Чья это шутка чья шутка о чем спрашивает ассоль

Обновлено: 15.05.2024

"Она села, подобрав ноги, с руками вокруг колен. Внимательно наклоняясь
к морю, смотрела она на горизонт большими глазами, в которых не осталось уже
ничего взрослого, --глазами ребенка. Все, чего она ждала так долго и
горячо, делалось там -- на краю света. Она видела в стране далеких пучин
подводный холм; от поверхности его струились вверх вьющиеся растения; среди
их круглых листьев, пронизанных у края стеблем, сияли причудливые цветы.
Верхние листья блестели на поверхности океана; тот, кто ничего не знал, как
знала Ассоль, видел лишь трепет и блеск.
Из заросли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине
зари. Из этой дали он был виден ясно, как облака. Разбрасывая веселье, он
пылал, как вино, роза, кровь, уста, алый бархат и пунцовый огонь. Корабль
шел прямо к Ассоль. Крылья пены трепетали под мощным напором его киля; уже
встав, девушка прижала руки к груди, как чудная игра света перешла в зыбь;
взошло солнце, и яркая полнота утра сдернула покровы с всего, что еще
нежилось, потягиваясь на сонной земле.
Девушка вздохнула и осмотрелась. Музыка смолкла, но Ассоль была еще во
власти ее звонкого хора. Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало
воспоминанием и, наконец, просто усталостью. Она легла на траву, зевнула и,
блаженно закрыв глаза, уснула -- по-настоящему, крепким, как молодой орех,
сном, без заботы и сновидений.
Ее разбудила муха, бродившая по голой ступне. Беспокойно повертев
ножкой, Ассоль проснулась; сидя, закалывала она растрепанные волосы, поэтому
кольцо Грэя напомнило о себе, но считая его не более, как стебельком,
застрявшим меж пальцев, она распрямила их; так как помеха не исчезла, она
нетерпеливо поднесла руку к глазам и выпрямилась, мгновенно вскочив с силой
брызнувшего фонтана.
На ее пальце блестело лучистое кольцо Грэя, как на чужом, --своим не
могла признать она в этот момент, не чувствовала палец свой. --"Чья это
шутка? Чья шутка? --стремительно вскричала она. --Разве я сплю? Может
быть, нашла и забыла?". Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо,
с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые заросли; но
никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко озаренном
море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца
сказали вещее "да". Не было объяснений случившемуся, но без слов и мыслей
находила она их в странном чувстве своем, и уже близким ей стало кольцо. Вся
дрожа, сдернула она его с пальца; держа в пригоршне, как воду, рассмотрела
его она -- всею душою, всем сердцем, всем ликованием и ясным суеверием
юности, затем, спрятав за лиф, Ассоль уткнула лицо в ладони, из-под которых
неудержимо рвалась улыбка, и, опустив голову, медленно пошла обратной
дорогой.
Так, --случайно, как говорят люди, умеющие читать и писать, --Грэй и
Ассоль нашли друг друга утром летнего дня, полного неизбежности."


Александр Грин. - Алые паруса

Остальные ответы

- Как тебя зовут?
- Ассоль.
- А что ты тут делаешь?
- Жду алые паруса.
- А на мне алые трусы!
- Ну, не знаю. Ладно, пошли, только быстро!

Алые паруса.
Жила-была Ассоль. Она витала в облаках. Поэтому её никто не любил. В облаках было холодно и пыльно, и там летали всякие букашки и воробьи. Ассоль это не любила, поэтому частенько спрыгивала на землю и просила у папы Карлы. а, нет. у папы Лонгрена, чтобы он разрешил ей завести котяру. Но папа был рыбаком и ловил всякую рыбу и планктонов, чтобы продать их на базаре и купить себе жратвы. Рыба им уже всем надоела, а кота не было. Но если бы был котег, то бы он жрал всю рыбу и её не осталось бы на продажу, чтобы выручить немного денежек, чтобы купить себе простокваши и мяса свинячего и чтобы не умереть с голоду, чтобы дальше ловить рыбу и всяких акул. "Нет денег на кошкай"-сказал, как отломил, Лонгрен и пошёл смолить свою лодку. Заревела Ассоль и стала смотреть в море. И вот в одну прекрасную ночь ей приснился сон, мол де на Пасху к ним плывёт Одиссей и хочет забрать Ассоль на остров к циклопам, чтобы принести её в жертву. Так и стала Ассоль реветь каждый день и мазать сопли по разным углам, что даже все мыши убежали из их хибары, не вынеся таких пыток на голодный желудок. Наступила пасха. Мужики и бабы пошли в церковь, ребятня возились в пыли возле валяющихся с довольным видом свиней, лаяли собаки и бегали попы туда-сюда, собирая крашеные яица от сердобольных девок в разноцветных сарафанах. Вдруг в тиши дневной, прорезав небосвод, виденье явилось всем, из сине-ярких вод: плывёт эдак на всех парусах к берегу Одиссей со своими пиратами и косит лиловым взглядом, кого бы замуж взять. Пенелопа его давно уже бросила и укатила со своими робятёшками куда-то в заграницу с каким-то хмырём, а Одиссею край надо было родить своего наследника, чтобы передать золото Колчака, которое он нечаянно нашёл, когда украинцы копали Чёрное море. Сам то он уже старый стал и еле вспомнил, что надо делать, чтобы не пропало его золото почём зря. И вот его взгляд остановился на Ассоль, которая стояла на берегу, скрестив руки на груди и всматриваясь в морскую даль. Но не тут-то было: из-за мыса Горн важно выплыла баржа на алых парусах, с капитаном Греем, стоящем на бочке из-под рома и смотрящем в бинокль на челядь, собравшуюся на берегу и размахивающих руками и чепчиками. Одиссей не вытерпел такой наглости и пошёл на таран прямо посреди моря, аккурат напротив Одессы. Послышался громкий треск, корабли все поломались и все стали тонуть, попутно крестясь на маковку церкви и истошно вопя нехорошими словами. Все потонули, только один Грей схватился за хвост дельфина и приплыл прямо под ноги Ассоль, откашлялся и вымолвил: "Не соизволите ли, сударыня, осчастливить вечного странника и преподнести ему чарочку вина, коего он не пробовал вот уже 300 лет и один день?" Ладно, чё мол, не жалко, айда иди в таверну, там у меня тётка робит по золовкиной линии, она нальёт. Пришли, сели, Лонгрен откуда-то тоже прибежал, сидят-потчуются, ничё не говорят. Дальше не интересно: там кака-та любовь откроется где-то, свальбу станут справлять, потом кто-то родится. Аааа, этот же родится, как его--наследник. Только знать-то наследовать нечего станет, золото опять утонуло. Говорят, до сих пор ищут.

Следующий анекдот

Я представляю систему уроков по изучению повести А. Грина "Алые паруса" с использованием различных видов работ, а именно: работа в группах, система опорных вопросов, викторина.

ВложениеРазмер
urok_po_grinu.docx 44.92 КБ

Следующий анекдот

Викторина.
1.Как А. Грин определил жанр своего произведения?
2. Кто такой Лонгрен?
3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью
4.Как звали жену Лонгрена?
5.Где развиваются события повести
6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер?
7.«Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ?
8.«Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен?
9.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены
10.«…разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой ? (
11. На чей вопрос он отвечает?
12. Какой это был вопрос?
13. Что было любимым развлечением Ассоль? (
14.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка… Кто это?
15.Кто такой Эгль?
16.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи
17. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…»
18. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль?
19. А что же произойдет однажды утром ?
20. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея ?
21. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ?
22. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие
23. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси?
24. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ?
25.С кем играл в детстве Артур Грей ?
26. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине?
27. Продолжите фразу :« Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….»
28. Продолжите фразу : «Капитан» Ансельма»… заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…»
29. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова? К кому они обращены ?
30. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных
31. Как назывался новый корабль Грея ?
32. «Капитан выбрался на открытое место… и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ?
33. Кто рассказал Грею историю Ассоль?
34. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне?
35. “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру”
36. “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею”
37 “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.
38 Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….»
41 Кто истинные друзья Ассоль
42. «Чья это шутка? Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль?
43 Как на ее пальце появилось кольцо?
44. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ?
45. Сколько метров алой материи купил Грей ?
46. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь, что…»
47. Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы
48. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…»
49. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль?
50. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ?
51. Как Летика назвал Ассоль ?
52 Последняя фраза повести : «Циммер… сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А. Грина

Дополнен 5 лет назад

1.(феерия)
2.( Отец Ассоль, матрос.)
3.( Он стал делать игрушечные корабли.)
4. (Мери)
5.( На берегу моря, в Каперне)
6.(продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла. )
7( О Лонгрене).
8. ( «Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»
9.(Лонгрен говорит Меннерсу )
10.(О жителях Каперны.)
11.(Вопрос Ассоль).
12.(Почему нас не любят ?)
13. (Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)
14( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)
15.
16.( Артура Грэя.)
17. (Ассоль)
18. (Эгль).
19.( «…в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе
20. (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)
21. (Живой душой.)
22. («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)
23. (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)
24. (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)
25( Один)
26.( Корабль)
27. ( «…тайно покинул дом…»)
28. ( Я хочу к маме…)
29. (Капитана Гопа, к Грею).
30.(Мать Грея.)
31.( «Секрет»)
32. (Спящую Ассоль).
33. (Меннерс, длинный молодой парень…)
34. (Ассоль Корабельная.)
35.( Марии).
36. (Ассоль).
37. “ (Лонгрен)
38. (Артур Грей)
39.
40. ( Это крупные старые деревья)
41.
42. (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)
43. (О алом шелке, купленном Греем.)
44. (Две тысячи метров.)
45. («.. она зацветет.»)
46. («…делать так называемые чудеса своими руками.»)
47. ( «Новая душа будет у него и новая у тебя».)
48. («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)
50.(Лучшим грузом, лучшим призом «

Следующий анекдот

Цель урока: помочь учащимся понять замысел писателя, уловить, в чём своеобразие гриновских творений, поверить в мечту, содействовать романтическому восприятию жизни, осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса, развитие чувства прекрасного в человеке.

Словарь урока: феерия, романтическое произведение, человек-романтик.

В ходе урока используются эпиграфы:

Он бесконечно рассказывал о кораблях, капитанах, парусах, дальних городах.

Но знал больше: о человеческой душе, о преодолении одиночества,

о вечном поиске понимания и добра”

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить.

… Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Стоит только показать человеку, как он плох и каким хорошим может быть, как человек захочет стать лучше”

…когда душа таит зерно
Пламенного растения- чуда,
Сделай ему это чудо, если ты в состоянии…

1. Рассказ о Грине. (Индивидуальное задание).

2. Слово учителя. Время идёт, книги Грина не забывают. В океане литературы не меркнет отблеск алых парусов. Послушайте, как волшебно, сказочно звучат слова: не знаю, сколько лет пройдёт, только в Каперне расцветёт одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны.

Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая. Корабль пройдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывёт от него быстрая лодка. Зачем вы приехали? Кого вы ищете? - спросят люди на берегу. Тогда все увидят храброго красивого принца. Он будет стоять и протягивать к Ассоль руки. “Здравствуй, Ассоль! - скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в своё царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет всё, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слёз и печали. Он посадит Ассоль в лодку, привезёт на корабль, и она уедет навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звёзды спустятся с неба, чтобы поздравить её с приездом.

Учитель обращается к классу: убедились в том, что сказочно, волшебно звучат эти строчки? Однако эта феерия не волшебная сказка о неведомом мире, где таинственный принц принёс Золушке хрустальный башмачок. Это сказка о современной действительности. Чтобы убедиться в этом, обратимся к тексу произведения “Алые паруса”.

3. Работа по теории литературы:

ФЕЕРИЯ [ «ее» произносится как один полудолгий слог ], –и, ж.

1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами (спец.).

2. перен. Волшебное, сказочное зрелище (книжн.). Ф. зимнего леса.

| прил. феерический, –ая, –ое (к 1 знач.). Феерические эффекты.

РОМАНТИЧНЫЙ, –ая, –ое; –чен, –чна. Проникнутый романтизмом (в 3 знач.), мечтательно-созерцательный. Романтичное настроение.

Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательностью (книжн.).

1. Последователь романтизма (в 1 и 2 знач.).

2. Человек, склонный к романтизму (в 3 знач.).

3. Человек, проникнутый романтикой, высокими чувствами.

- Найти сказочное и реальное в повести;

- Почему “Алые паруса” - это сказка, которая сбывается?

- Ваше понимание сказочного и реального.

- Что такое феерия?

- Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической повестью?

- Почему Ассоль растет без подруг?

- Почему умерла мать Ассоль?

- Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

- Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное, полуголодное существование, неприятие окружающих. Единственный лучик счастья для Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с которым любила она проводить долгие вечера, слушая рассказы о морских путешествиях).

-Вспомните, как жила Ассоль, какие люди её окружали. Опишите город (деревушку), в котором жила Ассоль. (Мрачные люди живут в этом городе, злых много, но есть и добрые (угольщик Лонгрен - отец девочки). Город, где не поют песен. Не любят людей.)

-Что помогло девочке остаться доброй, мечтательной натурой? (отец)

-Вспомним любимое занятие Ассоль.

-А какое чувство возникло у Ассоль от яхты, сделанной Лонгеном? (У Ассоль возникло чувство восхищения от яхты, сделанной Лонгреном. “Пламенный, весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь”.)

Учитель . Маленький кораблик превратится в большой чудесный корабль! Ассоль так и засыпала на груди отца и снились ей чудесные сны. Немного пофантазируем. Опишите один из таких чудесных снов Ассоль. Что могла видеть девочка во сне? (Ученики делятся впечатлениями.)

-Какие качества героини подчеркивает автор?

- Какой метод использует, чтобы нарисовать ее портрет? На что обращает особое внимание автор в описании девочки?

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку?

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?

-Эгль - известный собиратель песен, легенд, преданий, сказок. Какое влияние оказал этот человек на всю дальнейшую жизнь девочки? ( Он укрепил в сознании девочки веру в мечту, которая обязательно сбудется.)

- Как он разговаривает с девочкой? ( “Мне хочется поговорить с тобой по душе”).

- Разговор по душам. Как важен этот разговор по душам для девочки.

- Почему девочка поверила старику?

Учитель. Этого героя зовут Грей. Он родился с живой душой, жил в своём мире, в этом мире возвышалась над всем фигура капитана. У него была своя мечта. Он жадно читал книги, за золотой дверью которых открывалось синее сияние океана. Представление о капитане, такой образ и такая истинная действительность заняли главное место в блистающем сознании Грея. Почему мечта Грея осуществилась, превратилась в действительность? Прошло мало времени, и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной линией новой мечты. То был “Секрет” - новая мечта Грея.

- Как герой воспринял сказку об алых парусах?

- История Грэя (Выразительное чтение отрывка о детстве героя)

- Почему Грэй решает стать капитаном?

- Случайно ли название шхуны “Секрет”?

- Что думают о своём капитане моряки? (Не такой как все. Дельный! Загвозистый! )

- В чем секрет Грэя?

- Учитель. Такие люди, как Ассоль и Грей, должны были встретиться. Как же произошла их встреча? Расскажите.

Учитель. И мечта Ассоль сбылась. Корабль её мечты скоро приплывёт к ней. А пока Грей занят подготовкой. Почему именно алый цвет выбирает Грей для парусов?

- И вот уже наяву видит девочка алые паруса. Какие чувства испытывает она в эти минуты?

Учитель. (Вывод) Пусть не было Каперны, не было Грея и Ассоли, не было корабля с алыми парусами - всё это было и будет, пока на земле будут жить хорошие люди - романтики, умеющие так любить, так мечтать. Так верить в исполнение мечты. Грин уверял, что этот корабль рано или поздно приходит к каждому, кто умеет мечтать, кто всем сердцем, всем своим существом верит, что мечты не могут сбыться. Видите ли вы этот корабль? Если да, то вполне возможно, что на сей раз он идёт именно к вам, несёт на своих алых парусах исполнение вашей мечты. Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

Если же вы не видите, значит, вы не умеете мечтать, значит, вы скучный, серый человек. И корабль с алыми парусами к вам никогда к вам не приплывёт.

Вот и подходит к концу наш разговор об этой удивительной книге, её замечательных героях. Я не хочу оценить его и ваши ответы математически, по пятибалльной системе. Пусть каждый поставит себе отметку сам! Оценка ваша пусть продемонстрирует то из трёх желаний, которое вы выберете:

1. материальное 2. для души 3. для других людей

Далее идёт обсуждение желаний.

5. Рефлексия. Составить синквейн "Грэй" - девочки, "Ассоль" - мальчики

Предварительный просмотр:

Система уроков по повести А. Грина «Алые паруса». ( 6 класс)

Тема: «Как сотворить чудо?»

1.Фотоматериалы с изображением океана.

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врывается в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.

УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное, несбыточное возможно.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

Сегодня на уроке я зажгла свечу, чтобы создать атмосферу уюта и расположить вас к разговору о мечте, а ещё в память об изумительном человеке, «последнем романтике 20 века».

Вы слышите шум моря, песни волн, набегающих на берег. Небольшой посёлок Каверна, где живёт маленькая девочка, мечтающая о настоящей и большой любви.

А где-то далеко-далеко в огромном замке живёт благородный, смелый мальчик, который чуть позже произнесёт такие слова:

«Я прихожу к той, которая ждёт только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё…благодаря ей я понял одну нехитрую истину».

Понять эту нехитрую истину – значит определить главную мысль произведения, а это и есть цель нашего урока.

Итак, знакомьтесь – Александр Грин.

- Как вы думаете это русский или зарубежный писатель?

- В какое время, в какой стране жил?

- Что это за чудесная страна ГРИНЛАНДИЯ?

Первые биографы Александра Грина строили догадки о его прошлом. Одни утверждали, что он старый морской волк; другие говорили, что он, будучи матросом, убил английского капитана и завладел его сундуком с рукописями; третьи клялись, что он найдёныш – его подобрала младенцем на необитаемом острове команда американского китобоя и воспитала как своего сына.

Чтение статьи учебника.

УЧИТЕЛЬ: Окружающая действительность была страшной, жизнь невыносимой. Грин старался уйти от неё. «Блистающий мир», «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Алые паруса» - вслушайтесь в эти названия!

Пленительную повесть «Алые паруса» Грин начал писать в Петрограде, в 1920 году, когда после тифа бродил по городу и каждую ночь искал ночлега у случайных людей.

Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия?

Словарная работа: Феерия – театральное представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов, волшебное сказочное зрелище.

В самом деле, мир повести похож на волшебную сказку, которая становится явью, похожей на сказку. Но это скорее не сказка, а некая условная действительность, созданная авторской фантазией.

Что же напоминает нам о сказке в повести?

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

1 .Анализ композиции

Определите элементы композиции повести: завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка действия.

2. Давайте вспомним главных героев.

3 . Характеристика героев повести. Художественный анализ текста. Работа в группах.

1 группа: Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.

3 группа: Артур Грэй.

4 группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1 группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Почему не помогли ей в трудную минуту?

4. Расскажите о детстве девочки.

5. Найдите описание Ассоль. Автор использует оригинальный ход при описании её внешности. Какой и зачем?

6. Расскажите о людях и нравах приморской деревни Каперны.

7. Почему Лонгрен сторонился земляков?

8. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

9. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

Вывод: Попытки к сближению ни к чему не привели, но Ассоль кротко терпит оскорбления, не озлобившись душой.

  1. группа: Сказка, рассказанная Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

2. А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

4. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

5. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

6. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

7. Почему паруса алые, а корабль белый?

8.А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью?(специальный корабль) В чем разница?

9. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

3 группа: Артур Грэй.

УЧИТЕЛЬ.Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй. Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения.

1. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

7. Каким секретом владел и поделился с командой Грэй?

ВЫВОД:Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы.

Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

  1. группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3.Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю)

4. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах ? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

5. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

6.Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

7. Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

УЧИТЕЛЬ. Работа со словом: пурпурный, красный, бледный розовый, розовый тёмный, густые закипи вишнёвых, оранжевых, мрачно-рыжих тонов.

Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина

8. Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

(Она в том, « чтобы так называемые чудеса делать своими руками». Чудеса – это «улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем».)

9. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

УЧИТЕЛЬ: Но вот герои встречаются. Грэй говорит девушке : “Вот я пришёл. Узнала ли ты меня?” . Счастливы ли герои? (“ Счастье сидело в ней пушистым котёнком ”). Что же увидел в глазах любимой Грэй? (“В них было всё лучшее человека”)

Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

В чем смысл названия повести?

Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания).

УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Домашнее задание, Синквейн.

Темы: Ассоль, Грэй, «Алые паруса», Александр Грин.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

2. Кто такой Лонгрен? .( Отец Ассоль, матрос.)

3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью?( Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести ? ( На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери пошла в Лисс, заложила кольцо и раздобыла немного денег. Она помокла. )

7.«Десять лет скитальческой жизни оставили в его руках немного денег..» О ком речь ? ( О Лонгрене).

8.«Он стал работать…» Чем занялся Лонгрен? ( «Скоро в городских магазинах появились его игрушки…»

9.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены?(Лонгрен говорит Меннерсу )

10.«…разве они умеют любить ? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой ? (О жителях Каперны.)

11. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).

12. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят ?)

13. Что было любимым развлечением Ассоль? (Забраться на колени к отцу и слушать рассказы его о людях и о жизни.)

14.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? ( Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

15.Кто такой Эгль?

16.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?( Артура Грэя.)

17. Чей портрет перед нами : « Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта.. выразительно легка и чиста…» (Ассоль)

18. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

19. А что же произойдет однажды утром ? ( «…в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе…»)

20. Почему, как вы думаете, рассказ о жизни Ассоль ведется параллельно жизнеописанию Грея ? (Автор готовит читателя к мысли о том, что судьбы этих героев переплелись не случайно.)

21. «Отец и мать Грея были надменные невольники своего положения…» Чем отличался от них Артур Грей ? (Живой душой.)

22. Почему Грей испортил картину, изображавшую распятие ? («Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу.»)

23. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать , как больно девушке.)

24. Какую роль сыграл Грей в судьбе Бетси ? (Он дал ей денег, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.)

25.С кем играл в детстве Артур Грей ? ( Один)

26. «Грей несколько раз приходил посмотреть на эту картину….» А что было изображено на картине? ( Корабль)

27. Продолжите фразу :« Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей ….» ( «…тайно покинул дом…»)

28. Продолжите фразу : «Капитан»Ансельма»…заранее торжествовал, представляя, как месяца через два Грей скажет ему…» ( Я хочу к маме…)

29. «Победа на твоей стороне, плут». Чьи это слова ? К кому они обращены ? (Капитана Гопа, к Грею).

30. Кто молился такими словами : «О плавающих, путешествующих, болеющих, страдающих и плененных…» (Мать Грея.)

31. Как назывался новый корабль Грея ?( «Секрет»)

32. «Капитан выбрался на открытое место…и увидел здесь…» А что же увидел капитан Грей ? (Спящую Ассоль).

33. Кто рассказал Грею историю Ассоль? (Меннерс ,длинный молодой парень…)

34. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

35.Кому принадлежат данные реплики из текста.

“У нас в доме нет ни крошки съестного, я схожу в город, и мы с девочкой перебьемся как-нибудь до возвращения мужа” ( Марии).

36. “Если я спущу шхуну на воду поплавать немного – она ведь не промокнет, я ее потом вытру” (Ассоль).

37. “Я, пожалуй, разбужу ее, но только затем, чтобы намылить твою здоровенную шею” (Лонгрен)

38. “Я не испортил картину. Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь, я этого не хочу”.(Артур Грей)

39. Продолжите фразу : « …В ней две девушки, две Ассоль, перемешанных в замечательной прекрасной неправильности. Одна была дочь матроса…, другая -….» «…живое стихотворение.»

40. Кто истинные друзья Ассоль ? ( Это крупные старые деревья)

41. «Чья это шутка ?Чья шутка?» О чем спрашивает Ассоль?

42. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)

43. «Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения»… О чем речь ? (О алом шелке, купленном Греем.)

44. Сколько метров алой материи купил Грей ? (Две тысячи метров.)

45. Продолжите фразу, которую сказала Ассоль угольщику : «…ты, наверное, когда наваливаешь углем корзину, то думаешь ,что…» («.. она зацветет.»)

46. Завершите предложение : « благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы …» («…делать так называемые чудеса своими руками.»)

47. Продолжите фразу : « Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо…» ( «Новая душа будет у него и новая у тебя».)

48. «Счастье сидело в ней пушистым котенком…» Когда счастье поселилось в сердце Ассоль? (Когда она увидела Грея.)

49. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле ? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

50. Как Летика назвал Ассоль ? (Лучшим грузом , лучшим призом «Секрета»)

51. Последняя фраза повести : «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина.( «…о счастье.»)

Цитаты о счастье :

1. Человек создан для счастья, как птица для полёта.(В.Г. Короленко, “Парадокс”).

2. Счастливы кроткие, – им будет принадлежать весь мир.

Счастливы милосердные, - с ними тоже поступят милосердно.

Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

3. Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

4. Немногие из нас могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

5. Хронического счастья так же нет, как нетающего льда. (А. Герцен).

6. Несчастен, кто берёт, но не даёт взаимно, я счастлив оттого, что брал, но и даю. (Рудаки).

7. Счастье достаётся тому, кто много трудится. (Леонардо да Винчи).

8. Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

9. Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).

10. Право на счастье составляет самое неотъемлемое право человека. (К. Ушинский).

Читайте также: