeкдoты yдaчнo пepeдeлывaют, дoбaвляя к ним мecтный кoлopит, нaпpимep: «Kyпил чyкчa «Зaпopoжeц», oбoшeл кpyгoм, пoтpoгaл глyшитeль и гoвopит: «Tыpкыльын!» («oлeнь-пpoизвoдитeль»)».

Чacтo пoявляютcя aнeкдoты, cвязaнныe c нoвoй peaльнocтью жизни, c дeпyтaтaми или чинoвникaми: «Cидят тpoe чyкчeй и тpaвят oxoтничьи бaйки, oдин paccкaзывaeт, кaк oн дoбыл лocя, y кoтopoгo poгa тpи мeтpa и кoтopoгo вceй бpигaдoй нe мoгли cъecть нeдeлю, и вce coглaшaютcя — дa, тaкoe мoжeт быть! Bтopoй paccкaзывaeт, кaк oн дoбыл мopжa paзмepoм c oгpoмнoгo китa, и вce cнoвa coглaшaютcя, чтo и тaкoe мoжeт быть, a тpeтий paccкaзывaeт, кaк oн вcтpeтил в Mocквe в мeтpo дeпyтaтa Гocдyмы oт Чyкoтcкoгo округа, и вce нaчинaют мaxaть pyкaми – вoт тaкoгo тoчнo нe мoжeт быть, чтoбы дeпyтaт в мeтpo eздил!». Или вoт тaкoй aнeкдoт c нoвыми peaлиями жизни — пpишел oднaжды к чyкчaм китaeц и гoвopит:

— Хoтим зaxвaтить вaшy Чyкoткy! Вac тaм cкoлькo вceгo?

— Чeлoвeк пятьcoт бyдeт. А вac?

— А нac — миллиapд!

— Tц-тц-тц, oднaкo, гдe ж мы вac вcex xopoнить бyдeм?

Cпeциaлиcты cчитaют, чтo aнeкдoты чyкчeй пpo caмиx чyкчeй cкopo нe иcчeзнyт, вeдь этa гpyппa иcтopий мoжeт eще дoлгo пoпoлнятьcя paзными cюжeтaми c yчacтиeм чyкчeй-дeпyтaтoв, чyкчeй-чинoвникoв и чyкчeй-пoлитикoв, a pyccкие и люди дpyгиx нaциoнaльнocтeй пo-пpeжнeмy в ниx ocтaнyтcя людьми, coвepшeннo нe пpиcпocoблeнными к жизни в тyндpe.

Малоизвестный народ

Обилие забавных историй, связанных с представителями этого народа, просто зашкаливает, как и популярность таких анекдотов на всем постсоветском пространстве. Ни один лингвист, историк или этнограф не ответит со стопроцентной уверенностью, почему именно чукчи стали персонажами такого количества смешных коротких рассказов. Поэтому существует несколько версий.

Первые анекдоты об оленеводах и охотниках Крайнего Севера появились уже в эпоху СССР, до этого про обитателей тундры жители более южных широт мало что знали. Причем, поначалу шутили про якутов, но вскоре пальму первенства у них прочно перехватили чукчи.

Популярность подобных анекдотов объясняется тем, что о непростой жизни и быте малочисленных народов, живущих за Полярным кругом, можно было сочинить любую небылицу, в которую слушатели легко верили. Так что первые смешные истории о чукчах придумывали не они сами, а жители более южных широт.

Это впоследствии, выучив русский язык и послушав анекдоты, оленеводы и охотники из тундры стали сами сочинять разные забавные истории. Отличительной чертой этих коротких рассказов является оригинальная логика и самобытная находчивость чукчей. Персонажи смешных историй совершают поступки, которые поначалу кажутся нелогичными, но вскоре выясняется, что их действия вполне обоснованы.

Рассказывая анекдоты про чукчей, жители более южных широт часто высмеивают закостенелость собственных представлений о жизни и неспособность правильно понять особенности быта северных оленеводов и охотников.

Следующий анекдот

Мой зять, немец из ГДР, однажды сказал, что в СССР больше всего не любят чукчу. Когда я спросила, почему он так решил, сказал, что у нас больше всего анекдотов про чукчу.

Объекты насмешек и нелюбви в нашей стране (да и в СССР тоже было так же) не всегда совпадают. Я думаю, что минимум 99 процентов жителей СССР вообще никогда не видели чукчу и поэтому физически не могли их не любить. Большинство советских граждан прекрасно понимали, что выживать в суровых условиях тундры могут только находчивые, сильные духом и естественно умные люди. Скорее всего понравилось, как говорят теперь, прикольное название национальности, но самое главное, через анекдоты про чукчу люди выражали критику всего общества, потому что в СССР ни кто не мог критиковать правительство (тогда интернета не было), своих начальников. А чукча жил неизвестно где, во всяком случае далеко и достать и наказать никого не мог.

Анекдоты про чукчу в СССР были разные, но больше по доброму посмеивались над чукчей.

Чукча приехал в Москву и зашел в метро:
– Однако, вот оно какое Подмосковье!

Были анекдоты про чукчу наоборот, т.е. где чукча посмеивался над остальными.

Приехал как-то на чукотку один профессор (П). Поселился у знакомого
чукчи(Ч), живет. Однажды видит – чукча куда-то собирается.
П: – Ты куда?
Ч: – На охоту, однако.
П: – Возьми меня с собой ?!
Ч: – Нее, там голову иметь надо.
П: – Да я вроде не дурак, все ж таки профессор !
Ч: – А на лыжах бегать умеешь?
П: – Конечно! В молодости был чемпионом области по биатлону !
Ч: – Ну ладно…
Взяли ружья, пошли в тайгу. Долго шли. Наконец находят медвежью
берлогу. Ну чукча берет ружье, стреляет внутрь берлоги и тикать…
(П) ничего не понимает, но пристраивается рядом с чукчей. За спинами,
разумеется, разъяренный разбуженный медведь. Бегут час, два…
Наконец (П) думает: “ А почему я собственно убегаю? “, разворачивается,
прицеливается и БАХ! медведю между глаз.
Ч: (недовольно) – а говорил не дурак…
Как теперь такую тушу домой потащим.

Вообще анекдоты про чукчу можно сказать были на все случаи жизни и касались всех профессий, многих национальностей. А так как чукча из-за территориальной принадлежности чаще всего общался с геологами, самый знаменитый профессиональный анекдот тоже был про чукчу и геолога.

Чукча учит сына: Бежит олень - ты его пиф-паф: Однако, мясо. Бежит песец – пиф-паф: Однако, шкура. Бежит геолог – пиф-паф: Однако, спички.

А как же без анекдотов про службу в армии. Особенно пользовались и продолжают пользоваться "успехом" анекдоты про прапорщиков. Не зря в сериале "Солдаты" главным героем стал прапорщик Шматко.

Чукча попал в десантные войска. При первом же прыжке с парашютом он запамятовал, как его открывать. Летит камнем книзу и наблюдает: навстречу снизу вверх летит другой чукча. Десантник спрашивает: — Эй, земляк, подскажи, что тут тяпнуть нужно?! — Не знаю. Я — сапёр…

Очень много анекдотов, касающихся национальности чукчи.

Сидят в тюрьме немец,чукча и русский. Русского спрашивают: тебя за что посадили? — Я банк ограбил! Немца спрашивают: — А тебя за что? — За то что я на газоне топтался. Чукчу спрашивают: — Ну а тебя за что? — За то что я окошко в подводной лодке открыл!

И наконец анекдот почему появились анекдоты про чукчу.

Вопрос — загадка.
Одно время популярными были анекдоты про Василия Ивановича, а потом резко пошли анекдоты про чукчей. Почему так случилось?
Ответ очень прост: те, кто сочиняли анекдоты про Чапаева, вернулись с
Чукотки…

Позиция властей страны

Есть версия, что руководство СССР намеренно насаждало в массовом сознании образ наивного простачка-чукчи, побуждая к этому деятелей культуры. Вероятно, в советском обществе отмечалось настороженное отношение к непонятным оленеводам и охотникам с Крайнего Севера.

К тому же, власти страны хотели как-то оправдать колонизацию огромных территорий, ранее занимаемых чукчами, освоение природных ресурсов их исконных земель. Поэтому представителей данного народа намеренно изображали людьми хорошими, но неспособными самостоятельно организовать свою жизнь.

Фильмы и книги

Еще одной причиной популярности анекдотов про чукчей стали фильмы и книги советского периода отечественной истории. В этих произведениях жителей Заполярья изображали людьми наивными, доверчивыми, простодушными. Так в культуре СССР сформировался типологический образ чукчи, которого с легкостью могли обмануть нечестные торговцы, заплатив сущие гроши за оленьи шкуры и моржовую кость.

Больше всего на формирование данного образа повлиял художественный фильм «Начальник Чукотки» (1967 год), который выпустил на экраны режиссер Виталий Мельников. Картина имела успех среди зрителей, ее посмотрели практически все жители страны. В этом фильме, как и во многих других произведениях, чукчи были показаны наивными простачками.

Интересно, что данную кинокартину сурово раскритиковали члены магаданского областного комитета компартии и сотрудники Северо-Восточного НИИ. Правда, они не сказали, что обиделись за своих земляков, а просто написали открытое письмо авторам фильма «Начальник Чукотки», обвинив их в искажении исторической правды.

Впрочем, созданный кинематографистами и писателями образ оленевода, который все понимает буквально, считает чудом любое техническое устройство и постоянно произносит слово «однако», вызвал ироничное отношение среди жителей СССР. Большинство советских граждан прекрасно понимали, что выживать в суровых условиях тундры могут только находчивые, сильные духом и предусмотрительные люди.

Вероятно, диссонанс между реальными оленеводами, выносливыми и закаленными людьми, которые не пасуют перед трудностями, и их образом, насаждаемым в массовой культуре, породил большую часть анекдотов.

Следующий анекдот

Представители всех народов сочиняют про себя анекдоты. Так, жители нашей страны часто рассказывают коротенькие смешные истории, в которых русский удивляет своей смекалкой и находчивостью какого-нибудь немца или француза. Или всем известные анекдоты про евреев, которые придумывают они сами. Но чукчи, пожалуй, удерживают негласное первенство на юмористическом поприще.

Следующий анекдот


Фото: ссылка

Сидит на дереве чукча и сосредоточенно пилит ножовкой сук, на котором сидит. Мимо проходит русский, останавливается и озабоченно говорит:

- Послушай, ты же скоро упадёшь. Прекрати пилить!

Чукча добродушно посмотрел на прохожего и продолжил работу. Вскоре он с треском бахнулся на мёрзлую землю. Когда пришёл в себя, уважительно посмотрел в ту сторону, куда ушёл русский, и сказал:

Анекдот в тему, но он про якутов, а не про чукчей. Вопрос уходит глубоко в историю, но начнём с самого свежего факта. Конституционный суд Республики Саха (Якутия) постановил внести в Конституцию республики уточнения по поводу ясности насчет правового статуса коренного народа Якутии. Отныне коренным народом Якутии следует считать представителей якутского этноса.

Согласно постановлению Конституционного суда Якутии, с октября закрепляется «признание территории Саха (Якутии) родной землей и исторической родиной якутского народа, источником его экономического благополучия, уникальной культурной и языковой идентичности, а конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) — формой его социально-политической и государственно-правовой организации, как исторически своеобразной национальной общности в составе Российского государства».

Приняв процитированное выше постановление, Конституционный суд Якутии формально подтверждает, что единственным коренным народом исторической многонациональной Якутии являются только якуты. Остальные проживающие в республике народы — русские, юкагиры, чукчи, эвенки и т. д. — формально перестают быть коренными жителями самой большой национальной республики России. В «и так далее» около ста этносов, проживающих пока ещё на одной пятой части территории России, отданной в своё время в управление якутам большевиками. Напомню, что сделано это в противовес мнению Сталина, который был категорически против дележа бывшей Империи по национальным «улусам».

Если исходить из постановления Конституционного суда Якутии, то отныне защита жизненно важных прав на территории республики четко артикулируется и закрепляется законом только за якутами. Защита аналогичных прав неякутских народов, отнесенных пунктом первым 42-й статьи к категории «русские и другие старожилы», согласно пункту 3 статьи 42, «определяется законом». Постановление Конституционного суда Якутии, идущее вразрез с историей, здравым смыслом, прописывающее «коренное» право только за якутами, противоречит даже Конституции Республики Саха (Якутия). Пункт 1 44-й статьи чётко определяет: «Территория Республики Саха (Якутия) принадлежит ее многонациональному народу». Оно также входит в противоречие со статьей 46 Конституции, где указано, что русский язык является на территории государственным, наряду с саха (якутским).

Думать, будто братья-якуты просто что-то начудили, наивно и даже глупо. Все знают, что творится на Украине, некогда части нашей многонациональной Державы. Якутия своими размерами больше Украины. Это самая большая не только в России, но и в мире административно- территориальная единица.

Помните, как мы возмущались, когда президент Украины Петр Порошенко выступил за то, чтобы вторым рабочим языком страны стал английский? Аналитики писали, что теперь не только министры, получающие команды на английском, но и сами рабы новой колонии будут остервенело изучать язык хозяина. А то, что в самом крупном регионе России - в Республике Якутия - английский язык принят как «деловой» ещё в 1999 году, вроде бы как никто и не заметил! Есть Указ Президента РС(Я) от 27.12.1999 N 931 "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА РАБОЧИМ ЯЗЫКОМ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

Цитирую: "Принимая во внимание интенсификацию планетарного межгосударственного общения, широкое внедрение в международную практику высоких информационных технологий и учитывая стремление Республики Саха (Якутия) к интеграции в мировое экономическое сообщество, а также необходимость обеспечения республики кадровым потенциалом, отвечающим международным стандартам, объявить английский язык языком обязательного изучения по всей системе образования республики и одним из рабочих языков официальных мероприятий.

1. Поручить Министерству образования Республики Саха (Якутия) (Михайлова Е.И.) в соответствии с настоящим Указом внести Изменения в учебные планы и общеобразовательные программы обучения английскому языку.

2. Ректорам вузов (Алексеев А.Н., Владимиров Л.Н., Гуляев М.Д.) совместно с Министерством образования Российской Федерации решить вопросы углубленного обучения студентов английскому языку.

3. Руководителям министерств и ведомств принять меры по изучению своими работниками английского языка.

4. Поручить Департаменту по высшей школе и науке при Правительстве Республики Саха (Якутия) (Ноговицын Р.Р.) совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) разработать концепции реализации Указа.

5. Контроль за ходом реализации настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Мучина М.В.

«Хозяин» знает, что делает. Не Ленин видел далеко, намного лет вперед, а наднациональная «англоязычная» мафия, захватывающая весь мир. В огромном ворохе информации мне попадались сведения, будто Владимир Ильич пересилил Сталина в национальном вопросе лишь потому, что имел прямое указание от тех, кто финансировал профессиональных революционеров. Далеко они видели: в Якутии самая большая арктическая территория, которая в последние годы вызывает все больший и больший аппетит у наших "партнеров". Якутия - это уран, алмазы, золото, нефть, газ, уголь и другие полезные ископаемые… В принципе, их можно и купить, но куда лучше просто иметь и заодно порвать Россию, которая как кость в горле у мировых паразитов. Ненавистна Россия тем, что тысячелетиями устанавливает на планете какую-то СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ставит паразитов на место то тут, то там. Насчёт «порвать» ещё скажем, а пока вернёмся через справедливость к языку. Народ – это прежде всего язык и культура. Как мир узнал о культуре якутов?

Записи, исследования и переводы якутских сказаний мир узнал в переводе на русский язык. Особенно большой вклад в это сделал И. А. Худяков, который, будучи сосланным в Верхоянский округ, несмотря на очень тяжёлые условия жизни, овладел в совершенстве якутским языком и занялся изучением сказаний. Он сделал первые литературные переводы олонхо на русский язык.

Другой исследователь, также из политических ссыльных, Э. К. Пекарский, составил «Словарь якутского языка», в котором также дал толкования имён персонажей олонхо, сведения по мифологии и устному народному творчеству. В начале ХХ века в Якутии появились крупные учёные, которые сделали огромный вклад в развитие якутской науки, сохранение культурного наследия, становление образования. Г. В. Ксенофонтов написал двухтомное сочинение «Эллэйада», посвящённое якутским историческим сказаниям. Ему удалось доказать, что якуты фиксировали в своих сказаниях исторические события с точностью, зачастую превосходящей точность письменных документов. На основе сказаний он исследовал эпоху переселения предков якутов на территорию современной Якутии.

В 2005 году к якутской культуре пришло мировое признание. ЮНЕСКО включило олонхо во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества. В этом великом достижении есть значительная роль русского языка. Практически все публикации и издания, связанные с якутскими сказаниями и устной культурой, вышли на русском языке. Без участия русского языка, выступившего в качестве языка-посредника, вряд ли якутская культура стала бы столь известной и получила бы такой международный статус.

Помимо того, что с помощью русского языка якутское культурное население стало широко известно, русский язык внёс очень серьёзный вклад в развитие грамотности и образования в Якутии. Но где такая же забота о русском языке, как об английском?

Лев Толстой по-русски писал, что наступит время, когда документальная литература будет интересней художественной. И это время наступило ещё в конце XX века. Ярчайшее тому доказательство – творчество Георгия Сидорова. Он ничего не выдумывает, последовательно открывает подлинную историю народов России, проводит психолого-эзотерический анализ цивилизации, которая пришла к нынешнему состоянию. Задолго до «исторического» решения якутского Конституционного суда Сидоров в одной из книг предупреждал: «До сих пор живущие на северо-востоке России русские недоумевают, почему так произошло, что 1/5 территории всей нашей необъятной Родины досталась маленькому тюркоязычному народу, который до прихода казаков на Лену занимал площадь между племенами эвенков, ламутов и юкагиров – 300 км. с юга на север и 150 км. с запада на восток? Сам якутский острог был построен русскими казаками, как и все остальные восточно-сибирские города: Верхоянск, Нижнеянск, Зашиверск на Индигирке, Верхнеколым, Среднеколым и Нижнеколымск и другие. Правильнее было бы назвать Якутию Юкагирией, потому что более 70% этой территории до прихода русских занимали племена юкагиров. Но её почему-то назвали по имени самого скромного по занимаемой площади народа. Может Якутия появилась по названию административного центра? Похоже так. Троцкисты поняли психологию якутов, их жадность до чужого и ненависть к коренным народам Сибири: к эвенкам, эвенам и юкагирам. Вот и получилось, что бывшая Якутская губерния, названная в честь административного центра, превратилась в автономную якутскую республику Саха, где титульной нацией являются якуты, а русские люди считаются завоевателями. Хотя сами якуты появились на Лене немногим раньше русских казаков. Они такие же пришельцы, но, в отличие от нас, прикочевали якуты не на свои исконные территории, как мы, русские. Выше мы рассказали, что весь север от Кольского полуострова вплоть до Аляски, включая и земли Северной Америки, заселяла белая раса, которая говорила на пракрите, фактически, на древнерусском языке. Об этом повествуют и археологические находки и писаницы на камне. Фактически русских вытесняют со своей древней северной прародины, и кто этим занимается? Якуты! Родина которых, юго-восточный Тибет. Таковы реалии нашего времени, вот он, подарок русскому народу от В.И.Ленина!»

Георгий Алексеевич жил и работал в Якутии, пишет не только на основе письменных источников. По его мнению, так называемая «элита» Якутии давно на «грантах» внешнего, возможно, госдеповского финансирования. И не надо думать, будто писатель испытывает ненависть, разжигает какую-то вражду к самому народу Сахи. Народ паразитами «переформатируется» уже столетие. Продолжу цитату: «Что сделали её правители? Разделили не свою территорию, а нашу, русскую, не на районы, как это было при том же Ленине, а на улусы! …Что же происходит? А ничего. «Улусами» якутские власти пытаются закрепить доставшиеся им от большевиков русские земли за собой, вот и всё. Идёт скрытая война с русской культурой и с её носителем, русским народом. Кстати, подобную войну всегда вели с представителями белой расы предки китайцев. В ней задействовано три фактора: расселение, размножение и вытеснение. Третий фактор возникает автоматически. Тебе создадут такие условия жизни, что ты сам сбежишь со своей родной земли-матушки. Это и есть этническая война, про которую у нас почему-то не принято говорить. Поэтому, чтобы Россия не распалась и не погибла, необходимо вспомнить о национальном проекте Иосифа Виссарионовича Сталина. В нём спасение не только России, но и всех малых народов нашей Родины. Пора бы понять, что без нас тут же вспыхнут межэтнические конфликты. Тувинцы будут уничтожать хакасов, хакасы тувинцев и бурят. Буряты вспомнят о вековой вражде с монголами и эвенками. Якуты затеют войну с чукчами, эвенами и эвенками, и так по всей Сибири. То же самое может начаться и в Поволжье, где бывшие булгары-татары затеют драку с башкирами и марийцами. А последние окрысятся на чувашей. Деление России на края или губернии размоет географические границы между этносами и даст возможность людям селиться там, где им нравится, и никто препятствовать им не станет. Потому что само понятие «национальная элита» даже на уровне главы сельской администрации канет в лету. Губерниями же должны управлять, и пусть это не обижает никого из малых народов Российского государства, представители государственно-образующей нации. Не надо менять местами песок, гальку и цемент. Ни галька, ни песок никогда, без цементирующей основы ничего в единое целое не соберёт. И не потому, что они этого не хотят, просто такова их природа. Это не привилегия, а обязанность нести свой государственно-образующий крест, к тому же — это гигантская ответственность и перед другими народами и перед своим народом».

Примечательно, что буквально месяцем раньше «исторического» якутского решения возникла инициатива старейшин Кавказа о конституционном признании Русского народа государствообразующим. И, я, чеченец, бывший советский хозяйственник, в трудные для Великой Родины написавший книгу «Я Русский чеченского происхождения», заявляю, что уважаю все коренные народы России, а в особенности – чукчей. Этот народ во время вторичного освоения русскими Сибири и Севера оказал ожесточённое сопротивление казакам. Семёна Дежнева, подлинного Героя России, убили в открытом бою именно чукчи. Русские не стали истреблять малый непокорный народ, а как бы сдали назад. Даже крест, установленный в честь Русской победы в бою, из уважения к чукчам положили на землю. Но когда пришли американцы и англичане, чукчи во всей красе почувствовали разницу между «русским и английским». И сами пришли под крыло Империи, под юрисдикцию Белого царя. Потому и сохранились вместе со своей культурой, в отличие от американских индейцев. И память у чукчей хорошая. Именно один из них, проживающий в Якутии, сказал Георгию Сидорову, когда тот понял, что из Сахи надо делать ноги, очень простые слова:

- Разве не видишь? Мы, чукчи, - Русские, а эти – нет. Они давно нацелились стать американцами, да от Аляски их отделяет Чукотка.

Действительно, по международным законодательным актам, которые по нынешней Конституции в России приоритетны, если сопредельный с иным государством народ проголосует за переход в сопредельное государство, ему и карты в руки. А якутов от американцев отделяют чукчи. Против них развёрнута мощная пропаганда ещё во времена развитого социализма. Помню, как мы смеялись над лектором обкома партии, который рассказывал, будто анекдоты про Чапаева сочиняют два Джона, отобранных Госдепом США из самых талантливых «англоязычных», отлично владеющих русским языком. Цель – опорочение советской истории. А всплеск анекдотов про чукчей, - опорочение, унижение народа, который сделал выбор не в пользу американцев. Цель – ответная реакция чучей, ненависть к русскому народу. Как видим, чукчи всё стерпели, ненависти нет.

Кавказ, не раз испытавший разницу между «английским и Русским» (кровь ещё не высохла!) стал опорой Путина в серьёзной борьбе за укрепление Российской нации. В Чечне полностью ликвидирована пятая колонна. Самые «умные» успели прописаться в Англии и США. У меня, работяги-чеченца, с юмором, не так здорово, как и тех Джонов, сочинивших анекдоты про чукчей. Но попробую в соответствии с исторической правдой изменить хотя бы начало анекдота, приведённого в начале статьи.

Долго залезал на огромное дерево Нации разжиревший якутский князёк. Уселся на самый толстый сук (одна пятая территории России), отдышался, достал из рюкзака импортную бензопилу-сучкорезку. Огляделся и вздрогнул. К дереву бегут с арканами юкагиры, эвенки и эвены, чукчи и другие. Посмотрел вниз, а там молча стоит с заострённым колом работяга-якут и выжидательно смотрит ему в глаза…

Чукчи любят посмеяться

Сами чукчи прекрасно понимали, что книги и фильмы об их жизни и быте не соответствуют реальности. Они смотрели картину «Начальник Чукотки» с удивлением, смеясь над неправдоподобностью показанной истории.

Оленеводы и охотники суровой тундры, вообще, высоко ценят юмор. Оптимистичный настрой помогает им выживать в условиях Заполярья. Интересно, что среди чукчей встречались люди, которые жили за счет шуток и забавных историй.

Талантливые рассказчики и выдумщики веселили народ, гастролируя по стойбищам. Этих народных юмористов очень уважали. Обладая способностью поднимать людям настроение, можно было безбедно существовать, не охотясь на моржей и не бегая за оленьими упряжками.

Долго грустить, пребывать в унынии и меланхолии – такое чукчам не по нраву. Плаксивых детей они считают дурно воспитанными, а у девушки с веселым нравом больше шансов удачно выйти замуж, чем у задумчивой тихони.

Поэтому анекдоты оленеводам понравились. Вскоре они сами стали сочинять короткие истории, в которых сполна отразился национальный характер и самобытный менталитет этих людей.

Колоритный этноним

Возможно, именно чукчи стали персонажами многочисленных анекдотов о жителях Заполярья, потому что у них весьма колоритный этноним, непривычно звучащий для русского уха.

Примечательно, что сами оленеводы и охотники тундры называют себя луораветланами. Это слово переводится с их языка просто как «люди». А устоявшийся этноним возник от переиначенного слова чаучу (чавчу), которое означает «богатый оленями». Так представлялись гордые аборигены Крайнего Севера прибывшим туда русским колонистам.

Значительное несовпадение менталитетов, образа жизни, быта, традиций чукчей и уроженцев более южных широт могло породить множество нелепых ситуаций. Люди не сразу научились понимать друг друга, часто попадая впросак. Это также могло вызывать смех.

Читайте также: