Откуда пошли шутки про блондинок
Обновлено: 04.11.2024
Вычитал я где-то подобную инфу, не ручаюсь за правдивость, но звучит логично.
На самом деле, образ глупой блондинки из народных стереотипов не исчерпывается лишь цветом волос. Кто обычно эта блондинка? Модница. Охочая до денег и новых шмоток, да еще и глупая.
До определенного момента, стереотипа о глупых блондинках не было. Он появился после того, как в прошлом веке одна светловолосая женщина возымела большой успех у мужского (да и не только) населения планеты. Мэрилин Монро. Вслед за ней множество модниц стали перекрашиваться в блондинок. Оттуда и пошел стереотип.
Следующий анекдот
Казалось, что ставшая классикой история самой знаменитой «блондинки в законе» Элен Вуд давно поставила точку в споре об умственных способностях светловолосых людей. Но анекдоты о глупых блондинках продолжают засорять медиапространство и усложнять девушкам жизнь. Наверное, отказаться от стереотипа, складывавшегося на протяжении многих веков, не так-то просто. Как бы не так. Миф о слабых умственных способностях блондинок намного моложе, чем нам кажется.
И небо голубее, и трава зеленее, и блондинки — умнее. Как же было раньше?
Видео дняНа протяжении всей своей истории европейская цивилизация восхваляла людей со светлыми волосами. Их обладателей считали сильными и мудрыми и приписывали им лидерские качества. Даже в первобытном обществе блондинок считали красивее брюнеток и шатенок, и указывает на это сам факт их существования в наше время. Светлые волосы (и зачастую идущие «в комплекте» голубые глаза) являются рецессивными признаками и легко перекрываются любым другим более тёмным и «сильным» цветом. Если бы наши предки относились к блондинкам предвзято и считали их глупее остальных, за сотни тысяч лет эволюция просто вытеснила бы их из круговорота генов. Блондинов всегда было меньше, но их привилегированное положение давало им возможность быть более осмотрительными и придирчивыми в выборе партнёра, ведь недостатка в предложениях у них никогда не было.
В Древней Греции и Риме к блондинкам тоже относились с уважением и почётом и считали их эталоном красоты. Достаточно вспомнить хотя бы светлые кудри богини Афродиты. Существуют свидетельства того, что женщины той эпохи специально подолгу находились на солнце, подставляя лучам смазанные уксусом, углём или козьим жиром волосы, чтобы те стали светлее. Отсюда, кстати, и берёт начало миф о глупых блондинках, но для начала — только о крашеных. Женщин, пытающихся осветлить волосы, осуждает, например, поэт Проперций в своих Эллегиях, считая их желание бесполезным и поверхностным.
Что же изменилось?
Сам миф о «тупых блондинках» появился относительно недавно — примерно в начале 19го века. В 1868 году британские танцовщицы бурлеска (позже ставшие известными как British Blondie) показали на сцене Нью Йорка вариацию мифа о греческом боге Иксионе. Моралистов возмутило то, как 4 талантливых девушки-блондинки растрачивали свои способности, скача по сцене в одних колготках и демонстрируя зрителям только свои прекрасные тела. Но постановка стала настоящей сенсацией и быстро приобрела популярность, заработав себе армию не только поклонников, но и подражателей.
Джоанна Питман утверждает, что миф о глупых блондинках возник ещё раньше, благодаря Розали Дюте — французской куртизанке, высмеянной за свою простоту в пьесе «Les Curiosités de la foire» 1775го года. Но та постановка не имела большого успеха, а сама Дюте упоминается в работах многих авторов-современников, так что в этом случае мы можем говорить только о прообразе мерзких шуток.
Как бы то ни было, следующий и самый серьезный удар по образу блондинки в культуре нанесла книга Аниты Лус «Джентльмены предпочитают блондинок», позже превратившаяся в бродвейскую постановку и получившая две экранизации, в самой известной из которых роль главной героини досталась Мэрилин Монро (кстати, брюнетке от рождения). Расчетливую блондинку Лорели Ли сложно назвать совсем уж глупой, но её погоня за лёгкой жизнью и умение добиться своего с помощью милой внешности укрепила в головах зрителей связь между светлыми волосами и легкомыслием. С тех пор образ глупой блондинки кочует из фильма в фильм и исчезать пока, к сожалению, не собирается.
Как же на самом деле?
Многочисленные исследования показали, что нет никакой связи между цветом волос и когнитивными способностями человека. Осветлители и краска тоже не оказывают на нас никакого воздействия. А вот восприятие человека окружающими от цвета его волос всё-таки зависит. В 1999 году университет Ковентри показывал мужчинам и женщинам фотографии 4х человек с разным цветом волос (платиновый блонд, естественный блонд, каштановый и рыжий соответственно). И мужчины, и женщины (но в основном мужчины) оценивали женщину с платиновыми волосами глупее остальных, а обладательницу естественного оттенка описывали словом «популярная». Загвоздка была в том, что на фотографии, показываемой испытуемым, изменялись только парики. Сама же модель оставалась прежней.
Учёные установили также и связь поведения человека со стереотипами, которое навешивает на него общество. Оказалось, что миф о глупости блондинок в первую очередь поражает их самих. Немецкие исследования 2004го года показали, что блондинки, которым перед выполнением задания читали сборник соответствующих шуток, справлялись с тестом медленнее тех, кому такой сборник не вручали. Во всём виноваты самооценка и уверенность в себе. Люди, огражденные от осуждения их цвета волос, оставались уверенными в своих способностях и проблем с решением не испытывали. А те участницы, которым перед выполнением задания «напомнили», что они блондинки, и потому должны быть глупыми, тратили больше времени, сомневаясь в правильности своего решения, подсознательно стараясь соответствовать тому образу, который им транслировали анекдоты.
Впрочем, с негативной оценкой личности сталкиваются не только обладательницы светлых волос. Помните же, что брюнетки стервозны, а у рыжих «нет души»? Обладательниц более экзотичных цветов волос (голубых, например) и вовсе обвиняют в испорченности вперемешку с инфантильностью и эгоизмом. Как и миф о глупости блондинок, эти слова не имеют никакого подтверждения, но сильно портят жизнь каждой девушке, у которой секундочку, есть волосы? Так если общество в любом случае найдёт, к чему придраться, стоит ли терпеть эти глупые шутки и позволять им разрушать нашу уверенность в своих силах?
Следующий анекдот
Анекдоты про блондинок являются довольно молодым детищем фольклора: по мнению ученых, они берут свое начало в анекдотах про глупых людей, а также в анекдотах про национальные и этнические группы и меньшинства . Социологи и филологи считают, что первым прототипом анекдотической глупой и вульгарной блондинки стала героиня французской пьесы второй половины XVIII века, а типаж голубоглазой светловолосой женщины был узнаваем и любим на территории Европы.
Однако, пока историки культуры разыскивают корни этого стереотипа в эпоху театров, социологи и филологи уверенно утверждают, что особую популярность персонаж получил благодаря развитию массовой культуры .
В русский язык анекдоты о блондинках пришли в начале 2000-х, а в США они появились вскоре после 1930-х годов , когда на большом экране появились кинодивы Джин Харлоу, Лана Тернер, Бетти Грейбл, Джейн Мэнсфилд и образ блондинки активно развивался в киноиндустрии. К появлению на экране Мэрилин Монро основные типажи уже сформированы.
Аннет Кун, британская писательница и историк культуры, выделяет три основных типажа блондинок, сформировавшихся в американской киноистории:
«Хичкоковская блондинка» — холодная, сдержанная, утонченная. Такие героини встречались в жанрах нуар («Не тот человек») и триллер («Дурная слава»). На экранах в этом образе блистают Грейс Келли, Ким Новак, Ингрид Бергман.
«Секс-бомба» — веселая блондинка с взрывной сексуальностью, обворожительная и привлекательная для богатых мужчин. В этом образе предстают Брижит Бардо, Мэрилин Монро, Лана Тернер.
«Глупая блондинка» — наивная, нерациональная, все еще вызывающе сексуальная и гламурная. Это Мэрилин Монро в «Как выйти замуж за миллионера», Мари Уилсон и Мейми Ван Дорен.
Анекдотический образ появился благодаря тому, что женщинам стало доступно осветление волос и появилось множество старлеток, подражавших кинодивам и грезивших о славе, а одновременно с этим в СМИ просачивались стереотипы о глупых женщинах, которыми пытались сдержать быстро происходившую эмансипацию. Вряд ли чей-то злой умысел намеренно штамповал злобные анекдоты, героиня современного фольклора появилась практически случайно и естественно.
Почему, когда блондинка покупает молоко, она открывает его сразу в магазине? Потому что там написано «Открывать здесь».
В России анекдоты про блондинок появились как переводы англоязычных шуток уже после перестройки , а их предшественницей филологи называют Эллочку-людоедку из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Та самая помешанная на гламуре модница, которой доступны блага НЭПа, она словно переродилась в начале 2000-х в собирательный образ жены олигарха или секретарши. Если рассматривать образ анекдотической блондинки в России, то в 2000-х она выросла из смеси анекдотов про женскую логику, чукчу и других персонажей-дураков.
Следующий анекдот
Одно время, этот стёб над блондинками был очень популярен.
Каждый день создавались сотни анекдотов про блондинок. Над ними шутили везде: в интернете, в телевизоре, в КВН, в жизни.
Даже если это не твой натуральный цвет, ты все рано тупая.
Как только тебе вдруг захотелось сталь обладательницей светлых волос, то сразу готовься слушать насмешки в свою сторону.
Это здорово — быть блондинкой: с таким низким уровнем ожиданий легко произвести впечатление. с Памела Андерсон
Приключения предпочитают блондинок. Цитата из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история»
— АЛЛО… Такси? Я уже полчаса жду машину АПЕЛЬСИННОГО цвета. …
— Девушка, вы блондинка что ли. Вас уже полчаса ожидает ОПЕЛЬ СИНЕГО цвета .
Умная блондинка смотрит на табачный киоск:
- Интересно, почему на сигаретах пишут "Легкие", а на алкоголе не пишут "Печень"?
Блондинка в магазине:
- Продавец, скажите, в чём разница между этими телефонами?
- Разница между этими телефонами в том, что вот это мр3-плеер, а это фотоаппарат.
И таких шуток миллион.
Некоторым девушкам это вообще никак не мешает жить, а некоторым даже нравится. Всегда можно сказать: "Я же блондинка" и сразу ряд вопросов отпадает.
Эта цитата вообще сейчас как никогда актуальная:
Если парикмахерские не откроются в течение месяца, то 90% блондинок исчезнут с лица Земли!
Есть даже дата в календаре "Всемирный день блондинок" и отмечают каждый год 31 мая.
Так откуда же пошла такая нелюбовь к блондинкам, рассказываю дальше.
1. Появилась краска для волос.
Волосы красили еще до нашей эры.
Но как только произвели краску для волос, которая не сжигала волосы, а пигмент проникал в структуру волоса, что давала цвет и стойкость, то тенденция по изменению цвета набирала популярность. Такая краска была изобретена в начале 20 в, а именно в 1907 г.
2. В моду вошёл светлый цвет волос благодаря знаменитым на то время личностям.
Мода на смену цвета волос появилась, после того как знаменитости стали прибегать к такому способу преображения, тем самым популяризируя это среди простого населения.
Знаменитых блондинок в 20 веке появилось масса. Это:
Джейн Мэнсфилд Американская киноактриса, неоднократно появлявшаяся на страницах журнала Playboy, наряду с Мэрилин Монро была одним из главных секс-символов 1950-х годов.
Мэрлин Монро - эта блондинка в представлении не нуждается.
Лана Тернер Американская актриса, во время Второй мировой мечтой американских солдат.
Не все блондинки они отличались умом.
Доля осветленных барышень росла, а среди них числились девушки с разным уровнем сообразительности.
Поэтому, кто-то, когда-то тупанул, а кто-то, когда-то это подхватил, пошутил и понеслось. Кто на что горазд. Через разные трансляции, из уст в уста.
Кто был первым уже не понять, но факт остается фактом. Такое на ровном месте не рождается.
Но, это очередной хайп, который и породил МИФ.
И все мы сейчас знаем, что блондинки не тупые. И уровень IQ не зависит от цвета волос. Есть огромное количество умных женщин как крашеных, так и с натуральным, светлым цветом волос, которые развеяли все сомнения на счет умственных способностей. Среди них много ученых, адвокатов, политиков, врачей, нобелевских лауреатов.
Среди знаменитых умных блондинок можно отметить:
Ангелу Меркель - канцлер ФРГ
Хиллари Клинтон - госсекретарь США
Мэри Кэй - основательница всем известного бренда косметики
Джулиана Роулинг - писательница, создательница истории "Гарри Поттера"
Шерон Стоун - актриса, красивая и умная. Её уровень IQ больше 150. Прежде чем стать актрисой, получила диплом факультета искусств и филологии в одном из престижных университетов мира.
Мадонна - певица, поп дива. IQ свыше 140. Её тоже считаю легендарной женщиной, которой хватило сил и ума оставаться популярной до сей поры.
Борьба со стереотипами
По мере развития культуры волна анекдотов о блондинках начала видоизменяться. Например, в некоторых анекдотах блондинка перестает быть непробиваемо глупой и вырастает до образа везучего и даже хитрого шута.
В самолете на соседних креслах — блондинка и адвокат. Лететь долго.
Блондинка молча отворачивается и смотрит в иллюминатор.
Адвокат — блондинке: «Давайте я вам задам вопрос. Если вы не знаете ответ, вы мне даете 5 долларов. Потом вы мне задаете вопрос, если я не знаю ответ — я даю вам 500 долларов».
Блондинка соглашается.
Адвокат: «Каково расстояние от Луны до Земли?» Блондинка молча отдает ему 5 долларов.
Блондинка: «Кто поднимается в гору на трех ногах, а спускается на четырех?»
Проходит два часа. Адвокат обзвонил всех друзей, перерыл интернет, ответа найти не может. Делать нечего, отдает блондинке 500 долларов и спрашивает: «Кто это?» Блондинка молча отдает ему 5 долларов и отворачивается к иллюминатору.
Уже в начале 2000-х в США новым витком нарратива о глупых блондинках стали меташутки — когда люди начали шутить над стереотипами о блондинках. Героинями таких меташуток были сами блондинки: например, в фильме «Блондинка в законе» героиня Риз Уизерспун показана как стереотипная гламурная девушка, однако она обладает эрудицией и эмпатией, которые уверенно разбивают стереотип.
Такая метаморфоза персонажа была отчасти вызвана усилением феминистического движения и , которые, в свою очередь, наложили табу на шутки, связанные с внешностью. На сегодняшний день с помощью (мета)шуток и культуры отмены современное общество ведет борьбу со стереотипами о внешности, возводя анекдоты о блондинках в категорию guilty pleasure.
Читайте также: