Человек который рассказывает шутки на сцене
Обновлено: 04.11.2024
Каждый день мы смотрим видео в YouTube, посты и сториз в Instagram, программы на TV. Часто мы это делаем, чтобы отвлечься, расслабиться и посмеяться. Но почти никогда не задумываемся о том, кто эти люди, которые смешат нас каждый день. Мы разберем самые распространенные профессии в юморе и расскажем, как выучиться этому.
В этой статье:
Ведущий
Здесь стоит уточнить, что профессия ведущего может быть в совершенно разных сфера: от ведущего развлекательных и культурных мероприятий до ведущего на радио и TV.
- Где и как работать: работа ведущего очень обширна. В самом простом понимании это проведение мероприятий, на которых ведущий — капитан корабля (управляет всем процессом, развлекает гостей, справляется в нестандартных ситуациях так, чтобы гости не поняли, что что-то идет не по плану). Работать можно на частных вечеринках, на массовых мероприятиях, на телевидении, в шоу-бизнесе.
- Кому подходит: тем, кто не боится выступлений на публику, любит импровизации и взаимодействие с людьми.
- Средний заработок: 60 тыс. рублей в месяц. Доход может исчисляться не месячной зарплатой, а единоразовыми выплатами за выступление или за проект.
- Как выучиться: чтобы узнать все нюансы профессии, лучше всего получить специализированное образование. Начать стоит с факультетов, связанных с кино, телевидением и радио, а ещё можно рассмотреть школы/курсы ведущих.
Следующий анекдот
Прежде чем садиться за шутки и монолог, выполните подготовительную работу: соберите материал. Даже именитые стендап-комики начинают не с цельного текста, а с вымучивания идей для шуток. Так они работают часами, день за днем и с угрюмыми лицами. Делайте так же: записывайте в смартфон или блокнот свои наблюдения за обыденной жизнью. На этом этапе записи не должны быть смешными и могут выглядеть так:
· «В электричке продают горшки для рассады. В декабре!!»
· «Сомелье описывает вкус как дробленый гравий. Недробленый пахнет иначе?»
· «Почему все статьи о том, как сделать что-либо (построить дом, посадить дерево, вырастить сына), начинаются с утверждения, что это легко? Ведь это неправда!»
· «Когда вагон метро остановился в тоннеле, я услышал, что у сурового на вид мужчины в наушниках играет группа “Ласковый май”. Что бы это значило»
· «Почему видеоподборки с падениями такие смешные? Ты же заранее знаешь, что там будет: “10 лучших падений месяца”. С кино и футболом так не работает: узнал концовку/результат — дальше не смотришь».
Наберитесь терпения и приготовьтесь, что 95% материала не пригодятся (или пригодятся далеко не сразу). Это нормально! Главное — приучить себя к работе и делать ее регулярно.
Придумайте шутки
Напишите несколько шуток, которые потом можно будет связать в единый рассказ. А чтобы всё шло быстрее, воспользуйтесь советом автора « Библии комедии » Джуди Картер: она рекомендует сочинять в паре или группе — со стороны и сообща легче понять, насколько весело получается. В «Библии комедии» структура шутки описана так: завязка (сетап) и смешная часть (панчлайн). Вы должны вначале объяснить зрителю, о чем будете говорить, заинтересовать его, а затем — насмешить. Вот, например, шутка британского комика Джимми Карра : «У меня вышла книга о полтергейстах. Рад сообщить, что она так и разлетается с полок». Посоветовать конкретную тему для юмора сложно — изучите свои записи, и станет ясно, с чего стартовать. Часто комики рассказывают о себе, ведь собственную жизнь они знают лучше всего на свете, а зрители воспринимают самоиронию на ура. Безуспешные попытки сесть на диету, семейная жизнь, ипотека — люди обожают смеяться над откровениями оратора, ведь им, людям, всё это тоже знакомо.
Напишите монолог
Нужна страница печатного текста 12-м кеглем. Этого хватит на три минуты живого выступления — именно столько времени дают новичкам на «Открытых микрофонах». Это мероприятия (обычно в клубах и барах), где непрофессиональные комики бесплатно выступают перед публикой. Соедините готовые шутки в единую историю и напишите ее как можно проще: коротко, без деепричастных оборотов и сложносочиненных предложений. Логика простая: чем меньше и проще вы говорите, тем лучше вас поймут. «Библия комедии» советует начинать с самых очевидных и актуальных тем, а заканчивать более личными. Примерная структура монолога выглядит так:
1. Текущие проблемы
4. Личные переживания
В дальнейшем, если захотите стать профессиональным комиком, вы будете нарушать эти правила и разрабатывать собственные, но начинать надежнее с проверенных основ. Готовый текст прочитайте на диктофон, послушайте запись и перепишите те места, которые получились «книжными»: веселыми при чтении, но несмешными вживую. Для вдохновения посмотрите выступления именитых комиков, таких как Джордж Карлин, Дилан Моран, Луи Си Кей и Сара Милликан.
Стендап-комики (раньше — юмористы)
Стендап — это вам не шутки шутить! Хотя… всё именно так. И всё же в стендап часто приходят для того, чтобы рассказать о наболевшем, но ещё и насмешив при этом зрителей.
- Где и как работать: чтобы работать стендап-комиком, нужно уметь шутить со сцены. Выступать можно в барах, специализированных клубах или концертных залах, также можно записывать свои выступления на видео и выкладывать в интернет или участвовать в ТВ-проектах. Обычному зрителю может показаться, что это одна из самых простых работ в мире, но всё не так: комику нужно ежедневно (зачастую по несколько раз в день) проверять свои шутки на разных аудиториях и регулярно переписывать и дописывать свой материал. Так, один часовой концерт может создаваться около года.
- Кому подходит: человеку, который не боится сцены, умеет импровизировать, любит работать на публику.
- Средний заработок: 0-600+ тыс. рублей за выступление. Стоит понимать, что средний ценник за выступление зависит от популярности комика, а проверять свои шутки зачастую придётся бесплатно.
- Как выучиться: на данный момент специальных факультетов и школ не существует. Есть разные курсы, но их прохождение не гарантирует успеха в профессии. Чтобы отработать навыки, всё равно придётся ходить на открытые микрофоны (где в течение короткого времени может выступить любой желающий), самостоятельно писать шутки, а иногда даже проходить кастинги и отборы. И стоит сказать, что комику недостаточно иметь хорошее чувство юмора. Здесь необходимы артистичность, насмотренность, владение ораторским мастерством и умение замечать детали в обыденных вещах и рассказывать о них в смешной манере.
Следующий анекдот
Термин "стендап-камеди" появился в 1940-х в США. Артисты — это всего лишь название, потому что в клубе или баре мог выступить любой человек. Главное условие — чтобы тебя принимала публика. Если шутки "заходили", владелец сцены соглашался на следующее выступление. Главным стендап-клубом в 1970-х был Hungry I в Сан-Франциско. Прямая микрофонная стойка на фоне кирпичной стены, которые стали символом стендапа, были именно там .
Расцвет стендапа пришёлся на 1980-е годы. И та комедия, которую придумали Джордж Карлин, Стюарт Ли, Луи Си Кей, Эдди Иззард и Эдди Мёрфи, почти не изменилась. В 21 веке стендаперы шутят по тем же правилам, что и их знаменитые коллеги из прошлого.
Справка: стендап — это всегда живое сольное выступление. Взаимодействие комика с аудиторией и шутки "из жизни" обязательны. Конечно, истории могут быть выдуманными, но вовлечённость аудитории — это главное.
С 1990-х стендап стал приносить комикам деньги. И сегодняшние звёзды больше не выступают в барах за стакан пива. Они собирают огромные концертные залы с десятками тысяч фанатов и живут безбедно. На стадион все желающие посмеяться тоже не всегда помещаются, поэтому стендап перебрался на телевидение. Кабельный канал Comedy Central стал первой и основной ТВ-площадкой для продвижения стендаперов.
Как стендап пришёл в Россию
Появление стендапа в России, как и многих других вещей, задержалось примерно на полвека. Сначала россияне скорбно переводили шутки смешных и знаменитых с английского. И только в 2010-х стендап занял своё место в мире российского юмора. Он вырос из проекта канала ТНТ ComedyClub: в 2013 году его резидент Руслан Белый запустил собственное шоу " StandUp" , сделанное по всем правилам жанра.
@rusbel_official/Instagram @rusbel_official/InstagramПоначалу всё шло не очень. Зрителей нужно было заставить вспомнить, что это за формат: одинокий человек на сцене без парика, блёсток и наложенного поверх смеха рассказывает истории. Такие артисты были в СССР, но про них уже все давно забыли:
Столицей российского стендапа обычно называют Воронеж. Местное объединение устраивает концерты и собирает неплохую для небольшого города аудиторию. Дмитрий Шамаев, организатор и участник объединения STAND-UP VRN, объясняет, что стендап в России превратился в мощное движение и стал новым видом развлечений:
"Есть кино, есть театр, есть телек дома, а стендап — какая-то альтернатива. Прикольная, недорогая… это вариант нетривиального досуга".
Чем отличается российский стендап от зарубежного
О внутреннем устройстве комедии в России нам рассказал комик и организатор стендап-шоу Олег Денисов из клуба Steal The Show Comedy .
Он считает, что российская комедийная сцена не слишком отличается от того, что есть в США, Австралии и Англии. Но разница всё же имеется.
Олег видит разницу в тематике и "душе" шуток. Логично, что существует "юмор места" — печальная история о пирожке из собаки, купленном у Выхино, будет непонятна жителю Берлина. Плюс, стендаперы из США первыми начали откровенно шутить о сексе, политике и религии. Но в Америке есть своя особенность:
В России ЛГБТ+ и расы почти не трогают — общественного консенсуса в их отношении пока нет. А вот с цензурой всё проще — не принято оскорблять чувства верующих и чеченский народ во главе с Рамзаном Кадыровым; нельзя пропагандировать гомосексуализм, критиковать президента России и РПЦ, много чего ещё не стоит делать. К шуткам о Владимире Путине и патриархе Кирилле есть оговорка: шутить можно, но делать эти шутки своей визитной карточкой и "переходить черту" не нужно. Сам Денисов не сталкивался с жёсткой цензурой, но прецеденты были.
Ещё одно отличие: российский стендап стилистически не очень разнообразный, не так, как в США или Великобритании.
"Всё строится на 2-х приёмах — комедии наблюдений и сторителлинге. У большинства комиков примерно одинаковые стиль и подача материала, мало кто экспериментирует".
В российском стендапе, в отличие от западного, очень мало женщин — они, скорее, исключение из правил. На Западе есть Эми Шумер, Наташа Леджеро, Сара Сильверман, Эллен Дедженерес — у нас есть Юлия Ахмедова. Однако причина не в том, что в России кто-то ущемляет права женщин и не даёт им шутить: просто сами девушки редко приходят в стендап. Может, дело в специфике женского юмора, но точной причины Денисов не знает.
Почему профессии в юморе нужны?
Профессии в юморе: как стать комиком и не только
Писатель-сатирик и сценарист комедии
Обе профессии схожи. Такие люди остаются за кадром и редко выходят на публику.
- Где и как работать: писателю-сатирику можно писать для журналов и газет (иногда даже выпускать свои книги и статьи), а сценарист-комедии создает сценарии для шоу, комедийных сериалов, возможно, для каких-то театральных проектов. Необходимо создать свое портфолио текстов для того, чтобы устроиться в какой-то проект. Так потенциальный работодатель будет знать, кого берет на работу и какие у соискателя потенциал и навыки. Работать можно в медиа, кино, театре.
- Кому подходит: тем, кто любит писать тексты, подмечать забавное, но не хочет при этом «светиться».
- Средний заработок: 40 тыс. рублей в месяц. Профессия писателя-сатирика сейчас встречается редко, в то время как сценарист комедии набирает популярность. Это связано с тем, что люди сейчас реже читают и чаще смотрят сериалы и фильмы на больших и маленьких экранах. Средний заработок зависит не только от количества написанных сценариев, но и от популярности проекта/компании, где работает сценарист/писатель-сатирик. Чтобы увеличить свой доход, такие люди могут взять подработку или изначально работать над несколькими проектами. Писатель-сатирик может написать небольшие произведения для ежедневной рубрики, к примеру, в газете. Сценарист комедии может писать не только для TV или кино, но и для театра, частных мероприятий.
- Как выучиться: как и любой другой профессии, связанной с написанием текстов, стоит идти на журналистский, филологический факультеты, а также на сценарное дело. В таких профессиях помогает не столько теория, сколько практика. Чем больше пишешь, тем больше вероятность успеха.
Блогер/тиктокер/вайнер
Еще недавно никто бы не подумал назвать это профессиями, хотя сейчас именно они набирают популярность не только среди молодежи, но и среди старшего поколения.
- Где и как работать: эти ребята работают на себя и рекламодателей. Чаще всего заработок получается именно за счет рекламы. Эти профессии предполагают создание развлекательного контента на постоянной основе, включение туда рекламы, продвижение своего профиля и собственного бренда на интернет-платформах: Instagram и Tik-Tok. Важно завоевать доверие, не терять подписчиков и грамотно выбирать работодателей (рекламодателей), исходя из интересов и запросов аудитории.
- Кому подходит: креативным людям, не стесняющимся выставлять свою жизнь напоказ и явно любящим социальные сети.
- Средний заработок: 0-100+ тыс. рублей за интеграцию. Заработок зависит от популярности, так как это влияет на цены за рекламу у блогера.
- Как выучиться: сейчас не существует факультетов, обучающих данным профессиям. Ребята учатся на специализированных курсах, которые создают уже раскрученные блогеры и тиктокеры, а также нарабатывают свой собственный опыт.
Профессий, связанных с юмором, довольно много. Хотелось бы отметить, что почти все из них довольно прибыльные и дают возможность развиваться и строить свою карьеру, совмещая с другими специальностями.
Следующий анекдот
The Village продолжает пропагандировать самообразование в разных областях культуры и науки. В очередном выпуске рубрики «Новые знания» мы рассказываем о стендапе, который на протяжении последних десятилетий является основным юмористическим жанром в США, а совсем недавно стал набирать популярность и в России. Журналист и автор YouTube-канала о поп-культуре Blitz and Chips Гриша Пророков объясняет, как появился стендап и кого из комиков стоит смотреть в первую очередь.
Гриша Пророков
С самого начала надо знать: для того чтобы понимать стендап, не нужно никаких особых навыков или знаний. В случае с театром или кино ещё можно поспорить, что у каждого из них особый язык, который складывался на протяжении долгого времени, и чтобы в нём разобраться, нужна какая-то подготовка. Юмор же — язык универсальный. Да, конечно, тут тоже сложилась своя традиция, и есть комики, которые особенно глубоко с ней работают: например, один из лучших британских стендап-комиков Стюарт Ли регулярно шутит, в общем-то, о стендапе — и делает метакомментарий. Но в целом, чтобы начать разбираться в жанре, достаточно включить какой-нибудь спешл (о том, что это такое, ниже) и понять, смешно вам или нет. Если нет — попробуйте другого комика. Вот и всё.
Есть несколько версий о том, как появился стендап. Одни историки жанра считают, что он появился в Великобритании в XVIII–XIX веках. В мюзик-холлах — театрах, возникших на основе пабов — зрители могли свободно сидеть в зале, курить и пить алкоголь, а их развлекала труппа варьете с песнями, танцами и театральными сценками. Одним из номеров и был комик, рассказывающий шутки. По другой версии прародителем стендапа следует считать американский уличный театр.
В современном виде стендап появился в середине XX века. В 1950-е и 1960-е годы комики начали выступать в клубах, например в легендарном hungry i в Сан-Франциско — подвале, где собиралась американская богема: битники, поэты, фолк-музыканты. Считается, что именно в hungry i на фоне сцены была голая кирпичная стена, — и сейчас стендап-клуб принято представлять именно с кирпичной стеной. Первые стендап-комики смело раздвигали границы комедийного жанра: они шутили про политику, секс, расизм, и их нередко арестовывали.
Про современный стендап стоит понимать, что он очень разный: музыкальный, умный, ниже пояса, абсурдный — какой угодно. Это целый вид искусства. Поэтому, если вам не понравился какой-нибудь комик, не стоит ставить на стендапе крест: вы же не бросите смотреть кино после того, как вам, например, не понравился один плохой фильм ужасов. Кроме того, стендап — жанр живой, поэтому в идеале надо ходить на живые выступления. Однако, поскольку в России с этим трудно (у нас стендап всё ещё на первых ступенях эволюции), приходится смотреть записи.
Стендап максимально отличается от советской школы юмора, в которой было два распространённых формата. Один из них — человек выходил и зачитывал (иногда даже по бумажке) написанный кем-то для него сатирический текст. Другой — театральный формат миниатюры, который потом унаследовали КВН и Comedy Club. Стендап же — максимально свободный формат, в котором и автор, и исполнитель, и зачастую главный герой — одно лицо. И делать на сцене можно, на самом деле, что угодно: можно петь песни, можно рассказывать истории из своей жизни, можно шутить шутки, которые никак не связаны между собой, — всё это будет стендапом.
Основной формат, в котором стендап существует в записи, — это спешл (special). Спешл — это большой сольный концерт одного комика, который обычно идёт от 30 минут до двух часов. Многие персональные концерты делались по заказу телеканалов и назывались в духе Ivan Petrov Special for HBO — так и родилось это слово. К спешлу комик обычно долго готовится и обкатывает материал вживую — например, отправляется в тур и даёт 50 концертов с более-менее одинаковым материалом, а потом записывает 51-й.
Спешлы выпускаются на DVD, аудиоальбомами (кстати, не бойтесь слушать стендап в аудио: это тоже отличный формат), а сейчас зачастую просто выкладываются на Netflix. Собственно, Netflix — лучший легальный способ просмотра стендапа в России: в нём немалая библиотека спешлов, и все их можно смотреть с английскими субтитрами. Если же у вас плохо с английским, во «ВКонтакте» существует сразу несколько сообществ энтузиастов, которые занимаются любительским переводом, — собственно, к стендапу многие российские зрители пришли именно через них.
Что же до оригинального стендапа в России, то он пока в зачаточном состоянии. Хотя сходить и посмотреть есть на что: есть шоу Stand Up на ТНТ, участники которого ходят выступать примерно как на работу в офисе, есть клуб Stand-Up Club на Арбате с красным занавесом и бархатными стульями, где дают буржуазную, сытую версию стендапа (что, впрочем, не значит, что это никому не должно нравиться, — в юморе нет правил), есть «Stand Up ЦИМермана» при Центре имени Мейерхольда.
Кроме того, есть независимые комики и даже проводятся открытые микрофоны, на который может прийти кто угодно. Впрочем, на открытые микрофоны комики приходят обкатывать новые шутки — и по большей части выходит ужасно, но это настоящая изнанка жанра и формат, который нужен для живой культуры. Наконец, стоит понимать, что одной Москвой стендап не ограничивается: клубы и сообщества есть по всей стране, а столицей стендапа в России, например, принято называть Воронеж, в котором существует огромная живая сцена и даже проводятся большие фестивали.
Луи Си Кея нет в русском Netflix, так что приходится вставить его в этот список, хотя его и так уже смело можно называть классиком. Наверняка про него вы уже знаете, но в двух словах: Луи Си Кей — главный американский комик современности, звезда и автор сериала «Луи», сильно повлиявший на всю современную комедию. Успех пришёл к нему довольно поздно, в середине 2000-х, когда Си Кею уже было за 40. Юмор Си Кея — одновременно циничный и пропитанный любовью к людям, при этом балансирующий на грани. Он, с одной стороны, просто рассказывает о своей жизни, с другой — проверяет границы морали и устоев общества. Ему ничего не стоит поднять вопрос о том, не заслуживают ли люди с аллергией на орехи смерти, но он сделает это так, что зрители не будут в шоке.
Один из главных афроамериканских комиков, звезда 1970-х, которого Джерри Сайнфилд называл «Пикассо от стендапа». Мастер автобиографического юмора: всё, что Прайор делал, — это, по сути, блестяще рассказывал байки из собственной жизни, которых у него было полно благодаря безумному образу жизни.
Столп американской комедии, который начал карьеру ещё в 1970-х, но больше всего его выступлений сохранилось из 2000-х. Карлин — язвительный и острый сатирик, мастер чёрного юмора. Большинство его шуток — социальная критика; он много шутил про политику, общество и человеческую глупость.
Джервэйс стал звездой стендапа необычным образом: сначала он придумал и сделал сериал «Офис», а потом уже вышел на сцену в качестве популярного комика — обычно же всё происходит ровно наоборот. Если вам кажется, что политкорректность уничтожает юмор, Джервэйс — комик для вас. Он шутит над всеми: полными людьми, гомосексуалами и вообще кем угодно.
Комик-трансвестит, мастер абсурдистского и странного юмора и человек небывалой эрудиции. Выступления Иззарда лучше смотреть целиком: он идеально выстраивает драматургию своих концертов, постоянно возвращаясь к предыдущим шуткам, создавая сквозных персонажей и так далее. Шутит он при этом, например, про балет, Древний Египет и космическую программу.
Russell Peters: Notorious
Рассел Питерс — канадский индиец, сын иммигрантов. Он по большей части шутит про расы и этническую принадлежность: обыгрывает стереотипы, изображает акценты и рассказывает, как он путешествует по миру. При этом в юморе Питерса нет ни капли расизма: он шутит исключительно добро (и при этом довольно просто), а залы на его выступлениях обычно предельно мультикультурные: там сидят и американские азиаты, и американские арабы, и афроамериканцы, и белые — в общем, кто угодно.
Jimmy Carr: Funny Business
Карр — мастер уанлайнеров: он именно что рассказывает шутки, а не связные истории. При этом Карр — англичанин, так что он делает это с классической сухой британской подачей, с минимумом эмоций и театральными паузами.
Hannibal Buress: Live from Chicago
Флегматичный и апатичный афроамериканский комик со странным и немного абсурдным юмором — стиль Бёресса (известного среди прочего по роли в ситкоме Broad City) придётся по вкусу не каждому, но если он вам понравится, то понравится по-настоящему. Бёресс, как и большинство американских комиков, рассказывает истории из своей жизни и делается наблюдениями, но и наблюдения, и жизнь у него, мягко говоря, странные.
Aziz Ansari: Buried Alive
Азиз Ансари — звезда сериала «Парки и зоны отдыха», а также автор и исполнитель главной роли в сериале «Мастер не на все руки», где он, по сути, играет самого себя. Образ Ансари в стендапе похож на его актёрские работы: он отыгрывает немного наивного, но восторженного великовозрастного ребёнка, который будто только открывает для себя мир. Однако следить за этим очень смешно и интересно.
Iliza Shlesinger: Freezing Hot
Элайза Шлезингер — мастер комедии наблюдений. Наблюдает она, правда, в основном за отношениями, привычками и поведением женщин, но делает это невероятно смешно. Как любой хороший комик, Шлезингер не боится смеяться над собой. Она прекрасно шутит над всеми стереотипами, которые навязывает женщине современное общество, — от обязательного макияжа до планирования свадьбы.
Читайте также: