Анекдоты про распутина григория

Обновлено: 04.11.2024

Без вымысла

Проект 1917 — это события, произошедшие сто лет назад и описанные их участниками. Только дневники, письма, воспоминания, газеты и другие документы.
Проект начинается 14 ноября 1916 и заканчивается 18 января 1918.

Франция, Париж

В L'Echo de Paris прочел анекдот о Распутине (вероятно, французы сочинили). Будто однажды Р. явился к Ник. Николаевичу и говорит, что к нему ночью явилась Богородица и сказала, что, чтобы победить немцев, нужно произвести атаку в таком-то месте. Странно, ответил Н. Н., но мне сегодня ночью тоже являлась Богородица и сказала: «Завтра к тебе придет Распутин и будет говорить вздор, так ты его выгони в шею».

, и еще

Источник: Революционная Россия. 1917 год в письмах А. Луначарского и Ю. Мартова, М., 2007.

✍ Также в этот день Петроград, Пермская ул., д. 2б

Не знаю, как у Вас в Москве, а у нас в Питере мороз сегодня: -18.

, и еще

Источник: Федор Иванович Шаляпин, М., 1976—1979, Т. 1.

Химический завод Ушковых, Тихие горы, Вятская губерния

Здесь пьянство царит поголовное и свирепое и карточные ноктурналии высокоазартного свойства. Здесь я прямо нахалом стал — не вижу пред собой ни возраста, ни положения и, случается, скандалю.

, и еще

Источник: Пастернак Б., Полное собрание сочинений, М., 2005, Т. 7.

Москва, Никольский переулок, 21

Я начинаю все глубже и глубже чувствовать полное расхождение с Москвой; и знаете, я подмечаю странное свойство литературных москвичей: они все психически больны неумением оставаться с собою. Это — болезнь. Это какой-то взаимный вампиризм. Знаете, какая характерная черта укушенного вампирами? Та, что он сам превращается в вампира. Я не знаю, когда кто кого впервые укусил, но вижу: все давно перекусаны; все — вам­пиры, без исключения; поэтому все давно кусают друг друга: ни у кого нет ни одного неискусанного места в душе; все покрыто укусами; даже более того: коростом от бо­лячек. И вот этот-то корост и создает иллюзию выносливости и здоровья: создает ил­люзию способности говорить и общаться 24 часа в сутки в продолжение ряда меся­цев. Я думаю: первый симптом оздоровления многих было бы явное схождение с ума, выражающееся в крике «благим матом»; в этом крике «благим матом» был бы уже симптом оздоровления. Видите: моя психология «скандала» растет. Я уже в обществе начинаю грубить.

2. Хлыст

Современники из числа ненавистников «старца» нисколько не сомневались, что Распутин принадлежал к секте хлыстов . При этом никто из них не имел о хлыстах ни малейшего понятия.

Распутин и в самом деле был знаком с практиками сектантов. И кое-что — танцы до упаду, радения — из них позаимствовал. Но в Тобольской епархии было проведено расследование, и обвинения Распутина в сектантстве не подтвердились.

Григорий оказался близок к царской семье во многом благодаря православному духовенству черносотенного толка (Илиодор, епископ Гермоген), которое рассчитывало использовать его в своих целях. Но потом, убедившись, что Распутин действует абсолютно самостоятельно, священники разочаровались в нем и пустили слухи о его хлыстовстве. Сам же Григорий всегда считал себя православным.

Следующий анекдот

Путин вызывает космонавтов и говорит:
- Повезете олимпийский факел в открытый космос.
- Он же погаснет!
- Вы что думаете, в Кремле дураки сидят? Полетите, когда ветра не будет!

Путин предложил перевести часы назад - на 30 лет.
Хорошо, что Путин много ездит по стране и посещает разные предприятия.
Плохо, что на этих предприятиях он встречается с одними и теми же работниками ФСО.

Написал в письме Деду Морозу:
"Хочу в новом году стать другом Путина!". Пришли домой двое в штатском и доходчиво объяснили, что Деда Мороза не существует.

Путин заявил, что в случае договорённостей с Украиной газ для конечных потребителей на Украине может подешеветь на 25% .
Уважаемый Владимир Владимирович, о чём надо договориться с правительством населению РФ, чтобы и у нас НАШ газ подешевел хоть на сколько-то процентов?

Путин рассказал россиянам, что у них теперь есть гиперпуперзвуковая ракета, способная поразить Америку.
А о том, что у россиян зарплаты и пенсии, способные поразить Америку - не рассказал.

Следующий анекдот

Интересным образом складывались отношения Григория Ефимовича Распутина с его современниками, деятелями русской культуры. Когда искусственным образом, как по команде, россиянам начала внушаться мысль, что Распутин — это грязный самозванец, пьяница и развратник, то это повергло многих в смущение. Но даже среди этого смущения и растерянности люди, соприкасавшиеся лично с Григорием Ефимовичем, не могли не отдать должное его удивительным качествам.

Я приведу сегодня один лишь пример. Писатель и философ Василий Розанов несколько раз встречался с Распутиным. Конечно, кто знаком с творчеством Розанова, те знают о его особенностях и странностях, о которых я теперь не буду говорить. Поэтому, когда Розанов пишет о Распутине - а пишет он о нем немало - он, как и многие из тогдашней интеллигенции, во многом проецирует на Распутина свой портрет - это надо иметь ввиду. Но все равно многие его наблюдения и замечания удивительно точны.

Василий Розанов Василий Розанов

«Все "с молитвою" — ходили по рельсам.

Вдруг Гриша пошел без рельсов.

Не того, что "без рельсов". Таких много. Но зачем "с молитвою".

Я его видел. Ох, глаз много значит. Он есть "сам" и "я".

Вдруг из "самого" и "я" полилась молитва. Все вздрогнули. "Позвольте, уж тысячу лет только повторяют, и все — "по-печатному". У него — из физиологии».

Розанов о Распутине

Розанов верно уловил суть проблемы. Религия сделалась для многих русских людей той поры, в особенности для интеллигенции (Розанова в том числе) категорией формальной, в лучшем случае - имеющей культурную и историческую ценность. Но в лице Распутина христианство мощным потоком вторгается в жизнь.

Распутин сходит с тех рельсов, по кругу которых привычно катался паровоз русского христианства. Многие сходили с рельсов до него - ударялись во все тяжкие. Но в том-то и дело, что Распутин сошел с формальных рельс, но не покатился под откос. Он пошел в гору. Розанов свидетельствует:

«От него “тяга”. Влиявшая на непоколебимого и ученого архимандрита. На эту изящную, светящуюся талантом женщину. Какое-то “светопреставление”. Что-то, чего нельзя вообразить, допустить. И что — есть!! Воочию!!"

На одной из встреч Григорий Ефимович сказал Розанову о том, что быть писателем - это совсем не то, что тот думает. Быть писателем, согласно Григория Распутина - это великая ответственность перед Богом и перед людьми. Ответственность за формирование душ людей. Но мало кто из писателей, добавил Распутин, глядя на Розанова, понимают, что творят.

А вот свидетельство Розанова о еще одной встрече со Старцем. Точнее, встречались другие люди. И вот - появился Григорий Ефимович:
"Разговор — о каком-то вопросе церкви, о каком-то моменте в жизни текущей церкви — был в квартире о. архимандрита: и мы все, я и другие присутствующие, были удивлены, что о. архимандрит, всегда такой определенный и резкий в суждениях, был на этот раз как будто чем-то связан. Разговор продолжался, как вдруг занавеска отодвинулась и из-за нее вышел этот странник, резко перебивая всех нас: “Пустое вы говорите, пустое и не то. ”

"Нужно было видеть, что произошло с о. архимандритом: с момента, как вошел странник, очевидно слушавший все из-за занавески, его — не было. “Нет о. архимандрита”. Он весь поблек, принизился и исчез. Вошел в комнату дух, “духовная особа” такой значительности, около которой резкий и властительный о. архимандрит исчез и отказывался иметь какие-нибудь “свои мысли”, “свои мнения”, быть “своим лицом”, — и мог только повторять то, что “Он сказал”. »

"Метафизика пола"

Розанов в то время жил "метафизикой пола" (религиозно-философское учение, которое он развивал) и "пророческим эротизмом", и мысли у него были выстроены соответственно. Распутину, про которого он слышал столько пропаганды (а встречал лично всего несколько раз), он пытался приписать что-то от себя. Он писал: «Мне как-то случилось обмолвиться в присутствии священника, что ведь „личность этого Странника с нравственной стороны ничем не удостоверена, потому что зачем же он целует и обнимает женщин и девушек. “ Нужно было видеть, какое это впечатление произвело. Священник совершенно забылся и ответил резко, что хотя „странник и целует женщин (всех, кто ему нравится), но поцелуи эти до того целомудренны и чисты . как этого. не встречается у человека“.

Розанов достаточно близко подошел к пониманию сущности дела — не мог он только переступить той последней черты, которая называется - верой. И все же его рассказ интересен: «Странник, о коем я упомянул, утонул в море анекдотов о нем, которых, чем более, тем гуще они заволакивают от нас существо дела. Между тем здесь великая тема для мысли и для любопытства. Мы, конечно, имеем перед собою „что-то“, чего совершенно не понимаем, и что натурально — есть, реально — есть; что присутствует в этом страннике .

. Можно объективно заметить в Сибирском Страннике, отметить „научно» и не проникая в корни дела, это что он поворачивает все „благочестие Руси“, искони, но безотчетно и недоказуемо державшееся на корне аскетизма, „воздержания», „не касания к женщине» и вообще разобщения полов, — к типу или вернее к музыке азиатской мудрости (Авраам, Исаак, Давид и его „псалмы“, Соломон и „Песнь песней“, Магомет), — не только не разобщающей полы, но в высшей степени их соединяющей".

Религия и культура

Розанов продолжает: "Все „анекдоты“, сыплющиеся на голову Странника, до тех пор основательны, пока мы принимаем за что-то окончательное и универсальное „свою русскую точку зрения“ — точку зрения „своего прежнего“; и становятся бессильны при воспоминании о „псалмах Давида“, сложенных среди сонма его окружавших жен.
Странник чрезвычайно отталкивает европейский тип религий, а „анекдоты» возникли на почве великого удивления, как можно быть „религиозным лицом“, иметь посягательство на имя „святого человека“, при таких. „случайностях“.

"Но ведь „взяв анекдот в руки“ и вооружившись настроением анекдотиста, — это же самое можно рассказать о Соломоне, о Давиде, об Иакове и Аврааме, которые, однако, были близки к Богу и явили „знаки“ своей близости. Вот эти-то „знаки“ есть, очевидно, и у Странника: их читают те, кому это открыто.

Серьезность вовлекаемых „в вихрь» лиц, увлекаемых „в трубу“, необыкновенна: „тяга» не оставляет ни малейшего сомнения в том, что мы не стоим перед явлением „маленьким и смешным“, что перед глазами России происходит не „анекдот“, а история страшной серьезности .
Я не назвал по имени Странника, его имя на устах всей России. Чем кончится его история — неисповедимо. Но она уже не коротка теперь, и будет еще очень длинна. Но только никто не должен на него смотреть, как на „случай», „анекдот“, как на „не разоблаченного обманщика“» .

Формальная религия и живая вера

Розанов пишет о том, что Распутин нарушил многие религиозно-культурные стереотипы. Однако даже Розанов замечает, что эти стереотипы не являются библейскими, но культурно обусловленными.

Действительно, такие церковные идеалы, как монашество, безбрачие, удалённость от мира, для Григория Ефимовича значили несравненно меньше, чем для официальной церкви. Также ему чужда была церковная политика и вмешательство церкви в политическую жизнь государства, особенно её настойчивые призывы к войне. Церковные авторитеты того времени превратились в фарисеев и саддукеев, осаждавших комара, и пропускавших верблюда.

Недостаточно благоговейно, с точки зрения критиковавших его церковников, Григорий относился к церковным ритуалам и реликвиям. Феофан (Быстров) жаловался, что ещё в то время, когда он был близок к Распутину, он замечал, как тот беспечно щёлкал орехи в ту пору, как другие постились и молились, готовя себя к тому, чтобы приложиться к иконам Верхотурского монастыря. Григорий Распутин проявлял очень мало интереса ко всем условным традициям, которые тогдашним фарисеям и саддукеям казались чуть ли не сущностью христианства.

Христос и фарисеи Христос и фарисеи

Опыт позволил Григорию понять, что формальная религия ничего не дает человеку. Церковные ритуалы, традиции, предания - все это хорошо только до тех пор, пока не подменяет собою живые отношения с Богом. И все же он не рвет с Церковью. Он делает все, что было в его силах, чтобы дать этой Церкви Живого Христа. Вся его жизнь будет посвящена этой цели. И главными врагами его сделаются те люди, о которых он более всего заботился и переживал - церковные авторитеты. В кротости и со смирением Григорий Ефимович научится встречать отвержение этих людей.

Выводы

Человеку легко идти по рельсам, по колее. Но идущий по колее если и услышит Бога, через голос совести, или учение Писания, вряд ли сможет последовать туда, куда Бог ведет - ведь он в колее. Такой человек несвободен. Григорий Ефимович понимал, что за право быть послушным рабом Божиим придется дорого заплатить. Но он готов был уже на любую цену. Потому что он знал Того, с Кем имеет дело. Он знал Живого Христа.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

Следующий анекдот

Хотя Распутин представляется гиперсексуалом — человеком с повышенной половой активностью, на деле все обстояло ровно наоборот. Распутин — человек с резко сниженной сексуальной потенцией. Если можно выразиться — полуимпотент.

Монах Илиодор , хорошо знавший «старца» Григория, составил своеобразный реестр. Он разделил обожательниц Распутина на четыре категории. Первая — те, с которыми Григорий мылся в бане, со вторыми «радел», из третьих «изгонял беса». И только четвертая категория — женщины, с которыми, по мнению Илиодора, у Распутина был секс.

Подавляющее большинство почитательниц относилось к первой категории. Распутин водил их в баню, заставлял раздеться, раздевался сам. После они мыли ему ноги, смиряя свою гордость. Судя по воспоминаниям, до полового акта дело не доходило. Так же как и со второй и с третьей категориями. Дело ограничивалось поцелуями. «Он начал меня целовать, так целовал, что на моем лице не осталось ни одной точки, старцем не поцелованной. Мучил меня он четыре часа. Потом пошла домой», — вспо­минала одна из почитательниц.

В четвертую категорию «жертв плотского совокупления» Илиодор зачислил толь­ко 12 женщин. Да и то некоторые были занесены в категорию явно ошибочно, как, императрица Александра Федо­ров­на или фрейлина Анна Выру­бо­ва , чья девственность была официально установлена медэкспертами при Временном правительстве. Так что остальные «жертвы» вызывают сомнения.

Распутин знал о своих проблемах с потенцией, поэтому вся его тяга к женскому полу была призвана психологически компенсировать собственную сексуальную неполноценность.

Читайте также: