К произведениям народной культуры относятся анекдоты и байки

Обновлено: 04.11.2024

к студенческой культуре, её отдельно можно выделить, помню как во время сессии сидишь, вместо того, чтобы читать материал перед экзаменом читаешь студенческие анекдоты на тему сессия - это, ну и т. д!

Следующий анекдот

Назовите и проиллюстрируйте примерами три признака массовой культуры. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

В правильном ответе могут быть названы признаки массовой культуры и приведены соответствующие примеры:

1) общедоступность (не требует специальной подготовки для восприятия). (Например, образы и идеи сериала «Игры престолов» понятны подавляющему большинству населения и легко воспринимаются им);

2) тиражируемость. (Например, альбомы популярных исполнителей (the Prodigy, Руки вверх и др.) легко тиражируются и выпускаются в очень больших количествах);

3) ориентированность на коммерческий успех. (Например, фильм Аватар был создан с целью получения коммерческой прибыли, он принес своим создателям 2,7 млрд долларов);

4) массовость. (Например, сериал «Доктор Кто» рассчитан на очень большую аудиторию, и адресован потребителям независимо от их социальной принадлежности и уровня образования).

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами другие признаки массовой культуры

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 4 № 8048

Былины о русских богатырях дают множество примеров верности, мужества, патриотизма. Они изучаются в массовой школе. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод о том, что былины относятся к народной, а не к массовой культуре? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Их изучали в школе бабушки и дедушки современных учеников.

2) Они передавались из поколения в поколение, обогащаясь новыми сюжетами.

3) Они легли в основу художественных фильмов, получивших народное признание.

4) Они записаны на дисках актёрами, популярными в народе.

5) Они не имеют персонального авторства.

6) Их действующие лица стали героями современных анекдотов.

Ответ: 25|52 Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 2 № 23698

Выберите верные суждения о культуре и её видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя.

2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство.

3) К материальной культуре относят нормы морали.

4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции.

5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты.

1) Произведения массовой культуры предъявляют высокие требования к общекультурному уровню потребителя. Нет, неверно, это характерно для элитарной культуры.

2) В развитии культуры отмечают такие тенденции, как преемственность и новаторство. Да, верно, например новые произведения искусства сочетают в себе как традиционные каноны жанра, так и уникальные новые находки автора.

3) К материальной культуре относят нормы морали. Нет, неверно, они относятся к нематериальной культуре.

4) Народная культура, как правило, создаётся коллективной творческой деятельностью народа, отражает его жизнь и традиции. Да, верно, это ее ключевые признаки.

5) Культура – это все виды преобразовательной деятельности людей и её результаты. Да, верно, это определение культуры в широком смысле слова.

Ответ: 245 Источник: Досрочный вариант ЕГЭ по обществознанию. 14.04.2020 Вариант 1. Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 4 № 4362

Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.

1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.

2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.

3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.

4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.

5) Телесериал интересен кругу знатоков.

6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.

Массовая культура. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель — получить коммерческую выгоду. Сленговое название — кич, китч (в переводе с нем.) — дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема. Пассивное потребление.

1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект — да, верно.

2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты — нет, неверно.

3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение — нет, неверно.

4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус — да, верно.

5) Телесериал интересен кругу знатоков — нет, неверно.

6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки — да, верно.

Ответ: 146 Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1. Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Юлия Тимонина 18.07.2015 16:00

У нас каждую неделю выходят на экраны телесериалы, которые относятся к про­из­ве­де­ни­ям мас­со­вой куль­ту­ры. Но, далеко не каждый сериал СМИ считают нужным представлять как удачный коммерческий проект.

Так что - это утверждение спорно.

Валентин Иванович Кириченко

Произведения массовой культуры в обязательном порядке нацелены на получение коммерческой выгоды.

Задание 1 № 9210

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют черты массовой культуры.

1) коммерческий характер

3) использование спецэффектов

4) развлекательный характер

5) сложность формы и содержания

6) узкий круг потребителей

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура быта, развлечений и информации, преобладающая в современном обществе. Сложность формы и содержания, узкий круг потребителей относятся к элитарной культуре, поэтому «выпадают» из общего списка терминов.

Ответ: 56|65 Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 2 № 4209

Найдите в приведённом списке проявления массовой культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) премьера фильма ужасов

2) фестиваль рекламных роликов

3) переиздание детектива-бестселлера

4) выставка художников-авангардистов

5) областной смотр фольклорных коллективов

6) открытие международного конкурса пианистов

Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, имеет коммерческую направленность и развлекательный характер.

Ответ: 123 Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3. Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Роман Набиев 09.02.2017 23:40

Почему 4 ответ не подходит?

Валентин Иванович Кириченко
Валерия Маринина 16.02.2017 15:06

почему 5 нет?тоже элитарная?

Валентин Иванович Кириченко
Задания Д1 № 9609

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Массовая культураПопулярная культура, преобладающая среди широких слоёв населения в конкретном обществе
. культураКультура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений

Культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений — элитарная культура.

Ответ: элитарная Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 4 № 13879

Телевизионный канал выкупил права на показ фильма режиссера М. Какие из перечисленных фактов также свидетельствуют о том, что фильм относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Фильм был продан для проката в кинотеатрах многих стран мира.

2) Для понимания концепции фильма требуется искусствоведческое образование.

3) В прокате в кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех.

4) В основе сюжета фильма лежит распространённый сюжетный ход.

5) Фильм предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории.

6) Фильм получил приз на фестивале авторского кино.

1) Фильм был продан для проката в кинотеатрах многих стран мира. Да, верно.

2) Для понимания концепции фильма требуется искусствоведческое образование. Нет, неверно, это характерно для произведений элитарной культуры.

3) В прокате в кинотеатрах страны фильм имел большой коммерческий успех. Да, верно.

4) В основе сюжета фильма лежит распространённый сюжетный ход. Да, верно.

5) Фильм предназначен для зрителей узкой возрастной аудитории. Нет, неверно, это характерно для произведений элитарной культуры.

6) Фильм получил приз на фестивале авторского кино.Нет, неверно, это характерно для произведений элитарной культуры.

Ответ: 134 Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задания Д26 C4 № 10652

В современном обществе массовая культура выполняет функцию социализации индивида. Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами различные проявления данной функции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Могут быть приведены такие примеры:

1) яркая навязчивая реклама, транслирующая «образцы» поведения «хороших родителей», «заботливых бабушек», «умных детей», оказала влияние на поведение и мировоззрение Ивана Ф.;

2) ставшие популярными телесериалы, герои которых являются представителями определённых социальных групп (студенты, врачи, работники правоохранительных органов и т.п.), формируют представления молодёжи об образе жизни и о тех социальных ролях, которые им только предстоит освоить;

3) для определённых групп населения участники ток-шоу заменяют ближайшее окружение, и транслируемые ими модели поведения формируют ценностные ориентиры зрителей;

4) просмотр молодёжных иностранных фильмов позволил молодым людям сформировать представления об особенностях культуры их сверстников, что в определённой мере облегчило общение во время туристической поездки.

Могут быть приведены другие примеры.

Если экзаменуемый привёл несколько примеров реализации одного проявления функции, то при оценивании засчитывается только один из них

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С) Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 4 № 8033

За последние годы в крупном региональном центре сложилось несколько вокально-инструментальных молодежных групп. Какие особенности деятельности этих групп свидетельствуют об их принадлежности к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) развивают традиции народного вокального творчества

2) исполняют композиции собственного сочинения

3) деятельность имеет коммерческую направленность

4) репертуар составляет несложная танцевальная музыка

5) выполняют функцию накопления культурного опыта

6) произведения адресованы наиболее эстетически развитой части публики

Ответ: 34|43 Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Лиана Приказчикова 01.01.2017 15:33

можете пожалуйста объяснить, почему 4 подходит?

Валентин Иванович Кириченко

Не заставляет думать, дает возможность отдыхать, то есть носит развлекательный характер - признак массовой культуры

Егор Дятлов 24.01.2017 22:23

В тексте нигде не указано,какой репертуар носит творчество молодых людей. Почему вы решили,что 4 вариант подходит?

Валентин Иванович Кириченко

Несложная танцевальная музыка характерна для массовой культуры в первую очередь.

Сирена Калимуллина 06.03.2017 21:14

Почему 2 не подходит ,тут же не спрашивается "только к массовой культуре" ?

Валентин Иванович Кириченко

Оно не доказывает, что это творение относится к массовой культуре.

Задание 3 № 9585

Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков

Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей

В) коммерциализация духовной деятельности

Г) приоритетное развитие развлекательных жанров

Д) сложность содержания и художественных форм

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.

Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков — элитарная.

Вместе с этой задачей также решают:

Выберите из предложенного списка положения, содержащие характеристику статуса государственной религии.

  1. финансирование религиозной организации за счёт средств федерального бюджета …

Японское общество отличает приверженность истории, традиции. Сами японцы утверждают, что они представляют собой постиндустриальное традиционное общество и новые технологии, совреме…

Представители этноса Z, живущие в разных странах, ежегодно проводят фестиваль народов, говорящих на языке своего народа. Какие характеристики позволят определить, что фестиваль отн…

В стране Z народ включён в разные социальные группы: семьи, сельские и церковные общины, действующие по принципу «один за всех, все за одного». Какие факты свидетельствуют о том, ч…

Следующий анекдот

В толковом словаре дается следующее определение понятия «фольклора». Фольклор − 1) это устное народное творчество; 2) разные виды народного творчества, народное творчество вообще [5, с.894].

Фольклор − это вид культуры, носителем которой является каждый человек; фольклор слагается стихийно, никем не контролируется, не управляется. Фольклорные тексты безавторские. Все, что пели и поют, рассказывали и рассказывают в устойчивых формах, а также все короткие фразы, шутки в виде формульных (клишированных) текстов и еще много другого входит в поле фольклора [7, с.5].

«Фольклор» (англ. folk-lor) − народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Термин «фольклор» был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году. Термин принят в международной науке и в переводе означает − мудрость народа. Сложно дать краткое определение такому понятию. Фольклор − это жизнь народа, его история, его поступенчатое развитие. Фольклор − это не придуманное сверху, это созданное народом в процессе жизни и на благо [3].

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре» [6] .

Л.С. Каргин дает такое определение: «Фольклор − важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой − определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор − это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия» [1].

Фольклор − категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые на месте труда, а не только слова. Каждое поколение принимает свои культурные дары и продолжает их [3].

Итак, объединив все определения фольклора, мы делаем вывод, что «фольклор» − это вид культуры, народное творчество, художественная деятельность народа прошлых времён.

Традиционными чертами фольклора принято считать:

устность − один из критериев отнесения словесных текстов к фольклору и их изучение фольклористикой;

народность − второе определение в устойчивом словосочетании − устное народное творчество – требует также отстраненного подхода, выведения его из автоматизма восприятия. Народность – это «мера глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа», «мера эстетической и социальной доступности искусства массам»;

традиционность – и концептуальное, и оценочное понятие. Спонтанность в воспроизведении фольклорного текста опирается на традиции, «фольклорная традиция – это трансмиссия текстов, вошедших в обиход определенной контактной социальной группы». Традиция, образно говоря, − это этническая память;

коллективность, или массовость − эта черта фольклора отчасти синонимична народности. Под коллективностью подразумевается безавторство фольклора. Коллективность легко проиллюстрировать такой формой бытования фольклора, как слухи;

вариативность – предопределена изменчивостью фольклорного текста при его устной (и письменной) передаче, отсутствием автора (или наличием коллективного анонимного «автора»). Любой фольклорный текст – всегда вариант;

инклюзивность – признак фольклора, означающий включенность всей фольклорной культуры и каждого отдельного произведения в общую жизнедеятельность народа [7, с.9-14].

Б.Н. Путилов называет следующие черты фольклора:

безличность, или анонимность;

следование образцам/стереотипам (традиционность);

функциональность и т.д. [2, с.15].

Фольклор составляет длинную цепочку своих произведений. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, произведения видоизменялись, обретали новые формы существования, но народ их хранил и донёс до сегодняшнего дня. Произведения народного творчества не имеют ни авторства, ни какой-либо принадлежности, они являются бесценным достоянием каждой нации. Произведения фольклора − не создания отдельных личностей, а результат индивидуального и массового творчества, диалектически взаимосвязанных между собой. Они являются отражением реальной действительности в сознании народных масс, результатом переработки этой действительности в народной фантазии, а потому позволяют искать в фольклоре выражение народных идеалов, стремлений, настроений, чувств [3].

В.Я. Путилов, Б.Н. Путилов предпочитали говорить не о роде, а об «области» фольклора. Фольклорная область – понятие, объединяющее форму исполнения, функциональность, прагматику входящих в нее текстов. Б.Н. Путилов в порядке рабочей гипотезы предложил ряд областей, объединяющих все существующие жанры фольклора и потенциально возможные. Их пять, они и предопределили структуру фольклора:

Фольклорная проза, основными чертами которой являются установка на рассказывание и не включенность в обрядовую жизнь.

Сказки - прозаические тексты, в которых ведется повествование о чудесных явлениях, о превращениях, о приключениях дурачка, о плуте, о нерадивых и глупых женах, о пространстве, где дружат, ходят друг к другу животные. Выделяют три вида сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые сказки (о женах, о социальных конфликтах, о дурачках, о приключениях героя).

Анекдоты - самый популярный продуктивный жанр русского фольклора в 20 веке. Это повествование с установкой на реальность и одновременную невероятность, рассказанное с психологической правдоподобностью.

Несказочная проза - обладает рядом признаков: жанры «несказки» обычно не воспринимаются как произведение художественное; они служат практической цели передачи исторических, политических, космогонических, религиозных, бытовых или иных сведений или новостей. Выделяют:

Былички – страшные рассказы, в которых идет столкновение с нечистью.

Бывальщина – информирует, пугает, предостерегает, но и развлекает.

Легенды – не имеют определенной формы. Традиционные персонажи – Христос, Богородица, Святые и т.д.

Предания – сообщают факты, её основная функция познавательная. В них действуют исторические лица. Действие происходит в историческое время.

Байка – фольклорные предания, все более стремящееся к историческому анекдоту. В них есть активный герой, нестрогая достоверность, развлекательность.

Притча – устный прозаический рассказ с явно выраженным нравоучением в конце или начале повествования.

Сказ – эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определенную художественную форму, повествующее о действительных событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказывается от первого лица.

Фольклор ритуальных и ритуализированных форм с его включенностью в обряд; он связан с ритуалом и соответственно с установкой на магический прагматизм.

Обрядовый фольклор – ситуации, связанные с конкретными событиями о рубежных периодах природы, в изменяющихся условиях общежития, в частной судьбе человека.

Заговоры – этот жанр фольклора связывается в сознании человека с магическими действиями слова, верой в слова.

Кричалки – (в основном спортивных болельщиков) ритуализованное поведение болельщиков на стадионах и за их пределами, стереотипы реагирования на типовые моменты игры.

Внеобрядовый песенный фольклор, где ведущей является установка на песенное исполнение и отсутствие явных связей с обрядовым фольклором.

Былина – повествовательный песенный жанр фольклора о подвигах богатырей из далекого прошлого с установкой на достоверность, т.е. былина, воспринималась как старинное предание, серьезное, истинное.

Исторические песни – не просто история, а современная история: песни создавались в ходе событий. Их относят к малым эпическим формам.

Баллада – эпическая песня драматического содержания. Их называют старинами, песнями, чаще стихами.

Жестокий романс – функциональный эквивалент баллады.

Лирические песни – передаются вызванные мысли, чувства, настроения.

Частушки – жанр лирической внеобрядовой поэзии. Короткая, частая песня.

Трудовые песни – жанр фольклора, наиболее убедительно говорящий о прагматике словесного текста, прагматике как магической (идущей от архаики), так и сиюминутной, утилитарной. Функции их – помочь скооперировать общие усилия для совершения какого-либо коллективного действия: сплав леса, снятие баржи с мели, вбивание свай и т.д.

Колыбельные песни – жанр фольклора, служил для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка.

Драматический фольклор, не входящий в обряд.

Ряжение – обряд, связанный с маской, перевоплощением (в переводе наряжаться).

Раёк – балаганное увеселение. Раёк состоит из ящика с двумя отверстиями, в которых вставлены увеличительные стекла. Внутри ящика находятся ролики с лубочными картинками. Раешник с помощью ручки передвигает ролик, и картинки перемещаются внутри ящика, а ролишник комментирует их текстом.

Кукольный театр – особый вид театрального представления. В котором вместо актеров действуют куклы.

Вертеп – передвигающаяся на колёсах сцена. Род кукольного театра, где устраивали представления на библейские и комические сюжеты. Театральная повозка – это театр в виде ящика, осененная сверху завесами, с одной стороны открытый, на четырех колесах.

Театр Петрушки – Петрушечники выступали на ярмарках, народных гуляниях. Легкая складная ширма, несколько кукол давали возможность Петрушечникам быть мобильными. Технической спецификой театра были перчаточные куклы, театральный реквизит ограничивался палкой или дубинкой, ею Петрушка бил своих оппонентов, она же заменяла ружье, метлу, скрипку.

Деятельность скоморохов – хождение по улицам и смешение людей.

Драмы – литературный, сценический и кинематографический жанр. Она показывает частную жизнь человека и его социальные конфликты.

Карнавал – явление христианско-католического мира. В основе лежала ритуально-обрядовая система взаимоотношения с миром, предшествующая христианской культуре.

Фольклор речевых ситуаций (малые формы, паремии), основная черта, которого – включенность в речевой процесс повседневности.

Пословица – синтаксически завершенная единица. Это предложение.

Поговорка – носит характер оборота, это часть суждения, обиняк, не употребляющаяся вне контекста.

Загадки – разновидность паремии (то же, что пословица и поговорка). Главное ее назначение, это испытать сообразительность собеседника.

Эпистолы – письмо, послание обозначение словесных заготовок, клиширование фраз, которыми подписывались открытки, подарки, фото и т.д. [7, с.3]

Деление фольклора и группировка его жанров в соответствии с историческими стадиями, через которые он прошел в своем многовековом развитии, позволяют разместить его по трем общим рубрикам:

Бытовой обрядовый фольклор (традиции древнейшей утилитарности и синкретизма):

Мифы – сказание, передающее представление людей о мире, о месте человека в нем, о происхождении всего существующего, о богах и героях.

Трудовые песни – исполнялись во время работы, подчинялись её ритму, и вся их жанровая структура несет на себе печать этого происхождения, хотя их поздние типы далеко отошли от первоначального состояния и по содержанию, и по стилю.

Заговоры – традиционно ритмически организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу принудительного воздействия на людей и природу, прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован.

Календарный фольклор – обширная область творчества, у которого единая обрядовая и мировоззренческая основа. Такие произведения не просто сопровождали обрядовые действия, но и составляли часть их и без них не использовались. Он является частью праздничных обрядов, он используется в определенное время года.

Свадебный фольклор – это все то, что поется и о чем говорится при бракосочетании. Это не только величания, причитания. Песни, но и заговоры, загадки, сценки и т.д.

Причитания – вопли, вои, жали, плачи, нытье, вытье, причеть и т.д. Свадебные и похоронные причитания – части свадебного и похоронного ритуала.

Бытовые причитания – заплачки (при несчастье, проводах), рекрутские и солдатские [4, с.22].

Необрядовый фольклор − традиции мировоззренческого синкретизма.

Паремии – произведения афористического склада.

пословицы - изречения с прямым смыслом;

побасенки – воссоздают жизненные ситуации с небольшой потенциальной возможностью развернуть ее в границах своего малого объема;

приметы – сосредоточены на передаче прямого смысла; поговорка.

Устная проза – соединяет исторические, бытовые, религиозные и художественные трактовки жизненных тем.

предания – это распространенный в народе устный рассказ с установкой на объяснение прошлой истории, какой-либо особенности быта, названия местности. Судят о прошлом с позиции настоящего

бывальщина – рассказ, но такой, истинность которого удовлетворяется либо рассказчиком, либо свидетелем кого-нибудь из его современников;

былички – устный рассказ о леших, домовых, водяных, русалках и т.д. и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных из мира народных религий;

легенды – утверждения морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя, и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад.

Песенный эпос – произведения народного творчества, героические песни.

Былины – песня древнего героико-эпического склада. Это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развивавшееся в условиях Древней Руси, имея целью возвеличить народные идеалы, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа соединена с вымыслом.

Исторические песни – рассказ о лицах действительно живших, отклик на конкретные события и заключает в себе смысл, актуальный для своего времени.

Воинские песни – это повествовательные мемуарные песни – воспоминания о походах, боях, взятии крепостей, о знаменитых полководцах и героях сражений.

Духовные песни и стихи – героико-эпические истории в песенно-эпическом и житейно-легендных разновидностях, проповеднические и лирические песни [4, с.22].

Художественный фольклор (синтез искусств и быт):

Сказки − эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов (о животных, волшебные, бытовые новеллистические);

Загадки− метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство ; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет ;

Песни старинной формации :

балладные песни – это исполненные психологического драматизма сюжетные песни, в которых представлены трагические бытовые коллизии и происшествия;

лирические песни - песни, в которых выражены бытовые эпические ценности, важные для самочувствия и самосознания личности.

Детский фольклор:

колыбельные песни – мелодия или песня, напеваемая человеком для успокаивания и засыпания маленького ребенка;

пестушки и потешки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни;

прибаутки – коротенькие смешные рассказы для детей;

заклички – обращение к различным явлениям природы (солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года), которые живут как одушевленные существа. Она обычно выражает призыв или просьбу;

приговорки – это короткие, обычно стихотворные обращения к животным, птицам и насекомым. Они могут содержать просьбу-заговор;

считалки – рифмованные стишки, состоят по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма;

Следующий анекдот

Выберите верные суждения о чертах, характеризующих народную культуру, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Авторство произведений народной культуры анонимно.
  2. Цель создателя произведения состоит в получении максимальной прибыли.
  3. Произведения характеризуются национальным колоритом.
  4. Народная культура появилась позже массовой и элитарной культур.
  5. К произведениям современной народной культуры относятся анекдоты и байки.

Объект авторского права ООО «Легион»

Посмотреть решение

Читайте также: