Анекдот про рериха и шамбалу

Обновлено: 04.11.2024

Легенды о Шамбале многообразны. Она описывается как прекрасная страна мудрости, гармонии, просветления, населенная мудрецами, постигшими истину, и незримо управляющими судьбами мира. Варианты трактовки истинной сущности Шамбалы содержатся в буддистских текстах, в посланиях западных путешественников, посещавших Тибет, Бутан и Индию, в произведениях мистиков XIX и XX веков, а также основательницы теософии Елены Петровны Блаватской.

Создатели учения Агни-Йоги и Живой Этики Николай и Елена Рерих придавали концепции Шамбалы огромное значение. Шамбала, как некий мистический центр мира, таинственная и недоступная, продолжает манить к себе на протяжении тысячелетий. На ее поиски пускались и философы, ищущие истины и самосовершенствования, и ищущие приключений путешественники, которых мало интересовало особое духовное предназначение этой священной страны, и сильные мира сего, верящие, что, найдя Шамбалу, они смогут завоевать мировое господство.

Первое упоминание о Шамбале содержится в древнем тексте, носящем название «Калачакра-тантра». «Калачакра» на санскрите означает «Колеса времени». Буддистское учение Калачакры связано с соотношением человеческого мира и Вселенной. В соответствии с ним человек как микрокосм сущностно подобен макрокосму – мирозданию. Неразрывная связь двух этих систем приводит к тому, что любые изменения в человеке проецируются на трансформации во внешнем ему мире и наоборот.

По другой версии той же легенды, учение Калачакры открылось некоему Цилупе, который, попав в страну Шамбалу был там посвящен в тайное знание, и изложил его по возвращении в Индию. Шамбала описывалась как последний оплот истинной Дхармы, в котором, в конце истории сконцентрируется Воинство Духа для того, чтобы противостоять варварам. Правителем Шамбалы в конце веков должен стать царь – десятое воплощение бога защитника Вишну – Калка-раджа или Калки. В буддизме Калки ассоциируется с Буддой Майтрейей. Конец истории, когда Шамбала станет местом рождения нового мессии может трактоваться как «разрушение мира» или – окончание огромного космического цикла – Кали Юги.

Не редко давались и конкретные указания по географическому местоположению Шамбалы. Калачакра-тантра помещает ее на севере реки Сита. Однако как называется сейчас эта река не совсем ясно – возможно в виду имелась река Амударья или Сырдарья. От чужестранцев и вообще всякого внешнего влияния Шамбалу ограждает горное кольцо, состоящие из восьми вершин, покрытых снегом. В центре Шамбалы находится дворец Калапа – полновластного правителя страны.

Разнообразные мифологические, фольклорные сказания о Шамбале присутствуют в культуре народов России. «Беловодье», «Царство попа Иванова», «Хождение Зосимы к Брахманам», «Сказание об Индийском царстве» пользовались в народе огромной популярностью. Во многом эти повествования связаны с легендами о походе Александра Македонского в Индию. Позднее основные действующие персонажи изменились и само повествование приобрело мистически-религиозный оттенок. Место путешествия героев этих сказаний – некая прекрасная страна, воплощавшая в себе все характеристики земного рая.

Притом считалось, что рай этот можно обрести и при жизни – конечно, необходимо было преодолеть все трудности, пересечь равнины, взобраться на горы и переплыть моря, проявить твердость и выдержку, духовно очиститься и тогда страна вечно ускользающего счастья могла принять счастливого странника. Райская страна – Беловодье – описывалась как край, где небо и земля почти не различимы и сливаются в одно, где все пронизано светом, и где текут источники вечной молодости и мудрости.

В середине семнадцатого века несколько монарших домов Европы получили таинственное послание, автором которого был некий Иоанн, властитель дальней страны. В письмах подробно и живописно рассказывалось о необыкновенной затерянной стране, которой он правит. Европейские мистики и ученые тут же принялись за расследование происхождения этих посланий, однако страны этой на картах не нашли, что, впрочем, не помешало многим из них поверить в существование заброшенного царства благодати и счастья.

Более конкретные сведения европейцы получили о Шамбале несколькими десятилетиями позже, когда выходец из Португалии Э. Каселло побывал в Бутане и Тибете. Судьба этого монаха была полна странствий: в еще очень юном возрасте он был послан в Индию для миссионерской работы. Через двенадцать лет, захватив с собой помощника, уже зрелый и хорошо знакомый с культурой востока Каселло отправился в Бенгалию, а потом и в Бутан. В буддистском монастыре в Шегасте монахи основали христианскую миссию. На протяжении своего путешествия, миссионеры посылали в Индию подробные отчеты, в которых и упоминалась таинственная Шамбала.

Следующая волна интереса к Шамбале прокатилась по Европе в начале девятнадцатого веерка. Интерес этот был вызван трудами по языкознанию лингвиста и востоковеда из Венгрии Александра К. де Короса. Этот ученый путешествовал по Гималаям, четыре года прожил бок о бок с буддистскими монахами в Ладахе. По возвращении он принялся за составление подробного тибето-английского словаря. Де Корос оставил многочисленные записки о своем путешествии, где называет и географическое положение Шамбалы – лингвист был убежден, что располагается она в Северном Тибете.

В начале ХХ века Гималаи исследовал Фердинанд Оссендовский, оставивший богатейшие заметки о своем путешествии в книге «И звери, и люди, и боги». Оссендовский называет таинственный «рай на земле», расположенный в Гималаях не Шамбалой, а Агарти, и выглядит она, по его мнению, не как некая страна, располагающаяся в венце гор, как подземное царство. Агарти, по Оссендовскому – это подземное святилище, некие сакральный центр, где сконцентрирована сила и могущество Владыки Мира. Владыка мира является медиатором между миром Божественного и миром людей. Духовная мощь Владыки мира безмерна – он знает о помыслах тех смертных, от которых зависит история, и если эти помыслы соответствуют тому, что должно свершаться на земле по воле Бога, Владыка мира способствует их осуществлению, если же они не соотносятся с исторической предопределенностью – то он препятствует им.

Монгольские ламы рассказали Фердинанду Оссендовскому о том, что континенты, исчезшие в Атлантическом океане, размещены под Гималаями, там теперь и живут бывшие обитатели легендарной Атлантиды. Здесь же поселились и просветленные индийские йогины – наги. Огромные подземные коридоры, тянущиеся на целые километры, которые открылись взорами немногочисленных свидетелей, тянулись на многие тысячи километром, и совершенно невозможно было определить, где им конец. Под Гималаями простирается целая страна, уверяли монгольские ламы.

Однако не многим позволила эта страна проникнуть в себя – для нежданных гостей вход в Шамбалу всегда закрыт. Сакральная обитель защищает свои границы многообразными способами – сверхъестественные силы охраняют ее зону от путников, которые вынуждены обходить ее из-за опасностей обвалов, или действия неких таинственных лучей, преграждающих путь. Однако это не значит, что жители Шамбалы полностью изолированы от внешнего мира – не ясно, как пробраться в Шамбалу, но по рассказам Фердинанда Оссендовского, из самой Шамбалы можно попасть куда угодно.

Известны многочисленные случаи, когда мудрецы Шамбалы обращались к правителями вполне реальных земных государств с приветствиями или предупреждениями. Мудрецы таинственной страны поздравляли советское правительство с грядущим духовным обновлением России, давали советы по изучению души, психической энергии и ее мирному использованию. В дальнейшем Махатмы стали обращаться не лидерам государств, а к Организации Объединенных Наций и Совету Безопасности. Некоторые источники рассказывают даже о таинственном появлении некоего странного никому не известного человека, якобы одного из обитателей Шамбалы, на секретном заседании Совета безопасности в 1947 году, где решились важнейшие вопросы перераспределения власти после Второй мировой войны. Человек в белом обратился к собравшимся для совещания в речью, и, несмотря на всеобщее недоумение, говорил о справедливости и ответственности собравшихся за все человечество. Исчез он таким же непостижимым образом, как и появился, появление его удивило и испугало, однако неизвестно, как конкретно оно отразилось на результатах собрания.

Елена Петровна Блаватская, утверждавшая свою принадлежность Великой Белой Ложе Гималаев, оставила множество упоминаний о Шамбале. Шамбала, о которой пишет Блаватская имеет вполне определенное физические местоположение на земле, однако достичь его может только достойнейший во всех отношениях искатель мудрости. В своей книге «Из пещер и дебрей Индостана» она рассказывает о городе солнца – Асгарте, а также о подземных пещерах, соединенных многочисленными ходами. В незапамятные времена Город Солнца находился на поверхности земли, однако сейчас спустился под землю, укрылся с глаз людских. В его подземных пещерах обитают особые существа, несколько отличающиеся от людей сверхъестественными способностями и силой духа.

Эпопея поисков Шамбалы неразрывно связана с именем Николая и Елены Рерих. Николай Рерих, русский художник, ученый и философ много путешествовал по Азии и всю жизнь свои посвятил изучению ее истории, культуры, философии и религии. Он беседовал с ламами, которые посвятили его в тайное знание и рассказали о Шамбале, скрывающейся за непреступными горными вершинами. Духовный центр мира, находящий в Шамбале, по мнению жены Николая Константиновича Рериха Елены Ивановны Рерих в будущем должен переместиться в Россию. Россия должна стать тем пространством, где духовное и материальное максимально сблизятся, и благодаря своему особому духовному пути, Россия обретет возможность стать новой Шамбалой. Махатмы, с которыми говорили Рерихи, открыли им учение Агни-Йоги, которая затрагивает многие аспекты космологии, природы человека и человечества. Среди основных тезисов Агни-Йоги – утверждение о единстве духа и материи, о вездесущности жизни и разума, иерархичности космоса и всепроникающей психической энергии.

Многие духовные традиции рассматривают Шамбалу не как мифическую страну, земной рай и обитель Духа и мудрости, но как метафору духовного просветления, особого состояния человека, когда он достигает вершин мудрости, очищается и приобщается к знанию. Шамбала понимается как некая цель самосовершенствования, как точка полной успокоенности ума. Само слово Шамбала вероятнее всего произошло от одного из имен Будды Шамба и Ла – что означает «перевал». Таким образом, Шамбала – это мистический перевал Будды – порог, когда наступает просветление.

В эзотерических учениях Шамбала понимается как центр Вселенной в том смысле, что в ней концентрируется вся потенциальная творческая энергия мира, а значит – она является наиболее напряженной точкой на планете, в ней содержится волевой заряд, ментальная сила. Шамбала – это также и особый приемник космической энергии. Не напрасно ее называли городом Солнца: она является той точкой, в которой скапливается сила Солнца, там же она созревает, порождая творческую энергию, которая запускает в ход процесс эволюции, от которого зависит судьба жизни на планете. Из Шамбалы по всей Земле идут некие невидимые каналы, по которым и распределяется получаемая ей космическая энергия, которая является не чем иным, как любовь, ментальная мощь, и воля. На протяжении всего цикла существования планеты Земля Шамбала является единственной точкой, центром, который притягивает к себе энергии, накапливает их и выступает организующим началом в энергетическом питании всей Земли.

Француз Рене Генон, труды которого проникнуты мистицизмом, воспринимал Шамбалу как некую параллельную физическому миру реальность. Надчеловеческий мир, содержащий идеи, накопленные людьми за долгий период из истории, существует в виде особых «духовных центров». Эти центры долго время были доступными для проникновения, однако деградация рода человеческого привела к тому, что сознание людей оказалось попросту неспособным воспринимать высшие миры, где хранились тайные знания древности. Если ранее хранилище священных смыслов, земной рай, или город Бессмертия располагался на вершине горы и был открыт проникновению человека, то со временем он оказался глубоко под землей, скрылся от возможного проникновения всего чужеродного и враждебного. Тайный центр, содержащий в себе истину, является некоей особой точкой, дающей начало течению времени, развертыванию всего состояний меняющегося мира, развертыванию пространства как такового. Эту точку Генон и его ученики именовали «Пещерой Сердца».

Властитель Мира, тот, кто обитает в «Пещере сердца» - это высшая сущность, тот, кому удалось стать подобным Высшему Творцу вселенной – уподобиться Брахману. Тот, кто достигнет такого духовного совершенства, что забудет, что есть скорбь, узы телесности, и зло, сможет сравниться с создателем Вселенной Брахманом и обрести бессмертие. Однако, в учении Генона Шамбала понималась скорее как символический духовный центр мира, однако не как некое конкретное географическое пространство. Он считал Шамбалу высшей реальностью, которая, в отличие от земного мира иллюзии, обладает наивысшей ценностью и является горизонтом совершенствования духа.

В ХХ веке Шамбала пережила настоящий пик популярности – ее разыскивали и ученые, и мудрецы, и политики, вершащие судьбы мира. Доподлинно известно, что многочисленные экспедиции в Гималаи снаряжал Гитлер. В эзотерические концепции, сконструированные его идеологическими соратниками прекрасно вписывалось понятие о Шамбале, как сакральном центре, где обитают Атланты, от которых собственно и произошла арийская раса. Найти Шамбалу для Гитлера – означало получить некую мистическую власть над всем миром и получить практическое доказательство подлинности оккультной идеологии Третьего рейха.

Однако, несмотря на все усилия путешественников и мистиков, Шамбала и по сей день остается тайной за семью печатями.

Следующий анекдот

Ровно пятнадцать лет Николай ищет таинственный город Шамбалу, увидеть который можно только особым, духовным зрением. Руководствуясь туманными намёками в священных текстах да подслушанными в харчевнях слухами, Николай упорно идёт к своей мечте. Денег не осталось совсем, в котомке - только три сухаря да томик "Упанишад", одежда изорвана, пальцы сбиты в кровь, ледяной ветер обжигает потрескавшиеся губы. Обратно уже не вернуться - не хватит ни сил, ни провианта. Но Николай ползёт по скале.

Вложив остаток сил в отчаянный рывок, он подтягивается и взбирается на широкую каменную площадку. Отдышавшись, Рерих оглядывается и замирает: перед ним - огромный храмовый комплекс, вырубленный в скале. Из огромной арки, украшенной диковинными барельефами, доносится тихий, но пробирающий до дрожи звук.

Рерих на негнущихся ногах входит в храм. Невероятных размеров пещера, сотни тысяч свечей не справляются с темнотой, в центре стоит двадцатиметровый лингам, искусно вырезанный из цельного куска нефрита. Лингам источает неземной свет, вокруг - тысячи монахов в шафранных одеяниях. Монахи стоят недвижимо и поют мантру "Ом".

Рерих, сам не свой от осознания свершившейся мечты, устремляется к лингаму, но не доходит - замирает в благоговении и тоже начинает петь мантру "Ом". Он буквально физически ощущает, как неземной свет лингама наполняет его просветлением и мудростью!

Вдруг слышит над ухом шёпот какого-то монаха:
- Рерих? Коля?
Рерих в некотором замешательстве кивает головой.
Снова тот же голос тихонько:
- Был послан нахуй одиннадцатого февраля девяносто третьего года ямщиком на Василеостровской за то, что зажал гривенник?
Рерих, в полной растерянности:
- Не помню, наверное да. А что?
- Поздравляю, ты пришёл!

Следующий анекдот

После частичного открытия архивов Службы внешней разведки в начале 1990-х возникла легенда – чекисты помогли великому художнику Николаю Рериху организовать экспедицию в Тибет для поиска Шамбалы, включили в нее своих людей и в итоге получили бесценные знания древнейших цивилизаций. Давайте разберемся, откуда взялась эта версия, что здесь правда, а что ложь?

Злой зимний ветер заметал снегом хижины на высокогорном плато Чантанг. В одной из них сидел немолодой, бородатый мужчина - известный во всем мире художник Николай Рерих. При свете масляной лампы он писал «..теперь правительство Тибета жестоко оскорбило в лице нашей Миссии великую страну Америку…». Вот уже третий месяц его экспедиция без объяснения причин была задержана тибетскими властями. Рерих еще не знал, что в снежном плену они проведут пять месяцев, потеряют почти всех вьючных животных и нескольких членов экспедиции.

Великое путешествие Западных буддистов.

В августе 1925 года из Индии вышла экспедиция, целью которой было изучить малодоступные районы Гималаев, культуру и религиозные обычаи народов, их населявших. У возглавлявшего ее Николая Рериха, художника с мировым именем, было еще несколько личных целей…

План организации экспедиции в Тибет окончательно оформляется у художника в 1920 году. Но подобная экспедиция затратна, поэтому проходит еще несколько лет, прежде чем он прибывает в Индию, найдя на нее средства. К этому времени, у художника меняется отношение к большевикам, он встречается с советскими дипломатами и готов своими глазами оценить успехи коммунистического строительства в СССР. Между тем, в США его планы по посещению Тибета вызывают восторг. Тем более, большевики рады даже недолгому возвращению Рериха в Россию. Ведь он живописец с мировым именем и принимает советскую власть. Новый партнер художника – Луис Хорш помогает ему создать две фирмы в США, которые, через связи Рериха, должны добиться выгодных концессий в СССР. Американское правительство официально оказывает покровительство экспедиции, к ней присоединяются граждане США. Среди них много лиц, принявших новомодный буддизм…

После своих экспедиций в 1920-х и 1930-х Рерих, в итоге, осел в Индии, в предгорьях Гималаев. После своих экспедиций в 1920-х и 1930-х Рерих, в итоге, осел в Индии, в предгорьях Гималаев.

Шамбала, буддизм и чекисты.

Начало 20 века было временем бурного роста человеческих знаний. Наряду с величайшими открытиями в области физики, химии, биологии общество жаждало и новых духовных практик. Мир стремительно менялся. Основавшая в 1875 году «Теософское общество» в Лондоне Елена Блаватская одна из первых рассказала европейцем о Шамбале – мистическом городе-царстве, где хранятся великие знания человечества, скрытые от глаз алчных и жестоких людей. Одновременно, в Европу и Северную Америку приходили сведения о сверхъестественных способностях людей в Индии, Индокитае и Тибете. Вспомним, никому не известная Маргарета Зелле мгновенно стала знаменитой Матой Хари, продемонстрировав свои танцы, якобы выученные у жрецов в храмах далекой Индонезии.

Наука скептически относилась и к опытам мадам Блаватской, и к описанию чудес индийских йогов, но и среди признанных ученых хватало тех, кто пытался идти путями, позднее завершившимися тупиком. Духовный поиск начала 20 века ненадолго был прерван Первой мировой войной, но затем расцвёл с новой силой. В молодой Советской России, государстве, отбросившем старые авторитеты, тоже вовсю идет поиск новых знаний. «Красные спиритические сеансы», опыты по получению знаний из ноосферы, да наконец омолаживание людей, вспомним профессора Преображенского, он имел реальных прототипов. Курирует все эти эзотерические исследования и не признаваемые официальной наукой опыты, конечно, ЧК-ОГПУ. А один из кураторов – Яков Блюмкин, загадочнейшая и весьма забавная личность – убийца германского посла фон Мирбаха, поэт и друг поэтов, ближайший сотрудник Льва Троцкого, пьяница и неудержимый хвастун – все это о нем ( подробнее читайте в нашей статье ). Этот человек, по своим личным качествам, пример того, каким не должен быть разведчик, однако ему доверяют важнейшие задания.

В начале 1920-х он ненадолго оказывается в Палестине, где пытается поднять еврейскую социалистическую революцию. Этот план проваливается, однако Яков успешно ускользает от британской полиции (Израиль и Палестина – британские подмандатные территории) и возвращается в советское Закавказье, где недолго служит представителем ОГПУ. Однако вскоре его вызывают в Москву и на какое то время его следы в архивах теряются. Тем временем к столице СССР с Востока приближается Рерих, он благополучно перевалил Гималаи, изучил китайский Синьцзян и едет договариваться с Советами и помощи на следующем этапе экспедиции. Кроме того, художник заинтересован в получении концессий для своих фирм.

Более 500 работ Николая Рериха посвящены Гималаям. Более 500 работ Николая Рериха посвящены Гималаям.

Правила «Большой игры».

Термин «Большая игра» ввел в оборот Редьярд Киплинг (автор «Маугли» писал еще и шпионские романы). Это геополитическое противостояние Британии и Российской империи в Центральной Азии, формально завершившееся в 1907 году соглашением о сферах влияния. Руководству молодого советского государства игра понравилась, ведь ее правила просты – создай как можно больше угроз Британии потерять Индию в случае конфликта с СССР, и ты выиграл!

Именно поэтому Рериха ждут в Москве с распростертыми объятиями. Он прошел тем путем, которым в случае необходимости пойдут в Индию караваны с советским оружием для мятежников, готовых изгнать британских колонизаторов. Но и это еще не все, ведь великий художник побывал в Синьцзяне, где точат зубы на советскую власть сбежавшие белоэмигранты. И, главное, Рерих едет обратно, теперь он собирается достичь Лхасы – столицы Тибета. А его экспедиция пользуется поддержкой США.

В итоге в Москве Николая Рериха встречают очень хорошо. Ему организуют максимальную поддержку с экспедицией, обеспечивают машинами и провиантам. Дают команду дружественным монгольским властям обеспечить охрану и проводников. Предложения же по концессиям вежливо выслушивают, обещают помочь, однако намекают, что сначала надо завершить экспедицию. Великий живописец делится и своими планами по объединению буддистской и коммунистических философий. На словах он находит полное понимание, однако устроить немедленную революцию в Тибете ему не предлагают. Более того, сам Рерих в своих дневниках не описывает официальных сопровождающих с советской стороны. А вот противник Советов своего человека присылает. Экспедиция покидает Улан-Батор весной 1927 года, направляясь в Тибет через пустыню Гоби. В июле в одном из оазисов к ним присоединяется с отрядом полковник колчаковской армии и, с высокой долей вероятности, британский агент Николай Кордашевский. Этот офицер, чье состояние, находившееся в Литве, уцелело в гражданскую войну, вместо мирной жизни под Ковно (Каунас) неожиданно увлекается эзотерикой, продает поместье и срочно выезжает на встречу с Рерихом. Источники пишут, что завербован он был в штабе британского генерала Нокса, еще в 1919 году…

Улан-Батор (русск. Урга) до середины 1930-х был единственным настоящим городом в Монголии. Здесь Рерих зимовал перед вторым этапом экспедиции. Улан-Батор (русск. Урга) до середины 1930-х был единственным настоящим городом в Монголии. Здесь Рерих зимовал перед вторым этапом экспедиции.

Странный лама из постсоветских легенд

А что же неутомимый советский разведчик Яша Блюмкин? Одна из серьезных фигур на доске «Большой игры», если она, конечно на ней действительно стояла. Ведь именно в участии этого чекиста в экспедиции и кроется загадка. По официальным документам, чекист Блюмкин отправлен еще в 1925 году на Украину. Но о его командировке нет никаких сведений, и никто из его окружения не вспоминает, что неусидчивый разведчик полгода безвылазно провел в Киеве или Одессе. Зато есть легенда и ее рассказывал сам Блюмкин, о том, что он добрался через Западные Гималаи до Индии, выдавал себя за тибетского ламу, был задержан англичанами, но благополучно бежал от них с картами самых удобных проходов в Индию. Более того, ряд авторов поздних исследований отмечают, что на первом этапе экспедиции к ней примыкает странный лама. Вскоре выясняется, что он говорит по-русски и многое знает о Рерихе. Затем лама перевоплощается в чекиста Яшу и везет Рериха в гости к наркому просвещения Луначарского.

Вышеуказанная версия приводится в очень спорной книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи». Визит к Луначарскому описывается по воспоминаниям жены наркома. Однако, действительно, Блюмкин близкий приятель Луначарского, жил перед арестом на его квартире. А уж что он мог наплести в гостях у последнего никому не ведомо, но все приятели Блюмкина, в том числе такие литераторы как Мариенгоф и Есенин отмечали безудержное хвастовство неугомонного чекиста.

Еще одно косвенное доказательство прямого участия советских спецслужб в экспедиции Рериха - Блюмкина неожиданно посылают представителем ОГПУ в Монголию. Именно из монгольской столицы Рерих собирается начать второй этап своего путешествия. В Монголии Яков ведет себя как представитель оккупационных властей, репрессирует врагов советской власти, не советуясь с местным руководством, и очень много пьет. Но он все время на виду. На 9-10 месяцев, необходимых для сопровождения экспедиции чекист не исчезает.

Наконец, последний вопрос, на который достаточно сложно ответить. Как можно выдавать себя за ламу, не владея тибетским языком, весьма сложным, имеющим индийские корни. Вряд ли Яша был настолько талантлив, чтобы выучить его по дороге в командировку. Кроме того, одесские евреи очень талантливы, отличаются оригинальным чувством юмора, но никак не похожи на тибетцев.

По версии О.Шишкина и его сторонников Яков Блюмкин - крайний справа. Одна из уцелевших фото Блюмкина (сделанная после ареста в 1929) в левом углу. Сравнивайте. (фотография экспедиции Н.Рериха) По версии О.Шишкина и его сторонников Яков Блюмкин - крайний справа. Одна из уцелевших фото Блюмкина (сделанная после ареста в 1929) в левом углу. Сравнивайте. (фотография экспедиции Н.Рериха)

Недоступная Лхаса и загадки экспедиции

До Лхасы Рерих не добрался. В октябре тибетские власти под угрозой оружия задержали экспедицию и через 5 месяцев, которые художник и его люди провели в невыносимых условиях, отправили ее в Индию. Не получилось ни беседы с Далай-Ламой, на которую Рерих так рассчитывал, ни бесед с мудрецами о Шамбале, ни заключения пакта между западным и восточным буддизмом. Тибетцы попросту выставили нежелательных иностранцев по рекомендации британского консула.

Что было дальше? Рерих нарисовал более 500 полотен, изображающих Гималаи. Концессий он не получил, в коммунизме разочаровался, а в 1930-х попытался устроить еще одну экспедицию, с японцами. В итоге художник осел в северной Индии. В войну помогал СССР и очень хотел еще раз посетить Россию.

В годы Великой Отечественной войны Николай Рерих вернулся к патриотической тематике. Он безоговорочно поддерживал СССР. В годы Великой Отечественной войны Николай Рерих вернулся к патриотической тематике. Он безоговорочно поддерживал СССР.

Полковник Кордашевский всплыл в Ватикане и умер, став православным священником. Якова Блюмкина расстреляли осенью 1929 года. Он сам проболтался куче друзей про контакты с опальным Троцким. Экспедиция Рериха получила высочайшие оценки от разных географических обществ за сбор этнографической и культурной информации.

В 1993 году часть архивов СВР была передана Фонду Рериха и открыта для исследований. Документы подтвердили колоссальный интерес советской разведки к экспедиции Рериха. Однако не закрытым остался и вопрос об участии в экспедиции советских разведчиков, включая Блюмкина, и собственно работа Рериха на ОГПУ. В книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи» об этом говорится уверенно. Его версию в СВР сначала опровергали, потом оставляли без комментариев. Другой биограф Рериха Максим Дубаев настроен более скептически, однако признает невозможность организации второго этапа экспедиции без поддержки Москвы.

Чекисты, увлекавшиеся в 1920-е годы эзотерикой вполне могли и искать Шамбалу. Вот только зачем им идти в составе заметной экспедиции, которую могут и не пропустить через границу Тибета. Незаметный паломник, бурят, калмык или монгол мог спокойно добраться до буддистских монастырей и осесть там на долгие годы. Едва ли в этом была нужна помощь Рериха. Скорее уж его группа была нужна для отвлечения внимания от настоящих агентов ОГПУ.

А вот в «Большой игре» экспедиция сыграла важнейшую роль. Троцкий, сторонник мировой революции, был еще одной из ключевых фигур в руководстве СССР. Разжечь пролетарские восстания в Европе не получилось. Англия грозит войной и ставит ультиматумы. Но она, как и 100 с лишним лет назад уязвима в Индии, где активно развивается местное движение за суверенитет. Один раз, в середине 1850-х англичане уже чуть не потеряли «жемчужину» своей империи. А если восстанет индийская беднота и северные княжества? Если по заранее размеченным тропам заблаговременно завербованные проводники поведут из Советской России караваны с оружием и военными инструкторами? Вот о чем думали в советской разведке. И вот почему, в первую очередь помогали Рериху. Кроме того, получилось собрать информацию о белых эмигрантах в Китае и слегка поссорить американцев с англичанами (американские политики впоследствии вообще открестились от Рериха во избежание международных скандалов).

В сети ходят копии протоколов Якова Блюмкина. В них он, еще уверенный, что старые друзья чекисты сильно не накажут, рассказывает о том, что проник в Шамбалу, видел древние машины, которым 12 тысяч лет, но как они работают ему не показали. Вот только, проверки эти документы не выдерживают, а Яша Блюмкин был, что называется «авантюрист от бога» и, даже если эти документы подлинные, мог врать на допросах. Причем, просто для развлечения. Человек был своеобразный, но умер как мужчина, командуя, по словам некоторых очевидцев, своим расстрелом.

А Шамбала? Многие буддистские учения говорят, что она внутри каждого из нас. Надо только ее найти!

Следующий анекдот

Путешествует Николай Рерих по Тибету, ищет Шамбалу. Год, два, три, но чувствует — Она всё ближе. И вот поднимается на гору, находит там спуск в пещеру, целый день спускается по нему и выходит в огромный зал. Вдоль стен рядами тысячи монахов, тянут «Оммм. », а посреди пещеры — огромный, метров 30 высотой из цельного куска нефрита лингам.
И тихий голосок раздаётся у Рериха над ухом:
— Коля?
— Да!
— Рерих?
— Да!
— Помнишь, в 1914–м году на углу Фонтанки и Невского был послан извозчиком на хуй ?
— Да…
— Поздравляю - ты пришёл!

Читайте также: