Кто написал вальс шутка

Обновлено: 22.11.2024

4. Развивать детское творчество и воображение, передавать в танце образы, навеянные музыкой.

- Приобщение детей к различным видам искусства, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

- Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

- Расширение кругозора детей в области «Музыка»;

- Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве.

Следующий анекдот

Как ни запрещал Иоганн Штраус-отец заниматься музыкой своему сыну, даже наследства лишил его, узнав, что тот ослушался, но ничего у него не получилось. Талант не заткнёшь. В итоге отец остался в истории в основном как автор Марша Радецкого, а сын написал множество вальсовых хитов и вообще вывел вальс на уровень высокого искусства.

"Сказки Венского леса" - классический нарядный и шикарный венский вальс.

2. Иоганн Штраус-сын ."На прекрасном голубом Дунае"

Этот второй шлягер Иоганна Штрауса - новогодняя венская фишка. Его транслируют по радио и телевидению ровно в 00.00 часов.

Какое-то время назад австрийцы стали роптать против этой махровой традиции (примерно как мы против Голубого огонька с Пугачёвой и Петросяном), но потом оценили прелесть консерватизма и сдались (но мы не сдадимся!)

Ежегодно первого января Венский филармонический оркестр даёт концерт, который открывается этим вальсом.

3. Фридерик Шопен. Вальс №7, до-диез минор

Шопен со своим ностальгическим вальсом на фоне Штрауса изыскан до невозможности! Юный поляк Ян Лисецкий так хорош, что на сегодняшний день можно считать его эталоном в шопеновском репертуаре.

4. Пётр Ильич Чайковский. "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик"

Чайковский придумал очень эффектное начало этого вальса, когда мелодию запевают четыре валторны, а им отвечает солирующий кларнет. Ощущение тепла и аромата.

5. Михаил Иванович Глинка. Вальс-фантазия

Этот гениальная симфоническая пьеса положила начало всем русским вальсам. В отличие от венского вальса, русский вальс не для того, чтобы повеселиться, а для того, чтобы погрустить.

Когда Глинка его писал, он переживал роман с дочерью всем известной любовницы Пушкина Анны Керн ("Я помню чудное мгновенье. " и т.д.). Звали её Екатерина. Жениться он на ней не мог, потому что его прошение о разводе осталось неудовлетворённым. Так они и расстались, после тяжелых и продолжительных сердечных терзаний, и этот вальс он негласно (чтобы не компрометировать девицу) посвятил ей - Екатерине Керн .

6. Арам Ильич Хачатурян. Вальс из музыки к спектаклю театра Вахтангова "Маскарад"

К этому вальсу хорошо подходят слова Нины из лермонтовского "Маскарада", в которых она описывает музыку на балу: И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,
Не то, чтоб радость.

7. Георгий Васильевич Свиридов. Вальс из фильма "Метель"

Это стилизация под незатейливый стиль вальсов пушкинской эпохи, в том числе, Вальса-фантазии Глинки.

8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вальс из Сюиты для эстрадного оркестра №2

С этим вальсом дело обстоит очень странно. На Западе это хит-хитов, что видно из этого ролика с Андре Рю, а у нас он мало кому известен.

Шостакович написал его в 50-е годы, и в 1955 он был использован в фильме "Первый эшалон", но никто тогда не обратил на него внимания. И только когда Стэнли Кубрик взял его для саундтрека своего фильма "С широко закрытыми глазами" (1999 год) , он стал хитом под названием "Русский вальс" или Вальс №2, потому что он второй из двух вальсов в Сюите для эстрадного оркестра Шостаковича.

Нам тоже тоже стыдно его не знать, потому что он и вправду очень хорош. Хоть и представляет собой шутку гения: Шостакович скрестил здесь "Амурские волны" и "На сопках Манчжурии". Ну, и что же - очень душевно получилось!

Следующий анекдот

Д. Шостакович «Вальс №2»

Дмитрий Шостакович – это выдающийся советский композитор, произведения которого хорошо знают во всём мире. Однако среди творений гениального маэстро есть небольшое сочинение, которое очень любят за рубежами нашей страны. Иностранцы называют его по-разному: «Второй вальс», «Вальс №2» или просто «Русский вальс». Забавно, но как только начинает звучать музыка этого поистине очаровательного произведения, слушатели, с восторгом воспринимая её, начинают двигаться в такт, напевать мелодию и даже танцевать. У этого сочинения Дмитрия Шостаковича не простая судьба, и она таит в себе множество загадок, которые до сих пор не могут постичь маститые музыковеды и биографы композитора.

Историю создания «Вальса №2» Шостаковича, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Когда именно Шостакович сочинил свой знаменитый вальс, сегодня никто точно сказать не может: композитор унёс эту тайну с собой. Однако биографы тесно связывают историю его создания с образованием в 1936 году Государственного джаз-оркестра СССР, музыкальным руководителем которого был назначен Виктор Кнушевицкий, а художественным – Матвей Блантер.

Чтобы для вновь созданного оркестра составить разнообразный репертуар, было решено обратиться к композиторам С. Прокофьеву , Д. Шостаковичу и И. Дунаевскому. А ради того, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать ему заказ на джазовое сочинение, худруку оркестра пришлось даже поехать в Ленинград. Дмитрий Дмитриевич справился с поставленной задачей довольно быстро: через несколько дней он сам приехал в Москву и привёз три пьесы. Инструментовка руководителям оркестра очень понравилась, но джазового характера в этой музыке не было. Тогда Шостаковичу предложили прийти на репетицию коллектива.

Послушав игру оркестра, композитор переделал свои сочинения, и хоть ничего джазового в них не было, по словам музыкантов, звучали они изумительно. Несомненно, эти пьесы сразу вошли в концертную программу оркестра и впервые были исполнены в Колонном зале Дома союзов осенью 1938 года. Госджаз (сокращённое называние коллектива) много выступал, и всегда в его концертном репертуаре была «Сюита для джаз-оркестра» Шостаковича. Так продолжалось до 1941 года, пока оркестр не выехал на фронт и не оказался в окружении немцев. Большая часть музыкантов погибла, а коллектив по этой причине прекратил своё существование. Соответственно были утеряны все ноты и как назывались пьесы, составляющие сюиту, сочинённую Дмитрием Шостаковичем, сегодня никто точно не знает. Однако всё же существует предположение, что «Вальс», который сегодня известен под № 2 в неё входил.

Прошло пятнадцать лет, и наш вальс вновь зазвучал, но теперь не на концертных площадках, а с экранов кинотеатров. В 1955 году известный кинорежиссёр Михаил Калатозов снял фильм «Первый эшелон», в котором использовал, разумеется, с разрешения композитора, эту замечательную музыку. Но в то время никто её историей ещё не интересовался, и наверняка потому, что фильм и музыка, звучащая в нём, были просто никем не замечены. В 1988 году «Вальс №2» прозвучал вновь и на этот раз в Лондоне в «Барбикан Холле». И хоть оркестром дирижировал Мстислав Ростропович, опять особых восторгов от слушателей не последовало.

До сих пор остаётся загадкой, как нотные архивы советского композитора оказались за границей? И почему утерянная сюита впервые прозвучала не в нашей стране, а за рубежом?

Вся «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича, включающая в себя восемь пьес, в том числе и наш «Вальс» в 1991 году была исполнена, а в 1993 году записана на диск Королевским симфоническим оркестром Нидерландов «Консертгебау», которым в то время дирижировал итальянец Рикардо Шайи. Однако основную роль в популяризации ныне знаменитого сочинения Шостаковича сыграл фильм американского режиссёра Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в котором музыка «Вальса» прозвучала запоминающее красиво.

Интересные факты

  • Существуют догадки о том, что композитор будто бы применил при сочинении своего вальса способ компиляции, использовав мотивы таких известных композиций, как «Амурские волны», «На сопках Манчжурии», «Дунайские волны» и, кроме того, разбавил всё это интонациями из музыки Иоганна Штрауса.
  • «Джазовая сюита» Дмитрия Шостаковича впервые прозвучала в 1938 году 28 ноября в исполнении оркестра под управлением В. Кнушевицкого в Колонном зале Дома Союзов. Этот же концерт знаменателен ещё и тем, что на нём первый раз слушателям была представлена песня Матвея Блантера «Катюша», впоследствии в нашей стране ставшая «суперхитом» на все времена.
  • Когда Матвей Исаакович Блантер собрался ехать в Ленинград, чтобы встретиться с Шостаковичем и сделать заказ на пьесы для вновь созданного джазового оркестра, он предварительно зашёл к Араму Хачатуряну, чтобы взять рекомендательное письмо, ведь лично с Дмитрием Дмитриевичем Блантер знаком тогда не был. Шостакович долго смеялся над тем, что известный композитор приехал к нему с рекомендациями.

  • Во время войны Госджаз, переподчинённый военному ведомству, часто выезжал на фронт с концертными выступлениями. В 1941 году коллектив, попав в окружение под городом Вязьма, потерял главного дирижера Юрия Лаврентьева и большую часть музыкантов. После таких трагических утрат, оркестр в прежнем виде уже не возродился.
  • Михаил Калатозов – талантливый режиссёр, снявший в 1955 году кинофильм «Первый эшелон», в котором прозвучал знаменитый вальс, стал известным на Западе после того, как в 1958 году за фильм «Летят журавли» на 11-ом Каннском кинофестивале получил главный приз – «Золотую пальмовую ветвь».
  • Соло тромбона, исполняющего основную тему вальса в третьей части произведения, является одним из самых популярных классических соло для этого инструмента.

Содержание

Тайн у «Русского вальса» Шостаковича очень много. Ещё одна, которая не даёт покоя искусствоведам – это музыка произведения. Многие считают, что по стилю она совершенно нехарактерна для композитора. Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич, очень любивший в своей музыке пошутить, и в данном случае проделал то же самое, воспользовавшись приёмом компиляции, то есть взял наиболее яркие интонации из популярных произведений и расположил их по своему усмотрению.

Композиция, написанная в простой трёхчастной форме, начинается с сухого аккомпанемента струнных басовых и малого барабана. Такое сопровождение, напоминающее марш игрушечных солдатиков, будет неизменно звучать на протяжении всей пьесы. Далее, через четыре такта с выразительной и светлой мелодией вступает альт-саксофон , тембр которого подчёркивает эстрадный характер оркестровки. Бархатный звук духового инструмента и бездушный аккомпанемент противопоставляются друг другу, своеобразно подчёркивая светлые и тёмные тона музыки. Далее тема, переходящая к струнным инструментам, звучащая более динамично, подводит к средней части. Для создания своеобразной интригующей напряжённости, особенно когда тема звучит у всего оркестра, композитор в инструментовке использовал различные ударные инструменты, в том числе и звуковысотные. Помимо этого особое напряжение в музыке создают звучащие в чрезвычайно высоких диапазонах медные духовые инструменты.

Тайну «Вальса № 2» Дмитрия Шостаковича до сих пор так никто и не смог разгадать: автор унёс её с собой, но это и не столь важно. Главное то, что композитор подарил людям такую изумительную музыку, которая приносит радость и вдохновляет на свершение добрых поступков.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Вальс №2» Шостаковича

Ход занятия.

Психогимнастика: Упражнение «Согласованные движения»

Цель: Развивать умение ребят действовать в паре.

2. Гребля в лодке;

3. Перетягивание каната;

М. Р. Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал немного произведений для детей. Это сборник фортепианных пьес «Детская тетрадь», который он подарил дочери Гале в день её рождения, когда ей исполнилось 9 лет., сборник «Танцы кукол», который составлен композитором из 7 пьес, использованных в его балетах. Одна из них – «Шарманка» - хорошо знакома вам (фрагмент звучит, другие пьесы мы с вами послушаем.

Вы знаете, что почувствовать настроение, выраженное в музыке, проследить, как оно меняется, это и означает понять музыкальное произведение. Если, например музыка звучала в начале светло, нежно, потом тревожно и беспокойно, а в конце опять возникло нежное звучание, то, слушая это произведение, мы понимаем, что тревога и беспокойство развеялись, а светлое настроение вернулось.

Борьба добра и зла, самые различные переживания человека – его стремления, мечтания, тревоги, душевная боль или безмятежная радость – выражены в музыке. Давайте прислушаемся, как звучат три вальса Д. Шостаковича, все они различны по настроению. Слово вальс в переводе с французского означает «кружиться». Чаще всего – это плавный танец.Но вальсы бывают разные: стремительные, радостные, быстрые, или медленные, нежные грустные, или очень веселые шутливые. Попробуйте определить характер каждой из пьес.

(Исполняется вальс из «Детской тетради» и фрагменты «Лирического вальса» и «Вальса – шутки» из «Танцев кукол». Если детям трудно сразу сравнить три вальса, педагог напоминает фрагмент каждого из них, и дети определяют его характер.)

Дети. Первый вальс грустный, печальный, жалобный, тихий.

М. Р. Да, эта музыка душевная, искренняя, звучит тепло, просто и жалобно. А второй вальс? (Исполняет фрагмент второго вальса).

Дети. Он веселый, радостный, нежный.

М. Р. Да, он звучит нежно, взволнованно, этот вальс стремительный, полетный, так и хочется покружиться под эту музыку! А третий вальс какой?

Дети. Он тоже веселый, но очень тихий, отрывистый, как будто танцуют игрушки, куклы.

М. Р. Молодцы! Вы правильно почувствовали разницу в характере трех вальсов. Уже из их названий мы понимаем, что они разные. Один называется «Вальс», другой – «Лирический вальс» (лирический – значит задушевный, нежный, взволнованный, третий – «Вальс – шутка».

Сейчас давайте получше вслушаемся в мелодию, чтобы почувствовать настроение каждого вальса, и попробуем движениями рук передать характер музыки. (Исполняет фрагменты трех вальсов. Дети дирижируют).

М. Р. Как двигались ваши руки, когда звучал первый вальс?

Дети. Плавно, медленно.

М. Р. Да, движения рук были плавные, неторопливые. А когда звучал второй вальс?

Дети. Движения были плавные, но более быстрые, размашистые.

М. Р. Да, потому что музыка звучала более порывисто, стремительно, а иногда радостно и взволнованно. А в «Вальсе – шутке»?

Дети. Движение отрывистые, короткие, потому вальс шутливый, легкий.

М. Р. Да, «Вальс – шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующий куколки. Вальс этот звучит волшебно, он очень красив. Отрывистые, повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатления чего-то механического, игрушечного. Не случайно несколько пьес из своих балетов, в том числе и этот вальс, Шостакович объединил названием «Танцы кукол». Этот танец очень похож на танец кукол легкостью звучания, некоторой угловатостью, механичностью. Давайте, закрыв глаза, представим себе этот танец. (Звучит аудиозапись «Вальса – шутки»).

М. Р. А под «Лирический вальс» и «Вальс – шутку» давайте попробуем потанцевать. Кто хочет танцевать под музыку «Лирического вальса»? Можно взять в руки воздушный шарф, чтобы он помог вам найти движения плавные, а иногда порывистые. В начале и в конце вальса не слышно ничего «кукольного», хотя этот вальс открывает сборник пьес «Танцы кукол», но в средней части мы с вами услышали, что появляется шутливое «кукольное» звучания. Наверное можно представить себе, что «Танцы кукол» открываются танцем какой-то доброй Фей, которая танцует под волшебную, чудесную музыку, и, прикасаясь к игрушкам, находящимся в комнате, оживляет их. Кто хочет передать это в движениях? (Дети танцуют).

А кто хочет помочь мне сыграть этот вальс? В крайних частях, когда танцует Фея можно играть на треугольнике и металлофоне, а в средней части, когда танцуют куколки – на погремушках и бубнах. В кульминации звучат все инструменты вместе. (Одни дети танцуют, другие играют на музыкальных инструментах).

А как вы будете двигаться под «Вальс – шутку»? Ведь музыка очень легкая, изящная. (Кто-то из вас будет танцевать, а остальные могут поиграть вместе со мной на колокольчиках. «Вальс – шутка» - отрывистый, звонкий, и эти инструменты подчеркнут характер его звучания. (Дети танцуют вальс, оркеструя его).

М. Р. Дома, вместе с родителями я попрошу вас нарисовать волшебную Фею из «Лирического вальса»

Упражнение на релаксацию «Танец пяти движений»

1. «Течение воды»;

2. «Переход через чащу»;

3. «Сломанная кукла»;

4. «Полет бабочек»;

Дыхательное упражнение: «Надуем шар».

- Работать над развитием у детей диафрагмального дыхания.

Пение:Работать над выразительностью исполнения песен:

«Новогодний хоровод»

«Белый снег пушистый»

«Надели шубки белые»

Музыкально –ритмические упражнения:

Развивать выразительность движения детей при исполнении танца «Полечка у ёлочки»

Следить за осанкой детей.

Индивидуальные танцы: «Вьюги и Снежинок», «Звездочек», «Чебурашек».

Развлечение: Музыкально – дидактическая игра «Сколько нас поет?»

Цель: Развивать у детей музыкальный слух.

Развлечение: Подвижная игра «Гончары».

- Учить детей ориентироваться в пространстве.

музыкальных пьес вы должны вспомнить, как называется данное музыкально

Публикации по теме:

«Мое творчество» Мое творчество - это все то,что создаю своими руками! Всегда работая с поделками привлекаю к работе детей и родителей. Очень хочу,чтобы.

Дискотека по творчеству композитора В. Я. Шаинского Дискотека по творчеству В. Я. Шаинского (развлечение для детей подготовительной к школе группы) Дети входят в зал под музыку песни «Вместе.

Досуговое мероприятие посвященное 110 годовщине со дня рождения композитора Д. Д. Шостаковича 28 сентября в нашем ДОУ прошло досуговое мероприятие, посвященное творчеству великого русского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича,.

Беседа-концерт по творчеству русского композитора С. С. Прокофьева для детей старшего дошкольного возраста Беседа - концерт по творчеству С. С. Прокофьева Оборудование: мультимедийная установка, портрет композитора. Под "Марш" композитора С. С. Прокофьева.

Мое творчество Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию моё эссе и фотоотчет моего творчества, выполненные в технике "картины из шерсти" за последние.

Мое творчество Детский сад - это планета Детства. Она живет по своим законам. На этой планете все по-другому, даже дети зачастую ведут себя не так, как.

Музыкальная гостинная «Осень-глазами композитора» Осень глазами композитора. Слайд № 1 Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались.

Открытый урок «Работа над звуком в произведении кантиленного характера. Пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» Тема урока: Работа над звуком в произведении кантиленного характера,пьесы Д. Шостаковича «Лирический вальс» из сюиты «Танцы кукол». Цель.

«Воздушный шарик». Слушание музыки в ДОУ. Старший дошкольный возраст. Знакомство с пьесами композитора Ж. Металлиди "Воздушный шарик". Музыка Жанны Лазаревны Металлиди. Программное содержание. Уточнить представления детей о жанрах в музыке. Развивать активное.

Следующий анекдот

Что вы ответите, если у вас спросят о каком нибудь классическом произведении, которое сейчас ассоциировалось бы с Россией в Европе? Навряд ли вы вспомните об этом. Хотя французы его обожают.

О каком музыкальном символе России не знает большинство русских?

Представляю вам: Шостакович, вальс №2 из Джазовой сюиты. На Западе его называют "Русский вальс"

Он очень известен на Западе, но в России о нем редко вспоминают и мало что знают.

Почему так получилось? Секрет прост.

Под эту мелодию одна очень известная страховая компания в начале 90-х сделала серию рекламных роликов. Их режиссером стал ныне знаменитый, а тогда еще малоизвестный Ларс Фон Триер, ну и, понятное дело, эти рекламные ролики ‒ запоминающиеся, можно сказать, выдающиеся. Их крутили по телевизору много-много лет, вот все и выучили эту мелодию!

(Знаменитый рекламный ролик Ларса Фон Триера для CNP Assurance 1993 год)

и еще одно с продолжением:

А почему же он мало исполнялся в России? Не звучал по радио, не исполнялся на концертах, не транслировался по телевидению?

На это можно ответить вот так:

"Популярности этого вальса не хотел сам его автор, Дмитрий Шостакович. Почему не хотел? Потому что написал это произведение как стилизацию, подражание. Это была своеобразная музыкальная шутка Шостаковича, которого в те годы критиковали за то, что его произведения сумбурны и далеки от народа. Хотите народный вальс ‒ получайте! Вот только сам автор считал, что в вальсе не звучит его композиторский голос и что он написан чужим для него языком. Именно поэтому он не хотел давать разрешение на его широкое исполнение.

Наверное потому, что шутка заключалась в том, что Шостакович взял три известных вальса:"Амурские волны", "Дунайские волны" и вальс "На сопках Манчжурии" и сделал компиляцию, т.е. взял готовые музыкальные интервалы, интонации, немного изменил порядок нот, добавил немного из Иоганна Штрауса и — получилась новая вещь!

Такой музыкальный (композиторский) приём делает новое произведение узнаваемым и сразу душевно располагает, становится "народным".

Сам Шостакович не воспринимал серьезно этот "музыкальный винегрет" с элементами "дежавю" , полагая, что этот вальс-шутка может в какой-то степени подпортить его имидж."

И только однажды, когда нужно было срочно заработать, Шостакович разрешил его использовать в фильме 1956 г. «Первый эшелон» режиссера М.К. Калатозова. Дальше, согласно версии некоторых музыковедов, партитура загадочного вальса была утеряна. И вновь найдена уже после смерти композитора."

Кстати, еще более известным Вальс № 2 стал в Европе и Америке после 1999 г., когда вышел фильм Стенли Кубрика «С широко закрытыми глазами», где он звучит в разных кадрах и полностью ‒ в финальных титрах. Вот точно! Там то я его и слышал! А то все никак не мог понять, откуда я мог знать эту красивую мелодию.

Давайте я вам еще напомню, КТО АВТОР песни "Под небом голубым …" и кто на самом деле автор романса «Гори, гори, моя звезда». А еще мы обсуждали кто автор песен «Наутилуса» и кто автор песни "В лесу родилась елочка. "

Читайте также: