Искусство рассказывать анекдоты аверченко
Обновлено: 22.11.2024
Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)
Следующий анекдот
Существует старинное распределение рассказчиков анекдотов на четыре категории:
1. Когда рассказчик сохраняет серьёзное выражение лица, а слушатели покатываются со смеху…
2. Когда смеется и сам рассказчик, и слушатели…
3. Когда рассказчик за животик держится от смеху, а слушатели, свесив головы, угрюмо молчат…
4. Когда слушатели, вооружившись стульями и винными бутылками, хлопотливо бьют рассказчика.
Пишущий эти строки знал одного молодого человека, ничем особенно не отличавшегося, кроме искусства замечательно рассказывать анекдоты (см. первую категорию рассказчиков). И что же?! Все женщины города ласкали и целовали его, мужчины угощали водкой и папиросами лучших фабрик, а начальство повышало его по службе так, как в 1923 году повышался доллар в Германии. Однажды, рассказывая в поезде какой-то уморительный анекдот, он свалился с площадки вагона под колеса и ему отрезало обе ноги, за что железная дорога уплатила счастливчику огромную премию, и он прожил свой век в богатстве и роскоши, окружённый любовью и почитанием современников.
Всякий рассказчик должен помнить три основных правила своего изящного искусства:
1. Анекдот должен быть краток.
2. Блестящ по передаче
Длинный анекдот напоминает Эйфелеву башню, на которую вас заставили взобраться пешком, без лифта… С самой верхушки башни вид-то, может быть, очаровательный, но вы так устанете, взбираясь, что вам и на свет Божий глядеть противно.
Пишущий эти строки слышал один анекдот в передаче директора департамента народного здравия.
Присутствующие вежливо посмеялись, полагая, что директорский анекдот окончен. Но директору жаль было расстаться со своим длинным, как пожарная кишка, анекдотом.
Пожевал губами и продолжал:
Все исступлённо молчали, а один из слушателей тихо вышел в переднюю, отыскал директорское пальто и сигаретой прожёг на спине преогромную дыру.
Вот как не надо рассказывать.
Излагайте анекдот приблизительно так:
А начните вы, передавая эти анекдоты, описывать место действия, наружность и возраст действующих лиц, и анекдот уже погиб, завял, покрылся скучной пылью.
Нет ничего трагичнее рассеянных, забывчивых рассказчиков…
— Ну-с. Был в городе Елабуге один еврей… нет, еврей. Армянин, кажется? Или, что ли? По фамилии… г Как же его фамилия? Гм! Дай Бог памяти…
— И поехал этот мужичок пароходом… Нет! Позвольте… не пароходом, а пешком он пошёл…
— Нет, тогда ещё аэропланов не было. Встречается с старухой NN. Впрочем, нет… Это было её свадебное путешествие… Значит, молодая. Постойте!… Тогда почему ж у неё зубов не было. Но этот же анекдот, кажется, построен… Или нет. Ах, да!
За убийство такого рассказчика не судят, а выдают премию, как за удачное санитарное мероприятие…
А есть и такие рассказчики: начнёт в обществе передавать что-то вязкое, тягучее, а на половине вдруг вспыхнет как маков цвет, и замолчит.
— Ну? Что же дальше?!
— Иван Петрович! Расскажите тот анекдот, который рассказывали на прошлой неделе… Вы так хорошо рассказываете…
— Да помните, о том еврейском мальчике, который просил у учителя отпуск На завтрашний день, а когда тот спросил «зачем?», мальчик ответил: «Папа говорил, что у нас завтра дома пожар будет». Расскажите!
Что тут рассказывать бедному анекдотисту?
В конце концов я не выдержал и спросил:
— Это? Белая борода!
— Все анекдоты, рассказываемые вами, так стары, что имеют седую бороду.
Очень было обидно.
Один негодяй при пишущем эти строки рассказал целому цветнику светских, невинных, кротких молодых девушек такое:
Слушательницы испуганно переглянулись, а я отыскал хозяев и сообщил им, что вышесказанный молодой человек украл из столовой две серебряных ложки.
Следующий анекдот
Истинно светские люди могут иметь успех в обществе и свете — помимо всех других качеств — только в двух случаях: или когда они хорошо рассказывают анекдоты, или когда они анекдотов совсем не рассказывают…
Насколько хороший анекдотист пользуется шумным, заслуженным успехом, насколько общество фигурально носит его на руках — настолько же плохой, бездарный претендент на «анекдотский престол» видит кругом плохо скрытое отвращение и тоску, настолько общество, выражаясь фигурально, топчет его ногами!
Существует старинное распределение рассказчиков анекдотов на четыре категории:
1. Когда рассказчик сохраняет серьезное выражение лица, а слушатели покатываются со смеху…
2. Когда смеются и сам рассказчик, и слушатели…
3. Когда рассказчик за животик держится от смеху, а слушатели, свесив головы, угрюмо молчат…
4. Когда слушатели, вооружившись стульями и винными бутылками, хлопотливо бьют рассказчика.
Вот те поистине ужасные последствия, которые могут обрушиться на голову плохого рассказчика. В американской газетной хронике (штат Иллинойс) был по этому поводу рассказан поистине леденящий душу факт: компания вакеросов, выслушав подряд семь отвратительных тягучих анекдотов, так освирепела, что схватила рассказчика, облила его керосином и подожгла, выплясывая вокруг него веселый джиг; потом обгоревшего неудачника вакеросы купали в реке, а потом, зацепив за шею веревкой, долго волочили при свете факелов по городским улицам, и разбуженные шумом матери поднимали с постелек своих детей и подносили их к окнам со словами: «Глядите, детки, — вот вам пример: никогда не рассказывайте глупых старых тягучих анекдотов. А то и с вами будет то же, что с этим куском жареного мокрого мяса!».
Пишущий эти строки знал одного молодого человека, ничем особенно не отличавшегося, кроме искусства замечательно рассказывать анекдоты (см. первую категорию рассказчиков). И что же?! Все женщины города ласкали и целовали его, мужчины угощали водкой и папиросами лучших фабрик, а начальство повышало его по службе так, как в 1923 году повышался доллар в Германии. Однажды, рассказывая в поезде какой-то уморительный анекдот, он свалился с площадки вагона под колеса, и ему отрезало обе ноги, за что железная дорога уплатила счастливчику огромную премию, и он прожил свой век в богатстве и роскоши, окруженный любовью и почитанием современников.
Следующий анекдот
Приведён только раздел Новая история (Аркадий Аверченко)
Приведены только разделы, написанные Арк. Аверченко
Общее заключение (Благожелательная критика настоящей книги) Глава 1. Человек. Его анатомия и физиология. Соч. Арк. Аверченко
-
(впервые: Юг, 14 сентября 1919) (впервые: Юг, 9 октября 1919) (впервые: Юг, 10 августа 1919)
Сборник состоит из 12 рассказов разных авторов, приведён только рассказ за авторством Аверченко
-
(впервые: Вечерняя пресса, 04.12.1920)
-
(впервые: Русь, 7 июля 1922)
-
(из сборника Рассказы, 1909) (впервые как «Японская борьба», сб. Шалуны и Ротозеи, 1915)
- Вторая Дума (текст и рисунок)
- Новость (пьеса)
- Модная сказка про белого бычка (Аркадий Азъ)
- Операция (Мимоза)
Выпуск 1, 1910
Выпуск 3, 1911
Выпуск 25, 1911
Выпуск 39, 1912
Реклама выпусков библиотеки «Сатирикона». Номера с рассказами Аверченко вместо фамилии автора содержат пометку «Распродан.»
Выпуск 61: С корнем, 1912
Выпуск 67: Душистые цветы, 1912
Выпуск 74, 1912
Выпуск 83, 1912
Анонс выпусков Дешёвой юмористической библиотеки «Нового Сатирикона»
В выпусках 1-12 «Нового Сатирикона» содержались перепечатки соответствующих выпусков библиотеки «Сатирикона» за авторством Аверченко (см. рис.).
О немцах и прочем таком (1914)
Пять чемоданов (1915)
Записки театральной крысы (1915)
Человеки (1915)
Позолоченные пилюли (1916)
02. Магнит 03. Веселый вечер 04. Апостол 06. День человеческий 07. Национализм 08. Исчадие города 09. Сухая масленица 10. В зелёной комнате (послеобеденные разговоры) 11. Ихневмоны 12. Отец 13. Животное 14. Городовой Сапогов 16. Чудеса 17. Одураченный хиромант 18. Жена 19. Одинокий Гржимба 22. Незаметный подвиг 25. Петухов 27. Два преступления господина Вопягина (МГ); Пловец на большие расстояния 28. Случай с Патлецовыми 29. Лакмусовая бумажка 30. Два мира 35. Новый Соломон 40. Молния 43. Как меня обворовывали 45. Я и мой дядя 47. Мужчины 48. Разумная экономия 50. Дураки, которых я зналПоследний год Сатирикона с Аверченко. Номер 19 вышел без указания редактора и издателя; с 20-го номера на последней странице каждого номера было написано: редактор-издатель М.Г. Корнфельд.
- 01 (Новогодний). Времена (В); Замечательный дядя(впервые как «Уменье жить», Одуванчик, 1902)
- 02. Джиу-джитцу
- 03. Резина
- 04. Костя
- 06. Уют пропал… (стих в прозе)
- 07 (Масленичный). Один разговор
- 08. Искусство давать взаймы (Moderne)
- 09. Человек, который нашел себя
- 10. Свободная Россия (анонимно)
- 11. Прочел с удовольствием (Манифест Николая II); Мой разговор с Николаем Романовым (из воспоминаний); Куда конь с копытом, туда и рак с клешней (В); Новые пословицы (МГ); Постановление (анонимно)
- 12. О бывшей цензуре (воспоминания)
- 13. Новый Нестор Летописец; Нет худа без добра (В); Старое и новое (МГ)
- 14. Что я об этом думаю; Новые пословицы (В); Made in Germany (Последние немецкие изобретения) (МГ)
- 15. Дар данайцев (В); Свободные одесситы
- 17. Моё самоопределение; Жуткое
- 19. Как мы это понимаем
- 20. Молодой человек на рельсах
- 21. Взбунтовавшиеся рабы
- 22. Салат из булавок (1)
- 23. Их кокотство (В); Я приподнимаю завесу
- 24. Кроткие городовые
- 25. Капли крови
- 26. Десять миллионеров
- 27. История большевиков
- 28. Салат из булавок (2)
- 28. Новый телеграф (МГ)
- 31. Когда мне жарко
- 33. Отрыжка
-
// Приазовский край, выходные данные не сохранились
- 01. Благожелательное отношение к печати
-
// 22 сентября // 14 октября, б/н // 21 октября // 28 октября, б/н // 4 ноября, б/н // 11 ноября // 2 декабря
- Завтра // январь
- Как живут и работают // июнь
- Унылый человек // июнь
01. Возвращение // 20(7) марта 1920 03. Опасности товарообмена // 4 апреля 1920
Ежедневная газета концерна «Orbis», выходившая на немецком языке. Некоторые рассказы были опубликованы здесь только на немецком, позднее переведены на русский.
- Introduktion (Введение) // 17 сентября
- Освежающий душу разговор // 5 октября
- Берлинская курица на яйцах // 26 октября
- Греки
- Где не стоит топиться
- Новые направления в литературе
- Хочу быть китайцем
- Задача по математике
- Краса и гордость // «Россия», 31 октября 1920
- Обед // Русское дело, 16 апреля
- Скорая помощь // Русское дело, 23 апреля
- Бумеранг // Русское дело, 14 мая
- Рассказчики // Русь, 7 июля
- Пауки в банке // Русь, 14 июля
- Странный разговор // Русь, 23 июля
- Петербургский бред // Русь, 30 июля
- Заговорщики // Русь, 1 октября
- Извержение Везувия (фельетон) // Русь, 18 февраля
- Собачьи мемуары (фельетон) // Русь, 28 февраля
- Юмор в коммунизме // Русь, 4 марта
- Советское земледелие // Русь, 9 марта
- Пролетшкола // Русь, 11 марта
- 013. Как живут и работают [Свободная Мысль] // 19 июня
- 018. Унылый человек [Свободная Мысль] // 26 июня
- 018. Взрыв возмущения [Русский Эмигрант] // 20 января
- 490. Берлинская курица на яйцах // 18 февраля
- 492. Интервью // 20 февраля
- 494. Находчивость на сцене. Рассказ (Написан специально для газеты «Виленского Утра») // 22 февраля
- 056. Бал у графини Х. // 29 декабря
- 001 (059). Сказочка. Фельетон // 1 января
- 011 (069). Завтра. Фельетон [Свободная Мысль] // 15 января
- 104 (162). Агитроман. Фельетон // 7 мая
- 107 (165). Пролетарское искусство. Фельетон // 11 мая
- 228 (287) Письмо в редакцию. Маленький фельетон // 27 сентября
- 125. Петербургский бред // 28 мая (впервые: «Нечистая сила», 1920)
- 131. Античные раскопки (Дети) // 4 июня (впервые: Юг, 6 февраля 1920)
- 005 (136). Моя старая шкатулка // 11 июня (впервые «Нечистая сила», 1920)
- 010 (141). Город Чудес // 18 июня
- 021 (152). Резная работа. Фельетон // 2 июля
- 040 (171). Рассказчики. Рассказ // 23 июля
-
(1917) (1923) (в виде книги опубл. посмертно в 1925)
-
. Пьеса в двух действиях . Пьеса в одном действии . Шутка в одном действии . Трио в одном действии . Сцена в одном действии . Пьеса в одном действии . Инсценированный рассказ в одном действии
Произведения, обнародованные после 1925 года могут оставаться под защитой авторских прав в США, в юрисдикции которых расположены сервера Викитеки.
Переводы и позднейшие редакции произведений этого автора могут являться объектами авторских прав соответствующих лиц согласно статье 1260 ГК РФ.
Читайте также: