Кто такой найман шутки

Обновлено: 26.12.2024

Найманы — племя монгольского или тюркского происхождения, ныне являющееся одним из шести племён (конырат (хунгират) , уак, кирей, аргын, кипчак и найманы) , составляющих так называемую Среднюю Орду казахов. Обычные их кочевки — по Тарбагатаю, близ Балхаша и Улу-Тау, но отдельные роды встречаются по всей территории Средней Азии, даже среди чисто монгольских аймаков в Монголии (в Автономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят) . По Аристову, имя найманы происходит от названия р. Найма, притока Катуни, где было первоначальное местообитание найманов. Слово "найман" также связывают с монгольским числительным "восемь". Перейдя в Западную Монголию, они, после падения уйгуро-орхонского ханства, образовали союз родов или племя Найманы. Во время Чингисхана, уничтожившего два найманских ханства, занимавшие Монголию от Орхона до Чёрного Иртыша, большая часть найманов была отброшена на запад, в земли, где они частью и ныне обитают; остальные омонголились.

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век) , который, причисляя их к тюркским народам, описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» . Их территория, по Аристову, простиралась до Чингисхана, от pp. Тамира и Орхона до Иртыша.

В 1007 найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.

Ко времени Чингисхана найманы были самым сильным тюркским племенем, и завоевателю удалось сокрушить их только после искусного раздробления сил и предварительного покорения других тюркских народностей. Под натиском монголов найманы, вместе с другими тюркскими племенами, передвинулись на запад, подвергаясь смешению и омонголению. Вошедши в состав Джагатаева улуса и разделяя до известной степени судьбы чингисидов, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. В период походов Тимура Найманы, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов) . С середины XV века они входят в состав казахского союза, судьбу которого они с тех пор и разделяют (см. Киргиз-кайсаки) . Еще в XVIII веке найманы считались одним из самых «знатных» , то есть сильных и многочисленных киргизских племён (Рычков) . Новейшей статистики найманов, как отдельного племени, не имеется.

Следующий анекдот

Бугун 6 октябр, шанба. Футбол мухлислар учун! Шоу учрашувлари бўлиб ўтади.

Бу сафарги шоу учрашувлар Булоқбоши туманидаги ISTIQLOL аренада бир биридан қизиқарли 4 учрашув бўлиб ўтади. Булоқбошида қанақа ўйин бўлсин, хар доим зўр бўлиб ўтган.

Следующий анекдот

Найманы — племя монгольского или тюркского происхождения, ныне являющееся одним из шести племён (конырат (хунгират) , уак, кирей, аргын, кипчак и найманы) , составляющих так называемую Среднюю Орду казахов. Обычные их кочевки — по Тарбагатаю, близ Балхаша и Улу-Тау, но отдельные роды встречаются по всей территории Средней Азии, даже среди чисто монгольских аймаков в Монголии (в Автономном районе Внутренняя Монголия, среди цонголов и западных бурят) . По Аристову, имя найманы происходит от названия р. Найма, притока Катуни, где было первоначальное местообитание найманов. Слово "найман" также связывают с монгольским числительным "восемь". Перейдя в Западную Монголию, они, после падения уйгуро-орхонского ханства, образовали союз родов или племя Найманы. Во время Чингисхана, уничтожившего два найманских ханства, занимавшие Монголию от Орхона до Чёрного Иртыша, большая часть найманов была отброшена на запад, в земли, где они частью и ныне обитают; остальные омонголились.

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид-ад-Дина (XIII век) , который, причисляя их к тюркским народам, описывает их так: «Это племя степное: некоторые жили в крепких горах, другие в степях… Обитали Большой Алтай, Каракорум… горы Алуй-Сераса и Кук-Иртыша… у этих Н. племен были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Кушулук-хан — сильный, великий государь. Из племен, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» . Их территория, по Аристову, простиралась до Чингисхана, от pp. Тамира и Орхона до Иртыша.

В 1007 найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка.

Ко времени Чингисхана найманы были самым сильным тюркским племенем, и завоевателю удалось сокрушить их только после искусного раздробления сил и предварительного покорения других тюркских народностей. Под натиском монголов найманы, вместе с другими тюркскими племенами, передвинулись на запад, подвергаясь смешению и омонголению. Вошедши в состав Джагатаева улуса и разделяя до известной степени судьбы чингисидов, они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство. В период походов Тимура Найманы, вместе с аргынами, занимали территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов) . С середины XV века они входят в состав казахского союза, судьбу которого они с тех пор и разделяют (см. Киргиз-кайсаки) . Еще в XVIII веке найманы считались одним из самых «знатных» , то есть сильных и многочисленных киргизских племён (Рычков) . Новейшей статистики найманов, как отдельного племени, не имеется.

Справка

Найманы и кереиты были одними из самых влиятельных племён Монголии до возвышения Чингисхана. Они приняли заметное участие в этногенезе монгольских и тюркских народов. Найманы оказали сильное сопротивление Чингисхану, но впоследствии повлияли на становление монгольской письменности и культуры.

По китайским источникам, найманы XII—XIII вв. были родственниками онгутов и вместе с ними подходили под понятие «белые татары».

Первые достоверные сведения о найманах оставлены Рашид-ад-дином (XIII в.):

«Это племя степное: некоторые жили в горах, другие в степях. Обитали в Большом Алтае, Каракоруме. в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша. у этих найманских племён были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи, язык и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Хучлук-хан — сильный, великий государь. Из племён, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [I, с. 136—137].

Найманы занимали под свои кочевья Хангайское нагорье, оба склона хребта Алтайн-нуру, долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина — Кук Иртыш) и озера Зайсан-нур, на востоке их кочевья граничили с землями кереитов, на севере — киргизов, на западе — канглов и на юге — с Уйгурией.

Согласно Рашид ад-Дину, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал:

«Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [Рашид ад-Дин, 1952, с.151].

По указанию источника, Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.

После завоевания найманов Чингисханом многие из них ушли на восток в глубь Монголии, большая часть их земель отошла под кочевья монголов, в том числе и хори-бурят; впрочем, ещё в середине XIII в. они, по свидетельству армянского царя Гайтона, жили на землях к востоку от Иртыша [2, с. 522].

Найманы считаются народом с довольно развитой культурой и торговлей. Считается, что они изначально были северной ветвью каракиданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей из Монголии в алтайские степи.

По «Сокровенному сказанию монголов», шаманы пользовались одинаковым влиянием среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь бурь, используя волшебный камень. Найманы заимствовали основы своей культуры у уйгуров — своих соседей на юге [4, с. 202—203].

Следующий анекдот

В Казахстане найманы просят прекратить насмешки над их казахским родом . Об этом сообщает regtv.kz.

Так, стопроцентная найманка (то есть как со стороны отца, так и матери) доктор исторических наук Назира Нуртазина считает, что нужно бороться не с миллионами проявлений невежественного массового сознания, а с их глубинной причиной; искать сами корни этого явления в казахстанском обществе и универсальный механизм их искоренения.

д.и.н. Назира Нуртазина

Лауреат Государственной премии Казахстана поэт Н. Айтов (Айт-улы) отмечает, что « открыто издеваться над найманами со сцены и по ТВ стало в современном Казахстане уже некоей привычкой или модой. Типа анекдотов про чукчей в советский период». И приводит свежий пример: комик в образе полицейского в каком-то шоу говорит: «А этого я не буду наказывать. Его и так Бог наказал, у него жена-найманка».

член Союза писателей Казахстана - Несіпбек Айтұлы Айтов

В своём открытом письме Президенту РК поэт указывает, что «такой публичный антинайманский мотив продолжается в нашем «искусстве» в течение последних 10-15 лет!»

Н. Айтов обращает внимание Президента РК на скрытый трайбализм в обществе и недопустимость оскорбления чести и достоинства людей не только по национальному, расовому, религиозному, но и этническом у признаку.

В его письме упоминается имя артистки Жанар Айжановой, с которой и начались шутки про найманов. В её монологах, звучащих на всю страну, «страшнее атомной бомбы» девушки из рода «найман», представители этого казахского рода изображены недотёпами или хитрыми, опасными и т. д.

Поэт отмечает, что племена Среднего жуза — аргыны и наиболее близкие им найманы, негласно считались у казахов интеллектуалами, оракулами, «мозгом казахской нации», а девушки-найманки, как правило, всегда образованы и активны, и все эти анекдоты про найманов надо воспринимать «наоборот». А именно: как зависть к носителям более высокого интеллекта и культуры, также к более развитой, европеизированной в плане коллективной ментальности части народа (Средний и Младший жузы приняли подданство России раньше).

Казахстанский актёр и сценарист Алмат Сакатов также возмутился насмешкам над найманами.

Он опубликовал своё обращение.

Вчера видел по телевизору, как двое полицейских говорили одному парню: «Его наказывать не буду, его Бог наказал — он женат на найманке». Это что за слова такие?

Если такие смелые, то почему не смеётесь над алимами, почему не смеетесь над конратами? Есть сунак, кожа. Почему не над албанами и суанами? Почему не насмехаетесь над западными адайцами? Попробуйте про них что-нибудь сказать, завтра к вам пятеро ребят с ножами придут.

Почему не насмехаетесь над шапраштинцами? Найманы — это Кабанбай батыр, остальных уж перечислять не буду», — заявил Алмат Сакатов.

Читайте также: