Что такое панчлайн в шутках

Обновлено: 22.11.2024

Невозможно развить чувство юмора, не разобравшись в структуре шутки. Поэтому в этой статье рассмотрим базовую структуру шуток. Я говорю базовая, потому что она не единственная. Жанр комедии изменился. Сегодня комедия – не только изюминки и панчлайны.

Многие комедии приводятся в движение без каких-либо структур с одной и двумя линиями, но если ты хочешь достичь успеха, то нужно начать с основы основ. А уж после перемещаться по сложности слоистых структур.

Примеры написания шуток с мисдирекшн

Представим, что вы говорите о том, что посадочные места в самолете делают все уже и уже (очень узкие). Ваш сетап рисует эту картину в воображении слушателей:

«Не могу поверить, насколько становится сложно втиснуться в современные кресла в самолетах».

Мисдирекшн может выглядеть так:

«Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть на месте рядом с проходом?»

И панчлайн:

«А сейчас проход – это 15 см между вашими лодыжками».

Хотите еще примеры мисдирекшн? Для закрепления темы)

Где мисдирекшн? Это слово «место». Здесь мисдирекшн построен методом игры слов. Слушатель подразумевает под «местом», что он неудобно себя чувствует и это отлично прячет панчлайн, который раскрывает, что «место» – это буквальное парковочное место.

Краткость в шутках просто необходима

Теперь о втором условии написания успешной шутки – краткости.

Правило:

Чем быстрее вы можете сообщить всю необходимую для аудитории информацию, тем лучше. Правило экономии времени и слов должно выполнятся до самого панчлайна. Чтобы достигнуть этого используйте самые сильные слова для создания яркой картины, причем настолько лаконично, насколько это возможно.

Вот, что я считаю идеально написанной шуткой:

Использовав всего 16 слов сетапа, мы идеально описали картину. Скорее всего, далее что-то должно произойти и аудитории интересно узнать, что именно.

[Сетап: женщина на пляже, волна уносит внука в море].

Все внимательно ждут, что вы скажете – почти идеальный сетап. История продолжается: «Бабушка в отчаянии. Она становится на колени и молится: «Боже, пожалуйста, верни моего внука и я обещаю быть самой лучшей бабушкой на свете!»

[Мисдирекшн: женщина молится, заключает сделку с Богом].

Беспомощной женщине остается последнее: она заключает договор с самим Богом. Ответит ли Бог на ее молитву? Сейчас эффект ожидания, созданный сетапом, становится еще более сильным. «Вдруг неожиданно появляется другая гигантская волна и приносит невредимого мальчика к ногам женщины». Сработало! Молитва бабушки была услышана!

[Молитва бабушки услышана. Она получила своего внука обратно, целого и невредимого. Почти идеальный мисдирекшн].

Эта драматичная картинка подготовила хорошую почву для панчлайна: отлично выполненный мисдирекшн. А теперь, все что остается – это развязка, панчлайн. «Бабушка посмотрела на мальчика, затем подняла голову к небу и сказала: «А где его шапочка?»

[Панчлайн: бабушка не только не поблагодарила Бога, а даже заявила, что имеет к нему претензии].

По-моему, эта шутка занимает второе место из всех когда-либо написанных одним из моих учителей Дефиксом Фоксом, и уступает только мальчику, который убил своих родителей и просил суд помиловать его как круглого сироту.

Шутка о бабушке использовалась в шоу Боба Хоппа на протяжении 50-ти лет и она всегда вызвала смех у слушателей.

Хочу посоветовать вам прочитать статью с примерами и упражнениями: Как развить чувство юмора

Из чего состоит шутка

Итак, неотъемлемые составляющие шутки:

  1. Лаконичный сетап, составленный из самых сильных слов, создающих четкую картину.
  2. Мисдирекшн, маскирующий панчлайн.
  3. Панчлайн, который находится как можно ближе к концу шутки.

Прочитав статью вам нужно запомнить, что если вы хотите написать хорошую шутку, то нужно использовать самые сильные и понятные слова в кратчайших предложениях, помещая слово-панч (то есть фразу панчлайна, содержащую нокаут), как можно ближе к концу предложения (в истории о бабушке это слово «шапочка»).

Внимательно придерживайтесь этих правил, и вы сможете стать отличным писателем монологов. А если хотите узнать еще несколько хитрых приемов, на которые опираются писатели юмора при создании мисдирекшена, оставляйте нам свой e-mail и мы пригласим вас на ближайший вебинар «ДНК ЮМОРА», который мы проводим каждый месяц.

На нем мы рассмотрим еще три метода создания успешного мисдирекшна, такие как «Альтернативное определение», «Причина и результат наоборот» и «Неожиданный домысел».

Следующий анекдот

пример текста: Этот сетап затянулся и шутка показалась нудной. У некоторых комиков длительность сетапа вилияет на качество шутки.

особое завершение текста в рэпе.
кульминация в анекдоте или устном рассказе.
Синонимы:

Англ. punch line, можно перевести как «бьющая строка».
Пример текста:

Откуда у меня панчлайны, где же я взял их / Годы вырабатывали навыки на майках в залах больших и малых / Если ты знаешь, что тебе не угнаться за мной \ Парень прости, но это значит твой номер второй. (Текст песни Fike (Def Joint) - Второй твой номер).

Как придумать шутку легко и быстро

Если ты решил писать шутки, сценарии или книги, ключ к получению правильного материала – понимание комедии на ее основном уровне. После того, как ты поймешь основы комедии, ты начнешь открывать все больше и больше областей в своей повседневной жизни, которые будут вдохновлять комедию и, прежде чем ты это осознаешь, шутки будут лететь из твоих уст, твоего мозга или кончиков твоих пальцев.

Поэтому одна из моих основных целей – в самом начале привести твое чувство юмора в гармонию с несообразностями, которые находятся в нашей жизни каждый день. Иногда они являются тонкими, а иногда они очень очевидными. Мастер-юморист обучается распознавать возможности и превращает эти возможности во что-то смешное.

Следующий анекдот

Punch line-кульминационный момент, конец (шутки или анекдота)
В рэпе-"панчлайн"- это ударная строка. Можно сравнить с последним предложением анекдота, когда неожиданно все встает на свои места, и все детали головоломки складываются воедино

Разбор шутки

Где здесь мисдирекшн?

Чтобы ответить на этот вопрос, спроси себя, что увело слушателя в одном направлении? Слово ПОХОЖ, которое подразумевало, что у них есть что-то общее, скорей всего какой-то ингредиент. Панчлайном или сюрпризом оказалось, что общее у них – это отсутствие общего ингредиента.

Я написал эту шутку меньше чем за минуту. Это было легко, потому что я знал о таком методе создания мисдирекшна, как «сходство».

В тренинге «Как развить чувство юмора» мы рассматриваем около 20 методов создания мисдирекшна. Представляешь! 20 способов завести человека в ловушку! Это целый арсенал, используя который ты сможешь шутить на ходу не напрягаясь.

Вот еще шутка (не моя уже), созданная по этому методу. В новом фильме о Джеймсе Бонде «Спектр» описывается улучшенная модель «Астон Мартина», на котором Бонд ездил в части «Голдфингер»:

Общие черты в различных поколениях автомобилей открывают путь к фантастическому миру, основанному на концепции сходства.

Следующий анекдот

Мисдирекшн – это термин, используемый в большей степени фокусниками. Он мысленно уводит аудиторию в направлении, которое кардинально отличается от панча и, в результате чего, аудитория получает совсем не то, что предполагала.

То есть мисдирекшн должен втянуть слушателя в ожидание того, каким будет результат, но он должен заставить слушателя представить совершенно другой результат, который мы собираемся показать. Другими словами успешный мисдирекшн должен спрятать панчлайн.

Надеюсь, суть понятна.

Например:

Может не совсем смешно, потому что я придумал этот пример прям сейчас, но суть он показывает хорошо.

Шутка – это волшебный фокус

Комедия – это словесное дзюдо или магия. В конце концов, комедия – это манипуляция и обман. Волшебник может согнуть ложку, комик может согнуть слова и значения для формирования шутки с нуля.

Фокусник направляет в ложном направлении внимание аудитории, в то время как он достает или скрывает монету или шарик. Комик же ведет тебя в одну сторону с историей, только чтобы обмануть тебя неожиданным концом. И все это время ты веришь, что он говорит легитимную историю.

Например, комик, который лысеет, мог бы сказать:

Юмористы должны быть в состоянии брать любые логические группировки слов и делать их смешными. И ты научишься этому. Но для этого тебе нужно понять основу. Изучение основ написания шутки даст тебе основу для понимания юмора в целом. Это также поможет тебе придумывать шутки быстрее, и даст тебе различные углы подхода при написании. Как развить чувство юмора с нуля без такой основы я не знаю, поэтому давай начнем.

Схема базовой шутки: сетап и панчлайн, примеры

Как некоторые из вас уже знают, основная структура шутка:

По-другому можно сказать:

  1. Setup (установка) – это логическое утверждение факта. Внимание, не забывайте, что установка логична, так как это, как правило достоверные сведения или реальное событие. Большинство комиков убивают свои шутки тем, что пытаются сделать установку смешной. Это ошибка.
  2. Punchline (кульминация) – это продолжение утверждения, которое внезапно ведет зрителей в неожиданном направление. Такое неожиданное завершение шутки и должно вызывать смех.

При обучении своих учеников я использую немного другую форму шуток, которую предложил один из известных учителей по юмору:

В чем ее преимущество? «Прямая линия» напоминает моим ученикам о том, что установка должна быть правдивой. Это важно, так как многие на начальном этапе придумывания шуток хотят сделать все вещи и истории по-дурацки смешными, а это, к сожалению, ведет к катастрофе.

Пример:

Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья…особенно, если это лимон баксов!

STRAIGHT LINE (Прямая линия): «Доктора утверждают, что лимон очень полезен для здоровья». Обратите внимание на то, что «Прямая линия» – это просто утверждение факта. Это очень важно помнить!

PUNCHLINE (Изюминка): «особенно, если это лимон баксов!» Это утверждение меняет полностью смысл первого утверждения. Это, в свою очередь, вызывает удивление и, соответственно, улыбку.

Получается, мы сначала создали одну картину на основании всем известного факта и так заманили человека в ловушку, а потом панчлайном разрушили первую картину и создали вторую, которая и вызвала смех.

Тебе нужно научиться думать о комедии вот так: я собираюсь взять что-нибудь честное и правдивое и превратить его в нечто, что забавно, с помощью ведения к чему-то неправильному, что вызовет удивление.

Процесс создания комедии ничем не отличается от того, который используется фокусниками

Шутка – это волшебный фокус, который мысленно ведет аудиторию в одном направлении (фокусники, кстати, называют это термином «мисдирекшн»), а тем временем готовит сюрприз: панчлайн (фокусники называют это «раскрытием»).

Слушатель втягивается в ожидание того, каким будет результат, но в который раз получает совсем не то, что предполагал.

Фокусник и юморист имеют одну и ту же цель: обмануть аудиторию.

Точно как фокусник планирует каждый фокус, юморист подготавливает свою шутку. Оба создают определенную историю, которая имеет начало, основную часть и концовку. Оба должны создать в воображении слушателей ясную картину. В идеале эту картину должны увидеть одновременно все присутствующие. Они должны также понять все детали. Слушатель должен обязательно представить в уме эту картину.

Вот пример:

Мужик заполняет в банке бланк на получение кредита.(Все представляют себе типичного работягу). Все идет хорошо. Мужик спрашивает:

–А мне зарплату прописью писать? (Все рисуют себе в уме одну и ту же сцену).

Дальше следует панчлайн. Это то, что у фокусников называется раскрытием: работница банка отвечает: «Слезами пишите!».

Видишь, ты посмеялся даже несмотря на то, что я предупредил тебя о предстоящем панчлайне. Секрет был в том, что это был панчлайн, которого ты не ожидал.

Фактор неожиданности в шутке – залог успеха

Важность фактора неожиданности в создании всех видов комедии сложно переоценить: он крайне необходим для написания любой шутки. Можешь протестировать эту концепцию самостоятельно: каждый раз, когда ты засмеешься, спроси себя, почему ты это сделал. Ответ будет неизменным: я не ожидал этого.

Конечно же, для того чтобы подготовить почву для неожиданности, тебе нужно убедиться в двух вещах:

  1. Аудитория получает всю необходимую для нее информацию, иными словами, что аудитория «слышит» тебя.
  2. Аудитория должна понимать все используемые фразы. Смутные утверждения о незнакомых для них вещах или понятиях ставят крест на вдохновляющей комедии.

Подбивая итоги:

  1. Комики – фокусники.
  2. Мисдирекшн обманывает аудиторию.
  3. Панчлайн должен удивить их.
  4. Смех появляется вследствие удивления.
  5. Чем больше удивление, тем сильнее смех.
  6. Отсутствие сюрприза рождает отстойную бородатую шутку.

И помни, когда начинаешь писать свои собственные шутки, убедись, что они содержат элемент неожиданности. А когда ты будешь доносить их слушателям (даже одному-двум друзьям) убедись в том, что они слышат тебя и понимают все детали, необходимые для того, чтобы шутка имела смысл.

Это важно!

Еще раз убедись, что аудитория:

  • получает всю информацию;
  • понимает все детали истории.

Ну, а если хочешь познакомиться с некоторыми методами создания мисдирекшена, часто используемыми писателями шуток с целью гарантировать, что их панчлайн будет на самом деле неожиданным, читай статью: Важное условие успешной шутки: мисдирекшн и кратость.

Да, чуть не забыл! Если хочешь попробовать написать шутку и посмотреть, как это делают другие, оставляй свой e-mail и мы пригласим тебя на вебинар «ДНК Юмора». Не стесняйся, все известные комики начинали с нуля и у них получилось. У тебя получится тоже)

Читайте также: