Какие предлоги есть в вопросах шутках

Обновлено: 26.12.2024

В - Предлог служит для связи слов в словосочетании и предложении.

В каком ряду все предлоги непроизводные:

А - на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели;

Б - от дальней горы, из-за тумана, через дорогу;

В- по дороге, ввиду непогоды, с приездом.

В каком ряду все предлоги составные:

А - около Москвы, несмотря на холода, на концерте;

Б - близ Саратова, от врача, возле меня;

В - по поводу переписки, в течение дня, по причине отсутствия.

Найдите предложения с производными предлогами:

А - В течение всего отпуска я не отдыхал.

Б - В течении реки много изгибов.

В - Не смотря на нас, он молча зашёл в дом.

Г - Несмотря на дождь, прогулка состоялась.

В каком ряду все предлоги пишутся со словами раздельно:

А- (из)за снегопада, (под) крышей, (надо)мной;

Б- (перед)боем, (во)всём, (из)под ворот;

В- (на)тарелке, (подо)льдом, (ото)сна.

В каком ряду все предлоги пишутся слитно:

А - (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения;

Б - (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток;

В - (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы.

В каком предложении (на)встречу является существительным с предлогом:

А - Дети бежали (на)встречу с ветеранами.

Б - Автобус ехал (на)встречу.

В - Он двинулся (на)встречу мне.

В каком предложении (в)продолжении.. является предлогом:

А - (В)продолжени.. книги главный герой остался жив.

Б - Учащиеся хорошо занимались (в)продолжении.. всего урока.

В - Я (в)продолжении.. сериала не видел смысла.

В каком предложении предлог употреблён с существительным в дательном падеже:

А- Вокруг озера росли высокие сосны и ели.

Б - Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен.

В- Вблизи горы клубился густой туман.

10. В каких предложениях предлог употреблён неверно:

А- Благодаря опозданию, поезд не успел вовремя.

Б- Вопреки опозданию поезда, он успел на конференцию.

В- В аптеке не было таблеток для бессонницы.

Г- Мальчик пришёл со школы.

Д - Я приехал до магазина.

Е - Он купил капли для лечения насморка.

Ж - В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи.

Ответы Тест на тему:

Найдите неправильное утверждение:

А - Предлог – это служебная часть речи.

Б - Предлог является членом предложения.

В - Предлог служит для связи слов в словосочетании и предложении.

В каком ряду все предлоги непроизводные:

А - на земле, вопреки предсказаниям, в продолжение недели;

Б - от дальней горы, из-за тумана, через дорогу;

В- по дороге, ввиду непогоды, с приездом.

В каком ряду все предлоги составные:

А - около Москвы, несмотря на холода, на концерте;

Б - близ Саратова, от врача, возле меня;

В - по поводу переписки, в течение дня, по причине отсутствия.

Найдите предложения с производными предлогами:

А - В течение всего отпуска я не отдыхал.

Б - В течении реки много изгибов.

В - Не смотря на нас, он молча зашёл в дом.

Г - Несмотря на дождь, прогулка состоялась.

В каком ряду все предлоги пишутся со словами раздельно:

А- (из)за снегопада, (под) крышей, (надо)мной;

Б- (перед)боем, (во)всём, (из)под ворот;

В- (на)тарелке, (подо)льдом, (ото)сна.

В каком ряду все предлоги пишутся слитно:

А - (на)подобие треугольника, (в)виду бездорожья, (в)следствие наводнения;

Б - (вопреки)мнению, (на)встречу солнцу, (в) продолжение суток;

В - (в)роде привидения, (в)место уроков, (со)стороны улицы.

В каком предложении (на)встречу является существительным с предлогом:

А - Дети бежали (на)встречу с ветеранами.

Б - Автобус ехал (на)встречу.

В - Он двинулся (на)встречу мне.

В каком предложении (в)продолжении.. является предлогом:

А - (В)продолжени.. книги главный герой остался жив.

Б - Учащиеся хорошо занимались (в)продолжении.. всего урока.

В - Я (в)продолжении.. сериала не видел смысла.

В каком предложении предлог употреблён с существительным в дательном падеже:

А- Вокруг озера росли высокие сосны и ели.

Б - Благодаря регулярным занятиям я сдал экзамен.

В- Вблизи горы клубился густой туман.

10. В каких предложениях предлог употреблён неверно:

А - Благодаря опозданию, поезд не успел вовремя.

Б- Вопреки опозданию поезда, он успел на конференцию.

В - В аптеке не было таблеток для бессонницы.

Г- Мальчик пришёл со школы.

Д - Я приехал до магазина.

Е - Он купил капли для лечения насморка.

Ж - В силу сложившихся обстоятельств я нуждаюсь в твоей помощи.

Итоговый тест за курс 7 класса

1. В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов:

А. благодаря обилию снега,

Б. согласно расписания,

В. написал красивше,

Г. пришел со школы поздно.

2.Найдите слово, строение которого соответствует схеме:

А. безвозвратно,

В. подчеркивая,

Г. распустил..

3. Найдите слово, в котором не пишется ь:

А. разжеч.. костер,

Б. бить наотмаш.. ,

В. много задач.. ,

Г. отреж..те кусочек.

4.Укажите слово, в котором под ударением пишется о:

А. освещ..нный,

Г. заворож..н.

5. Найдите причастие, в котором пишется суффикс -ющ-:

А. кле..щий поделку,

Б. жал..щие осы,

В. кол..щий дрова,

Г. дыш..щий легко.

6. Укажите слово, которое пишется через дефис:

А. (по) моему совету,

Б. (по) осеннему хмурое небо,

В. относиться (по) внимательнее,

Г. бывал (кое) у кого.

7. Найдите слово, в котором пишется одна буква н:

А. уставле..ая вазами,

Б. фарширова..ый гусь,

В. слушать сосредоточе..о,

Г. жаре..ая рыба.

8. Укажите слово, которое пишется раздельно:

А. (в) следствие сильных дождей,

Б. мог рассказать (то) же самое,

В. бежать (на) встречу,

Г. пришел, что(бы) остаться.

9. В каком словосочетании не пишется слитно:

А. написано ничуть (не) аккуратно,

Б. (не) решенная вовремя задача,

В. мусор (не) убран,

Г. (не) завершенная работа.

10. В каком предложении надо писать ни:

А. Н.. раз выходил он победителем из боя.

Б. Кто н.. смотрел этот фильм, должен его посмотреть.

В. Она не могла маме н. ответить.

Г. Когда н.. придешь к подруге, она болтает по телефону

11. Укажите верное определение части речи:

А. Шли, несмотря на непогоду (несмотря – деепричастие).

Б. Делать в течение часа ( течение – имя существительное).

В. Располагается вдоль дороги (вдоль – предлог).

Г. Летучий газ (летучий – причастие).

12. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. Светилась, падая, ракета.

Б. Я смотрел на пруд, залитый лунным светом и на старый дворец на острове.

В. С деревьев, окутанных легким туманом и мокрым от дождя, сыпались на папоротники крупные брызги.

Г. Поднимая пыль по дороге, подул сильный ветер.

13. Найдите предложение с правильной постановкой знаков препинания:

А. В небе первые звезды повисли в окнах тоже горят огоньки.

Б. А звезды нежданно в тумане блеснули и свет свой холодный над липами льют.

В. Грибы составляют питательную и вкусную пищу если они употребляются не в излишестве.

Г. Он улыбается приветливо и ласково, и простодушно.

14. Найдите сложное предложение, которое соответствует схеме [ ], (подчинит. союз ):

(Запятые в предложениях не проставлены)

А. Выражение не жалости а мучительной озабоченности появилось у него на лице.

Б. Всю ночь мы лежали у костра и слушали как шумит море.

В. Когда взойдет солнце закричат первые петухи.

Г. С самого утра в саду стоял цветочный аромат и пчелы-трудяги перелетали с цветка на цветок.

Спиши, расставив знаки препинания и подчеркнув обороты:

Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.

Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.

Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.

Максим вернувшись домой долго не мог успокоиться.

Надвигалась гроза и туча набирая силу поднималась из-за леса.

Опустив голову бабушка закружилась в танце.

Сдвинув на затылок косынку и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

Собака залаяла и распознав знакомого человека, тут же успокоилась.

Спиши, расставив знаки препинания и подчеркнув обороты:

Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.

Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.

Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.

Максим вернувшись домой долго не мог успокоиться.

Надвигалась гроза и туча набирая силу поднималась из-за леса.

Опустив голову бабушка закружилась в танце.

Сдвинув на затылок косынку и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

Собака залаяла и распознав знакомого человека, тут же успокоилась.

Спиши, расставив знаки препинания и подчеркнув обороты:

Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.

Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.

Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.

Максим вернувшись домой долго не мог успокоиться.

Надвигалась гроза и туча набирая силу поднималась из-за леса.

Опустив голову бабушка закружилась в танце.

Сдвинув на затылок косынку и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

Собака залаяла и распознав знакомого человека, тут же успокоилась.

Спиши, расставив знаки препинания и подчеркнув обороты:

Сад тянувшийся позади дома выходил за село.

Охотник поймал неоперившегося птенца покрытого серым пушком.

Холм возвышающийся над лесом был необычайно красив.

Солдаты собрались у развевающегося на ветру знамени.

Учитель нашел ошибку в схеме начерченной на доске учеником.

Максим вернувшись домой долго не мог успокоиться.

Надвигалась гроза и туча набирая силу поднималась из-за леса.

Опустив голову бабушка закружилась в танце.

Сдвинув на затылок косынку и опираясь на швабру, девочка прибирала веранду.

Собака залаяла и распознав знакомого человека, тут же успокоилась.

Следующий анекдот

Про современные явления в языке

И. П.: Филология, языкознание, лингвистика интересуются современными процессами, это не секрет. Если 10 лет назад было модно изучать "падонкаффский" язык Интернета, то сейчас эта тема достойна того, чтобы быть изученной более подробно? Или это настолько мимолётно, что даже заметно не будет для языка?

И. Ш.: Конечно, учёные исследуют жизнь языка.

Для учёного одинаково важны и фундаментальные вопросы грамматики, не то что вневременной, но растянутой на столетия, и ситуации мгновенные, модные. Идёт история, жизнь языка Игорь Шаронов

Вот был язык "падонкафф", идут какие-то модные словечки, они становятся популярными, потом они исчезают. Уже есть специальные инструменты, чтобы описывать жизнь языка, вот есть Национальный корпус русского языка, и там собрано большое количество текстов, и художественных, и публицистических. Можно обнаружить все контексты употребления того или иного словечка. Можно сделать статистку. Вот, например, такое политическое слово "консенсус". Если мы посмотрим на эту статистку, то увидим, что с конца восьмидесятых — взлёт употребления этого слова, а где-то в начале-середине девяностых — падение. Почему? Потому что это слово очень любил наш первый президент Советского Союза. И, конечно, все политики за ним повторяли. И в газетах, журналах это слово было очень частотным.

И. П.: А мы можем сейчас пофантазировать, проанализировать, откуда это "про" взялось? Может быть, кто-то насадил этот тренд, а мы не заметили?

И. Ш.: Вполне вероятно. Конечно, субъективно, кто-то первый сказал "мяу". Кто-то сказал. И тот, кто сказал, очевидно, был более-менее авторитетен в какому-то кругу. Или то, что он произнёс, запомнилось, правильно или неправильно. Вот это покачивание оказало влияние, и другим захотелось. И это стало распространяться. Кто первым сказал? В принципе, мы можем покопаться в корпусе и самое первое употребление найти и сказать. Но утверждать, что это именно он сказал. Скорее всего, это было просто в устной речи.

И. П.: Как в том мультике: "Кто сказал "мяу"?" И теперь пойди найди его.

И. Ш.: Иногда лингвисты находят и говорят, что вот это словечко Карамзина, а вот это словечко Достоевского. Но понимаете, почему они так говорят? Потому что самое первое употребление в письменной речи они нашли в этих текстах. Но это не значит, что это их слова.

И. П.: Вот слушатель спрашивает: "А когда говорят "поговорить за что-то"?"

И. Ш.: Да.

Это тоже предлог "за", который претендует на тематическое изъяснительное значение Игорь Шаронов

Он тоже в узеньких контекстах, скорее всего, из одесского языка пришло. Он тоже очень идиоматичный, поэтому вы можете сказать "это не за еду". И это будет очень по-одесски звучать.

И. П.: Хотя мы просто играем предлогом.

И. Ш.: Конечно. Мы понимаем из контекста целевое значение. И этот предлог "за" мы включили. Давайте если сейчас это будет модно, все будут говорить "это за еду". Это очень по-одесски звучит. Тот же самый случай. Агрессия. Мы заменяем этот предлог, мы понимаем, что есть употребления такие целевые, мы вспоминаем Одессу, мы улыбаемся. Не совсем правильное употребление предлога.

И. П.: Не всегда мы вспоминаем. Соответственно, не всегда достигнута цель. Опять же, здесь не все обладают инструментарием, чтобы провести аллюзию к Одессе. И тогда смысл будет скрыт.

И. Ш.: Безусловно, и это очень большая беда.

Привычка интеллигентов девяностых годов ломать или неправильно употреблять в шутку какие-то формы для молодого поколения совершенно непонятна Игорь Шаронов

И молодое поколения начинает это употреблять как реальность. Вот так сходу эти неправильности не вспомню, но, например, была такая ненамеренная шутка в фильме "Кавказская пленница". Троица делит деньги, Вицин ставит туфлю на десятирублёвую купюру и начинает припевать песенку, отходит в сторону. Эти двое смотрят — нет одной купюры. Он снимает одну туфлю, они там ничего не находят, бросают в него, он говорит: "Чей туфля? Моё". Все смеются. Почему? Потому что идёт несогласование. Всем очень смешно. Но здесь есть ещё одна ошибка. Он говорит туфлЯ, а не тУфля, и вот эта сцена очень популярна. И те взрослые, которые понимают, что смеются не только над несогласованием, но ещё и над сменой ударения. Старшее поколение смеётся.

И. П.: Игорь Шаронов, профессор, доктор филологических наук, декан факультета теоретической и прикладной лингвистики РГГУ был у нас в гостях. Спасибо.

Про необычное употребление инфинитива с предлогами

И. Ш.: Да. Такой вариант тоже не исключён. Некоторое сжатие происходит. Сжатие — это частый случай экономии в устной речи. Бывают такие сжатия: "мы стоим в очереди за айфонами" — "мы стоим за айфонами".

И. П.: Да. И чем лапидарнее формулировка, особенно в дипломатии, тем более жёстко она слушается. Смотрите: "кафе про поесть". Это же инфинитив. Почему мы его не используем в форме?

И. Ш.: Это очевидная грамматическая неграмотность. Но мы не ощущаем, что это абсурдно. Тоже что-то нас заставляет чувствовать, что это есть и этого нет. Вроде бы нельзя после предлога ставить инфинитив, а тут он ставится и срабатывает. Почему же? Хитрость в том, что в устной речи тоже существует узенькое употребление инфинитива вместо предметных имён. Инфинитив в устной речи закрепился в конструкции, когда мы хотим назвать предмет, но мы либо забыли, как он называется, либо нам всё равно, какой это предмет, лишь бы он выполнял свою функцию.

В таких случаях мы используем инфинитив с каким-либо местоимением. Смотрите: "Дай чем завязать пакет". Что просит человек? Нитку, верёвочку — всё что угодно. Вместо слова "нитка" используется такая модель: союзное слово плюс инфинитив Игорь Шаронов

Или "у тебя есть во что завернуть?" Что просит человек? Бумагу или тряпку.

И. П.: И здесь опять не хватает существительного.

И. Ш.: Это уже объект. Я хочу что? "У тебя есть во что завернуть?" — "У тебя есть тряпка?" Вместо слова "тряпка" мы говорим "во что завернуть".

И. П.: У нас нет решения, не мы формировали запрос.

И. Ш.: Либо он есть, но слишком абстрактен. Мы называем предмет через функцию. "Не забудь чем писать". Ручку, карандаш. Всё равно. Это совершенно конкретные предметы, которые названы инфинитивом. И вот мы привыкли, что можно в устных ситуациях использовать инфинитив вместо предметного имени. "Дай чем руки вытереть".

И. П.: В таком случае, если мы определили, откуда растут ноги у нашего представления, что это возможно, — насколько это уместно? Здесь должен человек говорящий пытаться понимать контекст, что "кафе про еду" — это, скорее, неуместно? Или кафе может быть про еду? Функция, перенесённая на объект, в данном случае.

И. Ш.: Просто "кафе про еду" — это "кафе для еды", но выраженное не совсем правильно. Это порождает экспрессию. Мы понимаем смысл, в подсознании есть, что "про" бывает целевым, но совсем не в этом значении. Это и рождает такой стилистический эффект. Это не просто абсурд. Это не бред.

Нельзя сказать какой-нибудь другой совершенно предлог , "от" или "под". Если мы скажем это, то будет полный абсурд. А здесь мы чувствуем, что есть какой-то смысл, мостик переходный. Это и есть стилистический эффект Игорь Шаронов

И. П.: Это и есть агрессирование?

И. Ш.: Агрессия в том, что "про" начинает влезать, всё больше расширять своё употребление на месте "для".

И. П.: Это признак времени нашего?

И. Ш.: Я надеюсь, что это временное явление, не останется в языке. Но сама вот эта попытка.

Предлоги любят залезать на чужую территорию Игорь Шаронов

Следующий анекдот

Эти действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся, желание приобретать новые знания, умения, осваивать новые виды деятельности.

Данные действия помогают соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Действия способны извлекать информацию, представленную в разных форматах (тест, схема, таблица, иллюстрация).

Эти действия помогают соблюдать нормы речевого этикета.

I. Организационный момент.

Класс заранее делится на три команды, ребята придумывают названия команд, в которых есть предлоги. ( Например: «По стране знаний», «На интеллектуальной волне», «Без проблем»)

II. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы повторим пройденный материал по теме “Предлог", но сделаем это в необычной форме. Представьте, что наш класс - это редакция газеты. У нас в редакции собрались представители трёх газет: журналисты, корректоры - работники, занимающиеся чтением текста и его правкой, редакторы - самые главные и ответственные лица.

III. Актуализация полученных знаний.

Друзья, прежде чем мы приступим к необычному виду работы, прошу вас вспомнить изученный материал и ответить на вопросы (вопросы заранее выведены на интерактивную доску):

  1. Что называется предлогом?
  2. Какие виды предлогов вы знаете?
  3. С какими частями речи «дружат» предлоги?
  4. Почему предлоги относятся к служебной части речи?
  5. Что означают определения: производные и непроизводные предлоги?
  6. Можем ли мы обойтись без предлогов? Почему?

VI. Работа по теме урока.

Ребята, представьте нам, пожалуйста, названия своих газет. Мы начинаем работу. Выполнять все задания нужно дружно, быстро и тихо, чтобы не мешать другим. Работают все три команды.

1) Редакторский отдел.

В типографии невнимательно набрали материалы. Когда напечатали пробный выпуск, то обнаружили, что некоторые слова (предлоги) написаны неправильно.

У каждой команды на столе лежит вариант статьи.

Ваша задача : отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть предлоги, заключенные в скобки, написать правильно . Итак, кто быстрее и правильнее выполнит задание, получит жетон. Время пошло!

Вчера молодёжь городского округа Кинель отметила Всероссийский день студента. ( В ) связи ( с ) резкими изменениями погоды он был перенесён ( на ) 1 февраля. ( На ) сцену городского Дома культуры вышли команды КВН, которые демонстрировали превосходное чувство юмора и завоевали неподдельный интерес и внимание ( со ) стороны жюри и зрителей.

( В ) фойе каждый желающий мог попробовать свои возможности ( в ) дартсе, настольном теннисе, шахматах, шашках, а также ответить ( на ) вопросы студенческого кроссворда.

Единая детско-молодёжная организация «Альянс молодых» продолжает свою работу. ( В ) целях создания условий ( для ) решения проблем студенческой и рабочей молодежи организована работа ( по ) созданию объединения «Молодёжь городского округа»

(Один из учеников читает выразительно).

2) Игра “Дешифровка”.

Представьте, что вы получили телеграмму. Как вы знаете, в телеграммах пропускаются предлоги и знаки препинания для экономии. Ваша задача : расшифровать телеграмму, вставляя предлоги и расставляя знаки препинания.

1. Конце месяца мы мамой приедем тебе гости.

(Ответ. В конце месяца мы с мамой приедем к тебе в гости.)

С какими ещё частями речи, кроме имён существительных, могут употребляться предлоги? (посмотрите в предыдущем тексте).

Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами и наречиями.

3) Машинописное бюро.

А сейчас мы побываем в машинописном бюро, и я расскажу вам про одного хитренького секретаря. Он не любил печатать много букв, а всегда, если это было возможно, заменял какое-нибудь длинное слово на более короткое.

Давайте и мы попробуем так сделать, а вдруг получится? От каждой команды нужно по одному человеку для выполнения задания.

Запишите к указанным предлогам соответствующие им по значению предлоги, но более короткие.

  1. Вследствие (= по причине)
  2. Наподобие (= подобно, вроде)
  3. Насчёт (= о)
  4. Ввиду (= из-за)

Предлоги для замены: 1. Из-за, 2. По причине, 3. О, 4. Подобно, 5. Вроде.

( Ответы: 1-2, 2-4,5, 3-3, 4-1).

( Вручить жетон победившей команде )

4) Отдел “Справочное бюро”.

(Данное задание было поручено сильным ученикам для домашней подготовки)

Знаете ли вы, что…

Предлог ради происходит от древнего глагола радъти - “заботиться”. В старину существовало общеславянское существительное крома – “граница, край” (сравните современное кромка ). От местного падежа этого существительного и произошёл предлог кроме с первичным значением “с краю, не входя в общее число”.

Слово пръкъ в старославянском языке обозначало “спор, запрет” (сравните современные слова упрёк, прекословить ). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошёл современный предлог вопреки чему – либо.

Составьте с предлогами кроме и вопреки по 1 словосочетанию или предложению.

5) Важное спецзадание.

Мы продолжаем наше сотрудничество.

Списать начало словосочетания с предлогом и продолжить его, поставив зависимое слово в нужном падеже:

  • Выросла благодаря (кому?) (маме, бабушке…)
  • Зазеленела благодаря (чему?) (дождям, солнышку, теплу…)
  • Поспешили вопреки (чему?) (традициям, обычаям, привычкам…)
  • Сделал наперекор (кому?) (маме, бабушке, брату…)
  • Посеяли наперекор (чему?) (погоде, прогнозам, предсказаниям).
  • Шёл навстречу (кому?) (маме, бабушке, папе, сестре…).

В каком стиле речи чаще всего используются предлоги, с которыми мы сейчас работали? (В официально – деловом).

А теперь поработаем корректорами.

Звучит мелодия из кинофильма «Усатый нянь», за время звучания нужно по цепочке от каждой команды на заготовки «Древо знаний» закрепить листочки, на которых написаны предлоги. Ошибаться нельзя.

6) Поработаем корректорами.

На карточках написан текст - отрывок из рассказа начинающего журналиста. В нём допущены некоторые ошибки. Будьте внимательны! (Задание выполняется 5 мин.) (Взаимопроверка по листкам с ответами).

Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

Одна кошка в (первые) по (шла) (поулице). Про (йдя) немного, она за (метила) дом и за (глянула) (вокно), (вкотором) только что за (горелся) свет. (Вкомнате) кошка у (видела) (устола) пятерых детей. (Наодном) был маскарадный костюм. Кошка за (бралась) (надерево) и стала на (блюдать) (задетьми).

Проверка: 17 ошибок.

1 . Впервые – наречие , 2. Пошла – глагол, 3. По улице - предлог + имя существительное , 4. Пройдя – деепричастие , 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно - предлог + имя существительное , 8. В котором - предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате - предлог + имя существительное, 11 . Увидела – глагол , 12 . У стола - предлог + имя существительное, 13. На одном - предлог + имя числительное . 14 . Забралась – глагол, 15 . На дерево - предлог + имя существительное , 16. Н аблюдать – глагол, 17 . За детьми - предлог + имя существительное.

Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?

Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами и наречиями.

Редакторы сообщают количество набранных жетонов и ставят оценки вместе с учителем.

Остальные выполняют задание №7.

  1. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте?
  2. Какие два предлога определяют положение тела?
  3. Из каких двух предлогов можно создать литературное (нестихотворное) произведение?
  4. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства?

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Выводы учащихся.

VII. Домашнее задание.

Вписав по горизонтали предлоги, в вертикальном выделенном столбике вы прочитаете название части речи.

Почему возможно употребление "про" в значении "для"

И. Ш.: Давайте попробуем. Но давайте для этого вернёмся к самой фразе. Фраза действительно немного забавная.

С одной стороны, чувствуешь, что она неправильная, с другой стороны, это не совсем абсурдная неправильность, что-то в этом есть, что-то знакомое, что-то мы узнаём в ней, хотя и немного дёргаемся Игорь Шаронов

"Кафе не про еду" и "кафе про встретиться". Перед нами две немного разные проблемы. Первая проблема — это "про" в нестандартном своём употреблении. Что может быть "про"? "Про" есть изъяснительное значение, это значение, когда мы говорим о теме речи, то есть синоним "о", можно рассказать про что-то или о чём-то, рассказ про что-то. То есть со словом-существительным, которое стоит перед этим "про", должно быть как-то связано с речью, с мыслью. И вдруг "кафе". Как кафе связано с речью, с мыслью? "Кафе про". Мы понимаем, что это не совсем правильно. Правильно было бы сказать "кафе для чего". Кафе для еды. Нет, кафе не для еды, а для того, чтобы там встретиться. Кафе для встречи.

То есть, оказывается, что это "про", к которому мы привыкли, что оно обозначает тему речи, заняло позицию целевого предлога "для" И. Шаронов

И. П.: А мне кажется, здесь вот ещё включается такая штука, когда у нас некие системообразующие парадигмы мы заменяем в языке словом "история". То есть когда мы говорим: "Это история про то, чтобы. " Пример бы привести. "Наше знакомство — это история про любовь". Или "это история не про это". Мы всё заменяем словом "история". И здесь мы как бы. Если расширять — это кафе не про любовь. Кафе — это история не про любовь. И мы ещё купируем это предложение, убираем слово "история", и остаётся "кафе не про любовь". Можно так здесь порассуждать.

И. Ш.: Всё-таки речь идёт о кафе. Я подумал вчера, когда мне эту тему предложили, я подумал и увидел некоторый другой ход. Дело в том, что у этого "про" есть значение цели. "Про" в значении цели используется очень узенько. В таких идиоматических сочетаниях: например, "эта девушка не про тебя". Вот такое идиоматическое употребление. "Такая квартира не про нас". Я даже залез в Национальный корпус и нашёл там такой замечательный пример из Гончарова — речь идёт об интеллигентом человеке: "Если не посмотреть за ним — он мимо рта ложку пронесёт. Он обут, одет, ест вкусно, спит спокойно, знает свою латынь, чего ж ему больше? И будет с него. А любовь не про таких".

И. П.: Здесь как будто не хватает ещё одного существительного.

И. Ш.: Это просто целевое значение — "любовь не для таких", "это не для тебя". Вот такая девушка не для тебя. Здесь ещё небольшой компонент, что ты как будто не достоин или не соответствуешь этому. Но в целом это целевое значение. Есть ещё одно идиоматическое употребление, где "про" тоже близко очень к цели. Есть такие идиоматические выражения, где очень узенько. Наше "про" имеет целевое значение только при местоимениях: не про тебя, не про меня, не про таких. Но понимаете, какая хитрость, это "про" как в природу. Представьте себе: растёт сосна, никто ей не мешает, а рядом другая сосна. Она почему-то кривится, пошла в сторону, ей не хватает солнца. Они стоят рядом, они начинают конкурировать, начинают друг друга толкать. Примерно то же самое в языке: есть такая тематическая конкуренция предлогов "о" и "про". Но рядышком есть значение "про" целевое.

Это целевое значение утвердилось в маленьких формах. Но оно хочет дальше, оно расширяется, оно пытается расширить своё употребление Игорь Шаронов

И. П.: Вот если мы попробуем с социокультурной точки зрения. Почему есть эта потребность заменить его? Потому что это экономия речевых усилий? Или что?

И. Ш.: Нет. В данном случае "про" — это игровое. Это чисто стилистический приём. У нас есть целевое значение "про", но оно употребляется в другом, а мы перенесём его. И слушатель что-то узнаёт: "Да-да, слышал про это целевое "про", встречается это", — правда, на уровне подсознания. А здесь это и правильно, и неправильно. На этом строится часто стилистический приём: частично правильно, но вот перешло границы. Да, такое бывает, есть такое целевое значение, но не в этих контекстах. Мы чувствуем, что что-то близкое к привычному, но не совсем то, и мы получаем такой стилистический эффект.

И. П.: А если о стилистике сказать. Если посмотреть на это с точки зрения стилистики русского языка, это, скорее, разговорное, сниженное или даже вульгарное употребление? Потому что от него как-то веет хабальством каким-то, манерностью излишней.

И. Ш.: Да, безусловно. "Не про нас" — это экспрессивная конструкция, редкая, нечасто используемая, а стилистика любит редкие вещи. Отсюда и перенос даёт некую экспрессию. Говорят так интеллигенты. Я думаю, что в деревне вы такие формы не услышите.

Вот такая интеллигентская игровая манера диалога Игорь Шаронов

Мы говорим, что стилистика — это поэзия. Очень много стилистических приёмов в нашей бытовой речи. Мы больше играемся, чем говорим, чем передаём друг другу информацию. Вот такая куртуазность. Вот ещё недавно появилось "на районе": "я живу на районе". Да, просторечная форма. А кто так говорит? Говорят интеллигенты — играются.

И. П.: Это как раз вышло, мне кажется, из среды просторечной.

И. Ш.: Да. Перехватили. И сейчас этим бравируют очень, года два или три это было очень популярно среди студентов. Они бравировали, они этим игрались. Берутся, конечно, редкие формы, диалектные, и обыгрываются: "то не про меня" взяли перенесли, "кафе не про еду". Такой вот лёгкий переход, ощущение лёгкой неправильности, но узнаваемости.

И. П.: Мы можем считать это сниженной нормой?

И. Ш.: Это вообще не норма. Это временное модное употребление. Я думаю, оно скоро уйдёт. Я думаю, что это очень ненадолго. Это очередная модная конструкция, которой некоторое время интеллигенция будет баловаться.

И. П.: То есть оно не является маркером некоторых процессов? Тут есть даже некоторая жёсткость в этом "про". Холодность, жёсткость — что-то чувствуется такое.

И. Ш.: Это скорее на эмоциональном уровне.

Есть у предлогов жизнь активная. Периодически то один, то другой предлог начинает вести себя агрессивно Игорь Шаронов

Например, предлог "по". В официальной речи стал захватывать совершенно другие территории. В частности, он захватил тематическую территорию предлога "о" в таких более-менее официальных. Например, "позиция по Чечне" или "конференция по Кавказу". Не "конференция о Кавказе", а "конференция по Кавказу".

И. П.: Здесь опять же не хватает этого самого существительного — "позиция по вопросу Чечни". Опять выпадение существительного, которое, мне кажется, там уместно. Как здесь, мне кажется, история выпадала.

И. Ш.: Вопрос будет требовать родительного падежа. Тогда если просто выпадение, то должно было сохраниться.

И. П.: Согласование хоть какое-то уместно?

Следующий анекдот

На этом уроке мы узнаем, какую часть речи называют предлогом. Поговорим о роли предлогов в речи, о написании предлогов с другими словами; узнаем, как отличить предлог от приставки. Выполним много занимательных заданий.

Декан факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ Игорь Шаронов рассказал, как необычное употребление служебных частей речи может превратиться в стилистический приём.

5 ноября 2016, 18:21

Полную версию программы "Родная речь" слушайте в аудиозаписи.

И. ПАНОВ: Добрый день. Сегодня поговорим про "про". Наше внимание будет сконцентрировано в первую очередь на этом предлоге и на некоторых его путешествиях, на некоторых особенностях его поведения. Он у нас, что называется, от рук отбился. Попытаемся понять: это его непослушное поведение, которое мы поощряем, или же действительно язык раздвигает свои границы. Представлю гостя. Игорь Шаронов, Российский институт лингвистических исследований, факультет теоретической и прикладной лингвистики, декан, доктор филологических наук, профессор. Добрый день, Игорь Алексеевич.

И. ШАРОНОВ: Добрый день.

И. П.: Марина Королёва — это коллега наша, журналист, филолог — написала в своём блоге совсем недавно, задавшись вопросом, что с "про" происходит, и привела такой пример. Зачитаю беседу, которую она приводит: "Была в новом кафе? — Нет. — Сходи обязательно, только учти, оно не про еду, оно про встретиться и поговорить. — Не про еду? А есть же где? — Есть лучше в кафе напротив. Это новое, оно про атмосферу, там просто приятно бывать". Наверняка вы все слышали такую форму, наверняка вы читали это в своих комментариях. Вот об этом мы сегодня поподробнее поговорим. Здесь есть несколько категорий. Что в этой обозначенной нами теме, когда мы употребляем предлог "про" в очень странных формах, в чём тут кроется суть? Потому что кажется, что это режет ухо, с одной стороны, но, с другой стороны, ты понимаешь эту форму употребления предлога, как, скорее, некое украшательство речи, как фигуру речи, как некий приём, который хочет что-то донести, но вот что именно, не всегда возможно считать слушающему.

Читайте также: