Николай иванович фешин неудачная шутка
Обновлено: 15.03.2025
На этой картине мы видим молодую женщину, которая стоит в странной позе и держится за нос. Возле неё лежит упавшее коромысло, а рядом столпились зеваки. Давайте попробуем разобраться, что же здесь произошло?
Картину написал художник Николай Фешин, который был ярким представителем русского импрессионизма. Именно в этом стиле он попытался написать свою выпускную работу «Неудачная шутка», созданную в 1911 году и оставшуюся незаконченной.
Название полотна говорит само за себя — с героиней сюжета сыграли злую шутку, в результате чего у неё из носа пошла кровь. На рукаве женщины мы видим прилипший снег, из чего можно сделать вывод, что шутники бросили в неё снежком, может даже не одним. Возможно, они и сами не ожидали, что их «невинная» шутка приведёт к серьёзным последствиям .
Шутники изображены в противоположной части картины — это два молодых парня, один из которых прячется за другого. Тот, что повыше, в бежевом тулупе, стоит с довольной ухмылкой и явно не чувствует вины за содеянное. А вот второй, стоящий за его спиной, сильно испугался. Скорее всего, мужчина не ожидал такого поворота событий и может даже сожалеет о своём поступке.
Николай Иванович Фешин «Неудачная шутка», фрагмент Николай Иванович Фешин «Неудачная шутка», фрагментНа картине изображены и другие люди, но никто из них не спешит на помощь несчастной девушке. Вероятно, они услышали её крик, но просто остановились и повернулись в её сторону. Некоторые и вовсе просто прошли мимо.
Так что пострадавшей женщине не позавидуешь — теперь ей придётся снова идти за водой, только уже с повреждённым и больным носом. А шутники, скорее всего, так и останутся безнаказанными.
Очень жаль героиню картины. Жаль, что она не может дать сдачи коромыслом, как это сделала девушка-чернавушка из былины о богатыре Василие Буслаеве .
Картину «Неудачная шутка» Николай Фешин написал ещё будучи студентом Академии художеств. Её сюжет и манера написания были достаточно противоречивыми: с одной стороны художник изобразил историю из жизни простых крестьян, а с другой — сделал этом в современной технике, которая совершенно не подходила для такого сюжета.
В итоге работа осталась незаконченной — возможно, как раз потому, что показалась самому автору недостаточно полноценной. Однако академия оставила картину в своем музее, что стало большой честью для студента Фешина. В настоящее время «Неудачная шутка» является частью коллекции Краснодарского музея им. Ф.А. Коваленко.
Следующий анекдот
Художник Николай Иванович Фешин принадлежит к числу людей с удивительной судьбой. Оставшись в 14-летнем возрасте одним в Казани, он поступил в местную художественную школу, далее по рекомендации был принят в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился в мастерской Ильи Ефимовича Репина. Дальнейшая его жизнь для потомков выглядит еще более невероятной. После революции он с семьей, не пострадав от политических репрессий, уехал в США, где остался жить и работать уже до своей смерти в 1955 году. В Америке Николая Фешина считают «своим» художником. Но сам он никогда не забывал о своей родине и, по словам его дочери Ии, всегда говорил, что «самое сильное и самое долговременное влияние на любого художника оказывает все то, что связано со страной, где родился».
После учебы в Петербурге Николай Фешин вернулся в родной город преподавателем Казанской художественной школы. В этом городе он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода. Там же он стал действительным членом Академии художеств.
В творчестве Фешина жанр портрета занимал особое место. Он был потрясающим физиономистом, мастерски считывая характер модели. К моменту написания представленного портрета у художника уже сложился свой круг заказчиков. Однако сам мастер предпочитал писать своих близких и знакомых людей, что, безусловно, помогало ему в передаче индивидуальных черт. «Портрет Ольги Михайловны Ясеневой» из коллекции Вятского художественного музея относится к казанскому периоду творчества художника. Он был написан в 1913 году. Ольга Ясенева была учащейся Высших женских курсов в Казани, в дальнейшем учительницей литературы, одной из учениц Фешина. С художником они повстречались в трамвае.
Одним из любимых художников Николая Ивановича был Валентин Серов. Живописец восхищался способностью последнего так точно переносить не только физический облик, но и характер модели и сам писал в подобной манере. Однако в работе Фешин следовал собственным принципам и найденным им художественным техникам. В данной картине применен один из его излюбленных приемов — «белое на белом», — раскрывающий все мастерство владения цветом. Будучи талантливым колористом, художник строил композицию на сочетании серо-голубых тонов с яркими вспышками оранжевого, зеленого и коричневого цветов. Фешин писал свободно, легко, используя широкие корпусные мазки. Художник с особой тщательностью и детализацией выписал лицо и руки модели, оставив более обобщенным интерьер комнаты. При этом портрет психологичен: за самоваром сидит холодная красавица, манерный жест, тяжелые и крупные черты лица выдают своенравную натуру позирующей девушки.
Следующий анекдот
Николай Фешин — автор жанровых картин, портретов и пейзажей. В 1901–1909 годах учился в Императорской Академии художеств у Ильи Репина, затем преподавал в Казанской художественной школе. В своей живописи Фешин использовал приемы русского импрессионизма, но в более динамичной и декоративной манере.
За картину «Портрет неизвестной», написанную в 1908 году, на международной выставке в Мюнхене 1909-го Николай Фешин был награжден золотой медалью. В 1916 году художник получил звание академика живописи. Его произведения привлекали внимание современников эмоциональностью исполнения, своеобразными широкими мазками, как у шведского художника Андерса Цорна, и эффектными цветовыми контрастами. «Фешин среди современных живописцев — самый крупный», — сказал о нем Илья Репин в 1926 году.
В картине «Неудачная шутка» Николай Фешин продолжил традиции русской жанровой живописи второй половины XIX века. Это одна из ранних работ художника, написанная еще в годы учебы в Академии художеств. Она объединила в себе на первый взгляд противоречащие друг другу качества: академизм, народность и современность живописных приемов рубежа веков. Произведение было эскизом к дипломной работе Фешина, но осталось недописанным — возможно, потому, что показалось автору недостаточно убедительным. Но академия оставила картину в своем музее, что стало большой честью для Фешина-студента.
Для «Неудачной шутки» характерны внимательное отношение к натуре, изучение народного быта, продолжительная работа над этюдами — это позволило художнику создать реалистичное произведение. Мир российской деревни, ее грубоватые нравы предстали в полотне без прикрас, с суровой объективностью.
Николай Фешин сделал акцент на разнообразии чувств, которые переживают персонажи картины: искаженное от обиды лицо девушки, усмешки подшутивших над ней деревенских парней, недоумевающие взгляды персонажей второго плана.
Несмотря на незавершенность произведения, мастеру удалось создать сложную композицию с яркими типажами. Это возможно благодаря прорисовке деталей и внимательной работе над достоверностью образов. Сам Фешин говорил об этом так:
Следующий анекдот
Создание комичных ситуаций, ставящих адресата в нелепое положение, издревле приводило к печальным последствиям.
Мастером злокозненных розыгрышей слыл император Гелиогабал (Элагабал). По его спецзаказам изготавливались муляжи пищевых продуктов и готовых блюд, слуги выкладывали фальшивую снедь на пиршественный стол и подавали вперемешку с настоящей. Наблюдая за гостями, тщившимися отведать деревяшку, незаметно начиненную живыми насекомыми и лягушками, император хохотал до колик в животе. Экстремальным угощением были кушанья со спрятанными в них скорпионами и ядовитыми змеями. Предсмертные конвульсии укушенных неимоверно веселили Гелиогабала. И уже за гранью розыгрыша — знаменитая легенда о бесчисленных розах, которые рассыпались в пиршественных залах по приказу садиста-выдумщика и умерщвляли нестерпимым запахом.
День дурака
Современный первоапрельский день розыгрышей (англ. april-fool, фр. poisson d’avril, нем. Aprilnarr) восходит к средневековому празднику дурака (лат. Festa stultorum, fatuorum, fallorum) и традиции пасхального смеха (risus paschalis). Во время этих празднеств публично коверкались церковные обряды, выбирались шутовские епископы, устраивались шествия с непристойными песнопениями, метанием фекалий в прохожих, комическими выходками вроде стояния на голове в честь Божией Матери.
Два оживших покойника
Склонностью к сложносочинённым, многолюдным и безжалостным розыгрышам особо славился флорентийский правитель Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный. Однажды ему опостылела бесцеремонность некоего лекаря, любителя дармового угощения, пьяницы и дебошира. Великолепный велел напоить его до бесчувствия и посадить в темное закрытое помещение, чтобы после пробуждения тот не понял, где находится. Одновременно кто-нибудь должен был изображать этого лекаря в публичных местах, всюду представляться его именем, а потом якобы заболеть чумой и скоропостижно скончаться.
Непутевый лекарь провел в заточении больше года. На волю его выпустили ночью в глухом лесу, бедняга был абсолютно дезориентирован, но в конце концов вернулся в родной город. При его появлении люди в ужасе разбегались, принимая лекаря за привидение или ожившего покойника. Жена повторно вышла замуж и не желала пускать бывшего супруга в его же собственный дом. Разразился страшный скандал, а Лоренцо довольно хохотал.
Однако розыгрыш на этом не закончился. Великолепному так понравилась его придумка, что он решил разыграть еще и спектакль с эксгумацией. Когда вскрывали гроб, в котором якобы покоились останки лекаря, из склепа выпорхнул заранее посаженный туда черный голубь. Зловещую птицу сочли воплощением дьявола, народ был страшно напуган, а Лоренцо снова корчился от смеха.
В ряду жестоких шутников XVIII века нельзя не вспомнить Джакомо Казанову, который прослыл не только эротоманом и мистиком, но и коварным выдумщиком. Однажды с ним неосторожно пошутил приятель — и Казанова рухнул в грязный венецианский канал. В отместку Казанова отправился ночью на кладбище, разрыл могилу недавно умершего крестьянина, отрубил покойнику руку и тихонько прокрался в дом к своему обидчику. Проснувшись, тот схватил было Казанову за руку — в этот момент Казанова подсунул ему отсеченную мертвую конечность. От испуга несчастный сошел с ума и был парализован, а Казанове пришлось покинуть Венецию из-за скандала.
Постепенно розыгрыши входят не только в историю злоречия, но и в историю европейской живописи.
Штурм Ширшавинской крепости
Полицейский слезно молил о прощении, обещая впредь не вытворять ничего подобного. Однако Демидову этого было мало — он потребовал письменно подтвердить обещание, после чего все же распорядился привести офицера в порядок и выдать ему мешок червонцев.
Отлит колокол не по-колоколовски
Русские розыгрыши издавна отличались национальным колоритом.
Еще в старину бытовало выражение лить колокола — то есть нагло лгать, сочинять завиральные истории для одурачения. Произошло оно от суеверного обычая колокольных дел мастеров, которые распространяли невероятные слухи, чтобы в них поверило как можно больше народу. Тогда, дескать, колокол будет звучать чисто. Если все удавалось, то слух публично опровергался, если же что-нибудь шло не так — нераскрытая выдумка превращалась в легенду.
А вот рассказик пострашнее. Однажды зимой на балу у генерал-губернатора вдруг грянула колокольня Ивана Великого — и тотчас в зале погас свет, лопнули музыкальные струны, из окон посыпались стекла. Танцующие в панике кинулись бежать, но двери сами собой наглухо захлопнулись, и гости все до единого вместе с хозяином либо оказались раздавлены, либо замерзли на лютом морозе. Газеты тщетно опровергали эту жуткую молву — москвичи еще долго передавали ее из уст в уста, доводя друг друга до обмороков и нервических припадков.
Для расследования подобных розыгрышей даже привлекали полицию, у изобличенных сочинителей брали расписки впредь не смущать народ и не нарушать общественное спокойствие. Но колокольщики, войдя в азарт порочного сказкотворчества, никак не могли остановиться. Опасный обычай стал затухать только со второй половины позапрошлого века — когда горожане стали больше читать и меньше верить баснословным выдумкам.
Читайте также: