Кому нужен шутник без запаса шуток
Обновлено: 04.11.2024
В жизни нам приходится общаться с самыми разными людьми, причем, далеко не все из них являются образчиками тактичности и доброй души. Некоторые люди любят шутить в адрес окружающих, и не всегда эти шутки являются добрыми и милыми. Разберемся, как правильно реагировать, если объектом обидных шуток стали именно вы.
Вот 2 способа, как реагировать на насмешки, сохранить лицо и уверенность в себе:
1. Цель токсичного шутника – вовлечь вас в свою игру и выбить из равновесия . Обычно упор делается на то, что вы промолчите в присутствии других людей. Например, на вечеринке ваша подруга громко шутит: «Алена, ты поправилась, после беременности. Да, теперь будет не просто вернуться в форму! Я тебе сочувствую». Как ответить?
Переверните минусы в плюсы
Вы можете броситься в атаку или ответить:
«Да, ты права, но я даже рада, у меня сейчас намного женственнее формы. И не мне одной это нравится, уверяю тебя».
Трудно прицепиться к такому ответу, не так ли? При этом вы соглашаетесь с правдой, которая и так очевидна. Вторая часть ответа должна быть позитивной, чтобы у вас оставалось ощущение победы, да еще и внимание подруг будет сконцентрировано на вас.
Второй пример.:
Коллега по работе раскрывает всем в офисе, что вы тайно ходите на собеседования к конкурентам. Что можно ответить и не потерять лицо?
«Да, я хожу на собеседования, но поиск хорошей должности, когда я знаю свою ценность, все-таки, менее подлый поступок, чем чтение чужой переписки».
Для убедительности можете встать, если вы сидели до этого. Поднимитесь с кресла, чтобы занять доминирующую позицию. Можете даже слегка наклонится над человеком, который был груб с вами и сказать все прямо в глаза. А потом хлопните его по плечу и вернитесь к тому, чем занимались раньше. Это прикосновение он никогда не забудет, и в следующий раз, если кто-то так же дотронется до этого человека, он вспомнит, как вы поставили его на место.
Однако над этим стоит поработать, чтобы не выглядело агрессивно. Не сразу удается сказать правильный ответ уверенным голосом. Но с практикой это придет, а в голове появится еще один вариант, как вести себя в конфликтных ситуациях, помимо взаимных оскорблений, или тихой покорности.
2. Измените свое отношение к злым шуткам
На ядовитые шутки можно посмотреть по-другому. В них иногда скрыты ценные подсказки, что мы должны изменить в себе. Может, вам и правда пора заняться собой ради здоровья. Спокойно подумайте об этом.
В любом случае, это всего лишь мнение человека, выраженное некорректным способом .
Если вы позволите всем людям иметь свое мнение, в том числе и самому себе, станете спокойнее воспринимать пассивную агрессию, замаскированную под шутки и заботу. Конечно, не каждый должен говорить вслух то, что он думает, но это уже вопрос воспитания. Люди разные и вы должны понимать, что вы все равно важнее. СНАЧАЛА Я, потом все остальное.
На злобу, обиду уходит много энергии, которую можно было бы пустить в другое дело. Стоят ли эти замечания вашей потраченной энергии? Когда вы научитесь оценивать себя, как ресурс, разочарований будет меньше, как и переживаний за каждый человеческий выпад.
Зыбкая почва самоиронии
В таком контексте самым безопасным вариантом кажется самоирония. Действительно, зачастую это единственный надежный способ пошутить и не задеть собеседника. Но есть ли и у самоиронии оборотная сторона?
Конечно, особенно если речь идет об основных компетенциях сотрудника или кандидата на должность. Репутация может дать трещину, если вы публично смеетесь над своими грубыми ошибками и некомпетентностью. Специалисты рекомендуют шутить о вещах, не касающихся важных компетенций, например, о своих оговорках (если вы не диктор). Хотя не стоит упиваться снуперизмами — непреднамеренными смешными оговорками. Эти ошибки были названы в честь британского священника Уильяма Снупера. Он произнося тост в честь королевы Виктории, сказал «За старого гомосексуального декана» вместо «За здоровье нашей дорогой королевы» (Three cheers for our queer old dean).
Следующий анекдот
Заставить человека улыбаться или смеяться, способен далеко не каждый. Однако если вы идете по жизни с улыбкой на лице, тогда, вероятней всего, люди к вам потянуться. Почему человеку необходимо чувство юмора? Оно помогает укрепить отношения, избавиться от негативного мышления, повышает привлекательность, а также как говориться – смех продлевает жизнь.
Чувство юмора – это то, что непременно поможет урегулировать любую конфликтную ситуацию. Идти по жизни с улыбкой может каждый, однако это весьма непросто, особенно когда в жизни случаются некоторые неприятные ситуации. Давайте узнаем, как можно развить чувство юмора.
Не бойтесь выглядеть глупыми
Не всегда собеседник способен понять ваши шутки и юмор. Есть люди, которых очень сложно рассмешить, поэтому будьте готовы к угрюмым лицам собеседников. Даже профессиональным комиком не всегда удается рассмешить аудиторию. Если шутка не смогла произвести нужного эффекта на собеседника, просто смените тему.
Не бойтесь смеяться над самим собой
Как правило, в каждой истории есть неловкие моменты и нелепые ситуации, которые способны вызвать улыбку на лицах собеседников. Даже если эти события произошли с вами, не бойтесь делиться такими рассказами с другими людьми, умение посмеяться над самим собой – это уже настоящее искусство. Добавьте в историю немного самоиронии, для более эффектного впечатления.
Смотрите юмористические шоу и комедийные фильмы
Как правило, комедии или юмористические шоу учат человека идти по жизни с улыбкой. Они заряжают позитивом, которым хочется делиться с окружающими людьми. Наблюдайте за профессионалами и учитесь у них развивать собственное чувство юмора.
Не забывайте о контексте
Стоит помнить, что далеко не все события могут вызвать у собеседника улыбку на лице. Возможно, вы случайно затронете больную тему для человека. Так что шутя и рассказывая смешные истории, будьте осторожны с юмором. Ваши рассказы не должны кого-то задеть или ранить.
Придумайте коронную шутку
У каждого профессионального шутника имеется в запасе коронная шутка, которая одинаково положительно действует практически на всех. Рассказывая ее, постарайтесь проявить весь свой артистизм, включая соответствующие жесты и мимику.
Обратите внимание, что именно у собеседника может вызвать улыбку
Проявите внимательность, ведь каждый человек может улыбнуться или засмеяться, если слышит что-то веселое для себя. Благодаря этому вы будете знать, на какую тему рассказывать шутки, чтобы поднять настроение этому собеседнику.
Не унижайте других
Никогда не высмеивайте в своих шутках других людей – это может вызвать негативную реакцию у людей. Например, вы рассказываете анекдот о том, какие чукчи глупые, а у вашего собеседника, родственник чукча. Лучше всего рассказывать истории на отреченные темы, которые уж точно не смогут задеть чье-либо достоинство.
Учитесь смотреть без осуждения
Многим людям осуждающий взгляд мешает правильно проявлять чувство юмора. Рассказывая какую-либо историю, оставьте в ней только юмористическую часть, не нужно выдвигать собственные осуждающие вердикты и мысли. Исключите всевозможный негатив из рассказа, который будет мешать общему впечатлению от истории.
Совершенствуйте свою речь
Умение красиво говорить, не используя резких и режущих слух слов – это настоящее искусство. Учитесь говорить красиво, и вы непременно сможете произвести положительное впечатление на собеседника.
Верьте в свои силы
Не стоит бояться шутить, верьте в свои силы и у вас непременно все получиться. Развить чувство юмора способен практически каждый, помните об этом.
Не принимаем на свой счет
Способ это непростой, он потребует глубокой внутренней работы над собой. Нужно настроить себя на то, что люди, которые пытаются морально «укусить» вас, отпуская обидные шутки, глубоко несчастны. Они имеют массу комплексов и проблем, которые не могут решить самостоятельно. Поэтому они «выливают» свой негатив на окружающих, отпуская обидные шуточки. Если не будет вас, то этот несчастный человек, будет цепляться к кому-нибудь другому, чтобы самоутвердиться за его счет.
Следующий анекдот
Многие работодатели хотят, чтобы соискатели обладали чувством юмора, 11% работодателей указали такое пожелание к будущим сотрудникам в описании вакансии, HR-специалисты и руководители компаний считают, что люди с хорошим чувством юмора не только легки и приятны в общении, но и лучше работают. При этом около 25% рекрутеров иногда подшучивают над кандидатами на собеседовании, а 16% сотрудников HR-отделов сознательно проверяют чувство юмора в процессе собеседования. Очень похожая картина наблюдается и со стороны соискателей: согласно опросу HeadHunter, 21% кандидатов подшучивают над рекрутами на собеседовании.
Сами соискатели и работники компаний высоко оценивают чувство юмора, 80% опрошенных признались, что обладают хорошим чувством юмора. Большинству сотрудников компаний чувство юмора помогает скрасить «серые будни» (52%), многим оно помогает сглаживать конфликтные ситуации, налаживать отношения с руководством и клиентами (эти задачи отметили около 45% опрошенных). В любом случае 79% опрошенных считают, что чувство юмора может помочь в карьере.
Сложные вопросы
Пример с ответами президента Рейгана может стать отличным вариантом работы со сложными вопросами, особенно когда прямой ответ способен выставить человека не в самом лучшем свете.
Но нынешний преемник Рейгана славится странными шутками в ответ на прямые вопросы, многие видят в ответах президента США сексизм, нападки на женщин, расовую и классовую нетерпимость. Конечно важно, на кого направлена шутка, на себя или в ней содержатся оскорбительные замечания окружающим людям.
Реклама на ForbesЧерный юмор
Самая отталкивающая форма юмора — так называемый черный юмор. Но есть ли ситуации, когда он может спасти положение? Однозначно. Консультант по лидерству Линда Хенман изучала поведение военнопленных американцев во Вьетнаме, которые часто обращались к этому виду юмора. Исследования показали, что они испытывали меньше негативных эмоций. Это мощный защитный механизм, который включается у людей, работающих в реанимации или на спасательных работах, он помогает сохранить равновесие в сложных ситуациях, когда люди каждый день сталкиваются с болью, болезнью и смертью.
Подводя итоги, можно сказать, что чувство юмора может поднять ваш социальный статус, хотя это территория риска. Однозначно можно сказать, что стоит избегать шуток, которые могут показаться нетолерантными и помнить о контексте — например, шутки «ниже пояса» могут показаться забавными в ситуации корпоративного мероприятия, когда можно расслабиться и выпустить пар, но мало годятся для ситуации официального общения. И большое значение имеет культурный контекст шуток.
Реклама на ForbesКакой бы вид юмора вы ни выбрали, помните, что смех продлевает жизнь, согласно исследованиям института психосоматической медицины Riza, тридцать минут смеха в день существенно улучшают показатели работы организма. Даже у профессиональных комиков бывают неудачные шутки, если вы просчитались, это может стать еще одним поводом пошутить, избрав самый безопасный вид юмора — самоиронию. Как говорил Мюнхгаузен: «Вы слишком серьезны. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»
Прямой ответ
Случается, что собеседник искренне не понимает того, что его шутки кого-то могут обидеть. Человек может быть просто нечутким или он может не знать, каких-то обстоятельств вашей жизни и невольно обижать вас своими остротами.
3 способа правильно реагировать на обидные шуткиВ этом случае, лучшей реакцией может стать прямой и честный ответ. Скажите, что такие остроты вам неприятны. Если это не помогает, можно еще раз подчеркнуть, что подобное «остроумие» - это просто признак дурного воспитания, а вы не любите общаться с людьми, не умеющими держать себя в обществе.
Тяжелая артиллерия иронии и сарказма
Как правило, ирония подразумевает противоположный смысл сказанного. Ли Хуанг (INSEAD), Франческа Жино (Гарвард) и Адам Галински (Колумбия) относят сарказм и иронию не только к подростковому поведению, но и считают отличным инструментом делового общения. Люди, использующие иронию и сарказм, рискуют быть неправильно понятыми, кроме того, чтобы вложить дополнительные смыслы в высказывание, требуются определенные интеллектуальные способности.
Следующий анекдот
Кто-то из ваших друзей любит зло пошутить или оставить язвительное замечание в присутствие других людей? Это пассивная агрессия, не стоит вовлекаться и брать пас, который вам бросили.
Смеемся в ответ
Этот способ подойдет людям остроумным, которые могут легко управлять своей эмоциональной сферой. Эта методика работает так: услышав обидную шутку в свой адрес, нужно воспринять её именно, как шутку, а не как попытку оскорбить. И ответить собеседнику нужно в юмористическом ключе, аккуратно переводя разговор на другую тему.
Очень важно, не переводить шутку на личность собеседника, нужно отвечать чем-то отвлеченным.
Приведем пример: собеседник начинает подтрунивать над вашим весом и сравнивает ваши щеки со щечками хомяка. Если вы сумеете не обидеться на это, а расскажете смешной анекдот про толстого хомяка, то разговор будет переведен на другую тему.
Юмор — оружие лидеров
Юмор довольно часть используется на рабочем месте, согласно статистике, юмор появляется примерно в 10% электронных писем, в личном общении его чаще используют сотрудники, занимающие руководящие позиции. Хотя юмор и объединяет людей разных социальных групп и свойственен разным классам, он все же ассоциируется с успехом, смелостью и раскрепощенностью, свойственным лидерам. Согласно исследованиям профессоров Сесили Купер Тони Конга и Крега Кроссли, когда лидеры используют юмор как средство межличностного общения, их подчиненные чувствуют себя более счастливыми, это помогает наладить коммуникацию, сотрудники начинают охотнее помогать друг другу, что в итоге положительно отражается на эффективности и производительности.
В то же время юмор становится опасным оружием в неопытных руках, которые может подорвать репутацию неудачливого шутника. В книге «Я не могу поверить, что он только что это сказал» (I Can’t Believe You Just Said That) Дэнни Уоллес говорит о феномене грубости и неудачных шутках, которые могут дорого обойтись лидерам. Одна неудачная шутка может создать впечатление о человеке как о грубом и неотесанном, нетолерантном и непрофессиональном сотруднике.
По ту сторону шутки
В мире юмора тоже есть инсайдеры и аутсайдеры. Что такое инсайдерские шутки? Это юмор, доступный определенной социальной группе, основанный на совместном опыте или отношении к определенным людям и фактам, которое их объединяет. Бывает приятно встретиться со старыми друзьями, вспомнить смешные истории, часто на основании дружеского подтрунивания даже возникают шутливые прозвища. Так в английских и ирландских пабах есть круг завсегдатаев, большинство которых имеют забавные или даже граничащие с оскорбительными прозвища, однако взаимное подтрунивание — скрытый смысл таких социальных объединений, которые помогают выпустить пар приходящим в бар и не доводить бытовые ситуации до конфликта. Этот юмор не понятен людям со стороны и свойственен в той или иной степени сложившимся сообществам, он является одним из главных показателей сплоченности коллектива.
В то же время есть оборотная сторона у такого юмора, изначально рассчитанного на исключение аутсайдеров. Согласно исследованиям Овула Сезера, Мориса Швейцера и Михаила Нортона, непонимание фактов расстраивает человека меньше, чем непонимание шутки. Двое ассистентов писали первый раз набор символов и отвечали «Я согласен», во втором случае ответу предшествовал смех. Человеку, не понявшему шутки, казалось, что он занимает более низкую позицию в социальной иерархии, он не чувствовал себя причастным к коллективу. В случае с непониманием информации такого эффекта не возникало.
Все ли так радужно?
Природа шутки в двусмысленности, противоречии и несоответствии формы и содержания, комизме ситуации. Еще Платон утверждал, что без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного. Именно двуликая природа, лежащая в основе шутки, становится как источником смеха, так и в случае неудачной шутки оборачивается против шутника, становится залогом непонимания, потери хорошей репутации или даже преследования.
Реклама на ForbesЧасто восприятие шутки зависит от контекста. Анекдот, который покажется забавным и пикантным в компании друзей, может оказаться полным провалом в ситуации официального общения. Есть контексты, в которых шутки воспринимаются очень настороженно, сюда относится в первую очередь религиозный контекст. Широко известен случай с карикатурами на исламского пророка Мухаммеда, опубликованными 30 сентября 2005 года в датской газете Jyllands-Posten. После публикации рисунков на художника-карикатуриста посыпались многочисленные обвинения, однако датский суд встал на сторону светской газеты и не нашел в рисунках состава преступления. Но на этом дело не закончилось, в Дамаске и Бейруте начались бурные протесты, возмущенные толпы подожгли здания посольств Дании и Норвегии, в Палестине разгромили немецкий культурный центр, в Газе попытались ворваться в офис Евросоюза, в Иордании арестовали редакторов газет, перепечатавших рисунки.
Сам карикатурист пережил несколько покушений, за его жизнь афганские талибы предложили 100 кг золота, однако эта ситуация помогла получить ему в 2010 году Лейпцигскую премию «За будущее и свободу средств массовой информации» в €30 000.
Восприятие смешного зависит от культуры. Если какие-то культурные и религиозные сообщества категорически не допускают юмора и самоиронии на определенные темы, то в других ситуация выглядит противоположным образом. Широко известны ироничные и меткие шутки представителей британской королевской семьи, однако в Великобритании юмор пронизывает все классы, как утверждает Кейт Фокс в книге «Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения», все может стать предметом шуток, но в первую очередь сам говорящий. Самоирония англичан требует отдельного изучения, для понимания культурного контекста важно всегда иметь ее в виду — чем больше англичанин иронизирует над своими достижениями и преуменьшает их, тем более значительными они могут являться на самом деле. Антропологи, детально изучавшие особенности британского юмора, рекомендуют никогда не воспринимать прямо слова говорящего, зачастую за ними скрывается ровно противоположное отношение.
Многие работают в мультикультурной среде, часто общаются с коллегами или друзьями из других стран, поэтому нам, конечно, важно понять отношение к шуткам в другой культуре прежде чем пробовать шутить самим или воспринимать шутки других. Много сложностей бывает у людей, непосредственно связанных с общением в межкультурной среде, — переводчиков, дипломатов и политиков.
Политики оставили след в истории не только благодаря своим поступкам, но и чувству юмора. Один из наиболее запоминающихся политиков к этом контексте — Рональд Рейган, ставший самым пожилым кандидатом в президенты США. Конечно, его возраст провоцировал многочисленные вопросы, известен его ответ в политическому оппоненту Уолтеру Мондейлу на теледебатах 1984 года, когда Рейган ответил, что не будет заострять внимание на проблеме возраста: «Я не собираюсь эксплуатировать в политических целях молодость и неопытность своего соперника». Аудитория прыснула со смеху, и в этот момент, как позже признавался Мондейл, он понял, что проиграл предвыборную кампанию.
Юмор нужен не только политикам, но и всем людям, желающим продвинуться по карьерной лестнице. Мы составили небольшое руководство по использованию юмора на рабочем месте.
Как заставить юмор работать на вас?
Помните о культурном контексте
Едва ли можно найти группу, которая допускает иронию в отношении своей культуры и страны от людей со стороны. Однако говоря о межкультурном контексте, важно еще и умение воспринимать иронию. Если в Англии вы услышали ироничное высказывание человека о приобретенном особняке или недавно полученной докторской степени, не спешите развивать эту шутку, часто это просто способ рассказать о своих заслугах, и ирония со стороны может быть понята как полное отсутствие такта и понимания культурного кода.
Читайте также: