Как то раз платон зашел в бар понимание философии через шутки

Обновлено: 22.11.2024

Отличная книга по веселой философии, рекомендую всем.

29.09.2021 11:56:56 (рецензий 19 / оценок +56 ) Понравилось? Да Рейтинг: 0 Оценка товара:

Какая же ерунда! Жаль потраченных денег! Не смешно, не умно и не интересно. Я и не дочитала, чтобы не жалеть еще и о потраченном времени.

09.12.2016 20:04:19 (рецензий 56 / оценок +302 ) Понравилось? Да Рейтинг: +2 Оценка товара: Качество печати: Качество иллюстраций:

ФИЛОСОФИЯ – ЭТО СМЕШНО, АНЕКДОТЫ – ЭТО СЕРЬЁЗНО
«Философия и анекдот растут из одного стремления: запутать наши представления об окружающих вещах, вывернуть наш мир наизнанку и вытащить наружу тайную, часто неприятную, правду о жизни».

Философия обширна и разнообразна, внутри неё уютно располагаются совершенно противоположные точки зрения на всё на свете, в том числе и на книгу «Как-то раз Платон зашёл в бар… (понимание философии через шутки)». С одной стороны эту книгу можно принять за антологию анекдотов, которые, видимо, для повышения статуса издания в глазах рядового читателя, были разбавлены некоторыми философствованиями. С другой стороны, также не будет ошибкой считать этот томик за краткий популяризаторский путеводитель по существующим философским направлениям и течениям, написанный в юмористическом ключе и щедро сдобренный анекдотами «по теме». Оба мнения недалеки от истины, которая, как обычно, расположилась где-то там, между разнообразных правд.

«Оптимист утверждает: «Стакан наполовину полон». Пессимист полагает: «Стакан наполовину пуст». Рационалист заявляет: «Стакан вдвое больше, чем нужно»».

В некоторых кругах сборники анекдотов считаются ничтожнейшим из чтив. Даже прикоснуться к ним сможет себя заставить далеко не каждый, а уж прочесть от корки до корки, при этом с удовольствием похохатывая над особенно остроумными (по его мнению) номерами, способен исключительно неразборчивый читатель. Но читать данное издание, скорее всего, не будет считаться зазорным даже в самый взыскательных кругах. Написали её бакалавры философского отделения Гарвардского университета – Томас Каткарт и Дэниел Клейн. Состоявшиеся писатель (Клейн) и философ (Каткарт), спустя полвека после того, как покинули стены своей альма-матер, они решили написать книгу «по мотивам» своей учёбы.

«Если вам предстоит полет на самолете, ради собственной безопасности возьмите с собой бомбу: ведь вероятность того, что на одном и том же рейсе встретятся сразу два парня с бомбами, чрезвычайно мала».

Как написано об авторах в Harvard Magazine, Томас и Дэниел с первого курса были неразлучными приятелями «не разлей вода», за что их даже называли «Мэтт и Джефф посткантовского идеализма»*. Как вспоминает сам Дэниел Клейн, во времена их учёбы в Гарварде (начало 1960-х) было модным не принимать экзистенциализм всерьёз, считая его адептов «придурковатыми недофилософами». «Ну, а нам только дай пойти против моды. Нас собралась компашка в пять студентов, которым было глубоко наплевать на то, что там было модно, а что нет. Нам было очень весело, оказалось, что философия, если её правильно применить, бывает гораздо смешнее и смелее любого анекдота».

«Откуда вы знаете, что на самом деле знаете все то, что, как вам кажется, вы знаете?»

Десять коротеньких глав книги в лёгкой, доступной форме (и пусть не исчерпывающем, но в достаточном для ознакомительного формата объёме) расскажут о философии религии и языка, социальной и политической философии, теории относительности и метафилософии, а также о метафизике, логике, эпистемологии, этике, экзистенциализме. Если какие-то из этих слов вам пока непонятны, то после прочтения книги станет чутка яснее. А если и не яснее, то смешнее точно. Во всяком случае, можно будет в общих чертах представить, над чем ломали головы философы с начала времён (и, возможно, удивиться заморочанности, а иногда и беспросветной глупости этих головоломств), у тех, кто внимательно читал, при необходимости даже получится кратко и занимательно пересказать основные философские концепции и идеи, красочно проиллюстрировав их смачным анекдотом.

««Существование предшествует сущности». Если вы согласны с этим, вы — экзистенциалист. Если не согласны, вы все равно продолжаете существовать, но, в сущности, не этой проблемой».

Понятно, что в одну коротенькую книжку невозможно вложить всю философию, уверен, что даже упомянуть авторам удалось только самые популярные из направлений, но это не страшно. На одной книге они не остановились. После «… Платона …» изданы ещё две, о которых я расскажу как-нибудь в следующий раз, когда прочту.

ПС. Кроме философских сентенций и анекдотов из книги можно почерпнуть по-настоящему важные сведения. Например, узнать, почему на самом деле Шерлок Холмс не пользовался дедуктивным методом, или, что именно называют гангстеры «хорошей шуткой». Приятного и полезного чтения!

* Возможно, это намёк на персонажей известного газетного комикса «Мэтт и Джефф», придуманного художником Бадом Фишером. Это первый в истории Америки успешных газетный комикс, выросший из стрип-формата (одна-две полосы в номере) в отдельное издание. Комикс издавался с ноября 1907-го года по июнь 1983-го. Мэт и Джефф стали персонажами американской поп-культуры, героями мультфильмов, фильмов, наклеек, открыток и другой продукции.

Следующий анекдот

Как-то раз Платон зашел в бар… Понимание философии через шутки

Нашему деду (с философской точки зрения) ГРУЧО МАРКСУ, которому удалось сформулировать нашу идеологию в одной фразе:

«Вот мои принципы. Если они вам не нравятся — у меня есть другие».

Введение

Димитрий: Если Атлант держит мир на своих плечах, то что держит Атланта?

Тассо: Атлант стоит на спине у черепахи.

Димитрий: А на чем тогда стоит черепаха?

Тассо: На спине другой черепахи.

Димитрий: А та черепаха — она на чем стоит?

Тассо: Мой милый Димитрий, там, внизу, этих черепах без счета!

Этот отрывок из диалога древних греков прекрасно иллюстрирует философскую концепцию бесконечного регресса, всплывающую всякий раз, когда заходит разговор о первопричине всего сущего — жизни, Вселенной, времени и пространства и, что самое важное, создателя всего этого. Кто-то должен был создать самого Создателя, так что на каком-то парне — или черепахе — дело не может остановиться. Равно как и на следующем за ним существе. Создателей должно быть без счета — там, внизу, или, скорее, наверху: наверное, это все же более подходящее направление для поисков создателей.

Если вы уже поняли, что концепция бесконечного регресса быстро уводит вас в никуда, вы можете стать сторонником доктрины creatio ex nihilo — сотворения из ничего. В несколько ином контексте ее неплохо изложил Джон Леннон, заявив: «До Элвиса ничего не было».

Но давайте вновь прислушаемся к старому Тассо. Его аргумент: «Там, внизу, этих черепах без счета!» — не только дает ответ на вопрос, но и звучит, как развязка анекдота. Па-ба-ба-бам!

Это неудивительно. Фабула и развязка анекдота очень похожи на построение и выводы философских концепций. Они схожим образом путают наше сознание. Ведь философия и анекдот растут из одного стремления: запутать наши представления об окружающих вещах, вывернуть наш мир наизнанку и вытащить наружу тайную, часто неприятную, правду о жизни. То, что философы называют «озарением», гангстеры зовут «хорошей шуткой».

Прочтите, к примеру, следующий известный анекдот. На первый взгляд он кажется очаровательной глупостью, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он затрагивает наиболее актуальный вопрос британской эмпирической философии — вопрос о том, на какие источники информации мы склонны полагаться:

Придя домой, Морти обнаруживает свою жену в постели со своим лучшим другом Лу. Морти изумленно открывает рот — и тут голый Лу, выскакивая из постели, говорит:

— Морти, друг! Прежде, чем ты что-нибудь скажешь, признайся, чему ты веришь — мне или своим глазам?

Подвергнув сомнению ценность сенсорного опыта, Лу поднимает вопрос о том, чему можно доверять и почему. На самом ли деле наблюдать за жизнью самому — к примеру, фиксируя происходящее посредством зрения — более надежно, нежели проявить смелость и довериться восприятию Лу?

Вот еще один пример философской интермедии. На сей раз он касается доказательства по аналогии, основанного на том, что у двух схожих результатов должна быть сходная причина:

Девяностолетний старик говорит своему врачу:

— Доктор, моя восемнадцатилетняя жена ждет ребенка!

— Послушайте, — говорит врач в ответ. — Я хочу рассказать вам историю. Как-то раз один человек отправился на охоту, однако по ошибке вместо ружья взял с собой зонтик. Когда на охоте на него неожиданно напал медведь, он выхватил зонтик, выстрелил и убил хищника.

— Это невозможно! — заявляет пациент. — Должно быть, выстрелил кто-то другой?

— Вот и я о том же! — восклицает доктор.

Невозможно найти лучшую иллюстрацию доказательства по аналогии — философской уловки, постоянно — и ошибочно — используемой в спорах о Высшем Разуме (мол, если у нас есть глаза, которыми вы смотрите в небеса, значит, в небесах имеется Создатель глаз).

Мы можем продолжать бесконечно. И сейчас мы этим займемся, последовательно двигаясь от агностицизма к дзен-буддизму, герменевтике — далее везде. Мы покажем вам, как анекдоты проливают свет на философские концепции, и как много анекдотов содержат в себе поразительные философские откровения. Постойте, кажется, эти два утверждения — об одном и том же? С вашего позволения, мы к этому еще вернемся.

Студенты, забредающие на занятия по философии, обычно надеются узнать что-нибудь, к примеру, о смысле жизни и всего прочего. Однако обычно на кафедру залезает какой-то помятый человечек в твидовом костюме, который сидит на нем, как на чучеле, и начинает вещать о смысле понятия «смысл».

Следующий анекдот

Введение

Димитрий : Если Атлант держит мир на своих плечах, то что держит Атланта?

Тассо : Атлант стоит на спине у черепахи.

Димитрий : А на чем тогда стоит черепаха?

Тассо : На спине другой черепахи.

Димитрий : А та черепаха – она на чем стоит?

Тассо : Мой милый Димитрий, там, внизу, этих черепах без счета!

Этот отрывок из диалога древних греков прекрасно иллюстрирует философскую концепцию бесконечного регресса, всплывающую всякий раз, когда заходит разговор о первопричине всего сущего – жизни, Вселенной, времени и пространства и, что самое важное, создателя всего этого. Кто‑то должен был создать самого Создателя, так что на каком‑то парне – или черепахе – дело не может остановиться. Равно как и на следующем за ним существе. Создателей должно быть без счета – там, внизу, или, скорее, наверху: наверное, это все же более подходящее направление для поисков создателей.

Если вы уже поняли, что концепция бесконечного регресса быстро уводит вас в никуда, вы можете стать сторонником доктрины creatio ex nihilo – сотворения из ничего. В несколько ином контексте ее неплохо изложил Джон Леннон, заявив: «До Элвиса ничего не было».

Но давайте вновь прислушаемся к старому Тассо. Его аргумент: «Там, внизу, этих черепах без счета!» – не только дает ответ на вопрос, но и звучит, как развязка анекдота. Па‑ба‑ба‑бам!

Это неудивительно. Фабула и развязка анекдота очень похожи на построение и выводы философских концепций. Они схожим образом путают наше сознание. Ведь философия и анекдот растут из одного стремления: запутать наши представления об окружающих вещах, вывернуть наш мир наизнанку и вытащить наружу тайную, часто неприятную, правду о жизни. То, что философы называют «озарением», гангстеры зовут «хорошей шуткой».

Прочтите, к примеру, следующий известный анекдот. На первый взгляд он кажется очаровательной глупостью, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что он затрагивает наиболее актуальный вопрос британской эмпирической философии – вопрос о том, на какие источники информации мы склонны полагаться:

Придя домой, Морти обнаруживает свою жену в постели со своим лучшим другом Лу. Морти изумленно открывает рот – и тут голый Лу, выскакивая из постели, говорит:

– Морти, друг! Прежде, чем ты что‑нибудь скажешь, признайся, чему ты веришь – мне или своим глазам?

Подвергнув сомнению ценность сенсорного опыта, Лу поднимает вопрос о том, чему можно доверять и почему. На самом ли деле наблюдать за жизнью самому – к примеру, фиксируя происходящее посредством зрения – более надежно, нежели проявить смелость и довериться восприятию Лу?

Вот еще один пример философской интермедии. На сей раз он касается доказательства по аналогии, основанного на том, что у двух схожих результатов должна быть сходная причина:

Девяностолетний старик говорит своему врачу:

– Доктор, моя восемнадцатилетняя жена ждет ребенка!

– Послушайте, – говорит врач в ответ. – Я хочу рассказать вам историю. Как‑то раз один человек отправился на охоту, однако по ошибке вместо ружья взял с собой зонтик. Когда на охоте на него неожиданно напал медведь, он выхватил зонтик, выстрелил и убил хищника.

– Это невозможно! – заявляет пациент. – Должно быть, выстрелил кто‑то другой?

– Вот и я о том же! – восклицает доктор.

Невозможно найти лучшую иллюстрацию доказательства по аналогии – философской уловки, постоянно – и ошибочно – используемой в спорах о Высшем Разуме (мол, если у нас есть глаза, которыми вы смотрите в небеса, значит, в небесах имеется Создатель глаз).

Мы можем продолжать бесконечно. И сейчас мы этим займемся, последовательно двигаясь от агностицизма к дзен‑буддизму, герменевтике – далее везде. Мы покажем вам, как анекдоты проливают свет на философские концепции, и как много анекдотов содержат в себе поразительные философские откровения. Постойте, кажется, эти два утверждения – об одном и том же? С вашего позволения, мы к этому еще вернемся.

Студенты, забредающие на занятия по философии, обычно надеются узнать что‑нибудь, к примеру, о смысле жизни и всего прочего. Однако обычно на кафедру залезает какой‑то помятый человечек в твидовом костюме, который сидит на нем, как на чучеле, и начинает вещать о смысле понятия «смысл».

«Начнем сначала, – говорит он. – Перед тем, как мы попытаемся найти ответ на тот или иной вопрос, мы должны разобраться, в чем смысл вопроса». Поначалу мы слушаем неохотно, однако вскоре становится понятно, что этот парень говорит чертовски интересные вещи!

Таковы они – философия и философы.

Вопросы порождают новые вопросы, из которых, в свою очередь, вырастают новые множества вопросов. Там, внизу, этих вопросов без счета!

Получается, вопрос «В чем смысл всего сущего?» относится к ведению метафизики, а вопрос «Есть ли Бог?» – к дисциплине, называемой философией религии. На вопрос «Как быть честным с самим собой?» пытается дать ответ экзистенциализм, а «Похоже, я попал не в ту аудиторию?» можно отнести к ведению новой философской дисциплины – метафилософии, которая пытается ответить на вопрос «Что такое философия?». Таким образом, различные сферы философии занимаются разными типами вопросов и идей.

Мы не стали строить эту книгу в хронологическом порядке. Вместо этого мы предпочли организовать содержание в соответствии с теми вопросами, которые волновали нас к моменту посещения того самого первого занятия по философии, и привязать их к соответствующим философским дисциплинам. Это построение кажется особенно логичным потому, что, как оказалось, понятия, охватываемые той или иной дисциплиной, иллюстрирует отдельная группа анекдотов (чистая случайность? Или за этим все же стоит некий Разумный замысел?) Есть и более значительная причина, придавшая книге ясность. Дело в том, что, когда мы вышли с того занятия по философии, мы были совершенно смущены и сбиты с толку, пребывая в полной уверенности, что нашим головам никогда не вместить все эти зубодробительные концепции. Именно в этот момент к нам подошел студент‑старшекурсник и рассказал тот самый анекдот про Морти, который, явившись домой, обнаружил свою жену в объятиях своего друга Лу.

Следующий анекдот

Art Traffic. Культура. Искусство вернуться к странице

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Три философских бестселлера от Клейна Дэниела и Каткарта Томаса

1. «Как-то раз Платон зашел в бар… Понимание философии через шутки» (2012)
2. «Аристотель и муравьед едут в Вашингтон. Понимание политики через философию и шутки» (2012)
3. «Хайдеггер и гиппопотам входят в райские врата. Жизнь, смерть и жизнь после смерти через призму философии и шутки» (2014)

1. «Как-то раз Платон зашел в бар… Понимание философии через шутки» (2012)
(архив FB2/RTF)

Философия и шутка в своем оригинальном сочетании лишают серьезные вопросы той тяжеловесности, которую ей обычно навязывают академические институты. Познание истины читателем осуществляется как веселая игра. Читая книгу, мы становимся подобны детям, лишенным проблем взрослого мира, посредством веселья и игры познающим основы мироздания и еще не лишенным непосредственного видения истинной природы вещей. Благодаря этому интеллектуальному бестселлеру вы откроете для себя изречения великих мыслителей c неожиданной стороны.

2. «Аристотель и муравьед едут в Вашингтон. Понимание политики через философию и шутки» (2012). Продолжение мирового бестселлера «Как-то раз Платон зашел в бар…»

В предыдущем интеллектуальном бестселлере «Как-то раз Платон зашел в бар…» Том Каткарт и Дэн Клейн умудрились уместить всю историю развития западной философии на двухстах страницах небольшого формата. В свойственной им манере они «на пальцах» объяснили, что означает эмпиризм, феноменология или кантовская «вещь в себе» . В итоге получился не просто добротный сборник абсурдных и парадоксальных анекдотов, а самый настоящий вузовский учебник по философии. Издание получило мировую известность и вошло в число бестселлеров по версии New York Times.

Творческий путь Тома Каткарта и Дэна Клейна к мировой славе продолжает книга «Аристотель и муравьед едут в Вашингтон. Понимание политики через философию и шутки». Философы из Гарвардского университета Том Каткарт и Дэн Клейн весело и увлекательно разоблачают демагогические приемы и политическую кухню, то напоминая подзабытые анекдоты, то рассказывая самые свежие казусы публичной жизни. А заодно ненавязчиво знакомят нас со всеми видами логических ошибок, с аристостелевой логикой и другими концепциям великих мыслителей от Декарта до Сэма Харриса.

3. «Хайдеггер и гиппопотам входят в райские врата. Жизнь, смерть и жизнь после смерти через призму философии и шутки» (2014)

«Мы — единственные существа, понимающие, что нас ожидает смерть, и в то же время только мы способны воображать себе вечную жизнь. И эта комбинация сводит нас с ума. Смерть пугает нас адом вне нас. Жизнь, не имеющая ясного пункта назначения — если не считать движения к пропасти, — кажется бессмысленной. Без сомнения, именно поэтому смертность человека неотделима от фундаментальных вопросов философии». Томас Каткарт и Дэниел Клейн

Смерть и смех? Такой жанр пока еще не имеет названия в науке. Однако читатель вскоре обнаруживает, что под юмористическим соусом получает ценную информацию о том, что не может его не волновать, но часто не принято обсуждать. Авторы рассматривают философские концепции Фрейда, Кьеркегора, Сократа и других философов. Исподволь мы узнаем об отношении к смертности человека в различных культурах и религии, об эволюции философских подходов к теме жизни и смерти, о современных стратегиях человека если не обеспечить себе бессмертие, то продлить жизнь на неопределенно долгое время. И, кроме того, мы узнаем, кому из заглавных героев книги «Хайдеггер и гиппопотам входят в райские врата» удастся проникнуть через них.

Читайте также: