Исторический анекдот как исторический источник

Обновлено: 22.11.2024

Следующий анекдот

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрова Татьяна Михайловна

В статье исследуется репрезентация политических анекдотов в эпоху «оттепели». Источниковедческую основу статьи составили нарративные материалы юмористического содержания за 1953-1964 гг. Целью работы является выявление способности анекдотов реконструировать общественные настроения в Советском Союзе соответствующего периода. Внимание автора привлекли вопросы репрезентации советского общественного мнения в анекдотах, выраженные при помощи иронии и сарказма, образов и символов. Поскольку главным действующим лицом большинства юмористических сочинений являлся Н. С. Хрущев , то на его примере автор выявляет отношение рядовых граждан к личности Первого секретаря ЦК КПСС, а также их включенность в социально-политические процессы внутри СССР . Автор делает вывод о том, что советские политические анекдоты содержат информацию об отношении населения к власти, а также демонстрируют «иронию вненаходимости» масс по отношению к политической жизни в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Следующий анекдот

Одним из самых недооцененных источников и свидетельств советской эпохи является анекдот, ставший элементом культуры городской среды 1 . Как правило, темой анекдотов становились наиболее злободневные вопросы, события и ярчайшие персоны своего времени. За редким исключением, юмор анекдотов привязан к своему времени и вне его контекста тяжел для понимания. Ценность анекдота, как исторического источника, не в том, что рассказывает нам определенные факты, а в том, что он позволяет нам понять образ мышления и ценностные ориентировки тогдашнего обывателя в частности и всего общества в целом. К тому же анекдот как исторический источник отличается достаточно высокой степенью достоверности и доступности.

В сталинское время любой политический анекдот имел для рассказчика высокую угрозу. Со смертью И.В. Сталина и началом правления Н.С. Хрущева, в период оттепели, началась некоторая либерализация общественной жизни. В частности, уменьшилась гипотетическая опасность анекдота для его рассказчика. Так, по статье 190 Уголовного кодекса РСФСР, за анекдот можно было получить не более 7 лет, но как отмечает исследователь М. Мельниченко, за весь этот период нет ни одного подтвержденного свидетельства об аресте за анекдот 2 . Впрочем, как раз один из анекдотов хрущевской эпохи с этим не согласен:

Хрущев проводит встречу с колхозниками, и маленький мальчик все время задает вопросы: "Мой папа говорит, что вы не только человека в космос запустили, но и сельское хозяйство". Хрущев отвечает: "Передай отцу, что я не только кукурузу сажаю".

Оттепель стала золотым веком советского анекдота. Показательна статья от 29 февраля 1964 г. "За это надо драться", в которой автор возмущался людьми в очереди, "травившими анекдоты" 3 . Люди стали их массово рассказывать в общественных местах, не опасаясь за последствия.

Началом оттепели стал XX съезд КПСС. Произнесенный Н.С. Хрущевым доклад о культе личности Сталина позволил ему одержать победу в борьбе с политическими оппонентами. Неудивительно, что съезд отразился и в народном творчестве. В отличие от историков анекдоты того времени, трактовали причины доклада Н.С. Хрущева не столько политической борьбой, сколько страхом последнего перед фигурой Сталина:

Перед началом ХХ съезда Н.С. Хрущев трижды сбегал в Мавзолей, дабы лично убедиться, что И.В. Сталин точно мертв".

Вообще во всех анекдотах, где одновременно присутствуют и Сталин, и Хрущев, последний выставляется глуповатым и трусливым авантюристом:

Встречается Кеннеди с советской делегацией и хвастается: "У нас в Алабаме есть колдун, что может мертвых оживлять". Молотов парирует: "А у нас есть человек, что самолет может обогнать". После встречи Хрущев тревожится хвастовством Молотова: "А если американцы действительно такого колдуна имеют?" - "А мы их попросим Сталина оживить, ты, Никитка, тогда не только самолет обгонишь, но и ракету".

Из всех фигур советских вождей только Хрущев выставлялся трусом в анекдотах, но это было вызвано не столько реальными фактами, а сколько фигурой И.В. Сталина и докладом, который был расценен как подлый удар по тому, кто не может ответить.

Ситуация в стране требовала разворота лицом к населению, тем более что ядерное оружие меняло характер противостояния с Западом. Помимо гонки вооружений возникла необходимость и экономического соревнования. На сентябрьском Пленуме ЦК КПСС (1953 г.) Н.С. Хрущев отмечал, что для легкой, пищевой промышленности и сельского хозяйства характерно отставание от отраслей тяжелой промышленности 4 . В своей речи на совещании работников сельского хозяйства областей и автономных республик северо-запада РСФСР 22 мая 1957 г., Н.С. Хрущев призывал догнать и перегнать в ближайшие годы США по производству мяса, молока и масла на душу населения 5 . Именно эта фраза легла в основу множества новых анекдотов. Тем более что данная неосторожная фраза на фоне закупок зерна в США и Канаде сама по себе была комична.

Лектор в деревне; старушка задает вопрос:
- По молоку догнали США?
- Догнали, бабушка.
- А по мясу?
- И по мясу.
- А по хлебу?
- Нет еще.
- Славу богу, хоть с хлебом будем".

Обыгрывалась та же фраза на фоне официальной риторики о загнивании Запада:

На политической учебе.
- Что в настоящее время делают большинство западных стран?
- Катятся вниз по наклонной лестнице.
- В чем наша задача?
- Догнать и перегнать их".

Анекдоты о сельском хозяйстве

Из всех преобразований Н.С. Хрущева наибольшее отражение в анекдотах оставили инициативы в области сельского хозяйства. Еще до победы в политической борьбе Н.С. Хрущевым была разработана программа преобразований в области сельского хозяйства, в основе которой было освоение целинных и залежных земель. Оно началось в 1954 г., практически без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры. Природные условия степей не принимались во внимание: не учитывались песчаные бури и суховеи, не были разработаны щадящие способы обработки почв и адаптированные к этому типу климата сорта зерновых.

Освоение целинных земель превратилось в очередную кампанию, якобы способную в одночасье решить все проблемы с продовольствием. Первые результаты целинной эпопеи дали надежду и уверенность в выбранном пути, но позднее проявились неучтенные сложности в лице ветряной и водяной эрозии, истощения почв. Это стало причиной крупного сельскохозяйственного кризиса в стране. Сочинители анекдотов обыграли внешние данные советского лидера:

Как назвать прическу Н.С. Хрущева? Урожай 1963 г."

Все это в свою очередь привело к необходимости импорта зерна:

Что успел сделать Н.С. Хрущев - сеять хлеб на целине, а собирать его в Америке".

В представлении советского населения необходимость закупки зерна в Россию из-за рубежа была дикой и пугающей. Несмотря на предыдущие кризисы, советские граждане привыкли считать свою страну великой аграрной державой. Импорт зерна с Запада был пощечиной и полной неожиданностью. Появился даже анекдот, авторство которого приписывалось идеологическому врагу СССР У. Черчиллю:

Если раньше я думал, что умру от старости, то теперь, наверное, от смеха. Довести Россию, бывшую житницу всего мира, до импорта зерна из Америки - гениально". Этот факт в глазах советских граждан даже омрачил такое великое достижение, как победа в космической гонке и полет Ю.А. Гагарина: "США и СССР договорились о совместной экспедиции на Луну при условии, что хлеб в дорогу обеспечат Штаты".

Пожалуй, самой яркой темой стала кукуруза, широко внедрявшаяся Хрущевым после его визита в США:

Что такое коммунизм? Советская власть плюс кукурузация всей страны".

Одержимость лидера страны кукурузой вызывала откровенную насмешку. Вероятно, граждане СССР все больше склонялись к выводу, что кукуруза выращивалась не сколько ради решения проблем в стране, сколько ради личного эго Н.С. Хрущева:

Хрущев идет по свиноферме.
Свиньи: "Хру-хру, хру-хру".
Хрущев обращается к сопровождающим: "Чем кормите?"
- "Отрубями".
- "Кормите кукурузой, чтоб полностью выговаривали".

Эта убежденность населения подкреплялась административными рычагами со стороны государства, побуждавшими руководство колхозов и совхозов уделять кукурузе максимальное внимание:

Председатель колхоза: "Кукуруза - странная вещь. Если ее не посадишь, тебя посадят. Если ее не уберешь, тебя уберут".

Результаты кукурузной авантюры были подобны итогам целинной кампании. В большинстве регионов страны кукуруза не прижилась, а все средства, затраченные на ее выращивание, канули в пустоту. Это не прошло мимо граждан СССР:

Перечисляют врагов колхозного строя: "Берия, Молотов, Маленков, Каганович". Старый врач: "А того лысого посадили, что с кукурузой все напортил?"

В целом преобразования Н.С. Хрущева в области сельского хозяйства если и стали популярны у населения, то только с негативной стороны. В анекдотах рисуется картина ошибочных шагов, неосторожных авантюр.

Анекдоты о советской культуре

Важным элементом периода оттепели принято считать происходившую в те годы либерализацию культуры. В анекдотах же тема культуры чаще всего появлялась в связи с фигурой министра культуры СССР Е.А. Фурцевой. Она заняла этот пост в 1960 г., в некоторых источниках ее рисуют как образованного и интеллигентного чиновника, в других - как жесткого, склонного к запретам бюрократа. Именно последний образ чаще всего встречается в анекдотах. В них Фурцева представлена как глупая и некомпетентная дама, запрещающая все, что она не понимает:

У одного писателя, книгу которого отправили Фурцевой на рецензию, спросили, не боится ли он ее. На что он ответил, что боится не министра культуры, а культуру министра".

В целом в анекдотах преобразования Н.С. Хрущева рассматривались скептически, как сплошная череда ошибок, приведших к обеднению и разладу внутри советского государства. Сам Н.С. Хрущев в них показан как недалекий демагог, лидер, не сопоставимый со своими предшественниками:

Хрущев умер и попал в рай. Ему выдали табличку с буквами "ТК" и пустили гулять. Идет и видит Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина и все с такой же табличкой. Он спрашивает, что это значит.
- Творцы коммунизма, труженик коммунизма, тиран коммунизма.
- А я?
- А ты - трепло кукурузное".

1. Мельниченко М.А. Советский анекдот. М., 2014.
2. Там же. С. 13.
3. За это надо драться! //Известия. 1964. 29 февраля.
4. Свет и тени "великого десятилетия": Н.С. Хрущев и его время. Л., 1989. С. 12.
5. Там же. С. 115.
6. Пихоя Р.Г. Советский Союз история власти 1945-1991. Новосибирск, 2000. С. 207.

Особенности анекдота как исторического источника. Анализ черт анекдота как принадлежность к трем типам источника (устному, письменному, электронному), анонимность, субъективизм. Проблема интерпретации исторического анекдота современными исследователями.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 31.05.2018
Размер файла 24,4 K

Подобные документы

Поведение русского человека в массовой культуре. Жанр анекдота и мужского романа

Исследование понятия "массовая литература" в литературоведении. Изучение жанра анекдота в литературоведческих и культурологических работах. Материалы по проблеме изучения русского национального характера. Типы героев в жанрах анекдота и мужского романа.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 02.06.2010

Анекдот в преподавании

Рождение и трансформация анекдота, занимательность их сюжетов и комизм, сатирический элемент жанра. Методика использования анекдота на уроке. Антология исторических анекдотов: древний мир, средние века, Московское царство, новое время, советские анекдоты.

реферат [48,5 K], добавлен 18.10.2013

Анекдот как коммуникация

Анекдот как специфический речевой жанр, который реализует коммуникативную функцию. Характеристика процесса коммуникации, основные модели межличностных коммуникаций. Жанровая сущность анекдота, его особенности, происхождение и коммуникативная функция.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.04.2011

Сравнение русского и английского юмора в художественной литературе

Юмор в художественной литературе, его виды. Специфические особенности английского юмора, который стал восприниматься как национальная черта английского характера. Эпиграммы и эпитафии, примеры из литературы. Особый народный жанр политического анекдота.

научная работа [5,4 M], добавлен 23.05.2015

Мемуары маршала Г.К. Жукова как исторический источник

Значение мемуарной литературы как исторического источника. История создания "Воспоминания и размышления" Г.К. Жукова. Характеристика мемуаров полководцев Великой Отечественной войны. Довоенная деятельность Г.К. Жукова. Обзор событий накануне войны.

Анекдоты о промышленности

Любопытно отметить, что преобразования в области промышленности, несмотря на их грандиозный размах, практически не отразились в народном творчестве. Создание и деятельность совнархозов практически не отразились в народной памяти. Этот факт можно объяснить тем, что в отличие от целины или же кукурузной кампании результаты реформы управления промышленностью и строительством были не столь однозначны. Если первые стали грандиозным провалом, то деятельность совнархозов была успешнее, об этом говорит и тот факт, что совнархозы просуществовали еще год после отставки Н.С. Хрущева. Кроме того, деятельность совнархозов практически не затрагивала граждан напрямую.

Единственной темой анекдотов, касавшейся промышленных преобразований Н.С. Хрущева, стали его многочисленные реорганизации. Это явление выразилось в маятниковых движениях процесса укрупнения и разукрупнения промышленных министерств. В марте 1953 г. было принято решение о создании одиннадцати укрупненных министерств на основе нескольких десятков министерств, руководящих различными отраслями промышленности, но уже к концу лета было проведено их разукрупнение, и количество министерств было увеличено до 14, в 1954 г. их стало 25, а в 1956 г.- почти 30 6 . Скоропалительные реорганизационные действия не могли дать однозначно положительного результата. Так, в одном из анекдотов реорганизации были названы второй смертельной болезнью на "Р" после рака.

Наибольшее недоумение вызвало дробление советских и партийных органов на промышленные и сельскохозяйственные, так называемое разделение обкомов. Н.С. Хрущев в данном решении видел возможность дать дополнительный импульс своим преобразованиям. По его мнению, одной из причин их неудач был недостаточный контроль со стороны партии. Разделение должно было приблизить руководство к производству. Население же, судя по анекдотам, не видело в этом никакого смысла:

Бог разделил свет и тьму, и увидел он, что это хорошо. Хрущев разделил обкомы и райкомы, и увидел он, что это плохо".

Разделение не смогло дать ожидаемого результата, но привело к усилению бюрократии, двоевластию и отдалению села от города:

Загорелось здание текстильной фабрики, телефоны отрубились. Взлохмаченный мужчина вбегает в соседнее здание райкома:
- . Пожар. Надо срочно позвонить. Фабрики. Там.
- Извините, у нас сельскохозяйственный райком, по промышленности через два квартала".

Не было обойдено в народном творчестве, пожалуй, и главное достижение Н.С. Хрущева - массовое жилищное строительство. В его основу был положен проект массовой панельной застройки. Такие дома назывались "хрущевками".

Новое жилье стало притчей во языцех всего советского населения. Несмотря на его доступность, по уровню комфортности и качества эти дома (прежде всего панельные) значительно уступали "сталинкам" и многим сельским домам:

В СССР нет трущоб, только хрущобы".

"Хрущевки" вызывали недовольство своими малыми габаритами.

Советский гражданин, посетив жилье рабочего на Западе, отмечает: "Спальня, столовая, детская, гостиная, кухня. Да и у нас это все есть, только без перегородок".

Второй причиной недовольства было совмещение ванной и туалета. Это традиционное для Европы расположение было непривычно для русских. Большинство из них в недавнем прошлом являлись крестьянами, а в деревнях туалет и баня были максимально отдалены друг друга:

Наш отец пошел помыться,
В туалет семья к соседу мчится" Хрущев успел соединить туалет и ванну, но не успел пол с потолком, канализацию с водопроводом".

Следующий анекдот

POLITICAL JOKE ABOUT N. S. KHRUSHCHEV AS A SOURCE FOR THE USSR’S HISTORY 1953-1964. TO SETTING THE PROBLEM

The article explores role of political jokes in corpus of source for the USSR ’s history 1953-1964. Humorous narrative materials for the period 1953-1964 are documentary basis of work. Purpose of the article is identification jokes’ ability to reconstruct public moods in the USSR for the « thaw ». The author’s attention was attracted by questions of Soviet public mood’s representation in jokes through the irony and sarcasm, images and symbols. Due to the fact that the main character of the most jokes was N.S. Khrushchev , then his example the author reveals the attitude of ordinary citizens to the personality of the First Secretary of the CPSU and their participation in socio-political processes inside the USSR . Author concludes that Soviet political jokes contain information about the attitude of the population to power and show ironic “outsidedness” masses in relation to political life in the country.

Текст научной работы на тему «Политический анекдот о Н. С. Хрущеве как источник по истории СССР 1953-1964 гг. К постановке проблемы»

политический анекдот о н. с. Хрущеве как источник

по истории СССр 1953—1964 гг. к постановке проблемы

в статье исследуется репрезентация политических анекдотов в эпоху «оттепели». Источниковедческую основу статьи составили нарративные материалы юмористического содержания за 1953—1964 гг. Целью работы является выявление способности анекдотов реконструировать общественные настроения в Советском Союзе соответствующего периода. внимание автора привлекли вопросы репрезентации советского общественного мнения в анекдотах, выраженные при помощи иронии и сарказма, образов и символов. Поскольку главным действующим лицом большинства юмористических сочинений являлся Н. С. Хрущев, то на его примере автор выявляет отношение рядовых граждан к личности Первого секретаря Цк кПСС, а также их включенность в социально-политические процессы внутри СССР. Автор делает вывод о том, что советские политические анекдоты содержат информацию об отношении населения к власти, а также демонстрируют «иронию вненаходимости» масс по отношению к политической жизни в стране.

Ключевые слова: СССР, «оттепель», Н. С.Хрущев, политический анекдот, общественное настроение, «ирония вненаходимости».

десятилетие 1953—1964 гг. является переломным в истории России XX века. Оно способствовало трансформации не только политической и социальной, но и духовной сфер жизни общества.

в период «оттепели» общественное мнение в СССР вышло из состояния «сна» и начало активно вербализовать свои мысли и чувства относительно политической системы. Одним из проявлений этого недовольства стало сочинение анекдотов. По мнению козинцева, со смехом и юмором связываются «снижение пафоса, дискредитация серьезности, профанирование сакральности, сопровождающиеся утратой доверия к объектам смеха, ростом скепсиса и стремлением к отстраненности от них» [7, с. 35].

Советские политические анекдоты эпохи «великого десятилетия» еще недостаточно изучены. тем не менее, они являются информативным источником по истории СССР середины 1950-х — начала 1960-х гг. Одними из главных достоинств анекдотов являются их лаконичная форма и ироничный стиль повествования, которые репрезентируют преобладавшие в тот момент общественные настроения. Еще одной важной особенностью советских анекдотов в целом и «оттепельных» в частности является их контекстность, т.е. наиболее понятными и смешными они казались людям, знакомым с описываемыми событиями. Неизвестные авторы юмористических сочинений, бичевали советскую коммунистическую идеологию, политическую систему и ее деятелей, внешнюю политику, экономику и т. д. кроме того, данные тексты могут служить основой для «любых функционалистских, структуралистских, психоаналитических и прочих конструкций» [4, с. 83].

Наиболее часто вопрос феномена анекдотов рассматривался отечественными и иностранными историками применительно к периодам 1918—1953 и 1964—1985 гг., незаслуженно оставляя в стороне эпоху «оттепели». тем не менее, научные наработки и опыт анализа советских анекдотов как особого вида источника, полученные в ходе этих исследований позволяют экстраполировать их результаты на почву 1953—1964 гг.

Среди множества работ по анализу исторического значения юмористических сочинений выделим лишь некоторые. Например, один из крупнейших западных специалистов по истории Советского Союза ш. фицпатрик в монографии «Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город» [8], ссылаясь на записи политического фольклора, содержащиеся в информационных сводках Нквд, раскрыла возможности данного жанра как одного из способов неформальной коммуникации. При помощи компаративного анализа анекдотических сюжетов и реальных ситуаций, фицпатрик доказала степень достоверности фольклорного текста.

О. великанова свою работу «Образ ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам» [5] построила на изучении зафиксированных осведомителями Нквд—ОГПУ высказываний простых людей, в т. ч. ироничного содержания. На их основании она попыталась проанализировать степень реализации потенциала ненависти населения по отношению к в. И. ленину.

Наиболее новым по времени издания на русском языке и наиболее полным по степени изложения материала является исследование А. Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение» [9]. в главе 7, посвященной «иронии вненаходимости» советских граждан периода позднего социализма, автор, используя терминологию П. Слотердайка, с антропологической точки зрения рассматривает природу и особенности советских анекдотов. в результате, Юрчак приходит к выводу о том, что именно специфика советского юмора оказалась наиболее «действенным механизмом, незаметно готовящим кризис системы» [9, с. 552].

в соответствии с классификацией П. Слотердай-ка, политическая ирония делится как минимум на 3 вида: кинизм, цинизм и «юмор, который перестал бороться». киники «пользуются свободой бросать вызов доминирующей лжи» [9, с. 547]. Цинизм является видом политической иронии, при котором власть имущие и те, кто им подчиняется, прекрасно

Политический анекдот о Н. С. Хрущеве как источник по истории СССР 1953—1964 гг. К постановке проблемы

осознают всю фальшивость политических норм и заявлений власти, но продолжают действовать так, как будто они ее не осознают, отпуская периодически циничные ремарки по поводу такого притворного положения вещей [9, с. 547]. в свою очередь объектом «юмора, который перестал бороться», являются ценности и нормы, которые могут вызывать у людей возмущение и осознание своего бессилия, но которые являются для них важными, имеющими смысл, потому что они идентифицируют себя с ними [9, с. 547]. Здесь мы согласимся с мнением А. Юрчака о том, что советские анекдоты в наибольшей степени являются «юмором, который перестал бороться». Их подтекст намного сложнее простого высмеивания окружающей действительности, т.к. они описывали не только «режим», но и всю советскую реальность. Причем роль непосредственно советских граждан в воспроизводстве системы репрезентировалась при помощи юмора и иронии на уровне бессознательного. люди не считали себя непосредственными участниками анекдота, ведь в нем, казалось бы, рассказывалось не напрямую о них, а о Н. С. Хрущеве, кукурузе, космосе и прочем. Очень немногие сочинители и рассказчики анекдотов были настоящими противниками системы. Большинство из них, наоборот, были ее страстными сторонниками.

Непосредственное появление анекдотов как отдельного жанра фольклора в Советском государстве произошло в 1918 г. и было связано с политикой «военного коммунизма» и реакцией на нее в обществе. На протяжении 1930—1940-х гг. ироничные повествования на злобу дня продолжали существовать, однако, из-за сложной внутриполитической обстановки они не имели широкого хождения в массах. данный факт не мешал властям преследовать сочинителей и рассказчиков анекдотов в судебном порядке. Г. т. Риттершпорн, определил анекдоты как перевертыши советской действительности [6]. в них элементы действительности, которые казались людям несуразными и не вызывали доверия при помощи смеха, словно переворачивались. в результате, советская реальность превращалась в симулякр.

Подъем сочинительства анекдотов начался в СССР с наступлением «оттепели». Смерть Сталина и ХХ съезд Цк кПСС способствовали духовному раскрепощению граждан. Однако последние случаи судебного преследования по обвинению в сочинительстве частушек и нелестных стишков о советском руководстве имели место именно в конце 1950-х — начале 1960-х гг. тем не менее, власти были вынуждены признать правомерность критики масс, поэтому ирония и сарказм, хоть и в завуалированной форме, все же стали выразителями настоящих мыслей простых граждан. Главным действующим лицом большинства анекдотов был Н. С. Хрущев.

как правило, в коротких насмешливых сочинениях, в соответствии с терминологией упомянутого выше Риттершпорна, переворачивались элементы биографии Н. С. Хрущева, особенности его физиологического строения и политического курса. Подобные высмеивания руководителя СССР создавали своеобразное публичное пространство как для высмеивающих, так и для высмеянного [6,

с. 182]. в качестве примеров приведем следующий анекдот: «Эйзенхауэр сказал Хрущеву, что в Москве на улицах полно валяющихся пьяных. На что Хрущев сказал: «Положим, у вас в Америке этого добра тоже хватает». Эйзенхауэр запальчиво воскликнул: «Приезжайте в Америку и, если увидите хоть одного валяющегося на улице пьяного, можете его пристрелить!» После визита Хрущева в США газеты сообщили, что неизвестный лысый низкорослый гангстер застрелил на улицах нескольких советских дипломатов» [3].

Не менее насмешливыми были анекдоты, рас-крывавщие продовольственные трудности. «Жена Хрущева умерла — белый хлебец унесла, если снова женится — куда черный денется?» [1, с. 536] или «— Как называется прическа Хрущева? — Урожай 1963 года» [1, с. 533].

достаточно много анекдотов описывали неудачи внешней и внутренней политики в образной форме, сравнивая Н. С. Хрущева с животными. Например, «Едет Хрущев на ишаке. Навстречу ему — узбек. — Ай, какой хороший свинья! — Это не свинья, а ишак! — Не с тобой говорю!» [3].

Наибольшее количество юмористических сочинений использовали образ Сталина для того, чтобы показать Н. С.Хрущева в максимально смешном образе. Например, «Перед докладом о культе личности Хрущев бегал в Мавзолей пощупать пульс у Сталина» [2]; «Комендант Кремля не подписывает обходной лист Хрущеву. — Почему? — Принимал в Мавзолее двоих, а сдает одного» [3]. Здесь следует отметить, что в данном нарративном материале сравнение Хрущева со Сталиным оказывается в пользу последнего. к тому же, появление анекдотов подобного содержания свидетельствовало о наличии в обществе, несмотря на официальное развенчание «культа личности», перевернутого отношения к фигуре И. в. Сталина в сравнении с Н. С. Хрущевым.

громить антипартийную группу Молотова — Маленкова — Кагановича — Булганина, примкнувшего к ним Шепилова, не успел разгромить партийную группу Брежнева — Косыгина—Подгорного — Суслова и примкнувшего к ним Шелепина» [2].

таким образом, советские политические анекдоты являются ценным источником, позволяющим реконструировать общественные настроения в СССР 1953—1964 гг.

Несмотря на комплексную официальную партийную пропаганду, люди понимали недостатки и противоречия партийной политики. Отсутствие официальных каналов выражения недовольства стимулировало появление и распространение анекдотических сочинений. в них с юмором и иронией репрезентировались наиболее злободневные для граждан проблемы и их отношение к ним. кроме того, важной деталью советских политических анекдотов 1953—1964 гг. было отсутствие в них проекта, альтернативного коммунистической программе. Однако, «оттепельное» общество не выходило за рамки свойственных ему образов мышления и все еще являлось приверженцем официальных интеллектуальных парадигм, несмотря на демократизацию духовной жизни.

Присутствие практически во всех анекдотах образа Н. С. Хрущева позволяет говорить о том, что его фигура вызывала немало противоречий внутри общества. Развенчание «культа личности», выдача паспортов колхозникам и строительство жилья в сознании граждан соседствовали с неудачами во внешней политике, продовольственным голодом и импульсивностью в принятии решений. в советском обществе появился феномен «иронии внена-ходимости» [9, с. 550], при котором население не ощущало себя частью своих же анекдотов, а во всех

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бедах и неудачах винило только партийную власть. тем не менее, советские политические анекдоты 1953—1964 гг. внесли весомый вклад в дальнейшее развитие общественной мысли в Советском государстве и духовное раскрепощение его граждан.

Литература и источники

1. Аксютин, Ю. В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953—1964 гг. / Ю. В. Аксютин. — М. : РОССПЭН, 2010. — 622 с.

4. Березкин, Ю. Е. Смех в фольклорных текстах индейцев Америки /Ю. Е. Березкин // Смех: истоки и функции : сб. ст. — СПб. : Наука-СПб, 2002. — С. 82—103.

5. Великанова, О. В. The Publik Perception of the Cult of Lenin Based on Archival Materials. Образ Ленина в массовом восприятии советских людей по архивным материалам / О. В. Великанова. — New York : Edwin Mellen Press, 2001/ — 284 с.

6. Риттершпорн, Г. Т. Перевернутый мир советского смеха / Г. Т. Риттершпорн // От великого до смешного. Инструментализация смеха в российской истории ХХ века : сб. ст. — Челябинск : Каменный пояс, 2013. — С. 177—191.

7. Сыров, В. Н. Смех как элемент культуры: теоретико-методологические перспективы исследования / В. Н. Сыров//От великого до смешного. Инструментализация смеха в российской истории ХХ века : сб. ст. — Челябинск: Каменный пояс, 2013. — С. 27—45.

8. Фицпатрик, Ш. Повседневный сталинизм. Социальная история Советской России в 30-е годы: город / Ш. Фицпатрик. — М. : РОССПЭН, 2008 — 336 с.

9. Юрчак, А. В. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. / А. В. Юрчак. — М. : Новое литературное обозрение, 2016 — 664 с.

Поступила в редакцию 31 августа 2017 г

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2017, vol. 17, no. 4, pp. 112—115

Политический анекдот о Н. С. Хрущеве как источник Т. М. Петрова_по истории СССР 1953—1964 гг. К постановке проблемы

5. Velikanova, O. V. ObrazLenina v massovom vospriyatii sovetskih lyudeypo arhivnym materialam [The Publik Perception of the Cult of Lenin Based on Archival Materials], New York: Edwin Mellen Press, 2001, 284 p.

6. Rittershporn, G. T. Perevernutyj mir sovetskogo smecha [The Inverted world of Soviet laughter], in Ot velikogo do smeshnogo. Instrumentalizatsia cmecha v rossiyskoi istoriiXXveka, Chelyabinsk: Kamennyj poyas, 2013, pp. 177 — 191.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Особенности анекдота как исторического источника. Анализ черт анекдота как принадлежность к трем типам источника (устному, письменному, электронному), анонимность, субъективизм. Проблема интерпретации исторического анекдота современными исследователями.

Рубрика Литература
Предмет Литература
Вид статья
Язык русский
Прислал(а) А.А. Демичев
Дата добавления 31.05.2018
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Поведение русского человека в массовой культуре. Жанр анекдота и мужского романа

Исследование понятия "массовая литература" в литературоведении. Изучение жанра анекдота в литературоведческих и культурологических работах. Материалы по проблеме изучения русского национального характера. Типы героев в жанрах анекдота и мужского романа.

курсовая работа [45,9 K], добавлен 02.06.2010

Анекдот в преподавании

Рождение и трансформация анекдота, занимательность их сюжетов и комизм, сатирический элемент жанра. Методика использования анекдота на уроке. Антология исторических анекдотов: древний мир, средние века, Московское царство, новое время, советские анекдоты.

реферат [48,5 K], добавлен 18.10.2013

Анекдот как коммуникация

Анекдот как специфический речевой жанр, который реализует коммуникативную функцию. Характеристика процесса коммуникации, основные модели межличностных коммуникаций. Жанровая сущность анекдота, его особенности, происхождение и коммуникативная функция.

курсовая работа [47,3 K], добавлен 23.04.2011

Сравнение русского и английского юмора в художественной литературе

Юмор в художественной литературе, его виды. Специфические особенности английского юмора, который стал восприниматься как национальная черта английского характера. Эпиграммы и эпитафии, примеры из литературы. Особый народный жанр политического анекдота.

научная работа [5,4 M], добавлен 23.05.2015

Мемуары маршала Г.К. Жукова как исторический источник

Значение мемуарной литературы как исторического источника. История создания "Воспоминания и размышления" Г.К. Жукова. Характеристика мемуаров полководцев Великой Отечественной войны. Довоенная деятельность Г.К. Жукова. Обзор событий накануне войны.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрова Татьяна Михайловна

«Наша дружба с Чехословакией не знает границ»: события 1968 года в советском политическом фольклоре К вопросу об образе жизни советских пенсионеров в 1950–1980 гг. ХХ в. (на основе анализа произведений советских поэтов и «политических» анекдотов) Тема выборов и демократии в позднесоветском политическом фольклоре «Коммунист – оптимист?»: как измерить «Бодрость духа» общества (на примере контент-анализа политического юмора советской Украины) Предпосылки и основные направления социально-экономических реформ в СССР во второй половине xx века i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Читайте также: