Из чего состоит шутка

Обновлено: 22.11.2024

1. Каламбур
Эта форма у профессионалов считается второсортной, однако не редко применяется именно она. Основана эта схема на не однозначном значении слов. Примером может служить слово ключи, значения которого могут быть как ключи воды, ключ от замка, ключ как расшифровка когда. Или, например слово перевод: перевод мяча в футболе, перевод денег с карты на карту, перевод текстов, перевод бабушки через дорогу.

Карты: банковские, топографические, игральные, таро. Очень много слов имеют неоднозначный смысл. Смысл конкретного слова мы определяем из контекста - это законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить значение входящих в него отдельных слов, предложений, и т. п. Контекстуальность (обусловленность контекстом) — условие осмысленного употребления той или иной конкретной языковой единицы в речи (письменной или устной), с учётом её языкового окружения и ситуации речевого общения.
Ок это и барсуку понятно, как шутить, смотри. Услышав в небольшом предложение какое-то слово, у которого несколько значений примени в своём ответе это слово, но в другом значение например:
- давай сыграем в карты?!
- с удовольствием, у меня есть карты Москвы и Костромы
Или
КРАСНОАРМЕЕЦ: Присаживайтесь, Владимир Ильич!
ЛЕНИН: не время сейчас сидеть! Вот кончится война - все сидеть будут!

2. Заход добивка (сетап панчлайн)
- самый простой по построению способ создания шутки и в свою очередь не всегда универсальный, и смешной. Подобного рада шутки строятся по принципу заход и добавку, заход формирует у нас представление о каком-то событие в наших головах не вольно возникают образы под описание этой ситуации, а добивка в свою очередь разрушает эту ситуацию. Пару примеров:
Пока Никита Джигурда под окнами роддома спрашивал у жены «КТО?», родило ещё 20 женщин и чуть не родил главврач. Дельфины в очередной раз доказали, что они самые умные животные. Когда Сергей Зверев тонул они подплыли и от толкали его подальше от берега.

3. Метод аналогий.
Метод аналогий заключается в следующем, есть в наших с вами головах какое-то сложившийся понятие о предмете личности или явлении. Это представление юморист сопоставляет с другим конкретным событием, одновременно создавая комедию положений и разрушения ожиданий. Такой метод часто применяет Гарик Харламов в конфликте с Мартиросяном когда поет свои карапули (маленькие смешные песенки.
- вы не поедете на Евровидение мы выбрали другого певца
- просто будь как Порошенко
- смысле?
- уступи место молодому артисту
Тут как мы видим смысл фразы подходит под две ситуации, ситуации в которой мы с вами находимся и ситуации связанной с выборами на Украине

Следующий анекдот

Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

Примеры написания шуток с мисдирекшн

Представим, что вы говорите о том, что посадочные места в самолете делают все уже и уже (очень узкие). Ваш сетап рисует эту картину в воображении слушателей:

«Не могу поверить, насколько становится сложно втиснуться в современные кресла в самолетах».

Мисдирекшн может выглядеть так:

«Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть на месте рядом с проходом?»

И панчлайн:

«А сейчас проход – это 15 см между вашими лодыжками».

Хотите еще примеры мисдирекшн? Для закрепления темы)

Где мисдирекшн? Это слово «место». Здесь мисдирекшн построен методом игры слов. Слушатель подразумевает под «местом», что он неудобно себя чувствует и это отлично прячет панчлайн, который раскрывает, что «место» – это буквальное парковочное место.

Краткость в шутках просто необходима

Теперь о втором условии написания успешной шутки – краткости.

Правило:

Чем быстрее вы можете сообщить всю необходимую для аудитории информацию, тем лучше. Правило экономии времени и слов должно выполнятся до самого панчлайна. Чтобы достигнуть этого используйте самые сильные слова для создания яркой картины, причем настолько лаконично, насколько это возможно.

Вот, что я считаю идеально написанной шуткой:

Использовав всего 16 слов сетапа, мы идеально описали картину. Скорее всего, далее что-то должно произойти и аудитории интересно узнать, что именно.

[Сетап: женщина на пляже, волна уносит внука в море].

Все внимательно ждут, что вы скажете – почти идеальный сетап. История продолжается: «Бабушка в отчаянии. Она становится на колени и молится: «Боже, пожалуйста, верни моего внука и я обещаю быть самой лучшей бабушкой на свете!»

[Мисдирекшн: женщина молится, заключает сделку с Богом].

Беспомощной женщине остается последнее: она заключает договор с самим Богом. Ответит ли Бог на ее молитву? Сейчас эффект ожидания, созданный сетапом, становится еще более сильным. «Вдруг неожиданно появляется другая гигантская волна и приносит невредимого мальчика к ногам женщины». Сработало! Молитва бабушки была услышана!

[Молитва бабушки услышана. Она получила своего внука обратно, целого и невредимого. Почти идеальный мисдирекшн].

Эта драматичная картинка подготовила хорошую почву для панчлайна: отлично выполненный мисдирекшн. А теперь, все что остается – это развязка, панчлайн. «Бабушка посмотрела на мальчика, затем подняла голову к небу и сказала: «А где его шапочка?»

[Панчлайн: бабушка не только не поблагодарила Бога, а даже заявила, что имеет к нему претензии].

По-моему, эта шутка занимает второе место из всех когда-либо написанных одним из моих учителей Дефиксом Фоксом, и уступает только мальчику, который убил своих родителей и просил суд помиловать его как круглого сироту.

Шутка о бабушке использовалась в шоу Боба Хоппа на протяжении 50-ти лет и она всегда вызвала смех у слушателей.

Хочу посоветовать вам прочитать статью с примерами и упражнениями: Как развить чувство юмора

Из чего состоит шутка

Итак, неотъемлемые составляющие шутки:

  1. Лаконичный сетап, составленный из самых сильных слов, создающих четкую картину.
  2. Мисдирекшн, маскирующий панчлайн.
  3. Панчлайн, который находится как можно ближе к концу шутки.

Прочитав статью вам нужно запомнить, что если вы хотите написать хорошую шутку, то нужно использовать самые сильные и понятные слова в кратчайших предложениях, помещая слово-панч (то есть фразу панчлайна, содержащую нокаут), как можно ближе к концу предложения (в истории о бабушке это слово «шапочка»).

Внимательно придерживайтесь этих правил, и вы сможете стать отличным писателем монологов. А если хотите узнать еще несколько хитрых приемов, на которые опираются писатели юмора при создании мисдирекшена, оставляйте нам свой e-mail и мы пригласим вас на ближайший вебинар «ДНК ЮМОРА», который мы проводим каждый месяц.

На нем мы рассмотрим еще три метода создания успешного мисдирекшна, такие как «Альтернативное определение», «Причина и результат наоборот» и «Неожиданный домысел».

Почему оно не хочет работать?

Итак, из чего сделаны шутки – более-менее понятно. Но ведь просто шутки самой по себе для смешного рассказа – мало.
Основой для юмористического рассказа служит содержательный сюжет. Шуточки и приколы не должны быть самоцелью. Если персонажи бесцельно острят и попадают в нелепые ситуации, интерес читателя затухает как только он понимает, что у него под носом очередной сборник анекдотов. То есть для хорошей смешной истории обязательно должна быть качественная база, читатель должен увлечься сюжетом.

Интересное произведение с одной-двумя меткими шутками любимо больше, чем рассказ ни о чём, полный компилятивных хохмочек из интернета, прилаженных к ситуации.

Хорошо писать вообще непросто, а писать так, чтобы читателю было смешно – сложно вдвойне. Хотя нельзя не признать, что и читатель бывает разным. Задача автора – не просто сочинить шутку, но и правильно её использовать, чтобы она создала необходимый эффект, достигла сознания читателя.

Привычное взаимоотношение автор-читатель в нашем случае усложняется тем, что присутствует третья сторона – шутка, которая является отдельным субъектом, не столько инструментом, сколько участником отношений. То есть, чтобы угодить вкусам выбранной аудитории, необходимы два столпа: подходящая шутка и правильная авторская подача. Заметьте: шутка не обязательно бывает авторской и даже не обязательно – свежей. Но именно сообща с авторской подачей она приобретает новый вид и нравится читателю.

Наверное, все прекрасно замечали, что юмор может быть и плоским, из области определенных отношений, рефлекторным, а может, наоборот, являться специфическим, таким, что восхитит членов собрания химиков-метрологов, но вне стен аудитории попросту не выживет. Но, в то же время, даже если человек в жизни умеет шутить, вовсе не означает, что он сможет шутку написать.

На опыте наблюдений одна из основных причин неудач остряков – то, что они не учитывают интеллект аудитории : например, нарочно ориентируются на не особо одарённых читателей, не понимая, почему их не любят. В этом случае автор шутит плоско, одномерно, без подтекста. Конечно, и на такие сочинения найдутся любители – всё же откровенно глупых и некультурных людей немало – но дифирамбы обычно полностью соответствуют уровню "дифирамбирующего", и если вы желаете чего-то большего, чем «я смеялся до усрачки» или «афтар я пацталом», то стоит задуматься о примитивизме собственных шуток.
Кстати, если вы неправильно рассчитали аудиторию, то шутить будут над вами.

Ещё один момент, который портит всю «малину»: автор не имеет опыта и потому торопится и не «ведёт» читателя к апогею , «комкает» сюжет, сливает его в угоду центральной шутке, из-за чего сюжет становится невнятным, а сама шутка без должной подготовки – не смешной. Чего уж говорить о забытых важных деталях или, наоборот, о слишком длительной и нудной подготовке читателя ко встрече с юмором? В этом случае помогает лишь осознание собственного несовершенства, работа над текстом спустя время, когда автор может воспринять текст как читатель и понять, где написанное «не дотягивает» до воображённого, и, конечно, вычитка и практика.

Научиться писать шутки – возможно! Об этом мы и поговорим в следующей статье на эту тему.

В статье были использованы материалы
1. «Психологика» (Войнаровский М.)
2. Википедия
3. Словарь Ефремовой
4. «Шаг за шагом к стендап-комедии» (Грег Дин)
5. Философия. Энциклопедический словарь. (Гардарики)

Группа в ВК Синий Сайт Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал , оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт ! Самые интересные работы познают Дзен.

Шутка – это волшебный фокус

Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:

По-другому можно сказать:

  1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
  2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:

В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

Пример:

Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.

Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.

Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

Вот пример:

Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».

Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

  1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
  2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

Подбивая итоги:

  1. Комики – фокусники.
  2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
  3. Панчлайн должен удивить их.
  4. Смех появляется вследствие удивления.
  5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
  6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

Это важно!

Еще раз убедись, что аудитория:

  • получает всю информацию;
  • понимает все детали истории.

Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать написать шутку и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля и у них получилось. У тебя получится тоже)

Следующий анекдот

Мисдирекшн – это термин, используемый в большей степени фокусниками. Он мысленно уводит аудиторию в направлении, которое кардинально отличается от панча и, в результате чего, аудитория получает совсем не то, что предполагала.

То есть мисдирекшн должен втянуть слушателя в ожидание того, каким будет результат, но он должен заставить слушателя представить совершенно другой результат, который мы собираемся показать. Другими словами успешный мисдирекшн должен спрятать панчлайн.

Надеюсь, суть понятна.

Например:

Может не совсем смешно, потому что я придумал этот пример прям сейчас, но суть он показывает хорошо.

Разбор шутки

Где здесь мисдирекшн?

Чтобы ответить на этот вопрос, спроси себя, что увело слушателя в одном направлении? Слово ПОХОЖ, которое подразумевало, что у них есть что-то общее, скорей всего какой-то ингредиент. Панчлайном или сюрпризом оказалось, что общее у них – это отсутствие общего ингредиента.

Я написал эту шутку меньше чем за минуту. Это было легко, потому что я знал о таком методе создания мисдирекшна, как «сходство».

В тренинге «Как развить чувство юмора» мы рассматриваем около 20 методов создания мисдирекшна. Представляешь! 20 способов завести человека в ловушку! Это целый арсенал, используя который ты сможешь шутить на ходу не напрягаясь.

Вот еще шутка (не моя уже), созданная по этому методу. В новом фильме о Джеймсе Бонде «Спектр» описывается улучшенная модель «Астон Мартина», на котором Бонд ездил в части «Голдфингер»:

Общие черты в различных поколениях автомобилей открывают путь к фантастическому миру, основанному на концепции сходства.

Следующий анекдот

В шутке есть две составляющие: ожидание – то есть повествование, и удивление – то есть апофеоз, озарение. Кроме того, в каждой шутке обязательно есть две истории, две сюжетных линии, и в тот момент, когда второй сюжет поясняет первый, читателю становится смешно.
Профессионалы делят шутку на две части, «сетап» и «панч».

Сетап – это первая часть шутки, которая подготавливает к смеху, так называемое «ожидание». В этой части слушатель знакомится с историей и по инерции видит её логическое продолжение, которое ломается в «панче».

Панч – это вторая часть шутки, которая вас смешит, так называемое «удивление» или «озарение». Удивить аудиторию можно, только не оправдав ожиданий, индуцированных сетапом. То есть в сетапе предлагается неожиданность, как следствие ввода в повествование второго сюжета.

Вообще любая шутка являет собой стык двух историй. В сетапе задача автора – рассказать первую историю, заставить читателя увидеть картину, сценку, индуцировать читательские ожидания. Первая история – это просто повествование, которое само по себе не смешно и рутинно, что является очень удобным для того, чтобы читатель применил шаблон и расслабился. Потому шутки, сюжет которых происходит в незнакомых обстоятельствах, экзотичных для аудитории, как шутки не воспринимаются. Читатель просто не расслабляется и не имеет возможности «споткнуться» о панч на полном ходу.
В этом и кроется понимание, почему профессиональные шутки не смешны остальным.

Вторая история – это вторая сюжетная линия, которая ставит первую с ног на голову, открывает её с новой точки зрения. Она тоже может быть обычной вне контекста первой истории, но в любом случае контексты обеих историй должны столкнуться и породить то самое озарение. Например:

1. Жарко. Только я прилёг отдохнуть перед обедом, как жена послала за хлебом.

2. Пятый час строю плот. Всё-таки кораблекрушение лучше переживать в одиночку.

Конечно, оба сюжета не должны быть совершенно независимыми. Они должны иметь точку соприкосновения, которую называют коннектором . Это предмет или обстоятельство, общее для обоих сюжетов, которое приобретает в ходе шутки иной смысл.

В немой комедии Чарли Чаплина «The Idle Class» есть сценка, когда богатый пьяница находит записку от жены, что она уходит и не вернется, пока он не бросит пить. Пьяница отворачивается от камеры и идет к стойке. Наклоняется над ней, плечи начинают трястись. Он плачет, правильно? Все глаза выплакивает из-за потерянной любви? Нет. Он поворачивается, и мы видим, что он смешивает коктейль в шейкере. В этом случае коннектором служит дёрганье плеч, которое приобретает другой смысл в панче.

Нужно сказать, что вообще-то в шутке сетап не обязателен, если аудитория не нуждается в создании ожидания. Ярким примером служит каламбур: читатель контекстно угадывает исходную фразу, которую вовсе не нужно приводить перед самим каламбуром. Подобные шутки можно встретить в других сюжетах, когда случается нечто забавное без предыстории благодаря ломке прочных стереотипов и шаблонов, например, что солнце круглое, что сахар сладкий и так далее. Такие шутки встречаются в общении друзей, для которых исходный контекст близок и не нуждается в сетапе.

Вы, наверное, удивитесь, но и панч вовсе не обязателен, если – опять таки – является логичным продолжением. Конечно, подтолкнуть, поставить «на грань» читателя нужно, но «спотыкаться» о собственное воображение будет он сам. Шутки с «виртуальным панчем» чаще всего попадаются в определенном контексте.
Например: «Пляшет Натка на дорожке, у неё замёрзли ножки. На коленки посажу, волшебство ей покажу». Тут нет прямого текста, что именно имеется в виду под «волшебством», вполне вероятно, что вполне невинное, но читатель уже самостоятельно досочинил своё и улыбнулся.

Как придумать шутку легко и быстро

Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

Читайте также: