Как отличить буллинг от шутки и конфликта

Обновлено: 04.11.2024

Если дети из-за чего-то поспорили и даже обозвали друг друга — это ещё не травля, а конфликт. Но если весь класс долго игнорирует одного — вот это уже буллинг. Как научиться отличать конфликт (нормальную часть развития детской группы) от травли (болезнь коллектива), рассказывают эксперты проекта ТравлиNet Ирина Пудовинникова и Яна Тиммерман.

Полезная рассылка «Мела» два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы. В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.

У Ивана СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность). Ему сложно выходить из любой конфликтной ситуации, у него вспыльчивый характер. Если он чувствует несправедливое к себе отношение, то готов спорить и даже драться, но всегда чётко определяет источник раздражения.

В середине 6 класса Иван почти месяц болел, пропустил много уроков. Всем казалось, что он назло переспрашивал, задавал кучу вопросов учителям и одноклассникам, просил их помочь или дать списать, подсматривал в тетрадь соседа. Кто-то из детей предложил игнорировать его, устроить холодную войну. Его никто не обзывал и не бил, просто все отворачивались и не отвечали на вопросы, а сосед пересел на другую парту. Вроде нет причин жаловаться на одноклассников, но Иван не понимал, почему так вышло.

Если бы ребята сказали вслух, что их так раздражает в поведении одноклассника, а Иван, в свою очередь, объяснил, почему он так поступает, конфликт был бы исчерпан. Социальная изоляция — это уже буллинг.

2. Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей. Как в этих историях.

Внутри параллели 6 классов проходили соревнования «полоса препятствий», участвовать должны были все. В тот день Вика плохо себя чувствовала и не смогла хорошо пробежать дистанцию, из-за чего подвела команду. Через пару дней она заметила, что ребята игнорируют её, двое самых активных спортсменов из класса назвали её «тормозом», кто-то написал это на развороте её тетради, а в коридоре дети пару раз толкнули её и сказали «давай быстрей». Через пару недель ситуация не изменилась, и это уже совсем не походило на шутку или обиду за то, что она их подвела.


Что делать, если вы узнали, что ваш ребёнок — булли. Да, бьёт и унижает других

В случае конфликта отношения могли быть выяснены сразу, на месте, по горячим следам. Ребята высказали бы Вике причину своего расстройства, Вика бы объяснила, почему она не смогла показать высокий результат в соревнованиях, возможно, активные спортсмены-одноклассники какое-то время ещё злились на Вику из-за проигрыша, но страсти бы улеглись и конфликт себя исчерпал. К сожалению, дети выбрали другой путь.

3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.

Миша и Юля никогда не были друзьями, в их классе было не принято «дружить со всеми», но и конфликты возникали нечасто, а если и случались, то чаще всего учитель оказывался рядом и помогал разобраться. В начале года в класс пришла новая девочка Нина, сразу подружилась с Юлей, они были самыми взрослыми на вид девчонками. Примерно через пару недель подружки начали задевать Мишу, в том числе по поводу его невысокого роста. Постепенно к Юле и Нине стали присоединяться и другие ребята. Кто-то, конечно, не обращал внимания или молча наблюдал за происходящим, а учитель был слишком занят. При этом сам Миша пытался наладить контакт, но в ответ получал только новую порцию насмешек и издевательств.

Это пример чистого буллинга. Миша не обижал и не оскорблял одноклассниц. Это Юля и Нина выбрали Мишу жертвой и травили.

4. Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.

Оля хорошо учится, старается, у неё, как ей кажется, есть друзья среди одноклассников. Но в 5 классе, когда всем стали покупать дорогие телефоны, стало ясно, что Олины родители не могут позволить себе купить новый гаджет. Или когда класс собирается на экскурсию, родители не всегда могут сдать деньги, и вместо этого обещают в другой раз съездить на экскурсию самостоятельно.

Дети, безусловно, это заметили, и теперь любой разговор про деньги, зарплаты родителей или о планах на каникулы заканчивается шуткой, что «Оля поедет на дачу», или что «Оля и деньги-то считать не умеет, у неё же никогда нет карманных денег». Однажды кто-то подбросил мелочь ей в рюкзак, а когда у кого-то из ребят пропал пенал, обвинили Олю, сразу, без разборов. Это — травля.


«Ну что, дебилка, облажалась?»: когда над тобой смеётся не только весь класс, но и учитель

Конфликт же не планируют, он случается здесь и сейчас: Оля не сдала деньги на экскурсию, кто-то из одноклассников зло пошутил по этому поводу, стороны обменялись довольно резкими репликами, выпустили пар, прозвенел звонок, все расселись по местам, начался урок. Всё.

5. Конфликт можно разрешить. Это последнее и главное отличие. Травлю, в отличие от конфликта, можно только прекратить (в лучшем случае).

После каникул казалось, что Даша всё забыла. Вася пригласил её делать вместе проект по другому предмету, где он был явно сильнее, на что Даша охотно согласилась. Если бы у ребят не было хорошего контакта и они не справились с этой ситуацией, возможно, Даша сохранила обиду, подговорила других детей отомстить Васе и могла начаться травля. Но конфликт разрешился, ребята сделали отличный проект и получили оценку «отлично».

Первое отличие травли от конфликта

Во-первых, буллинг — это агрессивное по отношению к другим поведение, которое влечет за собой умышленные насильственные действия. Иными словами, не просто сказал: "Вася, ты дурак", но нарисовал фотожабу, компрометирующую умственные способности жертвы, и расклеил по всей школе. То есть в отличие от конфликта, который тоже может закончиться дракой или оскорблениями, буллинг — это намеренное и продуманное причинение страдания и вреда.

"Это был кошмарный год. Мне стоило понять все еще тогда, когда мне сказали, что до меня они выжили еще двоих новичков, и не потерпят новеньких в своем классе. Я не поняла и поплатилась. Мне вкатывали жвачки в пенал, пинали портфель, размазывали пасту по тетрадям, были драки, у меня было много синяков, выталкивали голой из женской раздевалки".

Как видно из приведенной истории, агрессия по отношению к девочке проявлялась не под влиянием эмоций, это были совершенно осознанные, спланированные действия. Поводом стал заурядный факт: девочка была новенькой, а в классе уже сложилась традиция травить новичков. Более того, дети уже добились успеха, выжили двух других одноклассников, почувствовали свою силу и убедились, что взрослые в эти отношения не лезут, а значит, можно и нужно продолжать. В случае буллинга агрессоры совсем не заинтересованы в прекращении своих действий. Булли всегда хочет продолжения. Отсюда вытекает вторая отличительная особенность буллинга.

Школьный буллинг

Четвертое отличие: сила на стороне булли

Дети жестоки и изобретательны в своем стремлении к самоутверждению, но прирожденные социопаты и садисты в школьном возрасте все же очень больше исключение, нежели правило. Поэтому, утратив возможность безнаказанно травить жертву, они теряют интерес и к самому процессу буллинга. И здесь мы видим четвертый и, пожалуй, главный признак, который отличает конфликт от травли, — дисбаланс власти и силы.

В случае конфликта обе стороны обладают одинаковой властью и способны влиять на ситуацию. Если ребенок утратил интерес к предмету конфликта, то ситуация разрешится сама собой. Если одна сторона получила желаемое, другая потеряла интерес, либо обе стороны нашли приемлемый компромисс, то конфликт исчерпает себя.

В случае же травли агрессор обладает определенными качествами или статусом, что дает ему ощущение власти над другим. А пассивное поведение взрослых равноценно одобрению для агрессора и отказу в помощи для жертвы. Раз мне никто не говорит, что я неправильно себя веду, значит, все хорошо и можно продолжать. Раз никто ничего не делает, чтобы прекратить издевательства, значит, я это заслужил, я сам виноват, мне надо потерпеть и т.д.

Вот очень показательная история, которую разместил на "Пикабу" пользователь с ником Vekvek:

"Учился паренек в 5 Б. Ну обычный такой, не из трудной семьи, но и не мажор. С ним учился второй мальчишка, тоже вполне обычный, только чуть поробчее вел себя. Короче: один мальчишка невзлюбил другого и постоянно докапывался, ну, знаете, как к аутсайдерам относятся? Постоянно бесят, хочется их подколоть, подшутить и т.д. Далее все постепенно накалялось — подшучивания становились все менее безобидными, толкания и тычки все более ощутимыми. Т.к. задира отпора не получал, а угнетаемый даже родителям не мог пожаловаться.

В итоге задира чувствовал себя все круче и круче и в закономерном итоге прям Чаком Норрисом себя возомнил. Избил он за какой-то „косяк“ тихоню. Ну, не то что бы сердце вырезал или позвоночник переломал, просто оставил на лице потерпевшего явные побои. Боже, как он был крут в тот момент — пацаны его зауважали, девочки в него влюбились. Он был просто король класса.

Взрослый мужчина отлично помнит, в какой восторг его привела возможность безнаказанного избиения одноклассника и как одобрительно отреагировали на его действия одноклассники. Если бы не вмешательство взрослых, реакция которых четко дала понять подростку, что подобное поведение неприемлемо и грозит множеством самых разнообразных неприятностей, будущее этих ребят, возможно, сложилось бы не так радужно.

". Позже ребята пятиклашки сдружились и превратились в одиннадцатиклашек, потом в юношей, сейчас это взрослые мужики. Тот „тихоня“, пострадавший в 5-м классе, по жизни несколько раз серьезно выручал нашего „юного блатного“, тот в ответ тоже выручал не менее серьезно. В общем, нормальные мужики".

У жертвы травли нет возможности самостоятельно повлиять на ситуацию. Поэтому необходимо помогать, нельзя оставлять ребенка один на один с травлей, советовать не обращать внимания или попытаться понравиться обидчикам, требовать искать причину в себе или учиться давать физический отпор.

Следующий анекдот




В класс, которым вы руководите, перевели мальчика из другой школы. Вместе с семьей он недавно переехал из страны, в которой приняты другие традиции и обычаи. Класс отреагировал недружелюбно, начались шуточки и оскорбления. Будете реагировать? Вмешаюсь только если ребенок сам обратится за помощью Поставлю в известность родителей, особенно если увижу, что ребенок не может сам постоять за себя, расстраивается или теряется Организую превентивную беседу со всем классом. Тех, кто будет отпускать шуточки, накажу. Пусть знают, что я все держу под контролем


Наблюдать за началом травли со стороны — не лучшая позиция для преподавателя, тем более, что вы наверняка видите только часть картины. О ситуации стоит сообщить родителям, но убедиться, что те будут что-то предпринимать, руководствуясь не эмоциями, а доказательствами и фактами.


Все верно, ситуацию стоит взять на контроль. Поговорите с зачинщиками с глазу на глаз, если это необходимо и объясните, что травля вредна для всех участников процесса.


Главное в этой ситуации — не контроль над классом, а благоприятный исход для жертвы нападок. Публично ругая обидчиков, вы можете спровоцировать развитие конфликта. Объяснить, что травля и нападки только ухудшают обстановку в классе стоит с глазу на глаз. Следующий вопрос Вы ведете предмет в одном из классов среднего звена. При ответе одной из учениц весь класс начинает шуметь, передразнивает девочку, пару раз вы замечали, что в нее летят бумажные «бомбочки» во время контрольных. Как поступите? Вызову девочку на разговор с глазу на глаз, попытаюсь выяснить, что происходит Передам информацию классному руководителю и психологу. Ситуация может быть началом травли Нет уверенности, что взрослые как-то могут повлиять на детей на этом этапе. Скорее всего, просто буду наблюдать за ситуацией


Вы видите лишь часть картины и, возможно, не все воспринимаете объективно. В этой ситуации лучше поговорить с классным руководителем, все эти признаки могут указывать на начало травли.


Верно. Подробно объясните классному руководителю, что происходит, стараясь не добавлять собственных эмоций. Ваша задача — помочь ему сделать так, чтобы все дети в классе чувствовали себя комфортно.


Неверно. В этой ситуации именно так вы берёте на себя роль наблюдателя, косвенно принимая участие в травле. Возьмите ответственность за увиденное и обязательно транслируйте классному руководителю. Следующий вопрос В классе, в котором вы единожды заменяете заболевшего коллегу, ваше внимание привлекает один из мальчиков. Он отстраненно ведет себя на уроке, не включается в обсуждение, угрюмо смотрит исподлобья, а на просьбу ответить отмалчивается или отвечает односложно. Есть ли повод для беспокойства? Спрошу у коллеги — постоянного преподавателя, как вел себя мальчик в другие дни. Возможно, это просто особенности темперамента или возраста. Если нет, попрошу его понаблюдать за ситуацией Мне такое поведение на моих уроках не нравится, поэтому, скорее всего, постараюсь спросить с него больше, чем с остальных Оставлю ребенка после урока и постараюсь выяснить, в чем дело, расспрошу об отношениях с одноклассниками и родителями


Все правильно, поведение может быть следствием подросткового возраста, личных проблем, особенностей темперамента. Поделитесь наблюдениями с коллегами, но не предпринимайте ничего сами.


Неверно, ведь поведение мальчика может быть следствием подросткового возраста, личных проблем, особенностей темперамента. Поделитесь наблюдениями с коллегами, но не стоит ставить ребенка в не комфортную ситуацию на глазах у всего класса.


Если ситуация произошла единожды, это не повод для беспокойства. Возможно, у ребенка что-то произошло и сосредоточиться на уроке ему просто сложно. Обсудить вопрос на этом этапе эффективнее с его классным руководителем, чем с ним самим. Следующий вопрос Возвращаясь домой с работы, вы видите, как за школой собралась компания шестиклассников. Ребята громко спорят, возможно, начнется драка всех против одного. Обратите внимание на ситуацию? Конечно, обязательно подойду и выясню, в чем дело Ребята часто ссорятся, но до драк, как правило, не доходит. Предупрежу охрану по телефону Позвоню классному руководителю и расскажу, как ведут себя ученики


Все верно, такая ситуация может быть следствием травли. Важно, чтобы обидчики поняли, что больше не анонимны, а взрослые в курсе происходящего.


Эта ситуация может оказаться досадным исключением. Стоит подойти и выяснить, в чем дело. Возможно, вы предотвратите акт буллинга.


К сожалению, предупреждения на словах могут не сработать, а завтра уже будет поздно. Подойдите к ребятам и дайте им понять, что взрослый в курсе ситуации. Следующий вопрос Трое ребят из класса, которым вы руководите, заявили о краже личных денег. Вы подозреваете, что воровать может девочка из неблагополучной семьи ― она стала прогуливать уроки в ближайшем кафе быстрого питания, где ее неоднократно видели ваши коллеги. Вы знаете, что отношения ученицы с остальными не складывались и раньше. Что будете делать? Несмотря на то, что мне жаль девочку, отчитаю ее перед классом, заставлю извиниться. Воровство ― недопустимо Свяжусь с родителями ребят и объясню ситуацию. Вызову девочку на разговор тет-а-тет и без обвинений опишу ситуацию, постараюсь сделать так, чтобы она призналась сама Вызову пострадавших и ученицу, выясню, что произошло. Если ситуация повторится, подниму вопрос о переводе в другой класс


Такой способ не решит проблему: скорее всего, поведение девочки не исправится, а лишь исказится в другую сторону — ведь извинения будут сугубо формальными. Одноклассники, особенно потерпевшие, могут начать травлю и издевательства, а доверия к вам, как к взрослому, ребенок испытывать не будет.


Все верно, такие разговоры должны происходить лично, а ваша задача как взрослого — сделать так, чтобы ребенок понял, что вам можно доверять. Когда будете разговаривать с родителями, проследите, чтобы поступок девочки не стал поводом для физического или психологического насилия.


Скорее всего, перевод ребенка в другой класс — не выход из ситуации. Причина прогулов не в поведении одноклассников, девочке не хватает финансовых ресурсов для исполнения своих желаний. Важно поговорить с родителями или опекунами и сделать так, чтобы пострадавшие одноклассники не использовали случившееся, как повод для травли. Следующий вопрос После летних каникул вы заметили, что многие ученики изменились внешне. Вытянулись, поменяли прически и стиль одежды. Но одна из девочек острее других переживает переходный возраст — стали очевидны проблемы с кожей, набор веса, повышенная жирность волос и перхоть. Она стала замыкаться в себе, а одноклассники иногда неприятно шутят в ее адрес. Будете ли что-то предпринимать? Нет, не хочу, чтобы девочка знала, что изменения в ее внешности очевидны для окружающих Знаю, что проблема системная, возможно, выступлю с инициативой об организации в школе консультанта по питанию, подросткового психолога, трихолога. Постараюсь проследить, чтобы девочка получила адресную помощь Буду стараться сделать так, чтобы она больше участвовала в школьной жизни. Иногда нам всем нужен выход из зоны комфорта!


Скорее всего, девочка в курсе, что ее внешность меняется, но могла растеряться и потерять уверенность в себе. Важно не акцентировать, что подобная проблема касается только ее, ведь подростки часто сталкиваются со всем вышеперечисленным. Выходом может стать общая встреча со специалистами — это комфортный и по-настоящему полезный формат. Эксперт поделится практическими советами — расскажет о том, какие изменения происходят в организме в подростковом возрасте, почему это происходит, даст рекомендации по выбору уходовых средств за кожей, шампуней для волос (проблемы с перхотью эффективно решает Head & Shoulders), средств личной гигиены.


Да, в такой ситуации очень важно не взрастить у ребенка еще больше комплексов, привлекая излишнее внимание к личной проблеме. Общая встреча — это комфортный и по-настоящему полезный формат, особенно если специалист поделится практическими советами — расскажет о том, какие изменения происходят в организме в подростковом возрасте, почему это происходит, даст рекомендации по выбору уходовых средств за кожей, шампуней для волос (проблемы с перхотью эффективно решает Head & Shoulders), средств личной гигиены.


Не в этом случае! Если девочка сама не проявляет инициативу, на это есть свои причины. Вы можете поддержать ее начинания, но давить точно не стоит. Поставьте себя на место подростка: в каком формате вам хотелось бы узнать о способах решения своих проблем? Комфортный и по-настоящему полезный формат — устроить общую встречу с классами и пригласить специалистов, которые поделятся практическими советами — расскажут о том, какие изменения происходят в организме в подростковом возрасте, почему это происходит, дадут рекомендации по выбору уходовых средств за кожей, шампуней для волос (проблемы с перхотью эффективно решает Head & Shoulders), средств личной гигиены. показать результат


Но самое лучшее, что можно сделать для класса, с которым вы работаете — это провести профилактику, ведь буллинг развивается поэтапно и начинается с проверки жертвы на прочность, психологического давления. Заметили такое? Не ждите, действуйте. Не думайте, что травля пройдет сама по себе, не уговаривайте жертву перетерпеть, не давите на жалость, так вы только больше разозлите обидчиков.

Что можно делать? Говорить с зачинщиками с позиции взрослого, без страха и заискивания. Пусть понимают, что находятся под пристальным контролем, что все их противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.

Не провоцируйте буллинг самостоятельно, некоторые учителя делают это неосознанно. Не осуждайте кого-то из детей прилюдно, и уж тем более, не комментируйте внешний вид, ментальные особенности или привычки. Если поступать подобным образом, вы легализуете травлю, показывая, что это нормально.

Разговаривайте с детьми о спорных ситуациях. Показывайте фильмы и сюжеты, дебатируйте, пусть все высказывают свою точку зрения, даже если она неверная. Уж лучше энергия подростков проявится в публичных спорах, которые вы сможете модерировать. Ситуация в классе при этом будет более здоровой, чем если бы проблемы замалчивались или игнорировались.


Вы ответили верно на большинство вопросов. Скорее всего, вы понимаете, как вести себя в ситуации, когда рядом происходит буллинг. Конечно, классы, а также участники травли бывают разными. Но ваша задача, как взрослого, помнить, что вы почти единственный, кто может контролировать, а еще лучше — предотвратить травлю.

Прежде всего, стоит научиться отличать разовые ссоры от начинающегося буллинга. Обратите внимание, на равных ли пребывают участники конфликта, получают ли одинаковый эмоциональный заряд, решая свой вопрос. Если нет — перед вами агрессор и жертва.

Но самое лучшее, что можно сделать для класса, с которым вы работаете — это провести профилактику, ведь буллинг развивается поэтапно и начинается с проверки жертвы на прочность, психологического давления. Заметили такое? Не ждите, действуйте. Не думайте, что травля пройдет сама по себе, не уговаривайте жертву перетерпеть, не давите на жалость, так вы только больше разозлите обидчиков.

Что можно делать? Говорить с зачинщиками с позиции взрослого, без страха и заискивания. Пусть понимают, что находятся под пристальным контролем, что все их противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.

Не провоцируйте буллинг самостоятельно, некоторые учителя делают это неосознанно. Не осуждайте кого-то из детей прилюдно, и уж тем более, не комментируйте внешний вид, ментальные особенности или привычки. Если поступать подобным образом, вы легализуете травлю, показывая, что это нормально.

Разговаривайте с детьми о спорных ситуациях. Показывайте фильмы и сюжеты, дебатируйте, пусть все высказывают свою точку зрения, даже если она неверная. Уж лучше энергия подростков проявится в публичных спорах, которые вы сможете модерировать. Ситуация в классе при этом будет более здоровой, чем если бы проблемы замалчивались или игнорировались.

Что такое буллинг

Про само понятие буллинга написано очень много. Только русскоязычный поиск в интернете выдает более полумиллиона ссылок по ключевым словам, а в англоязычном сегменте ссылок только по слову "буллинг" свыше двухсот миллионов.

"Английское слово „буллинг“ (bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе". Применяются и другие термины, например притеснение, дискриминация, моббинг (что предполагает групповые формы преследования человека), а также травля. Но как распознать ситуации, когда границы уже давно пройдены и требуется немедленное вмешательство родителей, школы, психологов? Чем отличается конфликт от травли?

Насколько мне удалось разобраться, под буллингом понимают сознательное физическое или психологическое насилие, направленное на одного и того же ребенка (или группу детей) и повторяющееся систематически на протяжении длительного времени. Это определение содержит четыре важных элемента, на которые следует обратить внимание родителям и учителям. Собственно, эти элементы и отличают буллинг от обычных конфликтов, которые неизбежны в любом, даже самом дружелюбном и благополучном детском коллективе.

Второе отличие: буллинг — это надолго

Буллинг — это долгосрочный процесс постоянно повторяющегося насилия. Конфликт, каким бы острым и жестким он ни казался окружающим, — это одномоментное событие. У него есть четкий алгоритм развития — есть противоборствующие стороны, есть предмет конфликта (то, что стало яблоком раздора), есть период конфликтного взаимодействия (в процессе которого решается, кто прав, а кто не очень), и, наконец, есть однозначный итог, который так или иначе разрешает конфликтную ситуацию.

Буллинг может продолжаться очень и очень долго, пока жертва и агрессор находятся в хоть каком-то личностном взаимодействии. Для родителей, для учителей повторяющиеся акты агрессии по отношению к конкретному ребенку — повод бить тревогу. Если сегодня ваш сын рассказал, что дернул за косичку новенькую девочку и спрятал ее портфель, а она плакала и говорила, что он дурак, возможно, стоит просто намекнуть ему, что есть другие способы общения с противоположным полом. Но если вы слышите такие рассказы постоянно или, наоборот, ваш ребенок начал избегать рассказов об одном из одноклассников — это повод сходить в школу и составить личное мнение о ситуации.

Купить эту книгу

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.

О проекте | Конкурсы | Социальный справочник | Ссылки

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.

Следующий анекдот

Чуть больше года назад Наталья Цымбаленко опубликовала в фейсбуке пост о том, как ей удалось остановить травлю ребенка в школе. История мгновенно распространилась в интернете, а Наталья, серьезно погрузившись в тему буллинга и травли, решила обобщить свой опыт и знания в книге. Она называется "Буллинг. Как остановить травлю ребенка" — и, похоже, это первое издание по теме буллинга, основанное на отечественных реалиях. Итак, что такое буллинг? Как понять, где заканчивается конфликт и начинается травля? Когда необходимо вмешиваться взрослым?

Что такое буллинг

"Спасибо, что вы это сделали! В моем далеком 1983 году меня перевели в параллельный класс, но травля не прекратилась, и это навсегда со мной. Два первых класса были просто кошмаром".

"У нас в одной районной школе травили ребенка с ДЦП, который так гордился, что может пойти учиться с обычными детьми, а не сидеть дома в четырех стенах. Но у него стали отнимать специальную ортопедическую обувь, и он целыми днями еле-еле ковылял босиком, а учителя делали вид, что не замечают. Когда родители ребенка попросили руководство школы позвать психолога, который рассказал бы детям и их родителям, почему не надо травить детей с инвалидностью, директор ответила: „НАШИ ученики в психологе не нуждаются, а вы можете перейти на домашнее обучение“".

"Меня тоже в школе травили. Была высокая, худая, сутулая и в очках. Я „держала марку“, старалась не обращать внимания. Пообещала себе никогда не допускать, чтобы люди со мной так обращались".

И вот мне стало интересно, откуда растут корни этого явления и что все же можно сделать, чтобы буллинг не становился нормой для школ, а главное, чтобы жертвы не оставались один на один с травлей.

Следующий анекдот

Наталья Цымбаленко

начальник Управления информационной политики и коммуникаций Департамента труда и соцзащиты г. Москвы

Третье отличие: поведение жертвы травли ничего не решает

При буллинге такая бесконечная петля насилия возникает потому, что жертва самостоятельно не может остановить травлю. В конфликте, в отличие от буллинга, обе стороны несут ответственность за происходящее. Один оскорбил, другой ответил, первый пнул портфель, второй стукнул учебником по голове — это всегда обоюдный процесс. И вот здесь уместны рассуждения родителей и педагогов о том, кто прав, а кто виноват, как надо изменить свое поведение, чтобы не получать от одноклассников по голове регулярно, и почему вот та девочка не хочет с тобой сидеть за одной партой и называет тебя нехорошими словами.

Причина же травли никогда не связана с поведением жертвы. Ребенок может пытаться игнорировать обидчиков, лезть драться, устраивать ответные пакости, пытаться подружиться с агрессорами и многое другое. Это никак не повлияет на агрессоров. Буллинг начинается только в том случае, если в коллективе есть ребенок или группа детей, которых назначили на роль жертвы. И это третье и очень важное отличие от конфликта.

Жертвой буллинга может оказаться кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем. В случае Пети оказалось достаточно слишком "детских" (лего, пластилин), на взгляд одноклассников, интересов. В случае девочки из приведенной истории — того, что она оказалась новенькой.

Именно поэтому качественно неправильным действием со стороны школы или семьи является перекладывание ответственности за действия булли на жертву. "Это происходит с тобой, потому что ты сам виноват"; "Тебе надо работать над собой", "Ты недостаточно или слишком умный, сильный, ловкий, классный, крутой. " Эти советы только убеждают жертву, что с ней что-то не так, а значит, все происходящее в общем и целом закономерно.

Читайте также: