Кто придумывает анекдоты на самом деле

Обновлено: 19.09.2024

На этот вопрос вам не ответит никто: автор анекдотов всегда — народ. Зато по их героям, сюжетам, по тому, кто и в какой обстановке их рассказывает, можно многое сказать о ментальности народа, его проблемах и радостях. "Правда.Ру" — об анекдотических образах тещи и блондинки, а также о том, откуда взялись анекдоты про Вовочку и "новых русских".


Фото: AP

Само слово "анекдот" пришло к нам в конце XVIII — начале XIX века из французского языка. Анекдотом в России изначально назвалась курьезная история, байка из жизни реально существующего лица, обычно известного исторического персонажа или просто известного человека. В то время рассказывать анекдоты было традицией аристократов — способом придать остроту и живость светской беседе. Впрочем, очень скоро анекдот перекочевал к мещанам и крестьянам, где он сделался заметно короче и приобрел некоторую народную грубость, "перчинку".

Потом пришла советская власть, у которой, как известно, с чувством юмора были проблемы. "Любой анекдот воспринимался как хотя бы частично антисоветский", — цитирует "Русский Репортер" старшего научного сотрудника Института русского языка РАН Елену Шмелеву, много лет занимавшуюся теорией анекдота.

"Даже если это был анекдот про супружескую измену, все равно он нарушал официальные стереотипы — образцовой советской семьи", — говорит она.

Получалось, что рассказать анекдот, политический или даже бытовой, в то время означало рискнуть, совершить маленький акт протеста. Наверное, именно с тех пор пошла традиция рассказывать анекдоты для установления контакта, дружелюбной атмосферы: я рассказываю тебе анекдот, значит — доверяю.

Во время перестройки и после нее, наоборот, анекдот вошел в повседневность как часть культуры, его стали цитировать наравне с классиками. Появилось множество радио- и телешоу, построенных на целой череде коротких шуток. Даже дружескую беседу теперь принято вести так, что порой непонятно — шутит собеседник или говорит всерьез.


Фото: AP

Член Союза писателей, автор полутора десятков стихотворных сборников и документальных фильмов, поэт Александр Ипатов из Архангельской области много лет ведет в газете "Вечерний Северодвинск" еженедельную юмористическую страницу. За много лет анекдоты на его полосе ни разу не повторялись! По признанию Александра, зачастую для наполнения раздела (а это полновесная газетная полоса) приходится самому сочинять.

Как ни удивительно, но появление Интернет мало помогло смехотворному эксклюзиву. Вроде бы мировая сеть изобилует сайтами анекдотов и смешных историй- но нет, чаще всего одни и те же хохмы кочуют с ресурса на ресурс.

"Анекдоты сочиняет коллективный разум, а не конкретный человек! — поясняет Александр Васильевич. -Сами посудите: что-то смешное может прийти в голову сразу нескольким людям (так чаще всего и бывает). И кого потом автором считать? Анекдот — слишком "микроскопический" жанр, чтобы искать авторов… К примеру, жил в советские времена известный международный общественный деятель Агостиньо Нетто. За права развивающихся стран боролся. Мы с друзьями однажды сидим на кухне, как вдруг в программе "Время" объявляют: умер он, аккурат во время визита в СССР. Конечно, жалко… А утром мне уже рассказывают по телефону короткий "поминальный" анекдот: "Приехал Нетто, уехал брутто…"

Кто же еще, кроме видных политических деятелей и известных персон, может стать героем анекдота? Проанализируем кратко самых любимых персонажей.

Блондинки. В анекдотах блондинки -в некотором смысле пародия на стереотипный образ женщины: хорошенькая, капризная, сексуальная, недалекая… Вряд ли можно обвинить создателей таких анекдотов в неполиткорректности: достаточно посмотреть, с каким удовольствием женщины (в том числе белокурые) смеются над анекдотами про самих себя. А может быть, они сами их и придумывают?…

Гаишники. Народ выбирает представителя какой-либо профессии, столкновение с которым чаще всего предвещает неприятности, материальные убытки или просто действует на нервы. В советские времена это были сантехники, после перестройки их сменили сотрудники госавтоинспекции.

Образ "социального" врага выполняет психотерапевтическую функцию: если неприятностей нельзя избежать в реальной жизни, то можно хотя бы посмеяться над ними. Возможно, в будущем место сотрудников ДПС в анекдотах займут налоговые инспекторы и риэлторы.

Вовочка. Говорят, что первые анекдоты про Вовочку появились после революции. Видимо, в насмешку над пасторальным образом "маленького Ильича", который старательно культивировали в детской литературе.

Создатели анекдота превратили Вовочку в жизнерадостного, циничного и одновременно наивного ребенка, который все время смущает и ставит в тупик любых моралистов — будь то родители, школьные учителя или детсадовская воспитательница. Образ Вовочки остается неизменным на протяжении десятилетий — меняется лишь обстановка. Если раньше этот веселый герой мог вогнать в краску пионервожатую, то теперь он лазит по сайтам "для взрослых" и издевается над представителями сексуальных меньшинств.


Фото: AP

"Новые русские". Анекдотическим прообразом "новых русских", говорят специалисты, были генеральнские жены, шутки о которых стали популярными в 50-ые годы. Темные, полуграмотные и малокультурные люди, на которых внезапно свалились власть и богатство — таковы их общие черты.

"Приходит генеральша к врачу и говорит:

— Доктор, у меня ухи болят.

— Садитесь, сейчас посмотрим, — говорит доктор. — А вы, наверное, генеральша?

— Да. А как вы догадались? По мехам?

— Нет, по ухам", — такие шутки ходили о женах генералов после Второй Мировой.

А после перестройки появились более современные, но вполне узнаваемые вариации на ту же тему.

"Из ресторана "Арагви" выходят двое новых русских.

— Послушай, братан, кто это такой красивый, такой прикинутый на коне сидит?

— Неужели ты не знаешь? Это же основатель Москвы Юрий Долгорукий.

— Вот, молодец человек! Прекрасный город построил вокруг ресторана".

Теща (реже — тесть), а также муж, жена, любовники и любовницы. Семейные коллизии и любовные треугольники — вечная тема как для переживаний, так и для шуток. Отсюда все бородаты анекдоты с зачином вроде "Возвращается муж из командировки…".

Но самый популярный "семейный" персонаж — почему-то теща. Кстати, этот феномен ставит в тупик даже культурологов и специалистов: анекдоты про тещу стали сочинять еще со второй половины XIX века, когда чаще всего женщине приходилось жить под одной крышей с родителями мужа — и, казалось бы, анекдоты должны были сочиняться про свекровь. Видимо, матери молодых девушек всегда переживали за то, кому досталось их "сокровище", и всегда находили у зятя слишком много недостатков.

А в советские времена, когда квартирный вопрос стоял особенно остро, анекдоты про тещу росли как на дрожжах. Они и сейчас остаются одними из самых любимых, добавляются лишь реалии современной жизни.

"Внимание! Наша компания мобильной связи ввела новую услугу — "Номер любимой тещи". После 5-ой минуты разговора оператор начинает вам доплачивать".

Меняются некоторые персонажи и антураж анекдотов, в них появляется новомодный сленг и технические термины, но в целом анекдот — жанр неумирающий. И останется им до тех пор, пока у людей находятся силы посмеяться над собой и своими жизненными невзгодами.

"Вечерняя электричка. В переполненный вагон влезает мальчик с огромным барабаном на шее. Весело оглядев усталых и мрачных пассажиров, он звонко кричит: — Ну что, граждане, или скидываемся по десяточке, или я начинаю свой концерт!"

Рисунки Александра Шаурова, специально для "Правды.Ру".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Следующий анекдот

Мы любим анекдоты. Они смешат нас, поднимают настроение, а иногда и самооценку. В них обыгрываются комичные ситуации, их героями становятся все - от жителей Крайнего Севера до правителей государств. Кто же их придумывает?

Что такое "анекдот"


Жанр анекдота в том виде, который привычен нам, был сформирован только в XX веке. До этого анекдотом называлась короткая история, малый жанр мемуарной прозы, в котором писатель вспоминал какой с ним "случился анекдот". К современному анекдоту этот жанр имеет лишь опосредованное отношение.

Параллельно с литературным анекдотом шло развитие анекдотов фольклорных. Их хронология осложнена тем, что анекдот - жанр устный, его письменная фиксация до середины ХХ века была скорее исключением, чем правилом.

Однако ученым удалось найти несколько древних анекдотов. Доцент университета Уолверхэмптон Пол Макдональд в публикации в журнале The Daily Mirror привел примеры анекдотов, написанных ещё до нашей эры. По ним видно, что чувство юмора хотя и претерпело изменения за века, однако несущественно. Приведем только два:

"Как развлечь скучающего фараона? Посадите в лодку девушек в рыбацких сетях вместо одежды, отправьте лодку вниз по Нилу и уговорите фараона сходить на рыбалку (Впервые записано иероглифами в 1600 году до н.э. в "Уэсткарском папирусе").

"Слепая на один глаз женщина вышла замуж и прожила с мужем 20 лет. Потом муж нашел себе другую, а жене сказал: "Я с тобой разведусь, потому что о тебе говорят, что один глаз у тебя не видит". На это она спросила: "Ты это обнаружил только что, через 20 лет после свадьбы?" (Впервые встречается в письме на папирусе египетскими иероглифами от 1100 года до н.э.).

Рождение анекдотов "новой формации"


Самым очевидным ответом на вопрос "Кто придумывает анекдоты?" будет такой: народ. Действительно, анекдот несет в себе характерные признаки устного творчества, такой, например, как сквозные сюжеты, в которых ситуация в целом остается идентичной, меняются только персонажи.

Анекдот как жанр получил стремительное развитие уже после революции, и это было вполне обоснованно. Большие массы народа стали перемещаться в города, анекдоты "новой формации" включали в себя черты таких жанров как прибаутка, литературный анекдот, байка, сказка, притча.
Стремление к унификации политического быта, характерное для первых лет советской власти, приводило к тому, что народ, до революции имеющий к политической жизни только опосредованное отношение, почувствовал себя её участником. Именно с политических анекдотов началась жизнь русского анекдота в том значении, к которому привыкли мы.

Характерно, что до конца 20-х годов анекдоты на политические темы не были запрещены и имели свободное хождение, однако уже в 1929 году в дневнике одного москвича был зафиксирован слух о том, что ГПУ начало преследование за политические анекдоты. Рассказчика анекдота вполне могли посадить за решетку по 58 статье, за "агитацию, направленную на свержение советской власти".

Острословы или те, кто просто пересказывал анекдоты, с этого времени стали осторожнее - в 30-е годы анекдоты практически не записываются. Тем не менее, они живут.

Из кино - в анекдоты


Что общего между самыми популярными героями советских анекдотов Василий Иванычем и Штирлицом? Эти герои пришли в фольклор из кинолент. Фильм братьев Васильевых, вышедший на экраны в 1934 году, стал настоящим блокбастером. На него шли семьями, смотрели по несколько раз, дети стали играть в Чапаева. До выхода на экраны этого фильма советское кино аппелировало к народным массам, здесь же сюжет был основан на биографии одного героя. В Советском Союзе развился настоящий культ Чапаева, народный герой настолько "ушел в народ", что стал героем анекдотов.

Штирлиц также пришел в анекдоты прямиком из фильма "Семнадцать мгновений весны", вышедшем на экраны в 1973 году. Его популярность также была сверхъестественной для советского кинематографа. Немецкий журналист, Ангемальнс, писал: "Когда Штирлиц идет по улицам Берлина, улицы Москвы пусты". Спецификой юмора, в котором Штирлиц выступает в качестве главного героя, является огромное количество придуманных каламбуров по типу "Штирлиц стрелял в слепую. Слепая упала", "Штирлиц бил наверняка. Наверняк отбивался как мог. А Мог был крепким парнем". Это не удивительно, поскольку многослойный юмор каламбура отражает саму специфику службы разведчика.

Интересно то, что русском фольклоре образы Чапаева и Штирлица даже пересекаются. Два "супермена" советского кино в этом цикле анекдотов ставятся в гипотетическую затруднительную ситуацию.

"Штирлиц и Василий Иванович попали в плен к немцам. Их бросили в камеру. Сначала пришли за Чапаевым, потребовали сказать военную тайну. Били-били, но он молчал. Тогда его притащили обратно в камеру. Штирлиц увидел его и ужаснулся. А Василий Иванович говорит: "Я же просил: давай запишем! А ты все свое: запомним, запомним!"

Авторский анекдот


Понятно, что у каждого анекдота так или иначе есть автор, но если с "народными" анекдотами установить авторство обычно не представляется возможным, то с анекдотами авторскими это реально. Известно, что многие анекдоты придумывали советские и российские юмористы, журналисты и карикатуристы. Самой же легендарной личностью советского авторского анекдота остается политический деятель и журналист Карл Радек. Он был известным острословом. Анжелика Балабанова писала о нем: "Он представлял собой необыкновенную смесь безнравственности, цинизма и стихийной оценки идей, книг, музыки, людей. Точно так же, как есть люди не различающие цвета, Радек не воспринимал моральные ценности".
Радеку приписывали огромное количество анекдотов и в 20-е, и в 30-е, и даже в 40-е годы XX века. Он и сам стал героем анекдотов. Вот только два:

"Беседуют Радек и Сталин.
Радек:
— Очень странный у нас с вами логический спор:
я вам посылку, вы мне следствие,
я вам довод, вы мне заключение,
я вам цитату, вы мне ссылку".

"В тюрьме в 30-е годы Радеку пришлось заполнять анкету. Когда дошла очередь до графы «Чем вы занимались до революции», он вписал: «Сидел и ждал».
Следующим шел вопрос: «Чем занимались после революции»,
— «Дождался и сел», — написал Радек.

Анекдот как маркер


Анекдоты были и остаются одним из самых точных маркеров отношения людей к окружающей действительности. Они фиксируют изменения практически мгновенно. Так, коллективизация, освоение Крайнего Севера, а позже - выход фильма "Хозяин Чукотки" породили в СССР цикл анекдотов про чукчей. В перестроечные годы имели хождение анекдоты про "новых русских".
Большой пласт анекдотов носит политическую окраску. Героями анекдотов были все генеральные секретари СССР и правители России. Не меньше анекдотов по всем у миру посвящено национальной тематике. При этом фабула их практически идентична, различаются только народы. Англичане рассказывают анекдоты про ирландцев и шотландец, французы - о бельгийцах, в Греции в ходу анекдоты о понтийцах, которые для греков те же чукчи.

Следующий анекдот

На этот вопрос практически нет ответа. Анекдот можно рассматривать как жанр городского фольклора, созданный народом. Это жанр очень многотемный и трудно поддающийся классификации. Одно можно сказать с уверенностью, что у анекдотов нет никаких запретных тем. В их коротких сюжетах и действующих лицах содержится квинтэссенция, позволяющая судить о ментальности людей, их насущных проблемах, горестях и радостях.


Откуда появилось в русском языке слово «анекдот»? Считается, что оно стало широко употребляться в русском лексиконе в конце XVIII века и заимствовано из французского языка. В России под «анекдотом» вначале понималась смешная история либо небылица из жизни известной исторической персоны или популярной личности.

На светских вечеринках считалось хорошим тоном рассказать какой-нибудь забавный анекдотец на потеху слушателям. Были большие мастера рассказывать такие короткие истории с подтекстом в лицах. Такое разнообразие придавало живость и остроту светским беседам.

Очень скоро народный жанр перекочевал от аристократов в мещанскую и крестьянскую среду, где анекдоты стали короче и острее. Русский народ придал им нарочитую грубость и добавил «перчинку».

В советские времена рассказывать анекдоты стало опасно, поскольку, например, за острый анекдот на политическую тему можно было угодить и в тюрьму. Елена Шмелева, научный сотрудник Института русского языка РАН, много лет занималась изучением теоретических основ возникновения анекдотов в России. Она заметила, даже если это был анекдот про супружескую измену, все равно он нарушал официальные стереотипы образцовой советской семьи.

Вспоминается анекдот на эту тему…

Армянское радио спрашивают:

— Слушайте, кто это там у вас сидит и сочиняет все эти анекдоты?

Оно отвечает:

— Кто сочиняет, тот и сидит.

Начиная со времени перестройки, да и после нее, анекдот занял свое законное место как часть русской культуры. Официально в радио и телепрограммах появились разнообразные шоу, в которых озвучивались наиболее злободневные шутки, сиречь анекдоты. Людой праздник или застолье не обходились без анекдотов на злобу дня.

Например, к той эпохе относится такой анекдот:

Советская телепередача «Международная панорама», ведущий комментатор отвечает на письма телезрителей, перебирая стопку конвертов.

— А вот еще один интересный вопрос. Комбайнер Иван Петрович Сердюк из села Зачепиловка спрашивает: «Скажите, кто сочиняет все эти политические анекдоты, которые порочат развитой социализм и льют воду на мельницу империализма?» Задают подобные вопросы также товарищи Иванов из Кустаная, Кузнецов из Тулы, Петрова из Вологды, Махмудов из Ашхабада… Очень интересуется этим вопросом и товарищ Андропов из Москвы…

Очень способствовало расцвету жанра анекдота появление Интернета. Ибо появились желающие систематизировать продукт коллективного творчества россиян, плюс появилось много новых анекдотов, в которых отражаются происходящие события в шуточном преломлении.

Вероятно, многие из вас знают, что героями анекдотов, кроме известных политиков и персон, могли стать персонажи, про которых создавались нескончаемые серии анекдотов. Давайте попробуем сгруппировать некоторые анекдоты про таких «действующих лиц».

Чапаев и его соратники. В 1934 году на советские экраны вышел фильм о командире Василии Ивановиче Чапаеве, который прославился своей честностью, отвагой и великодушием. Зрители цитировали диалоги героев, а главные образы были канонизированы. Однако до сих пор остается неясным, кто впервые выпустил легендарную троицу — Василия Ивановича, Петьку и Анку — на «анекдотическую арену». Уже почти 80 лет народ сочиняет смешные истории про этих героев гражданской войны. Удивительный феномен!

Вот короткий современный анекдот.

Прибегает Петька к Василию Ивановичу:

— Василий Иванович! Анка в дивизию интернет провела!
— Интернета расстрелять, Анку ко мне!

Блондинки. В анекдотах о блондинках высмеивается стереотипный образ женщины: хорошенькая, капризная, сексуальная, недалекая, она всегда попадает в самые нелепые ситуации. Что интересно, сами блондинки, и не только, смеются над промахами героинь этого цикла.

— Дорогой, мне кажется, в карбюратор вода попала…
— Ой, какие мы умные стали… в машинах разбираемся. Ты хоть знаешь, где карбюратор находится?
— В машине…
— А машина где?
— В реке…

Новые русские. Прообразом «новых русских» были генеральские жены, шутки о которых стали популярными в еще 50−60-е годы. Необразованные, полуграмотные и малокультурные тетки, мужья которых стояли у власти и были значительно богаче основной массы российского населения.

Новый русский в магазине просит взвесить 10 кг сыра.

Продавщица ему:
— А не подавишься?
Тот:
— Будешь хамить, заставлю порезать.

Гаишники. Наш сообразительный народ делает героем анекдотов представителя какой-нибудь профессии, встреча с которым чаще предвещает неприятности, убытки или нервирует. В советские времена это были сантехники и электрики, после перестройки их сменили сотрудники ГАИ.

— Это Ваш «Запорожец» стоит под знаком «остановка запрещена»?
— Да.
— 500 рублей.
— Накинь еще пару сотен и оставь его себе.

Теща. Это самый старый и популярный персонаж «семейных анекдотов», ибо веселые истории про тещу стали сочинять еще во второй половине XIX века. Тогда очень часто молодой жене приходилось жить вместе с родителями мужа. Матери невест очень беспокоились за своих дочерей и выискивали недостатки у их мужей. Примерно так объясняют этот феномен культурологи и специалисты.

— Когда ты успел так полюбить кошек, что аж сразу двух себе завел?
— Как только узнал, что у моей тещи аллергия на кошачью шерсть.

Анекдот — жанр популярный, и ему уготовлена долгая жизнь. Она вносит свои коррективы в народное творчество: появляются новые персонажи, новая лексика, новые прикольные словечки. Анекдоты будут жить до тех пор, пока у людей хватает чувства юмора, чтобы посмеяться над своими невзгодами и неурядицами.

Следующий анекдот

«Приходит как-то Вовочка домой…» Готов поспорить, что когда вы слышите эту фразу, у вас в памяти всплывает пара-тройка анекдотов с подобным началом, которые вы не только слышали, но и сами рассказывали не один десяток раз. Поэтому после такого начала вы уже готовы в очередной раз выслушать «баян» и попытаться посмеяться над ним.

Как сочинить анекдот?

Естественно, что первой вашей мыслью, после того как услышите одну из ожидаемых концовок, будет: «О, Боже, неужели нельзя было придумать что-нибудь поновее?!» И часто на этом ваши мысли относительно анекдотов заканчиваются. Однако мы не будем на этом останавливаться и выясним, что же всё-таки требуется для того, чтобы анекдот выглядел «свежим», и, конечно, был смешным.

Первое, что является неотъемлемой частью анекдота — это персонаж, или главный герой.Основное требование к нему — популярность. Если, допустим, героиня анекдота носит имя Надежды Аллилуевой, редкий слушатель вспомнит, что это имя принадлежит второй жене Сталина. А это значит, что анекдот с самого начала обречён на провал. Самое верное решение — выбрать героя, имя которого в данный момент на слуху у общественности. На сегодняшний день это может быть группа «Серебро» или сборная России по хоккею.

Вторым важным моментом является длина анекдота. Если вместо короткого анекдота вы слышите что-то вроде романа, в котором не один раз повторяется: «…идут они дальше и останавливаются у следующих кустов…», то желание смеяться пропадает уже после второго-третьего прослушивания этой фразы, но зато вы наверняка запомните, каким анекдотом вы не захотите смешить своих друзей, и как точно не надо рассказывать анекдоты. Если же анекдот будет коротким, то, когда услышишь его через какое-то время во второй раз, он вызовет не меньше положительных эмоций, чем от первого прослушивания.

Вот мы с вами и подобрались, наконец, к самому важному — финальная фраза анекдота. Зачастую лишь она одна и составляет весь анекдот, поэтому она должна обладать следующими свойствами:1. простота — любой слушатель (читатель) должен понимать её смысл;2. краткость — не только сестра таланта, но и залог хорошего долгого смеха, а значит и продолжительной жизни;3. неожиданность — лучший способ заставить слушателя не просто улыбаться, а смеяться от всей души;4. запоминаемость — залог долгой жизни анекдота.

Вот теперь, наконец, получив нужные и полезные советы, вы уже можете спокойно сесть, и начинать придумывать хорошие анекдоты, и слушатели, я уверен, у вас всегда найдутся.

Желаю удачи! И помните самое главное: терпение и труд… ВСЁ.

Читайте также: