Осси и весси анекдоты

Обновлено: 13.05.2024

Есть две противоположные группы. Ключевое для тропа когда эти группы выставляют все своей напоказ и конфликтуют с другой. Одна — снобы. Культурные. Они из кожи вон лезут, чтобы показать какие они изысканные, утончённые, высокообразованные и мудрые, но при этом могут попадать под троп благовоспитанный козёл. Жители страны эльфов на самом деле таковые, и снобизм у них проявляется из самого факта того, что они таковыми являются. Другая — жлобы. Нарочито некультурные и гордятся этим. Могут быть успешными, но образ нарочито грубоватый. По вполне понятным причинам, снобы и жлобы друг друга не любят. Но не спешите записывать очередного аристократа или нувориша, пролетария или поэта в одну из этих категорий уже по принадлежности к определенному классу общества. И снобизм и жлобство проистекают из одного и того же источника — ложного чувства превосходства, в силу обладания недоступным для других. Те, кто это понимают — считают это гордыней.

«Кошачий блюз», собственно

И его же «Дядя Жора», для сравнения

Для сравнения, но от обратного: вы ж слыхали, как поют жлобы? (Михаил Елизаров, «Школьная»)

Без этой песни список примеров был бы в чём-то неполным: Ю.М.У., «Пед. блюз»

Эти две группы могут быть кем угодно. Компаниями школьников в одном классе. Группировками неформалов. Стратами общества. Племенами. Расами существ. Смысл конфликта от этого не меняется.

В фэнтези почти всегда Снобы эльфы и кто-то другой жлобы. В основном, жлобами представлены орки или гномы, либо и те и те.

Родственный троп face vs heel, если фейс ещё и ведёт себя культурно, а хил отличается грубостью, но тут возможна инверсия: хил может собой представлять типаж благовоспитанный козёл, а фейс иметь очень простые манеры.

Важно: конфликт снобов и жлобов не следует понимать, как борьбу элитарности против эгалитарности или гордыни против смирения. Предмет статьи — противоположная эстетика, используемая для самоидентификации сторонами конфликта, который, скорее всего, начался вообще по другой причине. Снобы отличаются от жлобов не тем, что первые считают себя лучше вторых, а вторые не согласны: обе стороны так или иначе считают себя лучше. «Это тоже спесь», см. эпиграф. Также не следует считать обязательным то, что снобы умны, а жлобы глупы, или то, что снобы слабы физически, а жлобы — сильны. На стороне снобов может быть пустоголовый франт, а жлобов — гениальный силач. Мятежный крестьянин, в жизни не державший в руках меча — жлоб, его легко покромсает сноб-рыцарь, учившийся обращаться с клинком с семилетнего возраста. На стороне жлобов может быть

Следующий анекдот

«Весси» — это в нынешнем немецком языке житель западных германских земель, то есть бывшей ФРГ. «Осси», соответственно, — житель бывшей ГДР, то есть нынешней ФРГ.

Такой вот лингвистически-исторический казус…

Анекдоты и действительность

Подобным немецким анекдотам чуть меньше лет, чем объединившимся 3 октября 1990 года в единое государство Федеративной Республике Германии и Германской Демократической Республике. С тех пор этот день стал национальным праздником, называясь Днём немецкого единства.

Правда, эта картинка была бы совсем благостной, если бы ГДР и ФРГ действительно объединились. На деле 3 октября 1990 года были упразднены государственные институты только ГДР. Была распущена армия только ГДР. Были отменены законы только ГДР. Наконец, не было принято никакой Конституции некоей объединённой Германии. Просто действие Конституции ФРГ было распространено на территорию ГДР, которая, таким образом, оказалась просто включена в состав соседнего государства.


Фото: Norbert Michalke / Globallookpress

Это было не объединение. Это была аннексия. Аншлюс. Поглощение.

И понимание этого народом на нынешних восточных территориях Германии существует до сих пор и до сих пор отражается в анекдотах. И в этих анекдотах отражается довольно-таки печальный для Германии идеал:

В магистрате восточногерманского городка висит серебряная статуэтка крысы.

Про нее рассказывают, что её подарил городу в давние века богатый горожанин, когда нашествие грызунов грозило уничтожить весь урожай. Но как только серебряная фигурка была повешена, крысы исчезли, как по волшебству.

Вы в это верите? — спрашивают осси гости города.

В общем-то, нет, — отвечает он. — Если бы это было возможно, мы бы давно повесили в городе серебряного весси.

Разделённые в себе самих

Разделение немцев на два народа ясно видно невооружённым глазом и сегодня, спустя почти 30 лет после аннексии ГДР западной Германией. Согласно данным исследований, проводимых федеральной статистической службой страны, восточные немцы до сих пор живут беднее западных. И число так называемых относительно бедных там не снижается, несмотря на все многомиллиардные инвестиции в так называемые «новые земли».

Средняя зарплата «осси» до сих пор на четверть ниже, чем «весси»: согласно данным портала germania.one, работники на западных землях зарабатывают на 1000 евро больше своих восточных коллег — €4218 в самой богатой западной земле, Гамбург, против €3096 в самой богатой на востоке Саксонии. Почти в два раза в бывшей ГДР больше число безработных.

Даже несмотря на то, что со времени поглощения из бывшей ГДР на запад уехало примерно 15% населения. Это в среднем, а, например, в земле Саксония-Анхальт население сократилось даже на 22%!

Тут даже пенсии ниже западногерманских!

Такой вот сложился в Германии национальный консенсус. Что, кстати, тоже отразилось в анекдотах:

Весси к осси: «Скажите, вы тоже думаете, что я несколько авторитарен? Только побыстрее с ответом! Бегом! Громко и чётко! Иначе будешь наказан. »

Как обманули народ

Да, практически все немцы — и западные, и восточные — убеждены, что всё это — результат четырёх десятилетий коммунистического правления на востоке страны. Хотя в сравнении с другими социалистическими странами тогда ГДР жила весьма себе «кудряво».

Но не в сравнении с жителями ФРГ, которым в 1970-е годы разрешили ездить на восток, где они кололи глаза восточным соотечественникам буквально всем! И «мерседесами» против пластмассовых «трабантов» с двухтактными мотоциклетными двигателями. И своими ценимыми по всему миру западногерманскими марками. И одеждой. И отсутствием страха перед службой госбезопасности. И — может быть, даже главное — своей свободой ездить по всему миру, когда для такого же немца, но из ГДР пределом возможностей были болгарские пляжи.

Падение Восточной Германии, кстати, с того и началось, что Венгрия открыла свои границы с Австрией, и через это «окно» в ФРГ мгновенно устремились тысячи граждан ГДР!


Фото: Jürgen Schwarz / Globallookpress

Так что в каком-то смысле аншлюс был классическим — с согласия поглощаемого населения.

Но не все были согласны!

Автору этих строк довелось быть свидетелем тех турбулентных изменений в ГДР. И была тогда видна одна очень важная историческая — и снова лингвистическая (!) — деталь, которую сегодня в Германии предпочитают не вспоминать.

В октябре 1989 года ГДР по-настоящему всколыхнули массовые демонстрации в городе Лейпциг, где против политики действительно впавших в маразм и политическую анемию правителей ГДР вышли на улицы сотни тысяч человек. И вышли они — внимание! — под лозунгом: «Wir sind das Volk!», то есть «Мы — народ!», причём «das» в немецком языке — определённый артикль. Что-то вроде: «Мы — это народ!».

Но после того как тогдашний правитель СССР Михаил Горбачёв, который умудрился ради каких-то даже в его воспоминаниях расплывчатых обещаний со стороны западных партнёров сдать всё, что можно, лозунги демонстрантов кем-то были лихо и лукаво изменены. Как-то незаметно на новых плакатах определённый артикль «das/это» заменился неопределённым артиклем «ein/нечто». Кроме того, слово «ein» имеет ещё и значение числительного «один». И поскольку фраза «Мы — некий/какой-то народ» для носителей языка была явно лишена смысла, в головы толпы — и, главное, в масс-медиа! — впечатывался лозунг: «Мы — один народ!».


Михаил Горбачёв. Фото: imago stock&people/Globallookpress

Мелочь, деталь, исторический анекдот? Конечно! Но эта деталь характерна для тогдашней политики, направленной именно на поглощение ГДР, на раздвижение границ насквозь западной, входящей в блок НАТО ФРГ далее на восток. Сначала — на восток «большой» Германии. Затем — на восток Европы. Затем — и на территорию России.

Нами правил идиот!

Этот вектор отчётливо прослеживается даже в собственных воспоминаниях Михаила Горбачёва, отчего-то не сумевшего распознать метацель политики Запада в германском вопросе.

Вот что он пишет:

Бейкер заявил мне от имени президента, что ни Буш, ни он, Бейкер, "не намерены извлекать односторонних преимуществ из происходящих процессов".

Потом он произнёс целую мини-речь по поводу того, что нельзя допустить, чтобы Германия стала нейтральной. Главный аргумент — в этом случае немцы могут создать собственный ядерный потенциал. Другой аргумент — нейтралитет Германии ставит под вопрос присутствие Соединённых Штатов в Европе. Нейтралитет Германии разрушает механизм, обеспечивающий это присутствие, — НАТО. А ухода США не хочет никто.

Я согласился с тем, что на данном этапе военное присутствие Соединённых Штатов в Европе играет стабилизирующую роль. И СССР не выступает за вывод американских войск в контексте воссоединения Германии.

Бейкер тут же торжественно заявил мне, что — цитирую по стенограмме — «не произойдёт распространения юрисдикции и военного присутствия НАТО ни на один дюйм в восточном направлении. Мы считаем, что… объединение Германии не приведёт к распространению военной организации НАТО на Восток». А буквально на другой день такую же позицию заявил канцлер Коль.

А вот это достойно занесения на скрижали!

Кстати, обещания эти были выполнены: до тех пор, пока наши войска находились в Восточной Германии, никакого распространения военного присутствия НАТО в восточном направлении не произошло.

Боже, нами правил идиот!

«Мирная интервенция»

Да, восточных немцев тогда обманули. Во всяком случае, тех, кто хотел лучшей ГДР, а не участи презираемого парии в ФРГ. Обманули Горбачёва, или же он всё прекрасно распознал, сознательно взялся служить целям Запада, — каждый волен судить сам.

Факт, что народ ГДР первым столкнулся с тем, что сам же назвал вскоре «мирной интервенцией».

Нас никто не спросил. К нам пришли и всё дали: свои товары, свой порядок, свои законы. А всё наше забрали: наши дома, которые отдали по реституции западным потомкам бывших хозяев, наши заводы, которые просто закрыли, наши отношения. И даже сам менталитет, который за сорок лет раздельной жизни стал существенно отличаться от западного, пронизанного борьбой за деньги, деньги и деньги. Мнение народа ГДР, у которого за сорок лет сложились собственные ценности и представления, никого не интересовало,

— записан в моих дневниках рассказ одной из активных участниц тех демонстраций.

Прежнее гордое «Мы — народ!» сменилось на униженное и унизительное: «Мы — из восточных земель»…

Немцы ГДР проснулись однажды в желанной обетованной стране. В легенде, слышанной прежде от родственников по ту сторону границы и виденной по телевизору. Сказка исполнилась, и они с грустью вспоминают то когда-то ненавистное прошлое, из которого они бежали, но в котором, как оказалось, остался большой кусок их собственной жизни.

Содержание

И сноб, и жлоб чувствует потребность в признании высокого статуса со стороны других людей и, если ему это не удаётся, пытается самоутвердиться, обесценивая достижения других и убеждая себя в том, что другие люди не доросли до его уровня. А поэтому герои нашей статьи ведут себя схожим образом:

  • Стадность с нетерпимостью к образу жизни представителей «другого стада». Да, бунтари часто формируют новую серую массу. А если не формируют, то всё равно остаются в зависимости от стада: против кого бунтовать-то, если стадо исчезнет?
  • Некритичное восприятие собственных авторитетов, шаблонное мышление, неосмысленное принятие шаблонов поведения своей социальной группы с негативизмом по отношению к шаблонам противоположной стороны.
  • Склонность к сверх-обобщениям, развешиванию ярлыков и чёрно-белому восприятию мира.
  • Понимание превосходства как обладания тем, чего нет у других. Очень уверены в интеллектуальном превосходстве, особенно снобы, и в несколько меньшей степени, жлобы.
  • В спорах норовят перейти на личности вместо аргументов по существу.
  • Хвастовство внешними атрибутами успеха.

Характеристики Снобы Жлобы
Примеры отмазок «Это элитарно» «Так все живут»
Примеры сверх-обобщений «Все колхозники — идиоты» «Все хипстеры — дегенераты»
Примеры ярлыков по отношению к оппоненту/оппонентам «Быдло» «Лох, неудачник»
Примеры их ценностей «Свобода, духовность и особо богатый внутренний мир» «Квартира, тачка, дача, дворец, яхта, драгоценности и прочие цацки»
Примеры перехода на личности «Как это — хочешь жену и детей? Ты просто не можешь понять вкус свободы!» «Как это — жениться не хочешь? Тебе просто бабы не дают!»
Пример внешних атрибутов успеха, которыми хвастаются Кичатся знанием Достоевского и Кафки наизусть Выставляют напоказ фото на фоне дорогих тачек и прочих побрякушек (нередко в Инстаграме)

— Сын Глоина Гимли, все гномы — невежи! — Все эльфы нахалы, о принц Леголас!

  • Внезапно, Касьян Немилостивый и «мужицкий бог» Никола в народном православии.
    • Инверсия в язычестве. Жлобом был прообраз Касьяна, Велес (бог скотоводства, покровитель крестьян и животных), а снобом — его оппонент, громовержец Перун (бог войны, покровитель князя и его дружины).

    Поляк, осси и весси встретили добрую фею. Она обещает каждому исполнить одно его желание. Поляк говорит: — Я хочу, чтобы все поляки ездили на мерседесах! Осси желает: — А я хочу, чтобы снова Стена стояла! А весси помолчал, а потом задумчиво так отвечает: — Стена снова на месте. Поляки больше не воруют наши машины. Тогда мне кофе, пожалуйста!

    Следующий анекдот

    Работаю и живу в Германии, естественно тема Крыма и всего происходящего интересует немцев и они постоянно интересуются моим мнением как мнением русского по этому поводу.
    Сегодня, однако, один немец рассказал мне популярный здесь анекдот, еще раз повторю, популярный здесь, в Германии:
    "Разговаривает Ангела Меркель с нашим Владимиром Владимировичем:
    А. М. - Владимир, как у вас проходит подготовка к чемпионату мира по футболу в 2018 году?
    В. В. - Все по плану, Ангела, стадионы строятся, люди работают, подготовка идет полным ходом.
    А. М. - Это хорошо, Владимир, а в каком городе вы планируете провести финальный матч чемпионата?
    В. В. - Мы думаем, что скорее всего в Лейпциге."

    А если серьезно, то я почитал местные блоги и все люди в голос кричат, что ни о каких санкциях не может быть и речи, так как в следствие санкций или в следствие смены поставщика газа на Норгов или Америкосов цены подскочат, а платить за это, естественно, будет простой немец, который к этому, поверьте мне, совсем не готов.

    Следующий анекдот

    Поляк, осси и весси встретили добрую фею. Она обещает каждому исполнить одно его желание. Поляк говорит:

    — Я хочу, чтобы все поляки ездили на мерседесах!

    — А я хочу, чтобы снова Стена стояла!

    А весси помолчал, а потом задумчиво так отвечает:

    — Стена снова на месте. Поляки больше не воруют наши машины. Тогда мне кофе, пожалуйста!

    Оригинал на немецком языке

    Ein Pole, ein Ossi und ein Wessi treffen eine gute Fee. Sie gewährt jedem die Erfüllung eines Wunsches.

    Der Pole sagt: „Ich möchte, dass alle Polen Mercedes fahren.“

    Der Ossi sagt: „Ich will die Mauer wieder haben!“

    Der Wessi sagt erst einmal nichts, dann antwortet er gelassen: „Die Mauer steht wieder, die Polen klauen unsere Autos nicht mehr. Ich hätte gerne einen Kaffee.“

    Читайте также: