Обзывания непристойные шутки сплетни в отношении одного ученика со стороны других в школе это

Обновлено: 04.11.2024

В травле всегда есть нападающий - это тот, кто является инициатором. Всегда есть наблюдатели - часто они присоединяются к инициатору травли и поддакивают ему. А ещё есть жертва - это тот, против кого все это устраивается. И кажется, что весь коллектив против тебя.

Что же делать?

Мы рассмотрели несколько способов реагирования на травлю, организованную учителями, а также причины, ее провоцирующие. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы.

  • Необходима разработка четкой законодательной базы, регулирующей борьбу с травлей, причем не по факту совершения правонарушений, а в качестве превентивной меры.
  • Пришло время осознать, что школа – это не арена для противостояния, а единый организм. Каждый ее элемент: родители, учителя, дети, дирекция – система органов, от функционирования которой зависит работа всего организма, поэтому каждое звено школьной цепочки должно быть направлено на сплочение, а не борьбу «всех против всех».
  • Нужно развивать и укреплять институт посредничества, а также ввести в педагогические профильные вузы образовательную программу по противодействию травле.
  • Стоит развивать систему кризисного реагирования на травлю и квалифицированной юридической помощи пострадавшим.

В российском законодательстве нет отдельного нормативно-правового акта о травле. Статья 21 Конституции регламентирует, что ни одно лицо не должно подвергаться жестокому обращению, включая пытки, насилие, телесные наказания. В статье 48 Федерального закона «Об образовании» от 2012 года (с изменениями от 2019 года) прописаны обязанности и ответственность педагогов, включая запрет на провокацию и организацию неконституционного поведения учащихся, дискриминацию и преследование, разжигание розни по любому признаку.

При привлечении агрессора к ответственности следует ориентироваться на конкретные противоправные действия, совершенные им против жертвы. Например, возбуждение ненависти или вражды (ст. 282 УК РФ), клевета (ст. 128.1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (легкого – ст. 115 УК РФ, среднего – ст. 112 УК РФ, тяжелого – ст. 111 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ).

Мы относимся с уважением к педагогам и понимаем, что так случается: действия, на которые не было своевременной реакции учителя, могут запустить механизм травли одноклассника детьми. Подростки действительно бывают дерзки и жестоки в своих попытках самоутвердиться, и мы призываем взрослых к пониманию, ответственности и чуткости.

Работа над созданием «культурных групп» из классов весьма энергозатратна, кропотлива, порой сложна и неблагодарна, но, если она будет налажена, число пострадавших от травли в школах уменьшится, если она не будет ликвидирована как явление вовсе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Основные признаки

  • Неравенство сил агрессора и жертвы.
  • Повторяемость насилия.
  • Острая эмоциональная реакция жертвы.

Проблемы со сверстниками могут возникнуть у каждого. И предпосылки для этого не всегда очевидны. Отношения с коллективом могут быть дружескими, но в какой-то все разрушает начавшаяся травля. Чаще всего, такое может случиться с новичком, которого сформировавшиеся сообщество принимает с трудом. Какими должны быть действия в такой ситуации? Как решить проблему и можно ли это сделать? Ответ очевидный, любые трудности и конфликты можно преодолеть!

Буллинг в школе и подростковой среде

Как сделать так, чтобы ребенок не стал жертвой буллинга

Рекомендации Аллы Баркан в книге «28 законов воспитания. Как желательно и не желательно поступать родителям»:

  • отыскать себе друга среди одноклассников, а еще лучше несколько настоящих друзей
  • научиться уважать мнение одноклассников, находить с ними общий язык
  • не пытаться всегда побеждать в своих спорах с ровесниками, научиться проигрывать и уступать, признавать свою неправоту
  • не задираться, не зазнаваться
  • не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода
  • не хвастаться — ни своими успехами, ни своими гаджетами, ни родителями
  • не демонстрировать свою элитарность
  • не ябедничать
  • не подлизываться к учителям
  • не действовать наперекор решениям класса, если они не противоречат нравственным нормам
  • не демонстрировать свою физическую силу
  • не показывать свою слабость
  • не взывать к жалости окружающих в связи со своими хроническими заболеваниями или физическими дефектами
  • использовать свои таланты на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились им, а не завидовали ему.

Очень часто бывает, что все старания не дают желаемого результата. Стоит ещё раз обсудить ситуацию с родителями. Скорее всего, просто нужно сменить класс или школу. Пугают перемены? Но наверняка в новом месте можно найти достойных друзей. Просто люди, с которыми должен общаться сейчас, не способны понимать других, сочувствовать, просто быть порядочными людьми.

Нельзя замыкаться в себе. В подобную ситуацию попадают сотни людей ежедневно во всём мире. Как доказательство – книги и фильмы, в которых разбираются подобные ситуации. Самый популярный из них – «Чучело» Ролан Быков, американские картины «Костолом», «Молчание до гроба» и другие. Стоит посмотреть их. Вероятно там найдутся и практические советы, и моральная поддержка, и надежда на то, что выход есть всегда.

Каким может быть буллинг

Короткометражный фильм на тему буллинг в школе. Это трогательное видео, при просмотре которого до слез жаль человека на которого началась настоящая травля. Это ужасно, но такие истории происходят в почти в каждом классе. Ведь в любом классе находится тот, кто ведет себя не как все. И коллектив, как правило, воспринимает это в штыки. Наша история про мальчика, который просто сказал правду, но одноклассники восприняли это совсем иначе и начались издевательства в школе:

Учат ли противостоять травле в педвузах

К сожалению, нет. Образовательные стандарты педвузов не предусматривают обучение учителей борьбе с буллингом, да и само понятие официально не включено в образовательные программы.

Рассказывает Ксения Богомолова, учитель иностранных языков одной из московских школ:

Противостоять травле не только не учат – в школах ее подначивают и подогревают. А предметник вообще не должен вмешиваться во избежание проблем для себя. Классный руководитель тоже бессилен, поскольку зачинщик травли, как правило, является манипулятором и ребенком влиятельных родителей, таких же абьюзеров, только взрослых.

Ксения, которая преподает у пятиклассников, повидала многое:

У меня и драки были в классе и коридоре, и загоняли детей – натурально, как животных. И жертва может подыгрывать агрессорам – это самое страшное.

В качестве выхода из ситуации для детей педагог предлагает вызывать родителей жертвы в школу, объяснять ситуацию и оформлять перевод на надомное обучение или в другое образовательное учреждение.

Бывает, что травят и педагогов. Агрессия может исходить от родителей – жалобы по любому поводу, каждый день звонки, претензии, попытка слить личный негатив на учителя. Потом подключаются дети – саботаж, прогулы уроков, невыполнение заданий. Могут вербально давить коллеги. Может начальство – через распоряжения. Конкретной юридической и нормативной базы у школы нет. Хуже всего, если юридическая грамотность у педагога низкая: все начинают трактовать распоряжения в свою пользу. В таком случае решение одно: заявление по собственному на стол директора.

Ксения добавляет, что при ущемлении интересов и прав педагогов можно обращаться за защитой в межрегиональный профсоюз «Учитель» – там помогут. Она считает, что иногда агрессия работников образования в адрес учеников и их родителей не травля, а ответная и вынужденная мера в целях самозащиты.

Следующий анекдот

Редакция экстерната « Фоксфорда » поговорила о проблеме буллинга с практикующим психологом. Елена Трушина рассказала, чем опасен школьный буллинг, и что делать, если ребёнка травят в школе или он сам проявляет агрессию.

Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт Елена Трушина, клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт

Что такое буллинг

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил, и жертва показывает, как сильно её это задевает.

Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме:

  • словесной травли (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки и прочее);
  • распространения слухов и сплетен;
  • бойкота (одна из самых опасных форм буллинга, так как чаще остальных приводит к суициду).

Что делать родителям

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыд, гнев, боль и бессилие, и из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее.

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок.

‍‍Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.‍

После этого вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог:

  • ‍«Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вы на его стороне, и вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии, и вина лежит не на жертве, а на агрессоре.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они вовремя смогли попросить о помощи в случае школьного насилия.

Что делать учителю

Проблема буллинга в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка, и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания. Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах. Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает.

Но к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.

Что делать ребёнку

Ребёнок, в силу возраста, не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики буллинга в школьной среде:

  • ‍Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество.
  • Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне).
  • Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  • Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля и отклонять предложения поучаствовать в ней.
  • Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятностью на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку, бесспорно, нужна помощь специалистов, но главное — проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний).

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем, если сделать это своими силами невозможно.

Елена Трушина , клинический психолог (МГУ имени М. В. Ломоносова), аналитический психолог, супружеский терапевт.

Советы психологов

Вероника Степанова

Вероника Степанова Клинический психолог, кандидат психологических наук Важно делать акцент на необходимость обсуждения в семье возникших проблем. Иногда не удается преодолеть травлю, тогда достаточно просто поменять школу, зачастую, на новом месте – ситуация сложится намного лучше. Ребенок найдет друзей, жизнь нормализуется. Главное не позволять подросткам и детям – замыкаться в себе! Важно помнить, что выход есть из любой ситуации. Как пример – книги и фильмы, в которых разбираются подобные случаи. Самые популярные из них – «Чучело», «Костолом», «Молчание до гроба» и другие.

«Начинает травлю всегда один: чтобы утвердить свой авторитет, получить какую-то выгоду или просто развлечься, — объясняет экзистенциальный психолог Светлана Кривцова. — Остальные дети, наблюдая за действиями буллера, либо их игнорируют, либо возмущаются и пытаются вмешаться. Но видя, что жертва не сопротивляется, а учитель их инициативу не поддерживает, дети испытывают беспомощность, и их настроение может измениться — от сочувствия жертве к раздражению и равнодушию».

Видеокомментарий экзистенциального психотерапевта Светланы Кривцовой: «Нет лучшего средства против буллинга чем хорошее чувство юмора!»

Основные правила:

Следующий анекдот

Под буллингом мы привыкли подразумевать травлю одного ребенка другим или группой детей. В действительности понятие гораздо шире, и ситуации бывают разные. Мы уже писали о том, что травле могут подвергаться сами педагоги, а сегодня поговорим о третьей разновидности буллинга – преследовании ученика учителем, тем самым значимым взрослым, которого традиционно принято считать защитником детей.

Как могут помочь родители

Самое важное, вовремя узнать о травле ребенка. Зачастую дети боятся или стыдятся рассказать о своих неудачах, замалчивают об издевательствах. Последствия тишины, могут быть трагическими, так как никто не может оказать поддержку в самое трудное время.

Родителям подростков стоит быть особенно внимательными и обращать внимание на изменения в поведении ребенка.

  • Нервные тики, потеря аппетита, грустный и удрученный вид
  • Нежелание общаться и разговаривать
  • Ничем не обоснованная агрессия
  • Тревожность, проблемы со сном
  • Подавленное состояние на протяжении долгого времени

Если все перечисленные описывает состояние вашего ребенка, следует постараться срочно выяснить в чем причина.

Читать далее: Что делать, если ребенок раздражает?

Врач-психиатр, психотерапевт Айна Громова отвечает на вопросы: что делать, если вашего ребенка травяят в школе и к чему может привести игнорирование проблем ребенка-школьника в видео:

Главное относиться к ребенку серьезно, сохранять спокойствие, успокоить и поддержать, помочь преодолеть тревоги и придумать тактику оказания помощи и обеспечения безопасности.

Не допустить подобных ситуаций помогут следующие советы:

Причины издевательств в школе

Изгой – слово, возникшее в Древней Руси. Так издревле называли людей, которые выпадали из своей социальной среды. Сейчас — это человек, преследуемый и игнорируемый коллективом или лишенный каких-то прав.

Если подросток оказался в такой ситуации, у него сразу возникает вопрос: как такое могло произойти, и кто виноват?

Ответ такой, что в конфликте бывают виноваты обе стороны.

Перечислим распространенные причины, по которым может возникнуть неприязнь коллектива:

Что делать учителю

Учителю стоит взяться за эту ситуацию серьезно, особенно если вы классный руководитель коллектива. Для начала стоит заметить эту ситуацию в классе - это уже половина дела.

Стоит сразу понять, что буллинг - это явление, которое не уходит из коллектива, поэтому не нужно сразу же советовать родителям перевести ребёнка в другую школу. Если жертва уйдёт из коллектива, то этот травмированный класс найдёт новую жертву «среди своих».

Если вы обратили внимание, что у вас в классе происходит такое явление - сначала стоит поговорить с жертвой. Как часто ребята обижают и обзывают, как он себя чувствует, рассказать ребёнку о том, что мнение других должно быть последним, что волнует его.

Далее стоит сообщить родителям. Эта часть обязательная. Но вот реакция родителей зависит от того, как вы преподнесете эту ситуацию. Особенно важно сказать это отцу ребёнка, а не то будет «я приду и всем там надаю. ».

Важно сказать родителям, как ребёнку нужна их поддержка, нужны душевные разговоры и похвала. Пусть они показывают, что их ребёнок самый-самый. Сообщить родителям, что разбираться с зачинщиками и их родителями пока что не стоит.

Следующий шаг - вызвать коллектив на разговор без жертвы. Посадить перед собой и сказать, что вы заметили и другие учителя рассказали про ситуацию. Важно, чтоб класс понимал, что это не жертва нажаловалась. Разговор с этой частью коллектива должен быть серьёзным. Нужно рассказать о последствиях, к которым приводит такое явление для того, на кого направлены издевательства.

Но главное - это сказать, как на озлобленный коллектив и их нравственные качества это повлияет. Как это может испортить жизнь, отношения с людьми и отношение к жизни.

Классному руководителю стоит рассмотреть ученика в качестве своего помощника и просить его выполнять некоторые значимые вещи - помогать ставить оценки, поливать цветы и прочее.

Если уже ничего не помогает и ребёнок не против перейти в другую школу - то здесь и думать не нужно. Стоит дать ребёнку ещё один шанс и продолжать его поддерживать.

Школьный буллинг: действия учителей

Большую часть времени подростки проводят в школе под наблюдением учителей.

По статистике: каждый третий ребенок подвергался травле в классе[/tds_warn]

Если педагогом были замечены признаки травли, его главная задача – помочь урегулировать ситуацию.

Что можно предпринять?

Если учителя останутся равнодушными в такой ситуации, то это грозит вплоть до увольнения, как случилось при расследовании в программе Человек и закон в видео:

Почему дети не делятся проблемой с родителями

1. В большинстве семей принят определенный стиль коммуникации, когда пне принято говорить о своих личных переживаниях. Например, старшее поколение бабушек в разговорах с детьми хватается за сердце и говорит: «Ой, не говори мне про это, а то мне сейчас плохо станет!». По этой причине дети и не хотят расстраивать и тревожить близких.

2. Бывает, что жертвы буллинга сами становятся агрессорами, чаще всего чтобы отвести угрозу от себя. Такой ребенок подумает, прежде чем сказать маме, потому что тогда узнают и о его проделках.

3. Хорошая успеваемость. Для родителя это зачастую главный показатель ребенка. И тогда ничего не говорят о проблемах, потому что понимают, что им не поверят: «Ты же хорошо учишься, какие у тебя сложности?»

Следующий анекдот

Буллинг (от англ. bully — хулиган, драчун, насильник) — психологический террор, избиение, травля одного человека другим. Действия менее радикальные — обзывания, непристойные шутки, сплетни — называют моббингом.

Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: буллеры (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва.

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник, и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую травматизацию.

Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам:

  • ‍беспричинные боли в животе и груди,
  • нежелание идти в школу и плохая успеваемость,
  • нервный тик, энурез,
  • печальный вид, беспокойство, тревожность,
  • нарушенный сон, кошмары,
  • длительное подавленное состояние,
  • участившиеся простуды и другие заболевания,
  • склонность к уединению, нежелание общаться,
  • проблемы с аппетитом,
  • излишняя уступчивость и осторожность.

Предотвращение буллинга: как помочь себе самоcтоятельно

Читать далее: Знакомства в интернете

Подготовиться к обороне

Важно научиться защищаться! Освоить базовый и необходимый набор оборонительных приемов не очень сложно.

  • Физическим методам обороны обучают в спортивных секциях. Для этого подойдут следующие виды спорта: самбо «самозащита без оружия»; кекусинкай-карате; кикбоксинг; джиу-джитсу и т.п.
  • А для противостояния психологическому давлению можно прочесть несколько тематических книг, записаться на прием к специалисту.

Словесная травля

Буллинг в школе и подростковой среде

Физические издевательства

Детская драка

  • Основное правило – любыми путями всегда избегать драк.
  • По крайней мере, до тех пор, пока нет возможности защититься.
  • Нельзя стесняться, попросить родителей/родственников встретить из школы или позвонить в определенное время. Если их присутствие может навредить, можно сделать так, чтобы они оставались незаметными.
Читать далее: Синдром Карлсона у детей: причины, симптомы, лечение

Сексуальное насилие

Буллинг в школе и подростковой среде

Девушкам важно запомнить и объяснить, что ОПАСНО оставаться одной с парнем или компанией мужчин, если возникает даже маленькое в их добропорядочности и намерениях. Особенного внимания заслуживает ситуация, в которой отношения с парнями были конфликтными, а потом резко наладились. Лучше предупредить неприятности!

  • Если опасность почувствовалась уже на встрече, главное постараться незаметно уйти. Обидчики могут попытать помешать это сделать, тогда нужно создавать как можно больше шума – кричать, звать на помощь. Это поможет отпугнуть нападающих.
  • Нельзя умалчивать о происшествии. Ситуация может повторяться.
  • Важно рассказать родителям, попросить помощи.

Что чувствует ребёнок, которого «буллят»

Ребенок-жертва, если у него нет колоссальной моральной поддержки от родителей, чувствует себя одиноко. Если же поддержка есть, то, как правило, слова инициатора плохих поступков воспринимаются не так серьезно, так как ребёнок сам за себя знает, что он хорош, любим и успешен.

Но если родители попрекают ребёнка и часто заставляют считать себя виноватым, умаляют его заслуги и достижения и ещё не хвалят - тогда ученик может впасть в депрессию: одноклассники издеваются, родители не любят. Часто он даже боится рассказать родителям о том, что происходит.

Когда и почему учитель переступает грань

Только за последние два года стало известно о множестве случаев издевательств учителей над школьниками. Например, сахалинский педагог довела девочку до слез из-за дырочки на кофте, учитель в Томской области ударила ребенка головой о парту за то, что тот чесал ногу, 41-летний педагог одной из коррекционных школ Москвы была признана виновной в избиении учащихся . Подобные случаи происходили и с участием руководства образовательных организаций, например, петрозаводский глава школьной администрации обругала ученицу за «толстоватые» ноги.

Ситуации, когда начинается травля ребенка, спровоцированная или откровенно начатая педагогом, можно разделить на три типа.

Первый. Педагог испытывает личную неприязнь к ученику и, пользуясь своей властью, начинает притеснять его. В этом случае весь класс заражается вирусом травли. Жизнь ребенка-жертвы превращается в ад.

Еще одна ситуация: педагог видит, что на одного из учеников оказывается давление, но бездействует не «со зла», а в силу педагогической недальновидности, слабой вовлеченности в профессию. Этот вариант ярко проиллюстрирован в советском фильме «Чучело».

Третья – и самая опасная – ситуация: травлю начинают школьники, но педагог, отлично понимая, что происходит, намеренно не вмешивается .

Бездействие учителя, который становится свидетелем травли, также фактически приравнивает его к инициатору буллинга. Рассказывает общественный деятель, директор Института прикладных политических исследований, научный сотрудник НИУ ВШЭ Валерия Касамара :

Недавно в соцсетях обсуждался случай в одной из провинциальных школ, когда мама попросила учителя русского языка отпускать детей-второклассников на перемену, а не заставлять их дописывать задания, которые они не успели сделать на уроке. На следующий день учительница демонстративно отправила на перемену одного ребенка, а остальные продолжали доделывать задания. Все это сопровождалось комментариями: «Ты устал, тебе нужна перемена, иди отдохни». На следующий день этого мальчика травил весь класс. Да, именно за то, что его выделил учитель.
Хорошо, если у ребенка доверительные отношения с родителями и он рассказывает о подобном. Если же нет, то учителя могут сделать все, чтобы ваша жалоба сыграла против вас: мол, посмотрите, как вы беспомощны, а власть здесь мы.

Подобные ситуации в детском возрасте опасны для становления личности в зрелом периоде. Согласно теории развития ученого-психоаналитика Эрика Эриксона , человек поступательно прогрессирует в течение жизни, один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому. Если же кризисы одного из этапов не были разрешены, человек застревает в нем и вытягивает детские проблемы во взрослую жизнь, и порой даже в теле взрослого заключаются разум и поведение подростка.

Педагог-психолог и детский психотерапевт из МГППУ Мария Соколова считает, что педагоги, организующие травлю, сами стали жертвами насилия в прошлом:

Человек, совершающий насилие, пережил его сам и не получил сатисфакции или помощи. Хорошая администрация должна это понимать. Также следует учитывать, что остальной класс заражается пассивным насилием: травля заразна. Если педагог готов над этим работать, это поправимо. Если нет – он профнепригоден и должен искать другое место работы. Обучения в страхе не происходит: ребенок, которого травят, не усваивает материал.

Еще одна причина, по мнению Соколовой, заключается в том, что, приходя в школу, многие педагоги бывают не готовы к работе. Необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и выстраивать отношения в коллективе, решать проблемы детей, за которых учитель принял на себя ответственность.

Мария предлагает проводить психологическое тестирование педагогов перед приемом на работу: если есть подозрения в неустойчивости, стоит хорошо поразмыслить о его трудоустройстве.

Также в вопросах противостояния организованной педагогом травли Соколова отводит важную роль этическому комитету, в состав которого должны войти представители педагогического состава, родители и дети. Этот орган разрабатывает и утверждает нормы поведения в школе и строго следит за их соблюдением. К сожалению, его создание не является обязательным для российских образовательных организаций, и далеко не в каждой такие комитеты есть.

Какие опасности несет травля

Насилие – это не просто испорченное настроение и несколько синяков. Такое мнение априори не верно. Любую травлю нужно оперативно пресекать. Последствия могут стать губительными для психического и физического здоровья человека.

  • Непрерывное давление может стать причиной сниженной самооценки, депрессии, серьезных расстройств психики и здоровья в целом.
  • В отдельных случаях это подводит подростка мыслям о суициде.
  • Важно, чтобы школьник был готов обратиться за помощью к взрослым.
  • Родители должны создавать условия, в которых ребенку не страшно будет раскрыться, поделиться проблемами. Чрезвычайно необходимо, чтобы в сложном переходном возрасте чувствовалась поддержка и любовь семьи. В определенных условиях, может потребоваться помощь психолога. Если отношения в семье складываются не лучшим образом, на помощь должна прийти школа: школьный психолог, классный руководитель.
  • Огромное значение имеет поддержка родственников и друзей.
  • Особо сложный и деликатный вопрос – сексуальное насилие. Об этом готов рассказать не каждый подросток. Скорее всего чувство стыда будет серьезной проблемой. Важно создать условия, в которых подросток сможет раскрыться. Замалчивание может привести к повторению насильственных действий, а девушек – к ранней беременности.
История из жизни Сломать нос, плюнуть в лицо, забить одного целой компанией — это не криминальная сводка, а реалии обычных школ. Воспоминания из школьных времен оставляют отпечаток на всю жизнь!
Героями проекта "Изнанка" стали Александр и Ирина. Во время учёбы они столкнулись с жёсткой травлей со стороны одноклассников. Они смогли пройти через настоящий ад, но вот забыть — не получилось.

Читайте также: