Эту историческую науку в шутку называют наукой о битых горшках
Обновлено: 26.12.2024
Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.
На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?
Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.
Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.
Задача: «Пятно от костра»
Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?
Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.
Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.
Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.
Задача: «Древние могилы»
Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.
Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.
Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).
«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.
По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».
Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?
Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела
Племя жило в пещере и не строило хижин
Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.
Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.
Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»
Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.
Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?
Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство
Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»
Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.
Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?
По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.
Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»
Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.
Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.
Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»
Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.
Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?
Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).
Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:
знали (или не знали) гончарное ремесло;
изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);
торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.
Следующий анекдот
Историческая экспозиция любого музея, даже если это небольшое муниципальное учреждение в районном центре, начинается с археологических находок, выложенных в витринах. Однако, как правило, таких экспонатов в небольших провинциальных музеях мало, да и чего греха таить – часто на этикетках не совсем правильно указана принадлежность и датировка какого-либо фрагмента керамики или наконечника стрелы.
Дело в том, что археология – наука очень специфическая, и даже профессиональный историк, не занимающийся раскопками, не может квалифицированно разобраться в тех предметах, которые извлечены из земли. Место, где археологические находки атрибутированы абсолютно правильно и расположены в должной хронологической последовательности, – это единственный в Ивановской области специализированный археологический музей, расположенный на историческом факультете Ивановского государственного университета.
Он – не новичок в музейном пространстве нашего края: в 2013 г. исполняется уже 21 год его деятельности. Это культурно-просветительное учреждение, открывшееся в 1992 году, не стоит на месте, за время существования музей пополняется новыми экспонатами, пережил уже одну реэкспозицию, которая явно пошла ему на пользу.
В витринах музея представлены сотни археологических артефактов, отражающих древнейшую историю нашего края на протяжении нескольких тысячелетий. Однако экспозиция – это только верхушка айсберга, большинство вещей находится в фондах музея, их несколько десятков тысяч. Самым древним – без малого десять тысяч лет, самые поздние датируются девятнадцатым веком. Большинство их найдено на территории Ивановской области, это результаты раскопок доктора исторических наук, замечательного отечественного археолога Дмитрия Александровича Крайнова, а также ивановских археологов Е.Л. Костылевой, А.В. Уткина, П.Н. Травкина, В.А. Аверина.
По археологическим данным, первые люди появились на территории ивановского края около 10 тысяч лет назад, т. е. через некоторое время после того, как кончилась последняя ледниковая эпоха и ледник отступил из средней полосы Восточной Европы. В археологии это называется эпохой мезолита (в переводе с греческого – среднего каменного века), который датируется VIII – VI тысячелетиями до н. э. Именно мезолиту посвящен самый первый стенд университетского археологического музея, с него-то экскурсанты и начинают знакомиться с экспозицией.
То, что первые находки ученых относятся к эпохе мезолита, вовсе не означает, что на территории нашего края до того, т. е. в период палеолита (древнего камня), людей не было вовсе. Просто население в ту суровую эпоху, полную опасностей, было очень редким, и следы его обнаружить весьма сложно. Однако в соседней Владимирской области палеолитические поселения найдены, одно из них под названием Сунгирь находилось на окраине Владимира – здесь уже несколько десятилетий ведутся раскопки, дающие очень богатый материал для исследователей. Все это внушает надежду на то, что и у нас могут быть найдены следы этой очень отдаленной от нас эпохи.
В Ивановской области наиболее известные поселения среднего и нового каменного века (мезолита и неолита) обнаружены археологами рядом с селом Сахтыш Тейковского района и деревней Становое Комсомольского района. Большая часть экспозиции археологического музея посвящена именно каменному веку на территории нашего края. Это объясняется двумя причинами: во-первых, наиболее богатые находками поселения древних людей относятся именно к этому периоду и, во-вторых, организатор и заведующая музеем, кандидат исторических наук, доцент Елена Леонидовна Костылева является «каменщицей» – так археологи на своем профессиональном языке называют специалистов по каменному веку.
Экспонаты музея многое могут рассказать об основных занятиях древних людей. Хозяйство очень долгое время было не производящим, а присваивающим: люди жили охотой, рыболовством, собирали грибы, ягоды, съедобные коренья и другую снедь, которую щедро дарила им природа, экологических проблем, дефицита промысловых животных и рыбы тогда не было.
Основной и наиболее предпочтительной добычей тогда являлся лось, который давал не только несколько сотен килограммов мяса, но и шкуру, рога и сухожилия для разных поделок. Из костей и рогов этого лесного великана изготовляли разнообразные орудия. Главным оружием охоты являлся лук, лося били с помощью стрел с крупными игловидными наконечниками, стрелы с массивным тупым концом предназначались для пушного зверя – чтобы не повредить его ценную шкуру.
Для охоты на бобра использовался гарпун, к которому крепился линь – длинный и узкий ремень. Били бобра в голову – для того, чтобы зверь не нырнул под воду и не перекусил линь. В витрине музея представлен череп бобра, в котором застряло с тех давних времен острие сломавшегося гарпуна.
О том же промысле свидетельствует выставленный здесь же уникальный образчик первобытного неолитического искусства – на сланцевой гальке в технике гравировки изображена сцена охоты – человек с луком и раненый крупный зверь. Индивидуальные черты человека не выделены, и его фигура выглядит довольно схематично. Первобытного художника, наверное, больше интересовала динамика сцены: человек только что выстрелил, опустил лук, и его тетива пришла в обычное положение. Точный вид животного тоже определить трудно, но хорошо видна стрела, вонзившаяся ему в грудь, голова зверя бессильно поникла, оно осело на задние ноги и вот-вот рухнет на землю замертво. Что касается промысловых птиц каменного века, то среди них абсолютно преобладала водоплавающая дичь – утки, гуси и др. Попадала под стрелы первобытных охотников и крупная боровая дичь – тетерева и глухари. В фондах музея имеются свистульки для подманивания дичи. Аналогичные манки используют и современные охотники. Представлены и изображения самих птиц, выполненные из дерева, глины и кремня.
Рыболовство, так же как и охота, появилось очень рано – в период мезолита и достигло своего расцвета в позднем неолите – в III тыс. до н. э. Можно сказать, что в это время стол древнего человека был преимущественно не мясным, а рыбным. Рыба в реках и озерах водилась та же самая, что и сейчас, – щуки, лещи, окуни, караси, налимы. Специалисты в области остеологии (есть такая наука о костях) сумели определить их видовой состав, т. к. кости в большом количестве встречаются на стоянках древних людей. При ловле рыбы использовались костяные крючки, которые выглядят гораздо более громоздкими, чем современные стальные. Сети в нашем крае на найдены, т. к. их плели из не очень долговечных растительных волокон – крапивы или осоки. Зато найдены и представлены в экспозиции грузила для сетей – обыкновенные булыжники и поплавки к ним же из сосновой коры.
В музее находится фрагмент рыболовного приспособления – верши, возраст которой насчитывает девять с половиной тысячелетий. Найденные в других странах континента аналогичные орудия на тысячу лет моложе. Так что можно считать, что Ивановская земля – родина первой в Европе верши.
Если охота являлась мужским занятием, то рыболовство было первоначально уделом женщин. Мужчины наедались сразу после охоты самыми лакомыми кусочками, а для женщин и детей оставляли объедки. Так что рыбной ловлей женщины занялись не от хорошей жизни – надо же было им что-то есть.
Отметим в этой связи, что сохранившиеся в захоронениях зубы первобытных людей совершенно здоровы и не имеют никаких признаков кариеса. Однако другие, гораздо более опасные заболевания были распространены очень широко. В то время люди умирали вследствие страшной антисанитарии. Например, в окаменевших человеческих экскрементах находят яйца глистов, которые поражали желудочно-кишечный тракт и печень. В период раннего неолита люди жили не больше 20–25 лет, большинство детей умирали в возрасте до пяти лет, в том числе и от голода. Под конец неолита продолжительность жизни среднестатистического человека увеличилась до 30–40 лет.
10-12 тысяч лет назад закончилось последнее оледенение, междуречье Волги и Оки стало зарастать сосновыми и березовыми лесами, лес непосредственно или опосредованно кормил, одевал человека, давал ему убежище от непогоды. Поэтому самыми распространенными орудиями труда были те, которые предназначались для обработки дерева. Это представленные в музее различного рода топоры, долота, тесла. Понятно, что они изготовлялись не из металла, а из кости, кремня и камня, именно поэтому век и называется каменным. В период неолита они выглядели уже совсем не примитивно, поверхность их тщательно отшлифована. Шлифовка велась с помощью специальных абразивных инструментов — плит из песчаника. В неолитическое время получила распространение и довольно сложная техника сверления.
Археологию иногда называют наукой о битых горшках, и не случайно. Самые распространенные находки во время раскопок – это то, что непрофессионалы называют черепками, а археологи –фрагментами керамики. Сразу нужно сказать, что гончарный круг – изобретение гораздо более позднего периода: он появился у нас только в I тысячелетии н. э. Когда гончарное производство было освоено в эпоху неолита, то керамика была лепная, и ее изготовляли без помощи круга, поэтому сосуды чаще всего не были строго симметричными. Целыми их не находят, но большой удачей для археологов считается, если удается обнаружить так называемый полный развал того или иного горшка. В таком случае после немалых усилий удается склеить сосуд полностью. Расписных емкостей (как у древних греков) в то время не было, поверхность сосуда украшалась углубленным орнаментом. Например, у населения неолитической льяловской культуры была распространена ямочно-гребенчатая керамика. Ямки-углубления здесь чередуются с отпечатками гребенки. Орнамент носил не декоративное назначение, а ритуальное.
Расхожим является стереотип, что древние люди одевались в шкуры убитых ими животных. Это не совсем так: шкура, прежде чем превратиться в одежду, подвергалась тщательной обработке и превращалась в то, что мы сейчас именуем замшей. Одежда украшалась различного рода амулетами и подвесками, сначала – из зубов и костей животных, затем – из сланца и янтаря. Последний у нас не добывался, но попадал в регион Верхней Волги путем межплеменного обмена, его приносили сюда также выходцы из Прибалтики во время своих миграций. В музее есть целая коллекция янтарных украшений: подвесок, пуговиц, колец и пронизок.
Музей также может похвастаться тем, что в его экспозиции выставлен один из самых старых в Европе головных уборов. С виду эта шляпа имеет вид крайне непрезентабельный и похожа больше на коровью «лепешку». Все дело в том, что она несколько тысячелетий пролежала в слоях торфа и под его давлением потеряла форму. Торф, залегающий в недрах средней полосы России, имеет поистине замечательные свойства. Он консервирует и сохраняет не только кости, но и такой «нежный» и хрупкий материал, как дерево или растительные волокна, из которых изготовлена шляпа.
У древних людей были свои религиозные представления. Они обожествляли силы природы, поклонялись духам предков, а также животным, которых считали своими пращурами. С религией было тесно связано в те далекие годы и первобытное искусство.
Наверное, самым известным и ценным предметом в коллекции музея является ритуальная маска. Она изготовлена из рога лося и очень хорошо сохранилась. Маска олицетворяла образ предка и, вероятно, использовалась при церемониях погребения и поминовения умерших сородичей. Несколько лет назад она экспонировалась и вызвала немалый интерес на большой выставке первобытного искусства, которая состоялась в Петербурге в Государственном Эрмитаже.
В то время среди культовых животных были не только такие крупные и серьезные персонажи, как медведь или лось, но и водоплавающая дичь, в частности утки. На одной из стоянок Сахтыша была найдена деревянная рукоять ковша в виде утиной головы, аналогичные орнитологические мотивы можно встретить в глиняных и костяных изделиях. Сравнительно небольшая по размерам утка находилась в большом почете, т. к. была одним из основных промысловых животных в каменном веке. Культ ее связан также с представлениями древних о сотворении мира. Аналогию можно найти в известном финском эпосе «Калевала», который утверждает, что мир возник из яйца водоплавающей птицы:
Из яйца, из нижней части,
Вышла мать, земля сырая;
Из яйца, из верхней части
Встал высокий свод небес.
Выше уже говорилось, что в музее университета имеется древнейшая в Европе верша. Мало этого – здесь хранится древнейший в лесной зоне Европы календарь, а точнее календарный керамический сосуд, на поверхности которого в виде орнаментальных узоров изображен тот годовой цикл, который существовал в представлении людей каменного века. Относится он к 3 тысячелетию до н. э. В его затейливом орнаменте нашел отражение календарный год, состоявший из 360 дней (ныне – 365 дней с небольшим), разделенный на четыре сезона (осень, зима, весна, лето), по 90 дней в каждом. Счет дней в нем велся не неделями, а по 10-дневному циклу. Календарь занимает в экспозиции музея одно из почетнейших мест.
При подсчете тех или иных не слишком больших величин людьми каменного века широко применялась также пятеричная система. На различных орудиях труда, утвари и на сосудах насечки и ямки часто сгруппированы пятерками. Происхождение пятеричной системы очень банально: у человека всегда при себе был «компьютер» для счета пятерками – пальцы на руке.
Счет времени у древних людей велся и по фазам луны, ночное светило фигурировало и в произведениях первобытного искусства. Найденные на стоянках около Сахтыша лунницы, т. е. изображения лунного серпа, также хранятся в музее. Они изготовлены из кремня. У некоторых есть выступ для привязывания к шнуру, на котором лунницу носили на шее. Никакого утилитарного значения такие предметы не имели и украшениями, судя по всему, тоже не служили. Они наверняка использовались в забытых ныне обрядах и служили своего рода каменными иллюстрациями к древним мифам и сказаниям.
Произведениями первобытного искусства являются также изображения человечков, изготовленных из кремня и относящихся к волосовской археологической культуре, бытовавшей в наших краях в 3 тысячелетии до н. э. Всего на сегодняшний день в Восточной Европе найдено более 100 таких антропоморфных мини-скульптур, представленных анфас, в западной части континента они не встречаются. Высота фигурок варьируется от 17 до 106 мм, в среднем – 4-5 см. Обычно ноги человечка широко расставлены; если одна короче другой, то создается впечатление ходьбы. Очень схематично намеченные руки разведены в стороны и чаще представляют собой выступы на уровне плеч. Некоторые фигурки – явно женские, с гипертрофированным расширением на уровне бедер. Другие напоминают не человека, а медведя, ноги у них косолапые, короткие, а туловище выглядит очень массивным.
Коллекция археологического музея постоянно пополняется, т. к. археологическая наука не стоит на месте. Что касается приведенных выше и других интересных фактов, то их можно найти в виртуальной экскурсии, записанной на лазерный диск, выпущенный в Ивановском государственном университете.
Можно также посетить археологический музей, который находится по адресу:
г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5, учебный корпус ИвГУ № 6.
Телефон деканата истфака, по которому можно получить справки: 32-61-88.
Следующий анекдот
Согласно, приданию, во времена римского императора Тиберия, на горе Голгофе в окрестностях города Иерусалима, был распят на кресте основоположник христианской религии Иисус. Верующие подсчитали, что Иисусу было тогда около 33 лет.
Данная задача помогает учащимся понять суть летоисчисления от Рождества Христова, или, как принято говорить, с начала нашей эры. При этом учителю следует помнить, что задача носит условный характер, поскольку точная дата рождения Иисуса неизвестна.
2. Сколько лет прожил историк Тит Ливий?
Древний римский писатель Тит Ливий, автор книги «История Рима от основания города», родился в 59 г до н.э., а умер в 17 г н.э. В каком возрасте умер Тит Ливий? (Ответ: 59+17=66)
3. Три тысячи лет со дня основания Рима.
Подумайте, могли ли жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трехтысячелетие своего города. Если да, то, в каком году? Если нет, то когда следует отметить эту дату?
Ответ: Нет. 753+2015=2768 , через 232г, т.е в 2247году.
4. Археологи обнаружили монету, датированную 34 г до н.э. Возможно ли это?
Ответ: нет (Лишь развитые пятиклассники справедливо отмечают, что обозначение исторических дат путем отсчета от начала нашей эры появилось только после возникновения Христианского летоисчисления).
5.Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками».
Подумайте, почему их так можно назвать? (Ответ: хранителями жизненного опыта и накопленных ушедшими поколениями, знаний были родовые старейшины, вообще пожилые люди, общение с которыми было важнейшим источником знаний. В наше время знание можно почерпнуть из книг, TV и т.д.)
6. Первое арифметическое действие.
Известно, что первобытные охотники и собиратели, живущие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь? (Ответ: по мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза). все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины – все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами.)
7. Почему однорукий охотник не погиб?
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Можно ли, на основании этой находки сказать о жизни первобытных охотников? (Ответ: при изучении скелета, археологи установили, что погиб он, когда ему было около 50 лет, а руку он потерял в молодости. Значит, коллектив кормил его около 30 лет, потому что охотиться без правой руки он не мог. Если бы его не кормили, он бы не дожил до 50 лет.)
8. Для чего изучать черепки от горшка?
Одну из наук, играющую большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.
Какая это наука? (Ответ: учащиеся способны назвать археологию, но работа с задачей может быть продолжена.)
Гончарство, то есть изготовление посуды из глины было изобретено приблизительно 10-12 тыс. лет назад. Черепки в земле не гниют, поэтому археологи их находят множество, чем остатки одежды, обуви, деревянных предметов.
9. Можно ли жать там, где не сеяли?
Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые?
Решить задачу могут те учащиеся, кто помнит, что еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи-серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.
10. Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудие труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.
Следующий анекдот
Разработка используется для закрепления темы "Жизнь первобытных людей" через решение практикоориенированных заданий.
Учитель истории Медведева Наталья Вадимовна 04.09.2016Содержимое разработки
Задача: «Какими были древнейшие орудия труда?»
Ученые предполагают, что люди, жившие более 2 млн. лет назад, изготавливали и использовали такие орудия труда, как заостренные камни, палки-копалки и дубины.
На чем основаны предположения ученых? Откуда они об этом знают?
Раскопки не могут дать представления о деревянных орудиях труда, ведь дерево гниет. Об этом можно только догадываться, прямых доказательств нет. Кое-где на островах Океании, в глубинах Африканского материка живут племена, отставшие в своем развитии. Эти племена не выращивают растений, не разводят скот, не знают металлов. Они занимаются охотой и собирательством. Изучая жизнь этих племен, ученые предполагают, что и 2 млн. лет назад древнейшие люди делали орудия труда не только из камня, но и из дерева.
Точно так же, изучая наскальные рисунки первобытных людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ученые находят на этих рисунках орудия из дерева (рисунки в учебнике). На этом основании можно предположить, что и далекие предки первобытных художников тоже использовали дерево как материал для орудий труда.
Задача: «Пятно от костра»
Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археолога. Подумайте, что может рассказать о древних людях то место, где когда-то горел костер?
Первобытные люди, о которых идет речь в задаче, умели пользоваться огнем.
Толщина пепла расскажет о том, как долго жили люди на этой стоянке.
Специальный анализ сохранившихся в костре угольков позволяет ученым определить, сколько тысяч лет назад было срублено дерево, сгоревшее в костре.
Задача: «Древние могилы»
Археологи находят следы жизни первобытных людей при раскопках древних поселений, мусорных ям, а также древних могил.
Объясните, почему в могилах археологи нередко находят сосуды, оружие, орудия труда, украшения, тогда как в мусорных ямах можно найти лишь обломки предметов и кости животных.
Для решения задачи необходимо знание того, что еще в первобытные времена зародилась вера в душу и ее посмертное существование. Задача может быть предложена как до изучения материала о «стране мертвых» (§3, п.4), так и после (как закрепление изученного).
«Для археолога погребения – очень ценный и особенный исторический источник. Дело в том, что вещи и вообще все остатки прошлого, которые находят на стоянках, селищах, городищах, в большинстве случаев сильно попорчены временем. Строения разрушены или сожжены, вещи были когда-то или потеряны, или брошены как пришедшие в негодность. Время разбросало и перемешало все это. В погребениях же царит полный порядок, если они не были разрыты и ограблены, все вещи находятся в том же положении, в каком они были поставлены и положены во время захоронения. Украшения находятся на тех местах, где их обычно носили: височные кольца у висков черепа, перстни и браслеты на пальцах и запястьях скелета, пуговицы лежат в том порядке, в каком они были пришиты. Пусть сама одежда истлела, но если ряд пуговиц доходит до колен костяка, то можно уже с уверенностью предположить, что и платье доходило до колен или ниже. Глиняная посуда хранит остатки пищи, и если даже сосуд раздавлен землей, то все черепки остались на месте и их легко склеить.
По погребениям легко установить имущественное различие покойников, а следовательно, и того общества, которое оставило погребение. Могилы бывают богатые и бедные – от роскошных гробниц египетских фараонов и с грудами золота до скромного холмика над прахом простого земледельца или пастуха с каменным топором и горшком с полбой».
(Амальрик А.С.Ю Монгайт А.Л. Что такое археология. – М., 1966, с.44-45)
Задача: «Почему не погиб однорукий охотник?»
Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, что мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.
Можно ли на основании этой находки что-либо сказать о жизни первобытных охотников? Об отношениях между людьми в этой родовой общине?
Охота была в те времена очень опасна, в схватках часто погибали люди или лишались части тела
Племя жило в пещере и не строило хижин
Люди знали целебные травы или могли приготовить како-нибудь снадобье против заражения крови, иначе мужчина бы умер, потеряв руку.
Коллектив родственников продолжал кормить его и заботиться о нем.
Задача: «О чем может рассказать мусорная яма?»
Представьте себе, что на месте древнего поселка в древней мусорной яме археологи нашли груду костей животных. Ученые определили, что большинство костей принадлежат диким животным – оленям, кабанам, бизонам. Совсем мало костей домашних животных – свиней и коз.
Какие выводы о занятиях живших в древнем поселке людей вы сделаете? Какой способ добывания пищи, судя по этим находкам, был главным, а какой второстепенным?
Главным занятием продолжала оставаться охота (об этом говорит количество костей диких животных), но уже заметную роль начинало играть скотоводство
Задача: «Каким первым арифметическим действием овладели люди?»
Известно, что первобытные охотники и собиратели, жившие родовыми общинами, научились считать по пяткам и десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия.
Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь. Что, по-вашему, приходилось делать чаще: умножать, делить, складывать, вычитать?
По мнению ученых, раньше всего люди могли овладеть не сложением и вычитанием, а делением (конечно, и это лишь гипотеза, но она вытекает из анализа практических потребностей первобытных людей и выглядит правдоподобной). Все, что добывалось на охоте, и все, что собирали съедобное женщины, - все принадлежало всей родовой общине. Все это надо было разделить между родичами. И такое случалось постоянно. Поэтому раньше всего возникло деление.
Задача: «Можно ли жать там, где не сеял?»
Все знают поговорку: «Что посеешь, то и пожнешь». Между тем ученые утверждают, что некогда люди жали серпами то, что не сеяли. Правы ли ученые? Обоснуйте ответ.
Еще до возникновения земледелия первобытные люди при сборе дикорастущих злаков (ячменя, пшеницы) использовали жатвенные ножи – серпы, имевшие деревянную или костяную основу, в которую были вставлены острые кусочки кремня или иного камня.
Задача: «Для чего изучать черепки от горшка?»
Одну из наук, играющих большую роль в изучении истории, в шутку можно назвать наукой о битых горшках.
Какая это наука? Что в ее шуточном названии правильно, а что нет?
Гончарство, т.е. изготовление посуды из глины, было изобретено приблизительно 10-12 тысяч лет назад.Когда в наши дни ведутся раскопки тех поселений, жители которых умели изготовлять сосуды из глины, археологи находят очень много черепков.(одежда, обувь, дерево гинет, а глина нет).
Изучение черепков позволяет сделать выводы о том, что жители изучаемого археологами поселения:
знали (или не знали) гончарное ремесло;
изготавливали сосуды на гончарном круге (или же лепили примитивным способом без круга);
торговали (или не торговали) с ближниими и дальними поселениями. Так, восстанавливая по черепкам форму разбитых сосудов, изучая состав глины, можно определить, были ли они сделаны на месте или привезены из другой области.
-75%
Читайте также: