Николай иванович фешин неудачная шутка

Обновлено: 25.12.2024

На этой картине мы видим молодую женщину, которая стоит в странной позе и держится за нос. Возле неё лежит упавшее коромысло, а рядом столпились зеваки. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло?

Николай Иванович Фешин «Неудачная шутка», 1904 год Николай Иванович Фешин «Неудачная шутка», 1904 год

Картину написал художник Николай Фешин, который был ярким представителем русского импрессионизма. Именно в этом стиле он попытался написать свою выпускную работу «Неудачная шутка», созданную в 1911 году и оставшуюся незаконченной.

Название полотна говорит само за себя — с героиней сюжета сыграли злую шутку, в результате чего у неё из носа пошла кровь. На рукаве женщины мы видим прилипший снег, из чего можно сделать вывод, что шутники бросили в неё снежком, может даже не одним. Возможно, они и сами не ожидали, что их «невинная» шутка приведёт к серьёзным последствиям .

Шутники изображены в противоположной части картины — это два молодых парня, один из которых прячется за другого. Тот, что повыше, в бежевом тулупе, стоит с довольной ухмылкой и явно не чувствует вины за содеянное. А вот второй, стоящий за его спиной, сильно испугался. Скорее всего, мужчина не ожидал такого поворота событий и может даже сожалеет о своём поступке.

Николай Иванович Фешин «Неудачная шутка», фрагмент Николай Иванович Фешин «Неудачная шутка», фрагмент

На картине изображены и другие люди, но никто из них не спешит на помощь несчастной девушке. Вероятно, они услышали её крик, но просто остановились и повернулись в её сторону. Некоторые и вовсе просто прошли мимо.

Так что пострадавшей женщине не позавидуешь — теперь ей придётся снова идти за водой, только уже с повреждённым и больным носом. А шутники, скорее всего, так и останутся безнаказанными.

Очень жаль героиню картины. Жаль, что она не может дать сдачи коромыслом, как это сделала девушка-чернавушка из былины о богатыре Василие Буслаеве .

Картину «Неудачная шутка» Николай Фешин написал ещё будучи студентом Академии художеств. Её сюжет и манера написания были достаточно противоречивыми: с одной стороны художник изобразил историю из жизни простых крестьян, а с другой — сделал этом в современной технике, которая совершенно не подходила для такого сюжета.

В итоге работа осталась незаконченной — возможно, как раз потому, что показалась самому автору недостаточно полноценной. Однако академия оставила картину в своем музее, что стало большой честью для студента Фешина. В настоящее время «Неудачная шутка» является частью коллекции Краснодарского музея им. Ф.А. Коваленко.

Следующий анекдот

Художник Николай Иванович Фешин принадлежит к числу людей с удивительной судьбой. Оставшись в 14-летнем возрасте одним в Казани, он поступил в местную художественную школу, далее по рекомендации был принят в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Дальнейшая его жизнь для потомков выглядит еще более невероятной. После революции он с семьей, не пострадав от политических репрессий, уехал в США, где остался жить и работать уже до своей смерти в 1955 году. В Америке Николая Фешина считают «своим» художником. Но сам он никогда не забывал о своей родине и, по словам его дочери Ии, всегда говорил, что «самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился».

После учебы в Петербурге Николай Фешин вернулся в родной город преподавателем Казанской художественной школы. В этом городе он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода. Там же он стал действительным членом Академии художеств.

В творчестве Фешина жанр портрета занимал особое место. Он был потрясающим физиономистом, мастерски считывая характер модели. К моменту написания представленного портрета у художника уже сложился свой круг заказчиков. Однако сам мастер предпочитал писать своих близких и знакомых людей, что, безусловно, помогало ему в передаче индивидуальных черт. «Портрет Ольги Михайловны Ясеневой» из коллекции Вятского художественного музея относится к казанскому периоду творчества художника. Он был написан в 1913 году. Ольга Ясенева была учащейся Высших женских курсов в Казани, в дальнейшем учительницей литературы, одной из учениц Фешина. С художником они повстречались в трамвае.

Одним из любимых художников Николая Ивановича был Валентин Серов. Живописец восхищался способностью последнего так точно переносить не только физический облик, но и характер модели и сам писал в подобной манере. Однако в работе Фешин следовал собственным принципам и найденным им художественным техникам. В данной картине применен один из его излюбленных приемов — «белое на белом», — раскрывающий все мастерство владения цветом. Будучи талантливым колористом, художник строил композицию на сочетании серо-голубых тонов с яркими вспышками оранжевого, зеленого и коричневого цветов. Фешин писал свободно, легко, используя широкие корпусные мазки. Художник с особой тщательностью и детализацией выписал лицо и руки модели, оставив более обобщенным интерьер комнаты. При этом портрет психологичен: за самоваром сидит холодная красавица, манерный жест, тяжелые и крупные черты лица выдают своенравную натуру позирующей девушки.

Следующий анекдот

Николай Фешин — автор жанровых картин, портретов и пейзажей. В 1901–1909 годах учился в Императорской Академии художеств у Ильи Репина, затем преподавал в Казанской художественной школе. В своей живописи Фешин использовал приемы русского импрессионизма, но в более динамичной и декоративной манере.


За картину «Портрет неизвестной», написанную в 1908 году, на международной выставке в Мюнхене 1909-го Николай Фешин был награжден золотой медалью. В 1916 году художник получил звание академика живописи. Его произведения привлекали внимание современников эмоциональностью исполнения, своеобразными широкими мазками, как у шведского художника Андерса Цорна, и эффектными цветовыми контрастами. «Фешин среди современных живописцев — самый крупный», — сказал о нем Илья Репин в 1926 году.


В картине «Неудачная шутка» Николай Фешин продолжил традиции русской жанровой живописи второй половины XIX века. Это одна из ранних работ художника, написанная еще в годы учебы в Академии художеств. Она объединила в себе на первый взгляд противоречащие друг другу качества: академизм, народность и современность живописных приемов рубежа веков. Произведение было эскизом к дипломной работе Фешина, но осталось недописанным — возможно, потому, что показалось автору недостаточно убедительным. Но академия оставила картину в своем музее, что стало большой честью для Фешина-студента.


Для «Неудачной шутки» характерны внимательное отношение к натуре, изучение народного быта, продолжительная работа над этюдами — это позволило художнику создать реалистичное произведение. Мир российской деревни, ее грубоватые нравы предстали в полотне без прикрас, с суровой объективностью.


Николай Фешин сделал акцент на разнообразии чувств, которые переживают персонажи картины: искаженное от обиды лицо девушки, усмешки подшутивших над ней деревенских парней, недоумевающие взгляды персонажей второго плана.


Несмотря на незавершенность произведения, мастеру удалось создать сложную композицию с яркими типажами. Это возможно благодаря прорисовке деталей и внимательной работе над достоверностью образов. Сам Фешин говорил об этом так:

Следующий анекдот

Создание комичных ситуаций, ставящих адресата в нелепое положение, издревле приводило к печальным последствиям.

Мастером злокозненных розыгрышей слыл император Гелиогабал (Элагабал). По его спецзаказам изготавливались муляжи пищевых продуктов и готовых блюд, слуги выкладывали фальшивую снедь на пиршественный стол и подавали вперемешку с настоящей. Наблюдая за гостями, тщившимися отведать деревяшку, незаметно начиненную живыми насекомыми и лягушками, император хохотал до колик в животе. Экстремальным угощением были кушанья со спрятанными в них скорпионами и ядовитыми змеями. Предсмертные конвульсии укушенных неимоверно веселили Гелиогабала. И уже за гранью розыгрыша — знаменитая легенда о бесчисленных розах, которые рассыпались в пиршественных залах по приказу садиста-выдумщика и умерщвляли нестерпимым запахом.

День дурака

Современный первоапрельский день розыгрышей (англ. april-fool, фр. poisson d’avril, нем. Aprilnarr) восходит к средневековому празднику дурака (лат. Festa stultorum, fatuorum, fallorum) и традиции пасхального смеха (risus paschalis). Во время этих празднеств публично коверкались церковные обряды, выбирались шутовские епископы, устраивались шествия с непристойными песнопениями, метанием фекалий в прохожих, комическими выходками вроде стояния на голове в честь Божией Матери.

Два оживших покойника

Склонностью к сложносочинённым, многолюдным и безжалостным розыгрышам особо славился флорентийский правитель Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный. Однажды ему опостылела бесцеремонность некоего лекаря, любителя дармового угощения, пьяницы и дебошира. Великолепный велел напоить его до бесчувствия и посадить в темное закрытое помещение, чтобы после пробуждения тот не понял, где находится. Одновременно кто-нибудь должен был изображать этого лекаря в публичных местах, всюду представляться его именем, а потом якобы заболеть чумой и скоропостижно скончаться.

Непутевый лекарь провел в заточении больше года. На волю его выпустили ночью в глухом лесу, бедняга был абсолютно дезориентирован, но в конце концов вернулся в родной город. При его появлении люди в ужасе разбегались, принимая лекаря за привидение или ожившего покойника. Жена повторно вышла замуж и не желала пускать бывшего супруга в его же собственный дом. Разразился страшный скандал, а Лоренцо довольно хохотал.

Однако розыгрыш на этом не закончился. Великолепному так понравилась его придумка, что он решил разыграть еще и спектакль с эксгумацией. Когда вскрывали гроб, в котором якобы покоились останки лекаря, из склепа выпорхнул заранее посаженный туда черный голубь. Зловещую птицу сочли воплощением дьявола, народ был страшно напуган, а Лоренцо снова корчился от смеха.

В ряду жестоких шутников XVIII века нельзя не вспомнить Джакомо Казанову, который прослыл не только эротоманом и мистиком, но и коварным выдумщиком. Однажды с ним неосторожно пошутил приятель — и Казанова рухнул в грязный венецианский канал. В отместку Казанова отправился ночью на кладбище, разрыл могилу недавно умершего крестьянина, отрубил покойнику руку и тихонько прокрался в дом к своему обидчику. Проснувшись, тот схватил было Казанову за руку — в этот момент Казанова подсунул ему отсеченную мертвую конечность. От испуга несчастный сошел с ума и был парализован, а Казанове пришлось покинуть Венецию из-за скандала.

Постепенно розыгрыши входят не только в историю злоречия, но и в историю европейской живописи.

Штурм Ширшавинской крепости

Полицейский слезно молил о прощении, обещая впредь не вытворять ничего подобного. Однако Демидову этого было мало — он потребовал письменно подтвердить обещание, после чего все же распорядился привести офицера в порядок и выдать ему мешок червонцев.

Отлит колокол не по-колоколовски

Русские розыгрыши издавна отличались национальным колоритом.

Еще в старину бытовало выражение лить колокола — то есть нагло лгать, сочинять завиральные истории для одурачения. Произошло оно от суеверного обычая колокольных дел мастеров, которые распространяли невероятные слухи, чтобы в них поверило как можно больше народу. Тогда, дескать, колокол будет звучать чисто. Если все удавалось, то слух публично опровергался, если же что-нибудь шло не так — нераскрытая выдумка превращалась в легенду.

А вот рассказик пострашнее. Однажды зимой на балу у генерал-губернатора вдруг грянула колокольня Ивана Великого — и тотчас в зале погас свет, лопнули музыкальные струны, из окон посыпались стекла. Танцующие в панике кинулись бежать, но двери сами собой наглухо захлопнулись, и гости все до единого вместе с хозяином либо оказались раздавлены, либо замерзли на лютом морозе. Газеты тщетно опровергали эту жуткую молву — москвичи еще долго передавали ее из уст в уста, доводя друг друга до обмороков и нервических припадков.

Для расследования подобных розыгрышей даже привлекали полицию, у изобличенных сочинителей брали расписки впредь не смущать народ и не нарушать общественное спокойствие. Но колокольщики, войдя в азарт порочного сказкотворчества, никак не могли остановиться. Опасный обычай стал затухать только со второй половины позапрошлого века — когда горожане стали больше читать и меньше верить баснословным выдумкам.

Читайте также: