Аят про шутки над религией

Обновлено: 22.11.2024

“Во время похода на Табук один человек сказал: “Не видели м ы больших обжор, лжецов и более трусливых в бою, чем эти наши чтецы Корана”. ‘Ауф ибн Малик сказал ему: “Ты лжец и лицемер! Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха ﷺ”. После этого ‘Ауф отправился к пророку ﷺ, чтобы обо всем ему рассказать. Однако, придя к нему, он обнаружил, что откровение по этому поводу опередило его. Когда тот человек прибыл к посланнику Аллаха ﷺ, чтобы извиниться, пророк ﷺ уже собрался в путь и сидел на своей верблюдице. Он сказал: “О посланник Аллаха, мы просто беседовали в пути, чтобы скрасить его тяготы”. Он был словно привязан к подпруге верблюдицы пророка ﷺ, а его ноги ударялись о камни, и он повторял: “Мы просто беседовали и шутили”. А посланник Аллаха ﷺ ему только читал аят:

Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если Мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали грешниками. (ат-Тауба 9: 65–66).

Он не обращал на него внимания и ничего не добавил к сказанному”. [3]

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Итог таков, что шутки, забавы и т.п. в отношении Всевышнего Аллаха непозволительны, и сказанное при этом в шутку подобно сказанному всерьез!” [4]

То же самое касается шуток и издевательств в отношении законоположений Ислама, будь то борода, хиджаб и т.п., ибо все это запрещено строжайшим образом!

[1] Cура аль-Бакъара 2: 231.

[2] См. “аль-Къаулю-ссадид” 120.

[3] Ибн Аби Хатим 10046, ат-Табари 16928

[4] См. “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/125.

Каждый мусульманин обязан знать, что есть только два руководства, а это — знание или страсть, и третьего нет! Всевышний Аллах сказал: «А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто следует своим страстям, без верного руководства от Аллаха?» (аль-Къасас 28: 50). Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Каждый, кто не следует за знанием, следует за страстью!” См. “аль-Амру биль-ма’руф” 37.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Аллах разделил дела на два вида, и нет третьего. Либо следование за тем, что пришло от Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), либо же следование за страстью. И любая вещь, с которой не пришел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), является страстью”. См. “И’лямуль-муаккъи’ин” 1/81.

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас находится на молитве, поистине, он ведет тайную беседу со своим Господом. Так пусть, каждый из вас посмотрит, что он говорит во время своей молитвы, и не повышайте свои голоса, мешая верующим». Этот хадис передал аль-Багъави со слов человека из племени бану. Байада.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 752, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1597, «Сахих Аби Дауд» 1203.

См. также хадисы №№1538, 1951

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда кто-нибудь из вас будет находиться на молитве, пусть ни в коем случае не поднимает свой взор к небу, чтобы его не лишили зрения». Этот хадис передал Ахмад 3/441, 5/295 и ан-Насаи 3/7 со слов одного человека из числа сподвижников.

Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 749.

Следующий анекдот

Хвала Аллаху, который знает всё, что совершают люди, что скрывают их сердца и что таят в себе их души. Он знает пути и стремления всего сущего.

Воздаём хвалу Аллаху (Велик Он и Славен), благодарим Его за все те неисчислимые дары, которыми Он нас наделил. Милость Его необъятна, щедрость бесконечна, а величие – непоколебимо.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, только Ему мы посвящаем наши молитвы и никому кроме Него не поклоняемся. Произносим это великое свидетельство, дабы оно принесло нам спасение в День Суда, когда каждая душа вспомнит всё, что она совершила при жизни, и всё, чем пренебрегла.

Свидетельствуем, что наш Пророк Мухаммад – раб Аллаха и Его Посланник. Благодаря его призыву и борьбе поднялось знамя единобожия, и свет Аллаха распространился на земле. Просим Аллаха ниспослать мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам, которые стали носителями света, учителями добра и путеводными звёздами для тех, кто стремится к истине. Да будет доволен ими Аллах, ведь они получили воспитание от самого великого из пророков и приобрели знание от лучшего из учителей. Также просим благословения для всех поколений мусульман, идущих по прямому пути, до самого Судного Дня.

О рабы Аллаха! Будьте богобоязненны. Кто страшится Аллаха, не нуждается ни в ком, кроме Него, потому что всегда находится под защитой и опекой своего Господа.

Сердце истинно верующего человека, неуклонно следующего по пути единобожия, наполнено осознанием величия Всевышнего Аллаха, а также ниспосланного Им священного Писания, которое было передано человечеству через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Основательная вера и неуклонное единобожие удерживают настоящего мусульманина от произнесения слов и совершения любых дел, которые могут подразумевать неуважительное отношение к Аллаху (Велик Он и Славен), Корану или Посланнику (мир ему и благословение Аллаха).

Единобожие несовместимо с насмешками над Религией, потому что единобожие – это полная покорность Аллаху, следование всем Его приказам и повелениям, принятие всего, что Он до нас довёл, а также Его возвеличивание . А неуважительное отношение к Создателю и Его закону полностью противоречит ясному и фундаментальному принципу, который заключается в том, что всё сущее обязано возвеличивать Всевышнего Аллаха.

Если же кто-то издевается над поминанием Аллаха или над Кораном, или над Его Пророком (мир ему и благословение Аллаха), или над Шариатом (как, например, в случае издевательства над хиджабом женщины-мусульманки, бородой мужчины-мусульманина или каким-то другим законом Аллаха), то совершает великое неверие (куфр акбар), которое выводит его из Ислама. Причём абсолютно нет никакой разницы, произносит ли он свои слова всерьёз или говорит в шутку, для того чтобы позабавить и рассмешить людей.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Воистину, человек, сам не обращая на то внимания, может произнести слово, которое прогневит Аллаха, и за это будет брошен в адское пламя»[1].

Если человек находится в обществе людей, которые словами или делами проявляют своё лицемерие или неверие, и при этом он не высказывает порицания и не покидает их общества, то становится соучастником их неверия. Всевышний Аллах сказал:

«Он (Аллах) уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им» (Коран, 4: 140).

Аят из Корана, который мы вынесли в заголовок данной статьи, был ниспослан при следующих обстоятельствах. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вышел со своей армией в поход на Табук, в пути произошла неприятная история, которая, тем не менее, стала важным уроком для всех мусульман. Именно об этом событии Всевышний Аллах сказал:

«Если ты спросишь их (лицемеров), они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником?» (Коран, 9: 65).

На самом деле, сподвижники (сахабы), да будет доволен ими Аллах, всегда были самыми умеренными людьми, что проявлялось и в их еде, и в одежде, и во всём остальном. Но именно лицемеры бывают прожорливыми поклонниками пищи и самыми настоящими чревоугодниками, как сказал о них Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Верующий ест в одну кишку, а неверный ест во все семь кишок»[2].

Именно лицемеры (мунафики) являются самыми лживыми из людей, как сказал о них сам Всевышний Аллах:

«Воистину, они – лжецы» (Коран, 58: 18).

Сподвижники же являются самыми честными и самыми справедливыми людьми. Аллах избрал их, дабы они были спутниками и помощниками Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в деле установления и сохранения Религии Всевышнего на земле. В своей честности и надёжности они достигли таких высот, которые недоступны остальным людям, пусть Аллах будет ими доволен и сделает их довольными Его наградой.

Это и есть искреннее и чистосердечное отношение к Аллаху и Его Посланнику, и данный поступок ’Ауфа ни в коей мере не является сплетней. Поэтому оповещение правителя исламской страны о том, что творят смутьяны и распутники, считается удержанием от зла и побуждением к добру, ни в коем случае нельзя рассматривать это как доносительство и сплетни. Все члены мусульманского сообщества являются одним единым целым, и поэтому информирование правителя о деструктивных и вредительских действиях отдельных людей служит цели сохранения порядка и благочестия в исламском обществе.

Когда ’Ауф ибн Малик пришёл к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы рассказать ему о случившемся, он узнал, что аяты Корана, осуждающие лицемеров, уже опередили его. Всевышний ниспослал Свое откровение, в котором сообщил о поступке лицемеров. После этого те люди, которые участвовали в беседе и издевались над Аллахом и Его религией, явились к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), чтобы принести свои извинения. Они стали оправдываться, говорить, что у них не было намерения издеваться, и они лишь вели бездумные беседы, забавлялись, шутили и говорили несерьёзные вещи, дабы повеселить себя в пути, развеяться и таким образом забыть о тяготах долгой дороги. Но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) лишь читал им слова Всевышнего Аллаха:

«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ехал верхом и не оборачивался на лицемера, умолявшего его о прощении. Пророк был разгневан на него и ему подобных, он не принял его лживых оправданий, показав, что Ислам – это не то, с чем можно забавляться, и не то, о чём можно вести фривольные беседы. Всё, что связано с Исламом, должно почитаться и возвеличиваться в сердцах, к этому побуждает нас Вера в Аллаха и его Посланника. Аяты Аллаха почитаемы в сердцах истинно верующих людей, они ценят их, верят в них, возвеличивают каждую их букву и извлекают пользу из каждого слова. Тот же, кто позволяет себе беспечно и насмешливо говорить об Исламе и его святынях, не уважает эту Религию, а значит и отношения к ней не имеет. Верующий должен опасаться впасть в лицемерие (нифак), подобно тому как стали лицемерами эти люди, произнёсшие свои мерзкие слова, а ведь до этого они были верующими [4] , но затем стали неверными.

«Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65).

Как бы то ни было, их Вера (Иман) была очень слабой, и она не помешала им издеваться над Аллахом и Его Посланником.

В качестве еще одного примера насмехательства над религией можно привести насмешки в адрес исламских учёных и неуважительное отношение к ним, а также сплетни с целью их дискредитации.

Мы видим, что человек может стать неверным всего из-за одного слова, слетевшего с его губ, или всего из-за одного дела, которому он сам, по своему маловерию, даже не придаст значения.

В этом аяте говорится об открытом издевательстве над Религией, проявляющемся в словах, но издевательство может быть выражено и делами (например, когда человека побуждают к намазу, посту или единобожию, а он демонстрирует различные гримасы, насмешливо вытягивает губы, высовывает язык, закатывает глаза и так далее).

В данном хадисе говорится, что тот, кто издевается над Религией Аллаха даже в шутку, становится неверным, этот хадис разъясняет нам разницу между сплетнями и чистосердечным отношением к Аллаху и Его Посланнику, а также говорит о том, что не любое оправдание может быть принято.

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин сказал: «Неверие бывает двух видов: « неверие выраженное в отказе от истины »[5] (куфр и’рад/كفرالإعراض) и « неверие выраженное в противодействии истине »[6] (куфр му’арада/كفر المعارضة). Издевательство над Религией относится ко второй категории, к воинствующему неверию, которое намного хуже, нежели простое поклонение идолам. Это очень опасная ситуация, потому что лишь одно сказанное слово может навлечь на человека горе и погибель, но сам он этого даже не почувствует. Кто насмехается над молитвой (намаз), милостыней (закят), постом (ураза) или паломничеством (хадж), является неверным по единогласному мнению всех учёных Ислама. К этому относятся также и насмешки над знамениями Аллаха, законами природы и устройством бытия, например, такие слова: «Жара зимой – это нелепость» или: «заморозки летом – это глупость». Человек, позволяющий себе насмехаться над волей Аллаха, мусульманином не является и не имеет отношения к Исламу. Ведь все деяния Аллаха совершаются в соответствии с Его безграничной мудростью, которая непостижима для нас в полной мере».

Если человек возвеличивает Аллаха (Велик Он и Славен), то должен уважительно относиться и к учёным – носителям знаний Ислама. Тот, кто имеет веру в Аллаха, помогает учёным и проповедникам, почитает и оказывает поддержку тем, кто побуждает к добру, удерживает от зла, совершает благодеяния и приносит людям пользу. Кто же насмехается над учёными из-за их строгой приверженности своей Религии, тот совершает дело неверия (куфр).

Всевышний Аллах сказал:

« Аллах засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Него, а также ангелы и обладающие знанием . Он поддерживает справедливость» (Коран, 3: 18).

Также Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Он уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с ними, если услышите, как они отвергают знамения Аллаха и насмехаются над ними, пока они не увлекутся другим разговором. В противном случае вы уподобитесь им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверующих в адском пламени» (Коран, 4: 140).

Насмехательство над самой Религией и её законами является неверием (куфр), а насмехательство над выполнением мусульманином законов Аллаха является большим грехом (кябира).

Шейх Мухаммад ибн Ибрахим говорил: «Некоторые люди любят придираться к поступкам религиозных людей и особенно – к обладателям знаний, они не упускают возможности сказать: «Мулла сделал то-то и то-то». Эти слова очень опасны и представляют угрозу прежде всего тому, кто их произносит, потому что, на самом деле, они говорят это лишь для того, чтобы упрекнуть верующих за их покорность Аллаху, поэтому такие высказывания чреваты вероотступничеством. Но если нечто подобное употребляется между обычными людьми, то это, все равно, является неподобающим поведением, но это не так тяжко, как насмешки над носителями исламских знаний и набожными людьми».

Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин говорил: «Тот, кто издевается над людьми, неуклонно соблюдающими Религию Аллаха, несет в своём сердце определённый вид лицемерия (нифак). Причина этого в том, что, говоря о лицемерах, Всевышний Аллах сказал:

«Они (лицемеры) посмеиваются над верующими, которые делают добровольные пожертвования» (Коран, 9: 79)».

Шейх Салих аль-Буляйхи (да одарит его Аллах своей милостью) вёл проповедь в Мекке, в Заповедной мечети, он поднял свой мисквак[7] и сказал: «Это мисвак, и если человек знает, что его использование является Сунной, но при этом насмехается над теми, кто его применяет, то тем самым совершает дело неверия (куфр). Издеваясь над Сунной, человек издевается над Посланником (мир ему и благословение Аллаха), а издеваясь над Посланником, он издевается над Аллахом, ведь именно Он отправил Пророка к людям и научил его всем законам».

Постоянному комитету учёных был задан вопрос относительно обращения к религиозным людям со словами: «Эй, борода». Ответ был таков: «Издевательство над бородой – это большое зло. Если человек сказал: «Эй, борода», желая поиздеваться, то тем самым он совершает поступок неверия (куфр). Если же он просто хотел окликнуть какого-то человека, называя его по внешним признакам, то это не является неверием, но, тем не менее, не подобает обращаться к людям такими словами».

В определённых кругах сегодня бытует мнение, что некоторые законы Шариата следует пересмотреть и поменять, потому что они не соответствуют современному прогрессивному обществу. Например, говорят, надо пересмотреть исламскую наследственную систему, в которой мужчина имеет право на долю, равную доле двух женщин.

Отвечая на такие высказывания, шейх Абдульазиз ибн Баз (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Законы, которые Аллах передал свои рабам через пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), такие как законы наследственной системы, пятикратной молитвы, закята, поста и другие, – все они были разъяснены Всевышним Аллахом, и мусульмане едины в покорности этим законам. Никто не имеет права предъявлять к законам Аллаха какие-либо претензии или вносить в них коррективы. Это действующее законодательство для этой общины, как во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и во все времена после него до самого Конца Света.

Также есть люди, которые называют некоторые законы Аллаха кожурой, имея в виду, что они незначительны и поэтому не стоит концертировать на них внимание. Такие слова они говорят, например, об отращивании бороды, укорачивании брюк и т.д.

Отвечая на это заявление, шейх Абдульазиз ибн Баз сказал: «Это опасные слова и великое злодеяние. В Религии нет кожуры, вся она – есть сердцевина и вся она – благо. Да, мы разделяем вопросы на основы и ответвления. Укорачивание брюк и отращивание бороды – эти вопросы относятся к ответвлениям, не к основам, однако ни в коем случае нельзя называть какие-либо законы Аллаха кожурой. Я боюсь, что человек, который говорит подобные слова с целью принизить Религию или посмеяться над ней, является вероотступником, отказавшимся от Ислама, так как Аллах (Велик Он и Славен) сказал:

«Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали» (Коран, 9: 65)».

Именно Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел мусульманам отпускать бороду и укорачивать усы. Наша обязанность – повиноваться и относиться с предельным почтением ко всем Его приказам и запретам во всех делах.

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение Пророку Мухаммаду, а также всей его семье и его сподвижникам и всем, кто неуклонно следовал их пути до самого Судного Дня.

Следующий анекдот

Дополнение к теме «Предостережение от юмористов…»

Хвала Аллаху Господу миров, да благословит Аллах и приветствует нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников. А затем:

Сказал шейх АбдуЛлах аль-‘Акыль, после того как упомянул аят «Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником?" Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали"» (Сура ат-Тауба, 65-66):

«И в этом доказательство на то, что это действие противоречит иману полностью, и выводит из религии. Так как основа религии – это вера в Аллаха, Его книги, Его пророков, и возвеличивание этого – также из веры. И известно, что насмешки и ШУТКИ над чем либо из этого (из религии) хуже чем просто неверие, так как это куфр (неверие) и в добавок НЕУВАЖЕНИЕ. И кафиры, они либо «аль-му’ридун» (отворачивающиеся), либо «аль-му‘аридун». Что такое «аль-му’рид» известно. А что касается «аль-му‘арид», то это тот, кто враждует со Всевышним Аллахом, и Его посланником.

Следующий анекдот

Библиотека ислама от А до Я. вернуться к странице

Библиотека ислама от А до Я. запись закреплена

О шутках и издевательствах над религией, или постулатами религии Ислам.

БисмиЛляи Ррахмаани Ррахиим

Сказал Ибн Хазм о том, кто сказал куфр не по принуждению и не в форме передачи: «…Иджма Уммы на том, что его хукм — хукм кафира, и это по решению Посланника Аллаха и текстам Корана, о том что тот, кто сказал слова куфра, то воистину, он кафир» (см. Фасль, 3-245).

Сказал шейх Мухаммад Бин Ибрахим: «И это упоминание в этой главе иджма от них (саляф) в том, что выходит такой из религии, даже если с ним будут два свидетельства, по причине лишь убеждения, либо одного лишь слова, либо одного лишь действия. Хватит в этом их иджмы, в которой они не разногласят» (См. Шарх Кашфу Шубухат, 102)

Сказал шейх–уль-Ислам Ибн Теймия: «Тот, кто сказал слово неверия без принуждения, намеренно, зная, что это слово неверия, становится неверным внешне и внутренне, и нельзя сказать, что внутри он может быть верующим. И кто так скажет, тот вышел из Ислама» (см. «Сарим аль-Маслюль», 438)

«О пошутившем над Кораном.»

(См. Сарим аль-Маслюль, 3-956.)

Положение тех, кто насмехается над аятами Аллаха.

Судья абу Бакр ибн аль-Араби по поводу аята сказал:
Насмешка над Исламом в любом случае является куфром, независимо от того была ли она произнесена из шутки или по серьёзному. В этом вопросе среди мусульман никаких разногласий нет. Обладатели истины и знания занимаются только тем, что изучают аяты; насмехаться над ними - дело только обладателей ложного и невежества. ( Ахкамуль-Къуран, 2/976-977 )

Ибн Касир в тафсире аята говорит:
Абу Маъшар аль-Мадани передал от Мухаммада бин Каъба аль-Куразъи и других, как однажды один из двуличных сказал:
" Эти чтецы корана - самые яростные обжоры, лгуны и трусы из нас ". Эти слова были переданы посланнику (саля Ллаху алейхи ва салам). Этот человек (двуличный) настиг посланника (саля Ллаху алейхи ва салам) когда тот отправляясь в дорогу, взбирался на верблюда. (Двуличный) сказал: " О посланник Аллаха, Мы только погружались в беседы и забавлялись ". Тогда посланник прочитал ему аят:

Суждение о двуличии человека дается даже в том случае когда человек не осознает своего двуличия, а также и тогда, когда не имеет намерения совершать двуличие.

Ибн Таймия говорит:

" Положение их подобно положению того, кто зажег огонь; когда же огонь осветил все вокруг, Аллах унес их свет и оставил их во мраке, так что они не видят".

Они сначала видели, затем ослепли; то есть сначала они уверовали, а затем впали в неверие. ( Маджмуъуль-Фатауа, 7/272-274 )

Вот, что имам (Ибн Таймия) говорит по поводу аята:

" А если ты их спросишь, они, конечно, скажут: "Мы только погружались (в беседы) и развлекались" ":

Этот аят показывает нам, что те люди вошли в куфр несмотря на то, что они говорили: " Мы произносили эти слова не веря в них, просто так забавляясь и развлекаясь ". Таким образом стало понятно, что насмехаться над аятами Аллаха является куфром. Невозможно произносить слова насмешки без того, чтобы в сердце не было бы куфра. Ведь если бы в сердце была вера, она обязательно воспрепятствовала бы произношению таких слов. ( Маджмуъуль-Фатауа, 7/220 )

Следует обратить внимание на то, как тексты корана непреложно свидетельствуют о неверии этой группы людей. Из этого свидетельства Корана неоспоримо следует следующее:

Сфера действия Коранического обвинения в неверии не ограничена только теми упомянутыми людьми. Наоборот это суждение распространяется на всех, кто совершит деяние, подобное тому, что совершили те люди. Согласно правилу, в верности которого все муфассиры единогласны, в установлении действительности коранических суждений, частные случаи - причины сниспущения корана во внимание не принимаются, наоборот во внимание принимается общие смысловые значения коранических понятий. В противном случае - прибегаем от этого к Аллаху - теряется универсальность и всепригодность коранической юрисдикции. Ведь несмотря на совершенность корана, нет почти ни одного аята, который не сниспустился бы на основании какого-нибудь частного случая. Теперь если мы ограничим суждение аята только этим частным случаем, то не останется ни одного аята, действие которого распространялось на нас.

Итак все муфассиры единодушны в том, что причиной того, что те люди вышли из веры и вошли в неверие являлись их грязные слова. Разногласие лишь в качестве веры из которой они вышли, при входе в неверие: Была ли это условная, формальная (юридическая) вера, установленная на основании их формальных слов и заверений; Или же это была настоящая вера, установленная не только словами а также признанием сердца. В любом случае аят доказывает наше утверждение (, что неверие может иметь место и по незнанию).

Если кто-то скажет, что суждение аята направлено только настоящим яростным двуличным, которые стали неверными не из-за насмешки а по причине других деяний. Другими словами, их насмешки были следствием их неверия, но не были сами причинами их входа в куфр; то есть насмешка над Исламом не является доказательством в том, чтобы обвинять кого-нибудь в неверии. На это мы ответим следующее:

• Нет сомнения в том, что коран вводит в действия свои суждения и положения не опираясь на частные случаи, на основании которых соответствующие аяты были сниспущены.

• При вынесении шариатских суждений во внимание принимается внешние слова и деяния субъекта, что касается скрытого от нас внутреннего положения, которое можно узнать только при помощи божественного откровения, то во избежания путаницы и недоразумения между людьми внутреннее положение во внимание не принимается. Поэтому источником обвинения неверия являются только внешние деяния и слова.

• Вера упомянутая в аяте " Вы вошли в неверие, после того как уверовали ", может пониматься как настоящая или как по одному мнению формальная (юридическая). При любом понимании верно следующее рассуждение. Сначала к этим людям применялись правовые нормы, применяемые к муслимам. Затем, после того они произнесли слова неверия к ним начались применяться нормы, применяемые к кафирам. Теперь мы спрашиваем, раз они были неверными раньше, то почему обвинение их в неверии было отсрочено, тем более, что несомненно эти слова они произносили и раньше? Кроме этого обвинение было выполнено сразу после произнесение слов, а вы говорили, что эти слова не являются причиной обвинения в неверии. Далее, если они стали неверными не по этой причине, а по какой-нибудь другой, почему они просили прощения именно за эти слова, а не за что-нибудь другое?

Все эти сложности можно разрешить только в свете понимания салафа. Салаф вынес им суждение такфира по причине того, что они сказали эти слова. Поэтому суждение такфира распространяется на всех, кто совершит подобное деяние. Как и говорит ибн Таймия: "сначала они обладали некоей верой и знали, что говорить слова насмешки запрещено. Но они полагали, что если они не будут верить в смысл этих слов и будут произносить это просто так, из забавы, то они не станут неверными. Коран не опроверг то, что они делали это из забавы, но сообщил, что они стали неверными". Отсюда становится понятно, что в произношении слов неверия или в совершении деяний куфра нет оправдания шутке или забаве, или чему-нибудь подобному. Единственным оправданием этому является икрах.

Но несмотря на то, что они не знали, что станут неверными; несмотря на то, что они не хотели и не намеревались стать неверными шариат сообщил, что они стали неверными и не принял во внимание их незнание и незлонамеренность.

Как верно сказал посланник (саля Ллаху алейхи ва салам):
" Людей волокут в ад лицом вниз только по причине плодов их языков" * ( Ахмад, Баб аль-Иман; Тирмизи, Баб аль-Иман; Ибну Маджа; Бухари; Муслим )

*Приведем некоторые из подобных этому, хадисы:
Абу Хурайра передает, что посланник (саля Ллаху алейхи ва салам) сказал: " Иногда раб не придавая этому внимание, говорит такое слово, вызывающее гнев Аллаха, что из-за этого слова Аллах бросает его в ад на семьдесят лет вниз ". ( Муслим, Зухд, 49; Муууаттъаъ, 4; Тирмизи, Зухд, 10 )

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший это) и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад». ( Бухари, Рикак, 2014 (6478) )


Издевательства над хиджабом

Какое правило действует в отношении того, кто издевается над женщинами, одевающими исламский хиджаб и укрывающие лицо и руки?

Ответ: Вся хвала Аллаху. Тот, кто надсмехается над женщиной по причине следования ею исламского шариата – тот является кяфиром. И нет разницы издевается он над ношением исламского хиджаба или над чем либо другим. Абдуллах ибн Умар передал, что во время похода на Табук человек сказал: «Я не видел никого подобного нашим чтецам Корана. У них самые большие животы, и самые лживые языки и они самые трусливые при встрече с врагом» Другой мужчина сказал: «Ты лжешь и ты лицемер. Я обязательно сообщу Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)» Он рассказал Посланнику Аллаха, и тогда были ниспосланы аяты Корана. Абдуллах ибн Умар сказал: «Я видел, как этот мужчина бежал схватившись за стремя верблюдицы Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), спотыкаясь о камни, и он (Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)) повторял: «Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». (9:65-66) И таким образом, насмешки над верующими эквивалентны насмешкам над Аллахом, Его аятами и Его посланником. И у Аллаха мы находим силы. Al-Lajnah al-Daa’imah, al-Fataawa al-Jaami’ah li’l-Mar’ah al-Muslimah, часть 3, стр. 813

Говорит шейх уль Ислам Ибн Теймия про тех, кто высмеивали чтецов Корана:

"Они сделали запретное, зная, что это запретное, но они не думали, что это куфр, а это оказалось куфром, и они стали кафирами"
Источник: "Маджму аль-фатауа", 7/273

Читайте также: